Плюсы и минусы мажоритарной системы

1. Понятие избирательной системы и ее составляющие

Избирательная система — непременный элемент современной цивилизации, элемент любой демократии, которая вообще не может существовать без полномочного представительства, которое обеспечивает реальное участие населения в управлении делами общества и государства. Такое представительство, в свою очередь может быть демократическим лишь при условии его формирования самим обществом, самим народом. Представительская демократия сама по себе не решает все проблемы народовластия. Только в сочетании с непосредственной демократией она обеспечивает цивилизованное развитие общества, создает необходимые условия самореализации народа. И.с. является важнейшей формой прямой демократии, главная функция которой — формирование полномочного народного представительства.

Характер избирательной системы непосредственно предопределяет основные характеристики представительской системы. Выборы — не только важная форма непосредственного участия населения в осуществлении государственной власти, не только акт избрания представителей народа к органам государственной власти. Это также средство его воспитания и самоорганизации. Наконец, это практическая реализация избирательного права граждан, эффективное средство перестройки современного общества. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что серьезные изменения общественной жизни в целом и в отдельных его сферах (а в первую очередь — а политической) непременно касались избирательной системы, а в некоторых случаях ее радикальные изменения выдвигались на первый план.

2.Понятиемажоритарнойизбирательнойсистемы

Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.

Мажоритарная система является самой старой среди избирательных систем. Название ее происходит от французского majorite, что означает «большинство».

Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства (или простого большинства, или «первый избирается на должность») является самой простой разновидностью мажоритарной системы. При условиях ее внедрения избранным считается кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей. Эта система достаточно результативна. При условиях одинакового количества набранных голосов двумя или больше кандидатами, что бывает очень редко, законодательством традиционно используется процедура жеребьевки. При этой системе голосование происходит в один тур. Как правило, не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах депутатов конгресса и др.

Недостатком мажоритарной системы относительного большинства является то, что она не дает возможность учитывать интересы всех избирателей округа, потому что кандидат может быть избранным абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным их большинством на момент голосования, при таких условиях голоса избирателей, которые голосовали против избранного кандидата, пропадают. Эта система также фактически аннулирует средние и малые партии.

Напротив отмеченной мажоритарная система абсолютного большинства для избрания кандидата требует собрать больше половины голосов избирателей, то есть действует формула 50 % + 1 голос. Производная от этого количества голосов избирателей может быть разной: 1) общее число зарегистрированных избирателей; 2) общее число избирателей, которые принимали участие в выборах (получили избирательные бюллетени); 3) общее число избирателей, которые принимали участие в голосовании. При применении этой системы, как правило, обязательный нижний порог участия в голосовании. Также иногда устанавливают минимум количества голосов избирателей, набирание которых является тоже условием избрания кандидата.

Преимущество отмеченной системы — в ее потенциальном демократизме: она учитывает интересы большинства избирателей, хотя голоса избирателей, поданных против, опять же теряются. Недостатком системы является ее нерезультативность. Голосование по этой системе предусматривает, как правило, повторное голосование или повторные выборы. Поскольку активность избирателей во втором туре заметно снижается, законодательство часто не устанавливает никаких барьеров, которые имеют место при первом туре голосования. Иным способом, которым преодолевается не результативность системы абсолютного большинства уже в первом туре выборов, есть альтернативное голосование (преференциальное, или абсолютное голосование), при каком избирателе голосуют за одного кандидата, но указывают при этом порядок своих преимуществ для других. Если ни один из кандидатов не получает абсолютное большинство при первом подсчете, то тот, который получил наименьшее количество голосов, исключается из списка и подсчитываются соответствующие вторые позиции в системе. Эту операцию повторяют до тех пор, пока один кандидат не наберет абсолютное количество в результате этих превращений голосов. Такая система внедрена в Австралии при выборах Палаты представителей.

Мажоритарная система квалифицированного большинства предусматривает, что избранным считается кандидат (или список кандидатов), который получил определенное, квалифицированное большинство голосов избирателей. Квалифицированное большинство устанавливается законодательством и, как правило, превышает большинство абсолютное. Эта система применяется совсем изредка в практике выборов. Основная причина этого заключается в не ее результативности. До 1993 г. она действовала в Италии при выборах Сената, также применяется в Чили.

3. Достоинства и недостатки мажоритарной системы

· Разбросанные по стране меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе.

Чтобы «протолкнуть» своего депутата в парламент, требуется компактное проживание.

· Чревато такими нарушениями, как подкуп избирателей и джерримендеринг.

4. Понятие пропорциональной избирательной системы

Вторым видом избирательных систем является пропорциональная система. Впервые она внедрена в 1889 г. в Бельгии, а теперь 57 стран используют эту систему, в том числе Израиль, ФРГ, Испания, Италия, Португалия.

При пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между партиями пропорционально количеству голосов избирателей, собранных каждой из них в пределах избирательного округа. При применении этой системы округи всегда многомандатные.

Есть два пути создания избирательных округов при применении пропорциональной системы подсчета голосов. Наиболее распространенный способ, когда пределы избирательных округов совпадают с пределами административно-территориальных единиц. Реже применяют способ, когда территория всего государства составляет единственный избирательный округ.

За влиянием избирателей на расположение кандидатов в списке для голосования различают следующие виды пропорциональной системы:

1) с жесткими списками;

2) с преференциями;

3) с полужесткими списками.

При применении жестких списков избиратель голосует за список партии, что он избирает, в целом. В избирательном бюллетене указываются только названия, эмблемы партий, иногда определенное количество первых кандидатов в партийных списках. Система жестких списков практикуется в Испании, Португалии, Израиле, России, Украине.

При применении системы преференций (в переводе значит «преимущество») избиратель не просто голосует за списки партии, которая избирает, но и делает пометку напротив номеру того кандидата в кандидатском списке от партии, которому он отдает свой голос. Таким образом, избирается тот, кто получил наибольшее число преференций, в случае равенства количества преференций у нескольких кандидатов от партии преимущество отдают тому, кто занимает высшее место в партийном списке. Система преференций практикуется в Финляндии, Бельгии, Нидерландах.

Система полужестких списков предусматривает возможность для избирателя голосовать:

1) за список в целом;

2) определять преференции, заметив или вписав фамилии одного или нескольких кандидатов. В первом случае голоса избирателей подсчитываются по системе жестких списков, во втором — по системе преференций. Эта система практикуется в Швейцарии, Австрии, Италии.

Пропорциональная система с жесткими списками имеет свои преимущества: при голосовании избирается, прежде всего, политическая платформа и программа будущей деятельности партии; данная система проще всего по форме осуществления и самая дешевая. Недостатком ее является то, что партийный список может «вытянуть» в депутаты, сенаторы, и тому подобное неизвестных, некомпетентных, непопулярных политиков. В отличие от этого, система преференций дает возможность расширить сферу волеизъявление само избирателей, потому что голосуют и списки, и персоналы’. 1 в этом ее преимущество, однако недостатком является, так сказать, мажоритарная — избиратель ориентируется больше на отдельные политические личности, а не на интересы и задания партии в целом. Внедрение системы с полужесткими списками вызвано необходимостью преодолеть изъяны системы жестких списков и преференций.

Общей, так сказать, «обременительным» обстоятельством при внедрении пропорциональной системы является достаточно сложная система обсчета голосов избирателей. Это более или менее сложный математический обсчет требует двухэтапной операции. На начальной стадии каждый список получает столько мест, сколько раз он отвечает избирательному коэффициенту. Поскольку количество мест, отведенных для отдельного списка, является общим количеством голосов, полученных по этому списку, всегда остаются несколько голосов. Эти голоса являются остатком (или избытком), который учитывается вплоть до логического завершения распределения голосов избирателей. Избирательный коэффициент (избирательная квота, избирательный метр) — это делитель, который используется для признания количества мест, которые получит каждый список во время распределения. Чаще всего используют простой коэффициент, который получается после голосования путем деления в каждом округе отдельно общего количества поданных голосов на количество мест на замещение (заполнение). Существуют другие виды коэффициентов: коэффициент Хегенбаха-Бишоффа, стандартный коэффициент, коэффициент снижения, двойной коэффициент, избирательный коэффициент.

С целью предотвращения быстрого роста количества мелких, непредставительских партий при пропорциональных системах выборов внедряют избирательный порог, который заключается в том, что для участия в распределении мест после голосования допускаются только те партийные списки, которые набрали определенный, установленный в законодательстве процент голосов. Эти пороги бывают разные, например в Нидерландах — 0,67, Израиле — 1, Швеции, России, Германии, — 5, Лихтенштейне — 8, Турции — 10 %. В Украине по новому парламентскому избирательному законодательству — 4 %.

Размещено на allbest.ru

Типы избирательных систем

При мажоритарной системе территория муниципального образования разби­вается на несколько избирательных округов с примерно равной численностью населения и от каждого округа избирается один депутат. Такая схема встречает­ся в России чаще всего в силу относительной простоты агитационной кампании, привычности ее как для населения, так и для властей. При пропорциональной системе избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партию или блок партий (т. е. за партийные списки), а депутатские мандаты распределяются про­порционально набранным голосам. Решение о применении в муниципальном об­разовании той или иной избирательной системы осуществляется местным сообществом самостоятельно в зависимости от местных условий и закрепляется в ус­таве муниципального образования.

Обе избирательные системы имеют свои достоинства и недостатки (таблица). Пропорциональная более приспособлена для выражения общего интереса тер­риториального коллектива.

Однако ее применение в России требует развитой политической структуры общества и устойчивых избирательных объединений на муниципальном уровне.

