Подъемно транспортное оборудование

Подъемно-транспортное оборудование

В моем докладе будут рассматриваться такие вопросы, как

1. Определение подъемно-транспортного оборудования;

2. Классификация;

3. Техника безопасности при работе с подъемно-транспортным оборудованием;

На пути движения от производства до розничной торговой сети большинство товаров проходит через склады торговли. Товары на складах постоянно обновляются, поступающие на хранение товары принимают, складируют, отпускают. После каждой складской операции следует перемещение товаров далее по цепи товародвижения. Складские операции включают: перемещение товаров с участка разгрузки транспортных средств в зону хранения; укладку товаров в стеллажи или штабеля в зоне хранения; отборку товаров с мест хранения и транспортировку их в зону комплектации; транспортировку из зоны комплектации в экспедицию по отправке грузов.

Подъемно-транспортное оборудование предназначено для механизации работ на складе и в розничной торговле. При его применении повышается производительность и облегчается труд работников, ускоряется выполнение складских операций, увеличивается пропускная способность, сокращаются простои транспортных средств под погрузкой и выгрузкой, улучшается использование складских площадей за счет увеличения высоты укладки товаров, уменьшаются себестоимость работ и издержки, связанные с передвижением товаров, повышается безопасность производимых работ.

Определение подъемно-транспортного оборудования

Подъемно-транспортное оборудование предприятий розничной торговли представляет собой совокупность различных приспособлений, механизмов и машин, предназначенных для разгрузки транспортных средств и внутри магазинных перемещений грузов. Применение даже простейших видов подъемно-транспортного оборудования способствует:

• облегчению трудоемких и тяжелых работ по перемещению грузов;

• повышению производительности и культуры труда;

• ускорению погрузочно-разгрузочных работ и сокращению длительности простоя транспорта.

Оборудование, применяемое на складах и в магазинах, должно строго соответствовать своему назначению, обладать необходимой прочностью, устойчивостью и подвижностью, обеспечивать удобство и безопасность труда, занимать небольшие маневровые площади и обслуживаться малым числом работников, быть однотипным, экономичным и максимально соответствующим по производительности объему работ, подлежащему выполнению.

Классификация

Подъемно-транспортное оборудование, применяемое на предприятиях классифицируют по следующим признакам: по функциональному назначению, по направлению перемещения груза, по структуре рабочего цикла и по виду приводного устройства.

По функциональному назначению подъемно-транспортное оборудование подразделяется на грузоподъемное, транспортирующее и погрузочно-разгрузочное. В группу подъемного оборудования включается оборудование, предназначенное для подъема и опускания груза. Эта группа оборудования используется на предприятиях для межэтажного перемещения грузов, при ремонте и монтаже оборудования, а также при проведении погрузочно-разгрузочных работ. В эту группу входят: лебедки, тали, тельферы, лифты, подъемники, элеваторы.

Транспортирующее оборудование объединяет машины и установки различных видов, предназначенные для перемещения грузов на одном уровне на значительные расстояния. Это оборудование используется для транспортировки сырья, продуктов и инвентаря, готовой продукции в пределах предприятия. Сюда входят: транспортеры (конвейеры), гравитационные установки, грузовые тележки.

Погрузочно-разгрузочное оборудование используется при выполнении работ в складских помещениях. Эта группа оборудования отличается от остальных возможностью одновременного подъема и перемещения груза на небольшие расстояния. Она включает: погрузчики, штабелеры.

По направлению перемещения груза подъемно-транспортное оборудование на предназначенное для вертикального и сильнонаклонного перемещения, горизонтального и слабонаклонного перемещения, для смешанного движения и в вертикальном и в горизонтальном направлении, а также для пространственного перемещения по сложной траектории. Вертикальное и сильнонаклонное оборудование: лебедки, тали, лифты, подъемники, элеваторы. Горизонтальное и слабонаклонное оборудование: транспортеры, гравитационные установки, грузовые тележки. Смешенное: погрузчики, штабелеры, тельферы, подъемники с изгибающимися платформами. Пространственное: конвейеры с двухмерной тяговой цепью.

По структуре рабочего числа подъемно-транспортное оборудование классифицируется на оборудование непрерывного и периодического действия. В группу периодически действующего оборудования входят все виды оборудования, для которых рабочий цикл состоит из трех операций: загрузки, перемещения, выгрузки, происходящих с разрывом по времени, сюда входят: погрузчики, штабелеры, грузовые тележки, лебедки, тали, тельферы, лифты, подъемники. В оборудовании непрерывного действия эти операции происходят одновременно в разных местах пространства. Это транспортеры, гравитационные устройства, подъемники с изгибающимися платформами, элеваторы.

По виду приводного устройства подъемно-транспортное оборудование может быть ручным (лебедки, ручные грузовые тележки); электромеханическим (тельферы, транспортеры, лифты, подъемники, элеваторы, погрузчики, штабелеры) и гравитационным, когда груз перемещается под действием собственного веса (роликовые транспортеры, спуски).

Грузоподъемное оборудование

Лебедки. Данные устройства предназначены для подъема оборудования гибкими тяговыми органами. Они могут использоваться самостоятельно или в составе сложных грузоподъемных машин. Лебедки бывают с ручным и электрическим приводом.

В состав ручной лебедки совместно с тросом и грузозахватным устройством входят гладкий: барабан , открытые зубчатые передачи , съемные рукоятки , храповый останов и станина, в которой запрессованы основные подшипники. Количество зубчатых пар в ручных лебедках не должно превышать трех, а передаточное число каждой пары — шести. При вращении рукоятки движение через зубчатые пары передается барабану . Трос, наматываясь на барабаны, поднимается на требуемую высоту. Храповый останов фиксирует положение груза.

Тали и тельферы. Эти устройства применяются для вертикального и горизонтального перемещения грузов. Тали изготавливают с ручным и электрическим приводом. Ручная таль представляет собой грузоподъемное устройство, механизм которого смонтирован в специальной обойме, подвешиваемой на крюк .

