Партесное пение

от позднелат. partes — голоса, мн. ч. от лат. pars — часть, участие, в переносном смысле — хоровая партия

Стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки. П. п. было перенесено в Россию с Украины в сер. 17 в., официально утвердилось со времени приглашения в Москву укр. церк. певчих (1652), но практиковалось и раньше; просуществовало вплоть до последней четверти 18 в., получив распространение по всей России. Термины «П. п.», «партес», «портес» установились в 17 в., что подтверждается рядом историч. документов: «Да выбрати б вам из братии по портесу певцов добрых и красногласных» (грамота 18 ноября 1657); «Свободно убо творим вся прошения их, в грамоте сеи помяненная, в событие приводити… и пения, именуемого партесное» (грамота 1668). Певцы, исполнявшие партесные произв., наз. партесниками.

Тексты для произв. партесного стиля заимствовались из литургии, всенощной и др. служб; использовались и вполне светские тексты. Количество голосов в П. п. колеблется в широких пределах — от 3 до 12, в единичных случаях оно достигает 16, 24 и даже 48. Особенно развитая фактура отличает партесные концерты.

Муз. теоретик последней четв. 17 в. Н. П. Дилецкий различал 2 вида многоголосия в П. п.: «простоестественное» и «борительное или концертовое». В первом случае подразумевалось постоянное многоголосие при непрерывном пении всех голосов и одновременном произнесении ими текста; во втором — переменный склад многоголосия, сопоставления tutti и группы голосов, имитации кратких мелодич. тем, вызывающие разновременное пропевание текста.

Произв.

с постоянным многоголосием обычно представляли собой 4-голосную обработку мелодий знаменного и др. распевов. Ведущая мелодия помещалась в теноре, верхние голоса дополняли её до образования трезвучий, иногда неполных; бас, служивший основанием гармонии, характеризовался развитым мелодич. движением и наряду с аккордовыми тонами включал вспомогательные к ним и проходящие звуки. В таком же роде создавались и светские хоровые произведения, примером чему может служить застольная песня анонимного автора:

Произв. с постоянным многоголосием не ограничивались 4-голосным складом — создавались и 6-8-голосные и т.д. В таких случаях композитор обычно не прибегал к заимствованию мелодии, сочиняя всю музыку произведения.

Протяжённые мелодии старинных распевов редко использовались в произв. с переменным многоголосием, написанных, как правило, в форме свободных композиций. Их тематизм интонационно восходил к кантам, фанфарным оборотам инстр. музыки, отд. попевкам знаменного и др. распевов. Большую роль играли и общие формы движения. При тематич. развитии использовались сложные системы имитаций, разнообразные комбинации сопоставлений полного хора и группы голосов (обычно двух или трёх).

Произв. с переменным многоголосием отличались широким применением структур сквозного развития, трёхчастной и рондообразной форм, использованием приёма повторения избранной характерной фразы текста (род припева) и мн. др. Большую роль в сочленении формы играли кадансы, разграничивавшие её разделы. Широкое распространение получила форма цикла «Службы божьей», «Всенощного бдения» и пр., сочетавшая интонационное, гармоническое и тональное единство. В стиле, сменившем П. п., эта форма исчезла и была восстановлена лишь в последней четверти 19 — нач. 20 вв. в произв. П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др. композиторов.

Известны имена более пятидесяти укр. и рус. композиторов — создателей партесных произведений. Среди них: Василий Титов, особенно выделявшийся творч. активностью, Николай Дилецкий, Симеон Пекалицкий, Николай Бавыкин, Николай Калашников, уставщик государевых певчих дьяков при Петре I Стефан Беляев. П. п. распространялось исключительно через копирование рукописей, к-рые сохранились в большом количестве и находятся в Гос. Историч. музее (Москва) и др. архивах. Это б.ч. комплекты хор. партий. Партитур мало, причём они ограничиваются сочинениями с постоянным многоголосием и небольшим числом голосов.

Произв. П. п. писались гл. обр. в C-dur, G-dur, F-dur и их параллелях, однако знаки альтерации обычно выставлялись не при ключе, а при соответствующих звуках (как случайные); они часто пропускались при переписке, что затрудняет восстановление подлинного нотного текста произведения и нередко приводит к ошибкам в публикациях. В нек-рых рукописях встречаются динамич. оттенки: «тихо» (piano) и «голосно» (forte). Обозначение темпа почти нигде не выставлялось, не выписывались и тактовые черты, но размер такта в произведениях с переменным многоголосием указывался.

