Отрасли топливной промышленности

ост затрат на эти цели.

В-третьих, являясь уникальным сырьём, нефть и газ требуют значительных затрат труда на их выявление, добычу, транспортировку и переработку.

Особенности топливной промышленности.

  1. Её продукция в дальнейших стадиях производства трансформируется в тепловую энергию.
  2. Повсеместная потребность в продукции топливной промышленности.
  3. Топливо перевозится только до места сжигания, и в весовом составе новой продукции материально не участвует.
  4. Все виды топлива (за исключением газа) имеют огромную массу и перевозка их требует больших издержек.

Практически все виды топлива применяются во всех отраслях народного хозяйства. Основным потребителем всех видов топливно-энергетических ресурсов (кроме моторного топлива) является промышленность. Индустрия потребляет более половины суммарного расхода топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве, около трёх четвертей котельно-печного топлива, почти две трети электроэнергии и 80% тепловой энергии, производимой централизованно на ТЭЦ и в крупных котельных.

Основные показатели работы топливной промышленности.

Таблица 1.1.1

Россия располагает огромными топливными ресурсами и полностью обеспечивает себя ими.

Опора на собственные топливно-энергетические ресурсы являются серьёзным преимуществом нашей экономики. Россия считается крупным экспортёром топлива среди стран мира. Топливная промышленность имеет большое районообразующее значение, она создаёт предпосылки для развития топливоёмких производств и служит базой для формирования промышленных комплексов, в том числе нефтехимических, углехимических, газо-промышленных.

Производство первичных энергоресурсов по видам топлива.

(млн. тонн условного топлива).

Таблица 1.1.2.

ГЛАВА 2

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТОПЛИВНОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ

2.1. Факторы и особенности, определяющие развитие и размещение отраслей топливной промышленности по территории РФ.

Факторами размещения топливной промышленности принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, групп объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического района и территориально-производственного комплекса.

Всё многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы:

  • природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов;
  • экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и её рациональному природопользованию;
  • демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами.

В состав этих факторов следует включить и состояние социальной инфраструктуры. Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играют экономико-географические и экономические факторы.

При размещении отдельных отраслей в зависимости от природных факторов следует выделить отрасли тяготеющие к источникам сырья. К такой группе отраслей относятся все отрасли топливной промышленности: нефтяная, угольная, газовая и др.

При размещении отраслей топливной промышленности особенно важна экономическая оценка ресурсов: горно-геологические условия того или иного ресурса, мощность пласта, глубина залегания, размеры запасов, особенно балансовых, качество (калорийность углей, компонентный состав нефти или газа и т.д.).

Вместе с тем для размещения отраслей топливной промышленности важен транспортный фактор, т.е. наличие железных дорог, водных путей, трубопроводов и т.п. Учитываются при этом и условия для строительства отдельных видов транспорта, пропускная способность, например железных дорог, наличие транспортных средств, подвижного состава железных дорог или же судов для водных перевозок, их грузоподъёмность, а так же стоимость перевозок добытого сырья до его потребителя.

Важным фактором для развития и рационального размещения топливной промышленности является уровень научно-технического прогресса, обеспечивающий наибольшую эффективность добычи того или иного ресурса. Не маловажным фактором в топливной промышленности является и обеспеченность районов добычи электроэнергией.

Таким образом, анализируя особенности размещения отраслей топливной промышленности, следует учитывать совокупность факторов при решающем значении приближения объектов при решающем значении приближения объектов добычи ресурса к сырьевой базе.

Большое влияние на рациональное размещение предприятий топливной промышленности оказывают демографические факторы. При размещении предприятий необходимо учитывать как уже сложившуюся в данном месте демографическую ситуацию, так и перспективную ситуацию, а так же и прирост самого производства. При размещении строительства новых объектов следует иметь в виду, что население в трудоспособном возрасте сокращается. Поэтому стоит задача экономии трудовых ресурсов, более рационального их использования, высвобождения рабочей силы в результате комплексной механизации и автоматизации производства, лучшей организации труда.

