Переяславский договор 1654

План
Введение
1 Предыстория
1.1 Посольство Войска Запорожского, 1653 г.
1.2 Собор Московского царства, одобривший челобитную Войска Запорожского
1.3 Состав московского посольства
1.4 к присяге Московскому Государю были приведены:
2 Процедура рассмотрения в Москве, март 1654 г.
3 Текст, резолюции государя и боярские приговоры
4 Последствия
4.1 Что получили малороссийские «черкесы»?
4.2 Что приобрела Москва?
4.3 Измены

Введение

Переяславский договор — политическое событие XVI века, в котором прошение Войска Запорожского Речи Посполитой о присоединении Малороссии в состав Русского Царства было удовлетворено. В историографии также упоминается как «Мартовские статьи», «Статьи Богдана Хмельницкого», «Переяславские статьи», «Переяславский договор», «Переяславо-Московский договор».

1. Предыстория

1.1. Посольство Войска Запорожского, 1653 г.

В 1653 году гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий прислал в Москву посольство к царю Алексею Михайловичу в составе войскового старшины Григория Гуленицкого и войскового писаря Ивана Выговского «с товарищи» , с прошением принять «всю Малороссию его и все Войско Запорожское в вечное свое твердое владение, подданство и покровительство» .

Алексей Михайлович, Божиею милостью Великий Государь Царь и Великий князь, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец

Богдан Хмельницкий, гетман его царского величества Войска Запорожского

1.2. Собор Московского царства, одобривший челобитную Войска Запорожского

Для рассмотрения прошения 1 октября 1653 года, в Грановитой палате был созван Собор в составе патриарха Московского и всея Росии Никона, митрополитов, архиепископов и всего Собора русской Церкви, бояр, окольничих, думных людей, стольников, стряпчих, дворян московских и выборных жильцов посадских.

Решение Собора было объявлено 4 октября 1653 года в Золотой палате кремлевского дворца. Послам гетмана было объявлено, что царь Алексей Михайлович удовлетворяет прошение Войска Запорожского и принимает в свое подданство.

К Войску Запорожскому отправлялось посольство боярина и наместника тверского Василья Васильевича Бутурлина, окольничего и наместника муромского Ивана Васильевича Алферьева и думного дьяка Лариона Дмитриевича Лопухина, которое должно было привести к присяге «черкаские города» .

1.3. Состав московского посольства

· с боярином Бутурлиным — стольники князь Григорий Григорьевич Ромодановский, князь Фёдор Никитич Барятинский, Фёдор Владимирович Бутурлин, Михаил Михайлович Дмитриев, князь Алексей Юрьевич Звенигородский, Василий Яковлевич Колтовский, Василий Петрович Кикин, стряпчий Михаил Петрович Воейков, князь Даниил Матвеевич Несвицкий, князь Василий Дмитриевич Горчаков, Денис Петрович Тургенев;

· с окольничим Алферьевым — стольник Иван Степанович Телепнев, стряпчие Тимофей Иванович Спасителев, Андрей Иванович Спасителев, Иван Степанович Исленьев, Федор Богданович Глебов, князь Семен Никитич Болховской, Максим Саввинович Ладыженский;

· с думным дьяком Лопухиным — стольник Леонтий Ларионович Лопухин.

· стрелецкий приказ во главеАртамона Сергеевича Матвеева.

1.4. к присяге Московскому Государю были приведены:

В Переяславле 8 января 1654 года в Соборе Успения Пресвятой Богородицы,

· гетман, полковники и старшины дали присягу быть «вечными подданными его царскому величеству всероссийскому и наследникам его» .

· города «ведомства Войска Запорожского» , которые «приложили при том роспись нижеследующим порядком: полку Браславского — 31 город, Белоцерковского — 19 город, Корсунского — 19 мест, Черкасского — 5 мест, Переясловского — 11 мест, Нежинского — 16 мест, Миргородского — 12 мест, Киевского — 22 места, Черниговского — 7 мест, Кропивянского — 9 мест, Полтавского — 15 мест. А всего: 166 городов.»

На Переяславской раде были сформулированы статьи договора, оформленные в форме «челобития великому государю».

В Москву было отправлено новое посольство в составе войскового судьи Самойла Богдановича и переясловского полковника Павла Тетери «с товарищи».

