Особенности ученического коллектива

Введение

Глава 1. Формирование коллектива учащихся – ведущая идея школьного воспитания

1.1 Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов

1.2 Понятие «коллектив», его признаки и структура

Глава 2.

Стадии развития коллектива

Глава 3. Пути сплочения коллектива

3.1 Цель коллектива (перспектива)

3.2 Включение детей в совместную деятельность

3.3 Традиции коллектива

3.4 Действующий актив

Практическая часть

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических, концепций — в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического воспитания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, покушения на индивидуальность. Между тем, диалектика коллективного и индивидуального в воспитании очевидна.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Поэтому тема данной работы актуальна.

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно-полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Коллектив во многом определяет отношение школьника к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Нравственное сознание человека в коллективе разностороннее, переживания острее и ярче, поступки обдуманнее и ответственнее. В то же самое время сила и красота коллектива зависят от волевых и нравственных качеств, индивидуальной яркости и одаренности его членов.

В.А Сухомлинский писал, что духовный мир коллектива и духовный мир личности формируются благодаря взаимному влиянию. Человек много черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного духовно богатого мира составляющих его людей.

Главная цель коллектива – воспитание личности. Правильно развивающийся коллектив создает условия для формирования личности, совершенствования ее качеств, развития способностей и дарований. Он учитывает потребности и интересы личности, ее индивидуальные особенности.

В коллективе неминуемо и максимально многоплановое развитие. Во-первых, благодаря взаимному обмену информацией коллектив создает необходимые условия для каждого члена, содействуя общему развитию интеллекта ребенка. Во-вторых, коллектив – это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений индивидуальностей, где субъект черпает эмоциональный опыт и сам обогащает разворачивающуюся перед ним палитру эмоциональных откликов на реальную действительность. В-третьих, в групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни. В-четвертых, в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а если это его сверстники – с другим «Я» и познает самого себя в таком сопоставлении с другими. Наконец, коллектив предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и, так как в коллективе спектр социальных полей широк, в нем интенсивно формируется индивидуальность ребенка.

Высочайшие преимущества коллектива: будучи микросредой для подрастающей личности, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхождение в социум, обретение социального опыта жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет такого рода вхождение в социум, когда индивидуальности не приходится расплачиваться за приобретение социокультурного опыта потерей своего личностного своеобразия.

Ценность исходным порядком задает данной группе благоприятный психологический климат, а общая цель высокого социального плана служит основой единения и формирующихся в ходе совместной деятельности отношений ответственной зависимости между членами группы. История их взаимодействия, протяженная во времени, преобразуя группу в совокупный субъект, порождая способность ее быть единым организмом и выступать в социальном пространстве как некое автономное лицо, обладающее способностью ставить цель, осознавать мотивы, планировать и организовать деятельность и оценивать единый результат этой деятельности.

В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: ученический коллектив.

Цель исследования: выяснить, как разнообразная деятельность способствует сплочению коллектива.

Задачи: 1. Изучить педагогическую литературу по данной теме.

2. Рассмотреть признаки и структуру детского коллектива.

3. Охарактеризовать стадии развития коллектива.

4. Раскрыть пути сплочения коллектива.

Гипотеза: коллектив учащихся будет сплоченный при условии, если в нем организована целенаправленная, совместная, руководимая деятельность.

Методы исследования: 1. Анализ педагогической литературы по данной теме.

2. Анкетирование.

3. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом.

База исследования: Дизьминская средняя школа, 4 класс.

Глава 1. Формирование коллектива учащихся — ведущая идея школьного воспитания

1.1 Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов

С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом…». Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.

Основной целью воспитания, считал А.В. Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. «Мы хотим, — писал он, — воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами». В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А. В. Луначарский.

Н.К. Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н.К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др. Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе первой опытной станции по народному образованию руководил С.Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С. Макаренко. Он доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организаций школы и коллектива». Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.

Особенности школьного коллектива

Теория управления персоналом может быть использована в рамках управленческой деятельности руководителем образовательного учреждения. В самом общем виде управление образовательным учреждением можно представить как способ организации социальных отношений в специфической области педагогической деятельности, осуществляющейся в рамках образовательного учреждения. Управление школьным коллективом направлено на формирование таких отношений между членами коллектива и такое их организационное поведение, которое в максимальной степени способствует достижению учебно-воспитательных целей образовательного учреждения.

Коллектив образовательного учреждения состоит их двух составляющих: ученического коллектива и педагогического коллектива. Педагогический коллектив представляет собой группу совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цели, достижение которых является для них личностно значимым, и реализующих структуру межличностных взаимоотношений и взаимодействий, способствующих достижению общих целей. Он как профессиональное объединение людей обладает всеми общими признаками коллектива: общественно значимые цели деятельности, наличие руководства, относительная устойчивость и продолжительность функционирования. Но при этом он имеет свои специфические особенности.

