Платежи за пользование недрами

Платежи при пользовании недрами

В Российской Федерации недропользование является платным. Это закреплено в Законе РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон «О недрах»).

Этот Закон регулирует правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, а также обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации и прав пользователей недр. Он действует на всей территории Российской Федерации, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.

Что такое недра? Ответ на этот вопрос содержится в Законе «О недрах»: «Недра — это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения».

Пользователями недр являются субъекты предпринимательской деятельности, которым в пользование предоставлен участок недр.

Право пользования участком недр предоставляется на основании совместного решения Федерального агентства по недропользованию либо его территориального подразделения и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Если участок недр расположен во внутренних морских водах территориального моря либо на континентальном шельфе РФ, то в этом случае необходимо решение Правительства РФ для предоставления права на пользование недрами. Это решение принимается по результатам конкурса (аукциона) или по факту открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, который проводил работы по геологическому изучению данных участков недр за счет собственных средств.

Право на пользование недрами подтверждается специальным государственным разрешением (лицензией), которое выдается Федеральным агентством по недропользованию.

Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции — с момента вступления такого соглашения в силу.

Обратите внимание! Пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Помимо налогов и сборов, установленных НК РФ, недропользователь должен уплачивать платежи, предусмотренные ст. 39 Закона «О недрах».

В систему платежей в сфере недропользования, установленную Законом «О недрах», входят:

  • разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
  • регулярные платежи за пользование недрами;
  • плата за геологическую информацию о недрах;
  • сбор за участие в конкурсе (аукционе);
  • сбор за выдачу лицензии.

Хотим обратить ваше внимание, что эти платежи введены законодательством о недропользовании, а не Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним законами. Иными словами, вышеперечисленные платежи не относятся к налогам и сборам.

Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии

Статьей 40 Закона «О недрах» установлен порядок исчисления и уплаты разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, например открытие месторождения, подписание лицензионного соглашения, достижение определенного уровня добычи и т.п.

Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10 процентов от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации.

Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами. Не допускается установление в лицензии размера разовых платежей за пользование недрами ниже установленного условиями конкурса (аукциона), а также каждого из этих платежей ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя. Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами.

При заключении и выполнении соглашения о разделе продукции размеры разовых платежей за пользование недрами, а также порядок их уплаты устанавливаются в этих соглашениях.

Пример. Среднегодовая проектная мощность добычи нефти по участку недр, объявленному в конкурс, — 170 тыс. тонн. На момент составления расчетов (условно) ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по нефти — 1300 руб.

Полная сумма НДПИ — 221 млн руб. (170 тыс. тонн x 1300 руб.).

Сумма, объявленная участникам конкурса (аукциона), — 22 млн 100 тыс. руб. (10% от 221 млн руб.).

По результатам аукциона определилась величина разового платежа в размере 24 млн руб.

Согласно условиям предоставления лицензии в пользование организация должна уплатить 5 млн руб.

по истечении года с момента получения лицензии, остальную сумму в размере 19 млн руб. — при выходе на проектную среднегодовую мощность добычи (170 тыс.

тонн нефти в год).

Перечисляя платежи за пользование недрами в платежных документах, следует указать следующие КБК:

  • 049 1 12 02011 01 1000 120 — по участкам недр на территории РФ, кроме участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, и участков недр местного значения;
  • 049 1 12 02012 01 1000 120 — по участкам недр, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, и участкам недр местного значения;
  • 049 1 12 02060 01 1000 120 — по участкам недр, расположенным за пределами территории РФ.

Регулярные платежи за пользование недрами

Статьей 43 Закона «О недрах» установлен порядок, размеры и сроки уплаты регулярных платежей за пользование недрами.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр за предоставление им исключительных прав на следующие виды деятельности:

  • поиск и оценка месторождений полезных ископаемых;
  • разведка полезных ископаемых;
  • геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

В целях настоящей статьи к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.

Взимаются регулярные платежи с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором).

Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска.

Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части лицензионного участка. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются по ставкам, установленным за проведение работ:

  • по разведке месторождений — за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов;
  • по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых — за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.

Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами утверждается исполнительным органом государственной власти субъекта РФ отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами. А предложение по величине ставки указанному органу дает орган Федерального агентства по недропользованию.

Регулярные платежи исчисляются за весь период действия лицензии на соответствующий вид пользования недрами независимо от того, проводятся ли фактически соответствующие работы на участке недр или нет.

Уплачиваются регулярные платежи за пользование недрами ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год, и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Перечисляя регулярные платежи за пользование недрами в платежных документах, следует указать следующие КБК:

  • 182 1 12 02030 01 0000 120 — при проведении работ на территории РФ;
  • 182 1 12 02080 01 0000 120 — при проведении работ за пределами территории РФ.

Плательщики регулярных платежей за пользование недрами должны ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представить в налоговые органы по месту нахождения участков недр, а также в территориальные органы МПР России расчеты регулярных платежей за пользование недрами. В случае если пользование недрами происходит на континентальном шельфе РФ, за пределами РФ на территориях, которые находятся под юрисдикцией РФ, расчет регулярных платежей за пользование недрами нужно представлять в территориальные органы ФНС России по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) и в МПР России. Форма и Порядок заполнения расчета регулярных платежей за пользование недрами утверждены Приказом МНС России от 11.02.2004 N БГ-3-21/98@.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и сбор за выдачу лицензий

Основания и порядок уплаты сборов, а также его размеры определены в ст. 42 Закона «О недрах». Кроме того, Положением о порядке лицензирования пользования недрами от 15.07.1992 N 3314-1 также регулируются отдельные вопросы уплаты сборов.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми участниками торгов и является одним из условий регистрации заявки. Заявка считается принятой только после уплаты заявителем лицензионного сбора. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов. Она поступает на счета федерального органа управления государственным фондом недр либо его территориальных органов и используется для покрытия расходов этих органов, а также органов государственной власти субъектов РФ, регулирующих процесс пользования недрами, на проведение конкурсов (аукционов). Часть средств от сбора за участие в конкурсе (аукционе) органы, выдавшие лицензии, могут направлять на проверку выполнения пользователями недр условий лицензий.

Сумма сбора за выдачу лицензий на пользование недрами вносится пользователями недр при выдаче указанной лицензии. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии. Она зачисляется на счета федерального органа управления государственным фондом недр либо его территориальных органов и используется для покрытия расходов этих органов, а также органов государственной власти субъектов РФ, регулирующих процесс пользования недрами.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и сбор за выдачу лицензии перечисляют по следующим КБК:

  • 049 1 12 02101 01 1000 120 — в федеральный бюджет РФ;
  • 049 1 12 02102 01 1000 120 — в бюджеты субъектов РФ (по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения).

Приведем список документов, которые были приняты в 2005 г. и касаются платежей при использовании недр:

Номер и дата
документа
Название документа
Постановление
Правительства РФ
от 18.01.2005
«Об утверждении положения о рассмотрении
заявок на получение права пользования
недрами при установлении факта открытия
месторождения полезных ископаемых
пользователем недр, проводившим работы по
геологическому изучению участков недр
внутренних морских вод, территориального
моря и континентального шельфа Российской
Федерации за счет собственных (в том числе
привлеченных) средств, для целей разведки
и добычи полезных ископаемых такого
месторождения»
Приказ МПР России
от 24.01.2005
«Об утверждении порядка рассмотрения заявок
на получение права пользования недрами при
установлении факта открытия месторождения
полезных ископаемых пользователем недр,
проводившим работы по геологическому
изучению участков недр за счет собственных
(в том числе привлеченных) средств, для
целей разведки и добычи полезных ископаемых
такого месторождения»
Приказ МПР России
от 15.03.2005
«Об утверждении порядка рассмотрения заявок
на получение права пользования недрами для
целей геологического изучения участков
недр»
Приказ МПР России
от 15.03.2005
(ред. от 29.08.2005)
«Об утверждении порядка рассмотрения заявок
на получение права пользования недрами для
целей геологического изучения участков
недр»
Приказ МПР России
от 15.03.2005
«Об утверждении порядка рассмотрения заявок
на получение права пользования недрами для
целей геологического изучения участков недр
внутренних морских вод, территориального
моря и континентального шельфа Российской
Федерации»
Приказ МПР России
от 15.03.2005 N 62
(ред. от 29.08.2005)
«Об утверждении порядка рассмотрения заявок
на получение права пользования недрами для
целей геологического изучения участков недр
внутренних морских вод, территориального
моря и континентального шельфа Российской
Федерации»
Приказ Роснедр
от 28.06.2005
«Об утверждении временных методических
рекомендаций по определению суммы сбора за
выдачу лицензий на право пользования
недрами»

