Первая экспедиция беринга

Первая Камчатская экспедиция

Работу выполнил: Яковлев М.Л.

III курс, группа 2 «б»

Преподаватель: доц. Гайворон Т.Д.

Москва 2003

Вступление………………………………………………………………………….3

Глава I. Предпосылки экспедиции…………………………………………………4

Глава II. Первая Камчатская экспедиция………………………………………….8

Глава III. Значение первой Камчатской экспедиции……………………………14

Заключение…………………………………………………………………………20

Список используемой литературы…………………………………………….…21

Вступление

Сегодня, глядя на карту России, мы порой даже не задумываемся о том, как и кто, открывал и осваивал эти бескрайние просторы. Сейчас, при желании мы, не прилагая особых усилий, можем попасть в любую точку страны. Но вот благодаря кому мы имеем такую возможность знает далеко не каждый. Об одном из таких людей и пойдет речь в моем реферате.

Проблема освоения северо-восточных территорий России с давних времен будоражили умы русских ученых и политиков. Постепенно, год за годом километр за километром осваивалась порой труднопроходимая территория нашей необъятной страны. В своем реферате я расскажу, наверное, о самой главной экспедиции в истории освоения восточных рубежей – о Первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга. Предпосылки экспедиции, её ход, все трудности, с которыми пришлось столкнуться ее участниками, и итоги будут рассмотрены в моем реферате.

Основной задачей реферата является, показать, какой вклад в Российскую географию внес первый дальневосточный вояж Витуса Ивановича Беринга.

Глава I. Предпосылки Камчатской экспедиции

В историю величайших географических открытий, в историю освоения арктических морей и Крайнего Севера русский народ самые славные героические страницы.

Мысли об использовании Северного морского пути владели умами отдельных исследователей уже в XVI веке.

Первые попытки русских исследователей проникнуть на Север относятся к концу XVI – началу XVII столетий. Известный русский путешественник Дежнев в первой половине XVII века, обогнув северо-восток Азии достиг Камчатки.

В период преобразовательной деятельности Петра I, когда Россия, как морская страна, выходила на одно из первых мест среди государств Европы, вопрос об экспедиции на Север и Дальний Восток был поставлен в качестве государственной задачи.

Широкий размах, начиная с Петра, побуждал лучших представителей Западно-Европейских стран применить свои силы и знания в России.

В числе этих представителей мы находим одного из датчан, родом из Ютландии – Витуса Беринга. Витус Беринг родился 12 августа 1681 г. в датском городе Хорсенс. Родителями его были Ионас (Юнас) Свендсен и Анна Педерсдаттен Беринг. Новорожденного окрестили Витус Ионассен. В самом старом томе собрания церковных книг города Хорсенс сохранилось до наших дней свидетельство о крещении Беринга.

В 1885 г. датский историк П. Лауридсен сообщил о находке в г. Хорсенс этой церковной книги, по которой удалось точно установить дату рождения Беринга . Мореплаватель носил фамилию своей матери, второй жены Свендсена, происходившей из известного в Дании рода Берингов, родоначальником которого был некий Йене Мадсен Беринг, живший в середине XVI в. в Виборге (Vibork) — область Дании, занимающая часть округов Виборг и Аальборг, в своем имении Бьёринг, откуда и произошла фамилия Беринг.
Отец Витуса Беринга Ионас Свендсен был таможенником. Он родился, как предполагают, в г. Хальмстад, в тогдашней датской провинции Халандии (ныне это — территория Швеции), был попечителем церкви в г. Хорсенс и принадлежал к наиболее уважаемым людям города.
У Витуса Беринга было два родных брата Иунас (Ионас) и Йёрген, а также сестры, одна из которых была замужем за вице-адмиралом русского флота Т. Сандерсом.

Род Берингов был знатным, но в XVII в. уже разорившимся. Это видно из описи имущества семьи после смерти родителей в 1719 г. В ней имеется купчая, в которой перечислено все имущество — старый обветшалый двор и дешевая домашняя обстановка.