2. Процедура рассмотрения в Москве, март 1654 г.

Договор был представлен в Москве 12 марта 1654 года посольством Богдана Хмельницкого в виде 11 статей.

13 марта 1654 года, во время «расспроса» на Казенном дворе у боярина и наместника тверского Василья Васильевича Бутурлина, окольничего и наместника каширского Петра Петровича Головина и думного дьяка Алмаза Иванова, послами были устно названы дополнительные статьи договора. При отпуске послов, бояре велели послам подать все статьи письменно.

14 марта 1654 года 23 статьи договора были рассмотрены царем Алексеем Михайловичем. По всем пунктам было вынесено решение. Последний, 23 пункт, был внесен русским правительством.

3. Текст, резолюции государя и боярские приговоры

Божиею Милостию Великий Государь Царь и Великий Князь, Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя России Самодержец, и многих Государств Государю и Обладателю, Твоему Царскому Величеству. Мы, Богдан Хмельницкий, Гетман Войска Запорожского, и все Войско Запорожское, и весь мир Христианский Российский до лица земли челом бъем.

Обрадовася вельми с пожалования великого и милости неисчетной Твоего Царского Величества, которую нам изволил Твое Царское Величество показать, много челом бьем Тебе, Государю нашему, Твоему Царскому Величеству, служити прямо и верно во всяких делах и повелениях Царских Твоему Царскому Величеству будем вовеки. Только просим вельми, яко и в грамоте просили есьмы, изволь нам, Твое Царское Величество, в том во всем пожалование и милость свою Царскую указати, о чем посланники наши от нас Твоему Царскому Величеству будут челом бить.

1. В начале изволь, Твое Царское Величество, подтвердити права и вольности наши войсковые, как из веков бывало в Войске Запорожском, что своими правами суживалися и вольности свои имели в добрах и в судах, чтоб ни воевода, ни боярин, ни стольник в суды войсковые не вступалися, и от старшин своих чтоб товариство сужены были: где три человека козаков, тогда два третьего должны судити.

Решение Сей статье указал государь, и бояре приговорили: быть так по их челобитью.

2. Войско Запорожское в числе 60 000 чтоб всегда полно было.

Решение Указал государь, и бояре приговорили: быти по их челобитью 60 000 человек.

3. Шляхта, которые в России обретаются и веру по непорочной заповеди Христовой Тебе, Великому Государю нашему, Твоему Царскому Величеству, учинили, чтоб при своих шляхетских вольностях пребыли и меж себя старшин на уряды судовые обирали, и добра свои и вольности имели, как при Королях Польских бывало, чтоб и ныне, увидя таковое пожалование Твоего Царского Величества, склонились под область и под крепкую и высокую руку Твоего Царского Величества со всем миром Христианским. Суды земские и градские чрез тех урядников, которых они сами себе добровольно изберут, исправлены быть имеют, как и прежде сего; тако ж шляхта, которые казенную свою имели по крепостям на маетности тогда, и ныне чтоб или им поплачено, или на маетностях довлады дано.

Решение Сим статьям указал государь, и бояре приговорили: быть по их челобитью.

4. В городех урядники из наших людей чтоб были обираны на то достойные, которые должны будут и подданными Твоего Царского Величества справляти или удержати, и приход надлежащий в правду в казну Твоего Царского Величества отдавати.

Решение Указал государь, и бояре приговорили: быть по их челобитью. А быть бы урядникам, войтам, бурмистрам, райцам, лавникам и доходы денежные и хлебные, и всякие на государя сбирать им и отдавать в государеву казну тем людям, которых государь пришлет, и тем людям, кого для той сборной казны государь пришлет, над теми сборщиками смотреть, чтоб делали правду.

5. На булаву Гетманскую что надано, со всеми принадлежностями Министерство Чигиринское чтоб ныне для всего ряду пребывало.

Решение Указал государь, и бояре приговорили: быть по их челобитью.

6. Сохрани, Боже, на нас, Гетмана, смерти, понеже всяк смертен, без чего не может быть, чтоб Войско Запорожское само меж себя Гетмана избирали и Его Царскому Величеству извещали, чтоб то Его Царскому Величеству не в кручину было, понеже тот давный обычай войсковой.

Решение Государь указал, и бояре приговорили: быть по их челобитью.

