Пьеса визит старой дамы

Дюрренматт «Визит старой дамы» — краткое содержание

Дюрренматт — все произведения

Страница: 2 3

Действие происходит в захолустном швейцарском городке Гюллене в 50-е гг. XX в. В городок приезжает старая мультимиллионерша Клара Цаханассьян, урожденная Вешер, бывшая жительница Гюллена. Некогда в городке работало несколько промышленных предприятий, но один за другим они обанкротились, и городок пришел в полнейшее запустение, а его жители обнищали. Обитатели Гюллена возлагают большие надежды на приезд Клары. Они рассчитывают, что она оставит родному городу несколько миллионов на его обновление. «Обрабатывать» гостью, пробуждать в ней ностальгию по былым временам, проведенным ею в Гюллене, жители города доверяют шестидесятилетнему бакалейщику Иллу, с которым у Клары в юности был роман.
Чтобы сойти в городе, в котором редко останавливаются поезда, Клара срывает стоп-кран и появляется перед жителями в окружении целой свиты своих приближенных, состоящей из её седьмого мужа, дворецкого, двух громил, все время жующих жвачку и несущих её паланкин, горничных и двух слепцов Коби и Лоби. У нее нет левой ноги, которую она потеряла в автокатастрофе, и правой руки, утраченной в авиакатастрофе. Обе эти части тела заменяют первоклассные протезы. За ней следует багаж, состоящий из огромного количества чемоданов, клетки с черным барсом и гроба. Клара проявляет интерес к полицейскому, любопытствуя, умеет ли он закрывать глаза на то, что происходит в городе, и священнику, спрашивая его, отпускает ли он грехи приговоренным к смерти.

На его ответ, что в стране смертная казнь отменена, Клара высказывает мнение, что её, вероятно, снова придется ввести, чем повергает жителей Гюллена в недоумение.
Клара решает вместе с Иллом обойти все те места, где некогда бурлила их страсть: Петеров сарай, Конрадов лес. Тут они целовались и любили друг друга, а потом Илл женился на Матильде Блюмхард, точнее, на её молочной лавке, а Клара вышла замуж за Цаханассьяна, за его миллиарды. Тот нашел её в гамбургском публичном доме. Клара курит. Илл мечтает о возврате давно минувших дней и просит Клару помочь родному городу материально, что она и обещает сделать.
Они возвращаются из леса в город. На праздничном обеде, устроенном бургомистром, Клара объявляет, что подарит Гюллену миллиард: пятьсот миллионов городу и пятьсот миллионов разделит поровну между всеми жителями, но при одном условии — при условии свершения правосудия.
Она просит своего дворецкого выйти вперед, и жители узнают в нем окружного судью Хофера, который сорок пять лет назад был судьей города Гюллена. Он напоминает им о судебном процессе, состоявшемся в те времена, Клара Вешер, как звали госпожу Цаханассьян до замужества, ждала ребенка от Илла. Однако тот привел на суд двух лжесвидетелей, которые за литр водки показали, что тоже спали с Кларой, так что отцом ожидаемого Кларой ребенка якобы не обязательно является Илла. Клару выгнали из города, она попала в публичный дом, а ребенок, девочка, родившаяся у нее, умерла через год после рождения на руках у чужих людей, в детском доме, в который, согласно закону, её поместили.

Страница: 2 3


Главная | Репертуар | Афиша | ВИЗИТ ДАМЫ (режиссер Морфов)

ВИЗИТ ДАМЫ (режиссер Морфов)

Режиссер: Александр МОРФОВ (Болгария)

Сценография: Андрис ФРЕЙБЕРГ (Латвия)

Художник по костюмам Кристины ПАСТЕРНАК

Художник по свету: Сергей СКОРНЕЦКИЙ

Спектакль «Визит дамы»

«Визит дамы» – яркая и необычная экранизация знаменитой пьесы швейцарского писателя Фридриха Дюрренматта. Московский театр «Ленком» предлагает приобрести билеты и еще раз увидеть эту трагическую историю в трактовке Александра Морфова.

Уже знакомый по своим постановкам в театрах «Et Сetera» и «Ленком» болгарский режиссер Александр Морфов «нашептывает» зрителям гоголевские мотивы, которыми изобилует «Визит дамы». Сказочно богатая Клара Цаханассьян, по мнению Морфова, – это своего рода новый ревизор. И для серого и унылого города Гюллена последствия ее визита ничуть не уступают знаменитой немой сцене в комедии Гоголя. Шутка ли, приезжая дама предлагает заплатить городу миллиард за убийство своего любовника молодости!

