Почему бедная лиза сентиментализм

«Сентиментализм в русской литературе»

Сочинение

1. Сентиментализм как литературное направление.
2. История любви крестьянки и молодого дворянина.
3. Характеристики главных героев.
Литературное направление «сентиментализм» получило свое название от французского слова sentiment, то есть чувство, чувствительность). Это направление было очень популярным в литературе и искусстве второй половины XVIII — начала XIX веков. Отличительной особенностью сентиментализма было внимание к внутреннему миру человека, к его эмоциональному состоянию. С точки зрения сентиментализма именно человеческие чувства были главной ценностью.
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» полностью соответствует канонам сентиментализма. В этом произведении
рассказано о несчастной крестьянской девушке, волею судьбы оказавшейся игрушкой в руках барина.
Молодой дворянин Эраст был человеком легкомысленным и избалованным. Он с самого начала не смог понять искреннюю и пылкую натуру крестьянской девушки Лизы.
Был ли молодой дворянин влюблен в крестьянку? Очевидно, сначала в его душе зародилось это прекрасное чувство. Но, увы, пресыщенного юношу не могли долго привлекать прелести крестьянки. И дело было совсем не в том, что Лиза была недостаточно интересна. Нет, безусловно, девушка была настоящим идеалом — красивой, верной, искренне любящей. Она могла бы сделать счастливым достойного человека. К Эрасту это, безусловно, не могло относиться. Его отношение к жизни сильно отличается от взглядов Лизы. Молодой человек изначально был полной противоположностью героине. Он не знал ни нужды, ни лишений. Ему чужды были такие чувства, как привязанность, верность. Любовь для него была только игрой, легкой и необременительной.
Когда Эраст соблазнил Лизу, она ощутила надвигающуюся трагедию. Природа словно отозвалась на предчувствия девушки. Блеснула молния, и грянул гром. Лиза испугалась. Она ощутила себя преступницей, заслуживающей самого сурового наказания. Предчувствия Лизы оправдались. В скором времени пылкая и прекрасная девушка надоела избалованному дворянину. Его чувства были непрочны, ведь он с самого начала не считал отношения с Лизой чем-то серьезным.
Чувствительная девушка не может восприниматься читателем как простая крестьянка. Ведь крестьянскому сословию свойственны такие качества, как прагматизм, грубость, приземленность. Лиза больше напоминает девушку образованную, выросшую в праздности; окруженную заботой и вниманием родных. Однако такое несоответствие совсем не вредит повести, а, напротив, делает ее еще более выразительной и интересной.
Как бы то ни было, но повесть Карамзина «Бедная Лиза» была очень популярна в конце XVIII — начале XIX веков. Читатели находили в ней не только красивую историю любви, но и видели сходство с реальной жизнью. Как это ни парадоксально, но Карамзин весьма достоверно передал историю возникновения влюбленности у неискушенной наивной девушки. Будь Лиза немного более опытна, с ней бы не могло случиться ничего подобного. Она бы смогла лучше понять Эраста и не оказалась бы в подобной ситуации.
Можно ли считать молодого дворянина Эраста по-настоящему отрицательным героем? Разумеется, нет. Ведь в конце повести мы узнаем, что он горевал по Лизе и всю свою жизнь был несчастен, считая себя убийцей. Молодой дворянин чрезмерно легкомысленен. Именно так и говорит о нем писатель: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце».
Об Эрдсте мы узнаем, что он увлекался чтением романов, и особенно привлекали его идиллические истории. «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало».
Мы понимаем, что Эраст как бы отрицает реальную жизнь, предпочитая жизнь вымышленную. Это роднит его с Лизой. Несмотря на то что девушка знает нужду и лишения, она все равно плохо знает жизнь настоящую, непридуманную.

