Показатели качества жизни

Понятие уровня жизни и показатели его характеризующие

⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 19Следующая ⇒

Уровнем жизни называют совокупность продуктов и услуг, которые потребляет отдельный человек, семья, или социальная группа населения.

В широком смысле понятие уровень жизни включает, кроме потребления, еще условия проживания, здоровье, образование, нравственность и использование человеком свободного времени.

Уровень жизни изучают применительно ко всему населению, к его социальным группам; к домохозяйствам с различными доходами.

Анализ уровня жизни населения изучается с помощью следующих основных показателей:

· показатели доходов населения;

· показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;

· сбережение;

· показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;

· показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;

· обобщающие оценки уровня жизни населения.

Эти показатели дают количественную оценку уровня жизни. Для качественной характеристики условий жизни населения используют следующие показатели демографической и социальной статистики:

· коэффициент младенческой смертности;

· показатели состояния и охраны здоровья;

· показатели качества и структуры потребляемых продуктов питания;

· уровень грамотности и состояние сферы образования и культуры;

· уровень комфортабельности жилья.

С помощью системы показателей уровня жизни населения:

а. разрабатывается система нормативов, связанных с доходами и расходами населения (минимальная заработная плата, минимальные трудовые и социальные пенсии, минимальные стипендии и прочие минимальные потребительские бюджеты, минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и т.д.).

Существующие нормативы отражают современные представления о потребностях людей в минимальных благах и услугах или в минимальных личных потребностях.

Личные потребности делятся на:

– физиологические (пища, одежда, жилье);

– интеллектуальные (образование, квалификация, творческая деятельность);

– социальные (общественно-политическая деятельность, обеспечение социальных прав).

б. изучаются процессы расслоения населения по уровню доходов и потребления, определяется влияние различных социально-экономических факторов на их динамику;

в. проводятся международные сопоставления уровня жизни населения по странам и территориям;

г. осуществляется комплексное изучение динамики и структуры показателей уровня жизни как в целом по населению, так и по отдельным социальным группам, домохозяйствам с различными доходами;

д.

разрабатывается социальная политика государства и определяются первоочередные направления социальной поддержки отдельных групп населения.

Для количественной оценки динамики уровня жизни и проведения ее сравнительного анализа используют следующие обобщающие показатели: валовой внутренний продукт, национальный доход и чистый национальный располагаемый доход. Часто используется показатель объема валового внутреннего продукта в реальном выражении (в сопоставимых ценах) на душу населения. Для международных сопоставлений этот показатель оценивается в долларах США на основе паритета покупательной способности валюты.

Так как указанные стоимостные показатели имеют некоторые недостатки (валовой внутренний продукт включает расходы на содержание государственного аппарата, армии, что не всегда связано прямо с уровнем жизни населения), поэтому предлагаются относительные качественные показатели (коэффициент детской или материнской смертности. средняя продолжительность предстоящей жизни и т.д.).

Эти показатели дают количественнуюоценку уровня жизни.

Для качественной характеристики условий жизни населения используют следующие показатели демографической и социальной статистики:

· коэффициент младенческой смертности;

· показатели состояния и охраны здоровья;

· показатели качества и структуры потребляемых продуктов питания;

· уровень грамотности и состояние сферы образования и культуры;

· уровень комфортабельности жилья.

Индексразвитиячеловеческогопотенциала(ИРЧП), который отражается как благосостояние, так и качество жизни населения той или иной страны. Он рассчитывается как средняя арифметическая из трех наиболее наглядных индикаторов уровня жизни:

,

где — индекс средней продолжительности предстоящей жизни населения;

— индекс уровня образования населения

,

где — индекс грамотности среди взрослого населения;

— индекс совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений.

— индекс реального валового внутреннего продукта на душу населения (в долларах США).

Согласно методологии при расчете каждой из составляющих сводного индекса используются фиксированные стандарты минимального и максимального значений, с которыми сравниваются фактические показатели по стране

.

Для индекса средней продолжительности предстоящей жизни за минимальный уровень принят возраст 25 лет, за максимальный — 85 лет. Для индекса уровня образования населения стандарты составляют соответственно 0 и 100 % (для исчисления индекса грамотности взрослого населения берется возраст от 15 лет и старше; для индекса совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений — от 6 до 24 лет). Для расчета индекса реального ВВП на душу населения Xmin =100 дол., а Xmax = 5120 дол., или 5 500 дол. Методология исчисления ИРЧП постоянно совершенствуется. Увеличивается число показателей, и решаются вопросы значимости (веса) показателей, используемых при его построении.