Е.Ф.Данилина

Аудитор,

член палаты

налоговых консультантов РФ

Закон РФ «О недрах» при пользовании недрами предусматривает сле­дующие виды платежей: налог на добычу полезных ископаемых; разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, ого­воренных в лицензии и регулярные платежи за пользование недрами; сбор за участие в конкурсе (аукционе); сбор за выдачу лицензий.

Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, ого­воренных в лицензии. Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавли­ваются в размере не менее 10 процентов от величины суммы налога на добычу полезных иско­паемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации. Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строи­тельства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строитель­ство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продол­жительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, за вычетом возвращенной части лицензионного участка.

Сборза участие в конкурсе (аукционе) и сбор за выдачу лицензий вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подго­товку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспер­тов. Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) вносится пользователями недр при выдаче указанной лицензии и зачисляется на счета федерального органа управления государственным фондом недр либо его территориальных органов и используется для покрытия расходов этих ор­ганов, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующих процесс пользования недрами, на проведение конкурсов (аукционов).

Уплачиваем разовые платежи за пользование недрами

Разовые платежи за пользование недрами наряду с регулярными платежами за пользование недрами и сбором за участие в конкурсе (аукционе) входят в систему платежей при пользовании недрами. От чего зависит размер разовых платежей за пользование недрами? В каком порядке расходы на уплату данного платежа учитываются в целях налогообложения прибыли? Надо ли включать его в стоимость приобретенной лицензии?

(В статье не рассматривается порядок уплаты разовых платежей за пользование недрами при выполнении соглашения о разделе продукции.)

Разовые платежи за пользование недрами уплачиваются при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, в том числе при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование. Плательщиками являются пользователи недр, получившие право на пользование недрами.

Если право пользования недрами предоставляется по результатам торгов, размер разовых платежей устанавливается поэтапно: сначала определяются минимальные (стартовые) размеры, а уже потом — окончательные, которые и фиксируются в лицензии на пользование недрами.

Стартовые размеры разовых платежей

Согласно ст. 40 Закона о недрах <1> минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами не могут быть меньше 10% величины суммы НДПИ в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации. Из этого правила есть исключение, касающееся ситуации, когда проводится аукцион на право пользования участком недр федерального значения, содержащим месторождение полезных ископаемых, открытое в процессе геологического изучения юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, которому в предоставлении права пользования данным участком недр было отказано. Тогда минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами устанавливается как сумма расходов указанного лица на поиск и оценку обозначенного месторождения полезных ископаемых.

<1> Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

Методика расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами утверждена Приказом Минприроды России от 30.09.2008 N 232. Она предназначена для использования Федеральным агентством по недропользованию (Роснедрами), его территориальными органами и подведомственными организациями. Кроме того, эту Методику рекомендовано использовать органам государственной власти субъектов РФ при расчете минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами при подготовке условий проведения аукционов на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых.

Обратим внимание на то, что стартовый размер разового платежа за пользование недрами определяется по каждому участку недр, по которому организуется и проводится конкурс или аукцион.

