П ф каптерев

Трудовое воспитание

П. Ф. Каптереву принадлежит большая роль в разработке проблем трудового воспитания и обучения в средней школе. Он категорически выступал против какой бы то ни было профессионализации общеобразовательной школы, указывая, что если «отвлеченная и мертвая книжность вредна», то «грубый утилитаризм и мастеровщина в школе еще вреднее». Трудовое начало в школе, по его мнению, должно способствовать развитию прежде всего мыслительных способностей учащихся. Физический же труд, взятый сам по себе, теряет значительную часть своей ценности, фактически является простой физической нагрузкой, которая может иметь воспитательное значение у маленьких детей, но совершенно бесполезна в юношеском возрасте. Вместе с тем П. Ф. Каптерев полагал, что ручной труд учащихся как один из элементов общего образования совершенно необходим в школе потому, что он развивает физические силы человека, позволяет выработать точность действий, правильно использовать различные материалы, учит преодолению трудностей. Однако полную воспитательную силу ручной труд сможет приобрести только тогда, когда он будет находиться «в тесной связи с содержанием теоретических работ», будет способствовать умственной деятельности учащихся. Только такая школа будет не просто вооружать учащихся навыками труда, но, развивая мышление, она будет вырабатывать у них и осознанное отношение к труду.

Труды

В 1874 году результаты своих исследований Каптерев публикует в нескольких научных журналах Петербурга. В журнале «Народная школа» № 6, 7 в статье «Обучение детей дошкольного возраста» в этом труде впервые в отечественной педагогике автор рассмотрел вопросы интенсификации развития и воспитания умственных способностей детей раннего возраста. Несколько позже в журнале «Семья и школа» № 8, 9 появилась другая его статья «Законы ассоциации психических явлений и их приложение в деле обучения и воспитания», а в следующем номере «Как образовать стойкий характер».

Осенью того же года журнал «Знамение» № 10 публикует большую статью Каптерева «Этюды по психологии народов», а в конце года «Народная школа» № 11, 12 — статью «Эвристическая форма обучения в народной школе».

Его основные труды:

  • «Педагогический процесс»
  • «Новая русская педагогия, её главнейшие направления и деятели». — СПб., 1897. — 146 с. (2-е изд. — СПб., 1914. — 212 с.)
  • Каптерев П. Ф. История русской педагогики. — 2-е изд. — Пг.: «Земля», 1915. — 746 с. (1-е изд. — СПб., 1909. — 540 с.)
  • «Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц»
  • «Обучение детей дошкольного возраста»
  • «Этюды по психологии народов»

Реферат на тему:

>Каптерев, Пётр Фёдорович

1. Биография

Родился 7 июля 1849 г. в селе Клёнов ныне Подольское. Учился в Вифанской духовной семинарии, а после шести лет обучения принят на историческое отделение Московской духовной академии которую закончил в 1872 году. Сразу после окончания академии молодой преподаватель был принят в число профессорско-преподавательской корпорации и назначен преподавателем психологии, дидактике, педагогики и логики в Петербургской духовной семинарии и академии. Благодаря уважению студентов и корпорации ему доверили заведование воскресной школой и избрали членом распорядительного совета правления семинарии. Читал лекции на Фрёбелевских курсах, служил в Мариинском ведомстве, занимавшемся женским образованием. Преподавал в частных женских гимназиях. Принимал активное участие в деятельности Родительского кружка – просветительского учреждения в области воспитания и обучения и в деятельности педагогического музея военно-учебных заведений. Один из организаторов в начале ХХ века Всероссийских съездов по педагогической психологии, экспериментальной педагогике и семейному воспитанию. В советское время вёл преподавательскую деятельность в школах и педагогических институтах. С 1921 г. профессор Воронежского университета и первый декан его педагогического факультета. Организовал педтехникум в Воронеже. Умер 7 сентября 1922 в г. Воронеж.