«Визит дамы» – это размышление о любви и ненависти, жадности и расточительности. В городе Гюллен на словах произносится одно, а на деле совершается абсолютно противоположное.

Какое влияние оказывают на людей банковские билеты? За чопорной моралью не утаить истинных людских желаний. Эта ветхая завеса окончательно разрывается, когда герои пьесы бросаются во все тяжкие: влезают в долги, выряжаются в разноцветные тряпки и умоляют дать им еще немного денег.

«Ленком», который на этот раз стал творческой площадкой для воплощения замыслов Морфова, представляет блестящий актерский состав постановки «Визит дамы». Заслуженная артистка России Мария Миронова великолепно исполняет роль мстительной Клары Цаханассьян, народный артист России и лауреат Государственной премии России Александр Лазарев станет ее ненавистным партнером Иллом, а Андрей Леонов сыграет Бургомистра города Гюллен. Подобный актерский состав оправдывает любую цену на билеты!

Творчество Фридриха Дюрренматта до сих пор оставалось практически неизвестным отечественному зрителю (только «Мосфильм» выпустил экранизацию «Визита дамы» в 1989 году). Но спектакль, наполненный аллюзиями на современность, вызывает живейший отклик у театралов.

В спектакле учавствуют актеры ЛЕНКОМа:

Илл: Андрей СОКОЛОВ, Александр ЛАЗАРЕВ;

Супруга Илла: Елена СТЕПАНОВА;

Сын Илла: Анатолий ПОПОВ, Дмитрий ГИЗБРЕХТ;

Дочь Илла: Эстер ЛАМЗИНА, Александра ВОЛКОВА;

Клара Цаханассьян: Анна ЯКУНИНА, Мария МИРОНОВА, Олеся ЖЕЛЕЗНЯК;

Супруг Клары: Максим АМЕЛЬЧЕНКО, Кирилл ПЕТРОВ;

Служанка Клары: Эстер ЛАМЗИНА, Светлана ИЛЮХИНА;

Бургомистр: Андрей ЛЕОНОВ, Александр СИРИН;

Супруга Бургомистра: Инна ПИВАРС;

Секретарь Бургомистра: Анжелика КОШЕВАЯ, Марина КОРОЛЬКОВА;

Учитель: Иван АГАПОВ, Павел КАПИТОНОВ;

Врач: Виталий БОРОВИК;

Полицейский: Сергей ПИОТРОВСКИЙ;

Пастор: Виллор КУЗНЕЦОВ;

Художник: Алексей СКУРАТОВ;

Начальник поезда: Леван МСХИЛАДЗЕ;

Начальник станции: Сергей АЛЕКСАНДРОВ;

Слепцы: Сергей АЛЕКСАНДРОВ, Леван МСХИЛАДЗЕ;

Жители города Гюллена:

Хаузер: Александр КАРНАУШКИН;

Вилли: Степан АБРАМОВ;

Лотта: Светлана ИЛЮХИНА;

Хайди: Инна ПИВАРС;

Хофбаузр: Олег КНЫШ, Павел КАПИТОНОВ;

Хюнценгер: Константин ПЕТУХОВ;

Солисты хора города Гюллена: Михаил ГРИГОРЬЕВ, Дмитрий ГРОШЕВ, Владимир ПРАВДИН, Тигран МАТИНЯН, Валерия ЖИВОВА;

Алексей КИЗЕНКОВ.

В спектакле используются музыкальные фрагменты В.А. Моцарта, И.С. Баха.

Продолжительность спектакля 2 часа 50 минут с одним антрактом.

Краткое содержание Дюрренматт Визит старой дамы

Швейцарский, говорящий на немецком языке, писатель, создатель драм и автор публицистических статей Фридрих Дюрренматт пользуется известностью далеко за пределами родины. Произведение лауреата многочисленных премий в области литературы «Визит старой дамы» читают во всем мире.

События разворачиваются в прошлом столетии в незначительном по площади местечке Гюллен. В один момент город намеревается посетить бывшая его жительница, ныне преклонного возраста и обладающая многомиллионным состоянием, Клара Цаханассьян, в девичестве — Вешер.

Некогда со стабильной экономикой регион, утратив былую славу и влияние, влачит жалкое существование. Большинство населения бедствует от нищеты, потеряв возможность найти подходящую работу. Промышленные предприятия приходят в упадок: фабрики и заводы простаивают, а жители страдают от безденежья.