Поэтому она и наделяет всеми возможными положительными качествами Эраста, несмотря на то что он совсем не соответствует таким характеристикам.
Эраст отправляется в военный поход. И именно здесь он умудрился спустить все свое состояние, проиграв его в карты. Это так же свидетельствует о том, что молодой дворянин на редкость несерьезен и не может нести ответственность даже за свою жизнь. Тем более, он не в состоянии оценить чувства Лизы, для него они такая же легкая игра, как преферанс.
Разорившийся дворянин желает поправить свои дела выгодным браком. Он честно заявляет об этом Лизе. Обманутая в лучших своих чувствах Лиза бросается в пруд. Жизнь для нее кончена, она измучена долгими страданиями. И поэтому не находит ничего лучше, как покончить с жизнью.
Сентиментальные романы и повести, столь популярные в XVIII—XIX веках сегодня воспринимаются читателями как наивные сказки, где вымысла гораздо больше, чем правды. Однако произведения, написанные в духе сентиментализма, оказали огромное влияние на развитие русской литературы. Они дали возможность запечатлеть на бумаге все оттенки человеческой души. Пусть в повести «Бедная Лиза» герои выглядят несколько неестественно, все равно произведение Вызывает искренний интерес читателей, несмотря на то что с момента его создания прошло так много лет.

Другие сочинения по этому произведению

«Бедная Лиза» Карамзина как сентименталистская повестьОбраз Лизы в повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаОбраз Лизы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателяРецензия на произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Характеристика Лизы и Эраста (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль повести.Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» как пример сентиментального произведенияХарактеристика ЛизыАнализ повести «Бедная Лиза»Сочинение по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Краткое содержание и анализ произведения «Бедная Лиза»Характеристика Эраста (Карамзин, повесть «Бедная Лиза»)Черты сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Основные проблемы любви в повести Карамзина Бедная ЛизаУтверждение общечеловеческих ценностей в повести Карамзина «Бедная Лиза»Размышления о “Бедной Лизе” КарамзинаН. М. Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль повестиТема естественной природы и города в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует емуХарактеристика образов дворянина Эраста и крестьянки ЛизыОписания в повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаХарактеристика ЭрастаПовесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»Чем интересна повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Характеры героев и финал повести «Бедная Лиза»Основные проблемы любви в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Художественные особенности повести H. М. Карамзина «Бедная Лиза»Бедная ЛизаПсихологический конфликт в повести Карамзина «Бедная Лиза»О повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаБедная Лиза . Карамзин Н.М.Темы, идеи, образы повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»»Бедная Лиза» — повесть о печальной участи крестьянской девушкиПочему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к ЛизеТема маленького человека в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»»Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, как пример сентиментальной прозыЛиза — главная героиня повестиКарамзин и русский сентиментализмПовесть Карамзина «Бедная Лиза» и новая эпоха русской литературы»Бедная Лиза» — «Первое национальное произведение»Краткий сюжет повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаАнюта персонаж повести Карамзина «Бедная Лиза»Проза сентименталистов на примере повести «Бедная Лиза»Лирическая манера повествования в повести Карамзина «Бедная Лиза»Роль знака тире в прощальной сцене (по повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина)Жанр повести в творчестве Карамзина (на примере повести «Бедная Лиза»)Гуманистическая идея в повести «Бедная Лиза» и «Юлия»Темы идеи образы повести Николая Карамзина «Бедная Лиза»Поэтизация мечтательности в лучшей повести Карамзина «Бедная Лиза»Сюжет первой и самой известной повести КарамзинаЭкранизация повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаОписание «нижних чинов» в произведениях русских писателей

