Почему чацкий одинок

Комедия «Горе от ума» была написана в те далекие времена, когда люди, такие как Чацкий А.А., главного героя произведения А.С.

Грибоедова «Горе от ума», приносили в общество новые настроения, идеи.

Человек, в образе которого был Чацккий хотел показать человека, воодушевленного высокими идеями, поднимающего бунт против общества в охрану свободы, разума и художества, воспитывающего в себе абсолютно новую мораль, создающего новый взгляд на мир и на человеческие взаимоотношения.

Александр Андреевич Чацкий — это человек в расцвете сил, дворянин. Родители Чацкого умерли довольно рано, и он был вынужден воспитываться в доме Фамусова — товарища его покойного отца. Чацкий был очень умен. Он защищал право человека на свободу выбора занятия: путешествовать, отдыхать в деревне, читать умные книжки или посвятить себя «искусству творческому, которое он считал высоким и прекрасным», поэтому Фамусов считает, что Чацкий — опасный человек, не признающий никаких властей.

Чацкий не любит всё пошлое, также как и рабское преклонение перед всем иностранцами, угодничество, низкопоклонство и прочий бред. Его стремление — служить Отечеству, труду, а не выборочным лицам. Будучи истинным патриотом, Чацкий больше всего хотел оплатить свой долг перед Отечеством, стремился честно служить ему. Именно из-за этого он покинул Софью и отправился в город Петербург. С этим и оборвалась блестяще начатая карьера: «Служить бы рад — прислуживаться тошно». А государству, как не странно, требуется прислуживание. Чацкий думает, что вокруг него лишь люди, которые ищут лишь высоких чинов, крестов, денег, не любви, а выгодного брака. Их идеал — «умеренность и аккуратность», их цель — «забрать все книги что бы сжечь».

Одно из самых важных свойств Чацкого — полнота чувств. Она проявилась и в том, как он любит, и, в не меньшей мере, в том, как он злится и ненавидит. Во всем он проявляет страсть, часто бывает пламенен душою. Он пылок, остр, умён, красноречив, нетерпелив и, тем не менее, полон жизни. Все эти качества делают из него открытого для ошибок и уязвимого человека.
Чацкий, без сомнения, — единственный положительный герой в комедии Грибоедова.

Чац­кий оказывается в таком окружении, где он не может быть понят. А его взгляды не только не ценятся, но отвергаются, и более того, пре­следуются. Он оди­нок и страдает, на его долю в течение одного дня выпадает «мильон терзаний».

В сонную тишину дома Фамусовых Чацкий врывается, как вихрь, но его бурная радость, звонкий и неудержимый смех, искренняя не­жность, от сердца, и пылкое негодование, которые совсем неуместны в доме, где все построено на обмане и притворстве. Поведение Чацкого вызывает непонима­ние, перерастающее затем в раздражение. Он искренен во всем: и в радости, и в негодовании.

Чайкий одинок. В своем одиночестве он сам виноват. Ему не хватает гибкости ума и хитрости, чтобы приспособиться к обществу, в котором он живет. Его не совсем красивое поведение и манера себя вести и высказываться на балу, настроила общество против него. Своим поведением он прослыл не умным человеком, а сумашедшим. Я бы не назвала Чацкого абсолютно положительным героем комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».


Решение проблемы положительного героя, трагедия личности Чацкого

Продолжив обличительную антикрепостническую традицию, внесенную в русскую литературу великим революционером Радищевым, развивая и углубляя плодотворные традиции русской общественной сатиры XVIII века — сатиры Фонвизина, Новикова и Крылова, Грибоедов создал произведение, все содержание которого — свидетельствовало о его социально-политической направленности.
«Горе от ума», конечно, остается одним из шедевров карающей социальной сатиры. Но подлинная сатира не бывает односторонней, потому что писатель-сатирик, если он стоит на передовых идейно-художественных позициях, всегда обличает зло и пороки во имя добра и добродетелей, во имя утверждения некоего положительного идеала — общественного, политического, морального. Также и Грибоедов в «Горе от ума» не только разоблачал мир крепостников, но и утверждал свой положительный идеал, исполненный глубокого общественно-политического смысла. Этот идеал нашел художественное воплощение в образе единственного истинного героя пьесы — Чацкого.
Как писатель национальный и народный, Грибоедов, естественно, не мог ограничиться одним изображением фамусовского мира, но непременно должен был отразить в своей исторической картине и другую сторону действительности — брожение молодых, свежих, прогрессивных сил, подрывающих твердыни самодержавно-крепостнического строя.
Эта задача также была блистательно выполнена Грибоедовым. Идейное содержание «Горя от ума», конечно, не исчерпывается обличением порядков и нравов крепостнического общества. В комедии дана действительно широкая и во всех деталях верная историческая картина всей русской жизни в грибоедовское время — и теневых и светлых ее сторон. Комедия отразила не только быт и нравы стародворянской Москвы, жившей по ветхозаветным преданиям «времен Очаковских и покоренья Крыма», но и общественное брожение эпохи – ту борьбу нового со старым, в условиях которой зарождалось движение декабристов, складывалась в России революционная идеология.
Фамусовщина — это реакция, косность, рутина, цинизм, устойчивый, раз навсегда определенный уклад жизни.