Узнав о приезде Клары, у людей появляется надежда на благотворительную помощь родному краю. Многие вновь начинают представлять его цветущим, зажиточным, изобилующим весельем и улыбками. Задумав получить у мультимиллиардерши финансовые средства, жители подают бакалейщику Иллу, с которым состоятельная дама некогда поддерживала близкие отношения, данную идею.

Владеющая значительным состоянием Клара после приезда предлагает жителям миллиард, требуя взамен убийства Альфреда Илла. Случившийся некогда с ним бурный роман разочаровал юную особу по причине непризнания их будущего ребенка. Ныне богатая пожилая женщина в то время решает покинуть город и заняться проституцией.

Несколько ошарашенные подобным предложением Цаханассьян гюлленцы поначалу чрезвычайно недоверчиво относятся к происходящему, категорически опровергая мысль о печальном исходе. Многие граждане проявляют откровенное недовольство, выражая категорический отказ.

Уверенные в том, что кто-либо все же решится на безрассудный поступок ради процветания города, они охотно занимают денежные средства. Тем временем Илл замечает появление у приятелей дорогостоящих вещей и продуктов питания. Стараясь не принимать всерьез обстановку, мысли о скорой кончите все больше тревожат мужчину.

Цаханассьян задумывает свадьбу с моложавым актером. Всех охватывает веселье и всеобщее гулянье, не обращая внимания на недавнее нищенское положение. Предприятия постепенно набирают силу. Не намереваясь более терпеть нечто подобное, глава города просит Илла покончить с собой взамен на шанс зажить прежней жизнью.

При угрожающих размерах долговых обязательств на закрытом собрании ради восстановления справедливости путем голосования провозглашается суровый приговор о наказании Илла.

Убийство совершатся без промедления. В результате выясняется, что беспечная дама собственными усилиями разорила Гюллен. Печальной кульминацией выглядит вручение Цаханассьян бургомистру чека. Миллионерша отъезжает.

Произведение обличает сущность, стремящихся к обогащению, обывателей провинциального города. Стремление к лучшей жизни лишает их всего человеческого и нравственных устоев. Писатель заставляет каждого читателя задуматься о собственных поступках во избежание прихода своей «старой дамы».

Можете использовать этот текст для читательского дневника

>Дюрренматт — Визит старой дамы. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Еврипид Медея

    Предводитель аргонавтов Ясон должен был стать правителем города Иолка в Греции. Однако вместо него там царствует Пелий. Чтобы доказать свои права и обрести власть, Ясон обязан совершить подвиг.

  • Краткое содержание Лавкрафт Хребты безумия

    Повествование ведется от лица ученого, который старается остановить экспедицию в Антарктику. В своей прошлой экспедиции он стал свидетелем страшных событий, о которых клялся никому не рассказывать

  • Краткое содержание Сказка Мафин и паук Энн Хогарт

    Однажды, ослик Мафин прогуливался по своему огороду. За грядкой с огурцами он наткнулся на большого паука. У насекомого были огромные грустные глаза. Ослик поначалу испугался

  • Краткое содержание Пришвин Паутинка

    Творчество великого русского писателя Михаила Пришвина охватывает разные темы. В своих произведениях он ищет смысл человеческого бытия, размышляет о религии, о смерти, о любви, наблюдает за природой

  • Краткое содержание Погодин Кирпичные острова

    В произведении «Кирпичные острова», созданном писателем Радием Петровичем Погодиным, повествование ведётся от имени ничем не примечательного мальчика.

Поиск Лекций

Анализ произведения : драма «Визит старой дамы «

Признание

Писать детективные романы Дюрренматта в известном смысле заставила нужда: в отличие от его ранних, причудливых пьес, детективы пользовались неизменным спросом, и в начале 50-х годов его первые романы — «Судья и его палач» и «Подозрение» — публиковались с продолжением в газете «DerSchweizerischeBeobachter».

В эти годы Дюрренматт продолжал писать и для театра. Поставленная на сцене в 1953 году комедия «Ангел приходит в Вавилон» (EinEngelkommtnachBabylon) в 1954-м была удостоена литературной премии Берна. Но настоящий успех на театральном поприще пришёл в 1956 году, с постановкой в цюрихском «Шаушпильхаузе» трагикомедии «Визит старой дамы», с выдающейся актрисой Терезой Гизе (первой брехтовской мамашей Кураж) в главной роли. Быть может, не случайно мировое признание драматургу принесла наименее «дюрренматтовская» из его пьес, наиболее традиционная по форме. Впервые Дюрренматт обозначил свою пьесу как «комическую», но всё же трагедию, при том что жанр трагедии принципиально отвергал.

