Педагогическая практика в школе

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Владимирский государственный гуманитарный университет

Технико-экономический факультет

Кафедра педагогики и методики преподавания «Технологии»

ОТЧЕТ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

в средней общеобразовательной школе № 2

г. Вязники Владимирской области

Выполнил:

студент гр. Т-41

Принял:

учитель: Максимова В.А.

методист:

кл. руководитель: Журкина М.В.

психолог: Куклин Е.А.

Владимир 2009

Раздел I.

Общие итоги практики.

1.1. Общие сведения о школе;

1.2. Обзор школьной документации;

1.3. Содержание деятельности учителя технологии;

1.4. Анализ учебно-материальной базы кабинета;

1.5. Анализ выполненной работы, рекомендации и выводы.

Развел II. Урочная деятельность по предмету.

2.1. Анализ учебной документации учителя технологии;

2.2. План-конспект урока учителя технологии;

2.3. Психолого-педагогический анализ одного из

фрагментов урока учителя.

Раздел III. Внеурочная деятельность.

3.1. Тематический план внеурочной воспитательной

деятельности с классом;

3.2. Анализ проведения своего учебно-воспитательного

мероприятия.

Раздел IV. Совершенствование психологической подготовки.

4.1. Психолого-педагогическая характеристика учащегося;

4.2. Психолого-педагогическая характеристика класса.

Раздел V. Развитие профессиональной компетенции.

5.1. Описание творческого объекта;

5.2. Формулировка темы исследования и тезисы выступления

по ней на итоговом семинаре.

Приложение

1.Лицензия

2.Устав муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»

3.История средней школы № 2 города Вязники

в послевоенный период.

4.Совершенствование внеклассной и внешкольной работы по воспитанию развитой личности через основные виды деятельности

5.Наградной лист

1.1.Общие сведения о школе

Я –иванова елена сергеевна студентка 4 курса технико-экономического факультета Владимирского Государственного Гуманитарного Университета проходила практику в «Средней общеобразовательной школе № 2 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла».

Школа расположена по адресу Владимирская область, г. Вязники ,ул. Сенькова, д. ½. Школа основана в 1963г и представляет собой трехэтажное здание. Основателем и первым директором (1963-1970) был Петухов Иван Михайлович – отличник народного просвещения, ветеран Великой Отечественной Войны. Сейчас директором является Маркелова Т.Н. В школе 35 классов-комплектов, всего 885 учеников. Учительский коллектив составляет 62 человека. Из них :33 педагога имеют первую квалификационную категорию, 7- вторую категорию, 23 учителя с высшей квалификационной категорией. В школе работает один заслуженный учитель – Елисеева Е.Б.. 15 педагогов награждены ведомственными наградами. Школа № 2 работает в две смены. Действует кабинетная система, поэтому каждый класс оснащен всем необходимым в соответствии с конкретным предметом и программой по нему. В школе оборудовано два компьютерных класса, также есть три мастерские для мальчиков и одна комплексная мастерская для девочек. СОШ № 2 имеет лицензию на профессиональное обучение по 3 специальностям:

1.токарь второго разряда, 2. оператор швейного оборудования, 3. оператор ЭВМ. В 10-11х классах информационно- технологический профиль. Занятия проходят в школе (1 час) и в Владимирском Государственном Гуманитарном Университете на физико-математическом факультете (1 час).

В основе всей деятельности школы лежит план, который составляется на каждую четверть и включает в себя всю суть работы внутри школьного руководства.

Коллектив школы очень дружный, сплоченный.

1.2.Обзор школьной документации

Школьными документами являются: устав, школьный план, штатное расписание, трудовые договоры и т.д.

Лицензия даёт право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, при соблюдении зафиксированных контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников.

Школьный устав разработан в соответствии с Гражданским и Трудовым кодексами Российской Федерации. Федеральным законом РФ от 12.01.1996 г «О некоммерческих организациях», Законом РФ от 10.07.1992″Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 ). Устав регулирует деятельность Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 суглубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» г. Вязники.

Учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы при наличии соответствующих лицензий. Учреждение создает условия для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Основными целями учреждения являются: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ. Адаптация личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. Учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребностей обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.

В соответствии с установленным статусом образовательное учреждение реализует образовательные программы.

  1. Программа начального образования – 4 года;

  2. Программа основного общего образования – 5 лет;

  3. Программа среднего (полного) общего образования – 2 года.

Школа имеет право на выдачу выпускникам документа государственного образца – аттестат об основном общем образовании, аттестат о среднем (полном) общем образовании.

