Пассионарной теории этногенеза

описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Была опубликована в виде статей в рецензируемых журналах, представлена в виде диссертации на соискание степени доктора географических наук (защищена, но не утверждена в ВАК) и депонирована в виде рукописи «Этногенез и биосфера Земли» в ВИНИТИ РАН, позднее издана в виде монографии в издательстве ЛГУ (1989 год). Теория Гумилева определяет и описывает понятия этноса (точнее, несколько видов этнических систем), вводит понятие пассионарности, описывает типичные процессы этногенеза и взаимодействия этносов.

Пассиона́рная тео́рия этногене́за (теория пассионарности и этногенеза) Льва Гумилёва

Взгляды Гумилёва, выходившие далеко за рамки традиционных научных представлений, вызывают споры и острые дискуссии среди историков, этнологов и др. Его работа не встретила понимания и поддержки учёных ни в СССР, ни за пределами Советского Союза.

В настоящее время Пассионарную теорию этногенеза преподают в высших школах России (например, в МГУ), Казахстана, Узбекистана как одну из теорий развития этноса.

Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами:

Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия и консорция. Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.

Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.

Не являются терминами и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел их в научный оборот социологии

Химера — этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплементарность) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам. В её среде расцветают антисистемные идеологии. Например: контакт хуннов и китайцев в III в. н. э. (после захвата большей части Ханьского Китая хуннами), Арабский халифат в X в. н. э., Болгарское царство (созданное болгарами на славянских землях в 660 г. н. э.), государства инков и муисков, Хазарский каганат, Волжская Булгария.
Ксения — сочетание, при котором один этнос — «гость», вкрапление в теле другого, — живёт изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина». Например, в Российской империи — колонии поволжских немцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса.
Симбиоз — сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя своё национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он — оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов.

Не является термином и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел этот термин в научный оборот философии

Этническая антисистема: системная целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей.

Пассионарность (от фран. passioner — увлекаться, разжигать страсть) — избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради высоких целей. Пассионарность — это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки, статуса-кво. Деятельность эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека героем, ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находятся в составе толпы, определяя её потентность в ту или иную эпоху развития этноса.

Понимание пассионарности у Л. Н. Гумилёва несколько различается в разных работах. По сути, это социально-историческое явление, характеризующееся появлением в ограниченном ареале большого числа людей со специфической активностью (пассионариев). Мера пассионарности — удельный вес этих пассионариев в социуме.

Часто под пассиона́рностью понимают наследуемую характеристику, определяющую способность индивида (и группы индивидов) к сверхусилиям, сверхнапряжению. Сам основоположник пассионарной теории этногенеза приводил примеры, но о природе и сущности пассионарности не говорил. Гумилёв лишь указал, что пассионарность индивида по сути является психологической переменной и зависит, вероятно, от мутаций, вызываемых космическим излучением «Каков характер этого излучения? Здесь мы можем строить только гипотезы. Их две. Первая — о возможной связи пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности, обнаруженной Д. Эдди. Вторая гипотеза — о возможной связи со вспышками сверхновых»(Л. Н. Гумилёв «Конец и вновь начало»). В современных исследованиях личностные проявления пассионарного поведения получили название Вигоросность.

Л. Н. Гумилёвым была предложена и более тонкая классификация по признаку пассионарности, включающую девять её уровней.

Л. Н. Гумилёв неоднократно обращал внимание на то, что пассионарность никак не коррелирует со способностями личности, и называл пассионариев — «люди длинной воли». Может быть умный обыватель и довольно глупый «учёный», волевой субпассионарий и безвольный «жертвенник», равно как и наоборот; это всё не исключает и не предполагает друг друга. Также пассионарность не определяет такой важной части психотипа, как темперамент: она лишь, по-видимому, создаёт норму реакции для этого признака, а конкретное проявление определяется внешними условиями.

