Пенсионное обеспечение РФ

Пенсионное обеспечение в РФ

Система пенсионного обеспечения предполагает начисление и выдачу гражданам специальных выплат, призванных заменить заработную плату в тех или иных ситуациях.

Наиболее широко распространена трудовая пенсии по старости, которая выдается после достижения определенного возраста и заменяет утраченный трудовой доход.

Многие страны имеют свои системы пенсионного обеспечения, которые различаются по ряду параметров. Например, достаточно широко варьируется возраст, в котором человек получает право на пенсию, средний размер и особенности формирования начислений.

Существуют два самых распространенных принципа формирования пенсии – распределительный и накопительный. Первый исторически сложился раньше, он заключается в том, что пенсионеры получают выплаты из тех средств, который отчисляют работающие граждане. Такую схему иногда называют также «принципом солидарности поколений». Она достаточно удобна при стабильной демографической ситуации, когда соотношение сегодняшних пенсионеров и работающих граждан изменяется мало. Если же это соотношение склонно к существенным колебаниям, то распределительная система может быть не эффективной. Кроме того, довольно важным недостатком данного принципа является невозможность для будущего получателя пенсии существенно влиять на размер выплат.

Накопительная система предусматривает прямую зависимость будущей пенсии от отчислений работающего человека. В этом случае все страховые выплаты направляются на индивидуальный счет, исходя из данных которого и формируется пенсия, когда застрахованное лицо получает на нее право.

До 2002 года в России пенсии выплачивались по солидарному (распределительному) принципу, однако затем было принято решение внести в пенсионное обеспечение элементы накопительной системы. Пенсия была разделена на страховую, базовую (позже была включена в страховую) и накопительную части. Средствами накопительной составляющей пенсии каждый человек может распоряжаться самостоятельно.

Накопительная часть пенсии инвестируется, а значит, может приносить доход. Как именно осуществлять инвестирование решает сам застрахованный человек, однако известно, что большая часть работающих граждан РФ в настоящее время не проявляет особого интереса к своим пенсионным накоплениям, поэтому и в их инвестировании не принимает никакого участия. По умолчанию накопительная часть пенсии находится под управлением государственной управляющей компании – «Внешэкономбанка». Однако вложить часть своих накоплений в одну из негосударственных УК или в некоммерческий пенсионный фонд каждый человек может в любое время.

Почему стоит перевести пенсию из «Внешэкономбанка» в негосударственный фонд? Большая часть НПФ предлагает своим клиентам доходность, превышающую (причем иногда очень существенно) аналогичные показатели государственной УК. Хороший НПФ реализует сбалансированную политику инвестирования, которая позволяет совмещать высокие выплаты клиентам с надежностью и безопасностью вложений.

Глава 1. Государственное пенсионное обеспечение в РФ

1. Основные положения о государственных пенсиях в РФ

1.1. Понятие государственной пенсии

Согласно ст.2 Федерального закона от 17.02.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» понятие «трудовая пенсия» — это «ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом».

Понятие «Государственная пенсия» согласно ст.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» — это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением госслужбы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесённого здоровью граждан при прохождении военной службы.

В России пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, не подлежат налогообложению. С 2002 года в стране началась Пенсионная реформа, которая разделила пенсию на три части: базовую, страховую и накопительную.

В результате реформы принята двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: гражданин может выбирать между Пенсионным Фондом РФ (ПФР) и одним из негосударственных пенсионных фондов. В случае размещения накопительной части пенсии в ПФР, застрахованное лицо может выбирать между государственной (ГУК, в настоящее время ВЭБ) и одной из частных управляющих компаний.

