Особенности культуры междуречья

1. Особенности древнейшей культуры Месопотамии.

2. Монументализм и красочность культовых сооружений.

3. Скульптура Месопотамии.

4. Реализм образов живой природы – специфика месопотамского изобразительного искусства.

1. Особенности древнейшей культуры Месопотамии.

Зарождение и развитие древнейшей в Передней Азии цивилизации Месопотамии относится к IV-III тыс. до н. э. Между речками Тигр и Евфрат более чем 5000 лет назад обитали две различные народности: на юге, у Персидского залива, азиатский народ шумеры, на севере — семитский народ аккады. Впоследствии вавилоняне и ассирийцы, унаследовавшие культуру Шумера, назвали эту долину Сеннаар — Двуречье, а древние греки дали ей имя Месопотамия («Страна между реками», или «Междуречье»).

Древнейшая культура Месопотамии — шумеро-аккадская (от названия двух частей территории, южной и северной). Самым старым городом нашей планеты считается шумерский Ур, время расцвета которого некоторые ученые относят к 3800-3700 гг. до нашей эры. Не намного моложе его древний шумерский Урук, Шуруппак.

Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем») — древнейшая на земле эпическая поэма. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире!) горечь потери друга и неотвратимость смерти. Записанная клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником культуры Древнего Вавилона. Вавилонское (точнее — древневавилонское) царство объединило север и юг — области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (годы правления 1792—1750 до н. э.) сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошли, например, выражение «око за око, зуб за зуб»). До наших дней дошло архитектурное сооружений той поры – стела (базальтовый столб), на котором было выбито 282 юридических закона. Наверху столба изображался в выпуклом рельефе царь Хаммурапи, стоящий перед верховным богом Шамашем. Мысль данного произведения была такова: царская власть и его деяния поддерживались богом. История культур Междуречья даёт пример противоположного типа культурного процесса, а именно: интенсивного взаимовлияния, культурного наследования, заимствований и преемственности.

Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему счисления, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же придуманной семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил.

Все это — далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры.

Современные исследования показывают, что шумеры появились в этой области раньше семитов. Шумеры считаются создателями месопотамской культуры. И хотя шумеры позднее были покорены более многочисленными аккадами, созданная ими культура оказала значительное влияние на все более поздние культуры.

В первой половине III тысячелетия до н. э. в Шумере складывается раннеклассовое общество и появляются соперничавшие между собой, рабовладельческие города-государства, среди которых наиболее значительными были Ур, Урук, Лагаш, Браду Киш, Ниппур, Сиппар, Шуруппак, Адаб, Эшнунна. В этот период практически стерлись границы между культом и государственной властью, что сказалось на типе важнейших монументальных комплексов, в которых объединялись храмы и дворцы.

В середине III тыс. до н.э. продолжавшаяся столетиями борьба за власть между отдельными правителями привела к объединению городов-государств. Около 2400 г. до н.э. все Двуречье объединилось под властью царей города Аккада. Впоследствии государства сменяли друг друга на территории Двуречья. В XXIII в. до н.э. погибло государство Аккад. Около 2100 г. до н.э. возникло более мощное государство — царство Шумера а Аккада, называемое царством III династии г. Ура — просуществовавшее ок. ста лет. К этому времени относят полное этническое слияние шумерийцев и аккадцев.

На рубеже III и II тысячелетий до н. э. Южное Двуречье завоевали семитические племена вавилонян, унаследовавшие религиозные и культурные традиции шумеров. На территории Месопотамии возникает Вавилонское царство (II тыс. до н. э.), наивысший расцвет которой приходится на период около 1800 г. до н. э. и затем постепенно распадается. На ее руинах ассирийцы, захватившие Месопотамию в первом тысячелетии до н. э., создают Ассирийскую империю (IX—VII вв. до н. э.), ставшую крупнейшей военно-рабовладельческой державой Передней Азии, ее столицей становится Ниневия.

2. Монументализм и красочность культовых сооружений.