Тяговое колесо, приводимое во вращение сварной тяговой цепью , укреплено на конце вала червяка , снабженного тормозом . Грузовая звездочка соединена с червячным колесом . Тяговую звездочку огибает грузовая цепь , которая с помощью подвижного блока перемещает грузовой крюк .

Таль, корпус которой установлен на монорельсовой тележке, называется тальфером. Тальфер позволяет перемещать одновременное перемещение груза в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Электротальфер состоит из реверсивного электродвигателя с дисковым тормозом и барабана с клапаном, смонтированных в одном корпусе, а также грузозахватного устройства . Для отключения электродвигателя при подъеме груза в крайне верхнее положение имеется концевой выключатель. Грузоподъемный механизм смонтирован на тележке с электроприводом , которая передвигается по монорельсу , подвешенному под потолком помещения. Управление электротельфером осуществляется кнопочной станцией , подвешенной на гибком кабеле. Принцип действия ручных и электрических талей аналогичен принципу действия ручных и электрических лебедок.

Лифты. Лифты предназначены для вертикального или сильнонаклонного перемещения грузов по платформам или в кабинах, передвигающихся по жестким направляющим. Лифт — это клетьевой подъемник, в котором грузы перемещаются с одного уровня на другой в кабине, движущейся в специальной шахте.

На предприятиях чаще всего используются малые грузовые и выжимные тротуарные лифты, шахты которых расположены у наружной стены предприятия.

Основными узлами лифта являются: электрическая лебедка ; грузовая кабина , в которой размещаются пассажиры или грузы, и противовес .

Кабина и противовес подвешены на стальных тросах и перемещаются в шахте на роликах по своим направляющим. В верхней части шахты расположено машинное отделение, в котором монтируется электрическая лебедка с канатоведущим шкивом и распределительный щит станции управления. В нижней части шахты смонтированы амортизаторы, предназначенные для смягчения удара кабины в случае перехода ее за нижнее рабочее положение. При верхнем предельном положении амортизаторы смягчают удар противовеса. Кабина лифта имеет дверь; на каждом этаже шахты также предусматриваются двери.

Транспортирующее оборудование

Конвейер наклонный передвижной складывающийся — предназначен для транспортировки штучных грузов и может быть использован как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках.

Конвейер состоит из стрелы с приводом и натяжными барабанами, ленточного настила , ручного гидравлического насоса и подъёмной штанги . Все узлы конвейера смонтированы на раме тележки . Ходовая часть состоит из четырех колес, два из которых поворотные.

Стрелка конвейера шарнирно связана с тележкой и поддерживается в наклонном положении штангой. Приводная станция состоит из реверсивного электродвигателя, электромагнитного тормоза и многоступенчатого редуктора с приводным валом и звездочками. Движение настилу передаётся от двух пластинчатых цепей. Направляющие предотвращают смещение груза с настила.

При работе конвейер ставят на ровную площадку с твердым покрытием. Стрелу конвейера устанавливают в зависимости от высоты укладки грузов под необходимым наклоном и фиксируют её положение.

Пуск и остановку конвейера осуществляют с любого из двух кнопочных постов. Так как конвейер реверсивный, грузы на ленту можно укладывать как со стороны приводной станции, так и со стороны натяжного барабана.

После включения привода от звёздочек начинают синхронно двигаться тяговые цепи и вместе с ними изгибающиеся платформы . Груз укладывается на грузовые платформы на горизонтальном участке. При подходе к вертикальному участку тяговые цепи обегают направляющие звездочки и и начинают двигаться вверх. Оси звёздочек и смещены по горизонтали на расстояние, равное расстоянию между крайними осями втулок изгибающихся платформ, прикреплённых к тяговым цепям . За счет того, что тяговые цепи обегают свои звёздочки в сторону грузовых пластин, платформа сохраняет свою жесткость. Платформа двигается вверх вместе с тяговыми цепями, оставаясь в горизонтальном положении. При подходе к крайнему верхнему положению тяговые цепи обегают свои звёздочки в сторону подплатформенных цепей. При этом платформа изгибается по радиусу звёздочек, обегает их и начинает двигаться вниз в вертикальном положении . Груз при изгибе платформы вокруг звёздочки перемещается вместе с платформой в горизонтальном направлении и передаётся на платформу разгрузочного конвейера.

Для опускания штучных грузов на нижний уровень распространение получили спуски различных конструкций. В этих устройствах груз скользит по наклонной плоскости под действием собственного веса. Для самопроизвольного движения необходимо, чтобы угол наклона спуска был на …° больше угла трения. Если перепад высот большой и разместить транспортер прямолинейно невозможно, его заменяют спиральным спуском

Оборудование для пространственного перемещения грузов

Основным недостатком всех вышерассмотренных транспортеров является прямолинейное направление перемещения грузов на плоскости или в пространстве. Для перемещения грузов по сложной траектории с изменением направления движения по горизонтали и вертикали используются конвейеры с двухшарнирной тяговой цепью.

Пространственный цепной пластинчатый конвейер. Конвейер предназначен для пространственного перемещения штучных грузов на расстояние до м. Конструкция конвейера позволяет изменять направление движения как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Верхняя и нижняя линии конвейера смонтированы в едином кожухе и проходят друг под другом. Стальные грузовые платформы конвейеров жестко крепятся к кареткам. Каретки посажены на ось ветвей двухшарнирной цепи. Двухшарнирная цепь расположена сбоку платформы и может иметь практически любую пространственную трассу. Крепление платформ обеспечивает их постоянное положение на всех участках трассы двухшарнирной тяговой цепи.

Работа приводного механизма пространственного конвейера основывается на том, что движущаяся цепь приводится в движение цепью-гусеницей, которая находится с ней в зацеплении. Движение гусеница получает от электродвигателя через редуктор и цепную передачу. Управление приводом кнопочное.

Погрузочно-разгрузочное оборудование
Ручные тележки.