После смерти отца в 1719 г. Витус унаследовал 30 ригдаллеров, 4 марки и 6 шиллингов. Эти деньги и накопившиеся проценты по ним (всего на сумму 139 ригдаллеров, 1 марка и 14 шиллингов) Беринг позже завещал неимущим г. Хорсенс . Известно также, что он не нажил себе состояния. Его решение отправиться в далекие и опасные путешествия вызывалось ненасытной жаждой знаний, пытливостью ума, стремлением принести пользу тому делу, которому он посвятил свою жизнь. О детстве Витуса известно очень мало. По соседству с родителями Беринга жил распорядитель похорон Томас Петерсен Вендельбу, чей сын был на пять лет моложе Витуса и, вероятно, был его товарищем по играм. В то время в фиорде, где расположен г. Хорсенс, существовал маленький островок, на который мальчики плавали на самодельных лодках.

Витус ходил, вероятнее всего, в школу, которую содержал будущий свекор сестры Беринга (Анна Катринс Йонасдаттер) Педер Лауритцен Дальхофф. Школа находилась в Хорсенсе на улице Смедегаде. Сын Педера Л. Дальхоффа Хорлов в 1695 г. женился на сестре Витуса. Он служил фанфаристом в датском военном флоте. Очевидно, разговоры о жизни на флоте занимали большое место в школе, а также в доме № 59, по улице Сёндергаде, где жила семья В. Беринга.

В то время Дания активно участвовала в завоевании замор-ских территорий, датский король направлял экспедиции во все страны света.

Несомненно, молодой Витус знал об экспедиции Йенса Мунка (начало XVII в.), а также об экспедициях на о. Гренландия и в Индию.
Поэтому приход юного Витуса на морской корабль был совершенно естествен. Уже в детстве он был очарован морем, быстро постигал морские науки, становясь превосходным мореплавателем.

Витус Беринг, так же как его двоюродный брат Свен и товарищ Сивере (будущий адмирал русского флота), плавал в Ост-Индию на голландском корабле. По словам датского историка К. Нильса, Беринг в 1703 г. окончил в Амстердаме морской ка-детский корпус, который считался лучшим в мире, получил офицерское звание.

В 1703 г. в Амстердаме Витус встретился с вице-адмиралом русского флота К. И. Крюйсом (норвежцем по происхождению), который обратил внимание на ряд качеств молодого человека, очень ценных для морской службы. При содействии Крюйса Беринг был зачислен в состав русского военно-морского флота .

Следует отметить, что внук Витуса Беринга — Христиан Беринг тоже был офицером русского флота и в 1794 г. на судне «Слава России» под командованием Г. Сарычева прошел по пути, которым в 1728 г. проходил его дед .

Приехав в 1704 году в Россию, Беринг навсегда связал свою судьбу с русским народом. Беринг (Витус, или Иван Иванович, как его звали на Руси) — капитан-командор, первый русский мореплаватель, именем которого назван пролив, отделяющий Азию от Америки (хотя первый посетил его в 1648 г. казак Дежнев). Первый исследовал сев. берега Камчатки, вост. часть Азии, о. св. Лаврентия, о. св. Диомида; первый из всех европейских мореплавателей посетил моря Камчатское и Бобровское, названное впоследствии Беринговым, и открыл цепь о-в Алеутских, о-ва Шумагинские, Туманные, сев. западную часть Америки и бухту св. Илии. — Беринг родился в 1680 г. в Ютландии, в русскую морскую службу поступил в 1704 г., с чином унтер-лейтенанта. Приглашая его, Петр основывался на представлениях о нем Сиверса и Сенявина, заявлявших, что он «в Ост-Индии был и обхождение знает». По свидетельству Миллера, в 1707 г. Беринг был лейтенантом, а в 1710 г. — капитан-лейтенантом. Неизвестно только, в каких морях он плавал в это время и сам ли командовал судами или находился под командою. 1714 — 16 гг. Беринг провел все почти время на море, побывал и в Копенгагене и в Архангельске. С 1716 г. по 1723 сведений о жизни Беринга нет. Под 1723 г. в журналах адмиралтейств-коллегии находится постановление об отставке Беринга, которую он просил, не добившись желаемого им чина капитана первого ранга. Но в следующем году император отдает приказание коллегии пригласить снова на службу Беринга и дать ему чин капитана 1-го ранга.