1.2. Виды государственных пенсий

По Федеральному закону от 15.12.2001, статьи 5 «о государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации» устанавливаются и выплачиваются следующие виды пенсий:

1.2.1. Трудовая пенсия по старости — назначается мужчинам 60 лет и женщинам 55 лет, при условии наличия пятилетнего трудового стажа. Если в вашей трудовой книжке отсутствует хотя бы пятилетний стаж работы, то вы начнете получать пенсию на пять лет позже: женщины – в 60 лет, мужчины – в 65. В этом случае назначается так называемая социальная пенсия, средний размер которой для недобравших пяти трудовых лет граждан составил в 2010 году чуть более 2800 руб. в месяц ( для сравнения: средняя трудовая пенсия по старости в 2010 году в России превысила 8000 руб.). Государственные ежемесячные денежные выплаты гражданам, достигшим установленного законом возраста и имеющим трудовой стаж требуемой законом продолжительности. Пенсионный возраст различается в зависимости от пола, условий труда и некоторых других факторов. Для работников с обычными условиями труда право на пенсию возникает у мужчин в 60, а у женщин — в 55 лет при наличии общего трудового стажа не менее 25 и 20 лет соответственно. Предусмотрены льготные основания пенсионного обеспечения (со снижением пенсионного возраста и сокращением требуемого общего трудового стажа) для следующих категорий граждан: женщин, родивших 5 и более детей и воспитавших их до 8 лет, а также матерей-инвалидов с детства, воспитавших их до того же возраста; инвалидов Великой Отечественной войны и других инвалидов, приравненных к ним в отношении пенсионного обеспечения; инвалидов I группы по зрению; граждан, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов), и диспропорциональных карликов. Лица, занятые на работах с особыми условиями труда, приобретают право на пенсию при пониженном пенсионном возрасте, если имеют специальный и, как правило, общий трудовой стаж определенной продолжительности. Пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам — по достижении 55 лет и женщинам — по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера. Женщинам, родившим двух и более детей, пенсия с учетом работы в указанных районах и местностях устанавливается при пониженных требованиях и к общему и к специальному трудовому стажу. Лицам, приобретшим право на пенсию и в связи с работой с особыми условиями труда, и в связи с работой на Крайнем Севере, пенсионный возраст снижается по обоим основаниям, т.е. право на пенсию возникает раньше, чем у лиц, имеющих одно основание для снижения пенсионного возраста (см. Гарантии и компенсации для работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Для назначения пенсии по старости лицам, занятым на работах с особыми условиями труда или в определенных климатических условиях, как правило, требуется наличие не только специального, но и общего трудового стажа определенной продолжительности. В то же время, если общего трудового стажа достаточно, а специального меньше, чем требуется, в некоторых случаях применяются пенсионные льготы, однако пенсия назначается по достижении более высокого пенсионного возраста, чем при требуемом полном специальном трудовом стаже. Это касается лиц, занятых на работах с особыми условиями труда, предусмотренных Списками № 1 и 2, а также работавших в районах Крайнего Севера и местностях , к ним приравненных.Безработным гражданам, имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (включая пенсию на льготных условиях), которые были уволены в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, пенсия по предложению органов по вопросам занятости и с согласия безработного может быть назначена досрочно, но не ранее чем за 2 года до установленного законодательством срока выхода не пенсию (см.

п.2 ст.32 Закона РФ «»О занятости населения в Российской Федерации»»). Пенсия устанавливается в размере 55% заработка и сверх того 1% заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. При назначении пенсии в связи с особыми условиями труда и работникам Крайнего Севера увеличение ее размера на 1% заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа, сверх необходимого для установления пенсии. Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75% заработка. Кроме того, размер пенсии не может быть ниже установленного законом минимального размера и не должен превышать максимальный размер. Работающим пенсионерам выплачивается в полной сумме (без надбавки на иждивенцев). Исключение составляет досрочная пенсия безработным, выплата которой при поступлении на работу не производится. Особенности пенсионного обеспечения лиц, пострадавших от радиационного воздействия, установлены Законом РФ «»О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»» и некоторыми другими нормативными правовыми актами.

1.2.2. Социальная пенсия — пенсия по государственному социальному обеспечению (гос. пенсия), устанавливаемая гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. В соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. (ст. 14) право на П. с. имеют постоянно проживающие в РФ: a) инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в т. ч. инвалиды с детства, не имеющие права на пенсию трудовую, либо на гос. пенсию по инвалидности; б) дети-инвалиды; в) дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на трудовую или гос. пенсию по случаю потери кормильца; г) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую или гос. пенсию по другим основаниям; д) граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую или гос. пенсию по другим основаниям. П. с., назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.

