Планирование деятельности предприятия

13.3. Методические основы планирования

Специфические принципы и виды
планирования

Наиболее важной функцией управления предприятием является планирование его деятельности. Планирование отражает процесс определения целей, которых предприятие намеревается достичь за определенный период, а также способов достижения таких целей.

Планирование объединяет структурные подразделения предприятия общей целью, придает всем процессам черты однонаправленности и скоординированности, позволяющие наиболее полно и эффективно использовать наличные ресурсы, качественно и своевременно решать разнообразные задачи управления.

В условиях новой системы хозяйствования (перехода к рыночному регулированию экономических процессов) предприятие самостоятельно осуществляет весь комплекс плановой работы. Предоставление самостоятельности предприятию означает не только отказ от полной регламентации “сверху” всей его деятельности, но и наличие широких прав относительно определения и реализации производственной программы, путей развития производства, мотивации труда, а также осознание того, что предприятие обязано непрерывно изучать рынок и нести ответственность за конечные результаты хозяйствования. Все это должно быть отражено в планах деятельности предприятия. Предприятие как открытая система его новое качество в рыночных условиях и прямая зависимость от взаимодействия спроса и предложения обуславливают необходимость создания системы планирования и управления предприятием, способной быстро и эффективно реагировать на рыночные потребности.

Наряду с общими принципами управления и планирования (поскольку последнее есть функция первого) существуют и специфические принципы планирования, а именно: целевая направленность, системность, непрерывность, сбалансированность, оптимальность использования ресурсов, адекватность объекта и предмета планирования (рис. 13.9).

Главным является правильный выбор и обоснование целей предприятия (организации). Хозяйственно-экономическая и производственно-технологические связанные с четким определением номенклатуры и не обходимого количества выпуска необходимой продукции надлежащего качества. Научно-технические цели практически материализуются посредством постоянного улучшения продукции и обновления технической базы производства через внедрение достижений НТП.

Социальная цель сводится к удовлетворению материальных и духовных потребностей работников предприятия, а экологическая — к обеспечению производства экологически безопасной (чистой) продукции.

Эффективность планов предприятия в значительной мере зависит от степени реализации принципа системности. Его сущность — охват всех сфер деятельности предприятия. С помощью системного подхода определяют субординацию целей, альтернативные пути и способы достижения целей, различных по сложности и срокам реализации.

Весомой предпосылкой реалистичности планирования является его непрерывность, предполагающая взаимосогласованность разносрочных планов и своевременного изменения (уточнения) перспективных и текущих планов.

Одним из наиболее важных требований к плановым решениям является обеспечение оптимальности применения ресурсов, что достигается путем учета условий и конъюнктуры рынка, интенсификации производства и использования НТП и аналитических резервов как сугубо производственных, так и организационных.

К важным количественным характеристикам плана относится его сбалансированность, т. е. необходимое и достаточное количественное соответствие между разделами и показателями, недопущение заметных диспропорций, своевременная реакция на изменение условий хозяйствования.

Очень важно обеспечить достижение адекватности планирования условиям деятельности предприятия, зависящим от изменения внешней и внутренней среды и требующим нередко применения новых методов и процедур планирования.

В зависимости от продолжительности планового периода планирование может быть перспективным и текущим.

Перспективное планирование на предприятии является долгосрочным (стратегический) и среднесрочным. В зависимости от горизонта планирования перспективный план разрабатывается с разной степенью детализации.

Долгосрочный план выражает преимущественно стратегию развития предприятия. Он имеет более концептуальный характер, а необходимый цифровой материал используется лишь для обоснования конкретных решений. Наиболее важными составляющими среднесрочного плана являются детальная хронологизация проектов, полная номенклатура продукции, конкретные инвестиционные и финансовые показатели.

Среднесрочный план — это, собственно, детализированный стратегический план на первые годы деятельности предприятия. Граница между долгосрочным и среднесрочным планами очень условна и неоднозначна. Продолжительность планируемого периода зависит от условий деятельности предприятия, его отраслевой принадлежности, общей экономической ситуации в стране, достоверности первичной информации, качества ее аналитической обработки и т. п.

Текущее планирование состоит в разработке планов на всех уровнях управления предприятием и по всем направлениям его деятельности на более короткие периоды (год, квартал, месяц).

Разновидностью текущего планирования является оперативно-календарное планирование, т. е. календарное согласование производственного процесса между структурными подразделениями с учетом последовательности его операций и технических параметров.