Данные о стартовом размере разового платежа включаются в порядок и условия проведения аукциона (конкурса) (п. п. 35, 80 Административного регламента <2>).

<2> Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утв. Приказом Минприроды России от 17.06.2009 N 156.

При проведении аукциона величина его шага устанавливается в процентном соотношении от стартового размера разового платежа. Победителем аукциона признается участник, предложивший наибольшую величину разового платежа за пользование недрами. Если участниками аукциона не предложена величина разового платежа выше стартового размера, аукцион на право пользования участком недр признается несостоявшимся.

При проведении конкурса наибольший размер разового платежа, предложенный участниками торгов, является только дополнительным критерием для выявления победителя конкурса.

Кроме того, от стартового размера разового платежа зависит размер задатка, который выступает в качестве обязательства, обеспечивающего уплату участниками торгов разового платежа. Заявители, не уплатившие задаток, к участию в торгах не допускаются.

Окончательные размеры разовых платежей

Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами (как правило, это тот размер, который был предложен участником торгов, естественно, он не может быть ниже стартового размера, а также размера, заявленного в конкурсных предложениях победителя).

При определенных обстоятельствах участки недр предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением предоставляемых на праве краткосрочного (сроком до года) пользования участков недр. Тогда разовые платежи за пользование недрами устанавливаются в лицензии на пользование недрами в размере, определяемом в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 N 94. Те же Правила используются Роснедрами при установлении разовых платежей за пользование участками недр, предлагаемых к включению в границы участка недр, предоставленного в пользование, в случае изменения его границ. Кстати, благодаря изменениям, внесенным в указанные Правила Постановлением Правительства РФ от 30.07.2013 N 646 (вступило в силу 10.08.2013), случаи, когда размер разового платежа устанавливается равным минимальному размеру, были увеличены с двух до трех. Теперь это также касается ситуации изменения границ участков недр, если полезные ископаемые за пределами участка недр, поставленные на государственный или территориальный баланс запасов полезных ископаемых, являются частью месторождения данного полезного ископаемого и были поставлены на государственный баланс по результатам геолого-разведочных работ, проводимых за счет собственных средств пользователя недр.

Порядок уплаты разовых платежей

Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами. Разовые платежи зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ. В силу ст. 41 БК РФ разовые платежи за пользование недрами относятся к неналоговым доходам бюджетов. Так, неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются в том числе за счет разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов (по нормативу 100%) (ст. 57 БК РФ).

Обратите внимание: согласно п. 3 ч. 1 ст. 20 Закона о недрах при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами, названное право прекращается. В свою очередь, условиями пользования недрами, являющимися неотъемлемой частью лицензии, как правило, установлено, что невнесение пользователем недр разового платежа в установленные сроки является обстоятельством, с наступлением которого прекращается право пользования недрами. Пример — Постановление ФАС МО от 29.07.2011 N КА-А40/7968-11. Но, даже если условиями лицензии неуплата разового платежа не отнесена к обстоятельствам, при наступлении которых прекращается право пользования недрами, основанием для прекращения указанного права будет тогда являться нарушение пользователем недр существенных условий лицензии (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона о недрах).

Учтите: при нарушении пользователем недр срока внесения разового платежа, являющегося нарушением условий лицензии, решение о прекращении права пользования недрами должно быть принято при соблюдении процедуры, предусмотренной ч. 4 ст. 21 Закона о недрах (Постановления ФАС СЗО от 18.03.2008 по делам N N А26-3899/2007, А26-3898/2007, А26-3897/2007, А26-3896/2007, ФАС СКО от 27.09.2012 по делу N А61-2687/2011, ФАС УО от 15.02.2012 N Ф09-9649/11). Данной статьей установлен различный порядок прекращения права пользования недрами в зависимости от оснований прекращения. Поэтому порядок прекращения права пользования недрами в конкретном случае должен определяться исходя из квалификации события, являющегося основанием для прекращения права.