1.2.3. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца — начисляется нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, которые состояли на его иждивении. Родителям и вдовам (вдовцам) граждан, погибших вследствие военной травмы, а также одному из родителей или супругу, другому члену семьи, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает, пенсия назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении умершего. Государственные ежемесячные денежные выплаты нетрудоспособным членам семьи в связи со смертью кормильца либо его безвестным отсутствием. Какие члены семьи и при каких условиях считаются нетрудоспособными, определяется пенсионным законодательством. Так, в круг лиц, которым может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца по Закону РФ «»О государственных пенсиях в Российской Федерации»», включены дети, братья, сестры и внуки умершего, не достигшие 18 лет (учащиеся в возрасте от 18 до 23 лет — до окончания профессионального обучения в очных учебных заведениях) либо ставшие инвалидами до достижения 18 лет. При этом установлены дополнительные условия для братьев, сестер и внуков — отсутствие у них трудоспособных родителей. Пасынок и падчерица умершего имеют право на пенсию наравне с родными детьми; отец, мать, супруг (жена, муж) — если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами одной из трех групп. Наравне с отцом и матерью имеют право на пенсию отчим и мачеха, но при условии, если они воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее 5 лет; один из родителей или супруг либо дед, бабушка, брат или сестра умершего независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за его детьми, братьями, сестрами или внуками, не достигшими 14 лет, и не работает; дед и бабушка — при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. Хотя, по общему правилу, право на пенсию предоставляется членам семьи, состоявшим на иждивении умершего (см. Иждивение),законодатель делает исключение из этого правила для широкого круга лиц. Так, иждивенство детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств. Независимо от того, состояли ли они на иждивении умершего, назначается пенсия родителям и вдовам (вдовцам) граждан, погибших вследствие военной травмы. Не требуется факта иждивения и для перечисленных выше членов семьи, занятых уходом за несовершеннолетними в возрасте до 14 лет. Кроме того, пенсия может быть назначена родителям или супругу умершего, не состоявшим на его иждивении, если впоследствии они утратили источник средств к существованию. Семьи безвестно отсутствующих граждан при пенсионном обеспечении приравниваются к семьям умерших, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших вследствие военной травмы. Если смерть кормильца наступила вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пенсия назначается независимо от продолжительности трудового стажа кормильца. Пенсия на основаниях, установленных для семей военнослужащих (включая семьи партизан Великой Отечественной и гражданской войн), назначается, если смерть кормильца наступила вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы. При наступлении смерти вследствие общего заболевания право на пенсию зависит от наличия у кормильца общего трудового стажа, который был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности. При отсутствии трудового стажа требуемой продолжительности назначается пенсия при неполном общем трудовом стаже кормильца. Семьям умерших пенсионеров пенсия назначается на общих основаниях независимо от продолжительности общего трудового стажа кормильца. К таковым относятся те семьи, кормилец которых умер в период получения пенсии или не позднее 5 лет после прекращения ее выплаты. Семьям умерших пенсионеров из числа инвалидов вследствие военной травмы пенсия независимо от причины смерти пенсионера назначается как потерявшим кормильца вследствие военной травмы. Пенсия назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным. По общему правилу, она устанавливается в размере 30% заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не может быть ниже 2/3 минимальной пенсии по старости. Максимум пенсии установлен на уровне минимального размера пенсии по старости. Из приведенного правила сделаны следующие исключения. На каждого нетрудоспособного члена семьи пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы назначается в размере минимальной пенсии по старости. На каждого ребенка, потерявшего обоих родителей, и ребенка одинокой матери пенсия независимо от заработка кормильца устанавливается в полуторном размере минимальной пенсии по старости.