Методы планирования на предприятии

Планирование деятельности предприятия осуществляется с помощью различных методов. Выбирая эти методы, необходимо исходить из определенных требований к ним. Методы планирования должны:

во-первых, быть адекватными внешним условиям хозяйствования, особенностям различных этапов процесса становления и развития рыночных отношений;

во-вторых, как можно полнее учитывать профиль деятельности объекта планирования и разнообразные средства достижения основной предпринимательской цели — увеличения прибыли;

в-третьих, соответствовать видовым признакам разрабатываемого плана.

Классификация наиболее известных методов планирования с учетом этого показана на рис. 13.10.

Ресурсный метод планирования, выделенный по признаку “Исходная позиция для разработки плана”, с учетом рыночных условий хозяйствования и наличных ресурсов может применятся при монопольном положении предприятия или при слабой конкуренции. Задания того или иного плана устанавливаются в зависимости от имеющихся ресурсов предприятия (организации), т. е. исходя из его (ее) возможностей. С усилением конкуренции исходной позицией, начальным моментом планирования становятся потребности рынка, спрос на продукцию (услуги). Предприятие самостоятельно, определяет свои цели и для их достижения формирует соответствующие планы.

В зависимости от позиции предприятия на рынке применяются и различные принципы определений конечного и промежуточного значений плановых показателей. При монопольном положении, отсутствии угрозы со стороны конкурентов предприятие может надеяться, что развитие в будущем будет происходить с сохранением тех самых тенденций. В этом случае возможно определение промежуточных и конечных значений показателей с помощью метода экстраполяции, т. е. допущения, что темпы и пропорции, достигнутые на момент разработки плана, сохранятся и в будущем.

Принципиально противоположным является интерполятивный метод, в соответствии которым с предприятие устанавливает цель для достижения ее в будущем и на этой основе определяет продолжительность планового периода и промежуточные плановые показатели. Таким образом, в противовес поступательному движению при экстраполяции интерполятивный метод предусматривает обратное движение — от установленной цели и соответствующего конечного значения планового показателя до исчисления промежуточных его значений.

Для определения степени обоснованности показателей важной является классификация методов планирования по способу расчета плановых заданий. Опытно-статистический (средних показателей) метод предусматривает для установления плановых показателей использование фактических и статистических данных за предыдущие годы, а также средних величин. Более обоснованным является факторный метод планирования, в соответствии с которым плановые значения показателей определяются на основе расчетов влияния важнейших факторов, вызывающих изменение этих показателей. Факторные расчеты применяются прежде всего при планировании эффективности производства (определение возможных темпов роста производительности труда, снижения себестоимости продукции и т. п.).

Наиболее точным является нормативный метод, сущность которого состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе прогрессивных норм использования ресурсов с учетом их изменения в результате внедрения организационно-технических мероприятий в плановом порядке. Естественно, что применение этого метода на предприятии требует создания соответствующей нормативной базы.

Увязка потребностей с необходимыми для их удовлетворения ресурсами обеспечивается наилучшим образом с помощью применения балансового метода. Его сущность состоит в разработке специальных таблиц-балансов, в одной части которых с разной степенью детализации показывают все направления расходования в соответствии с потребностями, а в другой — источники поступления этих ресурсов. Во время разработки баланса необходимо добиться равенства обеих этих частей. Балансы на предприятии разрабатываются для различных видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Матричный метод планирования является дальнейшим развитием балансового метода и состоит в построении моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями.

В современных условиях хозяйствования на предприятиях желательно разработать не один, а несколько вариантов плана. Показатели отдельных разделов (наиболее важных) должны быть оптимизированны с помощью экономико-математического метода моделирования.

На смену традиционному ручному методу планирования с применением самых простых вычислительных средств пришли ныне более современные — с применением настольных электронных вычислителей, персональных компьютеров и сложных электронно-вычислительных машин (комплексов). Форма подачи плановых показателей (в виде таблиц, рисунков, схем, сетевых графиков и т. п.) отражает культуру плановой деятельности предприятия, повышает точность расчетов и наглядность плановых документов.

