Отношение гончарова к обломову

Сочинение:

Как проявляется авторская позиция в романе «Обломов» ?
Я думаю, начать стоит с вопроса: а о чем вообще этот роман? Зачем он был написан? Только ли для того, чтоб мы, прочитав его, смогли однозначно сказать, что Обломов – лентяй, или автор преследовал другую цель? Наверное, все гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. «Обломов» — это роман о людях. Об их характерах, мыслях, чувствах, жизненных ценностях, переживаниях, взаимоотношениях. Но главным изо всего этого, по моему мнению, является проблема непонимания людьми друг друга, и, скорее всего, одиночества человека. Это роман о мечте, о вечном поиске какого-то недостижимого идеала, смысла своего существования и смысла вообще человеческой жизни.
Разбирая позицию автора в этом произведении, думаю, нужно обратиться к началу романа. Хотя бы к описанию Гончаровым Обломова. Нельзя не отметить плавности стиля, который напоминает комнату с мягкой мебелью и портьерами, устланную пушистыми коврами, где лежит на диване милый Илья Ильич, где невозможно услышать людского шума, где жизнь, казалось бы, никого не «трогает». Такое же «уютное» описание Обломова, его жизни, его мыслей, самого этого процесса лежания занимает почти что всю первую часть романа. С одной стороны, это может говорить нам о том, что автор очень тепло относится к главному герою, но с другой стороны, такое описание Обломова, его образа жизни едва ли можно назвать таким уж приятным. Автор прописывает все до мелочей, каждая деталь прорисована особо, как, к примеру, длинный затянувшийся рассказ о возлежании Обломова на диване. Это скорее производит несколько отталкивающее впечатление на читателя. Так что, рассматривая позицию автора с этой точки зрения, можно сказать, что основной его целью в первой части является осуждение главного героя, выставления на показ его пороков, разъяснение того, что поведение Обломова «неправильно» и абсолютно противоречит законам нормального общества.

Главный герой предстает перед нами просто как лентяй, не способный ни на какое действие. Оттого первая часть романа кажется несколько затянутой и неинтересной. Такое ощущение сохраняется до главы «Сон Обломова», где, кажется, автор и сам меняет свое отношение к герою. Он дает ему предысторию, оправдывая Обломова как перед читателями, так и перед самим собой. Здесь Гончаров дает время читателю погрузиться в атмосферу романа, дать ему более глубоко прочувствовать натуру Обломова. «Сон Обломова» показывает нам предпосылки такого состояния, отвечает на главный вопрос: «почему Обломов стал таким». За бездействием Обломова Гончарову, однако, видится не только воспитанный с детства эгоизм, боязнь внешних воздействий жизни, но и апатия — как итог разочарования умного и честного человека в самой возможности настоящей деятельности. Драму именно такой «хрустальной души» автор и хотел показать, как с внешней, так и с внутренней стороны, поэтому Обломов вышел гораздо более глубокой личностью, чем другие представители обломовского типа. Какое же все же реальное отношение Гончарова к Обломову? Какие чувства автор испытывает к созданному им герою? Я думаю, сочувствие. И это сочувствие становится еще более глубоким, если мы обратим внимание на то, что Обломов мог добиться многого. В детстве он мало чем отличался от других людей, да и его разум способен был принести гораздо больше пользы обществу, как и его философские размышления о жизни и месте человека в этом мире. Позиция автора — это именно сожаление о том, куда Обломов себя загнал, чего он не успел, не смог сделать. То, что есть в истории о погибшем Обломове горестного и грустного, относится к Илье простому, чистому и благородному человеку, который пытался найти истинный смысл в самой жизни и который, со своею ленью и беспомощностью, несравненно симпатичнее и милее Гончарову деятельного и деловитого Штольца.
Я считаю, Гончаров не хотел показать нам просто отдельно взятого «странного» человека, сильно выделяющегося из толпы. Скорее всего, он преследовал другую цель, а именно показать черты характера Обломова, как очень распространенное явление, как тип русского характера. Здесь, наряду с добротой, честностью, порядочностью, уживаются нежелание что-либо изменить в своей жизни, лень, слабость, неверие в эту жизнь и боязнь ее, порожденные еще в детстве патриархальным укладом, что, собственно, и приводит героя к трагедии. Что касается актуальности романа в наше время, несомненно, он актуален. Кто из нас может похвастаться отсутствием в себе некоторой части обломовщины? Я думаю, скорее из отношения автора к Обломову, нежели из самого произведения, мы должны вынести эту уникальную способность видеть в любом, пусть даже и «падшем человеке», все же, в первую очередь человека.