Популярность Дюрренматта во второй половине 50-х — начале 60-х годов не в последнюю очередь была связана с изменением атмосферы в послевоенной Европе. Приблизительно до середины 50-х в западноевропейском театре преобладала, по словам Н. Павловой, драматургия, «превращавшая театральные подмостки в трибуну для страстного обращения к зрителям по вопросам общественным, нравственным, философским»; комедии Дюрренматта на этом фоне казались слишком несерьёзными. Затем пришло осознание несостоятельности тех надежд, которые рождались в годы антифашистского Сопротивления. В 1967 году Дюрренматт побывал в Москве, на съезде советских писателей, и впоследствии вспоминал, как поразила его выхолощенность всего происходившего, то, как мало на этом съезде говорили о литературе и как усердно прославляли правящую верхушку. Его сугубо негативные впечатления в 1971 году воплотились в повесть «Падение», где правящие лица, обозначенные лишь номерами, в соответствии с их положением, в полном вакууме ведут борьбу за власть.

«Чем старше я становлюсь, — писал Дюрренматт в предисловии к пьесе „Портрет планеты“, — тем ненавистнее мне становится всё театрально-литературное, риторическое… Я пытаюсь работать драматургически всё более просто, становлюсь всё скупее, опускаю всё больше, оставляю только намёки» Ещё в 1952 году Дюрренматт поселился с семьёй в Швейцарских Альпах, в Невшателе, который после второго инфаркта, перенесённого в 1975 году, покидал всё реже и реже. Что же касается круга общения, то собратьям по перу он предпочитал физиков, математиков и астрономов.

Последние годы

Пьесы Дюрренматта, написанные в 50—60-х годах, прежде всего «Визит старой дамы» и «Физики», по-прежнему шли на сцене, его романы, в первую очередь детективные, издавались на многих языках, и сам автор продолжал получать премии и награды, в том числе Австрийскую государственную премию в области литературы (1983), медаль Карла Цукмайера земли Рейнланд-Пфальц (1984), баварскую литературную премию имени Жана-Поля (1985), премию Георга Бюхнера, присуждаемую Немецкой академией языка и поэзии (1986), болгарскую Международную премию за юмор и сатиру в области литературы (1987). В 1985 году газета «DieWelt» назвала Дюрренматта одним из самых успешных писателей планеты и самым репертуарным среди немецкоязычных драматургов.

Он умер в Невшателе 14 декабря 1990 года. Свои произведения Дюрренматт завещал государству, но при условии, что будет создан национальный литературный архив, — в 1991 году Швейцарский литературный архив был создан. А в Невшателе, где он прожил без малого 40 лет, в 2000 году был открыт Центр Дюрренматта.

Сочинения Фридриха Дюрренматта изданы более чем на 40 языках, при этом наиболее широкую известность ему принесли пьесы — «Ромул Великий» (1949), «Визит старой дамы» (1956), «Физики» (1962) и другие обошли сцены мира.

Анализ произведения : драма «Визит старой дамы «

Анализ произведения: драма «Визит старой дамы»

Творческая предыстория произведения. Сюжет драмы вырос с незаконченной повести «Лунное затмение», над которой Ф. Дюрренматт работал в середине 50-х годов. По замыслу автора, эта повесть была рассказывать об уроженце одного швейцарского села, через полвека вернулся на родину мультимиллионером. Целью путешествия богача в родное село была месть земляку, который когда-то соблазнил его возлюбленную. С помощью грубого подкупа главный герой заставляет крестьян молча расправиться с давним врагом.

В пьесе «Визит старой дамы» «блудный сын», что через десятки лет вернулся домой, превратился в «Блудный дочку», но основные составляющие драматической интриги сохранились: обиженное любви как мотив мести, подкуп и убийство как пути ее осуществления.

Сюжет пьесы. Драма начинается с прибытия летней миллиардерши на имя Клер Цаханасян в родной городок Гюлена. Много лет назад она, как становится понятным из дальнейшего хода событий, пережила самое сильное в своей жизни любовь и глубокую душевную травму, вызванную этой любовью. Любимый, желая жениться на дочери богатого торговца, бросил ее, да еще и обидел перед судом с помощью лживых свидетелей. Беременная девушка, строго осуждена гюленською обществом, вынуждена была поехать куда глаза глядят. Лишения без денег и профессии, с разочарованной душой и растоптанными чувствами, в условиях ежедневной борьбы за элементарное физическое выживание привели девушку в бордель. Там она и родила своего единственного ребенка, которая, однако, вскоре умерла. Впоследствии привлекательную молодую женщину заметил миллиардер Цаханасян. Брак с ним открыл перед Клер дверь респектабельного общества.

