Отраслевая педагогика

Предмет педагогики. Отрасли современной педагогики. Связь педагогики с другими науками

⇐ ПредыдущаяСтр 366 из 466Следующая ⇒

Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования.

В связи с этим педагогика вырабатывает теорию и технологию организации образования, формы и методы, которые совершенствуют деятельность педагога и различные виды деятельности учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

Объект педагогики

А. С. Макаренко в 1922 г. высказал мысль об особенностях объекта педагогической науки. Он писал, что «многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является педагогический факт (явление)». В то же самое время человек не исключается из внимания исследователя. Но, являясь одной из наук о человеке, педагогическая наука предполагает исследование эффективности профессиональной практической деятельности педагогических процессов и явлений, направленных на формирование и развитие личности.

Поэтому в качестве объекта педагогика имеет не отдельного человека, его психику (это объект психологии), а систему образовательных и педагогических явлений, связанных с его развитием. Можно сказать, что объектом педагогики является та действительность, которая обусловливает развитие человека в процессе деятельности общества. Эти явления называются образованием. Это и есть предмет педагогики.

Педагогика рассматривает следующие проблемы:

1) сущность и закономерность развития личности и их влияние на воспитание;

2) цель воспитания;

3) содержание воспитания;

4) методы воспитания.

Отрасли современной педагогики.

Современная педагогика – это наука о закономерностях воспитания в течение всей жизни. В процессе развития педагогики образовывались все новые связи с другими науками, что привело к выделению различных отраслей педагогики в системе педагогических наук.

На сегодня педагогика – это сложная система педагогических наук, в структуру которой входят следующие отрасли.

1. Общая педагогика – отрасль педагогики, которая изучает фундаментальные закономерности воспитания и обучения. В ее основе находятся совокупные для различных возрастных групп и различных типов учебно-воспитательных учреждений задачи исследования и организации форм, принципов и методов обучения и воспитания. Общая педагогика представляет собой систему, частями которой являются:

1) теория и практика обучения;

2) теория и практика воспитания;

3) теория организации и руководства системой образования.

2. Возрастная педагогика – наука, включающая в себя дошкольную, школьную педагогику, педагогику взрослых, изучающую возрастные особенности воспитания и обучения на разных этапах развития человека.

Дошкольная и школьная педагогика представляет собой область, которая изучает условия и закономерности воспитательного и образовательного процесса у детей дошкольного и школьного возраста. Особенность дошкольной

и школьной отраслей обусловливается уровнем формирования физических, интеллектуальных, ценностно-мотивационных и эмоциональных способностей и потенциалов детей. Именно на базе найденных и определенных закономерностей и условий психического развития личности ребенка складываются теоретические и практические положения дошкольной и школьной отраслей педагогики.

3. Коррекционная педагогика (дефектология) изучает особенности воспитания и обучения детей с различными дефектами.

К ней относятся такие ответвления, как:

1) сурдопедагогика – обучение и воспитание глухих и слабослышащих;

2) тифлопедагогика – обучение и воспитание слепых и слабовидящих;

3) олигофренопедагогика – обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития;

4) логопедия – обучение и воспитание детей с нарушениями речи.

4. Методика обучения различным предметам (предметные дидактики) занимается содержанием, формами, методами, средствами изучения отдельных учебных предметов.

5. История педагогики и образования изучает процесс развития педагогических идей, труды выдающихся педагогов прошлого и современности и особенности воспитательной деятельности в различные исторические периоды.

6. Отраслевая педагогика – общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т. п.

Связь педагогики с другими науками.

Педагогика имеет тесную связь с другими науками, такими как философия, психология, медицина, биология, социология и политология и др. Развитие педагогики, как науки, протекает в тесной взаимосвязи с множеством наук, и все они являются частями одного целого научного понимания о мире и человеке.

Философия, изучая действия общих закономерностей человеческого бытия и мышления, является основой для создания педагогических теорий. Опираясь на философские модели описания мира, строятся модели педагогического воздействия. При этом, используются различные направления философской мысли, в результате чего возникают разнообразные, зачастую противоречивые методики воспитания. Значительную роль в воспитательном процессе играет религия. Сторонники этого подхода считают науку неспособной познать высшую истину, приблизиться к которой можно лишь посредством «сверхразума». По мнению неотомистов, главное предназначение религии – воспитание личности, а образование должно иметь главной целью развитие безраздельного стремления приблизиться к Богу.