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века.
Сентиментализм провозглашал преимущественное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным выходцам из всех сословий.. Карамзин рассказывает нам историю несчастной любви простой крестьянской девушки Лизы и дворянина Эраста, дабы доказать, что «и крестьянки любить умеют».
Лиза — идеал природы. Она не только «прекрасна душою и телом», но и способна искренне полюбить человека, ее любви не вполне достойного. Эраст, хотя и, безусловно, превосходит свою возлюбленную образованием, знатностью и материальным состоянием, оказывается духовно мельче ее. Так же он обладает умом и добрым сердцем, но является слабым и ветреным человеком. Он не в состоянии подняться над сословными предрассудками и жениться на Лизе. Проигравшись в карты, он вынужден жениться на богатой вдове и оставить Лизу, из-за чего она покончила с собой. Однако искренние человеческие чувства не умерли в Эрасте и, как уверяет нас автор, «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцей».
Для Карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город — источником соблазнов, способных эту чистоту разрушить. Герои писателя, в полном соответствии с заповедями сентиментализма, почти все время страдают, постоянно выражая свои чувства обильно проливаемыми слезами. Карамзин не стыдится слез и призывает к тому же читателей. Он подробно описывает переживания Лизы, оставленной ушедшим в армию Эрастом, мы можем проследить, за тем как она страдает: «С сего часа дни ее были днями тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце ее! Тогда только облегчалось оно, когда Лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым. Часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием».
Для писателя характерны лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию…», «слеза катится по лицу моему». Существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Он не винит Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянка. Важно то, что Карамзин едва ли не первый в русской литературе, который открыл «живую душу» в представителях низшего сословия. С этого и начинается русская традиция: проявлять сочувствие простым людям. Так же можно заметить, что и само название произведения несет особую символику, где с одной стороны указывается на материальное положение Лизы, а с другой на благосостояние ее души, что наводит на философские размышления.
Писатель обратился и к еще не менее интересной традиции русской литературы — к поэтике говорящего имени. Он с умел подчеркнуть несоответствие внешнего и внутреннего в образах героев повести. Лиза — кроткая, тихая превосходит Эраста в умении любить и жить любовью. Она совершает поступки. требующие решительности и силы воли, идущие в противоречие с законами морали, религиозно — нравственными нормами поведения.
Философия, усвоенная Карамзиным, сделала Природу одним из главных героев повести. Право на сокровенное общение с миром Природы имеют в повести не все герои, а только Лиза и Повествователь.
В «Бедной Лизе» Н. М. Карамзин дал один из первых в русской литературе образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. Он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор «благозвучных» и «не портящих вкуса» слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью. В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний.
С Эрастом и Лизой сжился не только сам автор, но и тысячи его современников — читателей повести. Этому способствовала хорошая узнаваемость не только обстоятельств, но и места действия. Карамзин довольно точно изобразил в «Бедной Лизе» окрестности московского Симонова монастыря, а за находившимся там прудом прочно закрепилось название «Лизин пруд». «. Более того: некоторые несчастные барышни даже топились здесь по примеру главной героини повести. Лиза стала образцом, которому стремились подражать в любви, правда, не крестьянки, а девушки из дворянского и других состоятельных сословий. Редкое же имя Эраст стало весьма популярным в дворянских семьях. «Бедная Лиза» и сентиментализм отвечали духу времени.
Утвердив своей повестью сентиментализм в русской литературе, Карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от живой жизни схем классицизма.

Черты сентиментализма в повести Карамзина «Бедная Лиза»

Главная / Сочинения по русской литературе / Карамзин Н.М. / Черты сентиментализма в повести Карамзина «Бедная Лиза»

Русская литература 18 века славится появлением первых сентиментальных произведений, которые открывают перед читателем внутренний мир героев, их чувства и переживаниях. Он выставляет на показ личные жизни, со всеми радостями и трагедиями.
Одним из таких произведений является «Бедная Лиза», написанная Н.М. Карамзиным.