Чем (выше) ближе значение ИРЧП к единице, тем выше степень развития человеческого потенциала в данной стране.

К сводным показателям уровня жизни населения можно отнести так индекссоциальногонеблагополучия (ИСН):

,

где П — произведение;

— число умерших людей;

— число человеко-дней, потерянных из-за забастовок;

— число зарегистрированных безработных;

— число зарегистрированных преступлений;

— число зарегистрированных разводов;

—число родившихся;

— покупательная способность средней заработной платы.

Чем меньше ИСН, тем более благополучно в социальном отношении общества.

Конечной целью трудовой деятельности людей является удовлетворение их многообразных потребностей. Наиболее полное и качественное удовлетворение всё возрастающих и расширяющихся потребностей населения является стратегической задачей социальной политики государства. Для характеристики уровня развития и степени удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей граждан (в питании, жилище, услугах, образовании, здравоохранении и т.д.) используется понятие «уровень жизни».

Уровень жизни – понятие комплексное, оно характеризуется системой показателей, каждый из которых даёт представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности населения. Чтобы иметь достаточно полное представление об уровне жизни, необходимо изучение доходов населения и его потребностей, уровня и структуры потребления, обеспеченности жильём, имуществом, предметами культурно-бытового назначения и многим другим.

Показатели, характеризующие уровень жизни, многообразны. Некоторые из наиболее важных показателей представлены в табл. 8.1.

Таблица 8.1

Основные показатели уровня жизни

Объемные (абсолютные) Удельные (средние)
Объем национального дохода Доля фонда потребления в национальном доходе
Номинальные доходы населения Реальный доход на душу населения
Фонд заработной платы Средняя и минимальная заработная плата
Доходы от предпринимательской деятельности Средний доход от предпринимательской деятельности на душу населения
Объем пенсионных фондов Средний и минимальный размеры пенсии
Объем товарооборота Товарооборот на душу населения
Объем выполненных услуг Объем услуг на душу населения
Величина жилого фонда Обеспеченность жильем на одного человека (кв. м, комнат)
Численность занятых в отраслях экономики Доля безработных в экономически активном населении
Сумма вкладов населения в сберегательный банк Средний размер вклада
Естественный прирост населения Продолжительность жизни

В исследовательских целях многообразные показатели уровня жизни классифицируются по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; стоимостные и натуральные; количественные и качественные и др.

Общие показатели характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества. К ним относятся размеры на душу населения: валового внутреннего продукта, национального дохода, фонда потребления, потребительского фонда национального богатства. Частные показатели также обусловлены общественным развитием, но имеют большую детализацию и конкретизируются по отдельным группам потребностей. В их числе можно выделить: уровень и способы потребления; обеспеченность жильём и благоустройство быта; условия труда; уровень социально-культурного обслуживания; условия воспитания детей; социальное обеспечение и др.

Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения потребностей. К ним относятся показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояния каждого человека (номинальные и реальные доходы, их дифференциация, занятость и др.). Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной, профессионально-квалификационный состав населения, среднюю продолжительность жизни.

К стоимостным относятся все показатели доходов и другие показатели в денежной форме (товарооборот, объём услуг, перевозок, денежные вклады и накопления и т.п.). Натуральные показатели характеризуют объём потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях (кг, шт., кв.м., куб.м. и т.д.) – потребление продуктов питания, энергии, обеспеченность имуществом, жильём, товарами культурно-бытового назначения.

Количественные показатели характеризуют объём потребления конкретных благ и услуг. Качественные показатели позволяют охарактеризовать качественную сторону благосостояния населения: уровень образования, квалификации, структуру потребления, обеспеченность предметами социально-бытового назначения длительного пользования и т.п.

Именно качественная сторона жизни людей, нередко не поддающаяся количественной оценке, приобретает всё большее значение для характеристики их благосостояния, степени удовлетворения не только материальных, но и социальных и духовных потребностей. В связи с этим в последние годы в мировой и отечественной практике наряду с понятием уровня жизни всё чаще используется понятие качества жизни.