Педагогика, основанная на теории экзистенциализма, предполагает развитие личности, как отдельного обособленного мира, благодаря которому существует все вокруг. Объективные знания и догмы отвергаются вовсе. Предметом наблюдения и исследований этого философского направления является индивидуальное бытие человека.

В противоречие экзистенциалистам и неомистам, существует теория диалектического материализма, последователи которой превозносят роль общества, коллектива. Личность же воспринимается как объект общественных отношений. Сознание считается результатом возникновения и деятельности материи. Педагоги, опирающиеся на методологию диалектического материализма, считают решающим в становлении личности процесс воспитания.

Основатели прагматической педагогики руководствуются в своей деятельности главным образом опытом, полученным человеком в результате собственной деятельности. Поэтому основными методами образования и воспитания при таком подходе является практика, как средство познания и приобретения знаний.

Наиболее тесная и непосредственная связь имеется у педагогики с психологией и физиологией, связь эта традиционна, т. к. методы педагогического воздействия должны в первую очередь опираться на законы и механизмы деятельности и развития личности, а их изучением занимается психология. Каждый раздел педагогической науки заимствует наработки из определенных разделов психологии. Взаимодействие педагогики и психологии стало основой для возникновения таких новых научных направлений как педагогическая психология и психопедагогика, однако, педагогика занимается воздействием на формирование человеческой личности, а психологию интересует главным образом развитие психики человека. Поэтому, несмотря на активное взаимодействие, каждая наука является вполне автономной и имеет свой предмет исследований. Физиологические данные о человеческом организме используется в педагогике с точки зрения определения возможностей и способностей человека к обучению, эффективности восприятия информации посредством различных органов чувств.

Очевидна связь педагогики и медицины. Дети, имеющие врожденные или приобретенные дефекты, влияющие на развитие мыслительной или физической деятельности, нуждаются в применении к ним коррекционной педагогики. Даже при осуществлении стандартной педагогической деятельности необходимо учитывать медицинские показания ученика и в соответствии с ними при необходимости корректировать педагогический процесс. Так, например, людям с ослабленным зрением не следует предлагать большое количество наглядного материала, а при обучении людей с нарушениями слуха наоборот делать акцент на визуальное восприятие.

Неоспоримой является связь педагогики с историей и литературой. История составляет значительную часть материалов для воспитательной и образовательной деятельности, будучи кладезем жизнеописаний исторических личностей, опыта предков разных социальных групп и народов. Опираясь на исторические данные, педагогическая наука росла и совершенствовалась, учитывая ошибки и удачи педагогов прошлого. Исследуя изменения в развитии личности с древних времен до наших дней, возникало и возникает до сих пор много инновационных методов обучения, воспитания и образования. Литература является непременным атрибутом всех основных категорий педагогики и незаменимым помощником для педагогов различных направлений. Получение образование немыслимо без специализированной литературы по предметам, изучаемым в рамках приобретения конкретной профессии. Такая литература является одним из основных источников информации, без которой накопление и пополнение знаний было бы практически невозможным. Художественная литература играет важную роль в процессе воспитания, помогая человеку выбрать правильный ориентир в поиске правильной на его взгляд идеологии, нравственной позиции, формирует мировоззрение человека, дает основу для размышлений, анализа, классификации, сравнения, повышая тем самым способность человека к обучению.

Социология связана с педагогикой планированием состояния и содержания общества и его социальных групп. Педагогика, выполняет свои функции в соответствии с заказом социологии на адекватную в данное время и в данной социальной группе личность, характеризуя ее определенными качествами, на выработку которых направлен педагогический процесс.

Политология и педагогика имеют точки соприкосновения в образовательном процессе, т. к. стержнем образовательной политики всегда является государственная идеология. В задачи педагогики входит формирование личности, готовой к жизни и деятельности в существующей и прогнозируемой государственной политической обстановке.

Только тесное комплексное взаимодействие педагогики с остальными науками может обеспечить полноценный научный подход к предмету своего исследования и корректного построение педагогического процесса.

1. Современная педагогика – разветвленная система наук о воспитании.

2. Отрасли педагогики.

3. Новые отрасли педагогики.

1. Педагогика — обширнейшая наука. Ее предмет настолько сложен, что отдельная наука не в состоянии охватить сущность и все связи воспитания. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив множество знаний, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.

Фундаментом педагогики является философия, которая выступает как методологическая основа педагогики.