Авторская позиция в романе И.А. Гончарова «Обломов»

После долгих ожиданий, вызванных публикацией одного из основных эпизодов романа, сна Обломова, читатели и критики смогли наконец прочесть и оценить его. Сколь однозначно было всеобщее восхищение произведением в целом, столь же разносторонними были взгляды на смысл, вложенный И.А. Гончаровым в «Обломова». И неудивительно: кто, кроме автора, может знать это наверняка? Похоже, что и сам Гончаров за долгое время написания романа успел поменять к нему свое отношение. Ведь не случайно многие его современники говорят о том, что он негативно относился к первой части «Обломова» и, напротив, советовал прочесть вторую и третью, написанные гораздо позднее. Попробуем разобраться, как отразились взгляды Гончарова в этом произведении и каково было его отношение к основным персонажам.
Изначально сюжет «Обломова» задумывался, по-видимому, как обобщенное жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса на отдельном примере. В подробном рассказе о жизни Ильи Ильича Обломова, праздно проводящего день за днем в своей загородной усадьбе, должна была выразиться позиция автора в его отношении к крепостному праву. В соответствии с этой задумкой и писался первый том «Обломова», повествующий большей частью о детстве Ильи Ильича. При написании же последующих трех частей произведения отношение к нему Гончарова меняется. Во- первых, автор переносит своего героя в городские условия и с его помощью показывает свое отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняется сюжетная линия: появляется прием испытания любовью, впрочем, встречается он не только у Гончарова. Показывая, как ведет себя, влюбившись, тот или иной герой, автор сможет открыть много новых граней в характере своих персонажей, которые не проявились бы ни при каких других обстоятельствах. При этом автору предоставляется возможность показать читателям своего героя всесторонне, а развязка любовного сюжета позволяет узнать об отношении автора к персонажу.
Разбор произведения, конечно же, нужно начать с первой части, несмотря на то что завязка и развитие основного сюжета происходит в трех последующих. Вначале посредством образа основного героя, Ильи Ильича Обломова, автор характеризует его как доброжелательного и гостеприимного человека, но в то же время обладающего необычайными сонливостью и ленью. И только потом, для объяснения истоков формирования его характера, Гончаров вводит сон героя, где показывает его детство. Таким образом, композиция произведения не нарушается.
Начинается повествование об идиллическом крае, где родился и вырос Обломов, с одного из основных и, на мой взгляд, самых интересных моментов этой части романа. Здесь описывается природа обломовского края. Ее безмятежность и равнинность, конечно же, заметно преувеличены и порой даже граничат с чем-то сказочным, в силу общей атмосферы поместья. По замечаниям самого Гончарова, сделанным здесь же, можно судить, что этот пейзаж во многом отражает его взгляд на природу. Из этого отрывка мы видим, что автору чужды лермонтовские описания грозных стихий. В его идиллическом месте «нет дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Да и неудивительно, ведь композиция Гончарова по отношению к ним вполне определенна: море «наводит только грусть» на него, а «горы и пропасти… грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя…». Зато в «мирном уголке», созданном им для Обломова, даже «небо… как родительская надежная кровля». «Солнце там ярко и жарко светит около полудня и потом удаляется… точно нехотя…». А «горы… только модели тех страшных гор». И вся природа там «представляет ряд… веселых, улыбающихся пейзажей…».
Далее идет описание помещичьего и крестьянского быта, то есть того, что изначально должно стать основой произведения. Сама мысль, появившаяся здесь, не нова: бездействующие помещики, основу жизни которых составляет вопрос о том, что выбрать на обед, и крестьяне, работающие изо дня в день на благо господ. Интересно не это, а то, как выражает Гончаров свое отношение к этому образу жизни. Как и во всем в Обломовке, краски описания как бы притушены. Вот как изображена жизнь крестьян: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и, может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе — грех…» Я думаю, что автор прибегнул к такому стилю, поскольку, отразив свою позицию к проблеме крепостного права, он не должен был нарушить атмосферу всеобщей сонливости, столь нужную для главного героя. Ведь каково бы ни было отношение Гончарова к помещикам, мне кажется, что в глубине души он сочувствует и симпатизирует Обломову. Эта же всеобщая апатия, которая окружала Илью Ильича в детстве, могла бы отчасти его оправдать.
Здесь впервые Гончаровым упоминается Штольц. Позиция автора по отношению к этому герою в будущем ясна. Он должен будет стать обобщенным образом передового человека, иметь твердый характер, гибкий ум, постоянную жажду деятельности, иначе говоря, полностью противостоять Обломову. Соответственно и условия воспитания, формирующие его будущий характер, автор делает совершенно иными, нежели в Обломовке.
Теперь, перейдя к трем основным частям романа, надо сказать, что главной сюжетной линией здесь являются взаимоотношения между Ольгой Ильинской и Ильей Ильичом Обломовым. Однако вначале нужно рассмотреть, как отразилась авторская позиция в отношении Обломова и Штольца в их сравнении. Рассматривая развитие любовной линии между Обломовым, Штольцем и Ольгой, мы сможем еще раз подчеркнуть тот или иной взгляд автора на личности этих двух персонажей.
Штольц, наделенный лишь самыми правильными и необходимыми чертами характера, автору, как и читателю, несомненно нравится, но в то же время, как и большинство из нас, Гончаров испытывает чувство симпатии к Илье Ильичу. Эта позиция автора отразилась не только в описании судеб героев, но даже в их портретах. Вот как он описывает Обломова: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». А вот описание Штольца: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь… Цвет лица смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные». Один не может не вызывать симпатии мягкостью и мечтательностью натуры, отразившимися на лице, другой восхищает своей твердостью и целеустремленностью, читаемыми во всем облике.
Отношение автора к ним выразилось и во взаимных характеристиках героев. И здесь надо поговорить о странной дружбе между этими двумя диаметрально противоположными людьми. Вряд ли дело тут лишь в одной детской, когда-то соединявшей их привязанности. Но что же тогда связывает их? Если дружбу Обломова можно объяснить необходимостью в сильном, деловом человеке, который бы всегда пришел на помощь его нерешительной и сонливой натуре, то чем объяснить привязанность Штольца к Обломову? Думаю, что на этот вопрос можно ответить словами самого Андрея: «Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!»
Теперь можно подойти к любовному сюжету. Но, прежде чем описывать взаимоотношения Ольги с Обломовым и Штольцем, надо сказать об отношении автора к ней самой. Гончаров, несомненно, доброжелателен к своей героике.

Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость. Несомненно, восхищает автора чувство долга, которым прежде всего руководствуется героиня, возвышенность ее души, отражающаяся в прекрасном голосе. Все это чувствуется и во внешнем облике Ольги: «Нос образовывал чуть заметную грациозную линию; губы тонкие и большей частью сжатые; признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие мысли и в зорком, всегда бодром… взгляде серо- голубых глаз…». И походку ее автор описывает как «легкую, почти неуловимую». Думаю, не случайно придает Гончаров ей эту особую одухотворенность. Она призвана быть как бы ангелом-хранителем Обломова, разбудить его уснувшую душу. Как же раскрывает автор образ Обломова, описывая его отношения с Ольгой? Хорошие или плохие черты выявит посредством этого Гончаров у Ильи Ильича?
Конечно, миссия Ольги с самого начала была обречена. Человек не может жить лишь любовью, не думая более ни о чем. Однако образ Ольги помог автору открыть в герое, которому, по моему мнению, симпатизирует, множество положительных черт. На некоторое время Гончаров просто преображает Обломова: «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности». Ну при каких еще обстоятельствах «чистое, верное сердце» Ильи Ильича смогло бы себя так проявить?
В отношениях же Ольги со Штольцем все происходит совсем наоборот. Их союз закономерен и гармоничен. Они похожи и потому хорошо понимают друг друга. Самой судьбой им предопределено долгое спокойное счастье. Но здесь, правда неявно, автор указывает на скрытый недостаток в натуре Штольца. Ольга, которая, казалось бы, должна быть абсолютно счастлива, испытывает какое-то странное беспокойство, объяснить которое не может даже Андрей. И сам собою напрашивается вопрос, не смутная ли это тоска Ольги по страстному чувству, которое не может дать ей Штольц. Быть может, автор таким образом хотел выразить, что такому правильному и передовому герою не хватает немного безумных порывов.
Как бы то ни было, судьбы обоих героев складываются относительно удачно. Штольц обретает свое счастье с Ольгой, а Обломов находит свою Обломовку в доме на Выборгской стороне и доживает там свой век с женщиной, о которой всегда мечтал. Такая развязка еще раз показывает, что позиция автора в отношении к обоим своим героям носит положительный характер.
В заключение же хотелось бы сказать, что мне очень понравился роман, и я склонна согласиться со словами И.С. Тургенева: «Пока останется хоть один русский — до тех пор будут помнить Обломова». Ведь действительно, образ этот жив и по сей день, стоит только оглянуться… Многим ли из нас не свойственны, хотя бы частично, черты Обломова, столь удачно изображенные Гончаровым?