Пенсия по случаю потери кормильца выплачивается в полной сумме независимо от факта работы и размера получаемого заработка. По общему правилу, пенсия назначается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами в органы социальной защиты населения. Однако, если обращение за ней последовало не позднее 12 месяцев со дня смерти кормильца, пенсия назначается с этого дня. Как правило, на всех членов семьи, имеющих право на пенсию, оформляется одно пенсионное дело. Но по требованию любого члена семьи (либо его законного представителя) его доля пенсии выделяется и выплачивается отдельно. Пенсия по случаю потери кормильца назначается на основании Закона РФ «»О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву»» каждому из родителей по достижении отцом 55, матерью 50 лет независимо от того, состояли ли они на иждивении погибших (умерших) военнослужащих, в размере минимальной пенсии по старости. Эта пенсия может выплачиваться одновременно с пенсией по старости, по инвалидности, за выслугу лет либо с социальной пенсией. Пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца предусмотрено также Законом РФ «»О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»». Вдовы военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, не вступившие в новый брак, вправе получать 2 пенсии — пенсию по случаю потери кормильца за погибшего мужа и трудовую пенсию по старости, по инвалидности, за выслугу лет либо социальную пенсию. Пенсионное обеспечение семей, потерявших кормильца вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется с применением норм Закона РФ «»О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»».

1.2.4. Трудовая пенсия по инвалидности — пенсия, которая устанавливается в связи с нарушением здоровья человека (стойкое расстройство функций организма), которое привело к длительной или постоянной, полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или к существенным затруднениям в трудовой жизни. Условия и нормы пенсионного обеспечения по инвалидности зависят от характера трудовых отношений, причины наступления инвалидности, степени потери трудоспособности и др. В зависимости от потери трудоспособности выделяются 3 группы инвалидности:

Главная » Полезные статьи » Пенсионное обеспечение по старости

Пенсионное обеспечение по старости


Вернуться назад на Пенсионное обеспечение
Согласно статье 5 Федерального закона №166-ФЗ, выделяют следующие виды государственных пенсий:
1. Пенсионное обеспечение за выслугу лет. Выплаты назначаются федеральным гражданским госслужащим, военным, космонавтам, работникам летно-испытательного состава в целях компенсации заработка при осуществлении работы в определенных областях деятельности.
2. Государственные выплаты по старости. Устанавливаются отдельным категориям граждан, которые пострадали в результате воздействия радиации при катастрофе на ЧАЭС.
3. Пенсия по инвалидности. На нее могут рассчитывать военнослужащие, участники Великой Отечественной войны, космонавты, а также пострадавшие в результате радиационных катастроф, т.е. лица, ставшие инвалидами при прохождении службы или из-за аварии на ЧАЭС.

4. Выплата по случаю смерти кормильца. Право на такую пенсию имеют члены семей военнослужащих, космонавтов, пострадавших в результате катастроф.
5. Социальная пенсия. Назначается гражданам, которые не имеют страхового стажа и имею статус «нетрудоспособный».
Финансирование государственной пенсии происходит за счет федерального бюджета страны.
Трагедия, произошедшая в 1986 году на Чернобыльской атомной электростанции, стала огромным потрясением для всего СССР. Отголоски Чернобыльской катастрофы еще ни одну сотню лет будут о себе напоминать в том числе и на территории Российской Федерации. Поэтому вполне понятно желание Правительства обеспечить государственной пенсией как пострадавших от этой аварии, так и участников ликвидации этих страшных событий.
Вследствие этой катастрофы многие территории оказались непригодными для проживания. Выделяют несколько зон:
• зона отчуждения;
• зона отселения;
• зона проживания с правом на отселение;
• зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на государственную пенсию имеют:
1. Граждане, перенесшие облучение и прочие заболевания в результате событий 1986 года.
2. Инвалиды вследствие катастрофы.
3. Ликвидаторы последствий аварии с 1986 года по 1990-й год.
4. Работники зоны отчуждения.
5. Эвакуированные граждане, в том числе не родившиеся дети.
6. Лица, постоянно проживающие и работающие в зоне проживания.
Государственная пенсия по старости может быть назначена только лицам, которые пострадали в результате катастроф радиационного или техногенного характера.
Такое пенсионное обеспечение может быть назначено либо по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении», либо по закону Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В любом случае для назначения пенсии необходимо выполнение определенных условий. Одним из них является достижение установленного законом возраста и наличие определенного количества стажа.
Для установления государственной пенсии необходимо наличие 5 лет трудового стажа, а возраст назначения зависит от категории пострадавшего.
Одним из условий для назначения государственного пенсионного обеспечения является достижение установленного законом возраста.
Однако, различные категории граждан могут выйти на пенсию в разное время. Таким образом:
• участники ликвидации аварии в Чернобыле в 1986-1987 гг., эвакуированные граждане из зоны отчуждения и инвалиды вследствие этой трагедии имеют право выйти на пенсию в 50 лет — мужчины и в 45 лет – женщины;
• ликвидирующие последствия катастрофы в период с 1988 по 1990 год, а также граждане, получившие облучение, люди, занятые на эксплуатации АЭС и работах в зоне отчуждения могут получить пенсионное назначение в 55 (мужчины) и 50 лет (женщины).
Переселенные из зоны отселения граждане, а также работающие в данной зоне люди могут выйти на пенсию на льготных условиях. В этом случае общий установленный пенсионный возраст уменьшается на три года плюс еще на полгода за каждый прожитый, или отработанный год в зоне, но в совокупности не более 7 лет.