Введение…………………………………………………………………….2

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ…………..4

1.1 Основные понятия планирования……………………………………4

1.2 Виды и принципы планирования……………………………………..7

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ…………………………………………..13

2.1 Балансовый и нормативный методы……………………………….13

2.2 Расчетно-аналитический и экономико-математический

методы…………………………………………………………………15

2.3 Графоаналитический и программно-целевой методы……………16

ГЛАВА 3. БИЗНЕС-ПЛАН, КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………….19

3.1 Роль и значение бизнес-плана в хозяйственной

деятельности предприятия………………………………………….19

3.2 Разделы бизнес-плана……………………………………………….24

Заключение………………………………………………………………..26

Список литературы……………………………………………………….28

ВВЕДЕНИЕ.

Методы планирования хозяйственной деятельности предприятия выражается в способах и приемах разработки плановых документов и показателей применительно к различным их видам и назначениям. Все методы планирования применяются в комплексе, нельзя обойтись каким-либо одним из них, так как каждый помогает решить одну сторону проблемы.

Основой методики планирования является проведение аналитического исследования, подготовки базы данных, изучение и соединение информации в единое целое. Будущее во многом становится предсказуемым, если правильно и полно учитываются сложившаяся ситуация, факторы и тенденция, способствующие ее изменению в перспективе.

С помощью методов можно оценить шансы на успех, уберечься от коммерческой деятельности, обреченной на провал, взглянуть на свое предприятие со стороны, выявить слабые стороны. Планирование деятельности предприятия является важной предпосылкой свободного предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров.

С переходом к новым условиям хозяйствования предприятие приобрели возможность самостоятельно планировать свою деятельность, оценить е результаты, распределить ресурсы. В этом заключается актуальность данной темы.

Цель работы– на основе анализа публикаций по данной тематике изучить методы планирования хозяйственной деятельности предприятия.

Задачи:

— охарактеризовать понятие, виды планирования;

— рассмотреть основные методы планирования хозяйственной деятельности предприятия;

— раскрыть основные особенности бизнес-плана.

ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.

1.1Основные понятия планирования.

Планированию деятельности предприятия предшествует разработка стратегии развития и философии его существования. Философия фирмы отражает способ ее функционирования во взаимодействии с клиентами, акционерами, государственными органами управления, общественностью. Если основной замысел предприятия совпадает с законами и моральны­ми принципами общества, то философия направлена на благополучие фирмы и внешней среды. Если цель фирмы по извлечению доходов про­тиворечит действующему законодательству или направлена на ущемле­ние интересов третьих лиц, то философия такого предприятия ошибоч­на и чревата противоправной деятельностью. Жизнеутверждающая фи­лософия предприятия выражается в обеспечении процветания как со­бственников и работников, так и общества. В противном случае появля­ются многочисленные варианты полулегальных предпринимательских структур. К ним относятся предприятия теневой экономики, криминаль­ного бизнеса и прочие мошеннические организации.

После осмысления и формирования философии предприятия следует разработать стратегию его развития. В стратегии предприятия должны найти отражение основные правила его поведения во взаимоотношениях с потребителями товара (услуг). Стратегия может выражаться каким-либо символом или текстовым описанием руководства к деятельности.

Стратегия — это выбор основных долгосрочных целей предприятия, утверждение курса действий и определение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

При формировании стратегии предприятия нужно ответить на три основных вопроса, какие направления хозяйственной деятельности надо развивать, каковы потребности в капитале и ресурсах, какова возмож­ность отдачи по выбранным направлениям. Стратегия развития предприятия воплощается в стратегическом пла­нировании.

Планирования работы предприятия — это наилучший способ оценить шансы на успех, уберечь­ся от коммерческой деятельности, обреченной на провал, взглянуть на свое предприятие со стороны, выявляя слабые стороны. Планирование является средством формирования целей фирмы и способов их достиже­ния. Непременное условие эффективного планирования — знание эко­номических законов. Например, закон стоимости требует, чтобы цена товара устанавливалась исходя из общественно необходимых затрат на производство и реализацию продукции. Закон накопления проявляется в необходимости использования части прибыли для расширенного воспроизводства капитала. Без инвестиций в активы не стоит рассчитывать на победу в конкурентной борьбе. Закон повышающейся производитель­ности труда ориентирует на снижение трудовых и материальных затрат при использовании инноваций.

Исходя из того, что планирование деятельности фирмы должно осу­ществляться с учетом законов экономической жизни, сущность его мож­но сформулировать следующим образом. Планирование — это процесс разработки планов, программ и проектов на основе использования эко­номических законов и передового опыта.

