Петербург достоевского в романе

Роман «Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Федора Михайловича Достоевского. Писатель создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя «маленького человека». Протест против социальной несправедливости, против унижения человека и вера в его высокое призвание отличают знаменитый роман Достоевского .

События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского — это город, в котором невозможно жить человеку. Мы не найдем у писателя ни семейного очага, ни просто человеческого жилья. Жутко становится оттого, что герои живут то в «гробу», как Раскольников (так Достоевский называет жилье, который тот снимает), то в уродливом «сарае», как Соня, то в «прохладном углу», где обитает Мармеладов. Свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов проводит хоть и в отдельном номере, но «душном и тесном».

Петербург Достоевского — этот город уличных девиц, нищих бездомных детей, трактирных завсегдатаев, ищущих в вине минутного забвения от тоски. Атмосфера этого Петербурга — атмосфера тупика и безысходности. Вот женщина с желтым лицом и запавшими глазами бросается в воду канала. И слышатся крики другой женщины: «До чертиков допилась, батюшки, до чертиков… удавиться тоже хотела, с веревки сняли», — и словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходности. Молоденькая Соня Мармеладова, не имея возможности заработать честным трудом, переступает нравственные законы, идет на панель. Её мать, у которой муж инвалид и два малолетних племянника на руках, согласна отдать свою шестнадцатилетнюю дочь за старого развратника. Через весь роман проходят подобные сцены, раскрывая повседневную трагическую жизнь горожан.

«Петербургские углы» описаны Достоевским с почти натуралистической точностью. Писатель заставляет нас заглянуть в один из «углов» столицы, семью Мармеладовых, — и ему открывается человеческая бездна. Вот перед нами глава семейства. Смешон, жалок и отвратителен этот оборванец с его витиеватой речью, солидной чиновничьей осанкой. Это просто шут, своим «ораторством» потешающий кабацких завсегдатаев. Но этот «забавник» — человек подлинно трагической судьбы.

Исповедуясь перед Раскольниковым, Мармеладов скажет: «Некуда идти человеку, а ведь это надобно». Сущность жизненной драмы Мармеладова состоит в ясном сознании, что некуда идти, не к кому идти. Ему остается одно — погибнуть, и он гибнет, и гибель его неизбежна. Но в этом и в страданиях своих близких виноват и сам Мармеладов. Он остро осознает свою виновность: «А разве сердце у меня не болит, что я пресмыкаюсь втуне?»

Можно ли жалеть человека, укравшего последний грош у своих голодных детей? Но Достоевский заставляет нас жалеть недостойного жалости, испытывать сострадание к недостойному сострадания. Мармеладову невозможно не сочувствовать, потому что он страдает, ибо «он все это может чувствовать». Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком.

Трагичен финал жизненной судьбы Мармеладова: на улице его задавила щегольская барская коляска, запряженная парой лошадей. Бросившись им под ноги, это человек сам нашел исход своей жизни.

Рядом с Семеном Захаровичем нарисована его жена — Катерина Ивановна. Она, дворянка, попала на социальное дно из верхних этажей жизни, поэтому ей есть с чем сравнивать свою новую жизнь. Воспоминания о прошлом становятся для нее единственной отрадой.

В них она укрывается от ужасов настоящего. После смерти своего первого мужа Катерина Ивановна осталась с детьми в отчаянном положении. Именно тогда вдовец Мармеладов женился на ней. Она пошла замуж «плача и рыдая, и руки ломая». Таким образом, налицо жизненный тупик обоих героев.

Таков мир, в котором живут герои Достоевского, мир «униженных и оскорбленных», «погибших и погибающих». Трагизм положения героев Достоевского заключается не только в безысходности, но и в осознании этого тупика: они ясно видят, что их гибель близка и неизбежна, и находятся в состоянии приговоренных к смерти.

Достоевский в романе «Преступление и наказание» дает страшные сцены из жизни городской бедноты. Описание кабаков «желтого» Петербурга сменяются описанием городских улиц, рассказом об убогом существовании семьи Раскольникова.