Достоинства избирательной системы Недостатки избирательной системы
Мажоритарная система
· Непосредственное знакомство депутатов со своими избирательными округами и интересами их жителей · Информированность избирателей о личности депутата и его политических качествах · Орган самоуправления, сформированный на основе мажоритарной системы, отличается крайним разнообразием позиций и мнений что существенно затрудняет принятие решений · Приоритетом каждого депутата является решение проблем собственного округа
Пропорциональная система
· Партийные фракции выражают общие интересы больших групп населения и депутаты каждой из них выступают с единым мнением по обсуждаемым вопросам · Партийные списки способствуют тому, что бы в органах местного самоуправления были представлены разные слои населения · Ослаблены личные связи избирателей и депутатов, а также персональная ответственность депутатов перед избирателями · Требуют развитой политической структуры общества на муниципальном уровне. При отсутствии явно выраженного партийного большинства муниципальному парламенту трудно принимать решения

Разновидностью мажоритарной системы являются выборы по многомандат­ным округам, когда от одного избирательного округа избирается не один, а не­сколько (не более 5) депутатов. Избранными по округу считаются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов, в количестве, соответствующем чис­лу мандатов. Такая система лучше всего решает задачу выражения депутатами общих интересов населения. В крупных городах может применяться схема, при которой многомандатным избирательным округом является район города, но в городе несколько таких округов. В малых муниципальных образованиях выбо­ры могут проводиться по единому многомандатному округу.


Возможна также смешанная избирательная система, при которой одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая — по пропорциональ­ной. Сочетая положительные качества исходных систем, смешанная избиратель­ная система позволяет обеспечить выражение как территориальных, так и груп­повых интересов населения.

Согласно уставам большинства муниципальных образований, для победы на выборах достаточно простого большинства голосов. В некоторых уставах пре­дусматривается, что при выборе главы муниципального образования для побе­ды необходимо абсолютное большинство голосов, т. е. 50% +1 голос от числа действительных бюллетеней. Если ни один из кандидатов такого большинства не набирает, проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие в первом туре наибольшее количество голосов. Для победы во втором туре достаточно простого большинства голосов.

Введение………………………………………………………………………….2

1. Мажоритарная избирательная система ……………………………………4

1.1. Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства……4

1.2. Альтернативное голосование………………………………………………6

1.3. Мажоритарная избирательная система относительного большинства..7

1.4. Мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства

( наиболее редко встречающийся вариант)……………………………….8

2. Пропорциональная избирательная система ……………………………….11

2.1. Пропорциональная избирательная система……………………………..11

2.2. Система единственного передаваемого голоса………………………….16

2.3. Система единственного непередаваемого голоса……………………….17

2.4. Панаширование……………………………………………………………18

3. Смешанная избирательная система ………………………………………..20

Заключение………………………………………………………………………22

Список используемой литературы……………………………………………24

Введение

Одним из главных принципов построения демократического государства является возможность выбора политических деятелей, которые будут управлять страной, посредством всеобщих альтернативных выборов. Выборы представляются оптимальным средством, позволяющим с максимальной вероятностью привести к политической власти лучших представителей общества. Они в наибольшей степени обеспечивают организацию общества, построенного на уважении основных гражданских и личных свобод и прав человека.

Избирательная система в широком смысле — это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов. В своей основе эта система регулируется как конституционным правом, так и неправовыми нормами — корпоративными нормами общественных объединений, участвующих в выборах (уставы и другие документы политических партий), обычаями и традициями, нормами политической морали, этики и т. д.

Под избирательной системой в «узком» смысле понимают закрепленные в законе способы выдвижения кандидатов, образования избирательных округов и подсчета голосов, то есть конкретный способ организации выборов.

Избирательные системы в каждой стране создаются в соответствии с интересами тех или иных партий и общества в целом, с политическими и культурными традициями.

В мире существует большое количество избирательных систем. Однако их разнообразие можно свести к следующим трем типам:

· мажоритарная избирательная система

· пропорциональная избирательная система

· смешанная избирательная система.

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система получила свое название от французского слова majorite, что значит «большинство». Она является старейшей избирательной системой. Именно с этого варианта начали проводиться выборы в парламенты. За довольно долгий исторический срок применения мажоритарной системы сложилось три ее варианта.

1. Мажоритарная избирательная система

1.1Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

Мажоритарную систему абсолютного большинства иногда называют французской моделью, потому, что она традиционно используется во Франции и в ранее зависимых от Франции территориях. По этой системе кандидату для избрания в первом туре нужно набрать 50% голосов плюс 1 голос. Если в первом туре никто не набирает эти «50+1», то проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, которые набрали больше других голосов. Для победы во втором туре достаточно набрать больше хотя бы на один голос, чем конкурент.

Исходное общее число избирателей может быть трояким:

а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается);

б) общее число поданных голосов;

в) общее число поданных действительных голосов.