Данные тележки предназначены для перемещения грузов внутри производственных и складских помещений. Они представляют собой приспособления, состоящие из укрепленной на раме платформы и ходовой части. От расположения и количества поворотных колес зависит степень маневренности тележки. Для передвижения тележки к ее раме крепится ручка. Формы платформы и ее размеры определяются назначением тележки. На предприятиях общественного питания для перевозки грузов в таре и упаковке применяют ручные тележки с плоской платформой, для перевозки насыпных грузов — тележки, имеющие платформу с бортами. Тележки с вилами используются для перевозки грузов на поддонах и тары-оборудования.
Тележка грузовая с гидравлическим подъемом ТГВ-М предназначена для погрузки, выгрузки и транспортировки грузов, уложенных на стандартные поддоны. Тележка может быть использована на складах, в магазинах и на предприятиях общественного питания.
Тележка состоит из поворотной опоры с подъемными вилами. На поворотной опере закреплены ручной плунжерный гидравлический насос и ручное буксирное устройство. Поворотная опора объединена с поршневым гидроциллиндром и масленым баком, и установлена на два колеса с резиновыми шинами.
Подъемные вилы представляют собой П-образную ходовую раму. На концах вил установлены четыре колеса.

Грузовые тележки (рис. 1, 2) — самое простое и распространенное средство малой механизации для горизонтального перемещения грузов. Тележки выпускаются с ручным и механическим приводом, грузоподъемностью от 50 до 3200 кг. Тележка состоит из грузовой платформы, двух поворотных и двух неповоротных колес на одной оси.

Электротележки применяют для горизонтального транспортирования товаров в упаковке на короткие расстояния в крупных магазинах, на базах и складах. Грузоподъемность таких тележек 1 и 2 т, скорость передвижения до 20 км/ч. Электротележка состоит из рамы с неподвижной платформой, переднего управляемого и заднего ведущего мостов, электропривода с аккумуляторной батареей, системы рулевого управления, тормозного устройства, электрооборудования. Тележки также могут иметь кран грузоподъемностью до 250 кг, подвижную или неподвижную платформу.

Электроштабелеры предназначены для погрузочно-разгрузочных работ, перевозки на небольшие расстояния и укладки в штабеля и на стеллажи специальных поддонов с грузами. Электроштабелер состоит из корпуса, ведущего моста, передних колес, грузоподъемного механизма, кареток выдвижения и смещения, электрооборудования, тормозной системы гидропривода, рулевого управления и управляемых колес. Электроштабелеры отличаются от погрузчиков тем, что не имеют противовесов, так как центр тяжести перевозимых грузов располагается внутри опорного контура машины. В передней части электроштабелеров имеется грузоподъемная мачта с гидравлическим подъемом вилочной каретки, которая на роликах перемещается в горизонтальном направлении по направляющим опорных балок. Электроштабелер имеет грузоподъемность 500 кг, высоту подъема вил 4,5 м, массу 2,3 т и небольшие габариты, что позволяет использовать, его на многоэтажных складах, имеющих ограниченную прочность перекрытия при межстеллажных проходах шириной до 1,4 м.

Погрузчик — специальное транспортное средство, предназначенное для поднятия, переноса и складирования различных грузов с помощью вил или других рабочих приспособлений.

Погрузчики предназначены для захвата, подъема, транспортирования и укладки грузов (контейнеров, ящиков, бочек и др.) на транспорт и в штабеля. Погрузчики оборудованы сменными грузозахватными приспособлениями: вилами, кантователями для бочек, боковыми захватами для грузов с плоскими и цилиндрическими поверхностями и др. Погрузчики подразделяются по ходовому оборудованию на колесные и гусеничные, по приводу — на автопогрузчики (с двигателем внутреннего сгорания) и электропогрузчики (с питанием от аккумуляторных батарей). Грузоподъемность погрузчиков 0,5 — 5 т, высота подъема вил — до 4,5 м, скорость передвижения — до 20 км/ч.

Автопогрузчики имеют повышенную проходимость и используются на открытых площадках и территориях складов.

Техника безопасности

Самое главное — соблюдать инструкции по использованию техники для обработки грузов. Для штабелёров и для тележек они, конечно, разные, но существуют основополагающие правила использования подъемно-транспортного оборудования.

1. При складировании груза на стеллажах используется правило прогрессии: внизу самый тяжелый груз, сверху — самый легкий.

2. Не стоять под грузом, не маневрировать техникой с поднятым грузом.

3. Тележку нужно везти за собой. Очень часто по разным причинам тележку начинают толкать от себя, при этом ручки ломаются.

4. Перед стеллажом желательно установить отбойник (при случайном наезде техника упрется в отбойник и не заденет стеллаж).

Отбойники (ограждения) для торговых залов и помещений в которых нужно защитить оборудование от контакта с тележками и пр.

тбойники предназначены для защиты стен, колонн и других элементов конструкции здания, холодильного оборудования , кассовых боксов от повреждения тележками, каталками и технологическим транспортом.

Отбойники для тележек – это специальные ограждающие металлоконструкции, предназначенные для ограничения движения покупательских тележек с тем, чтобы предотвратить их столкновение с какими-либо другими объектами. Такие металлоконструкции широко используются в магазинах самообслуживания любого формата, где их обычно устанавливают возле прилавков и торгового оборудования, вдоль стен, перегородок, стеклянных стоек, витрин и стеллажей. Применение отбойников позволяет обеспечить надежную защиту различных поверхностей от повреждений, вызванных случайными ударами покупательских тележек.

Отбойники изготавливаются из полированной нержавеющей стали и внешне выглядят как трубы, которые могут быть прямыми или изогнутыми, если речь идет об угловых и завершающих элементах. Конструкция отбойника включает в себя вертикальные стойки/отводы и горизонтальные перемычки.

Машины и механизмы, предназначенные для механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских транспортных ра­бот, подразделяются на машины периодического (циклического) действия и машины непрерывного действия.

