Отношения России и США

Содержание

Похожие главы из других работ:

Анализ экспорта и импорта растительных масел в 2000-2008 гг.

глава II. Анализ экспорта и импорта растительных жиров и масел в мире в 2000-2008 годах

Геополитика нынешнего российско-китайского сближения

2.1 Геополитическое сближение России и Китая с 2000 г до начала мирового финансово-экономического кризиса 2008 года

Нормализация российско-китайских отношений началась задолго до появления сегодняшних проблем во взаимодействии России и Запада. Однако это не означает, что эти проблемы, вызванные украинским кризисом, не влияют на двусторонние отношения…

Динамика экономических отношений США и России

1. Экономические отношения США и России

Основные направления деятельности Международного валютного фонда на примере России

2. Отношения МВФ и России

Интеграция России в мировую экономику предполагает, в частности, ее подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным для регулирования мировых экономических и валютно-финансовых отношений…

Особенности внешней политики России на современном этапе

2.2 Внешнеполитическое наследие России 2000-2008-х годов

В истории России никогда международная обстановка не была столь благоприятна для относительно спокойного внутреннего развития, как в начале ХХI века. Отсутствие широкомасштабных внешних угроз, ставивших и в ХХ, и в ХIХ, и в XVII…

Отношения России и США

2. Отношения России и США в 1990-х гг.

После распада СССР Российская Федерация объявила себя правопреемником Советского Союза, благодаря чему Россия унаследовала постоянное место в Совете Безопасности ООН…

Отношения России и США

4. Отношения России и США. Перезагрузка

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время пресс-конференции, состоявшейся 23 января 2013 года, заявил, что «Перезагрузка» с США не может длиться вечно. Если «Перезагрузка» компьютерный термин, то все должны понять…

Проблематика информирования Европейского союза и России

1.2 Современные отношения России-ЕС

Европейский Союз в настоящее время является одним из главных политических и экономических партнеров России, с которым она развивает отношения по принципу равноправного стратегического партнерства…

Российско-грузинские взаимоотношения 1991–2003 гг.

Российско-Грузинские отношения 1991-2000 гг.

В целом отношения России с каждым из новых закавказских государств в силу разности лежащих в их основе причин складываются по-разному.

Среди проблем, вокруг которых разворачивались эти отношения, центральное место занимают, естественно…

Российско-грузинские взаимоотношения 1991–2003 гг.

Отношения Грузии и России в 2000-2003 гг. Влияние Чеченского конфликта

Общая тенденция к ухудшению российско-грузинских отношений в последние годы объясняется существованием целого ряда вопросов внешней политики, по которым наблюдаются значительные расхождения в позициях российской и грузинской сторон…

Российско-грузинские отношения в 1992-2006 гг.

2. Российско-грузинские отношения 1992-2000 гг.

Россия и МВФ: оценка их взаимоотношений

Глава 2 Отношения России с МВФ

Экономика Франции, ее взаимоотношения с Россией

2.1 Особенности приватизации во Франции в 90-х годах

Одним из самых распространенных в стране вариантов приватизации стал выкуп компаний ее руководством и сотрудниками. Лишь за первые четыре года осуществления программы приватизации, 1989-1992…

Экономические отношения России и США

2. Экономические отношения России и США

Экономические отношения России и США

2.2 Торговые отношения США и России

В 2009 году отмечается важная юбилейная дата ? 200 лет российско-американским отношениям. В 1809 году молодая американская республика и Российская договорились установить дипломатические отношения и впервые обменялись послами…

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Юридический факультет

Кафедра международного права и международных связей

КУРСОВАЯ РАБОТА

тема Российско-американские отношения с 1991 по 2013 г.

по дисциплине международные отношения

Выполнил студент группы Связи с общественностью, СО-10

Войцеховская А.Л.

Проверил: кандидат философских наук, доцент

Будаева С.В.

Чита 2013

Введение

1. Глава 1: история российско-американских отношений

1.1 становление российско-американских отношений

1.2 Отношения СССР — США, холодная война

1.3 Отношения Российской Федерации и США

2. Глава 2: основные направления и проблемы развития российско-американских отношений

2.1 Причины противостояния

2.2 перезагрузка отношений

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Российско-американские отношения являются самыми напряженными в контексте геополитики. Противостояние двух сверхдержав на мировом уровне и волнообразный характер отношений, насчитывающий около трех веков, вызывают не только интерес к их развитию, но и являются решающим фактором в определении всей мировой политики в XXI веке.