При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он может составлять половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически составить 25% + 1. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше.

Главное достоинство данной системы заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составляло один голос.

Основным дефектом является то, что пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. Когда, например, избирается президент, для которого избирательным округом является вся страна, это не имеет значения. Но когда страна, как это имеет место на парламентских выборах, разбита на множество избирательных округов, в каждом из которых выбирается отдельный депутата и результаты выборов устанавливаются отдельно, опять-таки может оказаться, что партия, получившая по стране большинство голосов, получает меньшинство мест. Разительный в этом отношении пример дали французские выборы 1958 года, когда Французская коммунистическая партия, собрав в первом туре наибольшее число голосов (18,9 %), получила в конце концов в Национальном собрании всего 10 мест, тогда как Союз за новую республику, собрав в первом туре меньше голосов — 17,6 %, получил 1888 мест, то есть в 19 раз больше!

У мажоритарной системы абсолютного большинства так же есть свой специфический дефект — частая нерезультативность, причем она тем более вероятна, чем больше конкуренция кандидатов. Речь идет о случаях, когда ни один из баллотирующихся кандидатов (или списка кандидатов) не получил из-за раскола голосов требуемое большинства. Такая опасность увеличивается, если требуемое абсолютное большинство отсчитывается от общего числа поданных голосов: даже при двух кандидатах в одномандатном округе может получиться, что ни один не наберет абсолютного большинства, если какая-то часть избирателей проголосовала против обоих кандидатов или подала недействительные голоса. Если же абсолютное большинство отсчитывается от общего числа действительных голосов, то к такому результату может привести только голосование части избирателей против обоих кандидатов. Разумеется, при условии, что в голосовании принял участие установленный минимум избирателей; в противном случае выборы недействительны независимо от всех прочих обстоятельств.

Для преодоления нерезультативности голосования по мажоритарной системе абсолютного большинства существуют разные способы:

1) Второй тур (повторное голосование), при котором баллотируются уже не все кандидаты, соперничавшие в первом туре.

Например, в Болгарии на выборах в Великое народное собрание во втором туре происходит перебаллотировка только двух кандидатов, получивших в первом туре наибольшее число голосов, а если баллотировался и не избран один кандидат, то допускается выдвижение новых кандидатов, хотя в течение недельного интервала между турами это не очень легко осуществить. Во Франции же на выборах депутатов в Национальное собрание во втором туре участвуют все желающие кандидаты первого тура, собравшие в первом туре голоса не менее 12,5 % (т.е. 1/8) от числа избирателей, внесенных в списки (здесь отсчет от общего числа зарегистрированных избирателей); если в округе окажется всего один такой кандидат, то во втором туре примет участие кандидат, получивший следующее наибольшее число голосов, а если в первом туре ни один из кандидатов не выполнил установленного условия, то во втором туре баллотируются два кандидата с наибольшим числом голосов, полученных в первом туре. Для избрания во втором туре в обеих странах достаточно относительного большинства: избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов (поданных голосов во Франции, действительных голосов в Болгарии). Поэтому такая система называется системой двух туров. При президентских выборах число туров может стать большим; если относительного большинства достаточно, например, в третьем туре, то мы имеем дело с системой трех туров и т. д.

Учитывая, что во втором туре участие избирателей обычно слабее, чем в первом, законодательство зачастую не требует участия в голосовании обязательного минимума избирателей, или заметно снижает этот порог.

1.2 Альтернативное голосование

Избиратель в бюллетене цифрами указывает предпочтительность для него кандидатов. Например, если в одномандатном округе баллотируются кандидаты А, Б. В и Г, избиратель может отметить цифрой 1, скажем, кандидата А (это наиболее желательный для него кандидат), цифрой 3 — кандидата Б (наименее желательно), цифрой 2 — кандидата В (он наиболее желателен, если кандидат А не пройдет), а кандидат Г вообще цифры не получает, ибо он для этого избирателя совершенно не желателен. Предположим, что голоса 50 тыс. Избирателей округа распределились по первым предпочтениям (преференциям) следующим образом: А получил единичку в 19 тыс. бюллетеней, Б — в 12 тыс., В — в 10 тыс. И Г — в 9 тыс. Бюллетеней. Абсолютного большинства (25 001), следовательно, нет ни у одного кандидатов. Тогда берут бюллетени кандидата с наименьшим числом первых предпочтений (в данном случае кандидата Г), и распределяют их между остальными кандидатами в соответствии с указанными в этих бюллетенях вторыми предпочтениями. К примеру, в этих бюллетенях вторым кандидата А указали 1 тыс. избирателей, кандидата Б — 5 тыс. Избирателей и кандидата В — 3 тыс. Избирателей. Получаем: А — 20 тыс.; Б — 17 тыс., В — 13 тыс. Опять ни один из кандидатов не получает требуемого большинства. Операция повторяется: На этот раз передаются 13 тыс. Бюллетеней кандидата В, из которых 10 тыс. — по вторым предпочтениям, а полученные 3 тыс. — по третьим. И так до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберет требуемое абсолютное большинство.