Время от времени происходят массовые мутации, повышающие уровень пассионарности (пассионарные толчки). Они продолжаются не дольше нескольких лет, затрагивают узкую (до 200 км) территорию, расположенную вдоль геодезической линии и тянущуюся несколько тысяч километров. Особенности их протекания указывают на их обусловленность внеземными процессами. Мутационная природа пассионарного толчка явственно следует из того, что пассионарные популяции появляются на поверхности Земли не произвольно, а одновременно в отдаленных друг от друга местах, которые располагаются в каждом таком эксцессе на территории, имеющей контуры протяженной узкой полоски и геометрию геодезической линии, или натянутой нитки на глобусе, лежащей в плоскости, проходящей через центр Земли. Возможно время от времени на землю попадает луч жесткого излучения от Солнечного протуберанца.

Пассионарные толчки, описанные Л. Н. Гумилёвым. Римскими цифрами обозначены номера толчков, арабскими пронумерованы этносы, возникшие в ходе данного толчка

Кроме того, в трудах Гумилёва разбросаны упоминания о других толчках, почему-то не сведённых автором в общую таблицу. К ним принадлежит пассионарный толчок в Латинской Америке, породивший ацтеков, инков и некоторые другие индейские этносы; толчок в Южной Африке в конце 18 века, породивший этнос зулусов, и др. Упоминаются также толчки, которые сам автор относил к гипотетическим, будучи не уверенным в том, связать ли с пассионарными толчками некоторые исторические события, такие как возвышение Альморавидов или сопротивление Ирландии завоеванию.

Пятый век, ПТ по линии Ирландия-Уэльс-Западная Африка (Сопротивление Уэльса нормандскому завоеванию и захват Уэльса на стадии надлома)

В связи с огромным поднятием активности Китая, Японии, Ирана, Ирака и. т. д. в XIX—XX вв. дискутируется вопрос о десятом пассионарном толчке, произошедшем в конце XVIII века. Одни (гипотеза принадлежит В. А. Мичурину) проводят его по линии Япония — Ближний Восток, другие (гипотеза выдвинута М. Хохловым) — по вертикальной линии, проходящей через Кавказ. Если не забывать о том, что толчок точно доказано прошел через территорию Зулусов, то меридиальный характер ЮАР-Грозный-Ориенбург и время середины 17 века будет вернее. По мнению Пенежина В. А. имеют место два отдельных меридиальных пассионарных толчка. Азиатский просматривается время- середина XVI века и линия Маньчжурия -Китай-Вьетнам-Кампучия-Сингапур-Малайзия (Захват маньчжурами Китая, начало широкого распространения ислама в Индонезии)

Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий:

Способы, которыми взаимодействуют этносы, определяются их уровнем пассионарности, комплемента́рностью (отношению друг к другу на уровне эмоций) и размерами. Эти способы включают симбиоз, ксению и химеру.

Льва Гумилёва иногда называют среди предшественников фолк-хистори. Некоторые историки критикуют пассионарную теорию этногенеза и сделанные на её основе частные выводы за слабую обоснованность и политизированность. Например, Виктор Шнирельман и Сергей Панарин, указывают, что Гумилёв, сам оставаясь в рамках исторической науки, тем не менее

Л. С. Клейн считает, что «предложенные Л. Н. Гумилевым обобщения — рубежи периодов (фаз), их длительность, цифры — всё это построено на песке. Потому что какой смысл говорить о начале существования этноса или его конце, о его преобразованиях, если неправильно, неубедительно указаны его определяющие признаки, если нет критериев диагностики — один и тот же это этнос или уже новый?». Он же указывает на методологическую слабость провозглашаемой Гумилёвым опоры на данные естественных наук — служащую, по его мнению, основой этноса «геобиохимическую энергию живого вещества» невозможно соотнести ни с одним видом энергии, известным естествознанию.

Теория, по которой пассионарные толчки являются следствием вариации интенсивности космических лучей, также не выдерживает строгой естественнонаучной критики. Данные дендрохронологии ясно показывают, что приводимые Л. Н. Гумилёвым даты пассионарных толчков не соответствуют реально наблюдаемым максимумам образования 14C, являющегося универсальным маркером интенсивности внешней радиации. К тому же известно, что в горной местности интенсивность космического излучения заметно выше, чем вблизи уровня моря, и тогда горные этносы должны были бы иметь бо́льшую пассионарность, чем равнинные, чего на приводимых Л. Н. Гумилёвым примерах пассионарных этносов не наблюдается.