Актуальность темы исследования придает динамика развития Российско-американских отношений с 1991 по 2013 гг., обусловленная глубоко противоречивым характером со времен распада СССР. После того, как Советский союз оказался неспособен выдержать идеологическое противостояние в холодной войне, США по праву стали считать себя единственной сверхдержавой. Не смотря на то, что Россия выбрала политическую модель демократии, она сохранила суверенитет ведения внутренней и внешней политики, чем вызвала новый затруднительный этап построения партнерских отношений с Соединенными Штатами Америки.

Таким образом, целью исследования является изучение основных направлений и проблем развития российско-американских отношений с 1991 по 2013 г.г.

Достижению заявленной цели способствует решение следующих задач:

  1. Рассмотреть исторические основы становления российско-американских отношений;
  2. Рассмотреть причины и последствия холодной войны для России и США;
  3. Рассмотреть особенности развития отношений между Российской Федерацией и США;
  4. Выявить причины противоречивости отношений между РФ и США;
  5. Выявить особенности столкновения интересов с 1991 по 2013 г. в сфере разрешения межгосударственных конфликтов;
  6. Определить пути развития российско-американских отношений.

Объект исследования – Отношения Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки в контексте геополитики.

Предмет исследования — тенденции развития российско-американских отношений.

Методологию создания работы составляют: системный метод, исторический метод и статистический анализ.

Работа состоит из вводной части, обосновывающей актуальность выбранной темы, цели и задачи, объекта и предмета ее исследования. Основная часть содержит две главы, первая из которых раскрывает историю российско-американских отношений, а вторая — посвящена углубленному исследованию тенденций в развитии отношений между Россией и США.

Глава 1: История российско-американских отношений

    1. Становление российско-американских отношений

Первые попытки установления отношений между Россией и США приходятся еще на 18 век и связаны с заграничной поездкой Петра 1 в Англию, ознаменовавшейся первым российско-американским торговым договором на поставку табака в Россию.

Попытка установить первые дипломатические отношения была предпринята российской императрицей Екатериной 2, принявшей в 1780 г. «Декларацию о вооруженном нейтралитете», согласно которой Великобритания оказалась изолирована от влияния на североамериканские колонии, что способствовало поддержке американских колонистов в борьбе за независимость, однако, дальнейшего расположения императрицы американским дипломатам достичь так и не удалось преимущественно из-за того, что Екатерина 2 опасалась проникновения «американских идей» в Россию.

Официально дипломатические отношения между Россией и США были установлены в 1807 году, благодаря введенной Наполеоном «континентальной блокаде», запрещающей Великобритании вступать в экономические связи с государствами-союзниками, в том числе и с США.2 Однако, благоприятному исходу дипломатии способствовали дружественные отношения между российским императором Александром 1 и 3-им президентом США – Томасом Джефферсоном. В переписке 1802—1806 г.г. Т. Джефферсон писал: «Россия (пока жив её нынешний монарх) — это наиболее искренне дружественная к нам держава из всех существующих; её услуги пригодятся нам и впредь‚ и прежде всего нам надо искать её расположения».3

Весомый вклад в развитие отношений между Россией и США внесла деятельность Джон Куинси Адамса — первого официальный посланник США в России (1809—1814), а в последствии 6-го президента США. Дж. Адамс смог не только развить торгово-экономические отношения России и США, но и полностью проникнуться в быт и культуру нашей страны, а также установить сходства между двумя государствами, которые могли бы способствовать продолжению тесных взаимоотношений.

В 1824 г. в Санкт-Петербурге Россией и США была подписана Русско-американская конвенция о дружественных связях, торговле, мореплавании и рыбной ловле, определившая южную границу владений Российской империи в Аляске, севернее которой должны были проживать только русские народы, а южнее — американцы.

Последующее развитие российско-американских отношений вплоть до 1867 года характеризуется тесным партнерством в развитии внешней торговли и военной поддержке против единого агрессора – Англии. Россия при этом, преследовала цель подавить влияние Великобритании как главной морской державы, а США стремились к полнейшему освобождению от остатков колониального режима и снижению ее экспансии.