Теоретики спорят, насколько вторые, а тем более третьи, четвертые и т.д. предпочтения равноценны первым. Здесь действительно есть о чем подумать. На практике же небольшие политические партии стремятся влиять на результаты выборов, призывая свой электорат ставить соответствующие вторые и последующие предпочтения. Система, впрочем, может оказаться нерезультативной, если общество расколото настолько, что значительное большинство избирателей вторых и последующих предпочтений не ставят.

Эта система иногда имеет любопытные дополнительные правила. Например, во Франции предусмотрено, что если голоса разделились поровну, то предпочтение отдается старшему по возрасту кандидату

1.3 Мажоритарная избирательная система относительного большинства

Это наиболее часто применяемый вид мажоритарной системы. В Америке ее еще называют «системой, по которой победитель получает все». Это наиболее простая и эффективная система. Для победы на выборах кандидату необходимо получить число голосов, которое превышает число голосов у любого из его соперников. Цифра этого превышения может быть любой. Для победы достаточно получить больше на один голос, чем любой другой соперник. Эта система проводится в один тур, потому что всегда кто-нибудь, хоть не намного, но получит больше, чем его конкуренты.

Данная система используется в Великобритании, США, в Индии и вообще в странах англосаксонской правовой системы, связанных, так или иначе, с британской традицией. Эта система универсальна. Она используется при выборах, как в одномандатных округах, так и в коллегиальных органах. Она допускает различные модификации избирательных округов, соперничество, как отдельных кандидатов, так и партийных списков. Данная система очень понятная и экономная в применении, потому что проводится в один тур и в результате всегда избирается полный состав парламента, муниципалитета и т.д.

Хотя практически все варианты мажоритарной системы результативны и просты в понимании и применении, они имеют и существенные недостатки. Прежде всего, одним из самых очевидных недостатков является то, что практически всегда, когда подводятся итоги выборов, оказывается, что кандидат или победившая партия представляют меньшинство избирателей, а голоса, поданные за противников, никак не учитываются и попросту пропадают. Во многих источниках приводится совершенно потрясающий пример диспропорций, которые появляются иногда при применении мажоритарной системы. Так, например, в 1957 г. во Франции проводились выборы в Национальное собрание (парламент Франции). Тогда было две ведущих и крупнейших партии: партия де Голля (ЮНР) и коммунистическая партия (ФКП). Партия де Голля собрала 3 608 958 голосов, ФКП — 3 882 204 голоса, т.е. приблизительно на 300 тыс. больше. Однако, в конечном счете (потому что итоги подводились по отдельным округам, а не по стране) ЮНР получила 189 мандатов, а ФКП — всего 10 голосов. При другой, более справедливой, системе ФКП получила бы 83 места, а ЮНР — 82.

Поиск Лекций

ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ (ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ)

Гражданское общество и правовое государство.

10. Избирательные системы – САМОСТОЯТЕЛЬНО.

ВЫБОРЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Политические выборы являются одним из элементов функционирования политической системы. В современном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства, определяются кандидаты на выборные должности.

Функции выборов:

— артикуляция интересов различных социальных групп;

— обеспечение мирного перехода власти из одних рук в другие;

— формирование функционирующей представительной системы;

— урегулирование политических конфликтов мирным путем;

— формирование новой политической элиты и пополнение ее новыми кадрами;

— политическая социализация личности;

— формирование органов государственной власти и другие.

Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны. Избирательное право регулирует вопрос о том, кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведения итогов голосования.

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, свободных, прямых, тайных, и равных выборов. Следует различать активное и пассивное избирательное право. Личное участие гражданина в выборах представительных учреждений и должностных лиц определяет активное избирательное право. Право гражданина быть кандидатом на выборную должность определяется пассивным избирательным правом.

Выборы могут быть прямые, либо косвенные. В ходе прямых выборов избиратели сами, непосредственно избирают своих представителей в выборные учреждения, тогда как в процессе непрямых, косвенных выборов между избирателем и избираемым существует промежуточная инстанция – корпус выборщиков. Избиратели поручают выборщикам выбирать от их имени.

В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

С выборами связано понятие электорат. Электорат(от лат. elektor.– избиратель) – это совокупность граждан государства, которые по закону наделены правом голоса.

Характерным явлением для многих стран является абсентеизм, т.е. равнодушное отношение части населения к политической жизни. Абсентеизм выражается в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах.