7. Имений козацких чтоб ни на что не отнимали, которые земли имеют, и все пожитки с тех земель чтобы при тех имениях добровольно владели, вдов, после козаков оставших, чтоб и дети их такие ж вольности имели, как предки и отцы их.

Решение Государь указал, и бояре приговорили: быть по их челобитью.

8. Писарю войсковому чтоб по милости Его Царского Величества 1000 золотых для подписков, так и мельниц для прокормления, что великий расход имеет.

Решение Быть по их челобитью и давать из тамошних доходов.

9. На всякого полковника чтоб по мельнице, для того что расход великий имеют. Но когда милость будет Твоего Царского Величества, и больше того, чем Твое Царское Величество пожаловать изволит.

Решение Государь пожаловал — по их челобитью да будет.

10. Также на судей войсковых по 300 золотых и по мельнице, а на писаря судейского по 100 золотых.

Решение Государь пожаловал по их челобитью, а про судей спросить, сколько судей?

11. Также есаулам войсковым и полковым, что на услугах войска завсегда обретаются и хлеба пахать не могут, по мельнице бы им было, просим Твоего Царского Величества.

Решение Государь пожаловал по их челобитью.

12. На поделку снаряду воинского и пушкарей и на всех людей работных у снаряду просим Твоего Царского Величества, изволь имети свое Царское милостивое зрение, яко о зиме, тако и о сенях, такожде и на обозного 400 золотых.

Решение Государь пожаловал велел давать из тамошних доходов.

13. Права, наданные из веков от Князей и Королей духовным и мирским людям, чтоб ни в чем не нарушены были.

Держись же, Россия, веры твоей, а если отпадешь от
своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, —
то не будешь уже Россией или Русью святой, а сбродом
всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга.

О. Иоанн Кронштадский.

Сегодня некоторая часть безнравственных «самостийных» политиков трактуют Переяславскую раду как «порабощение». Посмотрим и мы на выбор гетмана Богдана Хмельницкого и русских людей Малороссии…

В 1648 году началась Национально-освободительная война в Малороссии под руководством Богдана Хмельницкого. Осознав, что собственных сил для освобождения Малороссии из крепких объятий Речи Посполитой недостаточно, гетман обращается за помощью к России. Он направляет в Москву своих послов с просьбой принять Малороссию и войско Запорожское в российское подданство. «Желаем того, чтобы Ваше царское величество нам нижайшим слугам и подданным своим государем… учинился». Россия медлила, ибо знала — помощь придется оплачивать кровью. Удовлетворение просьбы Малороссии было равносильно объявлению войны Польше.

В 1653 году наконец-то состоялось историческое решение Земского Собора об объединении русского народа. В конце того же года, в декабре в Малороссию прибыло русское посольство во главе с боярином Василием Бутурлиным. 8 января (по новому стилю — 18 января) 1654 года в г. Переяславе состоялась историческая Переяславская рада, на которой ее участники от имени всего малороссийского народа принесли присягу на верность русскому царю. После этого русское посольство объехало все главнейшие города Малороссии и приняло присягу их жителей. Другими словами, Малороссия в лице казацкой старшины, высшего православного духовенства и войска Запорожского, просила принять ее в царское подданство, а Россия, в лице царского правительства и Земского Собора, удовлетворила эту просьбу.

Трогательно прощалась Москва с воинами, уходившими положить душу свою за други своя, за православную веру. «В Успенском соборе патриарх читал всему собранному войску молитву на рать идущим, поминал воевод по именам…» (Н. Костомаров). Возвращение русских земель Малороссии в состав России оплачивались не только русской кровью, но и русским золотом. В 1686 году, заключив очередной мирный договор с Польшей, русское правительство заплатило за «навеки» уступаемый мать городов русских Киев 346 тысяч рублей. Так сегодняшняя столица «державы» была освобождена от чужеродного и иноверного господства. Православие было спасено от уничтожения, а народ — от ополячивания.

Однако своевольная и склонная к интригам и изменам казацкая старшина (особенно польских кровей и униатского вероисповедования) не раз ставила под угрозу великое дело воссоединение русского народа. Ее непомерные шляхетные амбиции стоили жизни десяткам тысяч человек. История земель сегодняшней «независимой Украины» второй половины семнадцатого века — это кровавый хаос, смута, междоусобицы, подлость, алчность и предательство. На Южную Русь, в период «руины», редко какой из прославляемых сегодняшними сепаратистами гетманов — не приводил татар и часто как Дорошенко или Выговский, не отдавал татарам в «ясырь» села города и районы Окраины.