Из многообразия эко�

ТОПЛИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

В состав топливной промышленности входят угольная, газовая, нефтяная отрасли, обеспечивающие добычу минерального топлива — главного источника энергии в электроэнергетике и технологического сырья в промышленности (углехимической, нефтехимической, газохимической отраслях). Доля топливной промышленности в промышленно-производственных основных фондах топливно-энергетического комплекса составляет около 60% (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Основные показатели работы топливной промышленности России

1980г. 1990г. 1995 г.
Число предприятий
Объем продукции, млрд. руб. 22,6 40,8 161 376
Индексы объема продукции к предыдущему году 99,2
Численность промышленно-производственного персонала, тыс. чел.

в том числе рабочих

809 668 801 656 846 692
Прибыль, млрд. руб.
Уровень рентабельности, % 20,8
Снижение (-), повышение затрат на 1 руб. продукции, % к предыдущему году 1,7 6,41 -9,35

Потенциальные запасы топливно-энергетических ресурсов Российской Федерации составляют около 6000 млрд. т (почти 50% мировых запасов), промышленные, разведанные запасы — около 300 млрд. т. На долю угольных запасов приходится 88 — 90%, нефти и природного газа — 10- 12%.

Запасы топливно-энергетических ресурсов размещены по территории России неравномерно: значительная их доля располагается в восточный районах — в Сибири и на Дальнем Востоке.

Восточная и Западная Сибирь, а также Дальневосточный экономический район — избыточные по запасам различных видов топлива районы, занимающие первое и второе места. На третьем месте — Уральский, Поволжский, Северный районы. Остальные регионы европейской части страны — Центральный, Южные, Западные — отличаются дефицитом топливно-энергетических ресурсов.

Структура запасов топливно-энергетических ресурсов в различных районах России неодинакова. В большинстве районов преобладает угольное топливо, в Западно-Сибирском, Поволжском, Уральском, Северном и Северо-Кавказском районах — нефть и газ. По качеству различные виды ТЭР также существенно различаются: тепловой коэффициент угля варьирует от 1 до 0,4 (за 1 принимается коксующийся уголь с теплотой сгорания 7000 ккал), нефти — 1,43 — 1,5, природного газа — 1,19— 1,40. Наибольшее освоение запасов характерно для более обжитой и лучше изученной части — западной зоны России. В Сибири и на Дальнем Востоке из-за слабой освоенности этих территорий объем добычи топлива существенно превышает его потребление. Огромные потоки угля, нефти и газа (в количестве около 1000 млн. т у. т.) отсюда ежегодно направляются в дефицитные районы европейской части России, СНГ и на экспорт в страны Восточной и Западной Европы. Топливно-энергетический баланс в настоящее время можно охарактеризовать как нефтегазовый: если в 1940-х гг. доля нефти и газа в СССР не превышала 20%, то в 80-х гг. и в 1995 г. составила более 80%, а доля угля снизилась до 14,5%.

Народнохозяйственный комплекс России

Материалы студентам и ученикам / Экономическая география и регионалистика / Народнохозяйственный комплекс России

Страница 2

Факторами размещения топливной промышленности принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, групп объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического района и территориально-производственного комплекса. раскрутка, раскрутка инстаграм в телеграмм

Всё многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы:

· природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов;

· экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и её рациональному природопользованию;

· демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами.

В состав этих факторов следует включить и состояние социальной инфраструктуры.

Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играют экономико-географические и экономические факторы.

При размещении отдельных отраслей в зависимости от природных факторов следует выделить отрасли тяготеющие к источникам сырья. К такой группе отраслей относятся все отрасли топливной промышленности: нефтяная, угольная, газовая и др.

При размещении отраслей топливной промышленности особенно важна экономическая оценка ресурсов: горно-геологические условия того или иного ресурса, мощность пласта, глубина залегания, размеры запасов, особенно балансовых, качество (калорийность углей, компонентный состав нефти или газа и т.д.).

Топливно-энергетический комплекс имеет большое районообразующее значение, он создает предпосылки для развития топливоемких производств и служит базой для формирования промышленных комплексов, в том числе электроэнергетических, нефтехимических, углехимических, газопромышленных. Состояние и технический уровень действующих мощностей топливно-энергетического комплекса становятся в настоящее время критическими.

Для ТЭК характерно наличие развитой производственной структуры в виде магистральных высоковольтных линий и трубопроводов для транспортировки нефти, нефтепродуктов, газа.

