Отличие метафизики от диалектики

*по вопросу связей старого и нового: диалектика признаёт наличие связей старого и нового; метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

*по вопросу о причине движения: согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний толчок;

*по вопросу взаимосвязи качества и количества: сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством. По их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение), а качество изменяется благодаря качеству (т. е. само по себе улучшается).

*по вопросу направленности движения, развития: согласно диалектике, развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали. Метафизика признаёт развитие а) либо по прямой, б) либо по кругу, в) либо вообще отрицает направленность развития;

*в системе мышления: диалектика сводит мышление к шагам «тезис – антитезис – синтез». Метафизика опирается на формулы «или – или», «если не то, значит – это». Т. о. метафизическое мышление негибкое, одностороннее;

*в отношении окружающей действительности: диалектика видит мир во всём его многообразии («цветным»), а метафизика – однообразным («чёрно-белым»);

*в отношении познания: согласно диалектике, познание есть постепенный и целенаправленный процесс движения к абсолютной истине через последовательное постижение истин относительных. Согласно метафизике, абсолютную истину можно познать сразу с помощью надчувственных и сверхчувственных приёмов, носящих «умозрительный» характер;

*в отношении к окружающему миру: диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, а метафизика – состоящим из отдельных вещей и явлений.

Категории (от греч. – определение, суждение) – это:

а) предельно широкое понятие;

б) форма мышления;

в) средство формирования Картин мира.

Философские категории – предельно широкие понятия, в которых мыслятся всеобщие, существенные стороны, свойства, связи и отношения бытия.

Свойства категорий – объективность, универсальность, априорность, возможность языкового выражения.

Набор категорий определяет, каким мы видим мир.

Категории, с помощью которых философия осмысляет и описывает мир:

существование / несуществование; объективное / субъективное; абстрактное / конкретное; единое / особенное / всеобщее; часть / целое; простое / сложное; вещь / свойство; необходимость / случайность; причина / следствие; сущность / явление; форма / содержание или материя; количество / качество и др.


Существование / несуществование

Понятие «существование» анализировалось с античности, но в качестве категории было осознано И. Кантом.

Тем не менее, рефлексию этой категории нужно начинать с античности, тем более, что категория существовала и отражалась в таких философски важных понятиях, как: бытие, реальность, сущее, сущность.

Анализ этой категории затрудняют два обстоятельства:

1) идущее с античности смещение идеи существования с идеей объективности

2) неразличение вопросов: Что значит – существовать? и Как отличить существующее от несуществующего (т. е. вопрос о критериях существования)?

Категории существование обнаруживается в том, что в нашем сознании присутствует идея «есть». Не-существование мы выражаем фразами «этого не бывает», «нет».

Существование утверждается как непосредственно, так и неявным образом.

Объективное / субъективное

«Породив» человека, мир раздвоился (в метафизическом смысле): Природа / сознание (психика).

Объективное – «в себе и для себя сущее», т. е. не зависящее от сознания, субъекта; общезначимое. В натуралистическом смысле – природно-физический, материальный мир. Объективное имеет внутренние закона и свойства.

Субъективное – обусловленное сознанием, мир сознания и психики; относящийся к субъекту.

Особый тип реальности – социальный мир.

Любой продукт человеческой деятельности объективен и субъективен: объективен в силу внутренних свойств и законов и субъективен, т. к. представляет своего создателя.

Абстрактное / конкретное

Абстрактное –

А) нечто мыслимое;

Б) реальный результат всякого мышления, процесса отвлечения от единичного, случайного, несущественного и выделения общего, необходимого, существенного.

В) всё понятийное.

Конкретное – нечто непосредственно переживаемое.

Диалектика и метафизика – это два первостепенных понятия философии. По своему содержанию они противопоставляются друг другу.

Сравнение

Итак, каждая из теорий имеет свой взгляд на многие существенные моменты. Прежде всего, отличие диалектики от метафизики заключается в их видении мира. Диалектика полагает, что во всем своем многообразии он выстроен в строгую систему, взаимосвязь элементов которой очень важна. Метафизика исходит из того, что действительность сложена из автономных, независимых друг от друга объектов, изучать которые можно по отдельности.

Диалектика настаивает на том, что мир динамичен и постоянно изменяется. Все окружающее находится в беспрерывном процессе развития. При этом движение происходит как бы по спирали – новое возникает из отжившего старого и, поднимаясь на следующий виток, является более совершенным. Развитие сопровождается переходом количественных характеристик в качественные.

С точки зрения метафизики исторического развития мира не существует. Все, что мы можем наблюдать, – это лишь повтор, а не прогрессирующее движение. Связь нового и старого метафизика отвергает, так же как и зависимость количества от качества. Происходящие с вещами изменения – это только увеличение или уменьшение исходного материала.