В эксплуатационном отношении машины периодического и непрерывного действий имеют различия.

По роду перерабатываемых грузов подъемно-транспортные машины бывают:

перерабатывающие тарно-упаковочные и штучные грузы;

перегружающие сыпучие грузы;

перекачивающие и сливающие наливные грузы.

По направлению перемещения материалов машины подраз­деляются на:

перемещающие грузы в горизонтальном и слегка наклон­ном направлениях;

перемещающие грузы в вертикальном и резко наклонном
направлениях;

перемещающие грузы в смешанном направлении.
По характеру работы машины делятся на:

стационарные, которые могут быть переставлены на другое место после демонтажа;

передвижные, передвигающиеся своим ходом или посред­ством буксировки.

По источнику двигательной энергии машины бывают:

ручного действия;

с механическим приводом;

гравитационными.

На складах товарного рынка используются разданные машины.

Погрузчики — подъемно-транспортные машины, передви­гающиеся на четырех колесах. Для их работы достаточно иметь ровное и прочное покрытие (пол), по которому они двигаются. Это условие в сочетании с высокой маневренностью и рядом других эксплуатационных удобств позволяет эффективно при­менять их для механизации складских работ. Рабочими меха­низмами погрузчика служат вилочный захват, безблочная стре­ла, ковш и ряд специальных приспособлений, предназначенных для подъема и удержания грузов в процессе их перемещения.

В качестве источников энергии, приводящих погрузчик в движение, используют двигатель внутреннего сгорания (автопо­грузчик) и электродвигатель, питаемый электрическим током, накопленным в аккумуляторах (электропогрузчик).

Тележки ручные — одно- и двухколесные, трех- и четырехко­лесные приспособления, предназначенные для перемещения различных материалов и изделий.

Передвижение осуществляется усилием рабочего.

Тележки электрические (электрокары) применяют для транс­портировки груза на платформе. Они приводятся в движение с помощью аккумуляторов и используются как на открытых, так и на закрытых складах.

Тележки автомобильные (автокары) внешне не отличаются от электротележек; приводятся в действие от бензинового мотора автомобильного или мотоциклетного типа. Используются на от­крытых и полузакрытых складах.

Краны — машины периодического действия, при помощи которых производятся вертикальный подъем и горизонтальное перемещение штучных, затаренных и сыпучих материалов на ограниченное расстояние,


На торговых складах используются краны различных типов: стационарные и передвижные, поворотные и пролетные, ручные и механические, электрические и моторные (с двигателем внут­реннего сгорания).

При выполнении складских работ используются, как правило, следующие краны: козловые двухконсольные, мостовые, балоч­ные, штабелеры, башенные, передвижные автомобильные, же­лезнодорожные и судоходные.

Конвейеры — устройства непрерывного действия для гори­зонтального и слегка наклонного перемещения грузов. Подраз­деляются на ленточные, роликовые, пластинчатые, скребковые, винтовые, инерционные, вибрационные, цепные подвесные.

Лифты грузовые предназначены для вертикального переме­щения грузов в многоэтажных складах.

Имеют кнопочное управление внутри кабины (при работе с проводником) или на­ружное — с площадки каждого или одного из этажей.

Ковшовые подъемники — грузоподъемные машины для пере­мещения в специальном саморазгружающимся ковше кусковых и сыпучих материалов в вертикальном и резко наклоненном на­правлениях.

Элеваторы — машины непрерывного действия для вертикаль­ного перемещения сыпучих, штучных, затаренных материалов. Подразделяются на стационарные и передвижные, ковшовые, полочные и люлечные.

На складах товарного рынка используются также вспомога­тельные механизмы: ручные и электротельферы, ручные и меха­нические маневровые лебедки, вагоноопрокидыватели, вагоно-толкатели, электрошпили, домкраты, различные грузозахватные приспособления (захваты для подъема ящиков, труб и длинно­мерного металла, листовой стали и др.).

⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒

Повышение эффективности труда на предприятиях общественного питания находится в прямой зависимости от степени механизации тяжелых и трудоемких межоперационных работ при выполнении технологических процессов. Наиболее трудоемкими являются погрузочно-разгрузочные работы, занимающие существенный объем в производственной деятельности предприятий.

Немаловажное значение в перспективном развитии предприятий массового питания имеет использование оборудования для выполнения так называемых вспомогательных операций производства. К нему относятся весоизмерительные и контрольно-кассовые машины. Кроме того, современный уровень организации производства и управления предприятием общественного питания требует применения электронной техники.

Подъемно-транспортное оборудование, применяемое на предприятиях общественного питания, классифицируют по функциональному назначению и принципу действия. Правильный выбор подъемно-транспортного оборудования, строгое соблюдение технической дисциплины при его эксплуатации являются залогом стабильной работы и эффективности производства.

По функциональному назначению оборудование подразделяют на грузоподъемное, транспортирующее и погрузочно-разгрузочное.

В группу грузоподъемного оборудования включают оборудование для подъема и опускания грузов. Это оборудование используют на предприятиях для межэтажного перемещения грузов, а также при ремонте и монтаже оборудования.

К грузоподъемному оборудованию относят: лебедки с ручным электрическим приводом; тали и тельферы, применяемые для вертикального и горизонтального перемещения грузов; лифты и различные подъемники.

К транспортирующим машинам относят: транспортеры; гравитационные спуски; оборудование пневматического и гидравлического транспорта.

Погрузочно-разгрузочное оборудование предназначено для перемещения и подъема груза внутри производственных и складских помещений. К этому виду оборудования относят: подъемники-загрузчики; грузовые тележки с подъемом; электрокары; уравнительные площадки.

Принцип действия подъемно-транспортного оборудования характеризуется структурой рабочего цикла. Различают непрерывный и периодический циклы действия. Транспортирующее оборудование может быть непрерывного и периодического действия. Грузоподъемные машины, как правило, имеют конструкцию периодического действия. Автоматизации легче поддается оборудование непрерывного цикла.