Формами самоуправления Учреждения являются:
— Общее собрание (Конференция) работников Школы;
— Педагогический совет (Педсовет);
— Совет Школы;
— Родительский комитет.

Непосредственное руководство деятельностью Учреждения осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, который назначается Учредителем.

1.3.Содержание деятельности учителя технологии

Родионова Екатерина Ивановна окончила «Волгоградский Технологический Техникум».Закончив его, 14 лет работала в ателье. Прошла путь от технолога до заведующей ателье. Затем закончила техникоэономический факультет ВГПУ.И с 1984 года работает в школе № 2. Екатерина Ивановна ведёт занятия в 5 – 9 классах. Она ведёт свои уроки по экспериментальной программе 1996года, которая составлена Хотунцевым Ю.Л. – доктор физико-математических наук, профессор МПГУ; Симоненко В.Д. – доктор педагогических наук, профессор Брянского ГПИ. Программа предусматривает следующие разделы:

  1. кулинария;

  2. уход за одеждой;

  3. гигиена девушек, косметика;

  4. материаловедение, машиноведение, работа на швейной машине;

  5. рукоделие;

  6. конструирование, моделирование;

7. технология обработки изделий.

Екатерина Ивановна выбрала эту программу, т.к. она полностью удовлетворяет предъявляемым ею требованиям.

Родионова Екатерина Ивановна замечательный человек. Она доброжелательно относится к детям, умеет их увлечь. Нужно много сил, чтобы интересно организовать уроки. У детей возникает познавательный интерес к труду, желание овладеть каким-либо видом туда. Учителю необходимо не только организовать учебно-познавтельную деятельность, но и развивать личностные качества учеников. На занятиях Екатерины Ивановны дети развивают внимание, мышление, память.

Педагог учит овладению трудовыми навыками, которые возможно пригодятся в дальнейшем.

1.4.Анализ учебно-материальной базы кабинета

  1. учительский стол

  2. швейные машины(13 шт)

  3. гладильная доска с утюгом

  4. газовая плита (2 шт)

  5. холодильник

  6. парты(7 шт)

  7. аптечка

  8. дверь

  9. зеркало, примерочная

  10. раковина, чистящие средства

  11. классная доска

  12. стенд по технике безопасности при работе с утюгом, шв.машиной

  13. учебный материал(учебники, пособия),работы учеников

  14. окна (3 шт)

  15. конструктивная схема шв.машины

  16. работы учеников

  17. стенд – детали кроя платья

  18. выставка работ учеников

  19. стенд по технике безопасности при работе с иглой, ножницами

  20. ручные шв. машины( 7 шт )

Кабинет обслуживающего труда представляет собой комбинированную мастерскую. В кабинете находятся одновременно оборудование для проведения уроков кулинарии и для материаловедения, машиноведения. Это не очень удобно. Но у школы нет средств и места для оборудования отдельной мастерской. Это ничего, что мало места; Екатерина Ивановна сумела рационально организовать пространство. В классе 7 парт, стоящих в ряд, чтобы учитель мог одновременно видеть всех учеников. Учительский стол по середине, за которым находится шкаф с учебной литературой, пособиями, раздаточными материалами. Инструкции по технике безопасности представлены на стендах, расположенных на стенах кабинета. Это инструктаж по Т.Б. при работе с иглой, ножницами, швейной машиной, при влажно-тепловой обработке изделий. На стендах представлены также элементы учебной программы: чертежи деталей кроя платья, конструктивная схема швейной машины, стенд «Шьём на уроке» с программными изделиями: платье (6 класс), юбка (7 класс), фартук и косок (5 класс). Стены помещения также украшены работами учащихся и самого учителя. Здесь представлены работы, выполненные во внеурочное время (на кружках): вышивка крестом, гладью, тамбурным швом; картины из кожи; вязание крючком; картина, выполненная в технике аппликации; картина в лоскутной технике. В кабинете много шкафов; в них хранится всё необходимое на уроках обслуживающего труда.

1.5. Анализ выполненной работы, рекомендации и выводы.

Учительский состав школы принял нас радушно. В первый день мы познакомились с завучем – Ларисой Станиславовной. Она с радостью ответила на все вопросы студентов. Немного рассказала о школе. В этот же день нас представили учителям технологии. У девушек это Родионова Екатерина Ивановна. Ознакомившись с мастерской, я увидела что она комплексная. Это не очень удобно: раковины и плиты находятся на разных концах кабинета. Да к тому же мастерская не совсем оборудована для проведения уроков кулинарии. В помещении нет вытяжки, без которой невозможно обойтись при приготовлении. Зато кабинет, на мой взгляд, отлично оборудован для проведения уроков по работе на швейных машинах( их в классе 13). Каждое рабочее место отделено и девочки не мешают друг другу.