В монастыре под Батуриным сохранилась запись одного из архимандритов 17 столетия.

Озаглавлена она «Руина» и содержит описание «деяний и злодеяний гетманов и прочих вождей народа малороссийского»:
Выговский Иван — клятвонарушение, братоубийство, привод татар на уничтожение народа малороссийского, продажа Руси католикам и ляхам, сребролюбец великий.
Хмельницкий Юрий — клятвопреступник трижды, христопродавец веры и народа ляхам и басурманам, привод татар.
Дорошенко Петр — клятвопреступник многажды и переметчик, слуга басурман — врагов Христовых, сребролюбец великий, привод татар и турок.
Брюховецкий Иван — мздоимец, лихоимец, клятвопреступник виновник братоубийства и мук народных от татар претерпелых, слуга басурманский.
Тетеря Павел — сребролюбец, клятвопрестуаник и холоп добровольный ляший.
Многогрешный Дамиан — раб лукавый, двоедушный к предательству ляхам склонный…

Но стараниями свидомиских борзописцев сегодня все эти продажные иуды, лицемеры и эгоисты представлены «борцами за независимую Украину». Самостийники славят казачество, которое было опасно своей близостью к Польше и Крымскому ханству. В любой момент казаки готовы были пойти на предательство, если это обещало им хоть какую-то материальную выгоду. А старшины (зачастую польской крови) ни разу не выказали желания создать самостоятельное украинское государство. Более того, даже термина такого они не знали, называя народ Малороссии — ляшскими холопами…

… Но вот в конце ХХ века на земли Малороссии пришла украинская халявная самостийность. Пришла страшная нравственная разруха, дошедшая до одичания. Великая православная идея собирала земли в могучую Империю. Ныне древняя религия предков стала игрушкой в руках окатоличенных и ополяченных политиканов. Дошло до того, что священники «филаретовской» церкви, заручившись поддержкой бывшего секретаря республиканского ЦК, возглавили погромы православных храмов. Но самые циничны в измене — руссофобствующие пысьменныки. В угоду вожделенной мечте пожить за чужой счет, они громоздят всякие нелепицы о нашей истории. Отрицается очевидное и придумывается невероятное.

Приведу один из курьезов нашего безумного и безнравственного времени, где украинские литераторы упиваются изменой ряженых гетманов из униатской Галиции. «Литературная Украина» захлебывалась от восторга: «В воскресенице, месяца июня, дня 21, наши казаки нарушили патриархальный покой Переяславля выстрелами старинных пушек. Полковые, сотенные, куренные и кошовые казаки всей Украины отреклись от присяги, данной их предками на этой же площади русскому царю». Что в переводе означает В. Чорновил объявленный «гетманом», вместе с другими ряжеными самозванцами подписал «Грамоту, в которой отменяется присяга на верность». Откровенная измена, безумное предательство, беспамятство наблюдается на Украине сегодня повсеместно. Существование вне истории и вне морали, кажется вообще за границами человеческого общежитиями, но самыми ярыми проводниками этого невежества являются украинские писменники-мазепенцы во власти. Выдающие свой руссофобский сон разума за украинскую идею.

Не будет в стране ничего путного до тех пор, пока мазепенцы и ряженые «гетманы» будут определять национальную идею в основе которой — измена. Только к коллапсу может привести «нынешняя украинская элита состоящая с оранжевых революционеров, ряженых бело-синих гетманов и пысьменныкив-стукачей» унаследовавшая наихудшие традиции гетманов-иуд и советской компартийной бюрократии. Тотальная коррупция, политические интриги и предательство, грабительское отношение к государству, разрушение культурного наследия — как во времена «Руины», поругание веры православной, вот картина сегодняшнего воссоздания Великой Польши на землях с названием «Украина».