Многие годы работая с передовыми русскими учеными по изучению Севера и Дальнего Востока, Беринг стал великим русским исследователем, посвятившим свою жизнь народу, с которым сроднился.

По прошествии 10 лет с начала своей службы в России Беринг приобрел славу лучшего морехода петровского флота. С 1724 года Беринг неизменно служил русскому флоту до самой смерти и всю свою деятельность посвятил решению вопроса, поставленного ему великим преобразователем: «соединяется или нет Азия с Америкой». С этим вопросом и просьбою снарядить экспедицию впервые обратились к Петру голландские ученые, во время его пребывания в Голландии, в 1717 г. ту же просьбу к Петру повторила и парижская академия наук. Отзывчивый преобразователь сочувственно отнесся к их просьбе, но политические события заставили его отложить выполнение этого дела до 1725 года. 23 декабря 1724 г. он собственноручно написал следующую инструкции для начальника экспедиции Витуса Беринга:

1) надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами,

2) на оных ботах возле земли, которая идет на Норд и по чаянии (понеже оной конца не знают), кажется та земля часть Америка,

3) для того искать, где оная сошлась с Америкою: и чтоб доехать до какого города европейских владений или ежели увидят какой корабль европейской проведать от него, как оный куст называют, и взять на письме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и поставя на карту приезжать сюда.

23 декабря 1724 года Петр подписал указ о снаряжении экспедиции для изучения мест, где Азия «сошлась с Америкой и чтоб доехать до какого города европейских владений». Руководителем экспедиции был назначен Беринг.

Кроме изучения Северного морского пути, на экспедицию был возложен целый ряд других задач: изучить побережье Ледовитого океана, собрать сведения о народах, населяющих Крайний Север и Дальний Восток, завязать торговые отношения с Америкой и Японией, ознакомиться с природными богатствами, флорой и фауной Севера, произвести географические описания далекой и тогда еще мало известной Восточной Сибири, наметить пути сообщения с отдаленными областями.

Географическая экспедиция, совершенная русскими моряками во второй четверти XVIII века вдоль арктического побережья Сибири к Японии и Америке.

В экспедиции участвовали 9 морских и сухопутных отрядов, перед которыми были поставлены разные задачи: исследование арктического побережья Сибири, Курильских островов, составление подробных географических, этнографических и геологических описаний обширных территорий от оз. Байкал до побережья Тихого океана, а также разведка морских путей в Японию и Америку. Планированием экспедиции занимался датский мореплаватель В. Беринг. Его проект был одобрен Сенатом. Всего в экспедиции приняло участие несколько тысяч человек, из них 550 вошли в исследовательские отряды. Специально для плавания было построено несколько кораблей. Именно морская часть экспедиции получила наименование Великой Северной экспедиции, поскольку поставленные ей задачи были поистине грандиозны.

Целью отряда во главе с В.Берингом стал поиск пути в Северную Америку. Для этого летом 1740 г. было построено два пакетбота «Святой Петр» и «Святой Павел», первый из них возглавил сам капитан-командор, а второй — его многолетний помощник А.И. Чириков.