Яков Лурье указывает на такие слабые моменты в теории пассионарности. По Гумилёву, «продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет», а «до превращения этноса в реликт около 1200 лет». Однако Гумилев фактами это не подкрепляет, а лишь ссылается на «наблюдения этнологов», не называя их.

Лурье упоминает схожие даты у К. Леонтьева («самый долгий срок государственной жизни народов» составляет 1200 лет) и О. Шпенглера (время существования «цивилизации» равно приблизительно 1500 лет) и резонно добавляет, что «никто из них не был этнологом и не относил этот срок существования к „этносу“».

А. Л. Янов утверждает, что отсутствие объективного и верифицируемого критерия новизны этноса не только делает гипотезу Гумилева несовместимой с требованиями естествознания, но и вообще выводит её за пределы науки, превращая в легкую добычу «патриотического» волюнтаризма.

…экзогамия, отнюдь не относящаяся к «социальным состояниям» и лежащая в иной плоскости, оказывается реальным деструктивным фактором при контакте на суперэтническом уровне. И даже в тех редких случаях, когда в зоне контакта появляется новый этнос, он поглощает, то есть уничтожает, оба прежних.

Хотя примеры «химерных образований» рассыпаны по всему тексту… он выбрал лишь один сюжет, связанный с так называемым «хазарским эпизодом». Однако в силу явной антисемитской направленности публикацию его пришлось отложить, и автор посвятил этому сюжету добрую половину своей выпущенной позднее специальной монографии по истории Древней Руси.

Евтушенко Е.А. Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва: осмысление и попытка применения. – Красноярск, 2014. – 382 c. (245 с. компьют. текста) — скачать и читать книгу (1,54 МВ)

В настоящей работе делается попытка применить метод Гумилёва к новейшей истории России и некоторым проблемам современности, и тем самым показать, что теория этногенеза имеет, кроме чисто научного, еще и прикладное, практическое значение, что в нынешней ситуации нарастания угроз крайне важно.
Вместе с тем автор преследовал еще одну цель – развеять многочисленные мифы о Льве Гумилёве и его концепции, о которой «все слышали», но мало кто знает…
Книга написана живым, доступным языком и может представлять интерес не только для специалистов, но и для самого широкого круга читателей, интересующихся историей, проблемами межнациональных отношений (в России и мире) и перспективами развития Российской цивилизации.
Работа не претендует на всеохватность и нацелена, главным образом, «на злобу дня».

Рецензент: Доктор философских наук, профессор Н.М. Чуринов

ПРЕДИСЛОВИЕ
В данной работе автор ставил две задачи:
1) В сжатой форме изложить и прокомментировать основные положения пассионарной теории этногенеза.
2) Применить метод этногенеза к периоду, который Л.Н. Гумилёв в своих трудах не затрагивал, а именно – к истории России второй пол. XIX – XX вв. (фаза надлома), а так же к некоторым актуальным вопросам современности (глобализация, упадок Запада, русский вопрос, конфликт на Украине и др.)
В книге сделан упор на выявление закономерностей исторического процесса. Это очень важно, ибо мало знать историю – ее надо понимать…
Теория этногенеза Льва Гумилёва занимает особое место среди историософских (объясняющих историю) концепций. Своим появлением в начале 70-х гг. XX века, она произвела настоящий переворот в исторической науке. Да и не только исторической… Своей концепцией Гумилёв опроверг все традиционные представления о методологии истории, поставив во главу угла не привычные и нерушимые экономику-общество-политику, а природное (биосоциальное) явление – этнос.
Вместо линейного и однонаправленного принципа исторического развития, в рамках которого развивалась марксистская и либеральная историография, Гумилёв предложил принцип прерывности этнической истории, согласно которого народы рождаются, достигают пассионарного максимума, а затем – стареют и умирают, освобождая место для новых народов, иногда родственных ушедшим, иногда нет.
Теория Гумилёва положила начало новой науке – этнологии, которая охватывает не только историю, но и географию, биологию, психологию, философию и другие науки. Это отвечает потребностям времени, поскольку строгое разделение наук на естественные и гуманитарные уже устарело.
Лев Николаевич Гумилёв говорил: «Я давно знаю, что такое пассионарность, и что в исторических категориях возможно применять работающие пассионарные подходы. И что решаются исторические проблемы с помощью моей концепции с такой же легкостью, как человек, знающий алгебру, решает арифметические задачи».
Можно сказать, что в отличие от подавляющего большинства историков, которые со времен Геродота ходили в основном по поверхности истории, Лев Гумилёв пошел вглубь. И далеко вглубь. Все занимались исторической арифметикой, он занялся исторической алгеброй. И занялся весьма успешно, поставив тем самым в неудобное положение многих своих коллег. В этом – причина критичного отношения к Гумилёву со стороны значительного числа профессиональных историков – узких специалистов.
Вторая причина неприятия Гумилёва, как в советское, так и в послесоветское время, – идеологическая. Дело в том, что пассионарная теория этногенеза категорически не укладывается ни в марксистские, ни в либеральные мировоззренческие рамки. Она – антимарксистская и антилиберальная по своей идеологии; то есть – антиглобалистская.

