Пессимизм шопенгауэра кратко

(1788-1860)

Исследователи называют философию Артура Шопенгауэра «вселенским пессимизмом» из-за скептической и мрачной оценки им роли и места человека во Вселенной: ничем не обоснованная гордыня возвела человека на престол, им не заслуженный. Сам человек — это всего лишь вид плесени, — утверждает Шопенгауэр, — обладающей разумом и возомнившей о себе как центре мироздания. Однако достаточно лишь небольшого дуновения космических ветров, и он исчезнет, не оставив после себя никаких следов. Очень мрачная перспектива… К ней Шопенгауэра привели отчасти жизненные коллизии, отчасти его философские предпочтения.
Исходная интуиция философской системы Шопенгауэра — кантовское учение о дуализме «вещей-в-себе» и «явлений». Главное произведение — «Мир как воля и представление» — он написал еще в молодом возрасте, в 1818 году, однако признание и известность пришли к нему гораздо позже, после опубликования конкурсной работы: «О свободе человеческой воли», в 1836 году. Мир, в понимании Шопенгауэра, — это только представление, образ, создаваемый сознанием человека. Мы познаем не мир, как он есть сам по себе, а его явление нашему интеллекту. Но помимо «мира как представления» существует другой мир, — «мир как воля». При этом, под «волей» понимается не челове-ческая воля, а воля, взятая в качестве онтологического принципа, то есть, как конституирующий принцип бытия.

Воля — это свойство не только человека, но и всех без исключения объектов. Она является специфической движущей энергией, приводящей в движении все, что существует. Воля — это ядро, сердцевина всего, она проявляется и действует в живой и неживой природе и в целесообразной деятельности людей.
Шопенгауэр различал волю как «вещь-в-себе» и проявление воли. Воля в себе — едина, лежит вне пространственно-временной и причинной определенности. Низшей ступенью объективации воли, то есть ее проявления в мире, выступают общие силы природы: тяжесть, непроницаемость, а также специфические качества материи: твердость, текучесть, упругость.
Поскольку бытие иерархично, то воля, выступая в качестве движущей силы, обеспечивает переход от одной ступени бытия к другой. Человеческая воля — это высшая ступень объективации воли. Но и она полностью не выражает сущность воли, ибо мир как воля — это бесконечное стремление, развитие, становящийся поток. В этом потоке никто и ничто не находят своего полного, противоречивого осуществления. Поэтому, мир как продукт воли к жизни, результат слепого и необходимого действия сил, инстинктов и мотивов не может быть оценен иначе, как безнадежный с точки зрения главного человеческого интереса — свободы.
Сущность познавательной деятельности определяется у Шопенгауэра волей и выступает в качестве средства самосохранения рода, наряду с другими подобными средствами. Но если человеку удается освободить познание от этой служебной роли, то оно становится искусством. Только искусство может вскрыть сущность воли, показать человеку его истинное предназначение. Философия, если она хочет отвечать своему предназначению, должно уподобиться искусству, а философ — художнику.

Пессимизм и иррационализм Шопенгауэра

Реферат

Тема: «Философ Артур Шопенгауэр».

Дисциплина: «Философия»

Специальность: 27.02.04.

«Автоматические системы управления»

Выполнил

Студент 3 курса группы № 389

Улыбин Игорь Павлович

«___»___________2016 г

Проверил

Преподаватель

Касаткина О.П.

«____»____________2016 г

Миасс,2016.

Артур Шопенгауэр

Арту́р Шопенга́уэр— немецкий философ.

Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп. Тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, очень высоко оценивал основные работы Иммануила Канта, называя их «самым важным явлением, какое только знает философия в течение двух тысячелетий», ценил философские идеи буддизма (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды), Упанишад, а такжеЭпиктета, Цицерона и других. Критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Называл существующий мир, в противоположность софистическим, как он выражался, измышлениям Лейбница, — «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».

Основной философский труд — «Мир как воля и представление» (1818), комментированием и популяризацией которого Шопенгауэр занимался до самой смерти.