Трагическая гибель В.Беринга и удача А.И. Чирикова

По указанию В. Беринга к берегам Камчатки был отправлен корабль «Святой архангел Гавриил» во главе с И.Ф. Елагиным для подготовки базы. Елагин успешно справился с поставленной задачей: были построены склады и жилые помещения. Вскоре в Авачинскую бухту прибыли беринговские «Святой Петр» и «Святой Павел», из-за чего основанное поселение было названо Петропавловским острогом (впоследствии Петропавловск-Камчатский). Затем экспедиция достигла побережья Аляски, открыла часть Шумагинских и Алеутских островов. После зимовки последовало новое мореплавание двух кораблей, ставшее последним для В. Беринга. Из-за непогоды корабли потеряли друг друга. Страдавший от нехватки продовольствия экипаж во главе с Чириковым все-таки нашел путь назад и добрался до Камчатки. Тем временем «Святой Петр» Беринга достиг побережья Северной Америки, но вскоре попал в жесточайший шторм, продолжавшийся несколько недель, среди моряков вспыхнула цинга. Корабль получил тяжелые повреждения, но, в конце концов, ему удалось достигнуть берега, где В.Беринг так и не смог пережить зимовку, скончавшись в декабре 1741 г. (остров впоследствии получил его имя). Из 77 человек выжить удалось лишь 46. Из остатков корабля было построено небольшое судно, на котором лишь в августе 1742 г. морякам удалось достичь Петропавловского острога. В 1743 г. деятельность Второй Камчатский экспедиции была прекращена.

Другие путешественники и результаты отдельных экспедиций

Среди других участников экспедиции была целая плеяда выдающихся российских путешественников. Можно упомянуть естествоиспытателя С.П. Крашенниникова, зачисленного во 2-ой академический отряд. В 1733-1737 гг. он собирал ботанические, этнографические и др. материалы в Сибири, затем отправился к берегам Камчатки, где его судно потерпело кораблекрушение. До 1741 г. исследовал Камчатку самым подробным образом, став во многом первооткрывателем края.

В экспедиции также приняли участие полярные мореплаватели братья Д.Я. и Х.П. Лаптевы, исследовавшие побережье Северного Ледовитого океана. В честь признания заслуг братьев их именем было названо море. Под началом Х.П. Лаптева также служил С.И. Челюскин, описавший северо-западное побережье Таймырского полуострова, выявив при этом его северную часть, позднее получившую его имя (мыс Челюскина).

В результате деятельности Второй Камчатской экспедиции впервые была произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, Камчатки, открыты и нанесены на карту Южные Курильские и частично Алеутские острова, доказано отсутствие наличия каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой и подтверждено существование пролива между Азией и Америкой. Был собран серьезный научный материал по этнографии, геологии, серьезно уточнены географические карты региона.

К сожалению, из-за пожара в Тобольске в 1787 г. пострадали многие материалы, полученные во время экспедиции, но в настоящее время продолжаются исследования, посвященные ей.

Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга

По приказанию Петра I в конце 1724 г.

была создана экспедиция, начальником которой был капитан 1-го ранга, позднее — капитан-командир Витус Йонссен (он же Иван Иванович) Беринг, выходец из Дании 44 лет.

Первая Камчатская экспедиция — 34 чел.

Из Петербурга отправились 24 января 1725 г. через Сибирь — до Охотска. 1 октября 1726 г. Беринг прибыл в Охотск.

В начале сентября 1727 г. экспедиция перешла в Бальшерецк, а оттуда в Нижнекамск по рекам Быстрой и Камчатке.

У южного берега Чекотского полуострова 31 июля — 10 августа они открыли залив Креста, бухту Провидения и о. Св. Лаврентия. 14 августа экспедиция достигла широты 67 18. Иными словами прошли пролив и находились уже в Чукотском море. В Беринговом проливе, ранее в Анадырском заливе они выполнили первые измерения глубин — 26 промеров.

Летом 1729 г. Беринг сделал слабую попытку достичь американского берега, но 8 июня из-за сильного ветра приказал вернуться, обогнув с юга Камчатку и 24 июля прибыл в Охотск.

Через 7 месяцев Беринг прибыл в Петербург после пятилетнего отсутствия.

Капитан Невельской

В середине 19 века некоторые географы утверждали, что Амур теряется в песках. О походах Пояркова и Хабарова они вообще забыли.

Загадку Амура взялся разрешить передовой морской офицер Геннадий Иванович Невельской.

Невельской родился 1813 году в Костромской губернии. Его родители — небогатые дворяне. Отец — моряк в отставке. И мальчик тоже мечтал стать морским офицером. Успешно закончив Морской кадетский корпус, он много лет служил на Балтике.