2. Фундаментом системы наук о воспитании является общаяпедагогика, которая изучает закономерности воспитания человека, разрабатывает основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях любого типа и вида.

В системе наук о воспитании особое место занимают отрасли, относящиеся к возрастнойпедагогике. Они заняты изучением закономерностей воспитания и обучения детей в соответствии с особенностями возрастного развития на всех этапах детства: от рождения до перехода к состоянию взрослости. Объектом возрастной педагогики является ребенок, а предметом изучения — закономерности, методы, средства технологии организации учебно-воспитательной работы на различных ступенях детства (ранний возраст, дошкольный, школьный).

Дошкольная педагогика — наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу).

Педагогика школы представляет собой одну из старейших отраслей педагогической науки, накопившую богатые научные данные о закономерностях воспитания и обучения школьников в различных учебных учреждениях (начальной и средней школе, лицее, гимназии и др.).

Педагогика профессионально-технического образования изучает подготовку рабочих высокой квалификации.

Педагогика среднего специального образования находится в стадии становления. Она изучает содержание и формы образования и проблемы профессионального воспитания в средних специальных учебных заведениях.

Педагогика высшей школы изучает закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.

Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии:

-вопросами обучения и воспитания глухих и слабослышащих занимается сурдопедагогика;

-обучения и воспитания слепых — тифлопедагогика,

-с речевыми нарушениями — логопедия,

-обучения и воспитания умственно отсталых – олигофренопедагогика.

История педагогики изучает развитие педагогических идей в единстве с педагогической практикой в различные исторические эпохи.

Особую группу педагогических наук составляют частные методики, изучающие закономерности и специфику преподавания конкретных областей знаний (учебные предметы в школе).

3.По мере роста объема новых знаний, распространения педагогической мысли на разные области реальной жизни появляются новые отрасли педагогики.

1. Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика обобщает народную практическую педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях.

Семейная педагогика — наука о воспитании в семье. Она изучает специфику условий семейного воспитания, его потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка, позволяет решать многие вопросы воспитания, обнаруживать трудности и найти верное решение.

3. Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные учреждения (клубы, спортивные секции, студии музыкального и театрального искусства) являются средством повышения культуры общества, воспитания и развития личности, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.

4. Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства и орудия труда, повышения их квалификации, переучивание на новые профессии.

5. Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, когда ведется лечение и обучение в щадящем режиме.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»

Естественно-географический факультет

Кафедра педагогики и психологии им. З. Т. Шарафутдинова

Реферат

Новые отрасли педагогической науки

Специальность

Выполнила студентка

161 группы 1 курса

Гильмутдинова Наиля

Ильдаровна

Проверила: Хафизова

Гузель Мисбаховна

Набережные Челны 2011

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………..3

Основные отрасли педагогической науки…………………………………………………………………………………….4

Новые отрасли педагогической науки…………………………………………………………………………………………..6

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………11

Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………..12

Введение

Педагогика — система наук о воспитании и образовании детей и взрослых. «И взрослых?» — Спросите вы. Конечно, ведь человек учится чему-либо на протяжении всей своей жизни! Однако, педагогика детским садом, школой, училищем и ВУЗом не заканчивается. Педагогика охватывает всю нашу жизнь. Педагоги — не только школьные учителя и преподаватели ВУЗов, — они и логопеды, и руководители кружков, и преподаватели интернатов, и дефектологи, и фитнес-тренеры, и преподаватели курсов повышения квалификации, и репетиторы для школьников, даже мы с вами являемся педагогами для своих детей. В данном реферате мы и остановимся на различных отраслях этой великой и важной системе наук и значении их в нашей жизни.

Основные отрасли педагогической науки.

Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания и обучения человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:
1) общие основы;

2) дидактика (теория обучения); — это особая область педагогики изучающая закономерности единого процесса образования и воспитания в обучении. Дает научное обоснование целям и отбору содержания образования, выбору средств и методов обучения, определяет формы организации обучения.

3) теория воспитания;

4) школоведение — часть педагогики, занимающаяся вопросами управления школьным делом.

Названные разделы в последние десятилетия настолько разрослись, что стали большими самостоятельными отраслями знаний.

История педагогики — отрасль педагогики, исследующая исторические этапы развития педагогических идей и взглядов.

Педагогика высшей школы — отрасль педагогики, изучающая особенности обучения, воспитания и развития людей в процессе получения высшего образования.