Произведённый Шопенгауэром метафизический анализ воли, его взгляды на человеческую мотивацию (именно он впервые употребил этот термин) и желания, афористичный стиль письма оказали влияние на многих известных мыслителей, включая Фридриха Ницше, Рихарда Вагнера, Людвига Витгенштейна, Эрвина Шрёдингера, Альберта Эйнштейна, Зигмунда Фрейда, Отто Ранка, Карла Юнга, Льва Толстого и Хорхе Луиса Борхеса.

Философия Шопенгауэра примыкает к критике разума Канта и прежде всего, как и философия Фихте, к её идеалистической стороне. Шопенгауэр, как и Кант, объявляет данные нам в пространстве и времени вещи простыми явлениями, а сами пространство и время – субъективными, априорными формами сознания. Нашему интеллекту суть объективных вещей остаётся неизвестной, ибо мир, созерцаемый посредством субъективных форм восприятия (времени и пространства), нельзя отождествлять с реальным. Мир, данный нам в разумном сознании, – лишь «мир как представление», фикция интеллекта или (по выражению самого Шопенгауэра) пустой «мозговой призрак».

Но всё это касается только деятельности разума.

Оценивая её, Шопенгауэр (как и Фихте) идет в идеалистическом субъективизме гораздо дальше Канта.

Однако, за другой психической функцией ­– волей– он, напротив, категорически признает полную объективность и достоверность. У Канта единственным органом познания является интеллект. Шопенгауэр же подчёркивает огромную роль в данных нам восприятиях ещё и человеческой воли, которая, по его мнению, постигает данные своегоопыта не только отчетливо, но и «непосредственно». «Воля» и образует нашу главную и истинную душевную сущность. То, что Кант в своей философии почти не обратил внимания на эту важнейшую сторону нашей личности, является крупной ошибкой. Словом «воля» философия Шопенгауэра обозначает не только сознательное желание, но также бессознательный инстинкт и действующую в неорганическом мире силу. Реальный «мир как воля» отличается от воображаемого «мира как представления». Если «мир как представление» в качестве «мозгового феномена» существует только в интеллекте, «сознании», то «мир как воля» действует без интеллекта и сознания – как «бессмысленная», «слепая», не знающая усталости «воля к жизни».

Пессимизм и иррационализм Шопенгауэра

Согласно философии Шопенгауэра, эта воля бессмысленна. Поэтому наш мир является не «лучшим из возможных миров» а «худшим из возможных». Человеческая жизнь не имеет ценности: сумма вызываемых ею страданий гораздо значительнее, чем доставляемые ею наслаждения. Шопенгауэр противопоставляет оптимизму самый решительный пессимизм – и это полностью соответствовало его личному душевному складу. Воля иррациональна, слепа и инстинктивна, ибо при развитии органических форм свет мысли загорается впервые лишь на высшей и конечной ступени развития воли – в человеческом мозгу, носителе сознания. Но с пробуждением сознания появляется и средство «преодолеть бессмыслие» воли. Придя к пессимистическому выводу, что непрерывная, иррациональная воля к жизни вызывает невыносимое состояние преобладающего страдания, интеллект вместе с тем убеждается, что избавление от него может быть достигнуто путем бегства от жизни, отрицания воли к жизни. Однако Шопенгауэр подчёркивает, что это отрицание, «квиетизм воли», сравнимый с переходом в буддийскую нирвану, в свободную от страданий тишину небытия, никоим образом не должно отождествляться с самоубийством .

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 316 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Костромской Государственный Университет имени

Н.А. Некрасова

Исторический факультет

Пессимистическая философия

Артура Шопенгауэра

работу выполнила:

студентка 3 курса

исторического факультета

Веселова Екатерина

Кострома 2012

Введение……………………………………………………………………………….. 3

Биография А.Шопенгауэра как исток его пессимизма……………………………… 6

Философия А.Шопенгауэра: учение о воле и пессимизм……………………………… 10

Заключение……………………………………………………………………………. 15

Список литературы…………………………………………………………………… 16

Введение

В середине XIX века завершила свое развитие классическая философия. Ее главной отличительной особенностью было возвеличивание человеческого разума, утверждение безграничности человеческого познания как залога осуществления гуманистических идеалов. С ними было связано определенное понимание человека и общества, которое составило специфику философии Просвещения. Она отличалась верой в возможность разумного устройства общества и необходимостью всеобщего просвещения.