СВЕДЕНИЯ О ПОСУДОМОЕЧНЫХ МАШИНАХ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ

Выпускаемые промышленностью посудомоечные машины классифицируют по следующим признакам: по назначению, по структуре рабочего цикла, устройству рабочей камеры и рабочих органов.

По назначению машины могут быть универсальными и специализированными.

Универсальные машины (МПУ-1400, ММУ-2000, ММУ-1000, ЛБ-НМТ-1А, МПУ-700, МПУ-350, ММУ-500 и др.) предназначены для обработки нескольких видов столовой посуды (тарелок всех размеров и форм, стаканов, столовых приборов, подносов и т.д.).

Специализированные машины предназначены для обработки только одного вида посуды: стаканов, столовых приборов, котлов, контейнеров и стеллажей, функциональных емкостей, котлетных ящиков и т.д. Применяют специализированные машины только на крупных предприятиях питания, а на остальных предприятиях целесообразно использовать универсальные машины.

По структуре рабочего цикла машины бывают периодического и непрерывного действия. Особенность машин периодического действия — цикличность операций. Цикл складывается из трех последовательно выполняемых операций: загрузки, обработки (мытья) и выгрузки чистой посуды.

Особенность машин непрерывного действия — непрерывность загрузки загрязненной посуды, ее обработки (выполнение всех технологических операций по мытью) и выгрузки чистой посуды. При этом посуда перемещается конвейером вдоль нескольких секций рабочей камеры и последовательно проходит все операции.

По устройству рабочей камеры машины делят на камерные и открытые.

Большинство отечественных и зарубежных машин — камерного типа, в которых посуда обрабатывается в закрытой камере. В машинах периодического действия во время мытья камера полностью закрывается. В машинах непрерывного действия входной и выходной проемы закрыты гибкими шторами (из резины, пластика и т.д.), что позволяет посуде беспрепятственно перемещаться вдоль всех зон и предотвращает разбрызгивание воды за пределы машины.

К машинам открытого типа относят машины для мытья тарелок (Франция), стаканомоечные машины (США) и др.

По устройству рабочих органов различают гидравлические и гидромеханические машины.

Работа гидравлических (душевых) посудомоечных машин основана на гидравлическом воздействии больших (по расходу) потоков теплой и горячей воды на посуду. При этом используется проточная или рециркулирующая (с использованием центробежных насосов) вода. Для интенсификации мытья в воду вводят моющие средства.

Работа гидромеханических посудомоечных машин основана на одновременном гидравлическом и механическом воздействии на посуду. При этом посуда обрабатывается щеточными поверхностями (щетками), смачиваемыми проточной водой, а также моюще-дезинфицирующими растворами. Такой способ мытья посуды применяется в машинах производства Франции, Испании и США.

Высокое качество мытья посуды достигается применением моюще-дезинфицирующих средств («Прогресс», «Санпор», «Посудомой» и др.).

Моющий раствор способствует активному отделению загрязнений с поверхности посуды. При этом поверхность посуды интенсивно смачивается, происходит диспергирование загрязнений (набухание, пектизация, дробление белковых веществ, эмульгирование и частичное омыление жиров), а также стабилизация отделившихся от поверхности посуды загрязнений.

На качество мытья большое влияние оказывают также следующие параметры:

продолжительность мытья (от нескольких десятков секунд до двух минут);

расстояние от посуды до насадки (посуда должна находиться в зоне раздробленного участка струи, на расстоянии от нее приблизительно 100… 120 мм; при этом струя после удара не отражается от посуды, а растекается по ее поверхности);

угол наклона посуды (при этом тарелки не должны перекрывать одна другую, а площадь размыва должна быть оптимальной; в зависимости от угла наклона посуды меняется форма размываемого пятна от круга до вытянутого эллипса, и чем больше угол наклона, тем меньше радиус размыва и тем больше требуется насадок);

направление струи (предпочтительным является вертикальное вниз, хотя на практике имеется горизонтальное и вертикальное вверх ориентирование струи по отношению к загрязнениям);

оптимальный диаметр (от 1,5 до 8 мм) и форма насадки;

давление жидкости у насадки;

жесткость воды (в жесткой воде расход моющих средств увеличивается).

Посудомоечные машины непрерывного действия выпускаются универсальными, т. е. предназначаются для санитарной обработки тарелок, чашек, фужеров, стаканов, подносов и приборов.

Перед машинной обработкой посуда освобождается от крупных остатков пищи вручную. Технологический процесс машинной обработки посуды состоит из пяти последовательно осуществляемых операций: освобождения посуды от остатков пищи, мытья, ополаскивания, стерилизации и обсушивания. Освобождение посуды от остатков пищи производится, струями холодной воды, подаваемой под напором из водопроводной магистрали. Моется посуда моюще-дезинфицирующим раствором, затем ополаскивается горячей водой и стерилизуется кипятком. Завершающей операцией является обсушивание посуды принудительно подаваемым горячим воздухом или за счет разности температуры посуды и воздуха окружающей среды.

В посудомоечных машинах непрерывного действия посуда перемещается конвейером вдоль секций рабочей камеры, где она моется, ополаскивается и стерилизуется.

Характерной особенностью таких машин является непрерывность загрузки загрязненной и выгрузки чистой посуды и одновременность выполнения всех технологических операций.

Посудомоечные машины непрерывного действия имеют высокую производительность (1000 предметов в час и более). Высокое качество мытья посуды достигается применением моюще-дезинфицирующих средств («Прогресс», «Санпор», «Посудомой»). Большое влияние на качество мытья оказывают еще два фактора: время мытья и жесткость воды. В очень жесткой воде расход моющих средств увеличивается. Время мытья определяется скоростью движения посуды и длиной рабочей камеры.

Промышленность выпускает посудомоечные машины непрерывного действия следующих марок: ММУ-2000, ММУг-2000, ММУ-1000 . и НМТ-1. Широко используются также машины ММТУ-2000 и МТУ-1000.