С целью привлечения граждан к участию в выборах используется политический маркетинг. Это совокупность теорий и средств, с помощью которых политические институты и организации разрабатывают свои программы и влияют на поведение граждан. Частью политического маркетинга является избирательный маркетинг. Это совокупность определенных правил и методов, используемых политическими партиями и их кандидатами для организации и проведения избирательной кампании. С помощью телевиденья, радио, листовок, плакатов политические партии и движения знакомят избирателей со своими предвыборными программами, демонстрируют достоинства своих кандидатов в представительные учреждения.

Результаты выборов в большой степени зависят от действующей в государстве избирательной системы.

ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ (ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ)

Избирательная система -это порядок организации и проведения выборов, распределения депутатских мандатов. В мировой практике наиболее распространенными типами избирательных систем являются мажоритарная и пропорциональная.

В основу мажоритарной системы положен принцип большинства (от фр. Majoritaire < majorite большинство < лат.major большой). Согласно этому принципу, избранным по избирательному округу считается кандидат (список кандидатов), получивший установленное большинство голосов. Различают две разновидности этой системы: мажоритарную систему абсолютного большинства(т.е. 50% + 1 голос) (Австрия, Франция, СНГ, РБ.) и мажоритарную систему относительного большинства, (т.е. больше чем у соперников) (Великобритания, Канада, США). При выдвижении нескольких кандидатов на выборах достичь абсолютного большинства в первом туре очень сложно. По этой причине в странах, где используется мажоритарная система в один тур (напр. Великобритания), а баллотируются в одном округе два кандидата, победителем может считаться тот, кто набрал менее 50 % голосов. В тех же странах (например, Франция), где ни один кандидат не получает требуемого числа голосов (50%+1 голос от всех участвовавших в голосовании), проводится второй тур, в который выходят все кандидаты из первого тура, за исключением лиц, собравших менее 12,5 процентов голосов. Во втором туре победителем признается кандидат, получивший относительное большинство голосов избирателей. В Беларуси также используется система абсолютного большинства. В отличие от Франции, во второй тур ( если первый был безрезультатным) выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Избранным считается тот, кто получил большее число голосов при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него.

В ряде стран, например, в США, существует правило, согласно которому кандидат, завоевавший абсолютное большинство (50+1 голос), получает все голоса выборщиков данного избирательного округа. Проигравший претендент не получает в этом избирательном округе ни одного голоса.

Главное достоинство мажоритарной системы, особенно в условиях политической и экономической нестабильности в стране, состоит в том, что она позволяет создать стабильное и сильное правительство, опирающееся на надежное большинство в парламенте. Кроме того, мажоритарная система предполагает формирование крупных политических партий или блоков, способствующих стабилизации политической жизни государства. Так, в англосаксонских странах в основном благодаря мажоритарной системе выборов в один тур сформировалась и поддерживается т.н. двухпартийная система. Во Франции выборы по мажоритарной системе в два тура содействуют объединению основных политических сил в два блока.

Вместе с тем, для всех разновидностей мажоритарной системы характерны и существенные недостатки. Основным недостатком этой системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населения. Здесь может не учитываться, практически теряться воля 49 процентов голосов избирателей, если нет, разумеется, подавляющего перевеса победившей партии. Тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права, поскольку голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают. Избиратели, голосовавшие за них, теряют возможность провести своих представителей в выборные органы.

Так, элементарный расчет показывает, что в Беларуси для избрания кандидату достаточно получить лишь 26 процентов голосов избирателей, ибо если на избирательные участки придут немногим более 50 процентов избирателей и немногим более половины из них проголосуют за кандидата, то в результате он получит голоса всего лишь четверти избирателей. Интересы остальных 74 процентов в выборном органе представлены не будут.

Мажоритарная система не дает адекватного соотношения между поддержкой, которую получает партия в стране, и числом ее представителей в парламенте. Небольшая партия, имеющая большинство в нескольких избирательных округах, получит несколько мест, а крупная партия, рассредоточенная по всей стране, не получит ни одного места, хотя за неё проголосовало больше избирателей. Вполне типична и такая ситуация, когда партии набирают примерно равное число голосов избирателей, но получают разное количество депутатских мандатов. Иными словами, мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно политический состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям населения. Это прерогатива пропорциональной системы.

Таким образом, мажоритарная система на первое место выдвигает эффективность управления государством за счет неравномерного распределения мандатов между конкурирующими политическими партиями.

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами.

Выборы, проводимые по этой системе являются строго партийными ( каждая из партий выдвигает свой список кандидатов). Если применяется система “связанных” или “жестких”, списков, то избиратель голосует за список той или иной партии целиком. При этом распределение полученных мандатов внутри списка партии осуществляется в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. В настоящее время эта система применяется в Израиле, Испании, Греции, Португалии, Коста-Рике. Если, к примеру, в списке семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут три первых кандидата списка. Такой вариант усиливает власть партийной элиты, поскольку именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке. В ряде стран применяется иной вариант- система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийной элитой. Преференциальный метод используется в Бельгии, Италии. В Нидерландах, Дании, Австрии применяется система полужестких списков, при которой первое место, завоеванное партией, предназначено кандидату под первым номером.