Здесь пуще всего боятся молвы («грех — не беда, молва нехороша») и замалчивают все новое, тре¬вожное, не укладывающееся в норму и ранжир. Мотив «молчания» красной нитью проходит сквозь все сцены комедии, посвященные фамусовскому миру, где «Молчалины блаженствуют на свете». И в этот затхлый мир, подобно разряду освежительной грозы, врывается Чацкий с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и думой о народе. Он — настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных; им страшен даже его смех. Он открыто, во всеуслышание заговорил о том, что в их кругу усердно замалчивалось, — о вольности, о совести, о чести, о благородстве и его пылкую речь подхватила вся передовая русская литература XIX века.
Изображая Чацкого человеком умным и благородным, человеком «возвышенных мыслей» и передовых убеждений, глашатаем «свободной жизни» и ревнителем русской национальной самобытности. Грибоедов решал стоявшую перед прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания образа положительного героя.
Чацкий, рано оставшийся сиротой, жил в доме своего опекуна Фамусова, друга отца, и воспитывался вместе с его дочерью, получив прекрасное домашнее образование у иностранных гувернеров. «Привычка вместе быть день каждый неразлучно» связало их детской дружбой. Но вскоре юноше Чацкому стало уже «скучно» в доме Фамусова, где отсутствовали серьезные умственные интересы, и он «съехал», то есть стал жить отдельно, самостоятельно, приобрел хороших друзей, серьезно занялся науками. В эти годы его дружеское расположение к Софье становится серьезным чувством. Но и любовь к девушке не отвлекала его от стремления к знаниям, к изучению жизни. Он отправляется «странствовать». Прошло три года …И вот наш герой снова в Москве, в доме Фамусова. Он спешит увидеть Софью, которую страстно любит. И такая искренность, такая любовь и радость от встречи с любимой девушкой слышны в его голосе! Он оживлен, весел, остроумен, красив! Чацкий весь переполнен радостью жизни и не знает, что его ожидает беда: ведь Софья-то любит не его, а секретаря своего отца, хитрого лжеца Молчалина.
Чацкий и не подозревает, как изменилась Софья за время его отсутствия, он доверяется ей, как в дни ранней юности. А Софья не только не любит его, но даже готова возненавидеть за колкие слова в адрес Молчалина. Она способна на ложь, притворство, сплетни, лишь бы сделать больно, отомстить Чацкому. В шутливых, язвительных репликах Чацкого она не может почувствовать боль человека, истинно любящего свою Родину. Чацкий и Фамусов встречаются как близкие люди. Но в скоре мы убеждаемся в том, что между ними постоянно происходят столкновения.
В доме Фамусова Чацкий знакомится со Скалозубом, возможным претендентом на руку Софьи. Именно здесь между Фамусовым, защитником самодержавно-крепостнических порядков, и Чацким, патриотом, защитником «свободной жизни», выразителем идей декабристов, новых представлений о человеке и его месте в обществе, возникает и разгорается напряженная идейная борьба. Спор между ними идет о достоинстве человека, его ценности, о чести и честности, об отношении к службе, о месте человека в обществе.
Чацкий язвительно критикует крепостнический произвол, цинизм и бездушие «отцов отечества», их жалкое преклонение перед всем иностранным, их карьеризм, яростное сопротивление движению вперед, к лучшей жизни.
Фамусов боится таких людей, как Чацкий, так как они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия для Фамусовых. Самодовольный крепостник поучает «нынешних гордецов», как надо жить, ставит в пример подхалимов и карьеристов типа Максима Петровича.
Могли бы в подобном случае промолчать, скажем, Белинский, Рылеев, Грибоедов? Вряд ли! Вот почему мы так естественно воспринимаем обличительные монологи и реплики Чацкого. Герой негодует, презирает, издевается, обвиняет, при этом мыслит вслух, не обращая внимания на то, как к его размышлениям отнесутся окружающие.
Чацким владеет кипучая страсть борца за справедливое общество. Он хочет довести врагов до «белого каления» и высказать свою правду.
Гнев и обиды гражданина придают ему энергию.
Представитель «века нынешнего», он не приемлет образ жизни отцов, «век покорности и страха». В разговоре с Фамусовым он ставит под сомнение авторитеты, которым поклоняется всё общество, он говорит о «подлейших чертах прошедшего жития». Чацкий – патриот, он готов служить на благо Отчизн, готов служить «делу, а не лицам», при этом «прислуживаться» ему тошно. Монологи Фамусова «Вот то-то, все мы гордецы…» и монологи Чацкого «Где, укажите нам, отечества отцы…» являются завязкой общественного конфликта, который, постепенно развиваясь, выходит на первый план, а любовная интрига отходит на второй.