Качество жизни – это категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни людей, определяющие полноту удовлетворения всего комплекса их потребностей, степень достоинства и свободы личности каждого человека. Она включает оценку уровня жизни, а также качественную (не измеряемую) характеристику условий жизни: качественную сторону питания (вкусовые качества, свежесть и разнообразие продуктов и др.), жилища (удобство планировки и благоустройство населённых пунктов), состояния окружающей среды, культурного уровня населения (качество учёбы, степень овладения научными знаниями, художественный и нравственный уровень средств культуры и др.), условий труда (соответствие его личным склонностям и индивидуальным способностям людей, творческий характер, моральное удовлетворение, трудовой микроклимат и др.), условий отдыха, социально-бытовой обстановки (уверенность в завтрашнем дне, соблюдение прав и свобод и др.). Характеристика качества жизни предполагает оценку семейных, профессиональных и общественно-политических отношений, которые не рассматриваются при характеристике уровня жизни, учитывает самооценку людьми условий их жизни, которая не всегда совпадает с измеряемыми показателями уровня жизни.

Многообразие показателей, характеризующих жизнедеятельность людей, затрудняет комплексную оценку уровня и качества жизни, нуждающуюся в системе интегральных показателей.

В настоящее время нет рационального метода приведения разнородных показателей уровня жизни к единому показателю, всесторонне характеризующему уровень и качество жизни населения. Вместе с тем известны попытки и имеется опыт разработки таких показателей зарубежных и российских учёных.

Со второй половины 80-х годов прошлого века в соответствии с «Программой развития ООН» в мировой практике в качестве интегрального показателя используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).Он (IРЧП) рассчитывается как средняя арифметическая величина трёх индексов: валового внутреннего продукта на душу населения (IВВП), ожидаемой продолжительности жизни (IПЖ) и уровня образования населения (IОБР), соотнесённых с наивысшими мировыми уровнями этих показателей:

Каждый индекс рассчитывается по формуле:

,

где Df – фактическое значение показателя в данной стране за исследуемый период; Dmin и Dmax– соответственно минимальное и максимальное значение показателя в мире.

При этом уровень образования в каждой стране (DОБР) рассчитывается как средневзвешенная величина доли грамотного населения (dГР) в возрасте 25 лет и старше (вес 2/3) и доли учащихся (dУЧ) среди населения в возрасте до 24 лет (вес 1/3): DОБР = dГР*2/3+dУЧ*1/3.

При всех достоинствах (простота исчисления, универсальность, статистическая доступность) ИРЧП не полностью охватывает условия жизни и имеет ряд допущений (например, равнозначность трёх его составляющих). Поэтому продолжаются поиски новых методов интегральной оценки уровня и качества жизни населения.

Так, специалисты Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) предложили метод определения индекса, который охватывает все компоненты уровня жизни со взвешиванием их значимости по настоятельности соответствующих потребностей в зависимости от эластичности затрат на их удовлетворение в домашнем хозяйстве.

С.А.

Айвазян предложил методику оценки качества жизни населения по группам показателей, характеризующих качество населения, благосостояние населения, качество социальной сферы, качество экологической сферы, природно-климатические условия.

По заказу британского издания The Economist его эксперты провели исследование качества жизни населения разных стран на основе балльной оценки множества показателей, девять из которых были определены как основные: ВВП на душу населения; степень удовлетворения системой здравоохранения; уровень безработицы; климатические условия; соблюдение гражданских свобод; политическая стабильность и безопасность; развитие общественной жизни; комфорт семейной жизни; равенство полов. Все значения (кроме ВВП на душу населения) определяли путём опроса граждан, насколько они довольны тем или иным показателем. Общая оценка производилась по 10-балльной шкале. Очевидно, что подобная методика даёт не объективную оценку уровня качества жизни в той или иной стране, а характеризует степень удовлетворённости ею населения.

Одним из важных элементов качества жизни является качество трудовой жизни, под которым понимается систематизированная совокупность свойств, характеризующих условия производственной жизни людей и позволяющих учесть степень реализации интересов работников и использования их способностей (интеллектуальных, творческих, моральных, организаторских и др.). Качество трудовой жизни является основным критерием развитости социально-трудовых отношений.

Качество трудовой жизни определяется рядом требований:

· работа должна быть интересной, содержательной, характеризоваться высоким уровнем организации, включать творческие элементы;

· работа должна быть социально полезной, работник должен ощущать гармоничную связь с социальной средой;

· работники должны получать справедливое вознаграждение за труд и признание своего труда;

· работа должна осуществляться в безопасных и здоровых условиях труда;

· работникам должна быть обеспечена возможность использования социально-бытовой инфраструктуры организации;

· работники должны участвовать в принятии производственных решений, затрагивающих их работу и интересы;

· работникам должна быть гарантирована занятость, обеспечена правовая защищённость, возможность профессионального роста и развития дружеских взаимоотношений с коллегами.