Европейские революции середины XIX века обнажили кризис общества, основанного, казалось бы, «на принципах разума». Прежняя классическая философия с ее упором на принципы рационализма потеряла из виду самого человека как такового.

С середины XIX века начинается новый этап развития философской мысли, который включает в себя постклассические направления. Постклассическая философия – условное название послегегелевского этапа развития западноевропейской философии XIX — начала XX в. Одна из основных характеристик этого периода развития философии — иррационализм, т.е. философское учение, согласно которому решающую роль в познании, в поведении людей, в мировоззрении и в историческом процессе играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (от лат. irrationalis — «бессознательный»). Представители этого течения признавали ограниченность человеческого разума в познании. Иррационализм предполагает познание только через такие качества, как воля, интуиция, чувство, инстинкт, т.е. бессознательные процессы. Окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например, чувствам, воле.

Основными школами постклассической философии считается философия воли и философия жизни, неокантиантство, марксизм, позитивизм и прагматизм. Представителями этой философии являются Артур Шопенгауэр, Серен Кьеркегор, Карл Маркс, Фридрих Ницше, Анри Берксон, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Огюст Конт, Уильям Джеймс и другие.

Постклассическая философия предлагала новый взгляд на историю, отказываясь от трактовки её как линейного процесса и переосмысливая исторический процесс на материалистических началах.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр – яркий представитель постклассической философии XIX века, теоретик пессимизма.

Понятие «пессимизм» (от лат. pessimum — наихудший) – в обычном словоупотреблении мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее; изображение всего в мрачном свете. Такое личное убеждение или философское направление в противоположность оптимизму рассматривает в мире прежде всего его отрицательные стороны, считает мир безнадежно плохим, а человеческое существование – до конца бессмысленным. Пессимистичны языческие религии, культуры и связанные с ними метафизические и антропологические учения. В европейской культуре, начиная с Нового времени, пессимизм явно присутствует в нигилизме, фатализме, материализме, циклизме, в ряде направлений экзистенциализма, в философии жизни и др. Но и христианские философы нередко отдавали дань пессимизму, когда заявляли, что христианская история и культура в конечном счете несостоятельны. В христианстве пессимизм преодолевается в надежде и в радости от победы Христовой над грехом и смертью. Хотя в главном своем положении о воскресении Богочеловека христианская философия проникнута трагическими переживаниями греховности человека, по вине которого “мир во зле лежит”. Если христианин убежден, что добро и зло на земле распределены более или менее равномерно, что идеальное общество невозможно построить из далеко не идеального человеческого материала и что царство зла в ходе истории постоянно возрастает, – это не пессимизм как выбор души, а результат трезвого обобщения опыта. Личный выбор проявляется прежде всего в вере, а не в знаниях, что и выразил А.Швейцер в известных словах: “Мое знание пессимистично, но моя вера оптимистична”. “В серьезном пессимизме есть благородство” (Н.Бердяев). Меланхолия – патологическая форма пессимизма. “Пессимизм – это вера в то, что в наисквернейшем из миров жизнь не стоит того, чтобы жить, чтобы утверждать ее” (М.Хайдеггер). Пессимизм – результат личного выбора, а иногда – симптом болезненности психики данного лица. Видными представителями философского пессимизма являются А.Шопенгауэр и Э.Гартман.

Актуальность учения немецкого философа Шопенгауэра состоит в том, что много мыслей, идей и понятий многие философы, которые появились позже, взяли это за основу для дальнейшего развития своих философских понятий. Его высказывание о воле, жизни, смерти, истине стали формироваться как человеческая мудрость, которую необходимо познать, понять, донести до всего человечества. Объясняя свои понятия, философ пытался посеять в окружающем мире разумное, вечное, доброе и хотел, чтобы каждый человек был по-своему счастлив. Шопенгауэр один из самых ярких представителей пессимистического постреализма своего времени. Его взгляды актуальны и в наше время. Его учение об истине и воле в некоторых аспектах применимы в нашей современной жизни. Безвольному человеку всегда трудно жить, а волю нужно развивать, растить, воспитывать.