3. Проблемы школьного образования

Школа не должна сводить воспитание к поддерживанию внешней дисциплины, её роль – обеспечивать выработку у школьников характера и мировоззрения. Это невозможно сделать без развития умственной самодеятельности, приучения к умственному труду и воспитания к нему интереса. Такая задача может быть достигнута только эвристическими методами. Для правильной постановки воспитания и обучения необходимо знание детской психологии. Воспитание влияет на разные натуры по-разному. Больше всего в нём нуждаются дети со средними способностями. Школа призвана обращать много внимания на учащихся с выдающимися способностями, удовлетворять их потребности, руководить самообразованием. Существенный принцип педагогики: индивидуализация воспитания и обучения. Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами. Разрабатывал проблемы развивающего и воспитывающего обучения. Предлагал заменить классно-урочную систему предметными классами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям. Выступал за разнообразие типов школ. Центральной проблемой всей педагогики считал развитие и воспитание характера и воли. У Каптерева идея саморазвития личности с учётом наследственности каждого – ведущая идея. Ввёл в русскую педагогику понятие «педагогический процесс». Педагогический процесс – это целостное явление, в котором биологическое и социальное, индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии. Выступал за автономию школы, чтобы учитель приобрёл независимость в своей деятельности, а учащиеся обрели возможность свободно вырабатывать убеждения и взгляды на религию, государство и общество. Писал, что улучшение материального и правового положения учителя привлечёт к этой деятельности способных людей. Ко всем проблемам дидактики подходил с позиций психологии.

Вклад П. Ф. Каптерева в развитие педагогики

Основы современной теории общего образования, как считается, были сформированы в начале XX в., и, в частности, в трудах русского педагога П. Ф. Каптерева. Его “Дидактические очерки” обобщили теоретический и практический опыт развития школьного образования в России и Западной Европе. Многие из важнейших основных проблем современной дидактики были сформулированы в его очерках. Под его редакцией была создана первая в России «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». Общим основанием педагогики Каптерев считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Он обосновывал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциацию учебных курсов и всей структуры учебного процесса. В педагогику им введено понятие «педагогический процесс».

У Каптерева педагогический процесс обозначен как процесс саморазвития личности. Он видел главную цель обучения в развитии активности и самодеятельности школьника, движущими силами учебного процесса считал саморазвитие и самосовершенствование. «В школах главное внимание обращается на обучение, а в обучении на успехи, на результаты. Учатся хорошо, дурно или посредственно — вот главный преобладающий интерес школы; имеет хорошие способности, слабые или средние — это другой, уже дальнейший интерес школы.

Но школа мало интересуется самим процессом приобретения сведений учащимися, той степенью напряжения, энергии и настойчивости, которую обнаруживает учащийся при занятиях» Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. — М. , 1982.. И даже не то важно, что не само обучение приоритетно для Каптерева, и не то даже, что интересуют его проявления характера в процессе обучения, а то, что эти проявления осознаются как процесс внутренних преобразований. Школа «весьма мало интересуется тем внутренним процессом, которым учащиеся достигают знания». Но главное — «что совершается в душе учащегося, что он переживает внутри себя, работает он над своим усовершенствованием или нет, развивается его способность самоуправления или не развирается». Каптерев призывает ориентироваться не на «исполнительность и послушание», а на «развитие способности самоуправления и разумной мотивировки своих действий».

Заслуги Каптерева в развитии педагогической мыслив в том, что он целостно охватил педагогическое знание, включая физиологический, психологический, философский, исторический и собственно педагогические аспекты.

Пётр Фёдорович ввел понятие «педагогический процесс» под которым понимал единство биологического и социального в процессе развития ребёнка.

Создал стройную педагогическую теорию, которую изложил в работах: «Основные начала семенного воспитания», «Педагогический процесс», «Пед. психология» и др.

Каптерев разработал проблемы трудового воспитания и обучения в средней школе. Он считал, что трудовое начало в школе должно способствовать всестороннему развитию прежде всего мыслительных способностей учащегося, что ручной труд учащихся как один из элементов общего образования совершенно необходим и школе, потому что развивает физические силы, позволяет выработать точность действий, правильно использовать различный материал, учит преодолевать трудности.