Сложность отношения И. А. Гончарова к Обломову. Споры о романе «Обломов» в критике 1860-х годов

Д.И. Писарев считает, что роман актуален в любую эпоху и потому принадлежит всем векам и народам, но имеет особенное значение для русского общества. «Автор задумал проследить мертвящее, губительное влияние, которое оказывают на человека умственная апатия, усыпление, овладевающее мало-помалу всеми силами души, охватывающее и сковывающее собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства. Эта апатия составляет явление общечеловеческое, она выражается в самых разнообразных формах и порождается самыми разнородными причинами»

«Обломов» встретил единодушное признание, но мнения о смысле романа резко разделились. Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» увидел в «Обломове» кризис и распад старой крепостнической Руси. Илья Ильич Обломов — «коренной народный наш тип», символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он — последний в ряду «лишних людей» — Онегиных, Печориных и Рудиных. Подобно своим старшим предшественникам, Обломов заражен коренным противоречием между словом и делом, мечтательностью и практической никчемностью. Но в Обломове типичный комплекс «лишнего человека» доведен до парадокса, до логического конца, за которым — распад и гибель человека. Гончаров, по мнению Добролюбова, глубже всех своих предшественников вскрывает корни обломовского бездействия.

14. Роль Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова — центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта героиня входит в число тех персонажей Достоевского, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Сопя наделена особым даром: евангельские истины любви, бескорыстия, ненасилия даны ей от Бога, запечатлены в ее душе — они определяют ее отношение к миру, каждый из ее поступков.

Один из самых страшных эпизодов в романе — рассказ о том, как Соня, спасая от голодной смерти мачеху и ее детей, впервые пошла на улицу: «И вижу я, этак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла… Тридцать целковых выложила. Ни словечка при этом не вымолвила… а взяла только… платок… накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать к стенке, только плечики да тело все вздрагивают…»

В глазах общества Соня становится презираемым, падшим существом — она принуждена получить желтый билет (выдаваемый проституткам вместо паспорта) и жить отдельно от своей семьи по требованию квартирной хозяйки; Лебезятииков заявляет, что не может находиться под одной крышей с «таковской», Лужин называет се в своем письме к Пульхерин Александровне девицей «отъявленного поведения». Но и для Мармеладова, горячо любящего свою дочь, и для Раскольникова, сочувствующего Соне, очевидно, что девушка, какие бы обстоятельства ее пи оправдывали, виновна в тяжком грехе. Отец в пьяном бреду предается каким-то болезненным и восторженным мечтаниям о том, как Бог простит Соню в день Суда, а Раскольников повторяет вслед за Соней, что она «великая грешница», говорит с жестокой прямотой, что лучше бы ей было «головой в воду и разом покончить».

Но Достоевский, защищая свою героиню, противопоставляет «букве» библейских заповедей «дух» евангельского учения. В ее «падении» автор видит высокий подвиг сострадательной и жертвенной любви, он прибегает к сопоставлению «Сонечкина жребия» с крестными муками Христа.

Однако Соня не пассивная жертва злой судьбы — подобно Христу, она губит себя сознательно, делает вполне определенный нравственный выбор.

Достоевский рассматривает самые страшные, самые «крайние» ситуации, обнажающие подлинное лицо человека, суть его «натуры».

В 1865 году Ф. М. Достоевский начинает работу над романом »Преступление и Наказание» и заканчивает писать его в 1866 году. В центре произведения – преступление, »идейное» убийство.

Главных героев романа – Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня вынуждена была пойти на улицу и продавать своё тело. Их души ещё не стали чёрствыми, они обнажены для боли – своей и чужой. Раскольников надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмёт на себя и во всём согласится с ним, а она – не согласилась. »Тихая, слабенькая» Соня разбивает хитроумные теории Раскольникова элементарной логикой жизни. Кроткая Соня, живущая по евангельским заповедям, помогает Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от »теории», воссоединиться с людьми и жизнью.

Впервые о судьбе Сони Раскольников услышал от её отца во время встречи с ним в одном из трактиров. Мармеладов рассказал, что когда Соне было четырнадцать лет, у неё умирает мать, и он женился на Катерине Ивановне, которая не жаловала Соню, так как у неё самой было три маленьких ребёнка. »Воспитания, как и представить можете, Соня не получила». Отец пробовал заниматься с ней географией и историей, но сам не был силен в этих предметах и, поэтому ничему не научил Соню. После увольнения Мармеладова со службы и долгих скитаний его семьи по стране, он, наконец, нашёл работу, но его снова выгнали, теперь уже из-за пьянства, и его семья оказалась в безнадёжном положении. Видя, как страдает Катерина Ивановна и маленькие дети, Соня решила пожертвовать собой во благо семьи и »принуждена была взять жёлтый билет».

Исповедь Мармеладова убеждает, что Соня »переступила», чтобы спасти от голодной смерти сестёр, чахоточную мачеху Катерину Ивановну и пьяницу-отца.

За полгода до убийств

Во время болезни Раскольников видит сон о »моровой язве», который раскрыл сущность его идеи.

В этом сне все люди заболевают неизвестной болезнью и начинают жить по теории Раскольникова: каждый начинает чувствовать себя властелином и не ставит ни во что чужую жизнь, »люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе.» После этого, на берегу реки, происходит молчаливое признание в любви Соне, теперь Раскольников понимает, что никаким теориям больше нет места в его жизни. Раскольников держит под подушкой подаренное Соней Евангелие, пока не решаясь его раскрыть, и думает: »Разве могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями?