В 1867 году, в результате сделки между Российской империи и США, Российское правительство продает Аляску со всеми находящимися на ее территории поселениями и ее жителями. Главной причиной ажиотажа вокруг данной сделки до сих пор является необоснованно низкая ценовая стоимость полуострова и до конца необоснованная причина, послужившая столь внезапному решению. Так, генерал-адмирал Константин Николаевич Романов, глава морского штаба России, в марте 1857 года писал следующее: «Мне пришла в голову мысль, что нам следовало бы воспользоваться избытком в настоящее время денег в казне Соединенных Северо-Американских Штатов и продать им наши Северо-Американские колонии. Продажа эта была бы весьма своевременна, ибо не следует себя обманывать и надобно предвидеть, что Соединенные Штаты, стремясь постоянно к округлению своих владений и желая господствовать нераздельно в Северной Америке, возьмут у нас помянутые колонии, и мы не будем в состоянии воротить их». В словах К.Н. Романова четко прослеживается стремление свести к минимуму мнимую проблему о претензиях США к России по поводу территориального раздела, однако никаких запросов со стороны США на тот момент не поступало, а идея с опустошением американской казны и российским обогащением носит чисто интуитивный характер, поскольку цена продажи составила 7,2 миллиона долларов, то есть по 0,0474 доллара за гектар.4

Американское правительство ведет открытую критику царского режима, высказывая предположения о неспособности Российской империи развиваться реформаторским путем сохранения прав и свобод человека. Примерно в это же время, в США начинается пропаганда ценностей свободы и социального равенства, считающая своим долгом преобразование России в государство с демократическим режимом.

Таким образом, российско-американские отношения лишь в 19 веке стали иметь прогрессивное, хотя и не стремительно развивающееся направление и только в конце 19 века стала заметно проявляться биполярность политики двух государств.

1.2 Отношения СССР — США, холодная война

Также в этот период российско-американские отношения стали принимать неравномерное развитие, постепенно отстраняясь друг от друга. К примеру, во время русско-японской войны 1904-1905 г. сохранились документы, свидетельствующие о росте антироссийских настроений в американском обществе и сочувствии его к Японии, об участии США в японских военных займах, росте японо-американской торговли, включая и контрабандную5. Такое сотрудничество приводило к росту антироссийских настроений, пиком ухудшения которых стал приход к власти в 1917 году Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), использующих в ведении политики революционные методы. В период 1917-1920 г. учения большевизма о свержении капиталистического строя зарождало антиамериканские настроения главным образом среди эмигрантов, проживающих на территории США и в 1919 г. достигало порядка 50 тысяч человек только в Нью-Йорке. В результате чего под председательством демократического сенатора от штата Северная Каролина Ли Слейтера Овермэна была создана Комиссия Овермэна, препятствовавшая проникновению российских идей, их распространения на территории США6.

Несмотря на холодность в отношениях между Россией и США, а также долгое непризнание американским правительством нового государства СССР, в 1933 году были установлены положительные дипломатические отношения, которые поддерживались и в период 2 мировой войны. Обусловлено это было возрастанию личности Гитлера и его нацистской политики. В 1941 г. по решению президента США Т. Рузвельта был подписан договор о ленд-лизе, обязующийся помогать странам-участникам 2 мировой войны. Сумма поставок военной техники, продовольствия, сырья и иных единиц имущества составила 11,3 млрд долларов — в СССР, а именно в октябре-декабре 1941 г — 669 самолётов и 487 танков. С октября 1941 г. по 30 июнь 1942 г. 545 самолётов, 783 танка, 16502 грузовые автомашины, 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов, 1900 локомотивов и т.д.7

Разгроми немецких войск и полное сокрушение планов Гитлера обосновывают необходимость укрепления международного мира и безопасности. Так в 1945 г. по решению американского правительства создается Организация Объединенных Наций с пятью постоянными членами: Великобританией, Китаем, Россией, США и Францией. Победа СССР в великой отечественной войне позволила возвести страну в ранг сверхдержавы, чем вызвало серьезное недовольство и опасения США в условиях стремительного интереса социалистического строя по всему миру. В связи с этими событиями президент США Т. Рузвельт высказывал представление об СССР как проблемной стране, необходимостью которой должна стать переориентация политического режима путем «приручения» Сталина, а через него и всей советской системы. Однако, позиция Рузвельта предполагала интервенцию во внутреннюю политику СССР с целью пропаганды западничества, в качестве «полностью признанного и равноправного члена сообщества великих держав»8. В СССР при этом отмечалось, что просоветская ориентация внешней политики соседних государств важнее, чем успех или провал общего международного сотрудничества после войны, хотя и предполагал некоторые уступки в отношении Польши и демократической программе по Европе.