Каптерев был убежденным поборником всестороннего развития личности ребёнка, идеи единства семейного, школьного и общественного воспитания построенного на гуманистических началах. Свои цели воспитание должно формулировать исходя из возможностей развивающего организма.

Огромен вклад в разработку основ педагогической психологии самого П. Ф. Каптерева — одного из основателей педагогической психологии. Его стремлением было провести в жизнь завет Песталоцци — психологизировать педагогику. Само понятие «педагогическая психология», по свидетельству исследователей, вошло в научный оборот с появлением в 1877 г. книги Каптерева «Педагогическая психология». Действительно, книга Э. Торндайка с аналогичным названием была опубликована только четверть века спустя (в 1903 г.). Более того, именно П. Ф. Каптерев ввел в научный обиход современное научное понятие «образование» как совокупности обучения и воспитания, связи деятельности педагога и учеников. Там же были рассмотрены педагогические проблемы учительского труда и подготовки учителя, проблемы эстетического развития и воспитания и многие другие. Существенно, что сам образовательный процесс рассматривался П. Ф. Каптеревым с психологической позиции, о чем непосредственно свидетельствует название второй части книги «Дидактические очерки. Теория образования» — «Образовательный процесс — его психология». Образовательный процесс, по мнению автора, представляет собой «выражение внутренней самодеятельности человеческого организма», развитие способностей и др. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. — 2-е изд. — Пг., 1915.

Видное место в творчестве Каптерева занимает вопросы семейного и общественного дошкольного воспитания. Первые три-четыре года жизни ребенка, считал Каптерев, составляют самое важное время своего воспитательного процесса. Именно в эти годы закладываются основы всего дальнейшего развития и образования. Поэтому существенным условием первоначального воспитания являются изучение психических процессов в первые дни, недели, годы ребенка. Это позволяет улучшить постановку первоначального воспитания, сделать его рациональным.

Развития дошкольного общественного воспитания требовала и, по мнению Каптерева, собственно педагогическая необходимость, потребность детей в широком общении со своими сверстниками. Ребёнок, растущий без товарищей, ”лишается одного из весьма важных, существенных условий правильного развития”. Каптерев П.Ф. «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» , 1898, вып. VII.Товарищество — важнейшее условие детских игр. В общем, развитию ребёнка играми принадлежит выдающаяся роль. Каптерев видел в них одну из основ общественного и семейного дошкольного воспитания. Игры доставляют детям естественные упражнения для развития ума, чувств и воли наряду с укреплением их физических сил, содействуют жизнедеятельности всего организма, вырабатывают склонности, вкусы, культивируют эмоции, дисциплинируют, развитию самостоятельность, обеспечивают связь физического воспитания с духовным развитием и воспитанием, так как захватывает детскую точность, целиком, в отличии от некоторых физ. упражнений, направленных на развитие отдельных сторон личности. Игра, особенно “общественная” (со сверстниками), — это “серьёзная школа для развивающегося мышления детей” и “условия правильного всестороннего развития детской личности.

Школьное воспитание и обучение

Также большое внимание Каптерев уделял вопросам школьного воспитания и обучения. По его мнению, становление характера и мировоззрения невозможно без развития умственной самодеятельности, приучение к умственному труду и воспитания к нему интереса. Такая задача может быть решена не любыми средствами обучения, а только эвристическими, побуждающими учащихся самим находить ответы, размышлять над наблюдаемым, самим делать простые обобщения и выводы.

Под воспитанием Каптерев понимал “намеренное и систематическое воздействие взрослых на детей”. Воспитание влияет на разные натуры в неодинаковой степени. По его наблюдениям, наиболее, широко действует воспитание на детей со средними способностями, у которых многое следует “подправить, развить, укрепить, нечто ослабить, сократить, умерить, а иному дать другое направление”.