Читая комедию, я все больше и больше восхищаюсь тем, как выразительно Грибоедов сопоставил Чацкого и его соперников. Чацкий вызывает у меня сочувствие и уважение, признание его благородных поступков. Мне близки и дороги его высказывания в адрес мира крепостников.
Светская толпа, умело изображенная пером Грибоедова, — олицетворение подлости, невежества, косности. К этой толпе можно отнести, на мой взгляд, и Софью, которую так любит наш герой. Ведь это она наносит ему предательский удар, сочиняя сплетню о сумасшествии Чацкого. Я понимаю, что ей хотелось отомстить за его насмешки по отношению к Молчалину. Но нельзя же быть такой жестокой и бесчеловечной! Ведь она представительница прекрасного пола и вдруг… такая подлость! Выдумка о сумасшествии Чацкого распространяется с молниеносной быстротой. Никто не верит, но все повторяют. Наконец эта сплетня доходит до Фамусова. Когда гости начинают перечислять причину сумасшествия Чацкого, раскрывается еще один смысл этой фразы: по их мнениям сумасшедший — значит «вольнодумец». Все пытаются установить причину сумасшествия. Хлестова говорит: «Чай, пил не по летам», но Фамусов твердо уверен:
Ученье — вот чума,
Ученость — вот причина….
Затем предлагаются различные меры борьбы с «безумием». Полковник Скалозуб, самовлюбленный, тупой полковник палочной муштры, враг свободы и просвещения, мечтающий о чине генерала, говорит:
Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект на счет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А школы сохранят так: для больших оказий.
А Фамусов, как бы обобщая высказанные суждения о просвещении, говорит:
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
Таким образом, Чацкий признан сумасшедшим за свое свободомыслие. Он ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой свободолюбивый человек. И общество принимает меры, чтобы обезвредить его, — возводит на него гнусною клевету. Вскоре Чацкий услышал сплетню о своем сумасшествии. Ему больно, горько, но это не так глубоко его волнует, как-то, кого же любит Софья, почему она так холодна к нему.
И вдруг происходит неожиданное разрешение этих вопросов. Чацкий оказался свидетелем случайно подслушанного разговора между Молчалиным и горничной Лизой. Молчалин признается девушке в любви, но горничная намекает ему на свадьбу с барышней, Софьей, стыдит Молчалина. И тут Молчалин «снимает маску»: он признается Лизе, что «в Софье Павловне нет ничего завидного», что влюблен он в неё » по должности», » который кормит и поит, а иногда и чином подарит». Гнев и стыд терзают Чацкого: «Вот я пожертвован кому!». Как он обманулся в Софье! Его счастливый соперник — Молчалин, низкий лицемер и обманщик, «глупец», «услужник знаменитый», убежденный в том, что «в его лета», в его чине «не должно сметь своё суждение иметь «, но должно, «угождая всем, и награждения брать и весело пожить».
И Софья направлявшаяся на свидание к Молчалину, услышала случайно его откровенное признание Лизе. Она удивлена, оскорблена, унижена! Ведь она его так любила, идеализировала этого ничтожного человека! Какую жалкую роль сыграла Софья в его жизни! Но девушка находит в себе силы, чтобы навсегда отказаться от заблуждений, оттолкнуть ползающего у её ног Молчалина, но защитить и оправдать себя перед Чацким она не может. Чацкому нанесена еще одна рана: он узнает, что нелепая сплетня о его безумии принадлежит Софье. Нет, он это не сможет никогда простить ей, так как считает и её представительницей Фамусовского общества, враждебного ему. Чацкий решил навсегда уехать из Москвы. Почему? Покидая «мучителей толпы, в любви предателей, в вражде неутомимых», он намеревается «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок «.
«Горе от ума», конечно, одно из самых тенденциозных произведений русской мировой литературы. Грибоедов поставил перед собою совершенно определенную нравственно-воспитательную цель и был озабочен тем, чтобы цель эта стала ясна читателю и зрителю комедии. Он написал «Горе от ума», что6ы высмеять и заклеймить крепостнический мир, вместе с тем не менее важной задачей было для Грибоедова раскрыть перед читателем и зрителем свой положительный идеал, донести до них свои мысли и чувства, свои моральные и общественные идеи.