В школе действует кабинетная система, поэтому каждый класс оснащен всем необходимым в соответствии с конкретным предметом плакатами, стендами. Ученики могут использовать их как вспомогательный материал при ответах на уроке.

Введение 3

1. Характеристика Муниципального общеобразовательного учреждение общеобразовательной школы имени Алексея Некрасова города Кирово — Чепецка Кировской области. 5

1.1 Общая характеристика 5

1.2 Организационно-правовая характеристика Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов имени Алексея Некрасова города Кирово — Чепецка Кировской области 7

1.3 Характеристика организационной структуры 12

1.4 Характеристика структуры управления 15

2. Анализ нормативно-правовых актов……………………………………………….18

Анализ деятельности Муниципального общеобразовательного учреждение общеобразовательной школы имени Алексея Некрасова города Кирово — Чепецка Кировской области.

3.1 Общая характеристика 20

3.2 Анализ реализаций управленческих функций 24

3.3 Анализ кадрового обеспечения 25

3.4 Анализ значимости сотрудника для организации 28

3.5 Анализ факторов внешнего воздействия 28

Заключение 31

Приложение………………………………………………………………….32

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-ознакомительная практика является важным этапом подготовки квалифицированных специалистов. Она является видом учебно-вспомогательного процесса, в ходе которого закрепляются теоретические знания на производстве. Практика является завершающим этапом в процессе подготовки экономиста к самостоятельной производственной деятельности.

Одно из главных требований к подготовке специалистов высшей квалификации – её связь с практикой, знание конкретных задач, особенностей будущей практической деятельности. Важным звеном этой связи является учебно-ознакомительная практика. Цели и задачи учебно-ознакомительной практики – это систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний, полученных по дисциплинам специализации; приобретение практических навыков работы.

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление студенты проходят учебно-ознакомительную практику менеджмента 2 недели.

Сроки прохождения практики: с 16.01.2012 по 29.01.2012 года

Цели:

  1. Формирование профессионального мышления, профессиональной мотивации у будущих специалистов в области регионального управления, производственного самоуправления и деятельности служб управления персоналом, психологии управления.
  2. Закрепление и углубление знаний в области государственного и муниципального управления или управления персоналом, применение их на практике.
  3. Формирование профессиональных умений в области управления.

В ходе прохождения Экономической и практики менеджмента (специальность ГМУ) должно быть обеспечено решение следующих задач:

– проведено ознакомление с общей характеристикой органа власти, предприятия, учреждения, организации (название, организационно-правовая форма, виды деятельности, место в системе власти или в системе рыночных отношений);

– изучена общая структура органа власти, предприятия, учреждения, организации, функции отдельных подразделений и механизм взаимосвязи между ними, комплекс оказываемых услуг;

– проанализирована структура и организация управления в данном органе власти, предприятии, учреждении, организации и сформулированы выводы относительно ее сильных и слабых сторон;

– изучена деятельность менеджеров по управлению персоналом, формированию мотивации работников и сформулированы выводы о ее эффективности.

Объектом прохождения учебно-ознакомительной практики менеджмента является Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Алексея Некрасова города Кирово — Чепецка Кировской области.

1 Характеристика Муниципального общеобразовательного учреждение общеобразовательной школы имени Алексея Некрасова города Кирово — Чепецка Кировской области

    1. Общая характеристика

История создания

Решением исполкома горсовета г. Кирово-Чепецка от 14.06.1963 года создана средняя общеобразовательная школа № 8.

Первый директор Мясникова Галина Васильевна, закончившая МГУ, по распределению направлена в Кирово-Чепецк, ставшая здесь «Заслуженным учителем СССР». При ней школа, работавшая над темой «Учебному процессу – постоянное совершенствование», стала первой в области школой, работающей по кабинетной системе.

В школе была организована работа с молодыми учителями («Школа молодого учителя» – это для учителей всего города). Ежегодно подводили итоги работы; констатируя достижения и выискивая причины неудач, намечали основные направления на будущий год.