Биография А.Шопенгауэра как исток его пессимизма

Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в Данциге (Гданьске), в семье коммерсанта. Родители ребенка желали, чтобы Артур стал коммерсантом, и вначале он действительно занимался коммерческой деятельностью. Однако мировоззрение его менялось, а с ним менялись и интересы. В юношеские годы он много путешествовал по странам Западной Европы, и уже в это время складывались его пессимистическое мировоззрение и отрицательное отношение к революционным движениям. Когда он посетил Леон, на него произвели потрясающее впечатление рассказы о тех зверствах, которые в этом городе в годы Великой французской революции учинил посланец Конвента Жозеф Фуше. На него повлияли и унылые настроения народа в годы Реставрации во Франции.

Родители Артура находились в состоянии глубокого внутреннего разлада между собой, что тяжело сказывалось на духовном самочувствии ребёнка. Затем отец Артура совсем разошелся с женой, а спустя два года, в 1805 году, покончил жизнь самоубийством. После смерти отца Шопенгауэр бросает коммерческую деятельность и разворачивает интеллектуальную деятельность. Его вдова и мать Артура Иоганна Шопенгауэр, была жизнерадостной и весёлой особой, привыкшей к жизни в обществе и занятой преимущественно собой. Неудивительно, что и у Артура началось с ней расхождение, а в 1814 г. произошел полный разрыв. Но она была талантливой писательницей, вращалась в литературно-художественных кругах. Благодаря ей Артур смог освободиться от занятий коммерцией и обратиться к основательному изучению древних языков. Артур был обязан матери и тем, что в гимназии в Веймаре она познакомила его с Гёте, Виландом, Фридрихом Шлегелем, Рейнгольдом и другими тогдашними знаменитостями.

Общению с Гёте Шопенгауэр был в свою очередь обязан тем, что углубился в естественнонаучные изыскания и даже написал свой собственный трактат «О зрении и цветах » (опубликован в 1816 году). В 1809 году Шопенгауэр поступил в Гёттингенский, а спустя два года перешел в столичный, Берлинский университет. Предметами его занятий были сначала медицина, а затем философия, которую в Гёттингене преподавал Готлиб Эрнст Шульце, а в Берлине — Фихте и Шлейермахер. Лекции, в общем, его внимания не привлекли. Его интерес вызвали только принцип фихтевского волюнтаризма и идеи работы Шеллинга о свободе воли, незадолго до этого вышедшей в свет. Зато он сам с большим прилежанием изучает теорию вторичных качеств Локка, учение Платона об идеях и все построения Канта. И в эти годы и потом всю жизнь Шопенгауэр следит за успехами естественных наук. Осенью 1813 года он защитил докторскую диссертацию о законе достаточного основания в Йенском университете. Затем в течение четырех лет пишет в Дрездене свой главный философский труд «Мир как воля и представление».

Раздражительный и злопамятный характер Шопенгауэра таил в себе разлад между обуревавшими его страстями, житейской расчётливостью и увлечённостью философией, и этот разлад сказался на всей его карьере. Честолюбие и тщеславное стремление к известности долгие годы оставались у Шопенгауэра не удовлетворенными, и многие страницы его сочинений несут на себе следы этого психологического комплекса, прежде всего в виде резко отрицательных характеристик, которые он даёт своим соперникам или тем, которых он считал за таковых. Наиболее яростно он стал нападать на Гегеля, оптимистический пафос философии которого противоречил всему строю шопенгауэровского мышления.