В городах Двуречья наступил период особого расцвета архитектуры, продолжается строительство укрепленных городов, дворцов, культовых зданий — зиккуратов. Зиккурат – «дом горы» — это архитектурное сооружение в виде ступенчатой пирамиды, на вершине которого помещалось святилище. Зиккураты сооружали на высоких холмах (природного или искусственного происхождения). Ступени пирамиды раскрашивали в разные цвета (черный, синий, белый), символизирующие стихии природы. Внутри на скамейках, стоящих вдоль стен, были помещены статуэтки молящихся, которые назывались – адоранты. Это были условные изображения человека в молитвенной позе, с большими глазами, ушами и носами. На спине или на плече такой небольшой скульптуры обязательно было выбито имя заказчика. Смысл данного произведения искусства заключался в том, что скульптура должна была иметь ритуальный характер (молиться за своего заказчика).

В 612 г. до н. э. Ассирийская империя погибает, но через 60 лет возникает Нововавилонская империя. Заново отстроенный при царе Навуходоносоре II, Вавилон стал крупнейшим городом древнего мира. Через века до нас дошла слава о прекрасных «висячих садах Семирамиды» — одном из семи чудес света. В Библии упоминается грандиозная Вавилонская башня, Божьим наказанием за строительство которой стало смешение всех языков. Город прозвали Вавилоном, т.е. «смешение». По Библии, эта башня осталась недостроенной. В Вавилоне был построен самый большой зиккурат (90 м высота, у основания – квадрат, 90х90 м), названный Вавилонской башней, на вершине которой был храм бога Мардука.

3. Скульптура Месопотамии.

Скульптура древней Месопотамии почти лишена статичности и уравновешенности, которые были присущи египетскому искусству. Рельефы и росписи дворцов, древние скульптуры правителей или животных изображали в движении. Искусные мастера Шумера владели навыками изготовления удивительных по красоте и тонкости ювелирных изделий. Они прекрасно умели чеканить и делать не простые сплавы драгоценных металлов.

К числу поразительных скульптур древней Месопотамии относится мраморная голова женщины (предположительно богини) найденная в Уруке, в самом старинном центре шумерской культуры. Её можно отнести ко второй половине четвёртого тысячелетия до н. э. Раньше этот образ оживляли инкрустированные цветными камнями глазницы. Хотя они сейчас отсутствуют, образ продолжает нести удивительную выразительность.

В скульптурах древней Месопотамии, в основном присутствуют образа мощных и устрашающих животных, как правило, это либо бык, либо царь зверей – лев. Наверное, всё это берёт своё начало из молитвенных гимнов Двуречья, в которых ярости богов сравнивал с яростью львов, а мощь богов, с сумасшедшей силой дикого быка. Для того чтобы придать образу гнев и сверкающий дикий взгляд, вавилонские скульпторы предпочитали их изображать с высунутым языком и глазами из цветных ярких камней.

Так же поражает своей красотой древняя скульптура, состоящая из выразительной группы статуэток из мрамора Телль-Асмара, предположительно относящаяся к первой половине 3-го тысячелетия до н.э. Самая высокая статуя имеет рост около тридцати сантиметров. Они стоят прямо, во весь рост и сложили на груди свои руки. Что касается их тел, то на них присутствуют длинные костюмы, которые изображены лишь схематично, как бы намечено, автор не акцентирует на них наше внимание, он заставляет сконцентрироваться на выражении лиц. Если присмотреться, то создаётся впечатление, что все надели маски, такие неживые и фантастичные их выражения лиц. У этих древних скульптур были наголо выбритые головы или головы со смешными многослойными завитками, так же их бороды были расчесаны. А самое запоминающееся в них — это глаза. Они были большого размера, словно неживые, застывшие в удивлении либо в наблюдении за происходящими событиями. По-видимому, автор при создании этой древней скульптуры преследовал определённую цель. Он стремился, чтобы наблюдателя сразу поражал взгляд огромных глаз с цветными камнями. Они были так глубоко посажены, что они сохранились на века. Складывается впечатление, что вся загадочная и мудрая культура Древней Вавилонии внимательно смотрит на нас из этих незабываемых глаз.

Поражает своей красотой скульптура древней Месопотамии в виде победной стелы царя Нарамсина, которая изготовлена из красного песчаника и рассказывает нам о его победе над горными племенами. Она славила силу, мощь и величие царя.