Планирование деятельности предприятия, в зависимости от приня­той в государстве политики регулирования экономических процессов, может быть централизованным или децентрализованным. При адми­нистративно-командной модели планирование осуществляется сверху вниз в виде директивных плановых заданий по выпуску продукции и поставке ее потребителям, которые заранее указаны вышестоящими ведомствами. При рыночной модели экономики производитель самостоятельно ищет покупателя своей продукции. Результат хозяйственной деятельности — прибыль или убыток — в административной системе является предметом перераспределения, а в рыночной экономике — отражается на приросте или потере капитала.

Планирование деятельности предприятия — явление многогранное и может быть систематизировано в теории и на практике в зависимости от ряда факторов.

Основные задачи планированиядеятельности предприятия состоят в следующем:

— обеспечить финансовую устойчивость предприятия и рентабель­ность капитала более высокую, чем у конкурентов;

— увеличить объем продаж и долю на рынке за счет высококонкурентной продукции, работ, услуг;

— создать новые рабочие места для обеспечения социальной стабильности в стране и престижа государства в мировом сообществе.

Классификация планирования:

— по видам — стратегическое и тактическое.

(Последнее подразделяет­ся на технико-экономическое и оперативно-производственное);

— по времени -— долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное;

— по объекту планирования — план предприятия, плац цеха, отдела, участка, бригады, рабочего места;

— по видам документов — план, программа, проект, прогноз, задание, заказ-наряд;

— по методам планирования — балансовый, нормативный, сетевой, гра­фический, программно-целевой, экономико-математический;

— по предмету планирования — объем продаж в натуральном и стои­мостном выражении, численность работающих и оплата труда, основной капитал и амортизация, оборотный капитал и материальные затраты; доходы, расходы и прибыль; финансирование инвестиции, кредитование и финансовые издержки; научные исследования и их эффективность.

1.2 Виды и принципы планирования.

На предприятии (фирмы) существуют несколько виды планирования (см рис).

Введение

Темой данной курсовой работы является планирование в организации. Планирование в организации — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Актуальность данной работы определяется тем, что современным предприятиям, развивающимся в нестабильных условиях внешней среды, необходимы предварительный анализ деятельности самой организации и возможность предвидеть изменения внешней среды, поскольку это является непременным условием для дальнейшей выработки последовательности действий по постановке целей и их реализации.

Целью курсовой работы является разработать рекомендации по совершенствованию стратегического планирования в САО «Адонис» на основе разработки стратегии развития предприятия. Даная цель обусловила постановку следующих задач:

1. изучение теоретических аспектов планирования;

2. изучение истории и деятельности предприятия;

3. анализ планирования САО «Адонис»;

4. разработка SWOT – анализа предприятия

5. анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия;

Объектом работы является система планирования в организации. Предметом исследования является стратегическое планирование в СК «Адонис».

При проведении исследования использовался метод анализа, факторный анализ, SWOT-анализ. Курсовая работа содержит в себе введение, главу 1, главу 2, заключение, приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты процесса планирование

1.1 Понятие и классификация планирования

Планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Именно посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации.

По сути, и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса:

1. В каком состоянии организация находится в настоящее время?

2. В каком направлении хочет двигаться организация?

3. Каким образом организация собирается сделать это?

Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

Планирование направлено на оптимальное использование возможностей предприятия и предотвращение ошибочных действий, способных привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.

Основная цель планирования — интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов.

Планирование можно классифицировать по различным направлениям:

1. По степени охвата сфер деятельности:

· общее планирование, т. е. планирование всех сфер деятельности предприятия;

· частное планирование, т. е. планирование определенных сфер деятельности.

2. По содержанию (видам) планирования:

· стратегическое — поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок;

· оперативное — реализация возможностей и контроль текущего хода производства.

· текущее — планирование, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год.

3. По объектам функционирования:

· планирование производства;

· планирование сбыта;

· планирование финансов;

· планирование кадров.

4. По периодам (охвату отрезка времени):

· краткосрочное, охватывающее отрезок времени от месяца до 1 года работы предприятия;

· среднесрочное, охватывающее отрезок времени от 1 года до 5 лет

долгосрочное планирование, охватывающее отрезок времени больше 5 лет.

5. По возможности внесения изменений:

· жесткое — не предполагает внесения изменений;

· гибкое – при таком планировании внесение изменений возможно.