Это трогательная история любви простой крестьянской девушки Лизы и дворянина Эраста.
К большому сожалению, любовь их была несчастной и без счастливого конца. Лиза – прекрасное создание, идеальна как внутри, так и снаружи. Ее богатый внутренний мир позволил ей полюбить человека и быть преданной этой любви до конца. Эраст – образованный, умный человек. Но его внутренний мир совершенно не сравнится с миром возлюбленной. Да, он испытывал чувства любви, но, из-за своей ветрености и нерешительности, не смог женится на Лизе.
Он, проиграв в карты, вынужден связать свою жизнь с богатенькой вдовой. Но, те чувства, которые он испытывал к Лизе, остались с ним навсегда. Узнав о кончине своей любимой, он винит именно себя в ее смерти и называется убийцей.
Автор повести открывает перед читателем два мира: деревню – чистую, тихую и город – с массой дерзких соблазнов, которые эту чистоту и разрушают.
Особенностью сентиментальных повестей, в том числе и повести «Бедная Лиза» являются постоянные страдальческие переживания главных героев. Они не сдерживают своих эмоций, они проливают слезы. Проследите момент душевных терзаний Лизы, когда она отправляет Эраста в армию и безумно скучает по нему. Да, она старается скрыть переживания от близких, но в один прекрасный момент, уходит глубоко в лес и проливает слезы, в тоске за любимым. Даже сам автор делает лирические отступления и высказывает свои переживания: «слеза катится по лицу моему».
Повесть «Бедная Лиза» впервые открывает для нас внутренние переживания человека, она оголяет человеческие души, в которых живет тоска, любовь, грусть и страдание.
Также, мы можем обратить внимание на сравнение двух образов в данной повести. Лиза – бедная крестьянка, относящаяся к самым низким слоям общества, может любить и чувствовать намного сильнее, чем образованный, возвышенный дворянин Эраст. Эта милая, хрупкая девушка способна на серьезные, настоящие поступки, которые совершенно противоречат нравам и морали.
На фоне развития несчастных любовных отношений, автор особое внимание уделяет Природе, ее красоте и чистоте. Природа была отдельным образом в повести, и только такая прекрасная девушка, как Лиза, могла общаться с ней.
Карамзин создает в своей повести эталон женской души, которая может любить и быть верной, которая преданна при любых жизненных обстоятельствах. И эталон такой женщины предстает перед нами – читателями и современниками. Эраста же автор не обвиняет в случившемся. Он показывает правду жизни и того общества.
Повесть «Бедная Лиза» — это ярчайший пример повести с чертами сентиментализма в русской литературе. Она делает шаг вперед к более демократичным повествовательным текстам, которые могут описывать реальность жизни и человеческих судеб.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