Школьная педагогика — отрасль педагогики, изучающая особенности обучения, воспитания и развития людей в процессе получения образования в средней школе.

Коррекционная педагогика — отрасль педагогики, занимающаяся обучением и воспитанием людей в интересах коррекции их личности и деятельности.

Профессиональная педагогика — отрасли педагогики, ориентированные на изучение процессов обучения, воспитания и подготовки представителей различных профессий.

Педагогика неформального образования — отрасль педагогической науки, изучающая неформальные (нетрадиционные) методы и способы обучения и воспитания.

Педагогика образования взрослых — отрасль педагогики, специально исследующая формы и способы образования взрослых людей.

Также существуют и другие отрасли педагогической науки. Такие, как:

  • Возрастная педагогика – включает педагогику преддошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскую педагогику (или педагогику высшей школы), педагогику взрослых. Она изучает особенности воспитания человека в зависимости от его возрастного периода развития.

  • Специальная педагогика (отраслевая) — изучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий.

  • Сравнительная (компаративная) педагогика – относительно молодая отрасль научно-педагогических знаний. Ее объект – состояние и основные тенденции развития образования в различных странах современного мира, которые она анализирует в сопоставительном плане. Она изучает международный педагогический опыт для того, чтобы взаимообогатить национальные педагогические культуры.

  • Исправительно-трудовая педагогика – отрасль педагогической науки, изучающая организованную деятельность по исправлению лиц, совершивших уголовное преступление и осужденных к различным видам наказания, как связанных, так и не связанных с лишением свободы.

  • Лечебная педагогика – совокупность методов воспитания и обучения психически неполноценных детей, применяемая обычно в специальных лечебных и педагогических учреждениях (вспомогательные школы, отделения детских психиатрических больниц и т.д.)

Новые отрасли педагогической науки.

По моему мнению новых отраслей педагогики очень много. И со временем их становится все больше и больше, т.к. педагогика как наука не стоит на месте, она развивается.

Рассмотрим подробнее отрасли педагогики, которые входят в специальную педагогику, это такие как:

  • Сурдопедагогика — отрасль педагогической науки, разрабатывающая вопросы воспитания и обучения детей, страдающих глухотой или сильной тугоухостью.

  • Тифлопедагогика — методика преподавания слепым.

  • Олигофренопедагогика — отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых детей, а также вопросы их трудовой подготовки.

Хочу немного подробнее рассказать о олигофренопедагогике.

Первые попытки воспитания и обучения умственно отсталых детей были предприняты во Франции в начале 19 в. Ж. Итаром. В середине 19 в. французкий врач и педагог Э. Сеген обобщил и оформил в виде целостной медико-педагогической системы собственную практику воспитания слабоумных детей. Со 2-й пол. 19 в. в связи с развитием всеобщего начала обучения усилилось внимание к проблеме воспитания таких детей, для них начинают создаваться специальные классы и школы во многих странах. Большая роль в развитии Олигофренопедагогики за рубежом принадлежит О. Декроли и Ж. Демору (Бельгия), Б. Меннелю и А. Фуксу (Германия), А. Бит, Ж. Филиппу и П. Бон-куру (Франция). Эти учёные видели в специальном обучении важнейший источник воздействия на материальную основу аномалии и активно выступали за развитие и усиление вспомогательного обучения, за организацию и метод, укрепление специальной школы.

В России Олигофренопедагогика зарождалась под влиянием педагогических идей К. Д. Ушинского и связана с именами Е. К. Грачёвой, М. П. Постовской, В. П. Кащенко, которым принадлежит заслуга в создании первых учреждений для умственно отсталых детей (первый вспомогательный класс был организован в Москве в 1908) и в издании первых методических руководств по работе с отсталыми детьми. Кащенко был также одним из активных пропагандистов всеобщего обучения и воспитания аномальных детей,

организатором научных исследований по дефектологии, инициатором создания и руководителем школы-санатория для дефективных детей, открытой в Москве в 1908. Большое значение для развития Олигофренопедагогики имели работы А.

С. Грибоедова, О. Б. Фельцмана, Г. Я. Трошина и др. Значит, роль в отечественной Олигофренопедагогике сыграли В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, И. В. Маляревский, Г. И. Россолимо и др., стремившиеся сблизить педагогику с медицинской наукой и тем самым усилить естественно-научную основу обучения и воспитания умственно отсталых детей.