Развитие, по диалектическому учению, становится результатом внутренней борьбы. Утверждается, что сущность всякого предмета или явления составляют две противоположные стороны.

Каждая из них, пытаясь занять лидирующее место, совершенствуется, и вещь в целом качественно изменяется, переходит на следующую ступень организации. Таким образом происходит самодвижение объекта.

Метафизика не признает деления предметов и явлений на противоречивые стороны. Она отрицает внутреннюю борьбу, приводящую к развитию. Движение вещи, по мнению сторонников этого подхода, осуществляется лишь под воздействием внешней силы.

Отличается и система мышления в соответствии с каждым из направлений. В чем разница между диалектикой и метафизикой? В том, что диалектическое мышление опирается на парность категорий, поиск общего основания у совершенно несхожих, полярных сторон различных образов и идей. Метафизическое мышление основано на формулах «или одно, или другое», «если не это, значит, то».

Само познание рассматривается диалектикой как пошаговый целенаправленный процесс, в котором осуществляется переход от простого к сложному (с учетом их единства), а в итоге – к абсолютной истине. Метафизика утверждает, что постичь истину можно сразу, пользуясь только умозрительными методами.

Диалектика отличается от метафизики

1) Пониманием природы материализма

2) Пониманием природы идеализма

3) Пониманием развития +

4) Пониманием человеческой природы

11.Метафизика – это

1) Философская позиция, утверждающая наличие сверхъестественных сил, оказывающих влияние на жизнь человека и общества

2) Взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматриваются как неизменные, качественно постоянные +

3) Учение о становлении мира из хаоса согласно единому принципу

4) Наиболее фундаментальный раздел современной физики, исследующий вопросы о происхождении и строении Вселенной

12.Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом причинными связями и обуславливают друг друга

1) Принцип развития

2) Принцип детерминизма

3) Принцип единства явления и сущности

4) Принцип единства и борьбы противоположностей +

13.Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется

1) Тенденцией

2) Законом +

3) Измерением

4) Аналогией

Ключевым моментом диалектической концепции является принцип

1) Противоречия +

2) Системности

3) Дополнительности

4) Запрета

Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития

1) Переход количественных изменений в качественные

2) Единство и борьба противоположностей +

3) Отрицания отрицания

4) Закон сохранения и превращения энергии

Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития

1) Отрицания отрицания

2) Переход количественных изменений в качественные +

3) Единство и борьба противоположностей

4) Закон сохранения и превращения энергии

Тема: Гносеология

1.Гносеология – это:

1) учение о развитии и функционировании науки

2) учение о природе, сущности познания +

3) учение о логических формах и законах мышления

4) учение о сущности мира, его устройстве

2.Знание по Сократу тождественно:

1) чувствам

2) мудрости

3) моральным законам

4) добродетели +

3.Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:

1) И.Кант

2) Аристотель

3) Платон +

4) Демокрит

Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать

1) Диалектика

2) Индукция +

3) Дедукция

4) Эвристика

Гносеология рассматривает

1) Границы и возможности человеческого познания +

2) Человеческое бытие

3) Нравственные ориентиры человеческой жизни

4) Эстетические ценности

6.Абсолютность, относительность, конкретность, объективность являются основными свойствами

1) Материи

2) Пространства

3) Истины +

4) Теории

Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность

1) Мультиплет

2) Агрегор

3) Гипотеза

4) Истина +

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 49 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2019 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Министерство науки и образования Российской Федерации

Государственная полярная академия

Кафедра философии, культурологи и истории

Контрольная работа по философии

на тему:

«Чем отличается диалектика от метафизики»

Выполнила:

студ. II курса 781 гр.

Кряжева Н.В.

Проверил:

д-р филос. наук, проф.

Резвицкий И. И.

Санкт-Петербург

Введение……………………………………………………………………………3

Диалектика…………………………………………………………………………4

Метафизика………………………………………………………………………13

Метафизика и диалекика. Относительность истины………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…..……………………………………….20

ВВЕДЕНИЕ

Со времён Аристотеля естествоиспытатели не могли придти к согласию о том, какими должны быть научные знания о природе и как их получить, поэтому были разделены на два противоборствующих лагеря: на материалистов и идеалистов.

Аналогичное противоборство было и в философии. Философы долго блудили в дебрях бесчисленных философских учений и в итоге разработали методы познания природы. Главными считаются диалектика и метафизика.