В нашей ситуации речь идет о том, что пользователь должен быть сначала письменно уведомлен о допущенных им нарушениях, и только по истечении трех месяцев с момента получения уведомления, если он не устранил нарушения, может быть принято приведенное решение.

Налоговый учет разовых платежей

Основной момент, который следует учитывать, связан с тем, что основанием возникновения обязательства по уплате разового платежа и отражения соответствующего расхода в налоговом учете является не факт участия в аукционе, а наступление определенного события, указанного в лицензии. Получается, что уплата разовых платежей — это лицензионное требование, то есть обязательство лицензиата по уже имеющейся лицензии. В связи с этим уплата разового платежа не связана с приобретением лицензии, значит, данные расходы в стоимость лицензии не включаются.

Кстати, расходы, осуществленные налогоплательщиком в целях приобретения лицензии на право пользования недрами, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов (п. 1 ст. 325 НК РФ).

Минфин России считает, что расходы в виде разового платежа за пользование недрами следует учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письма от 23.07.2013 N 03-03-06/1/28990, от 21.05.2013 N 03-03-10/17856, от 03.12.2010 N 03-03-06/1/753, от 18.06.2010 N 03-03-06/1/419, от 15.10.2009 N 03-03-06/1/663, от 30.12.2008 N 03-03-04/7). В силу названного подпункта к прочим расходам отнесены суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисленные в установленном законодательством РФ порядке. Разовые платежи, по сути, не относятся к перечисленным платежам, в то же время список прочих расходов, приведенный в п. 1 ст. 264 НК РФ, является открытым.

Тот факт, что чиновники приравняли разовый платеж к налогам (сборам), позволил им в части порядка признания данных расходов руководствоваться следующим. Ничто не мешает это сделать и в случае, если налогоплательщик отнесет расходы, связанные с уплатой разовых платежей за пользование недрами, к прочим расходам в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Итак, согласно п. 1 ст. 272 НК РФ, если налогоплательщик использует метод начисления, расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты. Причем они определяются с учетом положений ст. ст. 318 — 320 НК РФ. В пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ уточнено, что датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей является дата их начисления (разовые платежи являются обязательными в силу закона).

Таким образом, при применении метода начисления расходы в виде разового платежа за пользование недрами учитываются в целях налогообложения прибыли на дату его начисления в соответствии с условиями лицензии с учетом положений ст. ст. 318 — 320 НК РФ. Например, если учетной политикой организации для целей налогообложения предусмотрено, что расходы в виде разового платежа за пользование недрами являются косвенными расходами, эти расходы в силу п. 2 ст. 318 НК РФ в полном объеме относятся к расходам отчетного (налогового) периода. Представленной позиции придерживаются не только финансисты (см. Письма Минфина России от 29.08.2011 N 03-06-06-01/20, от 13.04.2011 N 03-03-06/1/237, от 13.01.2011 N 03-03-06/1/8, от 31.12.2008 N 03-03-06/1/726, от 19.08.2008 N 03-03-06/1/171, от 05.06.2008 N 03-03-06/1/351), но и столичные налоговики (Письма от 16.09.2011 N 16-15/089690@, от 26.02.2009 N 16-15/017022, от 15.05.2009 N 16-15/048178). Не отстают от них и судьи. Так, ФАС ЗСО подчеркнул: несмотря на то что размер разового платежа выступает критерием для выявления победителя на право пользования участком недр при проведении аукциона (но не конкурса), фактически уплата разового платежа является обязательством лицензиата по уже имеющейся лицензии, следовательно, не может рассматриваться в качестве расхода, осуществленного в целях ее получения. Разовый платеж за пользование недрами отвечает критерию обязательного платежа, начисленного в установленном законодательством РФ порядке, поскольку:

  • данный платеж установлен нормативным правовым актом;
  • при наличии определенных лицензионных условий возникает безусловная обязанность по его уплате;
  • указанный платеж формирует доходную часть бюджета.