За время ее работы получили звания «Заслуженный учитель» – Лопатина Инна Николаевна – учитель русского языка и литературы, Лазарева Ольга Константиновна – учитель начальных классов, Субботина Зинаида Алексеевна – учитель географии, впоследствии первый учитель в области, получивший звание «Народный учитель», на базе ее кабинета Министерство просвещения вело работу со всеми школами страны — это был опорный кабинет Министерства Просвещения, звание «Отличник просвещения» получили – Логинова Валентина Арсентьевна – учитель русского языка и литературы, Дёмшина Людмила Николаевна – учитель физики, Трусова Любовь Николаевна – учитель иностранного языка и другие.

После перевода Мясниковой Г.В. в Киров директором школы стал Ишимов В.Д.

Далее школу возглавила Перевозчикова Антонина Григорьевна, «Отличник просвещения».

С 1983г по 1995г. – директор школы Караваева Маргарита Николаевна, «Отличник просвещения», работавшая заместителем директора школы с 1968 по 1983г.

Школа продолжала работать, как школа работала при первом директоре Мясниковой Г.В. Школа, являлась опорной школой Министерства Просвещения и области.

С 1995 по 2000 гг.– директор Горбунов А.А. – школа первая в городе – школа с кадетскими классами.

С 2000 по 2002 гг. – директор Сысуева Ирина Всеволодовна.

С 2002 года по настоящий день школу возглавляет Метелев Анатолий Геннадьевич.

Постановлением главы администрации г.Кирово-Чепецка от 14.02.2001года школа № 8 переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов имени Алексея Некрасова города Кирово-Чепецка Кировской области.

4 февраля 2001года школе № 8 было присвоено имя Алексея Некрасова, выпускника школы, воина-десантника 6 парашютно-десантной роты 76 Псковской дивизии 104 полка, геройски погибшего в Чечне, награжденного Орденом Мужества (посмертно).

Ежегодно в школе проходят мероприятия: День памяти 6-ой роты, Уроки Мужества, День героев Отечества, вахты памяти.

11 августа 2000г открыт Зал солдатской славы – центр патриотического воспитания в школе (проходят экскурсии области, беседы, встречи с ветеранами боевых действий, организуется исследовательская деятельность).

Организационно-правовая характеристика

Полное наименование учреждения (в соответствии с Уставом):

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов имени Алексея Некрасова города Кирово — Чепецка Кировской области.

Ф.И.О.

директора учреждения: Метелёв Анатолий Геннадьевич.

Почтовый адрес учреждения: 613045 город Кирово- Чепецк, Кировская область, проезд Лермонтова, д. 1.

Телефон учреждения: 8/83361/ 5-19-43, 5-28-40

Факс учреждения:_8/83361/ 5-19-43

E-mail учреждения: nekrasowschool@yandex.ru

Лицензия: Серия А № 114397, регистрационный № 43/ДО.ЦО-980/64 от 22 марта 2007 г.

В апреле 2010г. школа успешно прошла аттестацию всех видов образовательной деятельности в рамках государственной аккредитации. Свидетельство об аккредитации: от 29 апреля 2010 г. Регистрационный № 1565 Серия ОП 015299

Школа, является некоммерческим образовательным учреждением.

Учредителем Школы является муниципальное образование Кирово – Чепецкий муниципальный район Кировской области (далее — Учредитель). Функции и полномочия Учредителя Школы осуществляются администрацией муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области. Отношения Школы с обучающимися и их родителями (законными представителями) регулируются в порядке, установленном настоящим Уставом и другими локальными актами Школы.

Школа является муниципальным казенным образовательным учреждением, созданным с целью осуществления образовательного процесса: реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего образования. Деятельность Школы направлена на:- сохранение и укрепление физического и психического здоровья, физическое, интеллектуальное и личностное развитие обучающихся,- формирование общей культуры личности на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;- адаптацию обучающихся к жизни в обществе;- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;- формирование здорового образа жизни.

В своей деятельности Школа руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Законом Кировской области » Об образовании в Кировской области», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, другими нормативными правовыми актами РФ и Кировской области, решениями органов управления образования всех уровней, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, настоящим Уставом и локальными актами Школы.

Школа является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством РФ, имеет самостоятельный баланс и лицевые счета в финансовом органе муниципального образования. Школа имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Открытие лицевых счетов осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Школа имеет печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

Школа в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании. Форма указанных документов определяется Школой. Указанные документы заверяются печатью Школы.

