Подходы к пониманию права

Каждый человек, сталкивающийся с правом и задумывающийся над природой этого явления, отмечал многообразие правовых определений. Например, с одной стороны, право ассоциируется с общеобязательными правилами поведения. С другой стороны, говоря «право», зачастую подразумевают оправданную свободу человека поступать тем или иным образом. Право связывают то с государством, то с обществом. Все эти представления о праве в соответствующем контексте верны и отражают определенные аспекты (моменты) его бытия. Право – явление многообразное, полифоническое, существующее в различных формах и видах. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, и лишь меньшая часть гигантского правового «айсберга» находится на виду государства и активно контролируется им, но эта часть является и наиболее важной для нормального существования общества.

Но при всем своем многообразии право едино по своей природе, обладает единой структурой, едиными сущностными признаками. Иными словами, оно представляет собой многоединство.

Право можно описать как сложную, многомернуюсистему, в которой слаженно действуют все элементы, и отсутствие хотя бы одного из них разрушает сам феномен права.

Центральным элементом системы является правомочие, (возможность действовать определенным образом). Совокупность взаимосвязанных правомочий образуют субъективное право (меру возможного поведения).

Правовая возможность действия обеспечивается правовыми обязанностями тех субъектов, которые находятся в поле действий управомоченного. Эти обязанности также имеют сложную структуру и могут носить или пассивный характер (обязанность не мешать действиям управомоченного субъекта), или активный характер (обязанность совершить определенные действия в интересах управомоченного). В этом смысле правомочие также невозможно без поддерживающей его обязанности. Но правомочие является правомочием, а обязанность обязанностью только тогда, когда они вытекают из признаваемых обществом и потому общезначимых и общеобязательных правил поведения. Социально признанные, т.е. имеющие социально-ценностное значение правовые нормы следует отличать от норм, признанных всеми. В любом обществе всегда имеются субъекты, не считающие для себя необходимым исполнять обязательные для всех нормы, но и они знают, что от них требуется их соблюдение, поскольку это установлено в данном обществе, данном государстве, поскольку сами нормы объективно имеют такое общеобязательное значение. Правовые нормы выступают как социальные ценности если они интегрированы в правовую культуру общества. Такие социальные правовые нормы определяют границы социальной свободы индивидуумов, устанавливая их права и обязанности, причем неисполнение последних, как правило, связано с возможностью применения принудительных мер к правонарушителю.


Правовые нормы, действующие в данном обществе, называются объективным правом. Мера возможного и должного поведения (субъективные права и обязанности), смоделированные правовой нормой, но принадлежащие конкретным субъектам, именуются субъективным правом. Из изложенного выше следует, что право невозможно свести только к нормам, установленным государством. В любом государстве существуют и такие «нормы» законов, указов, постановлений и других актов, которые никогда не применялись, не влияли на поведение членов общества, не вызывали никаких правовых последствий. Про такие «правовые» акты говорят, что они явились на свет «мертворожденными», поскольку общество с момента их появления не признавало их социально-ценными и не следовало им.

Таким образом, право, рассмотренное как система, представляет собой основанный на социально признанных и общеобязательных нормах порядок отношений, участники которого имеют взаимообусловленные правомочия и обязанности.

Соответственно можно выделить следующие основные признаки права, раскрывающие его природу:

наличие субъектов, обладающих взаимообусловленными (коррелятивными) правами и обязанностями;

наличие социально признанных и общеобязательных правил поведения (норм).

Право-сложное и многозначное явление, затрагивающее интересы все участников общественных отношений. «Юристы до сих пор ищут сове определение права» И.Кант

Многообразие подходов к определению и пониманию права обусловлено различными национальными и религиозными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, психологическими особенностями.

Нормативный подход.

Нормативный подход наиболее ярко выражен в теории юридического позитивизма и теории нормативизма. Нормативное понимание права основано на представлении, что “право — это система общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают и призваны обеспечить классово определенную свободу поведения в её единстве с ответственностью и сообразно этому выступают в качестве государственно-властного критерия правомерного и неправомерного поведения”.

Из этого определения можно выделить ряд следующих признаков:

1. Право — это совокупность норм установленных или санкционированных государством.

2. Правовые нормы отличаются от других социальных норм, а) формальной определенностью, так как право это нормы изложенные в законах и др. нормативных актах.