Осваивается производство секционных посудомоечных машин. Секционные посудомоечные машины конвейерного типа в наибольшей степени отвечают технологическим и эксплуатационным требованиям предприятий общественного питания. В настоящее время разработан ряд секционных посудомоечных машин конвейерного типа производительностью от 1000 до 11 200 тарелок в час. Секционные посудомоечные машины предполагают выпускать в четырех исполнениях: правого; левого; правого с сушкой; левого с сушкой. В машинах правого исполнения настил конвейера движется слева направо по фронту работ, левого исполнения — в противоположную сторону.

Подъемно-транспортное оборудование предназначено для механизации складских работ. При использовании средств механизации на складах повышается производительность и облегчается труд работников, ускоряется выполнение складских операций, увеличивается пропускная способность складов, сокращаются простои транспортных средств под погрузкой и выгрузкой, улучшается использование складских площадей за счет увеличения высоты укладки товаров, уменьшаются себестоимость работ и издержки, связанные с передвижением товаров, повышается безопасность производства работ.

Подъемно-транспортное оборудование, применяемые на складах, должны строго соответствовать своему назначению, обладать необходимой прочностью, устойчивостью и подвижностью, обеспечивать удобство и безопасность труда, занимать небольшие маневровые площади и обслуживаться малым числом работников, быть однотипными, экономичными и максимально соответствующими по производительности объему работ, подлежащему выполнению.

Машины и устройства, механизирующие перегрузочно-транспортные складские операции, можно подразделить на вспомогательные средства механизации («малая механизация») и основные средства механизации — оборудование большой производительности. На малых и средних складах широко применяют вспомогательные приспособления и устройства, частично механизирующие отдельные складские операции, но значительно облегчающие труд. К средствам «малой механизации» относятся разнообразные ручные тележки, подъемники, роликовые дорожки и т. п.

На многих складах подъемно-транспортное оборудование достаточно эффективно, особенно на мелких складах, а также недогруженных участках крупных складов, где содержание высокопроизводительного механизма может оказаться экономически нецелесообразным. Основными средствами механизации складов являются электропогрузчики и автопогрузчики, электрокары, конвейеры, мостовые и козловые краны и др.

Подъемно-транспортное оборудование, применяемые в складском хозяйстве, подразделяются также на ряд категорий и видов, объединяемых в отдельные группы по производительности, направлению и характеру перемещения грузов, виду движущей силы и типу конструкций. Классификация подъемно-транспортного оборудования, используемого в складском хозяйстве, представлена на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Подъемно-транспортное оборудование: классификация

Подъемно — транспортное оборудование, применяемое в торговле для перемещения грузов, можно классифицировать следующим образом:

1) для перемещения грузов в горизонтальном направлении — аккумуляторные тележки, ручные тележки, конвейеры, транспортеры, роликовые дорожки и т. п.;

2) для перемещения грузов в вертикальном направлении — грузовые лифты, подъемники, элеваторы и др.;

3) для смешанного перемещения грузов — универсальные электропогрузчики, краны — штабелеры и т. д.;

4) вспомогательное оборудование — поддоны, стеллажи, вешала на роликах, контейнеры на колесах. При этом применяются машины и механизмы периодического и непрерывного действия.

Машины и механизмы периодического действия перемещают груз через определенный промежуток времени (цикл). Периодичность действия оборудования вызывается остановками для укладки и снятия грузов. К этой группе механизмов относятся: тележки всех видов, электротележки и электрокары, автопогрузчики, аккумуляторные погрузчики, штабелеры, тягачи, тали, лебедки, тельферы, подъемники, лифты, кран — балки, консольные поворотные краны и ряд других механизмов.

Машины и механизмы непрерывного действия, к которым относят конвейеры и транспортеры всех видов (стационарные и передвижные, горизонтальные и наклонные, нории), перемещают груз непрерывно.

Независимо от конструктивных форм машин и механизмов основным показателем их работы является производительность —количество грузов, которое с применением машины или механизма может быть переработано за определенный промежуток времени (час или смену) при полном использовании их грузоподъемности, скорости перемещения, а также при наиболее рациональной организации процесса работы.

Большое значение имеет также соблюдение режима работы машины или механизма. Запрещается загружать оборудование свыше его грузоподъемности (полной расчетной нагрузки) как за время одного цикла, так и в процессе эксплуатации.

Назначение и техническая характеристика различных видов подъемно — транспортного оборудования

Тележки являются одним из наиболее массовых и в то же время простейших средств для горизонтального перемещения грузов. В торговле используют тележки с ручным приводом и механическим приводом. Некоторые тележки оснащают различными специализированными кузовами и приспособлениями, что обеспечивает в определенных условиях их наиболее целесообразное использование.

С помощью тележек перевозят товары, упакованные в ящики, короба, мешки или другую тару. В большинстве случаев тележки применяют в сочетании с другими видами подъемно — транспортного оборудования.

Ручные тележки имеют две основные части: раму и колеса (от двух до четырех). Тележки также могут иметь приспособления для подъема или захвата груза.

Каждый тип тележки имеет буквенное и цифровое обозначения: ТГ —тележка грузовая, ТГВ —тележка грузовая с подъемными вилами; цифры обозначают грузоподъемность в килограммах. При наличии трех или четырех колес одно или два из них являются поворотными, что обеспечивает хорошую маневренность тележек.

Тележки имеют грузоподъемность от 100 (тележка ТГ — 100) до 1000 кг (ТГ — ЮООМ с четырьмя колесами, два из которых поворотные).

Применяют также тележки типа ТГ — 130 (двухколесная с двумя упорами, грузоподъемностью 130 кг), ТГ — 200, ТГ — 400, ТБ. Ручная тележка ТБ предназначена для перевозки бочек и состоит из каркаса с вилами, ходовой части с двумя колесами и рукоятки. Тележка имеет фиксатор для захвата бочек.