Её чувства, её стремления, по крайней мере…», теперь Раскольников понял, что только »бесконечной любовью искупит он все страдания», всё изменилось, всё должно быть по-другому. Ему показалось, что даже каторжники смотрят на него по-иному. »Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково…»

Рекомендуемые страницы:

Сюжет и композиция романа «Обломов».

Конфликт в романе «Обломов».

Основной конфликт романа в главном герое («сейчас или никогда» — говорит Обломов). Он связан с эпохой перехода от крепостного права к зарождению нового капиталистического строя, который и порождает основные проблемы переходной эпохи: конфликт старого (патриархального) воспитания Обломова и нового в восприятии героя («жизнь везде его достаёт», как скажет сам герой). И этот конфликт превращается в противостояние внутренних устоев Обломова и воздействия внешнего мира. В этом противостоянии Обломов становится жертвой-символом уходящей патриархальной дворянской жизни (Обломов является носителем сознания уходящей эпохи): очевидна несовместимость гармоничного образа жизни Обломова с новым веком.

Почему О-в не шагает по жизни победителем, как Штольц?! Корни в обломовщине! Автор даёт психологический анализ, позволяющий высветить национальные и общечеловеческие корни этого общественного явления. Этот психологический анализ способствует и углублённой обрисовке характера главного героя. Это позволяет сделать вывод о жанре романа: роман социально-психологический.

Если выходить за «рамки» времени, то это борьба неповторимого мира личности с подавляющей её добрые свойства средой (воля и сила ведут к победе, но Обломов слишком кроток и мягок, да и ленив).

Сюжет и композиция романа «Обломов».

Характер героя поставил перед писателем нелёгкую проблему организации действия, сюжета: как показать в действии бездейственного человека, остановившуюся, стоячую натуру? Гончаров воспользовался для этого структурным принципом, найденным романистами 40-ых годов 19 века: «отрывочное», эпизодическое строение с хронологическим смещением событий (вспомните роман «Герой нашего времени»). У Обломова нет развивающейся, последовательной линии жизни. Его существование сложено из «отрывков», «эпизодов». Это жизнь, распавшаяся на части, человеческое существование, лишенное развивающейся деятельности:

— петербургское лежание

— мысленное возвращение в Обломовское детство

— общение с Ольгой

— Выборгская сторона

Это не этапы внутреннего развития героя, это странно разрозненные моменты остановившейся, никуда ни движущейся жизни. Они автономны, замкнуты, и в каждом их них герою сопутствует свой локальный круг персонажей, которые затем как бы просто «отпадают» от него.

I часть – экспозиция: знакомство с Обломовым и социально-психологическая мотивировка главных свойств героя

II часть — завязка (мнимая)и развитие действия: приезд Штольца.

Благодаря антитетичности образа Штольца резче очерчиваются черты Обломова. Вмешательство Штольца в жизнь Обломова приводит к его столкновению с обществом. Конфликт выражается во внутреннем несогласии героя с «искажением» нормы (» Я их не трогаю, ничего не ищу, а только не вижу нормальной жизни в этом»).В «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек…сплетнях, пересудах, щелчках друг другу» Обломов не видит главного – «человека», считая что во всём этом потерялась его «целость».Однако его идеал( «жизнь есть поэзия», «Все ищут отдыха и покоя») Штольц оценивает как «какую-то… обломовщину», вспоминая о том, что «лет десять» назад у его друга были другие стремления – «служить, пока станет сил, потому что России нужны руки и головы…работать, чтобы слаще отдыхать, а отдыхать – значит жить другой, артистической, изящной стороной жизни, жизни художников, поэтов».

Начиная с пятой главы второй части, главным предметом повествования становится любовная коллизия. Ольга Ильинская, как и сам Обломов, является воплощением гармонии, и он чувствует запах счастья в сиреневой ветке.

III часть – Выборгская сторона. Приехав отказаться от квартиры на Выборгской стороне, Обломов встречает женщину, с которой ему не надо притворяться, всегда «тихо, хорошо».Противоположность деятельной, требовательной Ольге Ильинской, Агафья Матвеевна воплощает идеал жизни без «волнений да тревог».Порывая с Ольгой(кульминация), герой называет причиной всего происшедшего «обломовщину» в себе.