ТЭК обладает большой районообразующей ролью: вблизи энергетических источников формируется мощная промышленность, растут города и поселки.

Экологическая политика в топливно-энергетическом комплексе должна быть направлена на сокращение техногенного воздействия на окружающую природу. В настоящее время на его долю приходится около 48% выбросов вредных веществ в атмосферу, 36% сточных вод и свыше 30% твердых отходов от всех загрязнителей.

В структуре АПК выделяют три сферы: первая – отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства, – тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая промышленность, обслуживающие сельское хозяйство производства и др.; вторая – сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство; третья – отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, – пищевая, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти и др., а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса.

Численность населения в трудоспособном возрасте – исходная характеристика показателя численности трудовых ресурсов страны.

Трудовые ресурсы — важнейшая производительная сила общества, характеризующаяся потенциальной массой живого труда, которой в данный период располагает государство.

Страницы: 12 3

Практически все виды топлива применяются во всех отраслях народного хозяйства. Основным потребителем всех видов топливно-энергетических ресурсов (кроме моторного топлива) является промышленность. Индустрия потребляет более половины суммарного расхода топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве, около 3/4 котельно-печного топлива, почти 2/3 электроэнергии и 80% тепловой энергии, производимой централизованно на ТЭЦ и в крупных котельных.

Россия располагает огромными топливными ресурсами и полностью обеспечивает себя ими. Опора на собственные топливно-энергетические ресурсы является серьёзным преимуществом экономики страны.

Топливная промышленность выступает и в качестве «валютного цеха» страны. Его экспортный потенциал весьма значителен. В последнее время Россия ежегодно поставляла на мировой рынок 300-320 млн. т у. т. разных энергоносителей, в первую очередь нефти и природного газа.

Минеральное топливо – основной источник энергии в современном хозяйстве и важнейшее промышленное сырье. Переработка минерального топлива – база формирования промышленных комплексов, в том числе нефтехимических, газохимических, углехимических и т.п. Районообразующая роль топливных ресурсов оказывается тем сильнее, чем крупнее их масштабы и выше технико-экономические показатели использования. Массовое и дешевое топливо притягивает к себе топливоемкие производства, определяя в известной мере направление специализации того или иного района.

Таким образом, можно сделать вывод, что топливная промышленность является важнейшей структурной составляющей экономики России, одним из ключевых факторов обеспечения жизнедеятельности страны. Она производит более четверти промышленной продукции России, оказывает существенное влияние на формирование бюджета страны, обеспечивает более половины ее экспортного потенциала.

Промышленная политика России сфокусирована на отраслях топливно-энергетического комплекса, поскольку они выдерживают жесткую конкуренцию на мировом рынке и являются одним из основных источников формирования доходов федерального бюджета.

Россия полностью обеспечивает себя топливными ресурсами и считается крупным экспортером топлива среди стран мира. Топливная промышленность тесно связана со всеми отраслями экономики России.

Глава 2. Современное состояние и перспективы развития топливной промышленности России

На современном этапе Россия по топливным ресурсам занимает первое место в мире. Их структура в региональном разрезе характеризуется большей частью явным преобладанием угля, однако он не везде играет ведущую роль как условие развития топливной базы промышленности. В Западной Сибири, Поволжье, на Северном Кавказе и Урале первостепенное значение с этой точки зрения имеют нефть и природный газ.

В настоящее время Россия находится на первом месте в мире по добыче природного газа, занимает третье место по добыче нефти (после США и Саудовской Аравии) и каменного угля (после КНР и США).

Однако добыча топлива в последние годы снижается из-за общей экономической депрессии, отсутствия современных технологий, моральной отсталости и физической изношенности оборудования. Без привлечения иностранных инвестиций остановить падение производства отрасли считается невозможным.

В топливно-энергетическом балансе России доля угля в 50-е годы достигала 65%, в 60-е годы – 40-50%. В 70 – 80-е годы угольное топливо было вытеснено нефтегазовым, и в настоящее время доля угля в топливно-энергетическом балансе России составляет лишь 12-13%, а в топливном балансе теплоэлектростанций – примерно 25%. В настоящее время в топливно-энергетическом балансе России на газ приходится 49%, нефть – 32%, уголь – около 13%. В перспективе доля угля в топливно-энергетическом балансе будет повышаться, и спрос на уголь в России в связи с изменением структуры запасов основных энергоносителей будет возрастать. В восточных регионах России, включая Урал, доля угля возрастает в производстве электроэнергии. В настоящее время на Дальнем Востоке удельный вес угля в балансе котельно-печного топлива превышает 80%, а электрическая и тепловая энергия в регионах Дальнего Востока вырабатывается в основном на ТЭС на угле.