Школа несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за:

а) невыполнение функций, отнесенных к её компетенции;

б) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования и соответствие федеральным государственным образовательным стандартам;

в) жизнь и здоровье обучающихся и работников Школы во время образовательного процесса;

г) нарушение прав и свобод обучающихся и работников Школы;

д) иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

Школа вправе участвовать в создании образовательных объединений в форме ассоциаций или союзов, направленных на развитие, совершенствование образования и действующих в соответствии со своими уставами. По инициативе обучающихся в Школе могут быть созданы детские общественные объединения.

В Школе не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно — политических, религиозных движений и организаций.

Медицинское обслуживание воспитанников и обучающихся в Школе обеспечивается медицинским персоналом больниц г. Кирово-Чепецка. Медицинский персонал, наряду с администрацией и педагогическими работниками Школы, несет ответственность за проведение лечебно — профилактических мероприятий, соблюдение санитарно — гигиенических норм, режим и качество питания воспитанников и обучающихся. Школа предоставляет соответствующее помещение для работы медицинского персонала и осуществляет контроль их работы. Школа имеет право предоставить медицинскому учреждению в порядке, установленном действующим законодательством, в пользование движимое и недвижимое имущество для медицинского обслуживания обучающихся, работников Школы и прохождения ими медицинского обследования.

Школа организует питание обучающихся. Школа выделяет специальное помещение для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи Школа осуществляет контроль за организацией питания в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы.

Школа находится в непосредственном подчинении Управления образовании по Кировской области.

Школа в соответствии с гражданским законодательством РФ от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ей полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде.

Школа имеет смету доходов и расходов, утверждаемую Управлением.

ОТЧЕТ СТУДЕНТА О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Оценка работы студента-практиканта

I. Учебная работа

№№ Виды работ Кол-во Оценка и подпись преподавателя
Всего дано практикантом уроков
Из них уроков по системе развивающего обучения
Посещено уроков учителей
Посещено уроков студентов-практикантов
Проанализировано уроков
Изготовлено наглядных пособий
Проведено занятий с неуспевающими

Общая оценка за учебную работу по языку________________________________

Общая оценка за учебную работу по литературе___________________________

Групповые руководители (по яз.) ________________ (по лит)________________

Воспитательная работа

№№ Виды работ Кол-во Оценка и подпись преподавателя
Проведено внеклассных мероприятий
Проведено классных часов
Посещено внеклассных занятий учителей

Общая оценка за внеклассную работу____________________________________________________

Преподаватель кафедры педагогики_____________________________________________________

(подпись)

Оценка за научную исследовательскую работу________________________________________

Научный руководитель_______________________________________________________________

(подпись)

Оценка за трудовую дисциплину____________________________________________________

Групповой руководитель_____________________________________________________________

(подпись)

Итоговая оценка за педпрактику_______________________________________________________

Курсовые руководители (по яз)____________________________(по лит.)_____________________

(подпись)

ПЛАН-ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ

Дата Класс Тема Ф.И.О учителя Оценка Подпись
“Собирательные числительные”
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой».
“Порядковые числительные”
В. Г. Распутин «Уроки французского»

Групповые руководители_____________________________________________

(подпись)

КОНТРОЛЬНЫЕ СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЗАДАНИЙ

№ п/п Содержание деятельности Контрольные сроки Отметка о выполнении
1. 2. 3. 4. Участие в установочной конференции Выполнение заданий: по методике обучения русскому языку и литературе Оформление и сдача отчета Участие в итоговой конференции

Групповой руководитель_____________________________________________

(подпись)

М.П.

ОТЧЕТ СТУДЕНТА О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Я, Рахматуллина Разиля Зуфаровна, в период в период с 8.02 по 8.03 находилась на педагогической практике в МБОУ «Школа № 9 с углубленным изучением английского языка».

Встреча со школьной администрацией и педагогическим коллективом принесла мне только положительные впечатления. Учитель-предметник и классный руководитель старались оказывать мне посильную помощь в проведении уроков русского языка и литературы, а также внеклассных мероприятий, осуществлять психологическое исследование коллектива учащихся.

Особую важность для меня представляла беседа с учителем-предметником, в ходе которой она рассказала об особенностях подготовки уроков русского языка и литературы: так, на уроках русского языка теоретический материал она распределяет по блокам, «разбавляя» практическими заданиями; уроки литературы изобилуют наглядностью. Продуктивным было и посещение уроков учителя. Было заметно, что учащиеся уже привыкли к такому построению занятий, и мне было легче готовить такие уроки, на которых им было бы комфортно работать.