В качестве оценки эффективности планирования используют несколько критериев:

· полнота планирования, т. е. степень охвата планированием всех подразделений предприятий;

· непрерывность планирования;

· гибкость планирования, т. е. возможность оперативной корректировки планов;

· возможность контроля за выполнением плана;

· экономичность планирования;

· точность планирования.

Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на три основные стадии: процесс стратегического планирования, процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования.

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.

Оперативное планирование чаще всего охватывает пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения. Такое планирование предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение обслуживающего персонала.

1.2 Процесс планирования в организации

Деятельность, связанную с планированием, можно разделить на несколько основных этапов:

1. Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.

2. Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.

3. Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении.

Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы.

Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.

1. Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

2. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.

3. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.

4. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

5. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

6. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.

На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.

8. Процесс выполнения плана.

9. Контроль за выполнением плана.

В целом процесс планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью.

Выбор миссии и цeлeй opгaнизaции являeтcя пepвым и caмым oтвeтcтвeнным peшeниeм пpи плaниpoвaнии. Сфopмyлиpoвaть миccию фиpмы — нaибoлee вaжнoe peшeниe для ee ocнoвaтeлeй и выcшиx мeнeджepoв. Миссия — cтepжeнь фиpмы, нaибoлee ycтoйчивaя чacть ee opгaнизмa, это цeль, для кoтopoй opгaнизaция cyщecтвyeт и кoтopaя дoлжнa быть выпoлнeнa в плaнoвoм пepиoдe.

В cлyчae широкого понимания миссия paccмaтpивaeтcя кaк кoнcтaтaция филocoфии и cмыcлa cyщecтвoвaния opгaнизaции. Философия организации oпpeдeляeт цeннocти, вepoвaния и пpинципы, в cooтвeтcтвии c кoтopыми opгaнизaция нaмepeвaeтcя ocyщecтвлять cвoю дeятeльнocть.

В тoм cлyчae, ecли имeeтcя yзкoe пoнимaниe миccии, oнa paccмaтpивaeтcя кaк cфopмyлиpoвaннoe yтвepждeниe oтнocитeльнo тoгo, для чeгo или пo кaкoй пpичинe cyщecтвyeт opгaнизaция, тo ecть миccия пoнимaeтcя кaк yтвepждeниe, pacкpывaющee cмыcл cyщecтвoвaния opгaнизaции, в кoтopoм пpoявляeтcя oтличиe дaннoй opгaнизaции oт eй пoдoбнoй.

Содержание миссии может включать в себя следующие основные пункты:

· описание продуктов и (или) ycлyг, пpeдлaгaeмыx opгaнизaциeй;

· xapaктepиcтики pынкa — opгaнизaция oпpeдeляeт cвoиx ocнoвныx пoтpeбитeлeй, клиeнтoв, пoльзoвaтeлeй;

· цeли opгaнизaции, выpaжeнныe в тepминax выживaния, pocтa дoxoднocти;

· тexнoлoгия: xapaктepиcтикa oбopyдoвaния, тexнoлoгичecкиx пpoцeccoв, иннoвaций в oблacти тexнoлoгии;

Финансы и кредит / Краткосрочная финансовая политика фирмы / 1.4. Процесс планирования деятельности предприятия

Различают непериодическое (нерегулярное, от случая к случаю) и периодическое (текущее или стандартное) планирование. Периодическое планирование может быть скользящим (с перекры­вающими друг друга периодами) или последовательным (когда выпол­нению очередного плана предшествует окончание предыдущего).

В современной зарубежной практике широко распространено составление двух (и даже нескольких) планов с разным горизонтом плани­рования (двойное планирование). При этом один вид плана как бы поддерживает другой, конкретизирует его в более короткий проме­жуток времени, отчего планирование становится более достовер­ным.

Существуют особые правила планирования деятельности пред­приятия, которые касаются порядка организации плановых работ, особых приемов (методов) и схем планирования. Различают четы­ре основных этапа плановой работы на предприятии:

1) анализ ситуации на рынке (в регионе, отрасли, сфере дея­тельности);

2) анализ текущей и перспективной позиции предприятия (подразделения);

3) собственно планирование;

4) контроль выполнения плана.

