Островский гроза смысл названия

В чем смыл названия пьесы «Гроза»?

название «Гроза» многогранно

Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны — символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе. Гроза играет важную роль и в композиции драмы.

гроза и Катерина

Катерина искренно верит в то, что гроза является карой божьей. Катерина не’рассуждает о пользе грозы, она боится не наказания, а грехов. Ее страх связан с глубокой, сильной верой и высокими нравственными идеалами. Поэтому в ее словах о боязни грозы звучит не самодовольство, как у Дикого, а скорее раскаяние: “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми…”

Сама героиня тоже напоминает грозу. Во-первых, тема грозы связана с переживаниями, душевным состоянием Катерины. В первом действии собирается гроза, будто предвестие трагедии и как выражение смятенной души героини. Именно тогда Катерина признается Варваре, что любит другого — не мужа.

Даже говорят о грозе, как о живой (“Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?”, “А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!”).

Гроза не потревожила Катерину во время свидания с Борисом, когда она почувствовала вдруг себя счастливой. Гроза появляется всякий раз, когда бури бушуют в душе самой героини: сказаны слова “С Борисом Григорьевичем!” (в сцене признания Катерины) — и вновь по ремарке автора раздается “удар грома”.

Гроза — символ любви Бориса и Катерины

Надо отметить, что гроза является еще и символом любви Катерины к Борису, племяннику Дикого, потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как и в грозе. Так же, как и гроза, эта любовь не приносит радости ни героине, ни ее возлюбленному.

Гроза в жизни Калинова

Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе в середине и второй половине XIX века.

На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая жизнь простого люда. Но вот картина природы начинает постепенно меняться: небо заволакивают тучи, слышны удары грома. Приближается гроза но только ли в природе происходит это явление? Нет. Так что же все-таки подразумевается автором под грозой?

В этом названии скрывается глубокий смысл. Впервые это слово мелькнуло в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: «… Недели две никакой грозы надо мной не будет». Тихону хочется хотя бы ненадолго избавиться от чувства страха и зависимости. Под грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него. Это страх, нагоняемый самодурами, страх возмездия за грехи. «Гроза-то нам в наказание посылается», — поучает Дикой Кулигина. Власть этого страха распространяется на многих героев драмы, и не проходит даже мимо Катерины. Катерина религиозна и считает грехом то, что она полюбила Бориса. «Я и не знала, что ты так грозы боишься», — говорит ей Варвара. «Как, девушка, не бояться! — отвечает Катерина.- Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами…» Один лишь механик-самоучка Кулигин не боялся грозы, видел в ней зрелище величественное и красивое, но вовсе не опасное для человека, который легко может унять ее разрушительную силу с помощью простейшего шеста-громоотвода. Обращаясь к толпе, объятой суеверным ужасом, Кулигин говорит: «Ну чего вы боитесь, скажите на милость. Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь».

Если в природе гроза уже началась, то в жизни по дальнейшим событиям видно ее приближение. Подтачивает темное царство разум, здравый смысл Кулигина; высказывает свой протест Катерина, хотя и бессознательны ее действия, но она не хочет примириться с мучительными условиями жизни и сама решает свою судьбу; она бросается в Волгу. Во всем этом заключается главное значение реалистического символа, символа грозы. Однако он не однозначен. В любви Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе. Однако в отличие от грозы, любовь приносит радость, но у Катерины это не так, хотя бы потому, что она замужняя женщина. Но Катерина не боится этой любви, как не боится грозы Кулигин. Она говорит Борису: «… Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Гроза скрыта в самом характере героини, она сама говорит, что еще в детстве кем-то обиженная убежала из дома и уплыла одна в лодке по Волге.

Слова с корнем -гроз- в «тёмном царстве»

А.Н. Островский назвал свою пьесу «Гроза». Сегодня слово «гроза» мы понимаем в первую очередь как «атмосферное явление — бурное ненастье с громом и молнией».

Слово «гроза» используется тогда, когда речь идет «о чем-нибудь, наводящим ужас, внушающем сильный страх». В XIX веке В.И. Даль выпустил «Толковый словарь живого великорусского языка», через четыре года после создания «Грозы». В словаре было дано такое значение слова «гроза» — «угроза, острастка», далее — «опасность или беда, бедствие»; «строгость, строгий надзор, страх в значении кары, наказания»; «строгий, сердитый человек, каратель»; «гром и молния, туча с грозой, с громом, молнией и дождем или градом».