План педагогической практики мной выполнен полностью: я провела в общей сложности 4 учебных занятий (2 уроков русского языка и 2 уроков литературы), внеклассные мероприятия, а также замещала классного руководителя и осуществляла научно-исследовательскую деятельность по выявлению социально-психологических особенностей коллектива учащихся вверенного мне класса. К каждому уроку я тщательно готовилась, изучала рабочую программу по предметам, передовой опыт учителей-словесников и научную литературу по определенной теме; составляла сценарий внеклассных мероприятий и готовилась к их проведению вместе со школьниками. Качество проведенных мною занятий, считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса, и отзывы педагогов, присутствовавших на них. Особых проблем с дисциплиной на уроках также не было, поскольку я старалась подбирать интересный учебный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы с ним на занятиях.

Основные трудности в подготовке к урокам были связаны с широтой их тем, которые формулировал учитель. Сложным оказалось уложить весь запланированный материал в 45 минут. Поэтому часть материала всегда «пропадала», и мне приходилось оставлять ее на самостоятельное ознакомление.

В рамках уроков я часто использовала творческие задания (мини-сочинения, создание иллюстраций к художественному произведению, прием словесного рисования и т.п.), чему учащиеся были всегда очень рады и хорошо на это реагировали. Творческий подход в работе с учащимися, на мой взгляд, повышает их познавательный интерес к предмету и учебе в целом.

На протяжении всей практики я старалась себя проявлять исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. С учениками также старалась прежде всего находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. Кроме того, узнавая все больше и больше о каждом учащемся, я старалась к каждому из них найти индивидуальный подход, всегда обращала внимание на их речевую культуру, уровень которой в дальнейшем станет «визитной карточкой» каждого из них как профессионала, так и человека. Удалось найти подход и к «трудным» ученикам, хотя времени все же было относительно мало. С родителями учащимися, кроме оглашения результатов текущей успеваемости на собраниях, никакой работы я не проводила.

Особых замечаний по организации педагогической практики у меня нет. Подчеркну, что педагогическая практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она показала мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии, что тяжелый труд учителя мне близок и я готова в дальнейшем, после окончания учебы в вузе, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь, стать высококвалифицированным специалистом. Работа с детским коллективом достаточно сложна, однако радость общения с детьми, их готовность пойти навстречу человеку, который вкладывает много сил и труда в их развитие, огромна. Если свое будущее мне предстоит связать с педагогической деятельностью, я обязательно учту те промахи, которые допустила в рамках данной практики, постараюсь исправить их.

Основные направления деятельности студента по саморазвитию:взаимодействия с коллегами, подходы, основанные на практике.

Отчет по педагогической практике

Студентки ЛНУ имени Тараса Шевченко

Факультета иностранных языков

Специальности «Перевод»

5 курса

Алёшиной Алины Борисовны

Введение

Я проходила практику в специализированной школе № 5 I-III ступеней города Луганска.

Для прохождения практики были созданы все условия. Весь коллектив школы старался по возможности, помочь, передавая навыки работы в данной сфере.

Меня закрепили в качестве классного руководителя за Савкиной Анной Валентиновной, классной руководительницей 10-А класса, и преподавателем английского языка за Опрышко Линой Ивановной, учительницей английского языка 10-А класса. Они обе оказались замечательными специалистами. Наша совместная работа прошла плодотворно, поскольку были объединены жизненный, профессиональный опыт, большой практический опыт и теоретические знания, а также мое желание перенять этот опыт.

Школа № 5 является специализированной по многим предметам школой. Школа предоставляет возможность ученикам получить качественное среднее образование в специализированных классах с углубленным изучением:

-иностранного языка;

-физики и математики;

-химии и биологии;

-общественно-гуманитарных дисциплин;

-экологии;

-экономики.

В классах с углубленным изучением иностранного языка дети начинают учить английский с 1 класса, поэтому в школе есть специальные лингвистические кабинеты, оснащенные методическими материалами, что делает работу с детьми намного легче и интересней. Языковое знание у детей 10-А класса очень высокое, чего я вполне ожидала, и этот факт только расширил круг педагогических материалов, способов изложения информации и затрагиваемых тем в процессе практики.

Во время прохождения практики я регулярно консультировалась с методистом по возникающим вопросам. На все затруднительные вопросы, ситуации с помощью психолога и классного руководителя я находила конструктивные решения. Классный руководитель и учитель-предметник всегда с радостью отзывались на просьбы о помощи в организации учеников для работы, в оснащении кабинета для проведения тренинга, классного часа и уроков английского языка, давали профессиональные рекомендации по оформлению документации, советовали литературу и делились наработками.