В 1813 году Шопенгауэр публикует диссертацию «О четверояком корне достаточного основания». В этой докторской диссертации не только выражена его методология, но и намечены основные его мировоззренческие установки. По сути дела, его философская система в его голове в общих чертах уже сложилась, а в 1818 году он завершает её полное изложение в книге «Мир как воля и представление». Главный труд Шопенгауэра вышел в свет безгонорарно в 1818 году. Это был первый, основной, том всего сочинения. Впрочем, второй том, вероятно, в это время ещё не был задуман. Публикация труда прошла совершенно незамеченной и специалистами и публикой, издатель потерпел убытки, и большая часть тиража попала в макулатуру. Неуспех книги стал чувствительным ударом по честолюбивым замыслам молодого философа. В этом же, 1819 году Шопенгауэр объявил свой курс в стенах Берлинского университета и в марте следующего года прочитал первую, пробную, лекцию. Успеха она также не принесла. Спустя пять лет была совершена новая попытка привлечь слушателей в стенах Берлинского университета. Университетский курс читался им с 1826 по 1832 год, но его посещало менее десятка слушателей. Никто больше на этот курс не записался, студенты предпочитали слушать Гегеля, который также проводил лекции в университете, и время их проведения совпадало со временем проведения лекций Шопенгауэром. Осенью 1831 года эпидемия холеры унесла жизнь Гегеля. Шопенгауэр покинул университет и вообще Берлин и никогда больше не возвращался к преподавательской деятельности. Вывод, который он сделал для себя, был им выражен в следующих написанных им в 1844 году широко известных словах:

«А чтобы моя философия стала сама способна занять кафедру, нужно чтобы наступили совершенно иные времена». Слова эти оказались пророческими. А пока события жизни Шопенгауэра шли своим чередом: с лета 1833 году он окончательно поселился во Франкфурте-на-Майне и повёл жизнь одинокого холостяка, жизнь необщительную и почти затворническую, достаточно обеспеченную рентой после ликвидации дела его отца.

В 1836 году Норвежское королевское научное общество в Дронтгейме объявило конкурс на философскую работу. Шопенгауэр послал своё сочинение о свободе воли и получил премию. Это был первый проблеск грядущей известности. В следующем году Шопенгауэр напечатал обе конкурсные работы вместе под общим названием «Две основные проблемы этики». Общественность этой публикацией не заинтересовалась. В 1844 году удалось организовать второе издание «Мира как воли и представления», на этот раз в составе двух томов. Второй том был дополнительным, он содержал пояснения и пространные комментарии к различным местам первого тома, проливавшие свет на многие детали ранее изложенной в первом томе философской, эстетической и этической системы. Некоторые главы из второго тома в последствии приобрели большую известность, но в целом результат публикации был негативным — работа не привлекла к себе внимания со стороны читателей. Публика середины XIX века проявляла интерес к работам Фейербаха и Гегеля, но никак не к шопенгауэровской философии пессимизма. Всё это только увеличивало как мизантропию (отчуждение), так и негодующее отношение непризнанного мыслителя к университетским философам вообще и специально к учениям Гегеля и его последователей-младогегельянцев. С большой враждой он отнесся к революции 1848-1849 годов.

И только после того, как в 1851 году Шопенгауэр опубликовал двухтомное собрание очерков под названием «Parerga und Paralipomena», что на русский язык можно перевести как «Дополнительные и ранее не опубликованные сочинения», с включенными в первый том «Афоризмами житейской мудрости», отношение читателей к автору стало меняться более заметно. Основные идеи Шопенгауэра упали теперь в обстановке послереволюционной политической реакции в Германии, на вполне благоприятную почву. «Иные времена», о которых ранее мечтал философ, настали. Последнее десятилетие жизни философа охарактеризовалось растущей популярностью, появились и ученики. В 1854 году Рихард Вагнер прислал ему с посвящением экземпляр своей тетралогии «Кольцо Нибелунгов», в немецких университетах стали читать лекции об его философской системе, его дом стал объектом паломничества.

Шопенгауэр с полным правом мог сказать «Закат моей жизни стал зарёй моей славы». В 1859 году вышло третье издание «Мира как воли и представления», а в следующем году — третье издание «Двух основных идей этики». Но 21 сентября 1860 года автора этих работ не стало, Шопенгауэр скончался от пневмонии.

Добавить комментарий

Закрыть меню