Триста лет назад отличие метафизики от диалектики понимали все образованные люди. Вот, например, цитата из книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» о Ломоносове: «Логика научила его рассуждать; математика верные делать заключения и убеждаться единою очевидностию; метафизика преподала ему гадательные истины, ведущие часто к заблуждению…» Вот как оценивал методы метафизики великий математик и философ Анри Пуанкаре: «Построения метафизика блестящи, но эфемерны, как мыльные пузыри, и они лопаются».

ДИАЛЕКТИКА

Люди в процессе труда изменяют, преобразуют природу. Познавая закономерности объективного мира, они овладевают ими, используют их для удовлетворения своих потребностей. Познание, обусловленное потребностями развития материальной жизни общества, является жизненно необходимой функцией всякого общества. Успех познания на всех этапах развития человеческого общества обусловливается, в конечном счете, уровнем развития материальных производительных сил, социальной организацией, дающей определённое направление познанию, уровнем знаний, накопленных за предыдущий период, и методом, применяемым с целью познания окружающего нас мира.

Метод является необходимой стороной процесса познания, одним из наиболее важных условий успеха познавательной деятельности людей.

Марксистский диалектический метод, принципиально противоположный метафизике, качественно отличается от всех ранее существовавших исторических форм диалектики как единственно научный, подытоживающий все данные наук о природе и обществе, весь практический опыт человечества. Только марксизм создал диалектику как научный, объективный, основанный на последовательно материалистическом понимании мира метод.

Марксистский диалектический метод, марксистская диалектика есть научный подход к явлениям природы и общества, теория развития, применяемая к познанию объективного мира. Марксистский диалектический метод основан на материалистическом понимании мира и неотделим от него.

Законы и категории познания, содержащиеся в диалектическом методе, являются отражением в сознании человека законов развития, свойственных всем явлениям. Марксистско-ленинское учение о методе и есть учение об объективных, осознанных человеком и сознательно им применяемых диалектических законах внешнего мира.

Метафизикам и идеалистам свойственно антинаучное понимание метода как некоей схемы познания, с которой-де должна сообразоваться действительность, под которую эту действительность следует будто бы подгонять. На самом деле не природа, не история общества сообразуются с некими принятыми принципами, а, наоборот, принципы науки верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории. Только принимая это основное положение материализма, можно понять, почему законы сознания совпадают по своему содержанию с законами объективного мира, хотя по форме и отличаются от них.

Между тем метафизики и идеалисты отрывают законы мышления, законы познания от объективного мира, противопоставляют их миру как нечто самостоятельное, как такие законы, которым мир-до должен подчиняться. Отвергая это в корне несостоятельное понимание законов познания, марксизм-ленинизм утверждает, что то, что имеется в познании, ещё до процесса познания имелось в действительности.

Идеалистическая диалектика Гегеля.

Попытка обосновать в новых условиях идею диалектического развития была предпринята немецкими идеалистами конца XVIII и начала XIX в., в особенности Гегелем.

Гегель поставил вопрос о всеобщности развития. Это было новой ступенью в развитии диалектической мысли, рациональным зерном гегелевской философии.

Однако, поставив этот чрезвычайно важный для науки вопрос, Гегель его не решил. Он не мог решить его, будучи идеологом немецкой буржуазии, становившейся после великой французской революции всё более и более трусливой и реакционной.

Гегель сформулировал основные принципы диалектики, но сформулировал их на идеалистической основе, вследствие чего гегелевская диалектика, пронизанная и окутанная мистикой, извращала реальные, диалектически совершающиеся процессы. Гегель ожесточённо нападал на утверждение материалистов о материальности движения, о самодвижении материи. Он доказывал, что природа вообще существует вне времени, т. е. не имеет ни прошлого, ни будущего. Гегель третировал как бессодержательное научное представление “о происхождении более развитых животных организаций из низших”, прямо утверждая, что “в природе ничто не ново под луной… лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, возникает новое”. Все эти утверждения Гегеля свидетельствовали прежде сего о том, что он отрицал развитие материи, природы и материальной жизни общества и, следовательно, не признавал всеобщего характера диалектики, ограничивая её сферой идеалистически понимаемого сознания.

Диалектика Гегеля, в силу того что она была идеалистической диалектикой, в целом сама была заражена метафизикой и не могла преодолеть последнюю. Так, по Гегелю, процесс общественного развития останавливается на прусской сословной монархии, являющейся якобы вершиной общественного прогресса; прогресс познания останавливается на его, гегелевской философии; в процессе развития противоположности якобы примиряются и борьба между ними прекращается и т. д.

К. Маркс в послесловии к первому тому “Капитала” решительно противопоставляет научную, материалистическую диалектику ненаучной, идеалистической диалектике Гегеля, раскрывая существующую между ними непримиримую противоположность.

“Мой диалектический метод не только в корне отличен от гегелевского, но представляет его прямую противоположность. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое представляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней”.