Молодого офицера ждала блестящая карьера, но Геннадий Иванович занявшись амурским вопросом, решил послужить отечеству на Дальнем Востоке. Он вызвался доставить груза на Далекую Камчатку, но это плавание только предлог.

Невельской много сделал для закрепления восточных земель за Россией. С этой целью он обследовал в 1849 и в 1850 годах низовье Амура и обнаружил здесь удобные для зимовки морских судов места. Вместе со своими сподвижниками он первый исследовал устье Амура и доказал, что Сахалин — остров и что он отделен от материка проливом.

На следующий год Невельской основал Петропавловское зимовье в заливе Счастье, а в августе того же 1850 года поднял русский флаг в устье Амура. Так было положено начало городу Николаевску первому русскому поселению на нижнем Амуре.

Особенно много сделал в эти годы молодой сотрудник Невельского лейтенант Н. К. Вомняк. Он открыл прекрасную морскую бухту на побережье татарского пролива — теперь это город и порт Советская Гавань, нашел уголь на Сахалине.

Невельской и его помощники изучали климат, растительный и животный мир Приамурья, исследовали фарватеры Амурского лимана и системы притоков Амура. С местными жителями, нивхами, у них установились дружественные отношения. Время в амурской экспедиции проходило в неустанных трудах, хотя жилось офицерам и рядовым солдатам, матросам и казакам нелегко. Все — голод, болезни и даже смерть своей дочери пережил Невельской, но с Амура не ушел.

В 1858 — 1860 годах мирным путем, без единого выстрела Приамурье было присоединено к России. Нивхи, Эвенки, Ульчи, Нанайцы, Орочи стали русскими подданными, и отныне их судьба породнилась судьбой русского народа.

Н.Н. Муравьёв-Амурский

Николай Николаевич Муравьев граф Амурский, военачальник и государственный деятель, кавалер многих орденов — фигура совершенно особая даже среди себе подобных. Офицер российской армии в 19 лет, генерал в 32, губернатор в 38, он прожил славную и достойную жизнь.

Муравьев-Амурский сумел решить задачу государственной важности — мирным путем присоединить земли, по площади сопоставимые с Англией, Францией, Италией и Швейцарией, вместе взятыми. Он воспитал целую плеяду государственных мужей и первооткрывателей, имена которых остались на карте Восточной Сибири.

Родился 11 августа 1809 года в Санкт-Петербурге, в семье древнего дворянского рода, он был прямым потомком лейтенанта С.В. Муравьева, участника экспедиции В.И. Беринга. Отец его, Николай Назарьевич, служил в Нерчинске, а затем на флоте, где дослужился до капитана 1-го ранга. Своим образованием и первыми успехами в карьере Николай Муравьев был обязан положению, которое он занимал в обществе его отец. Он окончил частный пансион Годениуса, затем престижный пажеский корпус. 25 июля 182 года поступил на службу прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк. В апреле 1828 года прапорщик Муравьев выступил в свой первый военный поход — Балканский. За участие в войне с Турцией получил очередное воинское звание поручика и был награжден орденом Св. Анны 3-ей степени. За участие в подавлении Польского восстания 1831 года был награжден польским знаком «За военные достоинства» 4-й степени, орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом и золотой шпагой с надписью: «За храбрость». В 1832 году произведен в штабс-капитаны. В 1841 году на Кавказе за отличие произведен в генерал-майоры. В 1844 году награжден орденом Св. Станислава 1-й степени с высочайшей грамотой за «отличие, мужество и благоразумную распорядительность, оказанные против горцев».

Июля 1858 года Н. Н. Муравьев в рапорте Великому князю Константину написал слова, которые определяют его политику на Дальнем Востоке: «Смею думать, что после Айгунского договора мы не только имеем право, но и обязаны отстранять все иностранные притязания на земли общих или разграниченных владений наших с Китаем и Японией».