Указанные тележки имеют недостаток, заключающийся в том, что каждая единица груза (ящик, кипа, мешок) при погрузке и разгрузке должна быть отдельно уложена или снята. Этот недостаток устранен в тележках с подъемной платформой или подъемными вилами, обеспечивающими перевозку грузов, уложенных на поддонах или в контейнерах.

Ручные тележки с подъемной рамой (вилами) имеют грузоподъемность 200 и 1000 кг. Они состоят из двух жестких рам —верхней и нижней, подъемного устройства, удерживающего крюка и четырех колес. Подъем рамы тележки па 50 мм обеспечивается с помощью рычага, который служит одновременно рукояткой для передвижения тележки, а опускание рамы —путем нажатия на педаль или с помощью гидравлического амортизатора для плавного опускания груза.

Тележка ТГВ — 500 с подъемными вилами удобна для загрузки и разгрузки с автомашин грузов, уложенных на стандартные поддоны или упакованных в типовую производственную тару размерами 600×400, 800X600 и 1200×800 мм, и перевозки этих грузов внутри складских помещений. Грузовая площадка рамы выполнена в виде вил, консольные концы которых опираются на спаренные катки. Вилы через вертикальную панель связаны со штоком ручного гидропривода, расположенного на опорной площадке. Эта площадка смонтирована над спаренными колесами. Перемещение тележки и подъем вил осуществляются водилом, являющимся рукояткой гидропривода.

Подъемно-транспортное оборудование применяется на предприятиях общественного питания для механизации работ при приемке, хранении и перемещении сырья и продуктов внутри предприятия, транспортирования готовой продукции к месту раздачи, транспортирования инвентаря и различного оборудования. Для механизации подъемно-транспортных работ применяются разнообразные машины, механизмы и приспособления, которые по общим эксплуатационно-техническим признакам можно разделить на две основные группы:

простейшие средства механизации;

подъемно-транспортные машины.

Простейшие средства механизации — это устройства (машины, механизмы), позволяющие производить только одну грузоподъемную или транспортную операцию. Они обычно имеют ручной механический или гидравлический привод. К этим устройствам можно отнести тали, лебедки, ручные тележки, штабелеукладчики и другие средства, нашедшие широкое применение на предприятиях в силу их достаточно низкой стоимости и простоты технического обслуживания.

Подъемно-транспортные машины имеют сложную многоприводную конструкцию и по функциональному назначению их можно подразделить на грузоподъемные машины, транспортирующие машины и погрузочно-разгрузочные машины.

Грузоподъемные машины предназначены для межэтажного перемещения грузов, проведения погрузочно-разгрузочных работ, ремонта и монтажа различного технологического оборудования.

Транспортирующие машины различных видов предназначены для перемещения грузов на одном уровне на значительные расстояния. Погрузочно-разгрузочные машины используются при выполнении работ в складских помещениях. Эта группа оборудования отличается от остальных возможностью одновременного подъема и перемещения грузов на небольшие расстояния.

По принципу работы подъемно-транспортные машины делятся на машины периодического (циклического) и непрерывного действия. Машины периодического действия работают циклично, перемещая груз через определенный интервал времени. Рабочий цикл машины периодического действия состоит из захвата груза, перемещения его к месту укладки, отдачи груза и холостого хода за его очередной порцией. К машинам периодического действия относятся тележки, подъемники, лифты и т.п.

Машины непрерывного действия способны перемещать груз непрерывным потоком. Несущие части этих машин совершают непрерывное движение без остановок для захвата и передачи груза. К машинам непрерывного действия, применяющимся на предприятиях общественного питания, относятся конвейеры.

Торговля — одна из наиболее трудоемких отраслей народного хозяйства. Предприятия торговли принимают огромное количество грузов, значительная часть которых поступает в ящиках, мешках, бочках и других видах тары (упаковки). Большая часть грузов перемещается вручную, в связи с чем погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы являются наиболее трудоемкими. Во многих торговых предприятиях штабелируют грузы в подсобных помещениях и доставляют их в торговый зал вручную из-за его небольшой площади.

Подъемно-транспортное оборудование предприятий розничной торговли представляет собой совокупность различных приспособлений, механизмов и машин, предназначенных для разгрузки транспортных средств и внутримагазинных перемещений грузов.

Применение даже простейших видов подъемно-транспортного оборудования способствует:

— облегчению трудоемких и тяжелых работ по перемещению грузов;

— повышению производительности и культуры труда;

— ускорению погрузочно-разгрузочных работ и сокращению длительности простоя транспорта.

Замена тяжелого ручного труда механизмами и машинами обеспечивает сохранность грузов и тары, а также правильное и более полное использование подсобных помещений. В розничной торговле наиболее экономичное решение проблемы погрузочно-разгрузочных работ дает использование тары-оборудования, т.е. перемещение товаров в подготовленном к продаже виде в специальных торговых контейнерах и продажа товаров непосредственно из них в торговом зале. Товары, подготовленные к продаже на оптовом торговом предприятии или предприятии-производителе, загружают в специальный контейнер (тару-оборудование) и доставляют в торговый зал магазина. Внедрение тары-оборудования позволяет повысить производительность труда работников в 7… 10 раз, сократить длительность простоя транспорта под разгрузкой с 80 до 30 %.

Подъемно-транспортное оборудование классифицируют по следующим основным признакам:

— функциональному назначению — на грузоподъемные механизмы и машины (лифты, подъемники, краны и др.), транспортирующие машины и механизмы (конвейеры, монорельсы, тележки и др.), погрузочно-разгрузочные машины (авто- и электропогрузчики, штабелеукладчики);

— направлению перемещения грузов — на машины для горизонтального и слабонаклонного перемещения грузов, для вертикального и резко наклонного перемещения грузов и для смешанного перемещения грузов (горизонтального и вертикального);

— принципу действия — на машины периодического действия (блоки, лифт, подъемники) и машины непрерывного действия (конвейеры);

— типу привода — на машины ручного привода, машины с механическим приводом (электрическим или двигателем внутреннего сгорания) и гравитационные машины, т.е. машины, использующие действие силы тяжести — наклонные спуски, роликовые дорожки;

— конструктивным признакам — на передвижное и стационарное;

основным техническим параметрам — по габаритным размерам, массе, грузоподъемности, мощности привода.

