Особенности творчества Андрея белого

Ну наконец-то закончили с блоком. Как в прошлом году, сто билетов про пушкина было, теперь про блока. Сука.

Серебряный век — век расцвета поэзии, наступивший после длительного затишья. Лирика серебряного века очень разнообразна и необыкновенно музыкальна. В этой поэзии не было ни одного лишнего звука, ни одной лишней запятой, все слова были подобраны друг к другу, как бусинки на ниточке. В целом поэзия Серебряного века являет собой богатейпг/ю палитру стихотворных произведений. Несмотря на всю их разноплановость, эти произведения объединяются не только временным периодом, в который творили поэты Серебряного века, есть у этой поэзии и некие иные особенности. Ведь поэзия Серебряного века создавалась в особую, переломную, эпоху, эпоху стыка двух кардинально различных миров.
Одним из ярких представителей серебряного века являлся поэт Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев). Стихи А. Белого необыкновенно музыкальны, так как музыка, по словам автора, «идеально выражает символ», она идет от самого сердца поэта, помогает ему полнее отразить впечатление об окружающем мире. И в то же время это не конкретное, а скорее аморфное впечатление и состояние самого поэта, отражающее его субъективное восприятие, а не реально существующий мир.
Для раннего периода творчества А. Белого характерен поиск новых форм. Первоначально он создает четыре поэтических симфонии.

Первая из четырех — «Северная» или «Героическая». Позднее А. Белый признавался, что сам не знает, почему данные произведения были названы им симфониями. Для него симфония была символом законченности и музыкальности.
Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» вышел в свет в 1904 году. Главным лейтмотивом сборника является солнце — предмет языческого поклонения.
Солнцем сердце зажжено.
Солнце — к вечному стремительность.
Солнце — вечное окно
В золотую ослепительность
В стихотворном сборнике «Золотое руно» А. Белый преобразует древнегреческий миф в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения — поколения рубежа столетий.
Новый период творческого расцвета А. Белого начинается в 1905 году, когда поэт влюбляется в жену Блока — Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Эта несчастная любовь перевернула всю жизнь поэта, образовался роковой «любовный треугольник». Он тяжело переживает разрыв со своей возлюбленной, страдает и уезжает из Петербурга за границу. В его поэзии этого периода звучат крестьянские мотивы, большое влияние оказывает на А. Белого творчество Некрасова. Некрасову он посвящает сборник стихотворений «Пепел». Стихи в сборнике тщательно отобраны и расположены в определенном порядке. Идея и мотив «Пепла» точнее всего сформулирована самим поэтом: «Пепел — книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем». Принцип построения сборника — это система вписанных друг в друга кругов, уменьшающихся по мере приближения к центру. Первый круг самый большой и наполнен темными картинами и темными мыслями, насыщен пессимизмом и хаосом. Вообще, тема хаоса проходит через весь сборник. Естественная реакция человека при встрече с хаосом — это ужас. Это чувство выражено в образах неизвестности, оторопи, смерти.
От голода, холода тут И мерли, и мрут миллионы… Там Смерть протрубила вдали Влеса, города и деревни…
Пространство следующего «круга» — «Деревни» — имеет более четкие контуры, оно уже насыщено предметами. Но эти предметы также ужасны — красный высунутый язык висельника, стаи мух, кровь:
Красною струею прыснул Красной крови ток. Ножик хрястнул, ножик свистнул, -В грудь, в живот и в бок.
В следующем разделе — «Город» пространство еще конкретнее. Это «пир во время чумы», происходящий в Москве. Теперь все события происходят не на открытом пространстве, а в замкнутом помещении, в квартире. Живущие здесь люди богаты, беспечны, они ничего не видят вокруг себя, и только один поэт — арлекин, знает об ужасе за окнами.
В разделе «Безумие» звучат мотивы жертвенности и страдания. Здесь и венок из «колючей крапивы», и «бегущая в чела кровавая струя». Лишь в последнем стихотворении раздела, названного «Друзьям», слабо забрезжит надежда и просветление. Надежда укрепляется в последнем разделе «Просветы».
Это самый трагический сборник А. Белого, созданный под влиянием личной трагедии и тяжелого состояния души поэта.
В дальнейшем А. Белый издает сборник стихов «Урна» и «Путевые заметки» -самое светлое произведение из всего написанного. Душевная рана поэта зажила.
В 1916 году А. Белый возвращается в Россию, он переживает самое трагическое
для страны время. Самое знаменитое стихотворение Белого «Родина» написано в
августе 1917 года. В нем звучит отношение поэта ко всему происходящему. В поэме
«Первое свидание» звучат мотивы сожаления о сгоревшем в стихии революции
мире, о молодости и о гибнущей культуре России. Эта поэма — вершина творчества поэта.
А. Белый умер в 1934 году, и эта смерть была осознана его современниками как завершение целой эпохи в поэзии. Очевидно, что поэтическое творчество А Белого — наследие настоящего русского классика, к сожалению, до сих пор недостаточно изученное и не до конца понятое.