После смерти мужа Клер становится одной из самых богатых женщин мира и берет в жизни реванш. Она меняет официальных мужчин, как перчатки, коллекционирует знакомства с мировыми знаменитостями, удовлетворяет любые свои причуды. Впрочем, пережитая в молодости история оставила в сердце женщины глубокий шрам, боль которого не смогли утолить ни роскошь, ни власть. Затем к Гюлена госпожа Цаханасян приводит не ностальгия по «малой родиной», а годами выношенный план мести иллюстраций — своему бывшему возлюбленному.

Тем временем жители провинциального городка Гюлена, много лет находится в состоянии упадка, с нетерпением ждут Клер, рассчитывая на ее денежную помощь. Особые надежды в психологической «обработке» миллиардерши они возлагают на Иля, в случае успешных результатов визита Цаханасян ему обещана должность бургомистра.

Сразу же по приезде Клер сообщает, что готова подарить общине миллиард, если Иля будет убит. Гюленци сначала возмущенно отказываются от ее предложения. «Я подожду», — говорит в ответ на их протест старая дама. И действительно, на протяжении ее гости гюленци не только привыкают к мысли, что ради общественного благосостояния можно пожертвовать жизнью одного из земляков, но и медленно погружаются в кредитах, не оставляя для себя никакой возможности избежать расправы над Илем. Изменяют героя даже его родные — жена, сын, дочь. Только Учитель и священник — представители местной «элиты», учитывая свои профессии должны быть образцами гуманного отношения к человеку, сначала делают неуверенные попытки заступиться за земляка, на которого упал гнев миллиардерши. Однако впоследствии и они присоединяются к общественности. Наконец, собрание гюленськои общины единодушно выносят герою смертный приговор. Всем же общиной гюленциИля и убивают. Довольна Клер выплачивает городу обещанные деньги и забирает тело погибшего в заранее привезенной в Гюлена гробу. Пьеса завершается гимном, в котором горожане воспевают благосостояние и процветаниесвоего города.

Система образов и проблематика произведения. Центральными образами произведения является Клер, Иль и гюленська община. При всей жизнеподобия каждый из этих образов есть еще и аллегорическим воплощением определенной идеи: Клер олицетворяет идею мести, Иль — искупления «устаревших» грехов, а в образе гюленцив драматург анализирует причины и последствия морального неблагополучия современного общества. Каждая из этих смысловых линий сюжета в свою очередь нарушает ряд соответствующих нравственных проблем.

Ли суд, какой делает Клер над Илем и гюленцямы, справедливым? Можно «компенсировать» трагические изломы своей жизни возмездием тому, кто в них виноват? Оправдываются целью «установления справедливости» такие средства ее достижения, как подкуп и убийство? Вот вопросы, возникающие вокруг образа Клер.

Проблема моральной ответственности, что является главной в образе Иля, осложняется его конфликтом с городской общиной. Здесь перед зрителем открывается простор для размышлений над состоянием личности, которая вдруг попала в ситуацию отчуждения от общества, приняла на себя роль «козла отпущения», прошла через измену близких людей.

А исследуя изменения в сознании гюленцив, Дюрренматт акцентирует давний вопрос о том, можно ли ради общественного блага пожертвовать жизнью одного человека. К этому добавляются проблемы власти денег в коммерциализированном обществе, вырождения гуманистических идеалов западной цивилизации в штампы общественного сознания, которыми прикрываются варварские по своей антигуманной сущности акции.

При этом гюленци, по его замыслу, — вовсе не «стая воров». Они — обычные люди; в комментарии к пьесы автор даже делает несколько эпатажное «признание», что он не уверен, не поступил бы так же, попав в похожую ситуацию.