Для правильной постановки воспитания и обучения необходимы знания детской психологии. В период детства вырисовывается вся природа, всё существо человека. Черта, преобладающего с детства над другими, развивается в последующие возрасты, “определяя собой всю духовную физиономию человека”. Каждый ребёнок представляет собой своеобразную личность. Поэтому принцип индивидуализации воспитания и обучения Каптерев относил к существенным принципам педагогики. Отсюда и возможность типизации психических свойств юношества, возможность создания типов умов и поведения. Особо он выделял “душевные типы”, позволяющие приблизить к воспитываемым, понять их личную “мыслительность, чувствования и волю”. Рассматривая состав общеобразовательного школьного курса, Каптерев проводит чёткую грань между общим и специальным образованием. Основная система такого курса -общее образование сопровождается самообразованием и переходит в него.

Каптерев видит сущность общеобразовательного школьного курса в ознакомление с элементами различных наук, а не языков. Элементы наук должны быть “ связаны и объединены, чтобы составить основы стройного мировоззрения”. Групповые, факультативные занятия самыми разнообразными предметами по личному желанию учащихся составляют существенную часть учебного курса. Школа должна воздействовать на развитие всех сторон личности всего человека, не подавлять его умственных склонностей, чтобы не “сделать психическую деятельность однообразной, скудной…”. Каптерев П.Ф. «Педагогический процесс», 1905

Развитие и воспитание характера воли

Одной из центральных проблем всей педагогики Каптерев считал проблему развития и воспитания характера воли. Присматриваясь к русской общественной жизни, он находил, что людей с сильной волей, с характером у нас мало. Но твёрдый характер может и должен соединяться с нравственными принципами. Характер принадлежит к области воли. Все эти качества могут вырабатываться в процессе обучения. Каптерев подчёркивает, что не только процесс приобретения знаний имеет значение для развития характера, что не обширность самих знаний, а принципы науки, её методы, её логические особенности- главное в обучении.

Мысль о самодеятельности и её роли в развитии личности -одна из основных во всём педагогическом наследии Каптерева. Наиболее ярко она выражена в его статье “О саморазвитии и самовоспитании”. Каптерев П.Ф. «Педагогика», 1999, № 7., ст. «О саморазвитии и самовоспитании» Фактически каждый организм заключает в себе самом источник деятельности. Внешнее впечатление-возбудители, повод для обнаружения собственной деятельности. Исходя из того что организм и окружающая его среда взаимодействуют друг с другом, Каптерев приходит к выводу, что человек сам себя воспитывает. Признание Каптеревым самодеятельности в качестве основного свойства человеческого организма привело его к мысли об определяющей роли саморазвития в процессе образования и воспитания.

Каждый возраст, отмечает Каптерев, имеет свои характерные свойства, свои главенствующие интересы и стремления, свои преобладающие радости и печали. Но взрослые порой не только не подозревают о талантах детей, но и не понимают их эмоциональное состояние.

Педагогические воззрения П.Ф. Каптерева

Каптерев П.Ф.(1849-1922) – педагог и психолог. Разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории русской педагогики, педагогической психологии.

Каптерев был неутомимым пропагандистом педагогических знаний, организатором многих педагогических инициатив. Он выступал в защиту дошкольных учреждений и теоретически обосновал их роль в формировании личности и гражданина, сформулировал принципы взаимодействия между детским садом и семьей, разработал основы семейного воспитания. Под редакцией П.Ф. Каптерева была издана «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» (1889-1910), по его инициативе был созван первый Всероссийский съезд по семейному воспитанию. В теоретических работах, посвященных вопросам семейного воспитания («Основные начала семейного обучения», «Задачи и основы семейного воспитания» и др.), Каптерев рассматривал проблемы интенсификации умственного развития ребенка в раннем возрасте, важность закаливания, физических упражнений и т.п.