В СССР обучение и воспитание аномальных детей стало рассматриваться как задача общегосударственной системы образования. Важнейший вклад в создание современных научных основ отечественной Олигофренопедагогики внёс Л. С.

Выготский. Его концепция о возможности и необходимости ослабления интеллектуального дефекта развитием и совершенствованием в первую очередь высших психических функций, а не простой тренировкой элементарных, явилась основополагающей в Олигофренопедагогике. Оптимистичная установка Выготского на поиск потенциальных возможностей познавательного и личностного развития умственно отсталого ребёнка имела важное значение для теории и практики специального обучения и воспитания. Многие его теоретические положения в дальнейшем были реализованы в трудах А. Н. Граборова, Л. В. Занкова, Г. М. Дульнева, Ж. И. Шиф, Б. И. Пинского, Т. А. Власовой, И. Г. Ерёменко, X. С. Замского, В. Г. Петровой, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, И. М. Соловьёва и др.

Олигофренопедагогика как наука разрабатывает психологические педагогические проблемы диагностики умственной отсталости, пути совершенствования обучения, методы и принципы организации учебно-воспитательного процесса, педагогическую классификацию и типологию умственно отсталых детей, структуру специальных учреждений и т. д. Одно из главных направлений исследований в Олигофренопедагогике — комплексное изучение умственно отсталых детей, проводимое в сопоставительном плане с нормой и разными видами патологии. Наиболее важная и специфическая задача Олигофренопедагогики — определение оптимальных педагогических средств коррекции недостатков познавательной деятельности и личности ребёнка в целях его социальной и трудовой адаптации.

В Российской Федерации воспитание и обучение детей с лёгкими формами умственной отсталости базируются на общих принципах педагогики и осуществляются во вспомогательных школах-интернатах и специальных дошкольных учреждениях. На основе общих дидактических принципов построены специальные дидактические принципы Олигофренопедагогики, согласно которым процесс обучения и воспитания носит коррекционно-развивающий характер и направлен на максимальное преодоление (ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы умственно отсталого ребёнка.
Основное значение в коррекционно-воспитательной работе с аномальными детьми придаётся созданию наиболее благоприятного гигиенического режима, индивидуального и дифференцированного подхода, единству и постоянству требований школы (детского сада)

и семьи, приобщению детей к организованному, посильному для их здоровья и возраста труду. Значит, место в Олигофренопедагогике отводится расширению чувственного опыта ребёнка, развитию его речи и познавательных интересов, организации предметно-практической (рисование, лепка, конструирование и пр.) и трудовой деятельности, рациональному использованию словесных, наглядных и практических методов. В коррекционных целях с начинающими обучение детьми предусматривается значительный по времени пропедевтический (подготовительный) период работы для развития у учащихся внимания, обогащения чувственного познания, воспитания фонематического слуха, исправления недостатков произвольных движений и т. д. В этот период дети учатся выполнять правила поведения, обращаться с учебными принадлежностями, работать в коллективе.

Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики

Реферат на тему:

Основные отрасли педагогики и их задачи

Выполнила:

студентка 3 курса,

спец. 200401

Заразонова М.С.

Москва,2010

Введение

Педагогика-система наук о воспитании и образовании детей и взрослых. «И взрослых?» — Спросите вы. Конечно, ведь человек учится чему-либо на протяжении всей своей жизни! Однако, педагогика детским садом, школой, училищем и ВУЗом не заканчивается. Педагогика охватывает всю нашу жизнь. Педагоги — не только школьные учителя и преподаватели ВУЗов, — они и логопеды, и руководители кружков, и преподаватели интернатов, и дефектологи, и фитнес-тренеры, и преподаватели курсов повышения квалификации, и репетиторы для школьников, даже мы с вами являемся педагогами для своих детей. В данном реферате мы и остановимся на различных отраслях этой великой и важной системе наук и значении их в нашей жизни.

Основные отрасли педагогики

Как мы уже выяснили, педагогика-система наук, и, в зависимости от направленности и задач, подразделяется на различные её отрасли. Вот основные из них:

— Общая педагогика

— Возрастная педагогика (ясельная, дошкольная, школьная, педагогика «третьего возраста)

— педагогика среднего специального образования;

— отраслевая педагогика (педагогика среднего специального образования, военная, спортивная, производственная и др.)

— социальная педагогика;

— сравнительная педагогика;

— исправительно-трудовая педагогика;

— коррекционная педагогика

— лечебная педагогика.