Волна возмущения, которая поднялась среди жителей города в ответ на циничную предложение миллиардерши, была, несомненно, искренней реакцией. Следовательно, внутреннее перерождение гюленцив было вызвано не «злой природе», а моральной аморфностью, слабохарактерность, бездумность, прагматизмом. Они легко соблазняются на миллиард, ибо этот «подарок» решает все проблемы их нищей жизни. Кроме того, горожане наивно верят, что все образуется и повернет к лучшему: Клер все равно отдаст обещанные деньги, а к настоящему убийства в цивилизованной Европе XX в. дело не дойдет. Вот почему, похлопывая по плечу Иля, они понемногу набирают кредиты, чего не решались делать до приезда миллиардерши. Впрочем, главной движущей силой деградации гюленськои общества является конформизм. Именно он подталкивает мирных обывателей гибко «скорректировать» свое отношение к предложению госпожи Цаханасян в выгодном для них направлении, именно он побуждает их искать моральное оправдание собственной продажности, именно он делает преобразования цивилизованного общества на банду воров.

Если в образе гюленцив драматург исследует процесс моральной деградации общества, то в образе Клер Цаханасян он, наоборот, сосредотачивается на незыблемой, «мертвой» точке морально травмированного сознания. Эта героиня поражает своей внутренней непреклонностью. Она ни на шаг не отступает от своего плана и твердой рукой доводит дело мести до конца.

В такой «закамянилости» узнаются симптомы духовного паралича, изуродовал личность героини, сделал ее способной к сочувствию и сомнений в правомерности своих поступков.О омертвение души говорит и сама Клэр. «Твоя любовь, — обращается он к Иля, — умерла много лет назад. Моя любовь не могла умереть. Но и жить не могла. Из нее стало что-то неладное, она, как и я сама, обросла своими золотыми миллиардами, как слепые лица с коренищ в этом лесу, обросшие бесцветными грибами «. Гротескной параллелью застыла души Клер являются протезы, встроенные в ее тело взамен утраченных в авариях руки и ноги.

Впрочем, наблюдая, как под давлением власти денег разрушаются моральные устои общественного сознания и как от имени справедливости вершит свой суд месть, Дюрренматт-моралист одновременно показывает, как в сердце старого торговца Иля, оказавшийся в экзистенциальной «пограничной ситуации», прорастает и крепнет стебель человечности. Сначала герой, еще не осознавая всей степени серьезности требования Клер, стремится избежать расчета: заискивает к землякам, подкупает их мелкими кредитами в своем магазине, требует от городской власти мероприятий, которые бы защитили его от самодурства старой дамы и даже предпринимает неудачную попытку бежать из Гюлена . Однако, выпив чашу страха и отчаяния до дна, он переживает свой «момент истины». В «старой дурацкой истории», поднятой из глубин забвения и самоуспокоенности, Иль открывает свою вину, которую нельзя списать ни на эгоизм юности, ни на выгодный брак, ни на десятилетия, ушедшие со времен его измены любви. Вину за оба-прежде всего за женское, но и за свое также — искалеченных жизни: «Я сделал изКлер то, чем она есть, — признает лавочник, — а с себя самого то, что я есть — ничтожного, грязный лавочника … Все это моя работа: евнухи, ключник, гроб, миллиард … «

А с осознанием вины к нему приходит и чувство ответственности, которое требует искупить грех и покорно принять наказание.

Именно потому, что духовно обновленный Иль воспринимает расправу над собой как акт установления справедливости, он не принимает меры относительно собственного спасения: не уклоняется от присутствия на решающих собрании общины, не поднимает скандала перед средствами массовой информации, не оказывает сопротивления своим убийцам. Так из жалкого торговца с сомнительным прошлым в начале пьесы постепенно выкристаллизовывается герой трагедии его смерти, по выражению Дюрренматта, приобретает признаки величия должен выглядеть на сцене монументальной.

«Визит старой дамы» как трагикомедия. Согласно принципам своей театральной эстетики Ф. Дюрренматт доказывает в этой пьесе конфликтную ситуацию до «наихудшего конца». Устроен Клер «страшный суд», превративший Гюлен в бордель для общества и на камеру смертников для Иля, увенчивается кровопролитием. Впрочем, такой финал пробуждает у зрителя искреннее сочувствие к казненного и заставляет задуматься над нравственным состоянием общества, которое делает подобные гротескные истории в реальной жизни. За изображением мук совести Иля и картиной его гибели звучит страстная проповедь человечности. Сам драматург подчеркивал: «Визит старой дамы — злая пьеса, затем рассматривать ее следует якнайгуманистичнише. И персонажи должны вызывать не гнев, а печаль «.