Не исчезла бесследно польская шляхта в Малороссии. Коллективное сознание сотен тысяч деклассированных шляхтичей и их потомков проявляется сегодня в виде многочисленных артефактов культурной и литературной жизни, в политическом векторе устремлений. Одним из этих смутных и почти иррациональных чувств есть устойчивая ненависть к Москве, к малороссам и ко всему русскому, ко всему, находящемуся за пределами своего хутора. Борьба за украинизацию, это не борьба за независимость, для окатоличеной и ополяченной оранжевой и бело-синей элиты это как бы психологическая компенсация, если угодно реванш, своего рода месть России, а главное — возрождение Речи Посполитой.

Потому сегодня, в январские дни присяги на Переяславской раде, православные люди, малороссы, русские должны понять — пришло время Малороссии вместо нынешнего «укпроекта» насаждаемого ляхами. Пришло время великого Русского союза, если хотим отстоять имя свое и веру свою, православную. В противном случае путь в «украинское быдло» нам, малороссам, уготованный и гарантовано холопство для жителей «неньки». Уж оранжевая шляхта, украинские стукачи и ряженые гетмана, за долярные сребляники, похлопочут с усердием…

Николай Яременко, Полемика

Переяславський договір 1659р.

На гетьманство Юрія Хмельницького обрали 28 вересня 1659 р.

Своє гетьманування Юрій Хмельницький вирішив розпочати укладенням нового договору з Московією.

Він прагнув рівноправних і взаємовигідних умов, які дали б змогу зберегти незалежність Української держави у конфедерації з Московією.

Проте переговори, що відбулися 17 жовтня 1659 р. в Переяславі, мали для України небажані результати. Тиск московських воєвод і 40-тисячного московського війська змусили Юрія Хмельницького і старшину підписати варіант договору, запропонований царськими дипломатами-воєначальниками.

При цьому представники московського царя вдалися до брутальної брехні, подаючи свої статі як такі, що їх уклав Богдан Хмельницький.

Переяславський договір 1659 р.

Договір, укладений Юрієм Хмельницьким, на відміну від договору 1654 р., був нерівноправним.

Московські воєводи одержували право прибути із залогами не тільки до Києва, а й до Переяслава, Ніжина, Чернігова, Брацлава та Умані.

Гетьманському урядові заборонялося вести самостійну зовнішню політику, а саме: укладати міжнародні договори, приймати іноземних послів тощо.

Київський митрополит повинен був визнати зверхність московського патріарха (Українська православна церква відкинула цю статтю як неправомірну).

Заборонялося без царського дозволу переобирати гетьмана, а також оголошувати війну або посилати полки на допомогу сусіднім державам.

Гетьман втрачав право призначати і звільняти генеральну старшину та полковників.

Отже, Переяславський договір 1659 р. закріплював зміни в українсько-московських політичних відносинах. Українська держава втрачала незалежність, перетворюючись на автономну частину Московського царства. І хоча автономія була тоді ще доволі широкою, дії царату однозначно засвідчили, що наступ на незалежність України триватиме.

Чорна Рада 1663 року

На Ніжинській, так званій Чорній (у значенні такої, на якій була присутня чернь, тобто соціальні низи), раді Брюховецького підтримувало 8-тисячне російське військо на чолі з окольничим, князем Данилом Вєліко-Гагіним, а також численні юрби запорозького козацтва, декласовані елементи та рядові козаки Лівобережжя, що повірили демагогічним обіцянкам претендента.

Уже 26 червня лівобережна старшина була готова приступити до виборів, але царський представник назначив проведення ради на наступний день, даючи таким чином Брюховецькому шанс перетягти на свій бік ще більше лівобережних козаків.

Ігноруючи наказ Вєліко-Гагіна йти на раду пішими та без зброї, прибічники Сомка і Брюховецького прибули на неї як на поле битви. Сутички між опонентами вчинилися вже під час читання царського наказу про дозвіл на проведення виборів. Не дослухавши до кінця, прихильники кошового отамана (хоча Брюховецький писався кошовим гетьманом, все ж його посада реально відповідала цьому званню) стали обирати гетьманом свого висуванця. У відповідь, приведені Сомком козацькі війська кинулися до клейнодів, змітаючи на шляху не лише прибічників Брюховецького, а й представників російського царя. Їм вдалося навіть прорватися до гетьманського бунчука та вручити його своєму кандидату. Втім, наступний натиск запорожців, підтриманий діями солдат нового строю німецького полковника на російській службі Страсбурга, які закидали натовп ручними гранатами, змінив співвідношення сил на користь Брюховецького. У Сомка відібрали бунчук, а також його полковницький пернач і литаври.