  • Образ Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза»
  • Образ Эраста в повести Карамзина «Бедная Лиза»
  • В чём смысл названия повести Карамзина «Бедная Лиза»?
  • Какие нравственные проблемы поднимает Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
  • В конце 18 века ведущим литературным направлением в России был сентиментализм, как и классицизм, пришедший к нам из Европы. Главой и пропагандистом сентиментального направления в русской литературе по праву можно считать Н. М. Карамзина. Его «Письма русского путешественника» и повести — образец сентиментализма. Так, повесть «Бедная Лиза» (1792) построена в соответствии с основными законами этого направления. Тем не менее, писатель отошёл от некоторых канонов сентиментализма европейского.
    В произведениях классицизма были достойны изображения цари, вельможи, полководцы, то есть люди, выполнявшие важную государственную миссию. Сентиментализм же проповедовал ценность отдельной личности, пусть даже незначительной в государственных масштабах. Поэтому главной героиней повести Карамзин сделал бедную крестьянку Лизу, рано оставшуюся без отца-кормильца и живущую с матерью в хижине. По-мнению сентименталистов, способностью глубоко чувствовать, доброжелательно воспринимать окружающий мир обладают как люди высшего сословия, так и низкого происхождения, «ибо и крестьянки любить умеют».
    У писателя-сентименталиста не было цели точно отображать действительность. Лизин заработок от продажи цветов и вязанья, на который живут крестьянки, не мог их обеспечить. Но Карамзин изображает жизнь, не стараясь передать всё реалистично. Его цель — пробудить в читателе сострадание. Эта повесть впервые в русской литературе заставила читателя сердцем почувствовать трагизм жизни.
    Уже современники отмечали новизну героя «Бедной Лизы» — Эраста. В 1790-е годы соблюдался принцип строгого деления героев на положительных и отрицательных. Эраст, погубивший Лизу, вопреки этому принципу не воспринимался злодеем. Легкомысленный, но мечтательный юноша не обманывает девушку. Сначала он питает искренние нежные чувства к наивной поселянке. Не задумываясь о будущем, он полагает, что не причинит зла Лизе, будет всегда рядом с ней, как брат с сестрой, и они будут счастливы вместе.
    Изменился и язык в произведениях сентиментализма. Речь героев «освободилась» от большого количества старославянизмов, стала более простой, близкой к разговорной. В то же время стала насыщенной красивыми эпитетами, риторическим оборотами, восклицаниями. Речь Лизы и её матери витиеватая, философичная («Ах, Лиза! — говорила она. — Как все хорошо у господа бога!.. Ах, Лиза! Кто бы захотел умереть, если бы иногда не было нам горя!»; «»Думай о приятной минуте, в которую опять мы увидимся». — «Буду, буду думать об ней! Ах, если бы она пришла скорее! Любезный, милый Эраст! Помни, помни свою бедную Лизу, которая любит тебя более, нежели самое себя!»).
    Цель такого языка — воздействовать на душу читателя, пробудить в ней гуманные чувства. Так, в речи повествователя «Бедной Лизы» мы слышим изобилие междометий, уменьшительно-ласкательных форм, восклицаний, риторических обращений: «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слёзы нежной скорби!»; «Прекрасная бедная Лиза с старушкою своей»; «Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв её в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал: „Прости, Лиза!“ Какая трогательная картина!»
    Большое внимание сентименталисты уделяли изображению природы. События часто разворачивались на фоне живописных пейзажей: в лесу, на берегу реки, в поле.

    Чувствительные натуры, герои сентименталистских произведений, остро воспринимали красоту природы. В европейском сентиментализме предполагалось, что близкий к природе, «естественный» человек обладает только чистыми чувствами; что природа способна возвысить душу человека. Но Карамзин попытался оспорить точку зрения западных мыслителей.
    «Бедная Лиза» начинается с описания Симонова монастыря и его окрестностей. Так автор связал настоящее и прошлое Москвы с историей обычного человека. События разворачиваются в Москве и на природе. «Натура», то есть природа, вслед за рассказчиком пристально «наблюдает» за историей любви Лизы и Эраста. Но она остаётся глуха и слепа к переживаниям героини.
    Природа не останавливает страсти юноши и девушки в роковой момент: «ни одной звёздочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить заблуждения». Даже напротив — «мрак вечера питал желания». Непонятное происходит с душой Лизы: «Мне показалось, что я умираю, что душа моя… Нет, не умею сказать этого!». Близость Лизы к природе не помогает ей в спасении души: она словно отдаёт душу Эрасту. Гроза разражается лишь после — «казалось, вся натура сетовала о потерянной Лизиной невинности». Лиза пугается грома, «как преступница». Она воспринимает гром как кару, но природа ничего не подсказала ей ранее.
    В момент прощания Лизы с Эрастом природа по-прежнему прекрасна, величественна, но равнодушна к героям: «Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба… вся натура пребывала в молчании». «Молчание» натуры в трагическую для Лизы минуту расставания подчёркнуто в повести. Природа и здесь ничего не подсказывает девушке, не спасает её от разочарования.
    Расцвет русского сентиментализма приходится на 1790-е годы. Признанный пропагандист этого направления Карамзин развивал в своих произведениях главную мысль: просвещать надо душу, сделать ее сердечной, отзывчивой на чужую боль, чужие страдания и чужие заботы.