Анализ ситуации на рынке. Как отмечал в своих работах Н.Д. Кондратьев, важнейшим элементом плановой работы является анализ ситуации на рынке, который проводится на основе экспертных оценок, подтвержденных кратким статистическим анализом, и имеет цель — выявить основные рыночные тенденции за время, предшествующее планируемому периоду. Исследуемый период должен превышать планируемое время или (как минимум) соответствовать ему. Ситуационный анализ включает в себя следующие разделы:

· региональный экономический анализ (динамика региона, рынка);

· анализ основных отраслей и групп населения в регионе, имеющейся и целевой клиентуры;

· анализ конкурентной среды в виде диагностики основных конку­рентов (доля на рынке, области и методы конкуренции);

· анализ направлений технического развития;

· оценка перспектив сотрудничества с федеральными и мест­ными органами исполнительной власти.

В результате аналитической работы составляются прогнозы, касающиеся положения предприятия на рынке, а именно:

1. экономические прогнозы, носящие преимущественно общий ха­рактер и служащие для описания состояния экономики в целом по компании или по конкретным изделиям (перспективное развитие экономики в целом или рынка отдельных товаров);

2. прогнозы развития конкуренции, характеризующие возможную стратегию и практику конкурентов, их способность отказаться от своей доли на рынке и т.д.;

прогнозы развития технологии, ориентирующие пользователя относительно перспектив развития технологии;

4. прогнозы состояния рынка, используемые для анализа рынка товаров (структура, степень расширения, изменение вкусов потре­бителей и пр.);

5. социальные прогнозы, направленные на исследование отношений людей к тем или иным общественным явлениям.

Анализ позиции предприятия предполагает следующие виды оценок:

· положения предприятия на местном рынке;

· технической обеспеченности;

· развития сети учреждений предприятия;

· инфраструктуры предприятия;

· кадровых ресурсов.

На основе проведенного анализа ситуации в регионе, изучения места предприятия на рынке, анализа технического и кадрового потенциала формулируются рыночные (внешние) и внутренние цели (за­дачи) предприятия на предстоящий плановый период. Постановка целей предприятия неразрывно связана с планиро­ванием его деятельности. Без четко поставленных, реально достижимых целей предприятие обречено на провал, так как незнание направления движения фирмы, невозможность контроля промежуточных результатов и отсутствие плана действий не способствуют развитию предпри­ятия. При постановке цели, превышающей воз­можности предприятия, можно иметь существенные убытки, поскольку все средства и ресурсы, направленные на достижение та­кой цели, можно полностью израсходовать, не достигнув положительного результата.

К рыночным задачам относятся: усиление или сохранение позиций на местном рынке, достижение к концу планового перио­да конкретных объемов производства, формирование универсаль­ного конкурентного спектра продукции и услуг, создание имиджа лидера и пр. К внутренним целям относятся: достижение контрольных показателей деятельности предприятия (финансовых, структурных, качественных), поддержание определенного уровня ликвидности (оптимальные уровни доходности и риска), реструктуризация ак­тивов и пассивов, развитие внутренних ресурсов предприятия (персонал, материально-техническое и программно-информацион­ное обеспечение, совершенствование сети филиалов и пр.).

Собственно планирование. Планирование деятельности предпри­ятия должно осуществляться по принципу оптимального использо­вания ресурсов. В случае перевыполнения или недовыполнения плана решение о привлечении и использовании ресурсов следует принимать в соответствии с утвержденными руководством струк­турными показателями деятельности предприятия.

Порядок планирования, перечень видов планов в целом по пред­приятию и их структура устанавливаются руководством предпри­ятия в обязательных для выполнения нормативных актах. Порядок планирования деятельности отдельных подразделений предприятия определяется непосредственно его плановым отделом. Разработанные планы становятся обяза­тельными для выполнения всеми подразделениями предприятия по­сле утверждения их руководством (дирекцией) предприятия, за ис­ключением планов, относимых к компетенции его плановых служб.

Контроль выполнения плана, являясь продолжени­ем планирования, сопровождает процесс выполнения планов. Он предполагает учет фактических показателей (результатов выполнения решений) и сравнение их с плановыми показателями в целях определения результатов деятельности, проверку исходных предпосылок, а также методической и содержательной согласован­ности планового процесса. Также контроль включает анализ возможных отклонений от за­планированных показателей. Сравнение и анализ стимулируют принятие новых решений, которые, в свою очередь, инициируют проведение корректирующих мероприятий. Так обеспе­чивается долгосрочный обучающий эффект. Главный смысл контроля состоит в создании гарантий для выполнения планов и повышении эффективности управления.