Неожиданно 12 апреля 1945 г. происходит смерть Рузвельта и последующее нарастание оппозиции его политики. Уход Рузвельта открыл шлюзы копившегося давления в пользу ужесточения советской политики. Малоопытный и прямолинейный Трумэн, чуждый виртуозной рузвельтовской стратегии «приручения», быстро дал понять, что предпочитает более откровенный и жесткий тон в отношении СССР и будет больше полагаться на мнение своих военных и дипломатических советников9.10 В тоже время отмечается начало жесткого осуждения политики СССР, представляя его в качестве основной угрозы США, а 9 мая 1945 г. на встрече у госсекретаря Э. Стеттиниуса в Сан-Франциско было решено: 1) усилить давление на Кремль по польскому вопросу; 2) отдать приоритет экономической помощи Западной Европе за счет сокращения поставок по ленд-лизу в СССР11.

Таким образом, нарастание внутреннего противостояния уже в 1946 году стало носить конфронтационный характер, именуемый Холодной войной. Холодная война проявлялась в стремлении Советского союза и Америки установить лидерство во всех, а главным образом, в политической сферах, а рост ядерного вооружения едва не стал причиной третьей мировой войны. Так, одним из серьезных причин обострения российско-американских отношений стал Берлинский кризис 1961 г. и Карибский кризис 1962 г. В связи с этими событиями встал вопрос о необходимости «разряжения» отношений между двумя противостоящими странами, решением которого стало подписание 30 сентября 1971 г. Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США; 22-30 мая 1972 г. Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО)12; Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1); 18 июня 1979 г. Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных, вооружений США и России (СНВ-2). Хотя наращивание ядерной мощи со стороны обеих держав не прекратились. В 1979 г. в связи с вводом советских войск в Афганистан США провели массовые протесты в поддержку вывода иностранных войск, в поддержку которого выступило 104 страны. Хотя США и СССР продолжали противостояние вплоть до полной победы одной из сторон холодной войны, необходимо отметить о роли Генерального секретаря ЦК КПСС от 11 марта 1985 года Михаила Сергеевича Горбачева. С момента его председательства произошло пять дружественных встреч президентом США Рональдом Рейганом и шесть с Дж. Бушем-старшим. Основываясь на политике М. Горбачева в отношении США, можно сделать вывод о его возможной причастности к проигрышу в холодной войне.13

Карибский кризис 1962 года в полной мере продемонстрировал тот факт, что политика «с позиции силы», проводимая прямо или косвенно, рано или поздно наносит ущерб американо-советским отношениям, повышая опасность военной конфронтации и ставя под угрозу международную безопасность в целом.

Последствия кризиса сыграли значительную роль в дальнейшем развитии отношений между двумя странами. Кризис наглядно показал, что при наличии термоядерного оружия нет и не может быть «периферийных» областей советско-американских отношений.

В 70-х гг. произошел позитивный поворот в отношениях СССР и США в сторону разрядки. В 1971–1979 гг. было подписано более 60 соглашений, т.е. более половины документов подобного рода за всю историю отношений между СССР и США с момента установления дипломатических отношений.

В 1972 г. в ходе советско-американской встречи был подписан документ «Основы взаимоотношений между СССР и США». Обе стороны взяли на себя обязательство делать все возможное для предотвращения военных конфронтаций и возникновения ядерной войны, проявлять сдержанность в своих взаимоотношениях и готовность вести переговоры и урегулировать разногласия мирными средствами.

Важное значение имело соглашение о торговле от 18 октября 1972 г. В нем предусматривалось взаимное предоставление сторонами друг другу режима наиболее благоприятствуемой нации в вопросах таможенного обложения, сборов и других формальностей при импорте и экспорте товаров, т.е. речь шла о строительстве экономических отношений между СССР и США. Соглашение предусматривало также, что каждая сторона не только отказывается от каких бы то ни было дискриминационных действий в торговых отношениях, но и обязуются поощрять установление эффективных деловых связей между коммерческими организациями и фирмами обеих стран.

В результате этого удалось добиться увеличения товарооборота между СССР и США: если в 1970 г. он составил 161 млн. руб., 1979 г. – свыше 2,8 млрд. рублей.

О масштабах межправительственного сотрудничества свидетельствует тот факт, что на конец 1979 г. функционировало примерно 100 смешанных советско-американских рабочих групп, реализующих около 300 совместных проектов в различных областях науки и техники.

В конце восьмидесятых годов страны неожиданно получили возможность наладить отношения совершенно другого типа, основанные на «новом мышлении» в Москве и Вашингтоне. Слова о полноправной интеграции России в сообщество демократических государств стали звучать как призыв в Вашингтоне, в штаб-квартире НАТО в Брюсселе и в других столицах.