Качество трудовой жизни является многогранным понятием и его невозможно оценить каким-либо единым показателем. Чаще всего оно характеризуется определённым набором экономических и социальных показателей, отражающих условия производственной жизни работников. При этом оценка качества трудовой жизни может осуществляться с позиций работника, предпринимателя и общества в целом (см. табл. 8.2).

Таблица 8.2

Показатели качества трудовой жизни

Показатели, характеризующие уровень жизни населения

Социальная политика государства – комплекс организационных, экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию помощи инвалидам и малообеспеченным гражданам.

Величина доходов, других благ и услуг, их распределение по группам населения во многом определяет уровень жизни. Уровень жизни – это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами. Он характеризуется системой количественных и качественных показателей: общим объемом потребляемых благ и услуг, реальными доходами, размерами оплаты труда, социальными выплатами, накопленным имуществом, денежными сбережениями, условиями труда, продолжительностью свободного времени и т.д.

В качестве обобщающего показателя ООН рекомендовал индекс человеческого развития, учитывающий следующие компоненты: размер ВВП на душу населения с учетом покупательной способности денежной единицы, продолжительность жизни, уровень образования.

Необходимость проведения активной социальной политики, нацеленной на поддержание уровня жизни населения и обеспечение социальной защиты наименее обеспеченных слоев, обуславливает широкое использование социальных нормативов. В системе государственного ПиП используется много показателей, характеризующих уровень жизни населения и помогающих определить основные направления социальной политики. Все эти показатели можно разбить на четыре группы:

· обобщающие показатели (ВНП, ВВП, фонд потребления на душу населения и т.д.);

· доходы населения;

· потребление и расходы населения (потребление основных товаров и услуг на душу населения, денежные доходы);

· денежные сбережения и накопление имущества.

Данные показатели являются средством определения эффективности распределения ресурсов, социальных гарантий, используются для обоснования политики направленной на повышение уровня жизни населения. Социальные нормативы должны быть научно обоснованными ориентирами, к достижению которых должно стремиться общество. Исходя из количественных и качественных требований, разрабатывается три вида социальных нормативов: минимально допустимые, рациональные и максимально допустимые.

В зависимости от функциональных особенностей применения социальные нормативы группируют по блокам:

· формирование доходов и расходов населения (минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, размер заработной платы, выплаты из общественных фондов потребления, натуральные доходы, затраты на приобретение продовольственных и промышленных товаров и т.д.);

· социальное обеспечение (размер и условия предоставления пенсий, пособий, льгот на услуги здравоохранения и т.д.);

· социальная демография (удельный вес молодежи, пенсионеров, трудоспособного населения, рождаемость, смертность, среднее количество детей и т.д.);

· потребление населением материальных благ и платных услуг (потребление продовольственных товаров, обеспеченность товарами длительного пользования, количество кинотеатров, театров и т.д.);

· жилищно-коммунальные условия жизни населения (количество жилой и общей площади на 1 жителя, обеспеченность горячей и холодной водой, отоплением, число жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и т.д.);

· развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания (количество торговых предприятий, их удаленность от потребителей, объем реализуемых товаров в торговых предприятиях различной формы собственности, обеспеченность ресторанами, кафе, парикмахерскими и т.д.);

· транспорт и связь (транспортная подвижность населения, количество поездок одним жителем в общественном транспорте, средняя продолжительность и протяженность поездки, количество установленных телефонных аппаратов на 1000 жителей и т.д.);

· охрана здоровья населения (средняя продолжительность жизни, обеспеченность лечебными учреждениями, детская смертность, качество продуктов питания и т.д.);

· рабочее, внерабочее и свободное время (продолжительность рабочего дня, время, связанное с прибытием на работу, повышение общеобразовательного потенциала и т.д.);

· организация и условия труда (коэффициент занятости трудовой деятельностью, уровень загрязнения воздуха в производственных помещениях, степень механизации ручного и тяжелого физического труда и т.д.);

· состояние и охрана окружающей среды (выбросы вредных веществ в воздушный бассейн, на местность, обеспеченность питьевой водой, зелеными насаждениями, уровень шума, облучение от воздействия радиоактивных веществ и т.д.).