Это классическое положение полностью разоблачает идеалистический характер диалектики Гегеля, которой рассматривал процесс мышления как сверхприродную, божественную силу. В противовес Гегелю Маркс показывает, что процесс мышления является отражением материальной действительности, что категорически отвергал Гегель. Маркс применяет диалектику к процессу отражения в сознании людей материальной действительности, рассматривая научный диалектический метод как отражение объективных законов развития мира.

Гегель всячески стремился доказать, что диалектика на базе материализма невозможна, что движение, изменение, развитие присущи лишь духовному. Этим самым Гегель фактически отрицал диалектику природы и, следовательно, отвергал сформулированное им самим положение о всеобщности диалектики. В противоположность Гегелю Маркс доказал, что научный, последовательный диалектический метод возможен лишь на материалистической основе. Лишь материалистическая диалектика вскрывает наиболее общие законы развития как объективные (т. е. независимые от сознания), как действительно всеобщие, т. е. присущие всему существующему.

Таким образом, марксистский диалектический метод в корне противоположен гегелевской диалектике. Метод Маркса – материалистическая диалектика, в то время как методом Гегеля являлась идеалистическая диалектика. Марксистская диалектика вскрывает всеобщий характер развития и борьбы противоположностей; идеалистическая диалектика Гегеля ограничивает сферу развития пределами духа, а вместо борьбы противоположностей проповедует примирение старого и нового. Именно поэтому в противоположность гегелевской идеалистической диалектике марксистский диалектический метод является единственно научным, единственно революционным подходом к изучению действительности, к её практическому преобразованию.

Марксистский диалектический метод – высшая, качественно новая форма диалектики.

Основные исторические формы домарксистской диалектики, рассмотренные выше, представляют собой ступени в развитии диалектического познания. Новая, высшая ступень в развитии материалистической диалектики – марксистская диалектика была создана Марксом и Энгельсом, великими вождями пролетариата, как метод познания и изменения действительности, метод революционного действия рабочего класса. Марксистская диалектика явилась важнейшим результатом великого творческого подвига, совершённого Марксом и Энгельсом, революционного переворота, произведённого ими в философии.

Опираясь на все завоевания научной мысли за предшествующий период истории, Маркс и Энгельс создали качественно новую диалектику, впервые ставшую научной.

Марксистская диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, всеобщий метод познания и революционного изменения действительности.

Великой заслугой Маркса и Энгельса является не только то, что они открыли диалектику в природе и обществе, но и то, что они обосновали всеобщий характер диалектики, её законов. Основоположники марксизма доказали, что законы взаимосвязи, движения, изменения, развития являются наиболее общими, относящимися ко всем без исключения явлениям мира. Такого вывода не могли сделать домарксистские материалисты вследствие ограниченности научных данных того времени, а также вследствие своей классовой ограниченности. Что же касается идеалистов-диалектиков, то именно идеалистический характер их диалектики исключал возможность доказательства всеобщности движения, изменения, развития. Идеалисты всячески стремились доказать, что диалектика присуща не материи, а “сверхматериальным” явлениям.

Открыв диалектику в природе и в обществе и научно истолковав её отображение в сознании человека, Маркс и Энгельс впервые обосновали всеобщий характер её законов. Несмотря на огромное различие между явлениями неорганической и органической природы, между обществом и явлениями природы, а также между всеми этими явлениями и мышлением, Маркс и Энгельс нашли то общее, что всех их объединяет: законы развития природы, общества и познания.

Энгельс указывает, что диалектика является наукой о наиболее общих законах всякого движения.

Это значит, что законы диалектики имеют силу как для движения в природе и человеческой истории, так и для движения мышления.

Так, например, марксистская диалектика утверждает, что в природе, обществе и мышлении нет изолированных явлений, а, напротив, все они связаны друг с другом. Взаимозависимость и взаимообусловленность – всеобщий закон объективного мира.

Марксистская диалектика утверждает, что всё находится в состоянии движения и изменения и что все явления природы и общества имеют один и тот же источник своего развития – внутреннюю противоречивость. Таким образом, развитие и внутреннюю противоречивость диалектика рассматривает в качестве всеобщих законов природы, общества и мышления.

Марксистская материалистическая диалектика органически объединяет воедино данные всех наук, обобщает всю совокупность этих данных и даёт цельную диалектическую картину мира. Только марксистская диалектика как наука о всеобщих законах развития связывает в одну спетому все открытия наук о природе и общественных наук и, теоретически обобщал опыт всемирной истории человечества, служит великому делу борьбы прогрессивных сил всех стран за мир, демократию, социализм.

Добавить комментарий

Закрыть меню