Двенадцать лет спустя российско-американские отношения действительно в корне изменились. Центр тяжести в отношениях неуклонно смещается от стратегического баланса сил и соглашений о контроле над вооружениями к общим экономическим интересам и деловым контактам. Общие угрозы – такие, как терроризм и распространение оружия массового уничтожения, – привели к более тесному взаимодействию. Это сотрудничество может принимать формы двусторонних консультаций по ядерным программам Ирана или многосторонней дипломатии – такой, как шестисторонние переговоры по Северной Корее или Совет Россия-НАТО.

Как заметил российский бывший министр обороны С. Иванов, «мы больше не враги, но пока еще и не союзники». Российско-американское партнерство охватывает широкий круг вопросов, но оно еще не достигли такого момента, когда они могли бы рассматривать себя как одну семью, – в отличие от отношений США с их традиционными союзниками в Европе и Азии.

В современный период отношений между Россией и США очень много недосказанных и нерешенных вопросов, эти вопросы в основном касались вопроса о размещении ПРО, вопрос о разоружении СНВ-1 и 2, терроризм, наркотрафик и т.п.

Недавние, весьма острые, споры вокруг президентских выборов в Украине и вооруженное столкновение войск Грузии и Южной Осетии, при вмешательстве России, наглядно продемонстрировал, насколько хрупки и непрочны отношения между Россией и США.

В отношении России США ведут ограниченную экономическую политику по принципу поправок Джэксона-Вэнника (данная поправка вводила эмбарго по отношению к СССР, основываваясь на существовании дискриминации евреев; поправка остаётся действовать и по отношению к России, несмотря на просьбы еврейских общин её отменить как устаревшую). Такая политика не наблюдается относительно других стран, исключая те, в которых США не считают правительства демократическими. По сей день действует организация КOКОМ (аббр. Международный координационный комитет по экспортному контролю), созданная в 1949 году США и другими странами НАТО с целью контроля экспорта в СССР, а позже в страны Варшавского договора.

Высоко оценивавшиеся еще в 2001 году и в Вашингтоне, и в Москве как «стратегическое партнерство», эти отношения дало трещину, значительно увеличился разрыв между бравурной риторикой по поводу двустороннего сотрудничества и его реальной малосодержательностью. Малейшая дисфункция в отношениях России и США приводит к «мини – кризисам» мирового масштаба, которые умудряются повлиять на все сферы жизни, дестабилизируя, и без того нестабильное мировое сообщество.

Прежде всего, следует признать, что этому препятствует неразвитость двусторонних экономических отношений России и США, низкий уровень взаимодействия экономических интересов двух держав. Экономически же Россия для США является в лучшем случае третьестепенным партнером. Да и для России Америка существенно уступает таким экономическим приоритетам, как Европа и СНГ. Поэтому такое однобокое российско-американское партнерство будет уравновешиваться (или даже перевешиваться) другими связями, прежде всего экономическими, в которые вовлечены США, Европа, Япония, Китай. А именно комплекс этих экономических отношений будет определять мировую политику в обозримом будущем.

После процесса «RESET» – перезагрузка, по всему видимому, стороны решили пойти к друг другу во имя решения мировых проблем, связанных не только с вопросами военного содержания, но и экономического характера.

В первые месяцы 2009 г. в российско-американских отношениях наметились позитивные тенденции. Демократическая администрация Б. Обамы послала Москве ряд обнадеживающих сигналов о готовности Вашингтона начать переговоры по проблемам третьего позиционного района ПРО и продления Договора СНВ-1. Однако обе стороны понимают, что решение накопившихся проблем не будет легким. Главная сложность заключается в накопленном за минувшие двадцать лет негативном опыте российско-американских отношений.

В начале 1990-х Москва и Вашингтон испытывали слишком много взаимных ожиданий, и потому общественное мнение обеих стран успело сильно разочароваться друг в друге. Этот негативный потенциал будет серьезно мешать «перезагрузке» российско-американских отношений. Между тем для сотрудничества, помимо разоружения, есть серьезные основания. Одним из них является угроза ядерного (или биологического) терроризма. Другим – ядерное распространение.

Новая вашингтонская администрация находится в отношении Москвы на политическом распутье. У США в запасе две возможные стратегии: «сдерживание» России и ее привлечение к партнерству. Похоже, команда Б. Обамы еще не определилась с генеральной линией на российском направлении и пока пытается дозированно практиковать оба варианта.