Это название объединяет огромное множество машин и механизмов, предназначенных для перемещения грузов и людей на сравнительно небольшие расстояния. Условно эти машины можно подразделить на пять групп: 1) грузоподъемные, 2) транспортирующие, 3) подвесной однорельсовый транспорт, 4) напольный транспорт, 5) погрузочно-разгрузочные.

К первой группе относятся простейшие устройства для подъема грузов (блоки, полиспасты, вороты и др.), подъемные краны и подъемники. Блоки, полиспасты и вороты (см. рис.) человек изобрел в глубокой древности, когда никаких машин еще не было. Показанный на рисунке подвижный блок (колесо с желобом для каната, троса или цепи) дает выигрыш в силе в 2 раза: затрачивая усилие Р, можно поднять груз, который весит 2Р. Полиспаст состоит из нескольких подвижных и неподвижных блоков. Здесь вес поднимаемого груза распределяется на несколько ветвей каната, поэтому, приложив к тяговому концу каната усилие Р, можно поднять гораздо больший груз (в нашем примере — 4Р); при этом скорость подъема будет в 2 раза меньше, чем при подъеме груза с помощью блока. Ворот дает выигрыш в силе во столько раз, во сколько плечо R рукоятки больше радиуса г вала: затрачивая усилие Р, можно поднимать груз, который весит:

P=R/r

Все эти простейшие устройства в усовершенствованном виде используются и самостоятельно (ворот — это в принципе та же лебедка), и как составные части механизмов современных сложных подъемных кранов и других грузоподъемных машин, иногда рассчитанных на подъем груза массой несколько тысяч тонн (при мощной несущей конструкции).

Подъемные краны бывают разной конструкции (см. рис.): стационарные, передвижные (на колесном, гусеничном, железнодорожном ходу), плавучие и даже воздушные (кран- вертолет, кран-дирижабль). Для привода подъемных механизмов и механизмов передвижения кранов применяют электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания, гидравлические и пневматические двигатели. Подъемные краны — одно из основных средств механизации работ по перемещению изделий, материалов, сырья и других грузов в промышленности, строительстве, на транспорте. Характер груза определяет вид грузозахватного приспособле- ления крана; это крюк и стропы для штучных грузов и контейнеров, грейфер, ковш для сыпучих и кусковых материалов, специальная бадья для жидкостей, клещи для горячих заготовок, электромагнит для металлолома (см. рис.) и т. д. Все шире используются автостропы — приспособления для автоматического захвата и освобождения груза.

Большим разнообразием конструкций отличается и другая разновидность грузоподъемных машин — подъемники, перемещающиеся по жестким вертикальным или наклонным направляющим или по рельсовому пути. Это в первую очередь пассажирские и грузовые лифты, поднимающие людей и грузы на высоту до 150 м. Специальные подъемники — клети и скипы — используют для подъема полезных ископаемых и породы из шахт, спуска под землю людей и оборудования, загрузки шихты в доменные пени, подачи угля в котельные и т. п. На строительстве применяют мачтовые, канатные, шахтные и тележечные подъемники, в гаражах — гидравлические или винтовые подъемники-платформы; для ремонта городских сетей и зданий — автомобили-вышки, для подъема судов, плавающих в каналах с разными уровнями воды, — судоподъемники, а для ремонта судов — слипы.

Все грузоподъемные машины работают периодически, или циклично. Цикл работы подъемного крана, например, состоит из захвата груза, его перемещения и разгрузки, возвращения грузозахватного приспособления к месту приема груза.

Вторая группа подъемно-транспортных машин работает непрерывно. Их так и называют — машины непрерывного транспорта. В эту группу входят все конвейеры, от самых маленьких ленточных до многокилометровых автосборочных, а также пассажирские конвейеры (иначе — движущиеся тротуары), эскалаторы и патерностеры. Патерностер — это непрерывно движущийся лифт, кабинки которого не имеют дверей. Скорость его невелика, и люди могут спокойно входить в кабину и выходить на нужном этаже.

К третьей группе подъемно-транспортных машин относятся различные тележки и каретки с подъемным устройством (лебедкой), передвигающиеся на колесах по однорельсовому (монорельсовому) пути. Эти тележки называются талями (см. рис.) и имеют ручной, электрический или пневматический привод. Тали — распространенное средство внутрицехового транспорта. Однорельсовые подвесные дороги широко применяются для механизации работ на животноводческих фермах. Их используют для подвоза кормов и подстилки в грузовых тележках.

В четвертую группу подъемно-транспортных машин входят автопогрузчики и электропогрузчики (иногда их называют автокарами и электрокарами), электроштабелеры и т. п. Погрузчики подхватывают, перевозят и разгружают грузы, а штабелеры укладывают их в штабели высотой до 6 м, а иногда и выше.

Наконец, пятую группу подъемно-транспортных машин составляют погрузочно- разгрузочные машины. Это может быть маленький самоходный многоковшовый погрузчик, или навешенный на мощный трактор большой одноковшовый погрузчик, или гидравлический автомобилеразгрузчик для подъема многотонного автомобиля (см. рис.). Кроме того, в промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве работает множество погру- зочно-разгрузочных и перегрузочных машин, специализированных на каких-то определенных постоянных операциях.

Разумное использование всего парка подъемно-транспортных машин, создание новых совершенных конструкций — важнейшее звено в производственной деятельности человека.

Особенно важное значение приобретает эта техника в период интенсификации экономики, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, ускорения науч- но-технического прогресса как одно из основных средств механизации ручного труда.

Добавить комментарий

Закрыть меню