Наиболее важное значение в ПиП социальных процессов имеет такой норматив, как минимальный потребительский бюджет. Он представляет собой стоимость материального обеспечения жизни человека по научно обоснованным нормам потребления продуктов питания, основных непродовольственных товаров и платных услуг. Позволяет удовлетворить потребности человека на уровне минимальных физиологических норм, достаточных для возмещения энергетических затрат человека, обеспечить сохранение здоровья, минимальных потребностей в предметах одежды, санитарии и гигиены, культурных потребностей, оплаты жилищно-коммунальных услуг и транспорта.

МПБ рассчитывается для разных категорий населения раз в квартал. Такой показатель должен использоваться для расчета минимальной заработной платы, пенсии, стипендии, других социальных выплат, включая оказание государственной помощи малоимущим гражданам.

Применяют два метода разработки МПБ – статистический и нормативный. Статистический метод используется при определении потребительских расходов населения на основе данных обследований бюджетов семей. Обычно к нему прибегают при расчете расходов на непродовольственные товары и услуги. Нормативный метод применяется при наличии минимально допустимых с научной точки зрения норм. Чаще всего нормы и нормативы используются при определении потребностей на продовольственные товары.

Различают минимальную “потребительскую корзину”, которая обеспечивает минимально нормальный уровень потребления, и рациональную “потребительскую корзину”, отражающую наиболее благоприятную структуру потребления. Минимальная “потребительская корзина” лежит в основе определения среднедушевого минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума и рассчитывается для семьи из 4 человек с 2 детьми, одиночки в трудоспособном возрасте, пенсионера, молодой семьи с 1 ребенком, студента. “Потребительская корзина” формируется по основным статьям расходов:

· питание;

· одежда, белье, обувь;

· предметы санитарии, гигиены, лекарства;

· мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;

· жилищно-коммунальные услуги;

· культурно-просветительские мероприятия и отдых;

· бытовые услуги, транспорт, связь;

· содержание детей в дошкольных учреждениях;

· налоги, обязательные платежи, накопления;

· прочие расходы.

Прожиточный минимум – размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей. Он является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за “чертой бедности”. От минимального уровня потребления следует отличать физиологический минимум потребления, который необходим для физического существования человека.

Для упорядочения мер государственной социальной политики законодательно устанавливается минимальный размер зарплаты и пенсии, которые представляют собой минимальные государственные стандарты. Минимальный размер оплаты труда является исходной величиной для дифференциации зарплаты по сложности, квалификации, условиям и сферам приложения труда. Он учитывается при заключении коллективных договоров между наемными работниками и работодателями. В бюджетной сфере государственным минимальным социальным стандартом в области оплаты труда является ставка первого разряда единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. В области пенсионного обеспечения государственным минимальным стандартом является размер минимальных пенсионных выплат. Пенсии по возрасту назначаются в размере 55% среднемесячного заработка за два года из последних десяти лет, но не ниже минимального размера пенсии, который составляет 150% минимальной заработной платы.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь №3 от 15.02.2002 минимальная заработная плата будет применяться исключительно в сфере трудовых отношений для обеспечения социальных гарантий работникам. В качестве норматива для расчета пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также налогов, сборов, штрафов и иных платежей будет использоваться так называемая базовая величина.

Система показателей качества и уровня жизни населения

Показатели уровня и качества жизни населения призваны отражать степень развития социально-экономических отношений в стране. Современное государство может развиваться только при условии, что его экономическая политика имеет своим ориентиром рост уровня и качества жизни граждан. Согласно теории человеческого капитала межстрановая миграция населения основана на рациональном сравнении мигрантом имеющегося уровня и качества жизни с возможным их изменением в районе предполагаемого вселения и оценке ожидаемой выгоды от такого перемещения. Неспособность государства обеспечить гражданам удовлетворительный уровень и качество жизни, таким образом, формирует отрицательный миграционный баланс в форме «утечки мозгов». Последнее негативно сказывается прежде всего на качестве трудовых ресурсов и может окончательно похоронить перспективы экономического роста и ухода от сырьевой ориентации экономики.

Методология оценки уровня и качества жизни населения является важным аналитическим инструментом государственной социально -экономической политики, который позволяет:

1. Устанавливать ориентиры социально-экономической политики государства на перспективу.