Андрей Белый (1880-1934) — псевдоним Бориса Николаевича Бугаева, поэта, принадлежавшего к «младшей» группе русских сим­волистов. Мировоззренческие взгляды А. Белого сформировались под влиянием философии B.C. Соловьева, которая также оказала воздействие на А.А. Блока и укрепила дружбу поэтов. Не принимая религиозно-филосовских позиций «старших» символистов, Белый проповедовал «истинный» символизм в программных статьях «Формы искусства» (1902) и «Символизм, как миропонимание» (1904). Современному читателю Белый больше известен как проза­ик, автор романа «Петербург», ставшего вершиной символистской прозы. Хотя отделить Белого-прозаика от Белого-поэта практически невозможно: его эссе, романы, мемуары, «арабески» написаны ли­рической ритмизованной прозой. А. Белый начал свой творческий путь с создания прозаических «Симфоний» (1900-1901), построен­ных по принципам музыкальной композиции. В них отражена вера поэта в божественную гармонию. Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» (1904) является своеобразной интерпре­тацией симфоний. Видна общность тем и образов. Поэт стремится уйти от обыденности к мистическому идеалу, используя сказочно­гротескные стилизации и яркие зарисовки современной городской жизни. Символистский смысл стихотворений сборника — в стрем­лении поэта к солнцу, до которого невозможно добраться:

Солнцем сердце зажжено.

Солнце — к вечному стремительность.

Солнце — вечное окно в золотую ослепительность.

(«Солнце»)

Постепенно в поэтическом творчестве А. Белого нарастают фольклорные мотивы (стихотворение «Попрошайка» (1904), «Весе­лье на Руси» (1906)) по-новому звучит некрасовская тема народной судьбы, России:

Довольно: не жди, не надейся —

Рассейся, мой бедный народ!

В пространство пади и разбейся

За годом мучительный год!

Века нищеты и безволья.

Позволь же, о родина мать,

В сырое, в пустое раздолье,

В раздолье твое прорыдать…

(«Отчаянье»)

Поэтический сборник «Пепел» (1909) посвящен памяти Н.А. Не­красова. Тяжелое положение России и социальная проблематика даны в этом сборнике сквозь призму авторского восприятия. Стихо­творения, вошедшие в сборник «Урна» (1909) ориентированы на фи­лософскую лирику Е. А. Баратынского, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Появляется образ России как «роковой, ледяной страны», образ мгновений, утопающих в Лете. Увидев в Октябрьской революции очистительное начало, А. Белый принимает ее, но начавшиеся за ней события приводят поэта в недоумение. В 1918 году он написал поэму «Христос воскрес», созвучную по мотивам «Двенадцати» А.А. Блока. Образ Андрея Белого вошел в поэзию «серебряного века» как средоточие творческого порыва, духовно-эстетического поиска, житейской неприспособленности. А. Белый оказал большое влияние на последующее развитие русской литературы.