По представлению Н. Н. Муравьева была образована Приморская область Восточной Сибири, в состав которой вошли Камчатка, Охотское побережье и Приамурье. Центром новой области стал Николаевский пост, преобразованный впоследствии в Николаевск — на — Амуре.

Вторым приобретением губернатора стал Уссурийский (ныне приморский) край, который он занял, опередив англичан и французов. 2 июля 1859 года губернатор прибыл в южное Приморье на параходе-корвете «Америка», чтобы принять решение, в какой гаване заложить будущий главный порт России на Тихом океане. Осмотрев несколько бухт, он остановил свой выбор на Золотом Роге и сам придумал название будущему городу: Владивосток. Тогда же он посетил залив Америка, где обнаружил удобную бухту, которой дал название Находка. Так что два главных города Приморья обязаны своими звучными и красивыми названиями губернатору Муравьеву-Амурскому.

По инициативе и при активном участии Муравьева-Амурского проведено административно-территориальное преобразование Восточной Сибири, учреждены Забайкальское (1851) и Амурское (1860) казачьи войска, Сибирская флотилия (1856). При нем основаны многие посты и административные центры на Дальнем Востоке, такие как зимовье Петровское — 1850 г., посты Николаевский, Александровский, Марлинский, Муравьевский — все в 1853 году, Усть-Зейский (Благовещенск) — 1858 год, Хабаровка — 1858 год, Турий Рог — 1859 год, Владивосток и Новгородский — 1860 год. Муравьев-Амурский последовательно проводил переселенческую политику, лично побывал во многих пунктах вверенной ему территории. В том числе на Камчатке. Поход на Камчатку был трудным из-за бездорожья и необжитости района. Но благодаря тщательной подготовке под личным руководством Н.Н. Муравьева Амурского поход закончился успешно. Об этом путешествии достаточно подробно рассказал в своей книге «Воспоминание о Сибири» Б.В. Струве, который в течение 1848-1855 гг. служил в администрации генерал-губернатора. Книга была издана в Санкт-Петербурге в 1889 году, один ее экземпляр хранится в библиотеке Общества изучения Амурского края. Несколько страниц книги посвящены жене Н.Н. Муравьева-Амурского, которая сопровождала его в этой трудной экспедиции на Камчатку.

Последние двадцать лет Н.Н. Муравьев-Амурский жил во Франции, на родине жены. Скончался 18 ноября 1881 год. В1881 году в метрической книге Свято-Троицкой Александро-Невской церкви при российском посольстве в Париже была сделана запись: «Ноября 18 скончался от гангрены граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский, 72 лет от роду». Был похоронен на Монмартрском кладбище в Париже, в фамильном склепе Де-Ришмон.

Прах Н.Н. Муравьева-Амурского в 1991 году был перезахоронен во Владивостоке, в центре города, выше театра имени М. Горького, где оборудована мемориальная площадка. Здесь отмечаются памятные даты, связанные с освоением Дальнего Востока. Вначале сентября 2000 года на этом месте был воздвигнут закладной крест — в память о великом человеке.

Русскому народу издавна выпала судьба первопроходца, открывающего и обживающего новые земли. Нелишне вспомнить, что еще девять-десять столетий назад теперешний центр нашей страны был редконаселенной окраиной Древнерусского государства, что лишь в XVI веке русские люди стали расселяться по территории нынешнего Центрально-Черноземного района, Среднего и Нижнего Поволжья.

Больше чем четыре столетия назад началось освоение Сибири, открывшее в истории колонизации Руси одну из ее самых интересных и захватывающих страниц. Присоединение и освоение Сибири — это, пожалуй, самый значимый сюжет в истории русской колонизации.

А что вообще означает название «Сибирь»? На этот счет существует много различных суждений. Наиболее обоснованными на сегодняшний день являются две гипотезы. Некоторые исследователи считают, что слово «Сибирь» произошло от монгольского «Шибир», что дословно можно перевести как «лесная чаща»; другие ученые утверждают, что слово «Сибирь» произошло от самоназвания одной из этнических групп, так называемых «сабиров». Оба эти варианта имеют право на существование, но который из них действительно имеет место в истории, мне кажется, остается только догадываться.