IV часть – развязка: жизнь в доме Агафьи Тимофеевны Пшеницыной, где Обломов постепенно становится «членом её семейства» и смыслом существования хозяйки. Время идёт незаметно, и «покой, довольство и безмятежная тишина» в доме на выборгской воспринимаются как продолжение обломовского существования. Только приезды Штольца выявляют, как разрываются связи Обломова с прошлым. В первый приезд (гл.2) Обломов ещё полон воспоминаниями при упоминании Ольги не знает, «куда деваться от смущения», хочет ехать к ней, чтобы » у ног её выпросить прощения». Во второй приезд (гл.6) герой » с радостью услыхал» о замужестве Ольги, узнав о свадьбе её со Штольцем. В третий приезд (гл.9) через «несколько лет» («Шутка ли, пятый год пошел, как мы не видались!») Штольц застаёт семейную идиллию. Он готов расстаться со Штольцем навсегда ( «оставь меня совсем…забудь…»).Обломов «распался навсегда» с внешним миром, ему «совестно жить на свете», но другого существования для себя он не представляет. Он достиг «обетованной земли», соединив «настоящее и прошлое», жизнь и сказку. Через два года заканчивается жизнь Обломова. Смерть приходит «без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести» (гл.10).

Глава 11 – эпилог. Мы видим Штольца с его приятелем — литератором, встречающих нищего Захара, просящего милостыню на паперти. Штольц считает, что рассказ приятелю об Обломове пригодится. Этот «рассказ» возвращает действие к началу романа, благодаря чему композицияромана становится кольцевой.

Обломов и Штольц.

Штольц во всех отношениях противоположен Обломову. Обломов – барин, Штольц – новый буржуазный делец. Характер и деятельность Штольца являются живым обличением обломовщины. Если в Обломове мы видим паралич воли и беспробудную лень, то в Штольце чувствуется непреклонная энергия. Если Обломов живёт воображением, то Штольц – практическим делом, опытом, фактами. Если идеалом О. служит безмятежный покой, то во взглядах Ш. мы находим подлинный культ труда, предприимчивость: он всегда что-то делает, к чему-то стремится, чего-то добивается. Взгляд на жизнь раскрывается у него в словах: » труд – образ. Содержание, стихия и цель жизни». Штольц идёт по жизненному пути как победитель (всё, что дорого Обломову, переходит Штольцу). Так в романе утверждается идея – на смену мечтателям типа Обломова идёт новая общественная сила, буржуазия, шаг за шагом вытесняя дворянство.

НО!!!!Каково же главное содержание «проблемы», именуемой Штольц? Каков смысл введения в роман и роль этого героя?

Противопоставление Ш. и О. не столько социальное, это нравственно-философская проблема национального масштаба.Да! За Штольцем не стоит многовековой уклад, ему не сопутствуют ни предания, ни традиции, ему не присущи противоречия и не свойственны сомнения. Это человек без прошлого. В настоящем он располагает одним, зато вполне очевидным преимуществом – умет и любит трудиться. Но каков смысл этой жизни, если оторваться от «карьеры и фортуны» Штольца? Трудится ли он для общей человеческой цели или для себя? Обратимся к автору: одно меркантильное сравнение «каждый день» человеческой жизни герой тратит, как «каждый рубль» осторожно, но, несомненно, отстраняет его от авторского идеала. Гончаров несколько раз скажет применительно к нему: «нравственные отправления личности» — как о физиологической работе организма. Или ещё, как говорилось на языке той эпохи,о служебной деятельности – «отправлять дружеские обязанности».дружеские чувства отправлять нельзя. Но у Штольца этот оттенок налицо. Штольц ограниченно, деловито помогает другу, вообще как будто хочет заставить Обломова сделать какие-то определённые конкретно-практические дела. Но, получив согласие Ольги на брак, Штольц произносит озадачивающие слова: » Всё найдено, нечего искать, некуда идти больше!» А впоследствии он осторожно пытается уговорить Ольгу » склонить голову перед мятежными вопросами», исключить из собственной жизни «фаустовское беспокойство» («Мы не титаны с тобой, мы не пойдём…на дерзкую борьбу с мятежными вопросами»).Т.е. Гончаров вполне отчётливо осознавал ограниченность идеалов и нравственных возможностей героя. Для Гончарова, который воспел святое безрассудство Чацкого («Мильон терзаний») и прекрасно понимал тревогу больших запросов, это признак несомненной внутренней недостаточности. Бездуховность, пусть носителем её будет самый деятельный, вооруженный всевозможными знаниями человек, не могла быть принята Гончаровым. Именно поэтому( несмотря на то, что Штольцу отдана любовь любимой героини писателя, Ольги И.)Штольц не может считаться близким идеалу Гончарова. Штольц лишён великой потребности сомнения во всём, критического отношения к себе, представления о том, что истина может лежать вне пределов его образа жизни и взглядов.