В. Титов. Концерт в честь Полтавской победы.

До недавнего времени произв. П. п. не издавались, лишь в работах по истории музыки приводились их отд. отрывки. К числу новейших публикаций П. п. принадлежат сборники «Музыка на Полтавскую победу» (М., 1973), «Партесний концерт» (Кипв, 1976). Неск. произв. помещено в кн.: «Хрестоматiя украпнськоп дожовтневоп музики» (Кипв, 1970, 1974); «Похвала хозяину» — застольная песня петровского времени — в кн.: «Хрестоматия по русской хоровой литературе» (М., 1975).

Литература: Дилецкий H., Мусикийская грамматика, СПБ, 1910; Смоленский С. В., Обзор исторических концертов Синодального училища, М., 1895; его же, О собрании русских древнепевческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения, «РМГ», 1899, No3-5, 11-14; Преображенский A., Из первых лет партесного пения в Москве, «Музыкальный современник», 1915, No 3; Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, вып. 1, М., 1938; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965; Скребков С. С., Эволюция стиля в русской хоровой музыке, в сб.: Musica antiqua, I, Warsz., 1966; его же. Русская хоровая музыка XVII — начала XVIII веков. Очерки, М., 1969; Герасимова-Персидская H. A., Характерные композиционные черты многоголосия партесных концертов XVII-XVIII ст., в сб.: Musica antiqua, II, Bydgoszcz, 1969; её же, Жанрово-стилiстичнi ознаки партесного концерту на Украпнi в XVII-XVIII ст., в сб.: Украпнське музикознавство, вип. 6, Кипв, 1971; её же, Народные истоки партесного концерта, в сб.: Musica antiqua, III, Bydgoszcz, 1972; Протопопов Вл., Про хорову багатоголосу композицию XVII — початку XVIII ст., та про Симеона Пекалицького, в сб.: Украпнське музикознавство, вип. 6, Кипв, 1971; его же, Творения Василия Титова, выдающегося русского композитора второй половины XVII — начала XVIII в., в сб.: Musica antiqua, III, Bydgoszcz, 1972; Музыка на Полтавскую победу. Составление, публикация, исследования, комментарии Вл. Протопопова, М., 1973 (Памятники русской музыкальной культуры, вып. 2); Владышевская Т. Ф., Партесный хоровой концерт в эпоху барокко, в кн.: Традиции русской музыкальной культуры XVIII века, М., 1975: Матерiали з icтopiп украпнськoп музики. Партесний концерт. Сост. и вступ. статья Н. А. Герасимовой-Персидской, Кипв, 1976.

Вл. В. Протопопов

ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ -стиль многоголосного пения, а также общее наименование различных видов и жанров русской и украинской многоголосной хоровой музыки 2-й половины XVII — XVIII веков.

Партесное пение за­пи­сы­ва­лось с по­мо­щью квад­рат­ной ки­ев­ской но­та­ции, как пра­ви­ло, в ком­плек­тах хо­ро­вых пар­тий (по­го­лос­ни­ков). Со­хра­нив­шие­ся ру­ко­пи­си ука­зы­ва­ют на раз­но­об­ра­зие ис­пол­ни­тель­ских со­ста­вов — от 3 до 12 го­ло­сов (в ред­ких слу­ча­ях 16, 24 и да­же 48 го­ло­сов). По гар­мо­ни­че­ской при­ро­де партесное пение кон­со­нант­но, основная фор­ма со­гла­со­ва­ния го­ло­сов по вер­ти­ка­ли — тре­зву­чие.