За период практики я попробовала себя в роли преподавателя английского языка. Мною были проведены 8 уроков, в процессе которых я полностью прочувствовала тяжелую преподавательскую деятельность, все трудности, возникающие при работе с детьми, но также и радость от взаимодействия и возможности влияния и обучения школьников. Также я побывала в роли классного руководителя, проведя классный час и воспитательное мероприятие по китайскому языку. Основной темой моей воспитательной работы был выбор будущей профессии, так как я считаю, что эта проблема является одной из основных проблем, тревожащих школьников выпускных и предвыпускных классов и их родителей.

Попробовав себя в роли педагога, я в который раз убедилась, что теория и практика должны быть тесно связаны. И не всегда понятный материал в теории легко проходит на практике. Моя работа с подростками заставила меня увидеть свои недостатки в общении с ребятами. Очень часто, в случае, когда я теряла контроль над поведением группы, мне хотелось вести себя как авторитетный, строгий учитель, хотя этот стиль общения мне не присущ. В ходе работы находились более действенные приемы. Возбуждение интереса в детях с помощью познавательной и любопытной информации, привлечение внимания неожиданными фактами и подробностями еще раз напомнили мне о том, как важно сделать урок не только информативным, но и максимально интересным для учеников. Сухая информация не будет воспринята ими и скорее всего пройдет мимо ушей, не оставив никакого следа. Педагог должен уметь найти подход к фактам, чтобы излагать их наиболее оживленно, разбавляя теорию яркими примерами, знакомыми ребятам. Речь педагога должна быть адаптирована к восприятию школьников. Нужно учитывать возраст и уровень развития обучаемых, потому что иначе между педагогом и классом просто возникнет барьер, и соответственно плодотворного взаимодействия не получится.

Мне сначала было сложно садаптироваться в подростковой среде, была замечена некоторая скованность во взаимоотношениях. В связи с небольшой разницей в возрасте между мной и учениками, по началу они не воспринимали меня всерьез, относясь ко мне скорее как к подруге, чем как к учителю. Но затем их приятельское отношение переросло в уважение, когда я поделилась своим жизненным опытом и когда показала, что им есть чему у меня поучиться.

В процессе выполнения определенных заданий практики я закрепила теоретические знания, полученные в процессе обучения, а также усовершенствовала профессиональные умения и навыки в построении конструктивного взаимодействия с подростками, в написании практических материалов и проведении учебных занятий.

Анализ урока учителя

Для проведения анализа урока учителя, я выбрала один из уроков английского языка у учительницы 10-А класса, Опрышко Лины Ивановны. Темой урока было «Busy Days» по учебнику английского языка “Click On” (Unit 1). Урок был комбинированного типа. На этом уроке сочетались контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания. Структура урока включала в себя следующие этапы: организационный этап, проверка домашнего задания, постановка цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщение и систематизация знаний, выполнение задач стандартного и творческого типа, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Урок был очень качественно организован. И дети, и учитель были хорошо подготовлены. Конечно, бывали моменты, когда ученики не знали ответа на вопрос, но, в целом, класс был подготовлен очень хорошо.

Для проверки знаний учеников, учитель использовала разные подходы, такие как, например, постановка прямых вопросов конкретным ученикам, вопрос, обращенный к классу в целом. Она проверяла их готовность к работе с материалом, выполнение домашнего задания. Класс работал очень активно. Правда, несколько учеников по большей части молчали и отвечали лишь тогда, когда их спрашивали, сами не проявляя активности. Но это компенсировали остальные учащиеся, которые сами вызывались ответить и даже кричали с места без спроса, за что им не раз делались замечания. Для активизации внимания учеников, учитель использовала разные приемы. Она задавала много вопросов, ставила интересные задачи, всячески поощряла активность детей. На этапе проверки знаний, учитель использовала индивидуальный подход.

Что касается изложения нового материала, он был донесен до учеников очень доступно, логично и последовательно. Лина Ивановна излагалась четко и ясно, не допуская неточностей или ошибок и стараясь избрать при объяснении наиболее понятные детям слова и выражения.

Для закрепления новых знаний учащимся было предложено выполнение разнообразных упражнений, которые способствовали лучшему усвоению знаний.

Домашнее задание было дано ученикам в самом конце урока. Оно включала в себя выполнение упражнений по учебникам, изучение лексики урока, работа с текстом. Задание было дано для всех учащихся, не учитывая какие-либо индивидуальные их особенности, так как в классе все дети находятся практически на одном уровне знаний.