В то же самое время Гончаров, в отличие от многих современников, отдавал себе отчёт в том, что победителями окажутся именно эти деятели, выдвинутые естественным ходом истории. Автор считал, что со временем много «Штольцев явится под русскими именами».Почему под русскими?!Главная национальная нравственно-философская проблема связана с Обломовым. В соотношении с Обломовым деятельные герои не одерживают полной победы в душе читателей: честное, верное сердце, нежность, чистота нрава, русская незлобливость, неспособность на нечистые дела, оригинальный и забавный характер, чувство собственного достоинства и, наконец, великий дар будить любовь и труд души ставят Обломова над Штольцем!

Дата добавления: 2016-12-17; просмотров: 3512 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Тема: — Обломов и Штольц.

И. А. Гончаров в своем романе «Обломов» показал общество середины XIX века, тогда
Россия находилась на закате крепостного права. В нашей стране развивалась торговля и промышленность, было много образованных и умных людей. К таким и относятся главные герои романа: Штольц и Обломов. Их связывает старая дружба, они образованные, мыслящие и чувствующие люди. Но, несмотря на дружбу, Обломов и Штольц – два совершенно разных по характеру и мировосприятию человека, и давайте разберемся в их отличиях. Обломов – натура кроткая, мягкая, мечтательная, доверчивая и нежная, короче говоря, «голубиная душа». Обломов не может постоять за себя, когда из него выкачивает» деньги Тарантьев и Мухояров. Он также любит помечтать о том, как он устроит жизнь у себя в усадьбе, но уже несколько лет не может собраться и сделать это. Штольца же отличает энергия и сила воли. Для него сказал – значит сделал. Андрей Иванович пробился в высшее общество из разночинцев, и для этого нужна немалая воля. Обломов лишен самодовольства, честолюбия, в нем сердце преобладает над разумом. Илья Ильич понимает, что ведет жалкий образ жизни, но ничего не может с этим поделать. Штольц – натура рациональная, расчетливая. Он предприниматель, а без рациональность и расчетливости в бизнесе никогда не заработать. Обломов же очень скептически относится к жизни деловых людей: «Ты посмотри, где центр, около которого вращается всё это», — говорит он в разговоре со Штольцем. Обломов склонен к философским размышлениям о высоком назначении человека. И поэтому он не вращается в светском обществе, где
всё, по его мнению, скучно и приземлено. Штольца отличает практический ум. Он не предается бессмысленным рассуждениям и мечтаниям. Обломов и Штольц ведут совершенно разный образ жизни.

Обломова отличает праздность и пассивность. Он по долгу спит и не встает с дивана, никуда не ходит, ленится даже читать. Штольц, наоборот, не сидит на месте: «Он приехал на неделю по делам, потом в деревню, потом в Киев, потом бог знает куда».Природа указала Обломову единственную цель жизни: жизни, какой она протекала в Обломовке, где боялись новостей, традиции соблюдали строго, книг и газет не признавали вовсе. Штольц, наоборот, говорит, что труд – это главное
в жизни человека: «Труд – образ, содержание и цель жизни», — говорит Штольц Обломову. Обломов вырос в деревне Обломовке, где традиции соблюдались свято, где Илья Ильича оберегали от всего и старались, чтобы он ни о чем не думал. Штольц же вырос в семье, где его заставляли много работать и учиться. Родители мало его опекали, и он рос в постоянной и тяжелой борьбе с жизнью. Встреча с Ольгой Ильинской на время изменила Обломова. Под влиянием любовного чувства с ним происходят невероятные ревращения: заброшен засаленный халат, Обломов встает с постели, как только просыпается, читает книги, просматривает газеты, он энергичен и деятелен. Но любовь, несущая в себе потребность действия, самосовершенствования, в случае Обломова обречена. Ольга требует от Обломова слишком много, а Илья Ильич не выдерживает такой напряженной жизни и постепенно расстается с ней. Когда Штольц узнает это, он позволяет проявиться собственному чувству, и в конце романа мы застаем Андрея Ивановича и Ольгу Сергеевну мужем и женой. Гончаров по-разному относится к двум главным героям своего произведения. У автора доброе отношение к Обломову – при отрицании основ его жизни. К Штольцу у писателя беспристрастное отношение, он не осуждает, но и не одобряет тот образ жизни, который ведет Андрей Иванович.
Итак, мы проследили, чем отличаются главные герои романа, и теперь можно сделать вывод. Штольц –это человек новой капиталистической эпохи, которая наступила в России с середины XIX века. Обломов – порождение и следствие обломовщины, исторического типа, носителя дворянской культуры. Гончаров изобразил трагедию типичного
русского характера, лишенного романтических черт и не окрашенный мрачностью, но тем не менее оказавшегося на обочине жизни по вине собственной и по вине общества. Роман И.А. Гончарова был написан более ста сорока лет назад, но созданные им типы до сих пор остаются современными, и сейчас в России много Штольцев и Обломовых.
Каждый из нас может узнать черты Обломова или Штольца в себе. Если мня спросят, какой тип людей лучше, то я отвечу так: «При всем том, что Обломов приятен мне, как человек, мне больше симпатизирует Штольц, потому что именно такие люди ведут более яркую, интересную и насыщенную жизнь».