Остальные мандаты распределяются между кандидатами в зависимости от полученных ими преференций.

Существует еще одна необычная форма списка, называемая панаширование (смешивание).Эта система применяется в Швейцарии и Люксембурге. Она позволяет избирателю голосовать за определенное число кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам. Избиратель вправе отдать предпочтение кандидатам различных партий — смешанное предпочтение. В результате, создаются благоприятные возможности для образования предвыборных партийных блоков.

Результаты голосования определяются по установленной квоте, то есть минимуму голосов, необходимых для избрания одного депутата. Квота определяется путем деления общего числа поданных по данному округу (стране) голосов на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.

В ряде стран с пропорциональной системой действует так называемый избирательный порог. Для того, чтобы быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определенного процента голосов избирателей, преодолеть определенный барьер. В России, Германии (смешанные системы), Италии он равен 5 процентам, в Венгрии и Болгарии — 4 процентам, в Турции- 10 процентам, в Дании-2 процентам. Партии, не преодолевшие этот порог, не получают ни одного места в парламенте.

По сравнению с мажоритарной пропорциональная система имеет по-крайней мере два основных преимущества.

Она позволяет создать такие центральные и местные представительные учреждения, состав которых более адекватно отражает фактическое соотношение партийных сил в стране.

2. Эта система, если она не искажена какими-либо дополнительными “правилами” (типа панаширования, избирательного порога), обеспечивает представительство даже небольшим партиям. О ее популярности свидетельствует тот факт, что в тринадцати из пятнадцати стран ЕС (исключение составляют Великобритания и Франция) используется именно эта система. Она во многом определяет современную западноевропейскую демократию как партийную демократию. Пропорциональная система является наиболее демократичной, позволяя учитывать политические симпатии населения. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.

Недостатки данной системы являются продолжением её достоинств. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка, а то и больше партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, нестабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и пропорциональности получило полное выражение, сменилось около полусотни правительств. За 50 лет Италия более четырех лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность демократии.

Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию, хотя в какой-то мере это противоречие снимает метод преференций.

Может неправомерно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе. Это создает условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за теплые места и т.д. Нарушается сам принцип пропорциональности.

Обе избирательные системы обладают как преимуществами, так и серъезными недостатками. Чтобы уравновесить крайности обеих систем, в некоторых государствах применяют смешанные системы, включающие элементы как мажоритарной, так и пропорциональной избирательной системы (ФРГ, Литва, Российская Федерация). При такой системе половина депутатов избирается в одноименных округах по мажоритарной системе относительного большинства, другая половина — по пропорциональной системе с помощью партийных списков. При этом каждый избиратель обладает двумя голосами: один он подает за конкретного кандидата, второй — за список кандидатов определенной партии.

К достоинствам смешанной системы можно отнести укрупнение политических партий или их блоков при одновременном соблюдении принципа пропорциональности; предоставление возможности сохранения связи между избирателями и выбранными ими депутатами, которая в определенной степени нарушается пропорциональной системой.

Безусловно, идеальной избирательной системы не существует, поскольку каждая из рассмотренных имеет свои достоинства и недостатки.

Недостатки мажоритарной избирательной системы

Мажоритарная система и ее виды

Проект ученицы 11 «В» класса Королевой Людмилы

Руководитель проекта — Медведева Светлана Евгеньевна

Москва 2016

Введение

Глава 1:Виды мажоритарной избирательной системы

1.1 Определение

1.2 Система абсолютного большинства

1.3 Система относительного большинства

1.4 Система квалифицированного большинства

Глава 2:Достоинства мажоритарной избирательной системы

Глава 3:Недостатки мажоритарной избирательной системы

Заключение

Источники информации

Введение

Актуальность работы

В наше время каждый гражданин страны перед участием в выборах должен ознакомиться с видами избирательных систем, именно поэтому данная тема очень актуальна в наши дни.

Цель

Познакомиться и разобраться с видами мажоритарной избирательной системы.

Задачи

1)Рассказать о достоинствах и недостатках мажоритарной избирательной системы.

2) Узнать больше о мажоритарной избирательной системе.

Методы исследования информации

Использование Интернета для поиска и анализа информации, а также иллюстрация данной информации с помощью примеров.

Глава 1

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная (фр. majorité – большинство) система – одна из разновидностей избирательной системы, применяемой во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Согласно мажоритарной избирательной системе, избранным считается кандидат, набравший большее число голосов.

Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

Система абсолютного большинства

На выборах по системе абсолютного большинства избранным признается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос избирателя. В случае, если ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства, организуется второй тур, в который обычно выходят два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов. Получивший абсолютное большинство во втором туре считается победителем. Такая система, в частности, используется на выборах депутатов всех уровней во Франции, а также на президентских выборах в большинстве стран, где эти выборы являются всенародными (в том числе Франции, России, Украине, Финляндии, Польше, Чехии, Литве).