В партесном пении раз­ли­ча­ют два ви­да мно­го­го­ло­сия. В «по­сто­ян­ном» мно­го­го­ло­сии ко­ли­че­ст­во го­ло­сов не ме­ня­ет­ся, текст всех хо­ро­вых пар­тий про­из­но­сит­ся син­хрон­но. Для «пе­ре­мен­но­го» мно­го­го­ло­сия ха­рак­тер­ны че­ре­до­ва­ние со­лис­тов, групп го­ло­сов и тут­ти, по­ли­фо­ни­че­ские ими­та­ции и раз­но­вре­мен­ное про­из­не­се­ние тек­ста. В «Му­си­кий­ской грам­ма­ти­ке» Н.П. Ди­лец­ко­го эти ви­ды мно­го­го­ло­сия на­зва­ны со­от­вет­ст­вен­но «про­сто­ес­те­ст­вен­ным» и «бо­ри­тель­ным или кон­цер­то­вым»; современные тер­ми­ны при­над­ле­жат В.В. Про­то­по­по­ву. «Пе­ре­мен­ное» мно­го­го­ло­сие пре­об­ла­да­ет в пар­тес­ном кон­цер­те и цик­лах пес­но­пе­ний ли­тур­гии (так называемых Служ­бах Бо­жи­их), при­над­ле­жа­щих Ди­лец­ко­му, С. Пе­ка­лиц­ко­му, В. Ти­то­ву, Н. Ба­вы­ки­ну, Н. Ка­лаш­ни­ко­ву и другим ком­по­зи­то­рам. «По­сто­ян­ное» мно­го­го­ло­сие — от­ли­чительная чер­та об­ра­бо­ток (гар­мо­ни­за­ций) ме­ло­дий зна­мен­но­го, гре­че­ско­го, ки­ев­ско­го и других рас­пе­вов на 4 или 8 (ре­же 3, 5 и 6) го­ло­сов. При со­чи­не­нии ме­ло­ди­че­ский пер­во­ис­точ­ник (рас­пев) по­ме­щал­ся в те­но­ре, за­тем при­пи­сы­вал­ся бас как гар­мо­ни­че­ская опо­ра (ино­гда с ак­тив­ным ме­ло­ди­че­ским дви­же­ни­ем, вклю­чаю­щим не­ак­кор­до­вые зву­ки), за­тем альт и дис­кант.

Партесное пение с «по­сто­ян­ным» мно­гого­ло­си­ем, ус­во­ив пра­ви­ла западно-ев­ропейской гар­мо­нии (осо­бен­но в ка­дан­сах), в то же вре­мя со­хра­ни­ло ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти национального музейного мыш­ле­ния: гар­мо­ни­че­скую мо­даль­ность, ли­не­ар­ность (в том числе па­рал­ле­лизм) го­ло­со­ве­де­ния, не­сим­мет­рич­ную рит­ми­ку. Эво­лю­ция это­го ви­да партесного пения бы­ла свя­за­на с уси­ле­ни­ем са­мо­стоя­тель­но­сти го­ло­сов, со­про­во­ж­дав­ших рас­пев, их ме­ло­ди­че­ской раз­ви­то­сти (не без влия­ния кон­церт­но­го мно­го­го­ло­сия), что при­ве­ло к уве­ли­че­нию чис­ла сво­бод­ных ком­по­зи­ций (то есть без за­им­ст­во­ва­ния рас­пе­вов). Круп­ней­шие мас­те­ра «по­сто­ян­но­го» пар­тес­но­го мно­го­го­ло­сия — го­су­да­ре­вы пев­чие дья­ки пет­ров­ской эпо­хи С.И. Бе­ля­ев, И.М. Про­то­по­пов, а так­же ано­ним­ные ав­то­ры из Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да, Ко­ст­ро­мы, Яро­слав­ля, Ус­тюж­ны-Же­лез­но­поль­ской, Со­ли­кам­ска, многих мо­на­сты­рей и хра­мов Рос­сии.

Вне­бо­го­слу­жеб­ная ветвь партесного пения — кан­ты и псаль­мы. Кан­ты ста­ли ос­но­вой ан­самб­ле­вых эпи­зо­дов в пар­тес­ном кон­цер­те.

Нот­ные издания:

Му­зы­ка на Пол­тав­скую по­бе­ду / Со­став­ле­ние, публ., ис­сле­до­ва­ние и ком­мент. Вл. Про­то­по­по­ва. М., 1973 год (Па­мят­ни­ки рус­ско­го му­зы­каль­но­го ис­кус­ст­ва. Вып. 2);

Мо­с­ков­ское ба­рок­ко XVII — 1-й чет­вер­ти XVIII веков. / Вос­ста­нов­ле­ние пар­ти­тур из хо­ро­вых го­ло­сов (пар­тий), ре­дак­ция мно­го­го­ло­сия, вступ. ст. В. В. Про­то­по­по­ва. СПб., 2000 (Ан­то­ло­гия рус­ской и вос­точ­но-сла­вян­ской ду­хов­ной му­зы­ки. Т. 5).