Расходы в виде разового платежа за пользование недрами на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, и входят в состав косвенных расходов. (Напомним: распределение расходов на прямые и косвенные зависит от налогоплательщика.)

Получается, что уплата разового платежа относится исключительно к лицензионным требованиям и условиям, является обязательством лицензиата по уже имеющейся лицензии, а не рассматривается как расход в целях приобретения лицензии, не участвует в формировании стоимости лицензионного соглашения (лицензии), следовательно, в целях налогообложения налогом на прибыль подлежит включению в состав расходов единовременно.

При этом судьи отклонили довод налогового органа о том, что налогоплательщик, первоначально учитывающий спорные расходы в составе нематериальных активов, представив уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль и отнеся сумму разового платежа за пользование недрами в состав косвенных расходов, должен был в установленном порядке внести изменения в учетную политику организации. Представленные обстоятельства не влияют на квалификацию возникших правоотношений (Постановление от 17.05.2010 по делу N А27-17423/2009, в передаче которого в Президиум ВАС отказано Определением ВАС РФ от 06.09.2010 N ВАС-11965/10) <3>.

<3> См. также Постановления ФАС ПО от 03.11.2009 по делу N А55-80/2009, от 30.07.2009 по делу N А55-20098/2008, от 28.07.2009 по делам N А55-82/2009, N А55-20316/2008, N А55-20231/2008.

Налоговый учет задатка

Задаток, уплачиваемый перед началом торгов и выступающий в качестве обеспечительной меры уплаты разового платежа, по условиям лицензионного соглашения, заключенного с победителем, засчитывается в счет уплаты разового платежа за пользование недрами.

Согласно п.

32 ст. 270 НК РФ расходы в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка, залога, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются. При этом в отношениях, связанных с приобретением права пользования недрами, задаток, по сути, трансформируется в аванс по уплате разового платежа (он не становится платежом, признаваемым расходом в целях налогообложения прибыли по отдельному основанию). Кроме того, разовый платеж за наступление отдельного определенного события, указанного в лицензии, не может быть признан в целях налогообложения прибыли частями в разные отчетные (налоговые) периоды, в частности, отдельно в части внесенного задатка и отдельно в оставшейся сумме.

Следовательно, расходы в виде разового платежа за пользование недрами при применении метода начисления учитываются на дату начисления данного расхода в соответствии с условиями лицензии в сумме, установленной для названного разового платежа по результатам торгов (включая сумму задатка для участия в конкурсе на получение права пользования недрами) (Письмо Минфина России от 21.05.2013 N 03-03-10/17856).

* * *

Если право пользования участком недр предоставляется по результатам конкурса (аукциона), размер разового платежа устанавливается поэтапно. Сначала определяются минимальные (стартовые) размеры, и эти данные включаются в порядок и условия проведения торгов. При участии в аукционе победителем станет тот, кто предложит наибольшую величину разового платежа (при условии, что она выше стартового размера). Для участника конкурса наибольший размер разового платежа не является определяющим фактором для победы, но учитывается в качестве дополнительного критерия.

Окончательные размеры разовых платежей определяются по результатам торгов и фиксируются в лицензии на пользование недрами. Установленный размер, порядок и сроки их уплаты — существенные условия лицензионного соглашения, при нарушении которого право пользования недрами будет прекращено, если пользователь недр в течение трех месяцев с момента его уведомления о допущенных нарушениях так и не произведет уплату разового платежа.

В целях налогообложения прибыли расходы на уплату разовых платежей за пользование недрами относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (в стоимость приобретенной лицензии не включаются). При применении метода начисления данные расходы признаются осуществленными на дату их начисления по условиям лицензии. При их включении налогоплательщиком в состав косвенных расходов они относятся в полном объеме к расходам отчетного (налогового) периода.

Н.В.Герасимова

Эксперт журнала

«Промышленность: бухгалтерский учет

и налогообложение»

Добавить комментарий

Закрыть меню