Вопреки распространяющемуся в Москве мнению, Россия отнюдь не находится в фокусе внимания новой американской администрации, внешняя политика которой вообще пока не сфокусирована в страновом отношении. Очевидный акцент делается разве что на восстановлении подорванных было в президентство Дж. Буша младшего отношений со странами ЕС и партнерами по НАТО и на доставшихся по наследству от предыдущей администрации проблемах Большого Ближнего Востока. Некоторая активизация представителей американского политического истэблишмента и аналитического сообщества на российском направлении связана с колоссальным объемом негатива, накопившегося в отношениях двух стран за последние годы.

В прагматическом же плане Россия необходима США для решения ряда проблем, которые американская администрация на данный момент считает для себя, в силу обстоятельств, приоритетными. Это – сокращение ядерных арсеналов и нераспространение ОМУ (включая иранскую ядерную программу), а также ситуация в Афганистане (в перспективе, возможно, и в Пакистане). Вопреки распространенной точке зрения, американцы демонстрируют уверенность, что им самим по силам добиться успехов на всех направлениях, но полагают (тут сказывается влияние наконец прорвавшихся в близкий к власти экспертный пул сторонников школы политического реализма), что поддержка (или хотя бы отсутствие помех) со стороны России им для страховки не повредят.

Практика современной международной политики сформировала новую, соответствующую реалиям ХХI, а не ХХ в. повестку дня, касающуюся отношений между Россией и США. Важнейшими пунктами этой российско-американской повестки, несомненно, являются: предотвращение распространение ОМП, борьба с международным терроризмом и международной организованной преступностью, а также совместные усилия по укреплению стабильности в Евразии. За последние годы в российско-американских отношениях начала утверждаться модель партнерства. Партнерство означает, что РФ и США строят свои отношения исходя не из идеологических догм (как в годы холодной войны) и не из союзной солидарности (как было бы, если бы они стали союзниками), а из своих национальных интересов. В случае если их интересы совпадают, никакие идейные расхождения более не помешают взаимовыгодному сотрудничеству двух стран (борьба с терроризмом, нераспространение, торговля, технологические обмены). В тех же областях, где позиции двух держав расходятся, они действуют в соответствии со своими национальными интересами, а не с пожеланиями партнера (расширение НАТО, войны против Югославии и Ирака, поставки оружия Китаю и т.д.).

Российско-американские отношения стали гораздо более сбалансированными. Период значительной односторонней зависимости России от американской помощи и поддержки уходит в прошлое, теперь уже США нуждаются в российском содействии и в борьбе с терроризмом, и в предотвращении распространения оружия массового поражения, и в урегулировании ряда локальных конфликтов. Это обстоятельство в полной мере проявилось после 11 сентября 2001 г.

Нельзя недооценивать масштаб тех проблем, с которыми сталкивается взаимодействие двух стран в деле нераспространения оружия массового поражения. Сохраняются серьезные разногласия между США и РФ по вопросу о последствиях для нераспространения российского военно-технического сотрудничества с третьими странами, и прежде всего с Ираном. Иран, впрочем, не единственная страна, военно-экономическое сотрудничество России с которой за последние десять лет вызывало озабоченность в Соединенных Штатах. Кроме того, американская сторона высказывала свои возражения по поводу продаж российских вооружений таким странам, как Китай, Сирия и Кипр.

Несомненно, что международный терроризм будет и впредь представлять серьезнейшую угрозу международной безопасности, в том числе и для РФ, и для США. Однако после завершения контртеррористической операции в Афганистане, успех которой был бы невозможен без России и западноевропейских союзников Америки, США отказались ввести санкции против Афганистана за наркоторговлю, посчитав, что это противоречит американским интересам. Между тем после победы над режимом талибов производство наркотиков в Афганистане, направляемых прежде всего в Россию и Европу, выросло в десятки раз.

Однако видимость стабильности в этой стране, базирующаяся на хрупком согласии с тамошними «полевыми командирами» (а сегодня ведущими наркопроизводителями) для Вашингтона важнее, чем проблемы наркотрафика в Россию и Европу.

Однако многие американские специалисты в области международных отношений, в частности уже упоминавшийся 3. Бжезинский, негативно относятся к перспективам партнерства с Россией на евроазиатском континенте и в постсоветской Центральной Азии.

Успех российско-американского сотрудничества в деле укрепления стабильности и безопасности в Евразии во многом будет зависеть от того, в какой мере официальный Вашингтон проявит готовность рассматривать такие ведущие страны региона, как Россия, Китай и Индия, в качестве равноправных стратегических партнеров.