Заселение Амура

В 50-е годы 18 века на Амуре селились сибиряки и забайкальцы. После отмены крепостного права туда потянулись и крестьяне из центральных областей России. Большую часть пути переселенцы шли пешком. На дорогу уходило 2 -3 года.

Но постепенно переселенцы обживались на новом месте, и все более плотной становилась цепочка русских поселений на Амуре и Уссури. Им приходилось вырубать и корчевать тайгу поднимать целину. Полагаться они могли только на свои силы. Купцы их обирали чиновники притесняли. Далеко не все выдерживали, многие уезжали. На Амуре оставались только самые сильные.

Позднее, после первой русской революции 1905 — 1907 годов, в Приамурье и Приморье хлынули сотни тысяч безземельных крестьян из центра России и Украины.

С ростом населения в Приамурье развивается земледелие и скотоводство, растут новые города, прокладываются дороги.

19 (31) мая 1858 года на правом берегу Амура за утесом солдатами 13-го линейного батальона во главе с капитаном Я. В. Дьяченко был основан военный пост, названный Хабаровским в честь русского первопроходца Е. П. Хабарова. Удачное географическое положение во многом предопределило судьбу этого военного поста.

В 1880 году селение Хабаровска становится городом. В Хабаровске появляются предприятия: заводы “Арсенал”, лесопильный, кирпичный, табачная фабрика, судоремонтные мастерские. Город рос, строился, но почти все дома были одноэтажными, улицы — не мощенными. Особенно досаждали горожан заболоченные речки Чердымовка и Плюснинка, протекавшие через Хабаровск.

Николаевск, уступив пальму первенства Хабаровску, куда было перенесено управление Приморской областью, и Владивостоку, ставшим главным портом России на Тихом океане, переживал упадок. Он вновь стал оживать лишь в начале 20 века, когда на Нижнем Амуре стала развиваться рыбная и горная промышленность.

Здесь же, на Нижнем Амуре, впервые в истории края бастовали горнорабочие на Амгуньских приисках, в годы первой русской революции 1905-1907 годов восстали против самодержавия солдаты — артиллеристы в крепости Чныррах.

В 1897 пошли поезда из Владивостока в Хабаровск; в начале 20 века (1907 — 1915) рельсовый путь проложен от станции Стеренск до Хабаровска. Это было выдающееся событие в истории России. Цепь Транссибирской магистрали замкнулась на всем протяжении от Урала до Тихого океана. Медленно ходили первые поезда: в час 12-16 километров.

В 1916 году было законченно строительство моста через Амур. В те годы это был самый большой мост в России. Инженерное искусство русских мостостроителей академика Григория Петровича Передерея и профессора Лавра Дмитриевича Проскурякова высоко оценивалось современниками. Амурский мост называли чудом двадцатого века.

Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга. 1725-1730. В 1713 году соратник Петра I, корабельный мастер Федор Салтыков, представил царю «Пропозиции» (проект) изучения условий плавания вдоль берегов Сибири. Он предлагал построить морские корабли в устьях сибирских рек Оби, Енисея и Лены и на них проплыть морем между устьями этих рек, отыскивая удобные якорные места, исследуя глубины, скорости течений, прибрежные острова, мысы, грунты морского дна, командирам кораблей рекомендовалось в журналах записывать сведения о встречающихся народах, зверях, лесах, о наблюдавшейся погоде.

По существу это был всеобъемлющий план изучения и освоения Северного морского пути.

Петр I одобрил план Ф. Салтыкова, но отложил его осуществление до окончания войны со Швецией. В 1719 году он все же послал геодезистов Петра Евреинова и Василия Лужина на Камчатку узнать, «сошлась ли Америка с Азией». Через три года геодезисты привезли первую достоверную карту Камчатки и Курильских островов, но разрешить вопрос о проливе между Америкой и Азией им не удалось.