Граждане, которые имею постоянное место жительства в зоне проживания с правом на отселение, а также переехавшие из этой зоны, могут уменьшить возраст назначения пенсионной выплаты в общей сложности на 5 лет — 2 года + 1 год за каждые прожитые три года.
Для граждан постоянно проживающих в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсионный возраст уменьшается на 1 год плюс 1 год за каждые прожитые 4 года в загрязненном месте, но не более 3 лет.

Как уже говорилось ранее, размер государственного пенсионного обеспечения гражданам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы, полностью зависит от установленного базового размера социальной пенсии.
После наступления права на государственную пенсию, необходимо в любое время обратиться за ее назначением в Пенсионный фонд России:
• Сделать это можно лично или через законного представителя.
• Возможен также вариант обращения, не выходя из дома — через Личный кабинет на официальном сайте ПФР.
Выплаты осуществляются в месяце, следующим за датой назначения пенсионного обеспечения. Государственная пенсия по старости назначается до конца жизни.
Для назначения государственной пенсии по старости необходимо предоставить в Пенсионный фонд основной пакет документов, который содержит:
1. паспорт;
2. заявление о назначении пенсионного обеспечения;
3. сведения о страховом стаже.
Нужно иметь ввиду, что помимо перечисленного списка документов, в зависимости от категории получателей выплат, могут понадобится другие сведения и справки, подтверждающие причастие к катастрофе на ЧАЭС, которая дает право на пенсию по старости от государства.
Также, следует отметить, что в бумагах, содержащих сведения о периодах работы, необходимо указывать дату и номер выдачи, ФИО, период работы, а также основания их выдачи.
Выплаты по государственному пенсионному обеспечению производится каждый месяц и назначается до конца жизни.
Пенсионер по своему усмотрению сам выбирает организацию, которая будет заниматься доставкой денежных средств:
1. Почта России. Доставка пенсии осуществляется на дом, или, по желанию получателя выплат, деньги можно получать в почтовом отделении.
2. Банк. Можно получать в офисе кредитной организации, либо оформить банковскую карту.
3. Организация, занимающаяся доставкой пенсии. Возможны также два варианта получения выплат: лично в офисе, либо на дому.
Получатель пенсионных выплат в любой момент может поменять как организацию, так и способ доставки денежных средств, для этого необходимо просто подать заявление в ПФР.
Пострадавшие в результате событий 1986 года в Чернобыле имеют право сразу на несколько видов пенсионного обеспечения:
1. На государственную выплату по старости или инвалидности.
2. На страховую пенсию по старости (инвалидности).
В соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ страховая пенсия по старости может назначаться при наличии 9 лет рабочего стажа и количества баллов равного 13,8.
Страховое пенсионное обеспечение по инвалидности устанавливается, если есть хотя бы один зафиксированный рабочий день.
Пенсионер сам вправе выбрать наиболее выгодный для себя вариант пенсионной выплаты. Однако, назначение сразу двух пенсий невозможно, следует принять решение в пользу одного пенсионного обеспечения.

Пенсионная система
Трудовые пенсии
Пенсионное право
Назначение, перерасчет и выплата пенсий


Назад | | Вверх

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Институт туризма и международных экономических отношений

Реферат по дисциплине «Основы социального государства»

На тему «Пенсионное обеспечение в Российской Федерации»

Выполнила студентка 1 курса

Заочной формы обучения

Шатчина Н.В.