Первая особенность состоит в специфике профессиональной деятельности, ее воспитательной направленности. Все, что происходит в педагогическом коллективе, немедленно отражается в психологической атмосфере образовательного учреждения и влияет на воспитание и развитие учащихся. Педагогическая деятельность учителей протекает в тесном взаимодействии с коллективом школьников.

Вторая особенность – полифункциональность. Современный учитель выполняет одновременно несколько функций. Он выступает в роли учителя-предметника, классного руководителя, общественного деятеля, руководителя кружка, психолога. Из полифункциональности деятельности отдельных учителей складывается полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива. При решении профессиональных задач влияние педагогического коллектива выходит за рамки школы. Он способствует формированию педагогической культуры родителей и общества в целом.

Третья особенность – самоуправляемость. Конечно, основные вопросы функционирования педагогического коллектива находятся в рамках компетенции администрации школы. Но они всегда обсуждаются на различных уровнях управления. Деятельность коллегиальных органов управления развивает самостоятельность и инициативу членов педагогического коллектива. Надо отметить, что функциональные обязанности педагогов четко определены, обязательны для выполнения, отработаны формы контроля и самоконтроля.

Четвертая особенность – коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты деятельности. В силу специфики педагогической деятельности работа отдельных учителей не может быть эффективной, если она не согласована с действием других педагогов, если нет единства требований в организации режима дня школы, оценке качества знаний учащихся. Единство деятельности членов педагогического коллектива должно проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях. Но это не предполагает однообразия в технологии педагогической деятельности.

Пятая особенность – ненормированность рабочего дня учителя. В инструкциях отсутствуют временные рамки на выполнение тех или иных видов педагогической деятельности. Это отрицательно сказывается на жизнедеятельности педагогического коллектива и часто является причиной перегрузки учителей. Недостаток свободного времени для личностного и профессионального роста сказывается на физическом и психическом здоровье педагога.

Шестая особенность – феминизация педагогической деятельности, ведущая к формированию преимущественно женских коллективов. Они более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те коллективы, в которых в значительной степени представлены мужчины. Но в то же время женщины по своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия.

И последняя, седьмая особенность – творческий характер педагогической деятельности. Каждый учитель неповторим, в каждую минуту он решает уникальные и непохожие друга на друга педагогические задачи, обусловленные особенностями ученического коллектива. В связи с этим, педагогический коллектив всегда представляет собой группу ярких, увлеченных и интересных людей.

Кроме этого, специфика педагогического коллектива задается и структурой педагогической деятельности. В педагогической литературе в структуре педагогической деятельности исследователи выделяют три значимых компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Последняя имеет важное значение в рассмотрении специфики педагогического коллектива. Коммуникативная деятельность заключается в установлении общения-коммуникации с целью педагогически целесообразных отношений педагога с учащимися, коллегами и родителями.

Коммуникативная компетентность выступает как необходимое условие личного, жизненного успеха в условиях современной социальности. В.А. Сластенин, рассматривая коммуникативные умения педагогов, говорит о взаимосвязанных группах перцептивных умений, умений вербального общения и умений и навыков педагогической техники. Перцептивные умения заключаются в адекватном восприятии и интерпретации информации о сигналах от партнера по общению (считывание), проникновении в личностную суть других людей, установлении индивидуальности человека, определении психологических особенностей человека. Умения педагогического общения предполагают умение осуществлять коммуникативную атаку, устанавливать психологический контакт с другим человеком, управлять общением: распределять внимание и поддерживать его устойчивость, выбирать наиболее удачный способ поведения, анализировать ситуацию. Умения и навыки педагогической техники предполагают умения выбрать правильный стиль и тон в обращении, управлять вниманием, культуру речи, управление собственным психическим состоянием, владение техникой интонирования для выражения разных чувств и т.д.

Исходя из этого, можно сказать, что педагогический коллектив – это специфическая сеть коммуникации, правильное формирование которой отражается на достижении главной цели образовательного процесса – разносторонне и гармонически развитой личности.

Таким образом, педагогический коллектив представляет собой не просто группу занятых совместной деятельностью людей, имеющих четкие функциональные обязанности.

Это коллектив, обладающий специфическими особенностями, в силу своей педагогической деятельности. В числе этих особенностей: воспитательная направленность педагогической деятельности; полифункциональность; самоуправляемость; коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты деятельности; ненормированность рабочего дня учителя; преимущественно женский состав коллектива; творческий характер педагогической деятельности; постоянная коммуникация, выступающая одной из самых ведущих форм реализации профессиональных задач. Эти особенности значительно осложняют управленческую деятельность руководителя образовательного учреждения. Эффективное управление педагогическим коллективом требует от него учета всех вышеназванных особенностей и высокого уровня деловой коммуникации.