Общие геологические запасы угля в стране составляют 6,8 трлн. т, из них действительные и вероятные запасы – около 1200 млрд. т., а запасы угля (балансовые) в России составляют: КАТЭК – 80 млрд. т., Кузбасс – 59 млрд. т., Востсибуголь – 13,3 млрд. т., Якутуголь – 9,1 млрд. т., Печорский бассейн – 8,3 млрд. т., Восточный Донбасс – 6,7 млрд. т., Дальуголь и Приморье – 3,9 млрд. т., Подмосковный бассейн – 3.8 млрд. т., Сахалин – 1,8 млрд.

т. В остальных регионах запасы незначительны. Основные мощности по добыче угля сконцентрированы в Сибири и на Дальнем Востоке.

Господствующими являются каменные угли: они составляют 70% общих запасов. Пропорции между каменными и бурыми углями имеют заметные территориальные различия (Приложение 1).

Среди каменных углей более 1/5 приходится на технологическое топливо (коксующиеся угли), основными источниками которых служат Кузнецкий, Донецкий, Печорский и Карагандинский, а в перспективе также Южно-Якутский бассейны.

Качественный состав ресурсов отражается в структуре добычи, где свыше3/4 занимают каменные угли, в том числе 1/4 коксующиеся.

Выявленные запасы угля размещены по территории России более дисперсно, чем нефть и природный газ. В то же время основная их масса сосредоточена в нескольких бассейнах: Ленский (1647 млрд. т), Тунгусский (2345 млрд. т), Канско-Ачинский (601 млрд. т) и Кузнецкий (725 млрд. т). Но особенно важна оценка размещения ресурсов, которые экономически целесообразно осваивать в ближайшей перспективе.

2.1. Факторы развития отрасли

Всё многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на развитие и размещение производства, можно объединить в следующие группы:

а) природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов;

б) экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и рациональному природопользованию;

в) демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами.

В состав этих факторов следует включить и состояние социальной инфраструктуры. Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играют экономико-географические и экономические факторы.

При размещении отдельных отраслей в зависимости от природных факторов следует выделить отрасли, тяготеющие к источникам сырья. К такой группе отраслей относятся все отрасли топливной промышленности: нефтяная, угольная, газовая и др.

Для развития и размещения отраслей топливной промышленности особенно важна экономическая оценка ресурсов: горно-геологические условия того или иного ресурса, мощность пласта, глубина залегания, размеры запасов, особенно балансовых, качество (калорийность углей, компонентный состав нефти или газа и т.д.).

Вместе с тем для размещения отраслей топливной промышленности важен транспортный фактор, т.е. наличие железных дорог, водных путей, трубопроводов и т.п. Учитываются при этом и условия для строительства отдельных видов транспорта, пропускная способность, например, железных дорог, наличие транспортных средств, подвижного состава железных дорог или же судов для водных перевозок, их грузоподъёмность, а так же стоимость перевозок добытого сырья до его потребителя.

Важным фактором для развития и рационального размещения топливной промышленности является уровень научно-технического прогресса, обеспечивающий наибольшую эффективность добычи того или иного ресурса. Немаловажным фактором в топливной промышленности является и обеспеченность районов добычи электроэнергией.

Таким образом, анализируя особенности размещения отраслей топливной промышленности, следует учитывать совокупность факторов при решающем значении приближения объектов добычи ресурса к сырьевой базе.

Большое влияние на рациональное размещение предприятий топливной промышленности оказывают демографические факторы. При размещении предприятий необходимо учитывать как уже сложившуюся в данном месте демографическую ситуацию, так и перспективную ситуацию, а так же и прирост самого производства. При размещении строительства новых объектов следует иметь в виду, что население в трудоспособном возрасте сокращается. Поэтому стоит задача экономии трудовых ресурсов, более рационального их использования, высвобождения рабочей силы в результате комплексной механизации и автоматизации производства, лучшей организации труда.