3. Государство выступает гарантом соблюдения законности, посредством поощрительных мер воздействия, а также посредством карательных и право — восстановительных санкций.

4. Правовые нормы воздействуют на поведение людей непосредственно или через правовые отношения, образующиеся между физическими и (или) юридическими лицами.

К позитивной черте нормативного подхода следует отнести то, что лишь при таком понимании права могут быть обеспеченны законность, господство права, восходящее к его официальному установлению и единообразному пониманию.

(естественно-правовой, ценностный) подход.

Согласно ему, право — не тексты законов, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.

При этом, они приводят в пример существование целые эпох и государств, где существование права обходились без законов и без текстов; при системе прецедентов источником права было профессиональное правосознание, обычное право опиралось на массовое правовое сознание.

В современном обществе отдельные слова вообще не воспринимаются практикой либо меняются по смыслу. Все противоречия между условными терминами законодательства и их реальным значением снимаются в процессе общественной практики, вырабатывающей единообразное понимание терминов. Важно и то, что в общественном сознании реальным содержанием наполняются те термины, которые непонятны и практически неосуществимы, без учета норм и критериев общественной морали. Такие термины (клевета, хулиганство, исключительный цинизм) конкретизируются и делаются общезначимыми при помощи так называемых «оценочных понятий». При этом тексты закона не только оцениваются общественным сознанием с позиций здравого смысла, но и сопоставляются с понятиями справедливости и гуманизма. Именно в общественном сознании содержаться не всегда зафиксированные в текстах законов ценности, представления о правах и свободах человека. Правосознание играет роль фильтра, усваивая и воспринимая лишь то, что является собственно правом.


В отечественной науке данный подход в понимании права получил распространение с конца 80х годов.

Социологический (функциональный) подход.

Социологический подход представлен социологической теорией. Данный подход аргументируется и характеризуется следующим: ”… коль скоро правопорядок все же является фактом, значит — существует и право, но не в виде слов закона и не только как правовые знания и представления (они слишком разнообразны и недостаточно действенны), а как порядок общественных отношений в действиях и поведениях людей.”

Государственная воля, воплощенная в правовых нормах, на этой ступени материализуется в общественных отношениях, придавая им правовую форму. Право в действии есть его реализация, проявляющаяся в правовом поведении.

Урегулированность, законность, правопорядок обеспечиваемые в обществе, — необходимые элементы правопонимания. В самом деле: действие права осуществляется путем исполнения (соблюдения, использования, применения) правовых норм. При этом в указанную деятельность вовлекаются правоприменительные органы, образуются правоотношения, на нее оказывает свое влияние правосознание людей. Иными словами, функционирует сложный механизм правовой системы, отнюдь не сводящийся к юридическим нормам. А это в свою очередь означает, что говоря о праве и его понимании, мы не можем игнорировать тех составных частей механизма, которые нормами права не являются, но без которых нормы действовать не в состоянии.”


Возможно ли успешное преодоление негативных сторон множественности, а точнее – известной разрозненности или даже противоречивости определений понятий о праве? В значительной мере “да”. Возможно использование нескольких путей и попыток решения данной проблемы. Один из таких путей заключается в том, чтобы на основе сформулированных в разное время частных определений понятия права выработать пригодное “на все времена” и “на все случаи жизни” общее определение понятия права. В отечественной и зарубежной юридической литературе такие попытки предпринимались и неоднократно. Отмечалось, в частности, что “общее определение права, если оно правильно сформулировано, имеет ту несомненную теоретическую и практическую ценность, что оно ориентирует на главные и решающие признаки, характерные для права вообще и отличающие право от других смежных, неправовых общественных явлений”.

Однако тут же, и не без основании, оговаривалось, что в процессе исследования права и его применения нельзя ограничиться “одним лишь общим определением понятия права”, поскольку в нем не могут получить “свое непосредственное отражение” весьма важные для глубокого понимания права и практики его применения специфические моменты, свойственные тому или иному историческому типу права”. Специфические особенности, например, рабовладельческого или феодального типов права вряд ли можно отразить в общем понятии, которое “вбирало” бы в себя также хотя бы некоторые специфические особенности современных правовых систем или типов права.

Анализ данного, равно как и других, ранее приведенных в качестве примера, общих понятий права показывав, что они пока довольно далеки от совершенства. Следовательно, они не могут служить – окончательно не сформировавшись в единое, полностью удовлетворяющее потребностям государственно-правовой теории и практики общее понятие – эффективным средством или путем преодоления негативных последствии множественности, разрозненности и противоречивости представлении о праве.