/ Сочинения / Белый А. / Разное / Жизнь и творчество А. Белого

Жизнь и творчество А. Белого

Андрей Белый — Борис Николаевич Бугаев (14.10.1880 — 8. 1.1934) — родился и вырос в семье крупного российского математика, профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева. Круг его общения был чрезвычайно интересен. Уже учась в университете, Белый ежедневно посещал семью Михаила Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых — родителей своего друга Сергея. “Не чайный стол — заседание Флорентийской академии”, — с благодарностью вспоминал Белый дом Соловьевых, где бывали старший брат Михаила Сергеевича философ Владимир Соловьев, его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева, философ Сергей Николаевич Трубецкой, историк Василий Осипович Ключевский, позднее — В. Брюсов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус… Именно здесь, в семье Соловьевых, были поддержаны первые литературные опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним “Андрей Белый” (белый — священный, утешительный цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов — любимый цвет Владимира Соловьева). В 1990 году Б. Бугаев окончательно решает стать писателем. В этом году создана первая из четырех его “симфоний” — “Северная” или “Героическая”. Писатель впоследствии признался, что, называя свои первые прозаические опыты “симфониями”, он и сам толком не знал, что это такое. “Симфонии” А. Белого больше схожи с сонатами. Слово “симфония” было для Белого своего рода символом. Тема “вечного возвращения” — одна из центральных жанро- и сюжетообразующих тем всего творчества А. Белого. Белый часто обращался к лейтмотивной технике ведения повествования. Он выделяет в произведении одну, две и более главные темы, к которым возвращается через определенные промежутки времени. Во второй “симфонии” с темой “вечного возврата” уже борется тема утверждения жизни. Во второй “симфонии” на первой же странице возникает образ солнца — зловещий “глаз”, уставившийся на землю и проливающий на нее потоки “металлической раскаленности”. Первый поэтический сборник А. Белого “Золото в лазури” выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце — предмет почти что языческого поклонения:
Солнцем сердце зажжено.
Солнце — к вечному стремительность.
Солнце — вечное окно
В золотую ослепительность.
Стихотворение “Солнце” посвящено К. Бальмонту — автору книги “Будем как Солнце”. Также в этом сборнике А. Белый отождествляет солнце с образом золотого руна. В стихотворном цикле “Золотое руно” А. Белый преобразует древнегреческий миф в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения — поколения рубежа столетия.
Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раздела “Золото в лазури”. В будущее, которое — согласно логике “возврата” — уже было!