Именно поэтому концепция Гумилёва до сих пор не получила серьезного научного продолжения в академической среде, традиционно конформистской. Эта удивительная теория еще ждет всестороннего осмысления и дальнейшего развития…
За последние десятилетия мир очень изменился. На наших глазах происходит невиданный исторический перелом, мы входим в качественно новую и очень неспокойную эпоху. Поэтому сегодня нужны новые методы в изучении, как истории, так и современности. Теория этногенеза, которая выстроена не на зыбком основании социально-экономических следствий, а на твердом фундаменте природных причин, отвечает вызовам времени. Она позволяет: 1) абсолютно по-новому оценить ход Отечественной и мировой истории (особенно в XX в.), 2) выяснить «состояние здоровья» российского суперэтноса (российской цивилизации) на современном этапе, 3) определить место российского суперэтноса среди других суперэтносов современного мира, 4) составить вероятный прогноз на будущее России и ее ближайших союзников.
Концепция Гумилёва ценна своей универсальностью. Это значит, что она убедительно объясняет не только историю и межнациональные отношения, но и политику, и экономику, и культуру, и психологию, и даже нравственность (в их динамике), то есть, практически, – все стороны нашей жизни. От уровня отдельной личности до уровня целых цивилизаций. Да-да! Не больше, не меньше… И убедиться в этом вы сможете, прочитав эту книгу.
Для того чтобы понять и оценить научную концепцию очень важно увидеть и оценить личность автора. Поэтому работа предваряется краткой биографией Льва Николаевича Гумилева.

Предисловие…………………………………………………………..3
Краткая биография……………………………………………………5
Введение………………………………………………………………..14
Этнос, его свойства и особенности
Стереотип поведения………………………………………………27
Этническая структура: субэтнос, этнос, суперэтнос……………37
Комплиментарность……………………………………………….45
Системный подход…………………………………………………53
Пассионарность………………………………………………………..59
Гармоничные люди……………………………………………………64
Субпассионарии……………………………………………………….64
Возрасты этноса……………………………………………………….68
Фаза подъёма (расширение)………………………………………….72
Акматическая фаза (перегрев)………………………………………..82
Фаза надлома (болезнь этноса)……………………………………….92
Фаза инерции (золотая осень)………………………………………..140
Фаза обскурации (сумерки этноса)…………………………………..145
После конца. Мемориальная фаза……………………………………157
Вместо заключения. Оценка теории ……………………………..159
«Уроки Льва Гумилева». Или зачем нам нужна теория этногенеза
Развенчание мифов…………………………………………………166
Глобализация и этногенез….………………………………………170
Мировой кризис и этногенез………………………………………174
О мере влияния людей на историю……………………………….176
О советской национальной политике и понятии национализм…179
Почему распался СССР? Этнический аспект…………………….190
Об Украине………………………………………………………….199
О патриотизме и антипатриотизме. Маятник истории…………..208
Почему мы никак не построим «правильный» капитализм?……212
Социализм и этногенез………………………..……………………225
Что впереди? Фазовый переход – процесс болезненный………..231
О современном моменте. Россия сосредотачивается…………….236
Список литературы………………………………………………….238
Приложение справочное. Словарь терминов……………………….240
Приложение А. Кривая этногенеза……………………………………242
Приложение Б. Оси зон пассионарных толчков……………………..243

Добавить комментарий

Закрыть меню