Каждая отрасль является огромным разделом изучения и имеет своё назначение. В следующих главах будут приведены основные цели и роли каждой из них в нашей жизни.

Возрастная педагогика

Возрастная педагогика включает педагогику преддошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскую педагогику (или педагогику высшей школы), педагогику «третьего возраста». Она изучает особенности воспитания человека в зависимости от его возрастного периода развития: преддошкольного и дошкольного детства, школьного возраста, студенческого периода.

Ясельная педагогика

Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста.По своему возрасту это сравнительно молодая отрасль педагогики. Однако ее вес по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на ум, здоровье, эмоциональную, социальную сферы формирования ребенка стремительно увеличивается. Характерной особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.

Дошкольная педагогика

Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию. Разрабатываются теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях и в условиях одно, дву- и многодетных, полных, неполных семей.

Педагогика школы

Педагогика школы относится к самым богатым и развитым отраслям науки о воспитании. Тысячелетия ее существования в мировой истории позволили накопить несметные ценности опыта руководства развитием, формированием подрастающих поколений в различных социально-экономических условиях. Исследования образовательных моделей различных цивилизаций, формаций, государств, идеологии, политических устройств дают поучительные уроки школьного дела, его влияния на социальный прогресс. Школьная педагогика как наука является базой для построения вузовской педагогики, которая выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.

В наше время появился новый стандарт школьных экзаменов и это потребовало полного перестраивания школьной программы с целью подготовки к их сдаче (речь, несомненно, идёт о ЕГЭ). Это, несмотря на жалобы на трудность их сдачи, на необходимость выбирать ВУЗ заранее, упростило поступление во многие ВУЗы (по результатам ЕГЭ, без вступительных экзаменов), а также позволило ещё со школы определиться с профилем дальнейшего образования и на какие дисциплины надо обратить внимание (ведь предметы для ЕГЭ сдаются по выбору, кроме русского языка и математики).

Педагогика высшей школы

Педагогика высшей школы – педагогика институтов, академий, университетов. Данная отрасль относится и к возрастной и к отраслевой педагогике, т.к. высшая школа – образовательное учреждение наивысшего ранга, занимающееся подготовкой высококвалифицированных профессионалов и являющееся конечной ступенью образования.Образование данного уровня позволяет обучаться и развиваться не только в выбранной профессии, но и развиваться духовно и личностно, благодаря таким гуманитарным дисциплинам, как философия, этика, эстетика, педагогика, психология и другие.

Педагогика «третьего возраста «

Педагогика «третьего возраста» разрабатывает систему образования, развитие людей пенсионного возраста и находится в стадии становления. Так, например, с повсеместным развитием компьютерных технологий и мобильной связи необходимо обучать пенсионеров работе с новыми приборами, компьютерами и мобильными телефонами, а также банкоматами для успешной адаптации в сегодняшней России. И как бы не упрощались приборы с целью максимальной простоты обучения пенсионеров данными устройствами, всё же необходима специальная методика.

Отраслевая педагогика

Отраслевая педагогика изучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий: это — педагогика семьи, производственная, профессиональная, в том числе военная, правовая, спортивная общественных организаций и объединений (социальная педагогика), культурно-просветительной работы, исправительно-трудовая (пеницентиарная). Рассмотрим основные её виды:

Педагогика среднего специального образования

Педагогика среднего специального образования развивается за счёт заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики, а именно фундаментальных и прикладных наук.Наблюдаются факты активизации научных исследований на стыке среднего и высшего профессионального образования. В связи с развитием комплексов по вертикали типа “колледж (училище) — вуз” интегрируются (внедряются, объединяются) силы ученых, разрабатывающих теорию и практику профессиональной подготовки кадров на границе среднего и высшего уровней специального образования.

Производственная педагогика

Производственная педагогика изучает:

· закономерности обучения работающих;

· переориентацию на новые средства производства;

· повышение квалификации работающих;

· переориентацию на новые профессии.

Закономерности обучения работающих необходимы для обучения студентов, или новых прибывших работников, технологиям данного предприятия.

Переориентация на новые средства производства актуально всегда в связи с непрерывным внедрением новых технологий.

Повышение квалификации рабочих периодически необходимо для обучения работе с новыми материалами, новой аппаратурой и новыми технологиями для улучшения качества и эффективности работы.

Переориентация на новые профессии иногда необходима в связи с потерей актуальности старой вследствие каких-либо политических и экономических причин.