Как видим, во временя Даля и Островского слово «гроза» понималась значительно шире. Нетрудно убедиться, что слова с корнем -гроз- встречаются в речи персонажей с различными оттенками значений. Впервые оно звучит в пьесе в речи Кабановой: «Так, по-твоему, нужно все лаской с женой ? Уже и не прикрикнуть на нее и не пригрозить ?» — обращается она к сыну.

Здесь корень -гроз- выступает в значении «строгость, строгий надзор, страх». В этой реплике отражен взгляд Кабановой на внутрисемейные отношения.

Все в том же значении «карты, наказания» звучит корень -гроз- в устах Варвары, успокаивающей перепуганную появлением безумной барыни Катерину: «Вздор все … Чего сама-то боится, тем и других пугает. Даже все мальчишки в городе от нее прячутся, грозит на них палкой да кричит: «Все гореть в огне будете!»

Слово «грозит» выступает предвестником настоящей атмосферной грозы. И хотя Варвара говорит о действительно надвигающей грозе, ее реплики приобретают неожиданный оттенок — угрозы, наказания: «Что это братец нейдет, вон, никак гроза заходит». Варвара как будто бы намекает на последующее событие.

Это чувствуется и в другом ее высказывании: «Да что ты уж очень боишься: еще далеко гроза-то». Наконец,. Тема страха, наказания явственно слышится в словах: «Я и не знала, что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь». Действие завешается ударом грома. В первом действии значение слова «гроза» — «кара, наказание» используется автором для выражения взглядов представителей «темного царства» на супружеские отношения. В четвертом действии это же значение слова проявляется на совершенно ином социальном уровне. Перед нами люди, не связанные родственными отношениями: Дикой и Кулигин. Дикой: Да гроза-то что такое, по-твоему, а ? Ну говори. Кулигин: Электричество. Дикой: Какое еще там елестричество ! Ну, как же ты не разбойник !

Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами до рожнами какими-то, прости Господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли ? Татарин ты ? А, говори ! Дикой прекрасно понимает, что не переубедит Кулигина, но при их разговоре присутствуют свидетели из горожан, к ним-то и обращена эта вспышка гнева. С Кулигиным бесполезно спорить.

Во втором действии мы находим еще слово с корнем -гроз-. «Вот она теперь ему и надает приказов, — говорит Варвара о матери, — один другого грозней». Здесь слово «грозней» означает «угрозу, острастку». Уровень семейных отношений дома Кабановых еще ярче подчеркивается репликой Тихона, которую он произносит после беседы с маменькой: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет … так до жены ли мне ?» Слов «гроза» в этом случае может быть отнесено, конечно, к Кабановой. Для Катерины, как и для Тихона, Кабанова — гроза дома. Интересно, что Островский не вкладывая в уста героини такого определения свекрови, ее словами рисует атмосферу, складывающуюся в семье: «Сделается мне так душно дома, что бежала бы» ; «Ну теперь тишина у нас в доме воцарится». Тишина и духота наблюдается перед грозой в природе. Это искусно использует Островский для характеристики персонажей. Называя Кабанову «грозой» лишь один раз в реплике Тихона, драматург разными способами подтверждает, что слово произнесено не случайно. Еще большее значение приобретает слов «гроза» при характеристики Дикого. Ведь если Кабнова — гроза семьи, то грозой всего Калинова является Дикой. «А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается !» — говорит о Дикой Кудряш. Слово «гроза» заменяется синонимом «беда». Кроме того, и Кабанова, и Кудряш, и Шапкин настойчиво называют Дикого воином. Ясно, что слово это употребляется иронически; это прозвище, оценивающее определенные качества персонажа: его стремление во всем одерживать верх, подчинять, командовать. В этом случае слово «воин» сближается со словом «гроза» в значении «строгий, сердитый человек, каратель».