2. Осуществлять анализ текущего уровня социально-экономического развития страны; оценивать уровень бедности.

3. Проводить межрегиональные сопоставления уровня и качества жизни населения.

Показатели, с помощью которых оценивается уровень и качество жизни, можно разделить на количественные и качественные.

Количественные показатели уровня и качества жизни наиболее очевидны. Прежде всего это ВНП, или национальный доход на душу населения, уровень дохода и его распределение в обществе, уровень потребления материальных благ и услуг по классам товаров, уровень занятости и т. п.

Качественные показатели уровня и качества жизни включают показатели условий труда, быта и досуга человека.

В современной практике оценки уровня и качества жизни приняты два подхода:

1. Оценка производится с помощью системы показателей – социальных индикаторов. При этом национальные системы имеют свои особенности, в целом, однако, базируются на методологических рекомендациях ООН и ОЭСР.

2. Рассчитывается сводный индекс уровня и качества жизни на основе отдельных показателей. Подобный подход наиболее широко применяется ООН и другими международными организациями для проведения межстрановых сопоставлений уровня и качества жизни населения разных стран.

Исследование уровня и качества жизни населения обычно начинают с рассмотрения показателей совокупного дохода и его производных.

В качестве показателей дохода, включаемых в характеристику уровня и качества жизни используют распределение семей по величине дохода на семью, по доходу на одного члена семьи, по душевому доходу. Рассчитываются также показатели средней заработной платы, пенсии, стипендии, пособия.

Совокупный доход включает все виды денежных доходов, стоимость натуральных поступлений от личного приусадебного хозяйства (ЛПХ), а также стоимость бесплатных услуг государства.

Принято выделять общий доход (доход — брутто), т. е.

доход до уплаты налогов и прочих обязательных платежей, и располагаемый доход (доход — нетто) — доход после уплаты налогов и прочих обязательных платежей или, иначе говоря, максимальную сумму, которую семья может потратить на конечное потребление товаров и услуг без использования сбережений и других источников.

Зарплата рассчитывается в двух вариантах:

1) как валовая (до вычета налогов и других обязательных платежей);

2) как чистая (после вычета налогов и других обязательных платежей).

Российская статистика определяет среднюю зарплату в расчете на одного работника, международная – в расчете на один человеко-час. Объясняется это тем, что в большинстве стран мира значительная часть работников занята неполное рабочее время. Доходы населения помимо зарплаты включают все остальные виды денежных и натуральных доходов, полученных изо всех источников.

И заработная плата, и доходы населения могут быть определены в двух вариантах:

1) как номинальные;

2) как реальные.

Номинальная зарплата и доходы представляют собой денежное выражение этих показателей в текущих ценах. Реальная зарплата и доходы характеризуются суммой материальных благ и услуг, которые может приобрести на свою зарплату и доходы их владелец. Реальные доходы (зарплата) равны номинальному показателю, соотнесенному с индексом потребительских цен.

По виду области мира, к которой относятся оцениваемые объекты и явления, показатели делятся на материальные, информационные и психологические.

Материальные показатели характеризуют свойства объектов и явлений, относящихся к сфере физического (включая человека как биологический объект).

Информационные показатели характеризуют средства (в том числе и деньги) и процессы, опосредующие взаимодействие между людьми.

Психологические показатели характеризуют свойства объектов и явлений, относящихся к сфере психики. К объектам этой сферы относятся психические образования – ценностные и смысложизненные ориентации, установки, мотивы, образы, понятия, программы деятельности и поведения, оценочные критерии, личность в целом. К явлениям относятся психические процессы (восприятия, памяти, мышления, принятия решений, имажитивные, эмоциональные реакции, переживания) и психические состояния (статусные и ситуационные).

По методу измерения или оценки показатели делятся на объективные и субъективные.

Объективные показатели измеряются или оцениваются объективными методами, т.е. методами, не зависящими от отношения к измеряемым свойствам объекта или явления человека, производящего измерение или оценку, и обеспечивающие получение значений в параметрических единицах измерения.

Субъективные показатели измеряются или оцениваются субъективными методами, т.е. методами (процедурами, алгоритмами), складывающимися в сфере психики человека, производящего измерение или оценку качества жизни, и зависящими от накопленных им знаний и сформировавшихся у него критериев оценки объектов, субъектов и явлений, а также от его смысловых и ценностных установок по отношению к окружающему миру и к самому себе.