Поэтому оно может выступать в масках: “прежнего счастья”, “старины” (“Старина, в пламенеющий час обуявшая нас миром, старина, окружившая нас, водопадом летит голубым…”), образов прошлой культуры (раздел “Прежде и теперь”):
Блестящие ходят персоны,
Повсюду фаянс и фарфор,
Расписаны нежно плафоны,
Музыка приветствует с хор.
1905 год — начало нового периода творчества Андрея Белого. Во время этого периода Белый влюбляется в жену Блока, Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство, перевернувшее всю жизнь А. Белого, зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906 года отношения людей, составляющих роковой треугольник, достигли крайнего напряжения. Любовь Дмитриевна расстается с А. Белым на десять месяцев, чтобы все обдумать и принять окончательное решение. Летом А. Белого нередко посещают мысли о самоубийстве. В сентябре происходит решительное объяснение. Резко и безжалостно отвергнутый, Андрей Белый оказывается на грани умопомрачения. Из Петербурга он сразу уезжает за границу, где начинается период исцеления от перенесенного удара, растянувшийся на 1907 — 1908 годы. В эти годы огромное влияние на А. Белого оказывает творчество Н. Некрасова. Памяти этого поэта посвящается сборник стихотворений “Пепел” (1908). Стихотворения сборника тщательно отобраны и расположены в продуманном порядке. В него не вошли многие из стихотворений, написанных одновременно со стихами “Пепла”, — из них А. Белый составил следующий сборник “Урна” (1909).
Идея “Пепла” точнее всего сформулирована самим Белым: “Пепел” — книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем”. Сборник выстроен по принципу все большего и большего просветления “горизонта” (недаром один из последних разделов сборника называется “Просветы”).
Пространство “Пепла” — это система вписанных друг в друга кругов, сжимающихся по мере приближения к “центру”. Первый “круг”, самый большой, — почти что безграничные, “пустые”, “страшные”, голодные пространства России, в которых обречен на рассеяние измученный болезнями, голодом и пьянством народ:
Туда — где смертей и болезней
Лихая прошла колея…
Или:
Пролетают за селами села,
Пролетает за весями весь…
Там — убогие стаи избенок,
Там — убогие стаи людей…
В этом разделе особенно явно звучит тема хаоса — сквозная тема сборника. Естественная реакция человека на встречу с хаосом — первобытное чувство священного ужаса. Это чувство выражено в образах неизвестности, оторопи (“Где по полю оторопь рыщет,// Восстав сухоруким кустом…”), смерти:
От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы…
Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни…
Пространство следующего “круга” — “Деревни” — имеет более четкие контуры. Оно уже не пусто, а насыщено предметами. В контексте общего замысла сборника и высунутый “красный язык” висельника, и стаи то черных, то изумрудных мух, и кровь, свищущая пеной “из-под красной рукоятки”, — символы безысходной, тупиковой, совершающейся в одномерном пространстве смерти:
Красною струею прыснул
Красной крови ток.
Ножик хрястнул, ножик свистнул, —
В грудь, в живот и в бок.
Пространство следующего раздела “Город” еще конкретнее: Москва “пира во время чумы”. Ритуальная пляска Смерти перенесена в “Городе” с открытых пространств России в замкнутый мирок квартир:
…Здесь хозяин гостье рад.
Звякнет в пол железной злостью
Там косы сухая трость, —
Входит гостья, щелкнет костью,
Взвеет саван: гостья смерть.
В этом мирке живут беспечные богатые люди, которые не видят ничего вокруг себя. Среди участников “пиров” только один поэт — арлекин знает о том, что творится за окнами. Поэт-пророк выступает не только в маске шута — арлекина, но и в облике великомученика:
Вы мечи
На меня обнажали.
Палачи,
Вы меня затерзали.
Особое значение мотивы жертвенности и крестного страдания приобретают в разделе “Безумие”: где появляются венок из “колючей крапивы”, приложенный к “челу пучок колючего чертополоха”, бегущая с чела кровавая струя. Надежда же лишь слабо забрезжит в последнем стихотворении раздела “Друзьям”, зато укрепится и усилится в следующем разделе — “Просветы”:
Кто зовет благоуханной клятвою,
Вздохом сладко вдаль зовет идти,
Чтобы в день безветренный над жатвою
Жертвенною кровью изойти?
“Пепел” является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого. Следующий его сборник — “Урна” (1909) — посвящен Брюсову. Большинство стихотворений сборника носит элегический характер, хотя в “Урне” содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме:
Год минул встрече роковой,
Как мы, любовь лелея, млели…
“Урна” — последнее, что создал Андрей Белый в драматическое четырехлетие (1905—1908). В 1910 году Андрей Белый женится на Асе Тургеневой. В конце 1910-го молодожены едут в путешествие по Северной Африке. Вернувшись из этого путешествия весной 1911 года в Россию, Белый пишет “Путевые заметки” — самое светлое произведение из всех им написанных. В марте 1912 года он с женой уезжает в Европу, где живет до 1916 года, изредка наведываясь в Россию.
В сентябре 1916-го А. Белый возвращается на родину. Россия ожидает его. Вместе с Россией А. Белый переживает ее самое трагическое время:
Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия, —
Безумствуй, сжигая меня!..
Россия, Россия, Россия, —
Мессия грядущего дня!
Это написанное в августе 1917 года стихотворение “Родине”, самое знаменитое из стихотворений Белого, точнее всего передает отношение поэта к свержению царизма. В Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму “Первое свидание” — реквием по сгоревшему в буревой стихии миру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре.
“Первое свидание” — вершина поэзии Андрея Белого 20-х годов. Дальше начинается “путь нисхождения”. В сентябре 1925 года был завершен первый том из задуманной Белым эпопеи “Москва”. “Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства, в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества… Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому”, — признавался Белый, и действительно, поиск, непокой, движение образуют самое существо его человеческой и писательской натуры.
В последние годы жизни Белый пробует новые формы, жанры, стили, писатель сочетает работу над “Москвой” с путевыми заметками “Ветер с Кавказа” и “Армения”, с трудами по стиховедению, философскими этюдами и культурологическими опытами, обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию.
Смерть писателя в 1934 году была осознана современниками как завершение целой эпохи. Но всем было очевидно, что творчество Андрея Белого — это наследие настоящего классика русской литературы, к сожалению еще недостаточно понятое и изученное.

Беру!

22895 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА АНДРЕЯ БЕЛОГО

Андрей Белый по праву считается одним из наиболее видных представителей поэзии серебряного века. Стихи А. Белого поражают своей музыкальностью, сам автор был убежден, что музыка «идеально выражает символ».

Идущая из глубин сердца поэта музыка дает ему возможность более полно выразить впечатление об окружающей действительности. Для символизма характерно, что поэт отражает не конкретное, а скорее абстрактное восприятие мира, картины бытия субъективны, в них нет черт реального мира.