Коллектив – это группа людей взаимовлияющих друг на друга, связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью.

Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника.

Детский коллектив — это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором эффективно функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, соответствующей зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных взаимоотношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности .

Великий педагог А. С. Макаренко сформулировал основной закон, по которому должна жить общность воспитанников. Его основной принцип состоит в движении. Это форма жизни коллектива. Остановка всегда означает его смерть.

Основными принципами коллектива, по мнению великого педагога, являются зависимость и гласность, а также перспектива. Немаловажную роль при этом играют и параллельные действия всех его членов.

Так, А.С.

Макаренко выявил следующие этапы развития коллектива:

1. Этап становления — период формирования класса, кружка или группы в коллектив или социально-психологическую общность, где отношения между учениками определяются их целями, задачами и характером совместной деятельности.

2. Этап усиления влияния коллектива — коллектив выступает как целостная система, в которой уже развиты и начинают работать механизмы саморегуляции и самоорганизации.

3. Этап расцвета — требования членов коллектива к себе становятся более высокими, чем к своему окружению.

4. Этап движения — школьники, опираясь на уже усвоенный коллективный опыт, предъявляют к себе определенные требования .

Кроме этапов развития коллектива, социально-педагогической наукой выделены виды и структура коллективов. Среди них по количеству, составу членов – первичный и вторичный коллективы. Первичный коллектив – это группа детей, находящихся в непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте. Обычно это класс, кружок и тому подобное. Во вторичный коллектив входят малые, первичные коллективы, непосредственный контакт в больших коллективах бывает не всегда, вторичные коллективы могут объединять разнообразные по составу, направлению работы малые группы.

В социально-педагогической деятельности используются такие пути формирования детского школьного коллектива, как:

    Организация совместной деятельности.

Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: учение, общественно-полезная работа, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, общение.

    Традиции коллектива.

Традиция – хороший обычай, положительный опыт, который передаётся из поколения в поколение.

    Система перспективных линий.

Перспектива – это увлекательная цель.

Виды перспектив:

    близкая перспектива – завтрашний день в развитии коллектива;

    средняя перспектива – проект коллективного события, несколько отодвинутого во времени;

    дальняя перспектива – цель, отодвинутая во времени, далёкое будущее в жизни коллектива.

4. Принцип параллельного действия.

В основе данного принципа лежит требование воздействовать на обучающегося не непосредственно, а опосредовано через первичный коллектив (для этого используются опосредованные требования: педагог – требование – коллектив – требование – воспитанник).

5. Формирование ученического актива, органов самоуправления.

По А.С. Макаренко, актив – это сплачивающее ядро коллектива.

6. Формирование общественного мнения.

Общественное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива, социальной общности к различным событиям и явлениям окружающей действительности, затрагивающим общие интересы.

7. Отношения в коллективе.

В коллективе должны быть гуманистические, демократические взаимоотношения, взаимоотношения сотрудничества, взаимопомощи, поддержки .

Кроме выше перечисленных путей формирования детского коллектива, выделяют технологии совместно-разделенной деятельности, разработанная и широко внедряемая в методике коллективной творческой деятельности. Первый и главный признак этой методики – коллективность на всех этапах деятельности детей и взрослых: обсуждение идей и замыслов, планирование, подготовка, организация проведения, анализ результатов, причем, важны такие моменты, как: поручение на основе индивидуальных желаний, интересов и склонностей детей; обеспечение активности и самостоятельности каждого участника; оптимизм и мажор; позитивная педагогическая оценка на протяжении всех этапов деятельности, игровая инструментовка всех дел и участия каждого, творческий характер организуемой педагогами деятельности .

Для формирования детского школьного коллектива социальным педагогом применяются различные методы и формы работы.

При изучении и констатации коллективных взаимоотношений применяются такие методы, как: педагогическое наблюдение, методы опроса, специальные диагностические методики, социометрический метод, методика «Наши отношения» (Л.М. Фридман), анкета «Изучение дружеского отношения школьника» (Л.А. Попова), карта-схема изучения организованности коллектива (Л.И. Уманский). Кроме этих методик применяются индивидуальные (беседа) и групповые (игры, соревнования) формы работы социального педагога.

Таким образом, формирование детского школьного коллектива является одним из направлений социально педагогической деятельности.

Литература:

    Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. — М.: Педагогика, 1989. – 206 с.

    Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь : Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.

    Куракин, А.Т. Коллектив и личность школьника / А.Т. Куракин, Х.Й. Лийметс, Л.И. Новикова. — Таллин: РИУУ, 1981. — 19 с.

    Формирование детского коллектива младших школьников . Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie-detskogo-kollektiva-mladshih-shkolnikov-2237855-page9.html (дата обращения: 18.01.2018).

Добавить комментарий

Закрыть меню