Пока же Соединенные Штаты в своей международной политике по-прежнему придерживаются двойных стандартов: с одной стороны, единолично определяют страны, представляющие угрозу миру и национальным интересам США, и без мандата Совета Безопасности ООН осуществляют интервенцию против Ирака; с другой – не хотят признавать вполне законное право России на формирование системы безопасности на постсоветском пространстве.

На рубеже тысячелетий Россия сделала свой внешнеполитический выбор. Отныне Российская Федерация видит свое место на международной арене рядом с Западом, но на равноправной основе. Разумеется, взаимная адаптация и России, и Запада происходит и будет протекать непросто. России еще предстоит на деле продемонстрировать, готовность соблюдать признанные нормы международных отношений, и занять свое место в мировом сообществе; а Соединенным Штатам предстоит отказаться от «эгоизма сильного».

Отношения России и США в 2000-х годах

С одной стороны, после террористического акта 11 сентября 2001 в США Россия присоединилась к антитеррористической коалиции, возглавляемой США, рассчитывая на то, что под понятие «терроризма» удастся «подогнать» и действия чеченских сепаратистов, а значит, получить хотя бы молчаливую поддержку Запада. С другой, уже 13 июня 2002 США денонсировали договор по ПРО от 1972 года, оправдывая это необходимостью защиты от «стран-изгоев». В 2003 Россия вместе с Францией и Германией фактически возглавили «лагерь несогласных» с действиями США в отношении Ирака. В конце 2004 в российско-американских отношениях наступило небывалое «похолодание», связанное с событиями на Украине («Оранжевая революция»). К основным проблемным вопросам между Россией и США относятся помощь России Ирану в разработке ядерной программы, энергобезопасность, ситуация в Грузии, Украине и Палестине, а также развёртываемая Соединенными Штатами в Европе система противоракетной обороны. Под предлогом развития демократии США финансируют некоторые российские неправительственные организации и политические партии.

4 мая 2006 вице-президент США Ричард Чейни, находясь в Вильнюсе, произнёс речь, которую многие «окрестили» «Вильнюсской» по примеру «Фултонской» речи Черчилля. По его словам, Соединенные Штаты не устраивает то, что Россия использует свои минеральные ресурсы, как оружие внешнеполитического давления; нарушение в РФ прав и свобод человека, а также ее деструктивные на международной арене. То, что Россия отказалась от прекращения сотрудничества с Ираном, Сирией, КНДР, Белоруссией и другими государствами, «вызывающими опасения» у США, привело к началу постоянных российско-американских конфликтов в Совете Безопасности ООН.
В начале 2007 между США и Россией с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США установить в Польше и Чехии элементы своей системы противоракетной обороны. По словам руководителей США, данный шаг направлен на защиту Европы от северокорейских и иранских ракет. Российское руководство наотрез отвергает такое обоснование. В свою очередь, на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 Владимир Путин с жёсткой критикой обрушился на внешнюю политику США. Главнокомандующий РВСН, генерал Соловцов, заявил: если элементы ПРО США все-таки будут размещены в Восточной Европе, Россия может денонсировать Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Президент России Владимир Путин 14 июля 2007 подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооружениях в Европе и связанных с ним международных договоров».

Наблюдатели полагают, что данный Указ стал первым шагом руководства РФ на пути к коренному изменению военно-политической обстановки на европейском континенте, складывающейся с начала 1990-х годов не в пользу России. В сопровождающей документ справке указывается, что это решение было вызвано необходимыми обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации. К таковым, в частности, отнесены: превышение государствами восточной Европы – участниками договора об обычных вооруженных силах в Европе, присоединившимися к НАТО, – «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса; невыполнение странами НАТО обязательства по ускоренной ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ, принятого в 1999 году; отказ Латвии, Литвы и Эстонии, вступивших в НАТО, от участия в ДОВСЕ и, в результате, появление на северо-западной границе РФ территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран; планируемое размещение военных баз США на территориях Болгарии и Румынии.
В августе 2008 года новый толчок противостоянию России и США дало вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Российские войска очистили территорию почти полностью захваченной непризнанной республики от грузинской армии и в течение нескольких дней продолжали бомбардировки военных объектов на всей территории Грузии, после чего Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами. Под вопросом оказалось дальнейшее существование Совета Россия-НАТО.

Соединённые Штаты, несмотря на проблемы в политической сфере, традиционно являются одним из главных торговых партнеров России.