Например, переориентация производства с военной на гражданскую продукцию, и, наоборот, в связи с началом и окончанием Великой Отечественной Войны 1941-1945 года.

Социальная педагогика

Социальная педагогика — отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией. Социальная педагогика включает в себя разделы: социология воспитания, социально-педагогическая виктимология, философия социального воспитания, теория социального воспитания, психология социального воспитания, методика социального воспитания, экономика и менеджмент социального воспитания.

Социальная педагогика, в отличие от традиционной, рассматривает педагогическую деятельность не только как основу воспитания, социализации личности, но и как процесс социальной помощи людям в период их личностного или профессионального неблагополучия.

Особенность современной социальной педагогики — ее гуманистическая направленность, единство требований и уважения к людям, в том числе к детям, то есть сотрудничество, сотрудничество воспитателя и воспитанника. Гуманистическая направленность заключается и в ориентации ее как на защиту отдельного человека в его конкретной ситуации, так и на целостный подход к человеку, на защиту его общих интересов и потребностей.

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ

12345678910Следующая ⇒

Вопросы

1. Педагогика как наука о воспитании человека. Объект, предмет, цели и задачи, функции педагогики как науки.

2. Структура педагогической науки.

Связь педагогики с другими науками. Дошкольная педагогика в системе педагогических наук.

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ.

Педагогика за долгие годы своего ста­новления и развития превратилась в разветвленную сис­тему наук о воспитании.

Фундаментом системы наук о воспитании является общая педагогика, которая изучает закономерности воспитания че­ловека, разрабатывает основы учебно-воспитательного про­цесса в воспитательных учреждениях любого типа и вида.

В системе наук о воспитании особое место занимают отрасли, относящиеся к возрастной педагогике. Они заняты изучением закономерностей воспитания и обучения детей в соответствии с особенностями возрастного развития на всех этапах детства: от рождения до перехода к состоянию взрослости.

Объектом возрастной педагогики является ре­бенок, а предметом изучения — закономерности, методы, средства технологии организации учебно-воспитательной работы на различных ступенях детства (ранний возраст, дошкольный, школьный).

Преддошкольная педагогика — исследует вопросы развития и воспитания детей раннего возраста /от рождения до 3-х лет/.

Дошкольная педагогика- наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Родоначальником дошкольной пе­дагогики является Я. А. Коменский. В его книге «Материнская шко­ла» впервые была представлена система дошкольного вос­питания. Современная дошкольная педагогика изучает, во-пер­вых, процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, со­держание, формы организации, методы, приемы и сред­ства осуществления; во-вторых, влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности.

Педагогика школы представляет собой одну из старей­ших отраслей педагогической науки, накопившую богатые научные данные о закономерностях воспитания и обучения школьников в разных учебных учреждениях (начальной и средней школе, лицее, гимназии и др.).

Педагогика профессионально-технического образования изучает подготовку рабочих высокой квалификации.

Педагогика среднего специального образования находится в стадии становления. Она изучает содержание и формы образования и проблемы профессионального воспитания в средних специальных учебных заведениях.

Педагогика высшей школы изучает закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учеб­ного заведения, специфические проблемы получения выс­шего образования.

Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образо­вания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии. Оназанимается вопроса­ми воспитания и образования детей с недостатками умственного развития, зрения, слуха, речи.

Эта отрасль педагогики подразделяется на сурдо­педагогику– воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей, тифлопедагогику– воспитание слепых и слабовидящих детей, логопедию– обучение и вос­питание детей с расстройствами речи, имеющих нор­мальное развитие, олигофренопедагогику– воспита­ние и обучение умственно отсталых детей.

История педагогики изучает развитие педагогических идей в единстве с педагогической практикой в различные исторические эпохи.

Семейная педагогика –это наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка.

Производственная педагогикаизучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивание на новые профессии.

Социальная педагогика– отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий лю­дей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для кото­рых воспитание не является основной функцией.

Особую группу педагогических наук составляют част­ные методики, изучающие закономерности и специфику пре­подавания конкретных областей знаний (учебные предме­ты в школе).

По мере роста запаса новых знаний, распространения педагогической мысли на разные области реальной жиз­ни появляются новые отрасли педагоги­ки, которые становятся относитель­но самостоятельными – военная педагогика, право­вая педагогика, лечебная педагогика, этнопедагогика, народная педа­гогика.