В сложившихся обстоятельствах наиболее эффективным, а, следовательно, и наиболее приемлемым путем или средством преодоления негативных последствий множественности и противоречивости определений и подходов к праву, является выделение и рассмотрение его наиболее важных, свойственных различным типам права, признаков и черт.

О каких конкретно признаках и чертах идет речь? О многих. Но в первую очередь о тех, которые позволяют выделить права как регулятор общественных отношений среди других, неправовых регулятивных средств. Об это мы и поговорим в дальнейшем.

2. Признаки (свойства) права.

Признаки права, характеризуют его как специфическую систему общественных отношений.

1 признак – нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования — нормативностью, обычаями. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно они отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что «в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения»6. Нормы права следует рассматривать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и беззаконие.

2 признак – формальная определенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецендентом праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел.

3 признак – системность. Право представляет особо сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное, субъективное право.

4 признак – интеллектуально — волевой характер права. Право проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций.

5 признак – обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение – фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Государственное принуждение — специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм

3. Концепции правопонимания.

История теории правовой мысли знает две основные концепции понимания права: юридическую и легистскую. Легистская трактовка (от латинского «lex» – закон) отождествляет право и закон. Право по ней – это продукт, норма официальной власти, государства, которое существует лишь как закон, указ, постановление, судебный прецедент, обычное право, т.е. как позитивное (существующее, действующее) право. Для легизма в целом характерно пренебрежение правами человека и гражданина.

В основе современного, либертарно-юридического подхода лежит понимание права как метода регуляции общественных отношений. Основой такого регулирования является равенство всех субъектов права, т.е. правовое равенство. Правовое равенство – это формальное равенство свободных людей. Можно сказать, что «Основанием правового уравнивания различных людей является свобода индивидов в социальных отношениях».7 Поэтому говорить о равенстве в отношении несвободных людей (рабов) нельзя.

В реальности люди, т.е. субъекты права фактически обладают различными имущественными правами, социальным статусом, индивидуальными знаниями и навыками, а, следовательно, и различными возможностями в жизни. Формально-правовое равенство означает равную возможность для всех свободных людей приобрести право на конкретный объект, конкретное благо, т.е.

равную правоспособность. Понятно, что в силу различий между людьми и их фактическими возможностями, в условиях формального равенства и равной правоспособности, их реальные права будут неравными. Такое различие в приобретенных правах (или обязанностях) у разных индивидов является необходимым следствием соблюдения принципа формального равенства, – «Основанием (и критерием) правового уравнивания различных людей является свобода индивидов в социальных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме их правоспособности и правосубъектности».8 Таким образом, в рамках юридического правопонимания формальное равенство свободных индивидов есть необходимое условие существования права и правового государства. Можно сказать, что люди свободны в меру своего равенства и равны в меру своей свободы. Свобода человека (как физическая, так и свобода его воли) и равенство прав членов общества неотделимы и взаимно предполагают друг друга.

Право преобразует фактические различия между людьми в порядок равенств и неравенств, согласованных по единым нормам. Другие концепции понимания права, как отрицающие правовое равенство, так и отвергающие свободу в пользу принудительного уравнивания, являются, по сути, обоснованием произвола.

Равные права свободных членов общества охватывают все сферы жизни человека, включая и экономические (базовые для его физического существования), а собственность является основой этих отношений, таким образом, право на собственность есть основа для свободы и права.

Кроме того, право содержит в себе такую важнейшую категорию как справедливость, т.е. право по определению справедливо. Справедливость это именно внутренне свойство права, а не внеправовая категория (религиозная, моральная, нравственная, социальная, в которых она активно используется). Справедливость в праве означает «наличие в отношениях между людьми правового начала и выражает его правильность и необходимость».9 Можно сказать, что действовать по справедливости значит поступать согласно всеобщим и равным требованиям права, которые обязательны для всех членов общества, включая и носителей государственной власти, устанавливающих конкретную правовую норму.

Следует заметить, что нормы права реализуются через деятельность людей, и потому в юридической теории принято говорить о двух сторонах права – объективной и субъективной, взаимодействие которых воплощает в жизнь принципы права.