Ще більше вплинули на розстановку сил події ночі з 27 на 28 червня, адже агітаційна робота агентів кошового отамана серед рядового козацтва лівобережних полків призвела до того, що ряди прибічників Сомка істотно поріділи. Заклики до соціальної рівності підготували грунт для антистаршинського виступу, а тому, рятуючись від розправи бунтівного козацтва та черні, Я.Сомко, В.Золотаренко та ще близько 40 старшин шукали порятунку в таборі Вєліко-Гагіна. Частина ж козацької старшини, зокрема полтавський, зінківський, наказний ніжинський полковники, зуміла вчасно зорієнтуватися в обставинах поточного моменту й перейти на бік сильнішого, а ним 28 червня 1663 р., безперечно, був Іван Брюховецький.

Після проведених рокіровок питання про результати виборчої ради вже не складало інтриги. Появу Брюховецького натовп вітав як це належить робити в разі гетьманського виїзду. Тож завершальний етап виборчої процедури, як зазначав царський представник, пройшов «тихо і погідно». Після цього єпископ Методій також без ускладнень привів гетьмана до присяги в Ніжинській соборній церкві. Зважаючи на необхідність підпорядкування своїй владі лівобережних полків та небезпеку вторгнення правобережних полків П.Тетері й татар, справу укладення нового договору з царем, на прохання новообраного лівобережного регіментаря, перенесли на пізніший час. Так само московське керівництво погодилося на те, щоб надіслати Брюховецькому, у вірності якого в уряду Олексія Михайловича не було сумнівів, і жалувану грамоту на гетьманство та царський прапор, хоча умови договору 1659 р. передбачали їх вручення лише в Москві, після особистої аудієнції новообраного гетьмана в царя.

Тим часом по завершенні Ніжинської ради в Україні запанувала соціальна деструкція — сп’янілі від своєї перемоги представники соціальних низів упродовж декількох днів грабували майно старшин у Ніжині та околицях. Прибулі ж на раду вчорашні прибічники Сомка та Золотаренка намагалися або засвідчити свою лояльність новообраному гетьману, або, перевдягнувшись у мужицькі свитки, якнайдалі втекти звідси.

Крім Сомка та Золотаренка, під варту було взято також переяславського полковника Опанаса Щуровського, чернігівського Оникія Силича, київського Семена Третяка, іркліївського Івана Папкевича, лубенського Стефана Шамрицького, прилуцького Дмитра Чернявського та деяких інших генеральних і полкових старшин.

Частину з них, в тому числі й головних опонентів Брюховецького — Сомка та Золотаренка, за вироком військового суду, 28 вересня 1663 р. було страчено в Борзні. Решту — відіслано спочатку до Москви, а згодом заслано до Сибіру.

Уже в перші години свого перебування на гетьманстві Брюховецький кардинальним чином оновив старшинський корпус лівобережного Гетьманату. Більшість полкових посад обійняли запорозькі старшини, котрі допомагали Брюховецькому виборювати булаву — Матвій Гвинтовка (вчорашній посполитий селянин), Трохим Миколаєнко, Іван Терник, Данило Єрмолаєнко та інші. На своїх урядах залишилися лише полковники південних полків, які й перед тим підтримували з Брюховецького: гадяцький полковник Василь Шимон, миргородський Павло Апостол та полтавський Дем’ян Гуджол. Повністю було змінено склад генеральних старшин.

Однак, незважаючи на ейфорію досягнутих успіхів в учасників Чорної ради, вона не призвела до загального благоденства та соціального зрівняння. Дуже швидко новообраний гетьман припинив насильства черні над старшиною. Загони ж запорозьких козаків, які його супроводжували всі ці роки і тепер вимагали відповідних почестей, Брюховецький, розділивши на окремі частини, розмістив у полках. Цим було вирішено зразу два завдання: під контроль вірних гетьману запорожців взято діяльність місцевої старшини, а також виведено гетьманську владу з-під контролю вчорашніх союзників.

Наступні кроки гетьмана ще більше переконали в тому, що щедрі переделекційні обіцянки носили демагогічний характер, а в реальній політиці він намагатиметься наслідувати своїх попередників і зміцнюватиме гетьманську владу. Чи не єдиною непоправною шкодою від проведення елекційної Чорної ради під Ніжином стало закріплення нею територіального розподілу Гетьманату та зміцнення позицій російської влади на Лівобережжі.