П.Ф. Каптерев разрабатывал проблемы теории образования, определил сущность и содержание образовательного процесса. Введя в педагогику категорию «педагогический процесс», он акцентировал внимание научной мысли на внутренней стороне взаимодействия педагога и воспитанника, связанной с саморазвитием личности, ее самоусовершенствованием как процессом, педагогически стимулируемым и направляемым. Каптерев выдвинул идею автономности педагогического процесса от давления государства, выявил его роль в формировании свободного гражданина.

Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию), рассматривая воспитание и образование в аспекте развития культурной личности.

Обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ.

В вопросах дидактики Каптерев особое внимание обращал на эвристический способ преподавания как наиболее продуктивный метод обучения, продолжая, тем самым, идеи развивающего образования и внедряя в отечественное образование начала экспериментальной педагогики.

В концепции Каптерева, объединившей гносеологические и педагогические принципы координации научного знания, наиболее полно для своего времени отражался вопрос о классификации и систематизации наук в содержании общего образования. Учитывая объективные свойства каждой конкретной науки и специфические черты ее методов познания, педагог определил образовательную ценность каждой из наук, исходя из того, какими возможностями располагает наука для развития способностей учащегося.

С этой точки зрения и сами науки, и учебные дисциплины, изучающие данные науки, Каптерев распределил на три группы:

1) науки, в которых факты преобладают над логикой. Это ботаника, зоология, минералогия, гражданская история и др.;

2) науки, в которых многообразны сочетания фактов, обобщений, формул при сравнительно небольшом количестве фактического материала. Это математика, логика, механика и т.п.

3) науки, «в которых в известных отделах замечается преобладание фактической, а в других – рациональной стороны» .

Содержание школьного образования должно, по мнению Каптерева строиться с учетом данной классификации, что позволит сочетать реальную (накопление конкретных научных знаний) и формальную (развитие умений самостоятельно добывать учебный материал, строить логические умозаключения и выводы) цели образования.

Каптерев подчеркивал, что образовательный процесс будет неполным, если он безотносителен к человеческому пониманию правды, справедливости человеческих отношений. Нравственность, по его мнению, есть сущностный компонент этого процесса. «Нравственно образовываться, – писал он, – значит познать истину людских отношений, их правильное течение, их вековые твердые основы и изменяющиеся, применительно к местным и временным условиям, формы и виды; быть нравственно образованным значит еще распространять и защищать свое нравственное мировоззрение, свои убеждения, осуществлять их в жизни» .

В истории отечественного образования Каптерев стремился обнаружить и объяснить механизмы развития историко-педагогического процесса, чтобы понять настоящее и прогнозировать будущее. Он исследовал важнейший период в истории отечественной педагогики и школы – судьбу народного образования в России после отмены крепостного права. Анализируя современный ему период развития отечественного образования, педагог выделял роль общественных сил в определении образовательной политики и ее демократическом осуществлении, активно пропагандировал общечеловеческие и национальные ценности в сфере образования и воспитания.

П.Ф. Каптерев был активным организатором и участником Всероссийских съездов по педагогической психологии, семейному воспитанию, экспериментальной педагогике, деятельным членом Петербургского педагогического общества, Комитета грамотности. Его основные сочинения: «Педагогический процесс» (1905), «Педагогическая психология» (1914), «Дидактические очерки. Теория образования» (1915), «История русской педагогики» (1915) не утратили своей актуальности до настоящего времени.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Сопоставьте идею народности К.Д.Ушинского с современными требованиями поликультурного воспитания, формирования толерантности.

2. В чем особенность трактовки К.Д.Ушинским педагогики и воспитания как искусства?

3. Познакомьтесь с описанием Яснополянской школы, сделанным Л.Н. Толстым . Какие приемы ненсильственного воспитания могут быть использованы в современной педагогической практике?

4. Охарактеризуйте ведущие направления педагогической деятельности П.Ф. Каптерева.

Актуально ли для современной педагогики понятие «педагогический процесс», предложенное П.Ф. Каптеревым?

Рекомендуемая литература

1. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ века / Сост. П.А.Лебедев. – М.: Педагогика, 1990. – 608с.