    Литература 2 октября
    Занятие 2 Имя ………………..
    Основные Литературные направления
    КЛАССИЦИЗМ РОМАНТИЗМ РЕАЛИЗМ
    СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
    Основные черты литературных направлений:

    1. объединяют писателей определенной эпохи;
    2. представляют особый тип героя;
    3. выражают определенное мировоззрение;
    4. выбирают характерные темы и сюжеты;
    5. используют характерные художественные приемы;
    6. работают в определенных жанрах;

    Сентиментализм – направление в литературе и искусстве 2-ой половины XVIII – начала XIX века. Сетиментализм объявил доминантой “человеческой природы на разум, а чувство. Идеал гармонично развитой личности – в высвобождении и совершенствовании “естественных” чувств.
    Отличительные черты сентиментализма:

    1. раскрытие человеческой психологии;
    2. чувство – высшая ценность;
    3. интерес к простому человеку, к миру его чувств, к природе, быту;
    4. идеализация действительности, субъективное изображение мира;
    5. органическая связь человека с природой;
    6. произведение часто написано от первого лица (рассказчик – автор), что придает ему лиризм и поэтичность

    Представители сентиментализма


    С.Ричардсон (Clarissa Garlow), Ж.-Ж. Руссо (Юлия, или Новая Элоиза), И.В. Гете (Страдания Юного Вертера).
    В. Жуковский, Н. Карамзин (Бедная Лиза, Наталья, боярская дочь)
    Бедная Лиза

    Лиза — главная героиня повести, которая произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «и крестьянки любить умеют» стали крылатыми.
    Противопоставление Города и деревни: Мотив совращения чистой и непорочной девушки, в том или ином виде встречающийся во многих произведениях Карамзина, обретает в «Бедной Лизе» подчеркнуто социальное звучание. Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни. В мировой фольклорно-мифоло-гической традиции герои зачастую способны активно действовать только в отведенном им пространстве и совершенно бессильны за его пределами. В согласии с этой традицией в повести Карамзина деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества. Недаром мать Л. говорит ей (тем самым косвенно предсказывая все, что случится потом): «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образом и молю Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти».
    Не случайно первым шагом на пути к катастрофе становится неискренность Л.: она впервые «отступает от себя», скрыв, по совету Эраста, их любовь от матери, которой раньше поверяла все свои тайны. Позже именно по отношению к нежно любимой матери Л. повторит самый дурной поступок Эраста. Он попытается «откупиться» от Л. и, прогоняя ее, дает ей сто рублей. Но ведь и Л. сделает то же самое, послав матери вместе с вестью о своей гибели те «десять империалов», что дал ей Эраст. Естественно, эти деньги так же не нужны матери Л., как и самой героине: «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись». Трагический итог любви крестьянки и офицера подтверждает правоту матери, предупреждавшей Л.

    в самом начале повести: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку». Общее правило оборачивается конкретной ситуацией, на место безличной «бедной девушки» становится сама бедная Л., а универсальный сюжет переносится на русскую почву, приобретая при этом особый национальный колорит.
    Рассказчик как персонаж: Для расстановки персонажей в повести существенно и то, что повествователь узнает историю бедной Л. непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Сосуществование автора и его героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе. Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев.
    Имя и классический стереотип: Само имя Елисавета — древнееврейского происхождения (с последующей греко-латинской адаптацией) и переводится как «почитающая Бога». «Мировой» контекст имени Лиза/Елизавета начинается с библейских текстов. Это имя жены первосвященника Аарона, а также жены священника Захарии и матери Иоанна Крестителя . Имя ассоциативно связывается с любовной темой: историю «благородной девицы» Жюли д’Энтаж, полюбившей своего скромного учителя Сен-Пре, Ж. Ж. Руссо называет «Юлия, или Новая Элоиза…» (1761). В Эрмитаже находится знаменитый бюст невинной и наивной «Маленькой Лизы» работы французского скульптора Гудона (1775), который мог также повлиять на образ, создаваемый Карамзиным.
    Имя «Лиза» до начала 80-х гг. XVIII в. почти не встречалось в русской литературе, а если и встречалось, то в своем иноязычном варианте. Выбирая для своей героини это имя, Карамзин шел на ломку достаточно строгого канона, сложившегося в литературе и предопределявшего заранее, какой должна быть Лиза, как она должна себя вести. Этот поведенческий стереотип определялся в европейской литературе XVII—XVIII вв. тем, что образ Лизы, Лизетты (Lizette) был связан прежде всего с комедией. Лиза французской комедии обычно служанка-горничная (камеристка), наперсница своей молодой госпожи. Она молода, хороша собой, достаточно легкомысленна и с полуслова понимает все, что связано с любовной интригой, с «наукой страсти нежной». Наивность, невинность, скромность меньше всего свойственны этому комедийному амплуа.
    Разбивая ожидания читателя, снимая маску с имени героини, Карамзин тем самым разрушал основы самой культуры классицизма, ослаблял связи между означаемым и означающим, между именем и его носителем в пространстве литературы.