Читать далее>>

Изучая творчество такого писателя как Александра Сергеевича Грибоедова, нельзя не упомянуть его величайшее, я считаю, произведение – комедию «Горе от ума». Здесь автору удалось раскрыть множество человеческих пороков, который присущи и современному обществу, именно поэтому комедия не теряет совей актуальности и по сей день.
В основу своего произведения Александр Сергеевич положил конфликт между умным человеком и глупым обществом, который заканчивается, к сожалению, победой глупцов.
Главным героем произведения стали молодой человек Чацкий – представитель «ума» и предводитель общества гнусных и глупых людей – Фамусов. Знакомясь с образом Александра Андреевича Чацкого, создается вопрос: «Почему же он так несчастен, раз обладает таким большим умом?». Умный человек всегда знает, как избежать неприятной, затруднительной ситуации, как не вступать в конфликт, однако, Чацкий не смог не столкнуться в противостоянии ума и глупости с Фамусовским обществом.
Когда–то Чацкий жил и воспитывался в доме Фамусова, потом дом и где-то скитался три года. Чацкий является в дом с внезапностью грома, своим появлением переполошив всех. Недаром Фамусовым говорит:
— Три года не писал двух слов!
И грянул вдруг как с облаков.

Какой же он, Чацкий? Он любит свою Родину и возвратившись говорит:
— Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!
Речь его насыщена и в ней чувствуется ум и остроумие. У него есть сердце и он честен. Этот человек не только умный, но и развитый, и как говорит о нем горничная Лиза:
— …Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!
Меткое, свободное, пламенное слово – вот оружие Чацкого. Молчалин так говорит о нем:
— Ах! Злые языки страшнее пистолета.
Однако среди всех небольших «стычек» между Чацким и обществом Фамусова, центральное место на ответ поставленный в заголовке темы, я считаю, можно назвать эпизод с известны монолог Александра Андреевича «А судьи кто?». Но направлен этот монолог и против крепостного права, в нем идет речь об алчной страсти к мундирам и чинам. Чацкого возмущает, что его кто-то осуждает, ему навязывают службу, на что он отвечает:
— Служить бы рад, прислуживаться тошно.
— Кто служит делу, а не лицам…
Чацкий хочет служить Отечеству, рвется к занятиям наукой, к свободной жизни. Он не хочет ни перед кем преклоняться и никогда не станет этого делать. Но Фамусов опасается, говоря о нем:
— Он вольность хочет проповедать!
— Да он властей не признает!
Но все же, в конечном итоге,Чацкому удается обличить зло и глупость Фамусовской интеллигенции. Он знает, что воюет против целого общества и что должна принести ему эта война и такая жизнь, именно поэтому в комедии Грибоедова «Горе от ума» ум главного героя, не приносит ему счастья.

Для многих из нас, такое слово как «одиночество» ассоциируется с некой особенностью, уникальность и новизной. На наше мышление и восприятие влияет общество вокруг. Конечно, следовать за всеми с одной стороны хорошо, так как это позволяет ощутить поддержку со стороны других, а с другой, общество может застопорить развитие вашей личности.
Многие боятся выделяться среди других, ведь часто это заканчивается непониманием и осуждением за спиной. Александр Грибоедов в своем произведении «Горе от ума» показывает, как живется человеку, который пытается донести свои идеи, которые со всех сторон подвергаются критике. Главный герой Александр Чацкий наделен чертами идеального человека, он независим, свободен и щедр. Александр был дворянин, из-за ранней смерти родителей ему пришлось жить и расти в доме Фамусова, который был давним другом отца. Чацкий с юного возраста привык к свободе, поэтому часто слышал от Фамусова в свой адрес негативные слова. Чацкий хотел служить Отечеству, но из-за своей честности он не смог протянуть долго и его карьера быстро закончилась на словах :»Служить бы рад — прислуживаться тошно». В комедии «Горе от ума» образ Чацкого является единственным положительным.
Автор поработал над тем, чтобы придать герою качества, которые хотелось бы видеть в каждом человеке.

Чацкий настроен бороться с несправедливостью, он с уважением относится к народу и пытается противостоять крепостнической системе. Его искренние намерения видны и по отношению к Софье. Но с ней ему пришлось расстаться по причине того, что главным для него было призыв служить Отечеству.
Автор создал образ «нового человека», наделив его всеми хорошими качествами, с другой стороны это значит, что Чацкий становится изгоем общества. В свою очередь главный герой настроен отстаивать свои идеи и принципы, но как оказывается, всё то, к чему стремится Чацкий никому не нужно. Общество не готово принять что-то новое в свою жизнь, ведь гораздо проще оставить всё как было. Перед Александром становится выбор стать таки как все, но такая перспектива его вовсе не радует и автор сравнивает это с нравственной смертью.
Идея рассказа состоит в противоречии характера и поступков Чацкого по отношению к фамусовскому миру.

Добавить комментарий

Закрыть меню