Московські статті 1665 року

Московські статті 1665 — міждержавний договір, підписаний у Москві 1665 між гетьманом І. Брюховецьким і московським урядом. М.с. значно обмежували політичні права України, посилювали її військово-адміністративну і фінансову залежність від московського уряду. За М.с. українські міста і землі переходили під безпосередню владу московського царя.

— Гетьманському уряду заборонялось вступати в дипломатичні зносини з іноземними державами.

— Обмежувалось право вільного обрання гетьмана, вибори якого мали проходити лише з дозволу царя і в присутності московських послів (гетьманські клейноди забирались у війська аж до інвеститури нового гетьмана.

— Збільшувалась кількість московських військ в Україні, причому український уряд зобов’язувався постачати їм безкоштовно харчі. Військові гарнізони розміщувалися тепер крім головних полкових міст і в Полтаві, Кременчуці, Новгороді-Сіверському, Каневі і навіть на Запоріжжі (у фортеці Кодак).

— Збирання податків з українського населення (за винятком козаків) покладалося на московських воєвод і всі збори мали йти у царську казну.

— Українська Церква переходила у підпорядкування Московському Патріарху. Фактично лише козацький стан зберігав свої автономні права.

— М.с. забороняли використання в Гетьманщині фальшивих грошей, якими насильно розплачувались на українських землях московські військові та повідомляли про повернення королівських грамот на Магдебурське право українським містам (забрані за наказом царя), зокрема Києву, Переяславу, Ніжину, Каневу, Чернігову, Почепу, Гадячу, Стародубу, Остру та ін.

М.с. викликали величезне обурення серед усіх верств українського суспільства і стали головною причиною антимосковського повстання у Гетьманщині, а згодом і загибелі самого гетьмана І. Брюховецького.

>История России / Алексей Михайлович / Переяславская рада 1654 г. (кратко) >Переяславская рада 1654 г.

(кратко)

Переяславская рада 1654 г. (кратко)

В январе 1654 года Запорожское войско и Русское царство провели переговоры, которые историки стали называть Переяславской радой.

Данное историческое событие имело огромное значение как для России, так и для Украины.

Всё начиналось с того, что после нескольких попыток Украины дать окончательный отпор полякам Б. Хмельницкий решил попросить помощи у России. Рассмотрев казачью просьбу, Русское царство приняло решение о проведении мирных переговоров в городе Переяславле, для обсуждения всех сторон.

Тридцать первого декабря Василий Бутурлин вместе с российским посольством прибыл в город. Спустя семь дней туда же приехал и Богдан Хмельницкий во главе казаков.

Переговоры велись довольно напряжённо и не один час. В итоге казацкий старшина вместе с гетманом согласились дать присягу московскому царю Алексею Михайловичу. При этом, в тот день присягу принесли лишь около трёхсот человек, включая Богдана Хмельницкого. Однако, условия договора предполагали ответную присягу с российской стороны. Бутурлин же не захотел делать это от имени царя, отвечая «кто я такой, чтобы решать за голову великого государя». Данный часто исключаемый историками факт для многих современных историков довольно важен: ведь он и повлиял позже (спустя два года) на решение России заключить перемирие с Польшей.

После приезда Бутурлина в Россию казаки начали составлять собственные условия на которых они согласны быть подданными России. Так был написан список из одиннадцати пунктов и в марте 1654 года он был отправлен в Москву с Павлом Тетерей и Самойлом Богдановичем (судьями Запорожского войска).

В Москве список был пересмотрен, а сами пункты были дополнены. Так был сформирован Переяславский договор, который долгое время был известен в истории под названием «Мартовские статьи».

В число основных решений Переяславской рады входили:

· увеличение казачества до шестидесяти тысяч человек;

· Россия обязывалась осуществлять защиту Украины от Польши и татар;

· сохранялись все вольности и права Запорожского войска;

· высшие духовники Украины имели отныне царские привилегии;

· объединение усилий России и Украины против татар;

· налоги Украины отходили в московскую казну;

· Запорожское войско могло контактировать с иными державами при условии одобрения царя по уведомлению;

· Россия обязывалась содержать крепость Кодак.

Добавить комментарий

Закрыть меню