В зависимости от способа определения субъективные показатели подразделяются на социологические и экспертные.

Социологические показатели отражают отношения людей к свойствам объектов или явлений, измеряемые посредством социологических (или психологических) опросов.

Экспертные показатели — это суждения специалистов-экспертов о свойствах объектов или явлений.

По месту расположения в иерархии показатели делятся на единичные и комплексные.

Единичные показатели относятся к самому нижнему уровню в принятой иерархической системе показателей.

Комплексные показатели находятся на более высоких уровнях, чем единичные. Они измеряются или оцениваются путем свёртки показателей нижележащих уровней. Комплексные показатели, оцениваемые непосредственно, без их свёртки, являются целостными показателями.

В такой классификации показателей качества жизни присутствуют все виды показателей, характеризующие и материальные, и информационные, и психологические, и социокультурные составляющие качества жизни населения.

В структуру первого варианта номенклатуры показателей (три верхних уровня) входит блок «Социально-личностное благополучие». В основу разработки показателей качества жизни, относящихся к этому блоку, были положены следующие представления.

Социально-личностное благополучие – это компонент качества жизни, который комплексно характеризует специфику социально-психологического аспекта качества жизни. Он включает три частных компонента: социально-демографический потенциал, социальное самочувствие и самореализацию граждан в разных сферах жизнедеятельности.

Под социально-демографическим потенциалом понимается совокупность свойств общества, определяющих его способность к продуктивной жизнедеятельности в направлении повышения качества жизни всех его членов и собственной устойчивости во всё расширяющихся границах внутренних и внешних условий.

Этот обобщённый потенциал складывается из четырёх частных потенциалов:

1) демографического потенциала – совокупности популяционных свойств общества (состояния и динамики количества населения, его различных слоев и групп);

2) психологического потенциала – системного свойства общества, выражающегося в агрегации психологических и психофизиологических свойств образующих общество людей;

3) культурного потенциала – системного свойства общества, выражающегося в агрегации культурных свойств образующих общество людей (духовных ценностей и интересов, образования стереотипов социального поведения);

4) социально-политического потенциала – совокупности свойств социальной организации общества (типа власти, характера взаимодействия властных структур и остального населения, стратификации общества и т.д.).

Под социальным самочувствием понимается системное свойство общества, возникающее как агрегация самочувствия образующих это общество людей. Оно включает две группы свойств: чувство безопасности, т.е. самочувствие, обусловленное уровнем защищённости граждан от природных, техногенных и социальных угроз, и настроение, т.е. самочувствие, обусловленное всеми остальными факторами.

Под самореализацией граждан в разных сферах жизнедеятельности понимается системное свойство общества, возникающее как агрегация самореализации людей в личной и семейной жизни, в труде, в общественной деятельности и в различных видах нерегламентированной деятельности (активный отдых, хобби).

Второй вариант номенклатуры показателей качества жизни (рис. 2) представляет собой доработку первого варианта и может стать унифицированной общероссийской номенклатурой показателей качества жизни населения России.

Унифицированная общероссийская номенклатура показателей качества жизни имеет ряд особенностей:

— она включает как объективные, так и субъективно-оценочные показатели;

— в номенклатуре имеются показатели, используемые для оценки индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) по методике ООН, что позволяет, помимо обобщённого показателя качества жизни населения, давать оценку ИРЧП;

— для работы с номенклатурой показателей создана система компьютерной поддержки принятия решений по критерию качества жизни, что делает номенклатуру открытой (состав показателей при необходимости можно изменять) и селективной (можно отделять субъективные показатели от объективных или делать другие выборки).

Рис. 2 — Структура базовой общероссийской номенклатуры показателей качества жизни населения

После разработки показателей качества жизни была построена процедура свёртки единичных показателей в комплексные показатели всех вышестоящих уровней, вплоть до обобщённого показателя качества жизни населения. Значения единичных показателей выбираются как из статистических сборников Госкомстата России («Российский статистический ежегодник», «Социальное положение и уровень жизни населения России»), так и из материалов опросов общественного мнения (данные ВЦИОМ, ФОМ, Аналитического центра Ю. Левады и др.).