2. История школы и педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Изд.центр «Академия», 1999. – 400 с.

3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР – М.: Педагогика, 1989.

4. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Под ред. Ш.И.Ганелина. – М.: Просвещение, 1974. – 527 с.

Проблема целостного педагогического процесса, взаимосвязи процессов воспитания, самовоспитания и перевоспитания. П.Ф. Каптерев о педагогическом процессе.

Любой процесс (от лат. продвижение) означает движение вперед, последовательную смену явлений, состояний в развитии чего-либо и представляет собой совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата.

Термином педагогический процесс обозначается организованный в соответствии с требованиями педагогики учебно-воспитательный процесс, деятельность воспитателей и воспитанников, учителей и учащихся. В педагогическом процессе происходит движение от индивида, от биологической сущности человека, к его социальной сущности, т. е. происходит формирование личности. Целостность же, характеризующая внутреннее единство объекта, его автономность,– объективное свойство предметов внешнего мира.

Таким образом, целостный педагогический процесс – это весь процесс всестороннего развития личности, включающий в себя: – процесс обучения как приобретения системы знаний, умений и навыков, а также определенной суммы мировоззренческих и нравственно-этических идей;

– процесс воспитания как целенаправленного формирования социальных и духовных отношений, интеллектуальных, духовных и физических сил человека.

Принцип целостности, с точки зрения ряда авторов (В. В. Краевский, И. Я. Лернер), реализуется в определении правильного соотношения знаний, умений и навыков, в согласовании процессов обучения и развития, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.

Необходимо отметить, что содержание понятия целостный педагогический процесс менялось вместе с развитием мировой и отечественной дидактики и теории воспитания.

И. Ф. Гербарт считал, что цель воспитания – формирование морально сильных характеров, где особая роль отводится воспитывающему обучению, которое не только передает учащимся знания, но увязывает и объединяет эти знания с развитием чувств и воли. Концепция Гербарта санкционировала интеллектуальный характер обучения, пренебрегала формированием и развитием самостоятельной деятельности учащихся, весь процесс обучения подчинялся процессу преподавания.


В отличие от гербартовской дидактики, прагматическая концепция (О. Декроли, Г. Кершенштейнер, Д. Дьюи и др.) поставила во главу угла организацию самостоятельной работы учащихся, выдвигалось требование создания такой школы, которая учитывала бы интересы учащихся, развивала их интеллект и чувства.

В российской педагогике проводником идеи единства обучения и воспитания был К. Д. Ушинский. «Ученье,– писал он,– есть могущественный орган воспитания… Все в школе и в преподавании должно быть нравственно, так, чтобы само говорило за себя, не нуждаясь в сентенциях». В дальнейшем концепция развивающего обучения (Л. С. Выготский, Д. В. Эльконин, Л. В. Занков и др.) ставила целью достижение более высокой эффективности обучения для общего развития школьника на принципах обучения на высоком уровне трудности и быстрого темпа изучения программного материала.

Современная российская педагогическая теория рассматривает обучение и воспитание в единстве. В определенном смысле педагогический процесс можно рассматривать как процесс непрерывного слияния обучения и воспитания, но при этом каждый из этих двух разделов педагогической деятельности сохраняет относительную автономию. Дидактика в соответствии со своей спецификой выделяет в учебно-воспитательном процессе то, что относится к обучению, не теряя из виду и другого, воспитательного, аспекта. Что касается теории воспитания, то она стремится на основе дидактического анализа обучения разработать средства реализации его воспитательной функции.

Хорошо подготовленный и правильно организованный процесс обучения выступает в качестве не только средства усвоения определенных знаний, умений и навыков, но и как условие полного развития, формирования необходимых качеств личности учащегося. Именно поэтому он может обеспечивать решение важных воспитательных задач. Оперативные знания, приобретаемые учащимися в ходе учебного процесса, образуют основу для формирования их мировоззрения, являются важным средством выработки определенных критериев оценки различных природных, общественных, технических и культурных явлений и событий. Эти знания помогают учащимся выработать подходы для правильной оценки как собственных поступков, так и поступков других людей. Таким образом, знания влияют на процесс формирования общественно значимых позиций и убеждений.