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Авторская позиция в романе «Обломов»

Авторская позиция в романе «Обломов»

Изначально сюжет “Обломова” задумывался как обобщенное жизнеописание на отдельном примере бездеятельности апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса. Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном рассказе о жизни Ильи Ильича Обломова, бездумно проводящего день за днем в своей загородной усадьбе. В соответствии с этим замыслом и писался первый том “Обломова”, повествующий большей частью о детстве Ильи Ильича. При написании же последующих трех частей произведения отношение к нему Гончарова меняется. Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и с помощью этого показывает свое отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняется сюжетная линия.
Разбор произведения, конечно же, нужно начать с первой части, несмотря на то что завязка и развитие основного сюжета происходит в трех последующих. Вначале, рисуя жизнь основного героя, Ильи Ильича Обломова, автор характеризует его как доброжелательного и гостеприимного человека, в то же время обладающего необычайной склонностью к лени. И потом, для объяснения истоков его характера, Гончаров вводит сон героя, в котором показывает его детство.
Начинается сон с повествования об идиллическом крае, где родился и вырос Обломов. Здесь описывается природа обломовского края.

Ее безмятежность, конечно же, заметно преувеличена и порой даже граничит о чем-то сказочным.
Далее идет описание помещичьего и крестьянского быта: помещики, основу жизни которых составляет вопрос о том, что выбрать на обед, и крестьяне, работающие изо дня в день на благо господ.
Здесь уже впервые Гончаровым упоминается Штольц. Он должен будет стать обобщенным образом передового человека, включающим в себя твердость характера, гибкий ум, постоянную жажду действия, иначе говоря, отобразить полную противоположность Обломову.
Теперь перейдем к трем основным частям романа. Основной сюжетной линией здесь являются взаимоотношения между Ольгой Ильинской и Ильей Ильичом Обломовым. Однако вначале нужно рассмотреть авторскую позицию в отношении Обломова и Штольца. В таком случае, прослеживая развитие любовной линии между Ольгой, Обломовым и Штольцем, мы сможем еще раз подчеркнуть тот или иной взгляд автора на личности этих двух персонажей.
Наделенный лишь самыми правильными и необходимыми чертами характера, Штольц, несомненно, нравится автору, как и читателю. Но в то же время, как и большинство из нас, Гончаров испытывает чувство симпатии к Илье Ильичу.
Отношение автора к обоим выражается через взаимные характеристики героев. И здесь надо поговорить о странной дружбе между этими двумя диаметрально противоположными людьми. Навряд ли дело лишь в детской, когда-то соединявшей их привязанности. Но что же тогда связывает их? Если дружбу Обломова можно объяснить необходимостью в сильном человеке, который всегда бы пришел на помощь его нерешительной и сонной натуре, то чем объяснить привязанность Штольца к Обломову? Думаю, что на этот вопрос можно ответить словами самого Андрея: “Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!”
Теперь можно подойти к любовному сюжету. Но прежде чем описывать взаимоотношения Ольги с Обломовым и Штольцем, надо сказать об отношении автора к ней самой. Гончаров, несомненно, доброжелателен к своей героине. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость. Восхищает автора и чувство долга, которым прежде всего руководствуется героиня, возвышенность ее души, отражающаяся в ее прекрасном голосе. Все это чувствуется и во внешнем облике Ольги. Она призвана быть как бы ангелом-хранителем Обломова, разбудить его уснувшую душу.
Как же раскрывает автор образ Обломова через его отношения с Ольгой?
Конечно, миссия Ольги с самого начала была обречена. Человек не может жить лишь любовью, не думая более ни о чем. Однако через нее автор открыл в Обломове, которому, по моему мнению, симпатизирует, множество положительных черт.
Описывая же отношения Ольги со Штольцем, Гончаров, правда, неявно, указывает на скрытый недостаток в натуре Штольца: правильному и передовому герою не хватает немного “безумных порывов”.
Как бы то ни было, судьбы обоих героев складываются относительно удачно. Штольц обретает свое счастье с Ольгой, а Обломов находит свою Обломовку на Верхлевской улице и доживает там свой век с женщиной, о которой всегда мечтал. Такая развязка еще раз показывает, что позиция автора по отношению к обоим героям носит положительный характер.
В заключение приведу слова И. С. Тургенева: “Пока останется хоть один русский — до тех пор будут помнить Обломова”. Действительно, образ этот жив и по сей день, стоит только оглянуться. Многим ли из нас не свойственны, хотя бы частично, черты Обломова, столь удачно отраженные Гончаровым?

Беру!

33221 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Добавить комментарий

Закрыть меню