Однако не следует забывать, что по жанру данная пьеса является трагической комедией. Ничего однозначно серьезного, пронизанного однообразным трагическим пафосом в ней, по замыслу драматурга, быть не может. Даже гибель Иля при всей своей «монументальности» обозначена отражением двусмысленности. Дюрренматт по этому поводу говорил: «Она одновременно осмыслен и бессмысленна». Осмысленная эта гибель той мере, в какой она пробуждает в герое человечность и смирение перед судом собственной совести. Бессмысленная же она потому, что за пределами Илевои сознания такое наказание действительно лишена смысла, который ей искусственно приписывается извне, акция «установления справедливости» она является фарсом. Ведь что бы там говорила старая дама, смерть Иля остается жестоким по замыслу и отвратительным за выполнением убийством. И, как бы ни уверяли себя гюленци в обственной правоте , они казнили Иля не за его старые грехи (ведь и сами были виноваты перед Клер) и не ради общественного благосостояния , а из соображений личной материальной выгоды каждого из них. Однако , купив процветания цене преступления , не повторяют они все давнюю ошибку Иля , а следовательно — не » программируют » в будущем очередной визит некой » старой дамы» , которая появится уже по их души ? Это вопрос- предостережение драматург адресует своим зрителям.

В «Визит старой дамы » художник критикует общество , в котором ценность денег преобладает ценность человеческой жизни , а гуманистические идеалы образуют лишь тонкий слой цивилизованности , едва скрывает хищнические инстинкты и варварскую жестокость. Одновременно на примере Иля , который проходит эволюцию от «сна совести» к осознанию своей вины и необходимости ее искупить , драматург демонстрирует , как сквозь «грязь» жизни пробивается чистый источник человечности. На пробуждение у зрителя сочувствие к этому герою отчасти направлен и » худший » вариант развязки сюжета.

Действие происходит в захолустном швейцарском городке Гюллене в 50-е гг. XX в. В городок приезжает старая мультимиллионерша Клара Цаханассьян, урождённая Вешер, бывшая жительница Гюллена. Некогда в городке работало несколько промышленных предприятий, но один за другим они обанкротились, и городок пришёл в полнейшее запустение, а его жители обнищали. Обитатели Гюллена возлагают большие надежды на приезд Клары. Они рассчитывают, что она оставит родному городу несколько миллионов на его обновление. «Обрабатывать» гостью, пробуждать в ней ностальгию по былым временам, проведённым ею в Гюллене, жители города доверяют шестидесятилетнему бакалейщику Иллу, с которым у Клары в юности был роман.

Чтобы сойти в городе, в котором редко останавливаются поезда, Клара срывает стоп-кран и появляется перед жителями в окружении целой свиты своих приближённых, состоящей из её седьмого мужа, дворецкого, двух громил, все время жующих жвачку и несущих её паланкин, горничных и двух слепцов Коби и Лоби. У неё нет левой ноги, которую она потеряла в автокатастрофе, и правой руки, утраченной в авиакатастрофе. Обе эти части тела заменяют первоклассные протезы. За ней следует багаж, состоящий из огромного количества чемоданов, клетки с черным барсом и гроба. Клара проявляет интерес к полицейскому, любопытствуя, умеет ли он закрывать глаза на то, что происходит в городе, и священнику, спрашивая его, отпускает ли он грехи приговорённым к смерти. На его ответ, что в стране смертная казнь отменена, Клара высказывает мнение, что её, вероятно, снова придётся ввести, чем повергает жителей Гюллена в недоумение.

Клара решает вместе с Иллом обойти все те места, где некогда бурлила их страсть: Петеров сарай, Конрадов лес. Тут они целовались и любили друг друга, а потом Илл женился на Матильде Блюмхард, точнее, на её молочной лавке, а Клара вышла замуж за Цаханассьяна, за его миллиарды. Тот нашёл её в гамбургском публичном доме. Клара курит. Илл мечтает о возврате давно минувших дней и просит Клару помочь родному городу материально, что она и обещает сделать.

Они возвращаются из леса в город. На праздничном обеде, устроенном бургомистром, Клара объявляет, что подарит Гюллену миллиард: пятьсот миллионов городу и пятьсот миллионов разделит поровну между всеми жителями, но при одном условии — при условии свершения правосудия.

Она просит своего дворецкого выйти вперёд, и жители узнают в нем окружного судью Хофера, который сорок пять лет назад был судьёй города Гюллена. Он напоминает им о судебном процессе, состоявшемся в те времена, Клара Вешер, как звали госпожу Цаханассьян до замужества, ждала ребёнка от Илла. Однако тот привёл на суд двух лжесвидетелей, которые за литр водки показали, что тоже спали с Кларой, так что отцом ожидаемого Кларой ребёнка якобы не обязательно является Илла. Клару выгнали из города, она попала в публичный дом, а ребёнок, девочка, родившаяся у неё, умерла через год после рождения на руках у чужих людей, в детском доме, в который, согласно закону, её поместили.