Наконец, у героев пьесы Дикой вызывает ассоциации с природной грозой — атмосферным явлением. Как боится человек удара молнии во время грозы, так и Шапкин пугается приближающегося Дикого, поспешно предлагая Кудряшу: «Отойдем к стороне: еще привяжется, пожалуй». Борис вспоминает о том. Как на Волге, на перевозе, Дикого обругал гусар: «После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам». Первое появление Дикого на сцене создает атмосферу тревоги, напряжения аналогично тому, что переживает люди перед грозой. Его приближение замечает еще издали. Первая же его реплика напоминает раскат грома: «Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал ? Дармоед! Пропади ты пропадом!» Итак, в пьесе Островского — три реальные грозы: Кабанова — для своей семьи, Дикой — для всего Калинова и, наконец, гроза в природе, которая по-разному воспринимается действующими лицами: для одних (Дикой, Кабанова) — это небесная кара, наказание; для других — благодать, радость. Именно через отношение Кулигина к грозе проявляется в пьесе и авторская точка зрения. «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая травка теперь, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся точно напасти какой ! Гроза убьет ! Не гроза это, а благодать!» — обращается Кулигин калиновцам.

Если еще более расширить символическое название пьесы, то можно отнести слово «гроза» и к гибели Катерины. Ее самоубийство прозвучало «как вызов кабановским понятиям о нравственности», потрясло жителей города, поэтому это тоже можно назвать грозой — потрясением. Сила таланта Островского позволила расширить понятие слова «гроза» и тем самым углубить идейно-художественный смысл пьесы. Образная многозначность слова «гроза» помогла предельно лаконично и точно выразить понятное Островским конфликтное состояние русского общества начала 60-х годов XIX века, позволила раскрыть сложную, противоречивую, и напряженную борьбу разных мировоззрений, завуалировав под маской атмосферного явления остросоциальную направленность пьесы.

гроза — созидательная и разрушительная сила

Итак, “Гроза” Островского производит, несмотря на свою трагичность, освежающее, ободряющее впечатление, о котором говорил Добролюбов: “…конец (пьесы)… кажется нам отрадным, легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе…” Катерина не приспосабливается к принципам Кабановой, она не захотела лгать и слушать чужую ложь: “Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь…”

Гроза тоже не подчиняется ничему и никому — она бывает и летом, и весной, не ограничиваясь временем года, как осадки. Недаром во многих языческих религиях главным богом является громовержец, повелитель грома и молнии (грозы). Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: “Гроза убьет!”, “Не гроза это, а благодать!”

Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза» — вариант 4

Пьеса «Гроза» появилась в печати в 1859 году, когда вся Россия ожидала отмены крепостного права. Современники произведения увидели в нем некий призыв к обновлению жизни.