Мысль об этом не оставляла Петра I и в декабре 1724 года по царскому указу Адми-ралтейств-коллегия приступила к организации Камчатской экспедиции. Её руководителем был назначен капитан Витус Беринг, датчанин на русской службе. В экспедицию, кроме Беринга, были назначены морские офицеры Алексей Чириков, Мартын Шпанберг, геодезисты, штурманы, корабельных дел мастера. Всего в путешествие из Петербурга отправилось боле 30 человек.

Задачи экспедиции были определены предельно четко: «1. Надлежит на Камчатке или в другом там месте зделать один или два бота с палубами.

2. На оных ботах возле земли, которая идет на норд, и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля — часть Америки. 3. И для того искать, где оная сошлася с Америкою, и чтоб доехать до какого города европейских владений; или ежели увидят какой корабль европейской, проведать от него, как оной куст (берег) называют и взять на письме, и самим побывать на берегу, и взять подлинную ведомость, и, поставя на карту, приезжать сюды».

Начальником экспедиции был назначен капитан 1-го ранга В.И. Беринг, его помощниками — лейтенанты М.П. Шпанберг и А.И. Чириков.

Отправившись из Санкт-Петербурга 24 января 1725 несколькими группами, участники экспедиции только через 2 года достигли Охотска, понеся в пути от морозов и голода существенные потери в личном составе. Во время этого путешествия А.И. Чириков определил географические координаты 28 пунктов, что дало возможность наиболее точно на тот момент выяснить протяженность Сибири с запада на восток.

В сентябре 1727 экспедиция переправилась на Камчатку. В Нижнекамчатском остроге к лету 1728 был построен бот «Святой Гавриил», на нем 14 июля экспедиция вышла в море — сначала на север, затем на северо-восток. В ходе плавания заснято более 600 км восточного берега Камчатки, нанесено на карту около 2,5 тыс. км береговой линии Северо-Восточной Азии, открыт ряд островов (в том числе Святого Лаврентия и Ратманова), полуостровов, бухт и заливов. В середине августа судно прошло через пролив, названный впоследствии Берин­говым, и уже в Чукотском море достигло 67°18’ северной широты (по другим расчетам — 67°24’). Участники экспедиции, проходя пролив, видели мыс Дежнева с его азиатской стороны (а геодезист М.С. Гвоздев даже высаживался на берег), тем не менее окончательно вопрос, «сошлись» ли Азия с Америкой, не был решен.

Плохие погодные условия, нехватка продуктов и свежей воды, а также течь в судне вынудили В.И. Беринга принять решение о прекращении плавания. 1 сентября 1728 экспедиция возвратилась в Нижнекамчатский острог. Летом 1729 В.И. Беринг на том же судне сделал попытку пойти на восток в поисках земли, о которой слышал от местных жителей, однако через 3 дня, пройдя немногим более 200 км, из-за сильного ветра и тумана повернул назад, обогнул Камчатку и 24 июля прибыл в Охотск. Во время этого плавания описано около 1 тыс. км восточных и западных берегов Камчатки, обнаружена Авачинская губа.

1 марта 1730 В.И. Беринг и офицеры его команды вернулись в Санкт-Петербург.

Первая Камчатская экспедиция сыграла важную роль в исследовании Сибири и омывающих ее морей. Составленная В.И. Берингом, И. Чириковым и мичманом П.А. Чаплиным карта плаваний «Святого Гавриила», несмотря на ряд погрешностей в изображении берегов Камчатки и Чукотского полуострова, существенно уточнила представления о северо-восточном побережье Азии от мыса Дежнева до мыса Лопатка и оказала большое влияние на европейскую картографию.

Участниками экспедиции составлены также 2 карты со сведениями о народах Северо-Восточной Сибири. После возвращения в Санкт-Петербург В.И. Беринг представил в Сенат свои предложения по дальнейшему изучению и освоению северо-восточной территории Азии. Итоги Первой Камчатской экспедиции послужили основой для разработки планов последующих экспедиций, в первую очередь Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции 1733-43.

Добавить комментарий

Закрыть меню