Тогда Клара поклялась, что вернётся когда-нибудь в Гюллен и отомстит за себя. Разбогатев, она велела разыскать тех лжесвидетелей, которые, по их словам, являлись её любовниками, и приказала своим громилам оскопить и ослепить их. С тех пор они живут рядом с ней.

Клара требует, чтобы свершилось, наконец, правосудие. Она обещает, что город получит миллиард, если кто-нибудь убьёт Илла. Бургомистр с достоинством от лица всех горожан заявляет, что жители Гюллена — христиане и во имя гуманизма отвергают её предложение. Лучше быть нищими, чем палачами. Клара уверяет, что готова подождать.

В гостинице «Золотой апостол» в отдельном номере стоит привезённый Кларой гроб. Её громилы ежедневно носят с вокзала в гостиницу все новые и новые траурные венки и букеты.

В магазин Илла входят две женщины и просят продать им молока, масла, белого хлеба и шоколада. Подобной роскоши они никогда себе не позволяли. Причём получить все это они хотят в кредит. Следующие покупатели просят дать им коньяку и самого лучшего табака, и тоже в кредит. Илл начинает прозревать и, страшно волнуясь, спрашивает, чем все они собираются расплачиваться.

Тем временем из клетки Клары, которая уже успела сменить седьмого мужа на восьмого, киноактёра, сбегает чёрный барс. Надо сказать, что в молодости Илла она тоже называла «своим черным барсом». Все жители Гюллена принимают меры предосторожности и ходят по городу с оружием. Атмосфера в городе накаляется. Илл чувствует себя загнанным в угол. Он идёт к полицейскому, к бургомистру, к священнику и просит их защитить его, а Клару Цаханассьян арестовать за подстрекательство к убийству. Все трое советуют ему не принимать случившееся близко к сердцу, ибо никто из жителей не принял предложение миллиардерши всерьёз и не собирается его убивать. Илл, однако, замечает, что на полицейском тоже новые ботинки, а во рту золотой зуб. Бургомистр красуется в новом галстуке. Дальше — больше: горожане начинают покупать себе стиральные машины, телевизоры, автомобили. Илл чувствует, к чему идёт дело, и хочет уехать на поезде. До вокзала его провожает толпа с виду доброжелательных горожан. Илл, однако, так и не решается войти в поезд, потому что боится, что, как только он окажется в вагоне, его сразу же схватит кто-нибудь из них. Чёрного барса наконец подстреливают.

К Кларе приходят городской врач и школьный учитель. Они сообщают ей, что город находится в критическом положении, поскольку их сограждане слишком много себе накупили, и теперь настал час расплаты. Они просят дать им кредиты, чтобы возобновить деятельность предприятий города. Предлагают ей купить их, разработать залежи железной руды в Конрадовом лесу, добывать нефть в долине Пюкенрид. Лучше вложить по-хозяйски миллионы под проценты, чем выбросить на ветер целый миллиард. Клара сообщает, что город и так уже давно целиком принадлежит ей. Она хочет лишь отомстить за ту рыжую девчонку, которая дрожала от холода, когда жители прогоняли её из города и смеялись ей вслед.

Горожане же тем временем веселятся на свадьбах Клары, которые она устраивает одну за другой, чередуя их с бракоразводными процессами. Они приобретают все более и более зажиточный и элегантный вид. Общественное мнение складывается не в пользу Илла. Бургомистр беседует с Иллом и просит его, как порядочного человека, покончить с собой собственноручно и снять грех с горожан. Илл отказывается это сделать. Однако с неизбежностью своей участи он, похоже, уже почти смирился. На собрании городской общины горожане единодушно принимают решение покончить с Иллом.

Перед собранием Илл беседует с Кларой, которая признается, что до сих пор любит его, но эта любовь, как и она сама, превратилась в окаменевшее чудовище. Она собирается отвезти его тело на берег Средиземного моря, где у неё есть имение, и поместить его в мавзолей. Тем же вечером, после собрания, мужчины окружают Илла и лишают его жизни, уверяя, что делают это лишь во имя торжества справедливости, а не из корысти. Клара выписывает бургомистру чек и под восхищённо-хвалебные возгласы горожан покидает Гюллен, где уже вовсю дымят трубы завода, строятся новые дома, повсюду кипит жизнь.

Добавить комментарий

Закрыть меню