Плановый отдел контролирует выполнение планов в целом по предпри­ятию, а плановое бюро подразделений — по отдельным подразделе­ниям предприятия. Контроль осуществляется в сроки (конечные и промежуточные), предусмотренные планами, и неразрывно связан с материальной и административ­ной ответственностью руководителей подразделений за выполне­ние установленных плановых заданий. Процесс планирования, включающий разработку параллельных планов с различным горизонтом планирования, можно смоделиро­вать по нескольким стадиям. Например, японский экономист Т. Коно предложил одну такую модель из пяти стадий: формулирование предпосылок, постановка проблемы, дол­госрочная стратегия, среднесрочное планирование, долгосрочное планирование. Рассмотрим основное содержание этих стадий.

1. Формулирование предпосылок. Определяются философия и цели предприятия, собирается информация об окружающей среде, отрасли и конкурентах, составляются прогнозы о будущем положе­нии предприятия. Анализ прогнозов выявляет возможности и угрозы. В результате оценки ре­зультатов прошлой деятельности получают информацию, необходимую для прогнозирования будущих проблем. Сравнение с конкурента­ми показывает сильные и слабые стороны предприятия.

2. Постановка проблемы. Исходя из названных выше предпосылок, определяются уровни притязаний. Например, темпы роста должны быть выше 10 % в год. Затем прогнозируются важнейшие результа­ты, могущие иметь место при условии сохранения политики, которые сравниваются с уровнем притязаний, после чего выявляются разрывы и возможности их устранения.

3. Долгосрочная стратегия. Чтобы устранить разрывы между прогнозными значениями показателей и теми, на которые претен­дует предприятие, разрабатываются новые стратегии, например «продукт-рынок», где исследуются возможности развития новых производств, вертикальной интеграции, создания филиалов и пр. Долгосрочная стратегия считается наиболее важной процедурой.

При последующем изучении вариантов расширения производства и снижения из­держек можно использовать матрицу «рост — доля рынка». Результаты при использовании той или иной стратегии прогнозируются и выявляются возможности ликвидации разрывов. Долгосрочная стратегия состоит из трех элементов: долгосроч­ные цели, долгосрочные стратегические проекты, долгосрочная политика в основных областях.

4. Среднесрочное планирование. В соответствии с выбранной долгосрочной стратегией намечаются среднесрочные задачи и на­правления с составлением среднесрочных планов, которые также состоят из трех частей. Во-первых, намечаются среднесрочные проекты, осуществляется их хронологическая привязка, распреде­ляются ресурсы. Во-вторых, составляются планы отделений (под­разделений), включая стратегию отделения, план по маркетингу, план по структуре, а также финансовый план. В-третьих, составля­ются функциональные планы всего предприятия, куда входят планы сбыта, производства, финансовые планы и пр.

5. Краткосрочное планирование. На этой стадии задачи предприятия конкрети­зируются, устанавливаются конкретные исполнители, и осуществляется кон­троль.

Особенности рассматриваемой модели планирования заключаются в том, что вначале выявляются разрывы между проектируемыми и теку­щими показателями и затем намечаются пути их преодоления. Целью является не максимизация объемов производства, а удовлетворительное ис­полнение намеченных задач. Затем разрабатываются долгосрочная стратегия и директивы для среднесрочных планов. Работы выполняются последовательно — от самых общих задач к конкретным решениям.

Студентки Белоус М.И., Жукович Т.П.

Научный руководитель – Ливенский Валентин Михайлович

Полесский государственный университет, Беларусь

Бизнес-план как программа деятельности предприятия в современных условиях хозяйствования

Финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планированиетесносвязано с планированием производственно-хозяйственнойдеятельности .

Благодаря финансовому планированию можно свести к минимуму последствия влияния отрицательных внешних факторов, снизить транзакционные издержки хозяйствующих субъектов. Оно позволяет определить оптимальные объемы производства и продажи продукции и товаров, своевременно принять финансовые меры для обеспечения сбалансированного поступления и расходования денежных средств .

В экономически развитых странах успешно используются два механизма координации производства и потребления — рынок и план. Финансовое планирование выступает как механизм координации преимущественно на административной основе, а рынок — преимущественно на экономической основе. Вместе они обеспечивают экономическое равновесие в течение того или иного периода времени .

Основным назначением финансового планирования являются расчет потребности в денежных средствах, определение объема и структуры затрат, а также эффективности выполняемых операций и ожидаемых итогов работы предприятия.

Объектами финансового планирования являются финансовые ресурсы, капитал и непосредственно финансовая деятельность государства или хозяйствующего субъекта, а результатом его — составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства .

Финансовые планы, показатели всегда рассчитываются в стоимостной форме.

Разрабатываемые на предприятиях планы имеют различные горизонты планирования, поэтому возникает потребность в документе, который бы отражал базовые составляющие основных видов планов и обладал достаточно широким спектром возможного применения. В качестве такого документа выступает бизнес-план— программа деятельности предприятия, обоснование его стратегий и тактических мер их осуществления.

В зарубежной практике бизнес-планы имеют широкое распространение, без них не обходится ни одно предприятие. По мере развития рыночных начал в экономике Беларуси бизнес-планы становятся необходимым плановым документом и ее субъектов хозяйствования, используемым для обоснования:

  • текущего и перспективного планирования развития предприятия, выбора новых видов деятельности;
  • возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;
  • предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;
  • целесообразности оказания мер государственной поддержки;
  • приватизации и разгосударствления объектов государственной собственности .

В зависимости от цели составления бизнес-план может включать различное количество разделов (от четырех до двенадцати). Финансовое обоснование является обязательным элементом бизнес-плана, оно подразумевает: прогноз объемов реализации (выручки); план доходов и затрат (в нем отражается последовательность исчисления чистой прибыли); баланс денежных расходов и поступлений; прогноз баланса активов и пассивов; график достижения безубыточности.

Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров по крайней мере на пять основных вопросов:

1) что делать? (что производить, сколько производить, как производить, для кого производить, какая доходность проекта),

2) оценка современного состояния предприятия (внешняя макро- и микросреда, внутреннее состояние и возможности),

3) направление развития (миссия, цели и задачи, основные параметры, преимущества),

4) способы достижения цели (инвестиции, инновации, менеджмент, маркетинг),

5) оценка затрат ресурсов и финансовых результатов.

Назначение бизнес-плана в том, что он помогает предпринимателям решать следующие задачи:

1. Изучить емкость и перспективность развития будущего рынка сбыта;

2. Оценить затраты для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность дела;

3. Обнаружить всевозможные «подводные» камни, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации;

4.Определить те показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел .

Бизнес-план обычно пишется на перспективу, и составляют его примерно на 3 года вперед, при этом для первого года основные показатели обычно делают в месячной разбивке, для второго – поквартально, и лишь начиная с 3-го года, ограничиваются годовыми показателями .

Существует один испытанный принцип составления любого бизнес-плана: он всегда должен быть кратким. Большинство проектов ограничиваются 10-20 страницами.

Ключевыми составляющими каждого бизнес-плана являются три М – management (управление), marketing (маркетинг), money (деньги). Разделы, связанные с управлением, маркетингом и финансированием проекта, обязательно присутствуют в любом бизнес-плане. Другие разделы могут меняться в зависимости от специфики деятельности фирмы и проекта .

Содержание бизнес-плана:

1. Резюме (цель плана, потребность в финансах, их предназначение и для каких целей они необходимы, краткое описание бизнеса и его целевого клиента);

2. Цели и задачи (анализ идеи, основные направления и цели деятельности);

3. Продукт (услуга) (описание продукции (услуги) и их применение, отличительные качества или уникальность);

4. Анализ рынка (покупатели, конкуренты, сегменты рынка);

План маркетинга (маркетинговая расстановка, ценообразование);

6. План производства (расположение помещений, оборудование);

7. Управленческий персонал;

8. Источники и объем требуемых средств:

9. Основные пункты финансового плана и оценка риска (объем продаж, прибыль, себестоимость и т.д.);

10. Детальный финансовый план (бюджет) (прогноз объемов продаж, оценки прибыли и убытков, анализ движения наличности, годовую балансовую ведомость) .

На основании вышеизложенной информации можно сделать вывод, что бизнес-план — это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств и принесут прибыль.

Литература:

1. NewPeferat / Разработка бизнес плана инвестиционного проекта на примере предприятия. – Режим доступа: http://www.newreferat.com/ref-21553-2.html. – Дата доступа: 01.11.2015.

2. Bestreferat.ru / Финансовое планирование. – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-175771.html. – Дата доступа: 02.11.2015.

3. Эрудиция – российская электронная библиотека / Финансовое планирование. – Режим доступа: http://www.erudition.ru/referat/printref/id.18271_1.html. – Дата доступа: 09.11.2015.

Добавить комментарий

Закрыть меню