В своей пьесе А.Н. Островский выступил новатором в выборе сюжета и героев произведения. Он одним из первых обратился к проблемам патриархального «темного царства». Добролюбов так говорил о драме Островского: «…Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского… В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства…» Центральное место в произведении занимает конфликт представителей «темного царства» и их жертв.
Название пьесы — «Гроза» — безусловно, очень символично. Этому природному явлению посвящено практически все четвертое действие произведения. Впервые слово «гроза» мелькнуло в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: » …Недели две никакой грозы надо мной не будет». Тихон, уезжая на ярмарку, стремится избавиться от страха, бессилия и зависимости.
Гроза, обычное природное явление, вызывает у жителей Калинова природный, дикий ужас. Это страх, нагоняемый самодурами, страх возмездия за грехи. Калиновцы считают грозу нечто сверхъестественным, данное им как наказание. И лишь один механик-самоучка Кулигин не боится грозы. Он пытается вразумить толпу, говорит, что в этом явлении нет ничего сверхъестественного: «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!…У вас все гроза!…Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь». Во избежание несчастных случаев Кулигин предлагает горожанам сделать громоотвод. Но сам он прекрасно понимает, что жители Калинова просто не услышат его — они слишком привыкли бояться и во всем искать угрозу и опасность для себя. Дикой выражает мнение всех жителей города: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?»
У каждого в городе есть своя гроза. И Катерина панически боится грозы, ожидая ее как справедливого наказания от Бога. По ее мнению, гроза была предвестником высшего возмездия за ее грехи: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами…»
Полюбив Бориса и изменив мужу, Катерина, как человек глубоко религиозный, не может найти успокоения. Не выдержав давления собственной совести и гнета окружающих, она решается на самый тяжкий грех – самоубийство.
Борис, племянник Дикого, искренне полюбил Катерину. В нем, как и в его возлюбленной, есть душевная чистота. Но, как человек, смирившийся со своим духовным рабством, этот герой не способен на активные действия. А Катерина, как светлая, мечтательная душа, не может существовать в чуждом ей, удушливом, темном обществе. На мой взгляд, даже если бы Борис увез Катерину из Калинова, судьба ее сложилась бы трагично. Она не смогла бы жить под тяжестью груза своего греха.
Гроза присутствует и в жизни других жителей города. Для Кабановой и Дикого гроза появляется в лице Кулигина и Катерины. Эти герои свидетельствуют о том, что близятся перемены, которые косные люди Калинова отказываются принимать. Дикой и Кабаниха не знают, как укрыться от грозы, подсознательно боясь грядущих перемен. Кабаниха — это воплощение деспотизма и ханжества. Она поедом ест своих ближних, докучает им жалобами и подозрениями.
Кабаниха и не скрывает, что хочет иметь неограниченную и полную власть над ними. Все старое для нее хорошо, все молодое и новое для нее плохо. Марфе Кабановой кажется, что если рухнут старые устои, то наступит конец света: «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».
Дикой в пьесе изображен ограниченным самодуром, который бросается на всех, как собака. Постоянная брань этого героя – форма его самоутверждения, а, кроме того, оборона от всего враждебного и непонятного.
Я думаю, что невозможно долго существовать на земле с такими представлениями о мире, какие были у калиновцев. Только в невежественном, темном, необразованном обществе могла пользоваться уважением и почетом странница Феклуша со своими байками про чудные страны на свете, «где все люди с песьими головами…за неверность…»
Эта героиня является заступницей «темного царства». Феклуша угадывает желание сильных и с лестью утверждает: «Нет, матушка, — говорит Феклуша Кабанихе, — оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хотя бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются; оттого все и делается прохладно и благочинно».
В жизни Тихона Кабанова — своя гроза: сильное давление и страх перед матерью, измена и смерть жены. Любовь, сыновнее и материнское чувство не существуют в «темном царстве» Калинова, они вытравлены произволом и ханжеством, бездушием. И только у трупа Катерины Тихон осмеливается перечить матери и даже обвиняет ее в смерти жены.
Я считаю, что для понимания трагической природы «Грозы» многое дает название этой пьесы. Гроза символически выражает идею произведения и непосредственно участвует в действиях драмы как вполне реальное явление природы. У каждого героя пьесы своя нравственная «гроза». Грядут перемены. Они неизбежны, потому что их требует время и новые люди, которым стало тесно в душном «темном царстве» самодуров.

Готовые Домашние Задания

В чем смысл пьесы «Гроза» великого русского драматурга А.Островского?

“Гроза” есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий… В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее.

Н. А. Добролюбов

А.Н.Островский уже после появления своей первой крупной пьесы получил литературное признание. Драматургия Островского стала необходимым элементом культуры его времени, он сохранял положение лучшего драматурга эпохи, главы русской драматической школы, несмотря на то, что одновременно с ним в этом жанре творили А.В.Сухово-Кобылин, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Ф.Писемский, А.К Толстой и Л.Н. Толстой. Самые популярные критики рассматривали его произведения как верное и глубокое отображение современной действительности. Между тем Островский, идя сво-им самобытным творческим путем, нередко ставил в тупик и критиков, и читателей.

Так, пьеса “Гроза” стала неожиданностью для многих. Л.Н.Толстой не принял пьесу. Трагизм этого произведения заставил и критиков пересмотреть свои взгляды на драматургию Островского. Ап. Григорьев заметил, что в “Грозе” звучит протест против “существующего”, который страшен его приверженцам. Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве” утверждал. что от образа Катерины в “Грозе” “веет на нас новой жизнью”.

Возможно, впервые с такой изобразительной силой были показаны сцены семейной, “частной” жизни, тот произвол и бесправие, что были доселе скрыты за толстыми дверьми особняков и усадеб. И в то же время это не была просто бытовая зарисовка. Автор показал незавидное положение русской женщины в купеческой семье. Огромную силу трагедии придавала осо бая правдивость, искусность автора, как это верно заметил Д.И.Писарев: “Гроза” — картина с натуры, оттого она и дышит правдой”.

Действие трагедии происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. “Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”, — восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и радостной. Однако быт и нравы богатого купечества создали “мир тюремного и гробового безмолвия”. Савел Дикой и Марфа Кабанова — это олицетворение жестокости и самодурства. Порядки в купеческом доме основаны на изживших себя религиозных догмах Домостроя. Добролюбов говорит о Кабанихе, что жертву свою она “грызет… долго и неотступно”. Свою невестку Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при его отъезде, ругает ее за то, что она “не воет” на людях, провожая супруга.