I. Введение. 3стр.

II. Основная часть.

1. Зарождение партесного пения. 4-6 стр.

2. Распространение партесного пения. 6 стр.

3. Развитие партесного пения. 6-8 стр.

4. Музыкальная структура. 8 стр.

5. Расцвет партесного пения. 8-10 стр.

6. Композиторы партесного пения. 10-12 стр.

7. Возникновение псальмы. 12-13 стр.

III. Заключение. 14 стр.

IV. Список используемой литературы. 15 стр.

Введение:

В исторической науке XVIIстолетие принято называть «переходной эпохой», подготовившей реформы Петра Великого. Современники назвали свой век «бунташным», поскольку он опрокинул привычные устои жизни, внес кардинальные перемены в древней Руси.

Но, несмотря на это профессиональная музыка во многих жанрах достигает в XVII веке огромных, качественно новых завоеваний. Ее развитие, идет по пути усиления светского начала, причем светское проникает и в саму церковную музыку, меняет ее характер и формы воплощения. Но в это время авторитет церкви падает, в проведении церковных обрядов возникает стремление все осмыслить, проанализировать. В XVII веке в русской церкви произошел раскол, отразившемся на проведении культового богослужения и на его оформлении. И появляется мнение о несовместимости богослужебного пения и музыки. В связи с этими явлениями происходит перестройка знаменного пения и родилось партесное многоголосие.

В своем реферате я раскрою тему партесного пения, т. к. мне очень нравится хоровое песнопение, а партесное пения является его разновидностью.

Зарождение партесного пения.

Вторая половина XVII столетия характеризуется качественно новыми явлениями в русской музыке: рождаются два, тесно связанные друг с другом жанра- Партесное пение и кант,- которым свойственны новые черты мелодико- гармонического языка и принципы формообразования. На первый план выступают гармоническая вертикаль, четкая метричность, интенсивное становление мажора и минора как основы ладового мышления. В связи с появлением партесного пения произошла перестройка знаменного пения и его модернизация.

Обновление знаменного распева было вызвано желанием сохранить высокую одноголосную традицию и, одновременно, приблизить ее к реалям певческой практики.

Во второй половине XVII в. В певческий обиход входят новые одноголосные распевы- киевский, болгарский и греческий. Песнопения этих распевов записывались пятилинейной нотацией. Они принесли на Русь элементы нового музыкального мышления — мажорно- минорную основу мелодии, повторность, периодичность

Кондак восьмого гласа «Взбранной воеводе»

Греческого распева

Попытки усовершенствовать знаменный распев с помощью чуждых ему принципов привели к распаду одноголосной средневековой традиции. В богослужебной практике начинает развиваться новый вид музыки- Партесное пение. Исследование Н.А. Герасимовой позволяет выявить следующие показатели, по которым различаются распевы и партесное многоголосие:

Свое название новый вид храмового пения получил от латинского слова partes­ –партии. В его основе лежал принцип гомофонно-гармонического соподчинения голосов при господствующей роли четырехголосия. Этот принцип зародился в странах Западной Европы , развился в западных и юго-западных пределах Руси (на Украине и в Белоруссии) и уже в готовом виде был завезен в Москву в 50-е гг.XVII в.

Партесное пение возникло на Руси путем «скрещивания» западной музыкальной системы с православными певческими традициями. Его введение было связано с деятельностью музыкантов, получивших образование за границей, поскольку «острое ощущение невозможности совмещения музыки и богослужебного пения, столь характерное для великорусского православного сознания, было в значительной мере притуплено у носителей православия западных областей, из-за частых контактов с инославным населением, и именно это послужило причиной вступления на путь духовного компромисса , которым и явилось партесное пение».

2. Распространение партесного пения.

Распространение партесного пения в московском государстве происходило путем сильного давления со стороны властей. Главный идеолог церковных реформ патриарх Никон приветствовал многоголосное пение. Партесы получили поддержку и со стороны царя Алексея Михайловича, который в начале 1652 г. Пригласил из Киева «творцов» (композиторов) партесного пения и хор певчих , профессионально владеющих искусством многоголосия. Однако и в период властвования Никона, и позднее изменения в церковнопевческой практике встречали сопротивление деятелей старообрядческого движения. Так, старообрядец о. Лазарь писал: «И патриарх Никон, и власти возлюбили языческое пение и в церквах поют многие стихи ни по-гречески, ни по-славянски, а как звучит орган».