Система относительного большинства

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, США на выборах членов Конгресса, в России на выборах депутатов Государственной Думы (половина мест) и др. По мажоритарному принципу были избраны все народные депутаты Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР в 1990 году. Мажоритарная избирательная система относительного большинства чаще всего применяется в одномандатных избирательных округах. В англоязычных странах название этой системы — система «первого, который считается избранным» или «первого, оказавшегося избранным» (first past the post). К мажоритарным выборам по многомандатным округам относятся выборы президента США, когда избирается Коллегия выборщиков. Избиратели голосуют за списки выборщиков, представленные разными партиями, многомандатным округом в данном случае является отдельный штат с количеством мандатов пропорциональным населению. Разновидность системы относительного большинства — блоковая система, когда избиратель из наделенного «блока» голосов по одному передает каждому из кандидатов. В случае если у избирателя количество голосов равно количеству мандатов, замещаемых в многомандатном округе, то это блоковая система неограниченного вотума.

Если количество голосов меньше числа мандатов — блоковая система ограниченного вотума. В предельном случае гражданину может быть предоставлена возможность голосования только за одного кандидата — система одного непередаваемого голоса.

Система квалифицированного большинства

При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины — 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

Во многих странах, в том числе и в России, большинство голосов рассчитывается от общего числа избирателей, пришедших и проголосовавших на выборах.

Глава 2

Достоинства мажоритарной избирательной системы

Мажоритарная система универсальна. Она применяется как при выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр), так и при выборах коллегиальных органов власти (парламент, Дума).

Мажоритарная система является системой персонального представительства – избираются конкретные кандидаты. Избиратель имеет возможность учитывать не только предвыборную программу или партийную принадлежность, но и личные качества кандидата – репутацию, профессиональность, жизненные убеждения.

Такой персональный подход к каждому кандидату дает возможность участвовать и победить любому независимому кандидату, не относящемуся ни к какой партии.

Кроме того, при выборах в коллегиальный орган власти (парламент, Дума) по одномандатным мажоритарным округам соблюдается принцип народовластия. Избирая конкретного кандидата от своего округа, избиратели, по сути, выбирают своего представителя в коллегиальном органе власти. Кандидату такая конкретность дает независимость от партий и их лидеров – в отличие от кандидата, прошедшего по партийному списку.

Глава 3

Недостатки мажоритарной избирательной системы

1) Представители органа власти, сформированного на основе мажоритарной системы, могут иметь кардинально противоположные точки зрения, что затруднит принятие решений.

2) Приоритетом каждого депутата, избранного по одномандатному мажоритарному округу, будут решения собственного округа, что также может затруднить принятие общих решений.

3) При отсутствии реального выбора избиратели, голосуя за конкретного кандидата, голосуют не за него, а против его конкурента.

4) Мажоритарной системе присущи такие нарушения, как подкуп избирателей и/или манипуляции с образованием избирательных округов, что лишает территорию с ярко выраженной позицией преимущества по голосам. Например, в США часто манипулировали при «нарезке» округов в районах массового проживания чернокожих граждан. В избирательный округ добавлялись районы с белым населением, и чернокожее население теряло большинство голосов за своего кандидата.

5) При мажоритарной системе выборов может быть искажен реальный выбор избирателей. Например, в выборах участвуют 5 кандидатов, 4 из них набрали 19% голосов (в сумме 76%), а пятый набрал 20%, против всех проголосовало 4%. Пятый кандидат будет считаться демократически избранным, хотя против него или не за него проголосовало 80% проголосовавших. Чтобы нивелировать этот недостаток, была придумана система ординарного голосования (передаваемого голоса). Избиратель не только отдает свой голос конкретному кандидату, но еще и выставляет рейтинг предпочтений из нескольких кандидатов (не всех). Если кандидат, за которого проголосовал избиратель, не получил большинства голосов, голос избирателя переходит ко второму кандидату в его рейтинге — и так далее, пока не установится кандидат с реальным большинством голосов.

6) Еще один недостаток мажоритарной системы был сформулирован французским социологом и политологом Морисом Дюверже в середине XX века. Исследовав результаты многих выборов по мажоритарной системе, он вывел, что рано или поздно такая система приводит к двухпартийной системе в государстве, так как шансы новых и/или небольших партий попасть в парламент или Думу очень малы. Яркий пример двухпартийной системы – парламент США. Этот эффект получил название «закон Дюверже».

Заключение

Данная проектная работа познакомила нас с видами мажоритарной избирательной системой, ее недостатками и достоинствами. На мой взгляд, мажоритарная избирательная система является основной системой для проведения выборов и наиболее распространенной.

Добавить комментарий

Закрыть меню