Тема «маленького человека» звучит в романе с небывалой силой. Предшественниками Мармеладова и других персонажей в нашей литературе были Вырин из «Станционного смотрителя» Пушкина, Башмачкин из «Шинели», Поприщин из «Записок сумасшедшего» Гоголя, Круциферский из романа Герцена «Кто виноват?» Вклад Достоевского в разработку этой темы в мировой литературе трудно переоценить.

Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)

Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат — символе петровской эпохи — писали А.С.Пушкин («Медный всадник»), Н.В.Гоголь («Невский проспект»), Андрей Белый («Петербург»), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.

В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, особенно к Некрасову. В романе «Преступление и наказание» мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами­колодцами, напоминающими душегубку. Петерьург Достонвского — это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он — соучастник преступлений,

питательная среда бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов, преступлений, человеческих трагедий.

Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих интерьеров меблированных комнат — он обращает наше внимание на запахи и символические цвета. Так, желтый цвет — символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая «похожая на шкаф или на сундук» каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет. Соня Мармеладова пошла «по желтому билету», женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, «мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина.

Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.

Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет «фамильного» мармеладовского платка.

Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: «Бог сам знает, как я страдала…». Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении. Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся после болезни В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения превозмогает желтый цвет больного Петербурга. В их больных лицах засияла «заря обновленного будущего», они готовы воспринимать новую жизнь.

Итак, образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание» символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой — сам является действующим лицом, соучастником страшного поступка Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.

Сочинение Образ Петербурга рассказах Достоевского

Образ города Петербурга очень важен, поэтому поэт уделяет ему отдельное место в своем творчестве. Поэт имел с этим городом довольно тесные отношения, поэтому в душе его осталось много воспоминаний.

Когда он переехал в город белых ночей, то он его встретил достаточно хмурыми и печальными красками. В такой обстановке скуки и печали родились многие герои его произведений. Петербург сыграл свою роль в написании «Преступление и наказание», «Бедные люди» и многих других работ.

Герой романа «Бедные люди» Макар, переживает некое беспокойство или даже чувство боязни перед большим и бурлящим жизнью Петербургом. Например, в произведении «Белые ночи», город описан мягче и светлее. Для читателя ночь в Петербурге воспринимается дружественней и легче, нежели город днем. А в романе «Преступление и наказание» город не показан таким уж сильным и властным. Петербург, описанный в данной работе Достоевского, вообще переживает какое-то моральное и социальное разложение. В начале романа читатель оказывается возле Сенной площади. На улице жарко, дышать не чем, люди толпятся. Кругом какая-то пыль и особенно раздражает мерзкий запах, которая знакома каждому местному жителю.

Одной из составляющих данного романа являются образы трущоб Петербурга. Просматривается некая связь рассуждений Раскольникова и его коморки, которая очень маленькая и с пыльными и грязными стенами. По сути, данная коморка схожа на Петербург, ведь город сравнивают с маленькой комнатой без окон.

Общее угнетенное настроение и чувство недостающего пространства усиливается из-за чувства одиночества. В Петербурге Достоевского люди никому не доверяю, всех подозревают, не помогают друг другу. Их можно объединить только в злобе и радости, когда у ближнего человека беда. Город какой-то холодный и абсолютно безразличный к судьбам людей. Печальный и темный Петербург имеет множество мест, где разливается дешевый алкоголь. Эти места словно зовут нищих людей залиться и забыться. Кругом много девушек легкого поведения и алкоголиков, которые формируют негативное впечатление о образе Петербурга в романе Достоевского. Читатель начинает ощущать, что в таком городе трудно, возникает желание убежать туда, где нет пыли и неприятных запахов. Выбраться отсюда и вдохнуть свежего воздуха.

Когда читаешь произведения Достоевского, то город Петербург в них имеет некую нагрузку в художественном плане. Город напрямую связан с внутренним миром человека. Такой стиль очень хорошо подчеркивает присущее чувство безысходности героев Достоевского.

Вариант 2

Ф.М. Достоевский знаком читателю как творец жизненных и сложных историй. Драма, противоречия и психологизм – верные спутники произведений писателя.