В ходе урока Лина Ивановна проявила свое мастерство, как педагог. Она умело вела себя с детьми, использовала разные подходы для подачи и проверки знаний. Она хорошо владела собой, была внимательна и наблюдательна.

Делая вывод, можно сказать, что, проведенный у 10-А класса, урок английского языка был очень успешным и продуктивным.

Психологический анализ урока.

Мной был проанализирован урок учителя математики. Урок так называемого «классического типа», то есть опрос домашнего задания и выделение ключевых моментов, которые помогут в понимании новой темы, изложение нового материала в виде лекции, беседы, диалога, закрепление материала (задачи, упражнения). И, конечно, домашнее задание.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Психологический анализ моментов урока. Ошибки и недоработки.

Начало урока Учитель приветствует ребят, отмечает присутствующих и отсутствующих. Потом начинает опрос домашнего задания, вопросы ставятся как отдельным ребятам, так и всему классу. В конце опроса подводится итог. Учитель делает обобщение по домашнему заданию. Все затихли и смотрят в тетради, повторяя домашнее задание Учитель старается держать весь класс в напряжении – ставя вопросы всему классу. Хорошая дисциплина и поведение достигается строгим и постоянным контролем за ответами учащихся. Однако не удается вовлечь весь класс в работу, так как есть дети, имеющие очень низкие знания по математике. Вся их деятельность на уроке ограничивается записями в тетрадь. Когда учитель спрашивает их, они молчат.

Введение нового материала Подведя итог по уже изученному материалу прошлого урока, учитель вводит несколько новых понятий, далее идет активная работа с ними. Деятельность стимулируется оценкой: «Кто сделает первым и правильно, объяснит, получит пятерку.» Каждый ученик выполняет задание сам, в противном случае оценка делится на двоих.

Интерес к выполнению задания был связан не столько с его математическим смыслом, сколько с новизной материала и желанием получить оценку. Задания вызывали определенный интерес, так как были составлены самим учителем, а не взяты из учебника. Дополнительная мотивация была дана результатом оценивания первого ученика.

Учителю удалось вовлечь в работу всех, однако не были учтены знания по предмету учащихся. Более сильные ученики справлялись с работой очень быстро.

Домашнее задание Учитель не только говорит номер упражнения и, а также объясняет, что нужно сделать(задание говорится устно а также записано на правой стороне доски – к чему ученики уже привыкли) Ученики записывают задание в дневники Дополнительная работа с домашним заданием обязательна для уверенности учителя, что все записали его в дневник

Подведение итогов Учитель объявляет оценки, объясняет их ученикам и выставляет их в журнал. Также учитель предупреждает некоторых учеников, которые слабо работали на уроке или не до конца сделали домашнюю работу. Ученики внимательно слушают оценки, всем ужасно интересно, что получили другие.

Подведение результатов необходимо, чтобы справедливо оценить труд ученика на уроке и повысить интерес к предмету, стимулировать его дальнейшую деятельность в изучении данной дисциплины.На мой взгляд, дух соперничества присутствует полно и не только на уроке алгебры, а вообще во всем. Может быть, это и неплохо, но все же учителю нужно обратить особое внимание на коллективную работу учащихся, все- таки на урок приходят все вместе.

Выводы и замечания:

Если бы я наблюдала, а не вела этот урок, возможно, тогда я бы уловила все детали и интересные моменты, которые нуждаются в анализе. Свои ошибки анализировать труднее, ошибки других всегда видны.

Но в целом урок прошел неплохо. Дело в том, что это был не первый урок и мне уже удалось установить хороший контакт с классом и наладить рабочую атмосферу. Урок идет быстро и детям приходится быстро переключаться от одной деятельности к другой. В противном случае урок выходит за рамки сорока минут, а отбирать перемену у детей нельзя.

Урок идет организованно, так как был подготовлен и продуман заранее. Но еще присутствуют слабые стороны, в основном делается упор на искусственный успех.

Создание положительной мотивации шло главным образом за счет оценивания, но этого мало. Нужно еще использовать особенности своего предмета для заинтересованности детей. У меня была попытка, но на мой взгляд надо все моменты урока связывать с темой интересной для учащихся, где они могут проявить свой опыт и наблюдения. Именно тогда будет делаться упор на жизнь и все её сложные взаимосвязи.

Добавить комментарий

Закрыть меню