Новое многоголосие первоначально исполнялось под руководством приглашенных украинских и белорусских регентов. Они требовали от «спиваков» (то есть певчих) более мягкого и проникновенного стиля пения, противоставляя его «густому басистому» исполнению «московитов». Записывались партесные песнопения с помощью пятилинейной нотации. Правда, ноты были не круглыми, а квадратными (так называемое «киевское знамя»). Крюковая же нотация постепенно уходит из церковного обихода .

Официальное призвание многоголосного пения в Русской Православной Церкви состоялось в 1668 г., когда прихожане одного из московских храмов обратились к иерархам восточной церкви с вопросом о возможности введения партесной музыки. Ответ патриархов был весьма уклончив, однако он не содержал прямого осуждения многоголосия. Это позволило снять многовековой запрет на многоголосное пение в русской церкви.

3. Развитие партесного пения.

Новый вид певческого искусства мог развиваться лишь при условии соответствующего эстетического и теоретического обоснования. Принципы партесного многоголосия были изложены в ряде учебных пособий. Самым ярким музыкантом-теоретиком этого времени был Николай Павлович Дилецкий(Дылецкий) . О его жизни сохранились противоречивые сведения. Достоверно известно, что Дилецкий некоторое время жил и работал в Польше. В 70-е гг. он переехал в Москву, где прославился как композитор и педагог. Свои теоретические взгляды Дилецкий изложил в труде «Идеа грамматики мусикийской» (смоленская редакция 1667 г., московские редакции 1679 и 1681гг.).

«Мусикийская грамматика» – первый крупный трактат , в котором можно найти ответы на самые разные вопросы по эстетике музыки и нотной грамоте. Отвечая на вопрос «Что есть мусикия?», Дилецкий пишет: «Мусикия есть, яже своим гласом возбуждает сердца человеческие : ово к веселию, ово к печали». Дилецкий не пытался полностью отринуть опыт знаменного пения. Он стремился соединить древнерусскую и европейскую традиции, опираясь на труды «многих искусных художников тако церкви православныя творцов пения. якоже и римския, и от многих книг латинских яже о мусикии». В «Мусикийской грамматике» содержатся основные композиционно-технологические правила партесного многоголосия , знать которые предписывалось и композиторам , и исполнителям . Его теория существенно облегчала русским распевщикам постижение нового искусства . Автору удалось выделить довольно элементарные приемы хорового письма . ориентируясь на исполнительские возможности не только коллективов столичных храмов , но и на хоры российской провинции .

Труд Н.П.Дилецкого имел ярых противников. В последней редакции «Мусикийской грамматики» тексту Дилецкого предшествовал трактат «О пении божественном», принадлежащий московскому дьякону Иоанникию Кореневу , в котором автор выступил в защиту теории Дилецкого и дал отповедь противникам партесного многоголосия . Критикуя вставочные слоги в знаменном пении, Коренев пишет: «Можно сказать: никак иначе не следует петь, как только умом и сердцем и вещать разумными устами. Имеют ли отношение разум и слова к тому, чего не понимает и не разумеет ни поющий , ни слушающий , как , например: Во памя ахабу-ва ахате , хе хо бувее вечную охо бу бува…» <…> Это ли благодарение? О неразумие и простота! Вот оно, хуление! Если бы ты благодарил по татарски , это было бы приятно Богу , ибо татарин или знающий татарский язык и понимающий его понял бы . Но нет на земле такого человека и не будет , который так бы говорил… Существует ли внимательный слушатель такого пения?» Убежденный сторонник обновления храмового пения, Коренев утверждал, что «не только двухголосные, трехголосные и четырехголосные, но и многоголосные песнопения можно петь<…>, ибо наука премудрости не имеет конца». В конце своих размышлений Коренев поместил стихотворную притчу под названием «слово против невежественных и противящихся гордецов»:

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев.

Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
  • Энциклопедические
  • Отраслевые
  • Этимологические и заимствований
  • Глоссарии устаревшей лексики
  • Переводческие, иностранные
  • Фразеологический сборник
  • Определение неологизмов
  • Прочие 177+

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Добавить комментарий

Закрыть меню