Ранний период творчества А. Белого отличается поиском новых поэтических форм. В начале творческого пути А. Белый пишет четыре поэтических симфонии. Первая — «Северная», или «Героическая». Поэт признавал, что называл произведения симфониями в силу своего стремления к законченности и музыкальности.

Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» был опубликован в 1904 г. Основным лейтмотивом произведений этого сборника стало солнце — предмет языческого поклонения.

Солнцем сердце зажжено.

Солнце — к вечному стремительность.

Солнце — вечное окно

В золотую ослепительность.

Новый период творческого расцвета А.

Белого начинается в 1905 г., когда поэт увлекается женой Блока — Любовью Дмитриевной Менделеевой-Блок. Эта несчастная любовь изменила всю дальнейшую жизнь Андрея Белого. В его поэзии этого периода явственно слышны крестьянские мотивы, чувствуется влияние творчества Н.А. Некрасова, которому поэт посвятил сборник стихотворений «Пепел». Вот как сформулировал концепцию сборника сам «Пепел — книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем». Это самый трагический сборник А. Белого, созданный под влиянием тяжелых душевных переживаний.

В дальнейшем А. Белый издает сборник стихов «Урна» и «Путевые заметки» — самое светлое произведение из всего написанного. Душевная рана поэта зажила.

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) является одним из ярчайших поэтов начала XX столетия. Он получил прекрасное образование и с юных лет имел возможность общаться с учеными и философами, однако литература победила все его возможные жизненные пути. Жизнь Андрея Белого можно разделить на несколько основных этапов, которые так или иначе влияли на автора, что соответственно отображается на его творчестве.

В начале творческого пути поэт выбирает свой псевдоним – Белый. Такой выбор объясняется его любимым цветом, сочетающим в себе все цвета, являющийся утешительным и даже священным. В это время он создает несколько произведений, которые сам называет симфониями.

Главная черта раннего творчества, которую автор пронес практически через все свои произведения — возврат. Он выбирал несколько основных тем стихотворения и чередовал их, возвращаясь от одной к другой. Затем в его произведениях появляется солнце, о котором он говорит с неким поклонением и даже посвящает некоторые «солнечные» произведения друзьям:

«Солнце — вечное окно

В золотую ослепительность».

Белый говорит о будущем и в связи со спецификой его теории возврата, это будущее уже происходило. Он описывает древнюю культуру, говорит о настоящем и восхищается стариной.

В 1905 году происходит перелом творчества Андрея Белого. В это время у него завязываются личные отношения с супругой А. Блока Любовью Менделеевой-Блок. Те чувства, которые поэт испытывал к возлюбленной, перевернули его восприятие мира, его стихотворения стали совершенно иными. Однако отношения были заключены в треугольник, ведь Любовь Дмитриевна была замужем. На десять долгих месяцев она разрывает отношения с Белым, чтобы разобраться в себе. В это время поэт очень страдает, то и дело, размышляя о суициде. Объяснение, которое могло бы его убить, ведь он оказался отвергнутым, заставляет поэта отправиться заграницу, чтобы исцелить душу. В это время Белый обращается к творчеству Некрасова, а сам выплескивает свое страдание в «книге самосожжения «Пепел». Новые произведения разительно отличаются от ранних «солнечных» стихов. Теперь поэт говорит о хаосе, о замыкающихся кругах. Тревожные и мрачные переживания Белого завершаются книгой «Урна».

С 1910 года Андрей Белы, ровно, как и его творчество преображается – он обрел счастье со своей женой Асей Тургеневой. Путешествие, следующее после свадьбы, по северным африканским странам, отобразилось в занимательных «Путевых заметках». Но вернувшись в Россию, Белый оказался на пороге роковых событий, которые несла в себе революция. Поэт описывал в своих произведениях разгорающееся пламя, сметающее все на своем пути. Мимолетное воодушевление происходящим сменяется реквиемом по разрушенной культуре, по уничтоженной России.

Последний этап творчества Андрея Белого насыщен экспериментами с разными жанрами, новыми слогами. Автор кроме стихотворений занимался созданием сценариев для театра и кино.

Не смотря на высокую оценку вклада Андрея Белого в русскую литературу, его творчество до сих пор остается не до конца понятым.

Добавить комментарий

Закрыть меню