В зависимости от того, какие причины преобладали в правообразовательном процессе конкретной системы права, одна из сторон права занимает решающее место среди источников права. В некоторых государствах прецедентное право (например, судебная практика) играет решающую роль и впоследствии получает статут законодательной нормы, т.е. субъективное право предшествует объективному, в других случаях, на основе государственного законодательства возникают новые правоотношения, которые впоследствии закрепляются в юридической практике.

Таким образом, можно определить право как систему общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Это определение позитивного права, т.е. права получившего официальную форму признания, – закона. Можно также сказать, что это операциональное определение права, формулирующее условия применения права.

Однако исходным является определение, которое содержит абстрактную, мировоззренческую характеристику, например, «Право – это нормативная форма выражения свободы, посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях».10

Оба этих определения являются разными сторонами общего, синтезированного понятия права, которое включает различие и взаимосвязь права и закона. Например, «право – это исторически изменчивая, объективно обусловленная справедливая общая мера свободы и равенства, получающая посредством официального выражения общеобязательную силу».11

В различные периоды истории, в условиях разных типов государственного устройства под правом понимались различные формы общественных отношений, однако можно сказать, что во все времена право было и будет основным регулятором общественных отношений. Главной устойчивой внутренней основой права, отражающей его сущность, является волевой характер права, поскольку воля есть сознательная целеустремленность, активность человека, которая проявляет себя в действиях, направленных на то, чтобы выразить свои интересы в правовой форме. Уже в Новое время, выдающийся голландский юрист Гуго Гроций отмечал, что «право имеет своим источником свободную волю».12 В современной юридической теории поддерживается мнение о том, что признание волевого характера права позволяет наиболее точно отобразить механизм его действия, связь с устремлениями людей, социальной структурой, производственными отношениями.

Следует учитывать и то, что волевая природа права многосторонняя. С одной стороны, определенные социальные группы, слои, классы общества, объединенные едиными целями и общими интересами привносят в право свою волю. Еще Томас Гоббс утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими».13

Понимание права как воли господствующего класса характерно и для марксизма. Действительно, отдельные правовые средства закрепляли и закрепляют имущественные или иные интересы различных классов, групп общества, корпораций, предприятий, фирм, банков и т.д.

Функционирование права в реальной жизни основывается на общеобязательных для всех его субъектов исходных нормативно-юридических положениях, которые определяют содержание правового регулирования, и выступают мерой их поведения, т.е. принципах права. Влияние права на общественные отношения в форме правового регулирования или воздействия базируется на принципах права, которые играют роль переходного звена от общественных отношений к системе правового регулирования.

В зависимости от функционального назначения и объекта применения принципы права подразделяются на две основные группы: социально-правовых и специально-правовых принципов.

  • Исторический метод изучения государства и права

    Методы научного познания государства и права. Генетическая связь между теорией и методами. Философский метод, общие, частнонаучные методы. Реализация исторического метода в изучении государства и права. Актуальность методологии теории государства и права.
    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

  • Современные подходы к правопониманию и общесоциальный подход к праву

    Правопонимание — философско-правовая категория, его базовые определения и понятия. Комплексная типология подходов к пониманию феномена права. Тенденции развития современного российского правопонимания. Его сущность в общесоциальной и классовой трактовке.
    курсовая работа , добавлен 06.12.2014

  • Понятие и признаки права

    Признаки и принципы права. Особый ракурс – собственный (специальный) предмет юридической науки. Характерная аналитическая юриспруденция только для романо-германской «семьи». Характеристика основных подходов к правопониманию. Охрана права государством.
    курсовая работа , добавлен 08.10.2008

  • Методология теории государства и права: традиционные и новые методы

    Сущность и содержание, оценка роли и значения традиционных подходов к методологии теории государства и права: всеобщих и общенаучных. Современные исследования в данной сфере: антропологические, аксиологические, феноменологические и социологические.
    курсовая работа , добавлен 13.06.2014

  • Сущность современного российского права

    Многообразие подходов к пониманию смысла права. Его признаки, соотношение классовых и общесоциальных начал. Развитие права в период от тоталитаризма к демократии. Изучение социальных ценностей и идей, определяющих его природу в современной России.
    дипломная работа , добавлен 20.06.2011

  • Характеристика различных подходов к определению категории «источник права»

    Соотношение понятий «источник права» и «форма права». Правовой обычай, судебный прецедент. Договор нормативного содержания. Нормативный правовой акт. Правовая доктрина, религиозные тексты. Система нормативных правовых актов в Российской Федерации.
    курсовая работа , добавлен 12.03.2011

  • Понятие права

    Особенности права как категории правоведения. Правопонимание как научная категория. Основания различных подходов к пониманию права. Право как регулятор общественных отношений. Сущность и принципы права, его социальная ценность и характеристика функций.
    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

  • Характеристика классификации принципов права

    Понятие и сущность принципов права. Классификация и характеристика принципов права. Виды и содержание принципов права, их роль и значение. Правовые принципы в правовой системе, системе права и системе законодательства.