Кабаниха очень богата, об этом можно судить по тому, что интересы ее дел выходят далеко за пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездит в Москву. Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни — деньги. Но купчиха понимает, что власть дает также покорность окружения. Она стремится убить в домашних любое проявление, сопротивления ее власти. Кабаниха лицемерна, она лишь прикрывается добродетельностью и набожностью, в семье она — бесчеловечный деспот и тиран. Тихон не противоречит ей ни в чем. Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться.

Главная героиня пьесы Катерина отмечена сильным характером, она не привыкла к унижению и оскорблениям и потому конфликтует с жестокой старой свекровью. В доме у матери Катерина жила свободно и легко. В Доме Кабановых она чувствует себя будто птица в клетке. Она быстро осознает, что здесь она долго жить не сможет.

Замуж за Тихона Катерина вышла без любви. В доме Кабанихи все трепещет при одном только властном окрике купчихи. Жизнь в этом доме тяжела для молодых. И вот Катерина встречает совсем другого человека и влюбляется. Впервые в жизни она познает глубокое личное чувство. Как-то ночью она идет на свидание к Борису. На чьей стороне драматург? Он на стороне Катерины, потому что нельзя уничтожить естественных стремлений человека. Жизнь же в семье Кабановых неестественна. И Катерина не принимает наклонностей тех людей, к которым она попала. Услышав предложение Варвары солгать и притвориться, Катерина отвечает: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу.”

прямота и искренность Катерины вызывает уважение и у автора, и у читателя, и у зрителя. Она решает, что не может больше быть жертвой бездушной свекрови, не может томиться взаперти. Она свободна! Но выход она увидела только в своей смерти. И с этим можно было бы поспорить. Критики также разошлись во мнении, стоило ли платить Катерине за свободу ценой жизни. Так, Писарев в отличие от Добролюбова считает поступок Катерины бессмысленным. Он считает, что после самоубийства Катерины все возвратится на круги своя, жизнь пойдет своим чередом, и не стоит “темное царство” такой жертвы. Конечно, до гибели Катерину довела Кабаниха. В результате ее дочь Варвара убегает из дома, а сын Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой.

Интересно, что одним из главных, активных образов этой пьесы является образ самой грозы. Выражая символически идею произведения, это образ непосредственно участвует в действии драмы как реальное явление природы, вступает в действие в его решающие моменты, во многом определяет поступки героини. Этот образ очень многозначен, он освещает почти все стороны драмы.

Так, уже в первом действии над городом Калиновым разразилась гроза. Разразилась, как предвестие трагедии. Уже прозвучало у Катерины: “Я скоро умру”, она призналась Варваре в греховной любви. Уже соединилось в ее представлении предсказание сумасшедшей барыни о том, что гроза даром не проходит, и ощущение собственного греха с реальным ударом грома.

Катерина устремляется домой: “Все-таки лучше, все спокойнее, дома-то я — к образам да богу молиться!”.

После этого гроза умолкает ненадолго. Лишь в ворчании Кабанихи слышатся ее отголоски. Не случилось грозы и в ту ночь, когда Катерина впервые после замужества почувствовала себя свободной и счастливой.

Но четвертое, кульминационное действие, начинается словами: “Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?”. И после этого мотив грозы уже не смолкает.

Интересен диалог Кулигина и Дикого. Кулигин говорит о громоотводах (“у нас грозы частые”) и вызывает гнев Дикого: “Какое еще там электричество? Ну как же ты не разбойник? Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожками какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?”. А на цитату из Державина, которую в свою защиту приводит Кулигин: “Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю”, — купец и вовсе не находит что сказать, кроме: “А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!”.

Несомненно, в пьесе образ грозы приобретает особое значение: это освежающее, революционное начало. Однако разум осужден в темном царстве, он встретился с непробиваемым невежеством, подкрепленным скупостью. Но все-таки молнии, прорезавшие небо над Волгой, задели долго молчавшего Тихона, сверкнули над судьбами Варвары и Кудряша. Гроза основательно всех перетряхнула. Бесчеловечным нравам рано.или поздно придет конец. Борьба нового со старым началась и продолжается. В этом и заключен смысл произведения великого русского драматурга.

Добавить комментарий

Закрыть меню