Санкт-Петербург, 2012 г.

Введение

Пенсионная система — один из громких вопросов на сегодняшний день.

Большинство жителей Российской Федерации доживают до, так называемого, пенсионного возраста, а некоторые, в силу жизненных обстоятельств, получают пенсию не зависимо от возрастного фактора.

Зачастую, пенсия бывает намного ниже прожиточного минимума пенсионера, что заметно сказывается на его материальном благополучии.

сентября 2007 года, тогдашний Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с установлением размеров базовых частей трудовых пенсий».

Целью данной работы является исследование и анализ пенсионной системы РФ, а также некоторая оценка недостатков пенсионной системы.

1.Понятие и уровни пенсионной системы

В результате проведения пенсионной реформы в 2002 году пенсионная система Российской Федерации включает в себя три уровня:

государственное пенсионное обеспечение

обязательное пенсионное страхование

дополнительное (негосударственное) пенсионное обеспечение и страхование

ГПО — часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также за счет ассигнований из федерального бюджета — социальных пенсий нетрудоспособным гражданам и государственных пенсий военнослужащим, государственным служащим и другим отдельным категориям лиц.

ОПС — часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

Д(Н)ПСиО — часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

.Виды и особенности назначения государственных пенсий

Государственные пенсии назначаются государственным служащим, а также социально-незащищённым гражданам РФ, не получившим по разным причинам право на трудовую пенсию.

Виды государственных пенсий в системе обязательного государственного пенсионного обеспечения и страхования:

государственные пенсии за выслугу лет

государственные пенсии по старости

государственные пенсии по инвалидности

государственные социальные пенсии

Государственные пенсии за выслугу лет устанавливаются федеральным служащим, военнослужащим и приравненным к ним профессиям при достижении ими стажа государственной службы не менее 15 лет.

Государственные пенсии по старости назначаются гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

Государственные пенсии по инвалидности назначаются гражданам получившим инвалидность.

Государственные социальные пенсии выплачиваются нетрудоспособным гражданам.

В системе обязательного государственного пенсионного обеспечения и страхования существуют виды трудовых пенсий:

трудовые пенсии по старости

трудовые пенсии по инвалидности

трудовые пенсии по случаю потери кормильца

Трудовые пенсии в системе обязательного пенсионного страхования зависят теперь не только от стажа работы, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов в Пенсионный Фонд РФ.

С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей — страховой и накопительной. Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по потере кормильца на составляющие части не предусмотрено.

Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами 1,2, и 3 группы.

На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем.

Правила те же, что и для банковских взносов, только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части трудовой пенсии, управляющими компаниями.

Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии, будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.

Таким образом, размер пенсии на�

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регламентируется целым рядом законодательных актов. К числу законодательных актов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения, относятся:

Конституция Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г.

№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.

Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии.

Действие Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, и к ним относятся: физические лица – граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам. Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан, а основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

федеральным государственным служащим;

военнослужащим;

участникам Великой Отечественной войны;

гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

нетрудоспособным гражданам.

Закон устанавливает четыре вида пенсий:

пенсия за выслугу лет;

пенсия по старости;

пенсия по инвалидности;

социальная пенсия.

Статья 1 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств:

лица, которые проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

лица, которые проходили военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;

лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

лица, проходившие службу в государственной противопожарной службе;

лица, проходившие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

лица, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы;

Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.

Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и выезжающих за пределы Российской Федерации.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии. Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

трудовая пенсия по старости;

трудовая пенсия по инвалидности;

трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

наступление инвалидности;

определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности. К страховым случаям в соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» относятся:

необходимость получения медицинской помощи;

временная нетрудоспособность;

трудовое увечье и профессиональное заболевание;

материнство;

инвалидность;

наступление старости;

потеря кормильца;

признание безработным;

смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

Налоговый кодекс РФ в ст. 213.1 устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. В гл. 24 НК РФ содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.

Трудовой кодекс РФ устанавливает порядок исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию.

Добавить комментарий

Закрыть меню