Для обеспечения свёртки значений единичных разнородных показателей в значения комплексных показателей все значения объективных и субъективных единичных показателей переводятся в единую шкалу отношений, в которой значения показателей выражаются в относительных единицах (0…1). Определение относительных значений единичных показателей производится по формуле:

где Pi – значение i-го единичного показателя качества,

Pi max и Pi min – максимальное и минимальное значения i-го показателя. Затем шкалу отношений переводят в шкалу баллов, после чего дают качественную интерпретацию каждого балла (таблицу 2).

Свёртка значений оценок единичных показателей в значения оценки комплексного показателя с учётом их коэффициентов весомости производится по формуле:

где Ki – значение оценки i-го единичного показателя, mi– значение коэффициента весомости i-го показателя; n – количество показателей в данной группе. Для каждого комплексного показателя любого уровня:

Однако в силу большого числа показателей, находящихся на разных уровнях, расчёт оценок показателей и использование номенклатуры крайне затруднительны.

Любая методика оценки качества жизни основывается на определенных показателях — базовых значениях мер качества. Эти базовые значения разработчики методик называют по-разному: «социальные показатели», «параметры», «признаки».

В одних случаях они понимаются как синонимы, т. е. отождествляются, а в других — в них вкладывается разный смысл. В отечественной научной литературе наряду с понятиями «показатели», «параметры» все чаще используется термин «индикаторы».

Таблица 2 — Оценка и качественная интерпретация параметрических относительных значений показателей качества жизни

Диапазон относительных значений показателя Оценка в баллах Качественная интерпретация
0,859…1,0 7 Отличное качество
0,716….0,858 6 Хорошее качество
0,573…0,715 5 Удовлетворительное качество
0,430…0,572 4 Приемлемое качество
0,287…0,429 3 Нежелательное качество
0,144…0,286 2 Плохое качество
0…0,143 1 Очень плохое

В зарубежной литературе это различие отсутствует, так как в английском языке слова «показатели» и «индикаторы» обозначаются одним общим термином «indicators». Социальные индикаторы М. Б. Лига определяет «…как качественные социальные переменные, раскрывающие содержание категории «социальное качество»; в свою очередь, социальный индикатор — это показатель для диагноза качества жизни той или иной социальной группы или отдельной личности».

Отдавая должное приведенному определению, автор считает, что применение термина «социальные индикаторы» сужает границы оценки качества жизни. В рамках данного исследования социальная и производственная (экономическая) сферы жизнедеятельности России и ее регионов рассматриваются в комплексе, как социально-экономическая система, следовательно, и качество жизни населения необходимо оценивать, используя социально-экономические индикаторы. Кроме того, эти индикаторы могут отражать не только качественные, но и количественные переменные качества жизни. Таким образом, можно рассматривать социально-экономические индикаторы как качественные и количественные характеристики качества жизни той или иной социальной группы или отдельной личности, полученные как объективными, так и субъективными методами.

Предложенное автором определение позволяет классифицировать социально-экономические индикаторы качества жизни на следующие виды:

— субъективные — оценка самим человеком условий жизнедеятельности (зависит от мировоззрения, индивидуально-психологических особенностей личности, духовной атмосферы);

— объективные — индикаторы, измеряемые с помощью общепринятых методик компетентными и информированными специалистами (например, статистические данные);

— количественные — к ним относятся уровень доходов и расходов, занятость населения, степень потребления материальных благ и услуг и др.;

— качественные — характеризуют условия труда, быта и досуга, состояние жилищных условий, показатели уровня образования, культуры, здравоохранения.

Любые социально-экономические индикаторы региона отмечают отдельные стороны качества жизни. Вопрос в том, чтобы выбрать оптимальные, наиболее полно учитывающие региональные особенности.

Для этого отбор индикаторов должен производиться с учетом следующих требований:

— представительность — индикаторы по возможности полно отражают соответствующие стороны качества жизни;

— информационная доступность (для объективных индикаторов) — привлекаемые к анализу индикаторы должны быть доступны для их статистической регистрации и входить в номенклатуру официальных статистических показателей (или вычисляться по значениям последних);

— информационная достоверность — используемые индикаторы должны адекватно отражать состояние анализируемого аспекта качества жизни;

— приоритетность региональных особенностей — для оценки качества жизни населения отдельного региона должны отбираться индикаторы, отражающие факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на жизнедеятельность населения.

Таким образом, для оценки качества жизни населения региона с целью его дальнейшего планирования и прогнозирования необходимо выявить факторы, в наибольшей степени воздействующие (как положительно, так и отрицательно) на различные стороны жизни людей.

Добавить комментарий

Закрыть меню