Его герои «бедные люди», которые не могут найти свое место в жизни. Родион Раскольников решается на жестокое преступление от безысходности. Сонечка Мармеладова жертвует собой ради семьи. Революционно настроенная молодежь собирает «кружки». А мечтатели бродят по улицам, создавая в голове удивительные и фантастические сюжеты, далекие от реальной жизни. Все это происходит в Петербурге – самом таинственном прекрасном и опасном городе. Писатель очень ярко описывает атмосферу, в которой живут герои его произведений. Город предстает своеобразной средой, глубоко воздействующей на человека.

Петербург Достоевского – это не просто фон для событий и жизни героев. Это отдельное действующее лицо, которое играет особую роль в повествовании. В романе «Преступление и наказание» читатель видит город как угнетающую, удушливую и беспощадную силу, от которой невозможно скрыться. События романа происходят на окраине, далеко от парадных площадей столицы. Мрачные улицы, на которых в отвратительных условиях живут бедняки. В романе лето, а для крупного города того времени – это очень некомфортное время года. Тем более, для города, где так много стоячей воды. Героя преследуют вонь и удушье. Состоятельные горожане в это время уезжают на дачу. Но наши герои не могут себе позволить «нанять» загородный домик. И сходят с ума в душном каменном коридоре. Это усугубляет их бедственное положение и толкает на жестокие поступки.

Мечтатель в сентиментальном романе «Белые ночи» тоже не может поехать на дачу. Ему «решительно незачем и некуда ехать». Он и не стремится, а лишь переживает, что уезжает «весь Петербург», покидая его. Внешне мы видим совсем другой настрой. Мечтателю дорог каждый домик, каждый житель города. Мы видим ночной и романтический Петербург с красивыми улицами, мостами и речными каналами. В повести есть прекрасное описание питерской весны. Автор сравнил город с чахлой и больной девушкой, которая ненадолго обретает приятный румянец и красоту. Мы видим контраст. И становится понятно, что романтизм столицы – это иллюзия. Как и все мечты героя. Простые люди и мелкие чиновники живут здесь за чертой бедности, на окраинах города. Слишком велик контраст парадного Петербурга и окраин. Чувствуется безысходность.

У Ф.М. Достоевского очень противоречивые описания Петербурга. Для него это город с особой энергетикой, который можно любить и ненавидеть одновременно. Место, вмещающее боль и радость, богатство и бедность, парадные площади и узкие грязные улицы, романтизм и страх, загнанность. Холодный, живой, страшный и очень опасный город, обладающий силой.

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Форейтор Антипка в рассказе Муму Тургенева: характеристика, образ, описание

    Муму это великое произведение Ивана Сергеевича Тургенева. Автор часто писал произведения, которые подвергались цензуре. Данный рассказ долгое время был под запретом. Но спустя какое то время читатели

  • Сочинение Катя Локтева в романе Отцы и дети Тургенева

    Екатерина Сергеевна Локтева является младшей сестрой Анны Сергеевны Одинцовой. Катя – одна из самых ярких второстепенных героев романа.

  • Фонвизин

    Сочинения и анализ рассказов Фонвизина

  • Сочинение Почему я люблю сказки

    Сказки — это небольшой мир, в котором собраны все удивительные истории, связанные с магией. Это говорящие животные, три девятое царство, русалки, леший, Баба Яга и прочие лесные чудища, которыми пугали детей.

  • Сочинение по картине Назаренко Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве 9 класс

    «Церковь Вознесения на улице Неждановой» — это известная картина русской художницы, нашей современницы — Татьяны Назаренко. Центральное место в картине занимает церковь, освященная в честь Вознесения Господня

Образ Петербурга занимает особое место в системе образов, возникающих на страницах романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Этот образ чрезвычайно важен для понимания романа и, в первую очередь, для объяснения тех или иных поступков героев.

Петербург предстает в романе сумрачным, мучительным, враждебным человеку. Это город узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных и страшных дворов, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Этот тягостный серый пейзаж становится фоном, бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, и придает ему особенно мрачный колорит.

Но Петербург, описанный в романе Достоевского, – это не только фон, на котором развертываются драматические события. Его образ становится как бы символом неблагополучной, безнравственной жизни, четко сопоставимым с описанными в произведении событиями. Практически все действие романа происходит в той части города, где жила беднота. Петербург – город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить их горе, пьяные толпы на улицах, женщины, бросающиеся с моста, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней, как физических, так и душевных.

