Печорин и водяное общество

«Водяное общество» в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Главная / Сочинения по русской литературе / Лермонтов М.Ю. / «Водяное общество» в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» — это роман, в котором ярко раскрыты социально–психологические проблемы. В содержание романа автор всеми силами пытается передать и описать внутренний мир главного героя, который являлся образом молодого поколения тех времен. М.Ю. Лермонтов создает разные жизненные сцены и эпизоды, в которых он показывает конфликт главного героя и окружающего его общества.
В одной из повестей романа «Княжна Мэри» личность Печорина прямо противопоставлена участникам водяного общества. Что это за общество такое? Это круг людей – местного и столичного дворянства, которые передают основные черты характера и поведения людей той эпохи. Что главенствует в таком обществе – лицемерие, наигранные эмоции, чувства зависти друг к другу, мелкие интрижки и грязные сплетни.

«Водяное общество» сравнивается со светским кругом людей.
Проводя время в таком обществе, Печорин противостоит практически всем его членам. Но, есть и похожие образы. К примеру, Грушницкого можно отнести к пародийному персонажу, который во всем пытался подражать Печорину. Он пытался изображать чувства радости и счастья, хотя на самом деле не испытывал ни того, ни другого. Он пытается создать романические отношения, но, как только попадает в них, то сразу же теряется. Он пытается произвести впечатление на окружающих, и это доходит до карикатурностей. Поступок Грушницкого на дуэли низок и подл. Он лишает его мужского благородства и чести. Его самолюбие затмевает все остальные эмоции.
Образ Вернера можно сопоставить с образом Печорина. Они оба остроумны, оба имеют одинаковые взгляды на общество. Но, внутренний мир главного героя рвется вперед, на встречу жизни. А нутро Вернера наполнено спокойствием и пассивностью.
Несколько ярких женских образов были созданы автором для того, чтобы как можно глубже раскрыть характер главного героя. Описание княжны Мери самое подробное. Отношения с княжной наталкивают Печорина на создание глубоких дневниковых записей, в которых он пишет об их разговорах, в которых герой делится своим отношением к окружающим.
Образ Веры дан неполно. Но, именно отношения с этой женщиной показывают читателю тот истинный факт, что Печорин не умел любить по-настоящему и совершенно не разбирался в чувствах женской любви.
После приезда Григория Александровича в Пятигорск, мы можем познакомиться с описанием семейных отношений того времени. Отдельный класс составляют статские и военные мужики. Особо пылкая речь ведется о молодежи «водяного общества». Рассказывается про их неведомую страсть к вечерним балам, к празднованиям, на которых постоянно ведутся грязные сплетки. Это провинциальное общество так походило на светское сборище таких же лицемерных и пустых людей.
Поэтому, тема «водяного общества» не зря затронута М.Ю. Лермонтовым. Он пытался раскрыть и показать сущность взаимоотношений отдельной личности и целого общества того времени и той эпохи.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

  • Образ Веры в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Женские образы в романе «Герой нашего времени»
  • Бэла и Мери (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Любовь в жизни Печорина (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • / Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

    Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

    До сих пор прослеживались попытки Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга. Безуспешность этих попыток, как видели, объясняется не узостью героя, а ограниченностью тех, с кем сводила его судьба. В «Княжне Мэри» мы видим Печорина в кругу, социально более ему близким. Однако столкновение героя с отдельными людьми сменяется здесь конфликтом с обществом в целом. Может быть, именно поэтому «Княжна Мэри» — самая большая по объему часть романа.
    Для Печорина при его одиночестве дневник, «журнал», — единственный «достойный собеседник», с которыми он может быть в полнее искренним. И еще одна ценность журнала: Это – душевная память Печорина.

    Жизнь его, кажется, разменивается на пустяки, и поэтому ему особенно важно увидеть смысл происходящих событий, сохранить их след, чтобы не оказаться в положении человека, состояние которого передана в стихотворении «И скучно, и грустно…».

    Самолюбиво не прощая Печорину его превосходства, Грушницкий, драгунский капитан и прочие члены «водяного общества» полагают, что Печорин гордится своей принадлежностью к петербургскому свету, к гостиным, куда их не пускают. Печорин же, хотя и не может не быть ироничным по отношению к «водяному обществу», не только не гордится своим превосходством, но болезненно воспринимает это расстояние между собой и другими, ведущая к враждебности: «Я вернулся домой, волнуемый двумя различными чувствами». Первое было – грусть. «За что они меня ненавидят? — думал я – За что? Обидел ли я кого-нибудь? Нет. Неужели я принадлежу к числу тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательность. И я чувствовал, что ядовитая злость мало помалу наполняла мою душу». Переход от иронии грусти, от нее – к ядовитой злости, побуждающей действовать, чтобы не оказаться посмешищем ничтожных людей, характерен для отношений Печорина к «водяному обществу» в целом, и в частности Грушницкому.
    Печорин при всей его ироничности довольно добр, он не предполагает в Грушницком способности убивать (и даже не словом, а пулей), не предполагает низости, агрессивных проявлений самолюбия.
    «Врожденная страсть противоречить» в Печорине – не только признак рефлексии, постоянной борьбы в его душе, но и следствие постоянного противоборства с обществом. Окружающие так ничтожны, что Печорин постоянно хочет быть непохожим на них, поступать вопреки им, делать наоборот. Причем сам Печорин иронизирует над этим упрямством: «Присутствие энтузиазма обдает меня крещенским холодом, и, я думаю, частые сношения с вялым флегматиком сделали бы из меня страстного мечтателя.» Грушницкий несносен своей фальшивостью, позерством, претензиями, на романтизм – и Печорин в его присутствии чувствует неодолимую потребность в прозаической трезвости слов и поведения.
    Согласие Грушницкого участвовать в заговоре, предложенным драгунским капитаном, пробуждает в Печорине «холодную злость», но он еще готов простить «приятелю» его мстительность, распускаемые им в городе «разные дурные слухи» — за минуту честности «Я с трепетом ждал ответа Грушницкого, холодная злость овладела мною при мысли, что если б не случай, то я мог бы сделаться посмешищем этих дураков». Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею. Но после некоторого молчания он встал с своего места, протянул руку капитану и сказал очень важно: «Хорошо, я согласен». Законы чести не для этих людей писаны, точно также, как и не для «мирного круга честных контрабандистов».
    Готовность Печорина к благодарной человечности разрушена низостью Грушницкого, согласного на обман в дуэли. Однако Печорин, как шекспировский Гамлет. Не один раз должен убедиться в том, что подлость неискоренима в этом человеке, прежде чем решится на возмездие. Жестокость Печорина вызвана оскорблённостью не за себя только -за то, что на границе жизни и смерти в Грушницком мелкое самолюбие оказывается сильнее честности, благородства.

    Беру!

    35703 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    Добавить комментарий

    Закрыть меню