Тема 4. Основные отрасли специальной педагогики и психологии

Стр 1 из 9Следующая ⇒

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: “дети с проблемами”, “дети с особыми нуждами”, “нетипичные дети”, “дети с трудностями в обучении”, “аномальные дети”, “исключительные дети”. Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

В зависимости от вида нарушений выделяют следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья с нарушенным развитием (подразделяемые на группы по степени выраженности и времени наступления дефекта):

· дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие, ослепшие);

· дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, оглохшие);

· дети с нарушениями интеллекта, дети с нарушениями речи;

· дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

· дети с эмоциональными нарушениями;

· а также дети со сложными видами нарушений.

Большинство исследователей (Л. С. Выготский, Л. П. Пузанов, Н. М. Назарова, В. З.

Кантор) полагают, что к недостаткам развития для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями можно отнести:

· замедленное и ограниченное восприятие;

· недостатки развития моторики;

· недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;

· проблемы в знаниях и представлениях об окружающем мире,

· межличностных отношениях;

· недостатки в развитии личности.

Важнейшей характеристикой стиля жизни лица, имеющего нарушения, особенно нарушения в развитии, является его приверженность к той или иной стратегии копинг-поведения (совладающего поведения), которое позволяет человеку овладеть ситуацией, ослабить или смягчить выдвигаемые ею требования, привыкнуть к ним или дистанцироваться от них и таким образом погасить стрессовое действие ситуации.

Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в принципе подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормальных детей. В процессе развития проявляются не только негативные аспекты, но и положительные возможности ребенка. Своеобразие обусловлено процессами естественной компенсации за счет использования сохранных функций.

Для того чтобы нарушенное развитие было максимально приближено к нормальному, требуется система специальных педагогических воздействий, имеющих коррекционную направленность и учитывающих специфику дефекта. Необходимые для этого условия в наиболее адекватной форме создаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в которых дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование, соответствующее объему неполной или полной средней общеобразовательной школы.

Современная область специальной педагогики и психологии состоит из предметных областей, которые исторически сформировались в связи с традиционно существующей системой специальных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями. Сегодня эти предметные области представляют собой относительно самостоятельные развитые и тонко дифференцированные сферы научного и практического педагогического знания.

К их числу относятся следующие:

· тифлопедагогика и тифлопсихология;

· сурдопедагогика и сурдопсихология;

· тифлосурдопедагогика и тифлосурдопсихология;

· логопедия и логопсихология;

· олигофренопедагогика и олигфренопсихология;

· специальная педагогика и психология применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

· специальная педагогика и психология применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Тифлопедагогика– отрасль специальной педагогики, изучающей вопросы воспитания и обучения лиц с нарушением зрения. Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении.

Тифлопсихология – раздел специальной психологии, изучающий закономерности и особенности психического развития лиц с нарушением зрения; формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатков информации, связанных с нарушением зрительного анализатора; влиянием этого дефекта на психическое развитие, а также возрастной аспект развития детей с нарушением зрения.

Сурдопедагогика – составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха.

Сурдопсихология – раздел специальной психологииизучающий закономерности и особенности психического развитии детей с недостатками слуха; изучает пути и средства обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей для обеспечения компенсаторного развития; дает психолого-педагогические рекомендации для процесса обучения и воспитания.

Олигофренопедагогика – это отрасль специальной педагогики, изучающая проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями интеллекта, а также пути коррекции недостатков развития умственно отсталых детей и вопросы их социальной реабилитации.

Олигофренопсихология – раздел специальной и патопсихологии, изучающий структуру интеллектуального дефекта, особенности психического развития и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвитости мозга. Олигофренопсихология изучает особенности психической деятельности людей при различных формах врожденного или раноприобретенного психического недоразвития (умственной отсталости) в результате ранних органических поражений головного мозга (врожденные дефекты нервной системы, результат болезни или травмы), исследует их психологические особенности, формы и степень выраженности дефекта.

Логопсихология – отрасль специальной психологии, изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера. Предмет логопсихологии – изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии. Задачи логопсихологии: изучение специфики психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии; изучение особенностей личностного и социального развития у детей с речевой патологией; определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и образования; разработка методов дифференциальной диагностики, выделение первичного речевого недоразвития среди сходных по внешним признакам состояний; методов психологической коррекции и профилактики речевых нарушений в детском возрасте.

Логопедия – наука о нарушениях развития речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

123456789Следующая ⇒


Добавить комментарий

Закрыть меню