Именно поэтому мы не делим процесс обучения на «части», в рамках которых у учащихся, с одной стороны, отдельно формируются и развиваются определенные качества, а с другой стороны, передаются знания, умения и навыки. Мы говорим о едином и целостном педагогическом процессе.

Ю. К. Бабанский выделяет следующие свойства и закономерности целостного педагогического процесса. Педагогический процесс:

– взаимно усиливает составляющие его процессы, т. е. рост образованности способствует росту воспитанности, возрастание воспитанности активизирует образовательное влияние целостного процесса;

– создает возможности для взаимопроникновения друг в друга методов обучения и воспитания;

– ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в единый общешкольный коллектив, который выступает в роли субъекта полного развития учеников.

Закономерности целостного педагогического процесса:

1. Цель, задачи, содержание, формы и методы целостного педагогического процесса обусловлены социально-экономическими потребностями общества, его идеологией и политикой.

2. Задачи, содержание, методы и формы педагогического процесса зависят также от возможностей общества, от условий, в которых протекает этот процесс.

Психолого-педагогические исследования Л. С. Выготского, Л.

В. Занкова, А. Н. Леонтьева и других позволяют утверждать, что воспитание и обучение идут впереди развития, определяют его. Как писал Л. С. Выготский, «только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию… создает зону ближайшего развития ребенка, т. е. вызывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития».

Развитие самосознания личности в педагогическом процессе является необходимой предпосылкой целенаправленного самовоспитания, которое способствует лучшему усвоению воспитательных влияний, закреплению их результатов.

Первые зачатки самовоспитания наблюдаются в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах, когда ребенок под влиянием окружающих старается быть таким, каким его могут одобрить, похвалить, и избегает того, за что обычно порицают.

Самовоспитание подростка и юноши побуждается как внешними стимулами, так и внутренними мотивами. К внешним стимулам можно отнести: требования родителей, учителей, сверстников, в том числе и их критики, усложнение деятельности учебной и общественной, соревнование, пример товарищей; к внутренним – потребности и интересы, идеалы, ценностные ориентации, в том числе и профессиональная ориентация.

Исходным моментом самовоспитания является проектирование собственного характера, основанное как на анализе своих недостатков, так и на ценностных устремлениях школьника. На основе проекта определяются цели самовоспитания.

Однако недостаточно определить цели работы над собой, следует наметить программу самовоспитания. В ней намечается, какие качества надо у себя развить и какие проявления затормозить, какими способами это сделать, в какой системе и в каких видах деятельности.

Результатом работы над собой становится способность к саморегуляции, самодисциплине школьника.

Протекание целостного образовательного процесса обусловлено особенностями возрастного развития. Возрастное развитие человека — это непрерывный процесс самоизменения, каждый этап которого связан с ведущим видом деятельности, проходит в определен­ной социальной ситуации развития и характеризуется появлением новых психи­ческих новообразований и изменением личности.

П.Ф. Каптерев:Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами. Разрабатывал проблемы развивающего и воспитывающего обучения. Предлагал заменить классно-урочную систему предметными классами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям. Выступал за разнообразие типов школ. Центральной проблемой всей педагогики считал развитие и воспитание характера и воли. У Каптерева идея саморазвития личности с учётом наследственности каждого – ведущая идея. Ввёл в русскую педагогику понятие «педагогический процесс». Педагогический процесс – это целостное явление, в котором биологическое и социальное, индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии. Выступал за автономию школы, чтобы учитель приобрёл независимость в своей деятельности, а учащиеся обрели возможность свободно вырабатывать убеждения и взгляды на религию, государство и общество. Писал, что улучшение материального и правового положения учителя привлечёт к этой деятельности способных людей. Ко всем проблемам дидактики подходил с позиций психологии.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Добавить комментарий

Закрыть меню