    Типы и характер принципов права.
    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

  • Понятие, принципы и сущность права

    Многообразие учений о праве. Теория естественного права и его основные требования. Психологическая, социологическая, марксистская теория права. Понятие и признаки права. Основные принципы права. Специально-юридические и социальные функции права.
    контрольная работа , добавлен 28.01.2017

  • Предмет, метод и функции ТПГ

    Теория права и государства в системе общественных и юридических наук. Определение предмета теории права и государства. Функции теоретической науки о праве и государстве и ее развитие. Значение методологии в познании права и государства.
    курсовая работа , добавлен 05.06.2007

  • Понятие и признаки права. Современные подходы к правопониманию

    Право (в юр. смысле) – система общеобязательных, формально-определённых правил поведения, являющихся регулятором общественных отношений, принятых и обеспеченных государством.

    Признаки права:

    1.нормативность- т.е право состоит из отдельных правил поведения, в которых содержится информация о том, что субъект может делать, что должен и что запрещено.

    2.системность- все правовые нормы взаимосвязаны и взаимодействуют.

    3.общеобязательность- пр. нормы распространяются на всех субъектов, которые должны руководствоваться правовым предписаниям, если эти предписания им адресованы.

    4.формальная определенность- право имеет письменную форму, выражается и закреплено в источниках права. 5.устанавливается и санкционируется государством-устанавливается, т.е право издается соотв. органами; санкционируется т.е в обществе опр. правила поведения уже сложились, выполняются людьми, а гос-во придает им общеобязательность и письменный характер, обеспечивая своей силой.

    6.носит представительно обязывающий характер- регулирует общест.

    отношения путем предоставления субъектам прав и возложения на них обязательств.

    7.волевой характер (закреплена воля народа),

    8.право это мера свободы — гос-во защищает субъект до тех пор пока субъект поступает правомерно, и в этом смысле он свободен, правонарушитель же всегда не свободен.

    9.обеспеченность силой гос-ва-гос-во принимает опр. меры с помощью которых нормы права и обязанности охраняются, защищаются.

    Различают право объективное и субъективное.

    Объективное право-это система правовых норм установленных и гарантированных государством. Находится в источниках права. Объективно оно потому, что не зависит от воли и сознания субъекта права.

    Субъективное право-это конкретные права и свободы субъекта, которые возникают на основе и пределах объективного права. Они удовлетворяют интересы этого субъекта.

    Право в объективном смысле это законодательство конкретного гос-ва в конкретный период времени. А субъективное право это конкретные возможности конкретного субъекта, которые возникли на основе этого субъекта.

    Современный уровень развития гуманитарной науки и методологии исследования социальных явлений позволяет систематизировать различные взгляды о праве на основе определенных критериев.

    В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования,— государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права.

    Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме (Демокрит, Сократ, Платон). Позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем: во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; во-вторых, благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право; в-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность. Критическое замечание в адрес данной теории может состоять в том, что не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

    Позитивистская теория права (К. Бергбом; Г. В. Шершеневич) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.

    Положительным здесь нужно признать возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения- догмы права — структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.

    В зависимости от того, в чем усматривалась основа (базовый элемент) права — норма права, правосознание, правоотношение — сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории.

    Нормативистская теория основана на представлении о том, что право — это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах.( Г. Кельзен) Право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой: а) право — это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах (текстах); б) нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон; в) нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения; г) само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства; д) от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

    Психологическая теория, родоначальником которой является Л. И. Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность — правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяется на: а) переживание позитивного права, установленного государством; б) переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право.

    Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида.

    Социологическая теория права зародилась в середине XIX столетия. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции, были Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». Позитивными в данном случае можно признать следующие положения: а) общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления; б) теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений; в) учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти.

    Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.

    Добавить комментарий

    Закрыть меню