Из многообразия экономических факторов, влияющих на развитие и размещение топливной промышленности, следует выделить транспортный фактор.

При размещении всех отраслей топливной промышленности этот важнейший фактор имеет особое значение, так как он обеспечивает экономические связи между районами и центрами, способствует освоению вновь открытых природных ресурсов, изменяет экономико-географическое положение территорий, способствует улучшению территориальной организации. При планировании размещения предприятий стоит задача транспортного строительства, задача ликвидации или сокращения дальних нерациональных перевозок.

Транспорт обеспечивает потребность западных районов в топливе и сырье.

Несмотря на огромное значение транспортного фактора в рациональном и планомерном размещении производительных сил, ещё велики встречные и чрезмерно дальние перевозки грузов. Эффективность транспорта повышается в результате электрификации железных дорог, развития систем трубопроводов.

Одним из важнейших экономических факторов размещения производства топливной промышленности является научно-технический прогресс. «Он представляет непрерывный процесс развития науки, техники и технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации труда и производства». Одним из направлений научно-технического прогресса является использование новых технологических решений при освоении природных богатств восточных районов страны. Применение новых технологических схем даёт возможность вести комплексную переработку сырья, заменять их традиционные источники новыми. Так, использование новых методов бурения скважин позволило сэкономить денежные ресурсы на устройстве каждой скважины.

Впервые в мировой практике в Среднем Приобье при турбинном бурении были широко использованы гидромониторные долота, что позволило удвоить механическую скорость проходки скважин . Применение новых технологий помогло также освоить крупные газоконденсатные месторождения Оренбурга и Астрахани.

Технический прогресс, сокращающий потребности в трудовых ресурсах за счёт роста производительности труда, является главным звеном экономической стратегии освоения отдельных и труднодоступных районов.

Технико-экономические расчёты и обоснования строительства обеспечивают правильное территориальное размещение предприятий, строительство их с наименьшими материальными и трудовыми затратами и, следовательно, в значительной степени определяют рентабельность работы этих промышленных объектов.

Особенно важную роль в развитии и размещении топливной промышленности играет такой экономический фактор, как объём капитальных вложений (Таблица 2).

Таблица 2. Капитальные вложения в топливную промышленность.

(млн. тонн условного топлива)

1993 г.

1997 г.

2001 г.

2005 г.

2009 г.

Топливная промышленность

28,9

449,3

14158,0

55963,0

49286,0

Нефтяная

8,8

340,7

3188,0

34555,0

33995,0

Газовая

7,2

52,6

2298,0

15113,0

10210,0

Угольная

2,8

55,3

1723,0

6239,0

5027,0

В процентах к итогу

Топливная промышленность

11,6

16,8

13,0

14,9

12,2

Нефтяная

7,6

12,7

9,3

9,2

8,4

Газовая

2,9

2,0

2,1

4,0

2,5

Угольная

1,1

2,1

1,6

1,7

1,2

Как видно из таблицы 2, от капитальных вложений больше, чем от какого-либо другого фактора, зависит развитие топливной промышленности.

Капиталовложения влияют на объём добываемого сырья и на объём промышленной продукции.

За последние годы наблюдается снижение капиталовложений, что весьма нежелательно.

В размещении производительных сил, в том числе и топливной промышленности, велика роль всей совокупности факторов. Экономически обоснованное размещение производительных сил с учётом совокупности факторов в условиях рыночной экономики будет способствовать более эффективному использованию природно-ресурсного потенциала и комплексному развитию регионов.

2.2. Оценка современного уровня развития топливной промышленности России

В России к настоящему времени наряду с быстрым развитием топливной промышленности произошло рассредоточение добычи топлива по всей стране. Районы добычи и потребления топлива как бы сблизились между собой. Наиболее интенсивно освоены ресурсы европейской части, но потребление топлива здесь намного превосходит его добычу. В восточных районах имеющиеся ресурсы еще мало вовлечены в оборот, добыча топлива значительно опережает его потребление, и всевозрастающий поток топлива направляется отсюда в европейскую часть, а определенное количество нефти и газа – также на экспорт.

Добавить комментарий

Закрыть меню