Городской пейзаж в романе связан с душевным состоянием самого автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям главного героя произведения Раскольникова и способствует возникновению в его сознании бесчеловечной теории. Читатель, блуждая вместе с ним по Петербургу, прежде всего остро ощущает невыносимую духоту. Это ощущение нехватки воздуха становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл. Не случайно одни и те же слова автор вкладывает в уста Свидригайлова и Порфирия Петровича – слова, передающие главную потребность смятенной души: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с…прежде всего!», «Воздуху пропустить свежего!». Человек задыхается в городе «под тяжелым петербургским небом». Так же тяжело несостоятельному человеку и в комнатах, где он живет. В душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, а им на смену в уме зарождаются преступные мысли. В каморке, похожей на шкаф или на гроб, где часами лежал и думал свои тяжелые думы Раскольников, созрела у него идея убийства, обоснованного его теорией.

Подобным же образом, как воплощение несчастной судьбы ее хозяйки, изображается комната Сони Мармеладовой. Ее комната «походила как будто на сарай», по форме напоминала уродливо неправильный четырехугольник, окна выходили на канаву. Потолок был низок, а двери наглухо заперты. Они имеют символическое значение по отношению к ее судьбе, ведь эта девушка достойна лучшей участи, но из-за нищеты и необходимости помогать Екатерине Ивановне и ее детям Соня вынуждена зарабатывать деньги унизительным и противным ей путем – единственным, который может предложить ей петербургская жизнь, расходившаяся с мировоззрением героини, но поглотившая ее.

На страницах романа Достоевского мы находим образ больного города. Ведь большинство его жителей больны или физически, или психически. Раскольников бесспорно страдает нервным расстройством, мучается кошмарами, чувствует сильное недомогание из-за лихорадки. Екатерина Ивановна умирает вследствие чахотки. Мать Раскольникова Пульхерия Александровна после ареста сына пребывала «не в здравом состоянии рассудка», потом у нее началась горячка, от которой она скончалась.

Характерной чертой, по которой читатель может узнать обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, нездоровый желтый цвет. У старухи-процентщицы была небольшая комната с желтыми обоями и очень старой мебелью желтого дерева. Комната Сони была обклеена «желтоватыми, обшмыганными и истасканными» обоями. В квартире у Порфирия Петровича также находилась мебель желтого дерева. О постоянном, непробудном пьянстве свидетельствовало желтое, даже слегка зеленоватое лицо Мармеладова и испитое, опять же с желтым оттенком лицо женщины-самоубийцы.

Подобные детали отражают напряженную, безысходную атмосферу существования главных действующих лиц романа.

Жизнь Петербурга трагична. Бродя по нему, Раскольников видит безграничное горе людей, их искалеченные судьбы: то несовершеннолетнюю девочку, которую «напоили и обманули», то мещанку Афросиньюшку, которая уже в очередной раз пытается покончить с собой.

В Петербурге, изображенном Достоевским, жизнь приобретает чрезвычайно уродливые очертания. Реальное нередко кажется кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. В ночь после убийства Раскольникову слышались «отчаянные вопли с улицы, которые, впрочем, он каждую ночь выслушивал под своим окном в третьем часу».

Это происходит с ним в реальном времени. Но столь же правдоподобно рисуется и его бред: ему кажется, что он слышит «вой, вопли, скрежет, слезы, побои и ругательства», чудится безобразная сцена избиения его хозяйки. Очевидно, что он не раз и наяву был свидетелем подобных сцен. Увидев страшный сон, герои романа не сразу осознают – было ли это на самом деле, или привиделось в кошмаре.

В Петербурге Достоевского все смешалось: реальность и бред, явь и кошмар. Поэтому Свидригайлов называет его «городом полусумасшедших». Также он говорит о Петербурге как о городе, где столько «мрачных, резких и странных влияний на душу человека». Свидригайлов пророчит Петербургу страшную судьбу – наводнение.

Перед всеми героями романа северная столица – это «немой и глухой» город, подавляющий все живое. В этом фантастическом образе Петербурга, созданном Достоевским, воплощен авторский протест против существующего зла и безнравственности, против ненормально устроенного современного ему общества.

Добавить комментарий

Закрыть меню