19 ноября 2006 в рамках российско-американской встречи на высшем уровне на саммите АТЭС в Ханое был подписан Протокол о завершении двусторонних переговоров с США по условиям присоединения России к ВТО в пакете с межправительственными соглашениями о сельскохозяйственных биотехнологиях, о торговле говядиной, об инспекциях предприятий, о торговле свининой, о защите прав интеллектуальной собственности и о процедуре импортного лицензирования товаров, содержащих шифровальные средства.

В 2005 экспорт российской нефти и нефтепродуктов в США достиг уровня 466 тыс. баррелей в день, если данный объем сохранится, то Россия может войти в тройку главных экспортеров энергоресурсов в Соединенные Штаты. В 2003 «Газпром» начал работу над проектом поставок в CШA сжиженного природного газа. В 2005 были осуществлены первые «своповые» поставки.

На территории России расположены цеха по сборке автомобилей американских марок Форд, General Motors. На непроизводственную сферу приходится четверть прямых инвестиций США, направляемых в первую очередь в банковскую и страховую деятельность, а также в сферу информационных услуг.

Прямые российские инвестиции в американскую экономику превышают 1 млрд долл. На территории США ведут свою деятельность такие российские компании, как «ЛУКойл», «Норильский никель» (производит металлы платиновой группы), «Северсталь» (производитель стали), «ЕвразГруп» (производитель ванадия), «Интеррос» (водородная энергетика) и некоторые другие.

Разрабатывается сотрудничество в сфере hi-tech (высокие технологии), инновационной деятельности и IT (информационные технологии). Был создан российско-американский Инновационный совет по высоким технологиям, работает Межправительственный комитет по науке и технике, российские компании участвуют в инновационных форумах в США.

Ведущие компании Аэрокосмической отрасли США — Боинг, Локхид Мартин, Пратт энд Уитни — очень долгое время сотрудничают с предприятиями РФ в рамках проектов по МКС, запускам в космос, производству авиадвигателей, производству новых моделей самолётов.

Американские компании проявляют значительный интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества с регионами России. Более 10 лет действует «Российско-американское тихоокеанское партнерство», объединяющее представителей бизнеса, науки, общественных кругов, федеральных и региональных властей Дальнего Востока России и Западного побережья США.

Сотрудничество в области культуры между Россией и США осуществляется на основе Меморандума о взаимопонимании между правительствами России и США о принципах сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и СМИ от 2 сентября 1998.

США сотрудничают с российскими музеями, культурными центрами, художественными коллективами и артистами на базе частных проектов и контрактов. Федеральные и муниципальные власти США делают ставку на прямые связи между организациями, гражданами, учреждениями культуры и образования.

Одно из главных положений в российско-американском сотрудничестве в области культуры занимает проект по долгосрочному сотрудничеству между Фондом Гуггенхайма и Государственным музеем «Эрмитаж». Главной целью данного проекта является постоянное представление экспозиций произведений классического искусства из коллекции «Эрмитажа» в музеях Гуггенхайма и, соответственно, представление коллекций западного искусства XX века в залах «Эрмитажа». В октябре 2001 в Лас-Вегасе был открыт музей Гугенхайм-Эрмитаж. К данному событию была приурочена совместная выставка из коллекций «Эрмитажа» и Фонда Гугенхайма.

В 2001 в Посольстве России в Вашингтоне состоялся гала-концерт, под девизом «Санкт-Петербург-2003: культурный ренессанс». Этим концертом было положено начало целого ряда мероприятий, приуроченных к трехсотлетнему юбилею «северной столицы» России – Санкт-Петербурга в целях популяризации его как центра мировой культуры и для привлечения внимания западной общественности, в том числе американцев, к его культурному наследию.

Динамично развиваются связи с Библиотекой Конгресса США. В рамках реализации программы «Открытый мир», созданной для российских управленческих кадров, учрежденной в 1999 году по инициативе директора Библиотеки Джона Биллингтона, США с ознакомительными поездками посетили несколько тысяч молодых политиков, общественных деятелей и предпринимателей из России. Стартовал проект Библиотека Конгресса-Мариинский театр по модернизации архивов театра.

Также реализована программа по сотрудничеству Центра сценических искусств имени Джона Кеннеди и Мариинского театра. Данный проект был рассчитан на 10 лет и предполагал ежегодные гастроли «Мариинки» в крупнейшем оперном театре США. Первые выступления Мариинского театра в Центре Кеннеди состоялись 12-24 февраля 2002 и стали новой вехой в развитии российско-американских культурных связей.

Добавить комментарий

Закрыть меню