    Подписывайтесь на нашу группу ВК

    Повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза» по праву считается вершиной сентиментализма в русской литературе. Впервые в литературе главной целью не становится прославление каких-либо героев, как в классицизме, а изображаются чувства людей. Н. М. Карамзин впервые героиней повести сделал не барышню, не дворянку, а простую крестьянскую девушку, ибо «и крестьянки любить умеют».

    Повесть «Бедная Лиза» кажется нам несколько нереалистичной. Диалоги героев – слишком напыщенны. Они изобилуют восклицаниями, эпитетами, ахами и вздохами. Однако именно такое построение речи героев позволяет нам глубже ощутить сентиментализм повести, глубже понять чувства главных героев: Лизы и Эраста. Н. Карамзин не ставит своей целью изобразить реалистично картину из жизни крестьянской девушке. Главное для него – это возбудить в читателе ощущение причастности к этой картине, возбудить в нем искренние чувства по отношению к героям романа и, прежде всего к Лизе.

    Бедная Лиза рисуется нам как чистая, добрая, отзывчивая и любящая девушка. Однажды она, продавая в городе ландыши, встречает прекрасного юношу Эраста, дворянина по происхождению. Они немедленно влюбляются друг в друга, и пылкая страсть захватывает из обоих и кружит в омуте любви. В этой любви Лиза полностью отдается своему любимому Эрасту. И тот, как кажется, тоже любит Лизу всем сердцем. Однако это было заблуждение.

    Большую роль в произведении играет также и описание природы, традиционно встречающееся в произведениях сентименталистов. Природа становится как бы еще одним героем повести, она смотрит на все происходящее и становится отражением душевных переживаний героини.

    Однако в судьбоносный час природа не смогла ничем помочь Бедной Лизе. «Мрак вечера питал желания», и «ни одной звездочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения». Лиза полностью окунается в любовь, и только после этого разражается гроза, «грозно шумит буря, дождь льет из черных облаков — казалось, вся натура сетовала о потерянной Лизиной невинности».

    Лиза, в которой все чувства накалены до предела, и которая прекрасно ощущает природу, чувствует себя «преступницей». Она боится грозы, боится ее как кары за свершенный грех.

    Наконец, момент кульминации заканчивается. Любовь, которая питала души героев, больше не выдерживает испытаний. Эраст больше не любит Лизу так же нежно, как прежде. Но Лиза остается ему верной.

    В конце концов, Эраст вынужден отказаться от своей любви к Лизе. Он предает ее и выходит замуж за старую богатую женщину. Любовь, которая уже стала смыслом жизни Лизы, рушится о бездушие Эраста. Бедная Лиза не имеет больше другого выхода, кроме как умереть.

    И в том самом месте, где однажды они с Эрастом любили друг друга, Лиза бросается в пруд. Этот трагический выход возбуждает в читателе сострадание к Бедной Лизе. Он показывает, что любовь в жизни человека – это главное чувство, а без него человек не может стать человеком. Именно это стремились показать сентименталисты. И это как нельзя лучше удалось Н. Карамзину.

    Добавить комментарий

    Закрыть меню