Во 2-й пол. 40–х годов 20 века археологи из Турции проводили тщательные раскопки в Анатолии, где раньше процветала хеттская культура. Они нашли святилища под открытым небом, а самая интересная находка — это обломки антикварных древних скульптур, найденные на крутом гребне, известном как Черная гора. Это были головы, изготовленные из камня с большущими глазами, удивительными по своему выражению. Так же археологов порадовали статуэтка бога – оленя с огромными, чудными рогами, которые примерно были созданы более 4-х тысячелетий назад.

Это произведение искусства древней Месопотамии, предназначенное главному богу Мардуку и его возлюбленной, богине утренней зари, оно было обрамлено позолоченными рогами, Если верить словам Геродота, то древняя скульптура бога Мардука была вылита из чистейшего золота и весила около 2500кг.

4. Реализм образов живой природы – специфика месопотамского изобразительного искусства.

Произведений изобразительного искусства Древней Месопотамии сохранилось мало. В рельефах и росписях ассирийских дворцов преобладают не культовые, а светские сюжеты. Это сплошь прославление царя, его деяний. Всюду лицо царя сурово, величаво, без индивидуальных черт. Он одинаково грозен и величествен и на охоте, и в бою, и когда шествует в сопровождении толстых безбородых евнухов, держащих над его головой роскошные опахала, и когда пирует с царицей, празднуя победу над врагом, чья голова подвешена рядом. А какие мускулы на руках и ногах царя, вельмож и его воинов! Огромные, железные, пудовые. Главная задача художника — показать баснословную роскошь царских облачений, утвари, бесчисленных украшений. И беспримерную царскую жестокость: сажание на кол, вырывание у пленников языка и сдирание кожи в присутствии царя, жутко переданные — без тени жалости. В царских охотах и битвах замечательны изображения животных. Это и есть вершина ассирийского искусства. Пружинисто сгибающиеся под тяжестью всадников мчащиеся по пустыне верблюды. Гордая львиная ярость и бешеный конский бег. Искусство еще никогда не достигало такой силы в изображении подобных сцен, где главными героями становятся лев, верблюд или конь. Ассирийцы заимствовали религию, культуру и искусство Вавилонии, значительно ограбив их, но и наделив новым пафосом могущества.

В разные периоды Месопатамской культуры активно развивалось декоративно-прикладное искусство: торевтика (искусство ручной чеканки), ювелирное дело, керамика, изготовление оружия, прокатка по цилиндрической печати, инкрустация перламутром на битуме с применением поделочных камней (Урский штандарт) и т.д. Все дошедшие до нас предметы материальной культуры отражают реализм образов живой природы (изображения животных, птиц, растений, людей).

В 538 г. до н. э. Вавилон был завоеван войсками персидского царя Кира, и вся долина Двуречья вошла в состав огромной Персидской державы, которая унаследовала лучшие достижения духовной культуры цивилизаций Древнего Двуречья, от Шумера и Аккада до Ассирии и Вавилона.

Контрольные вопросы:

1. Какие достижения материальной и духовной культуры оставили народы Месопотамии?

2. Охарактеризуйте искусство народов Шумер и Аккад.

3. В чем особенности архитектуры и скульптуры?

4. Опишите Царские гробницы в Уре.

5. Что такое Урский штандарт?

6. Что Вы знаете о памятнике юридической мысли – стеле Хаммурапи? Каковы ее художественные особенности?

7. Когда были построены Сады Семирамиды? В чем особенности этого сооружения?

8. Какие виды архитектурных сооружений создавались в Древнем Египте и в Месопотамии?

9. Охарактеризуйте мифологию Древнего Египта и Двуречья. Как в этих мифах отражалось миропонимание древних людей?

10. Почему весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем»)?.

Темы докладов и рефератов:

1. Архитектура Месопотамии как отражение мифов.

2. Зиккураты в Уре и Вавилоне.

3. Глазурованный кирпич и скульптурный рельеф – основные средств внешнего и внутреннего декора дворцов и общественных сооружений.

4. «Сказание о Гильгамеше» — древнейшая на земле эпическая поэма.

5. Вавилонская башня и Библейская Книга Бытия.

6. Висячие сады Семирамиды – одно из семи чудес света.

4. Особенности стиля архитектуры Двуречья

Ранняя архитектура Двуречья, совпадающая по времени с эпохой первых династий и Древнего царства в Египте, имела совершенно особый характер.

Жилище. Употребление глины и кирпича-сырца привело в Двуречье к архитектуре, основанной на применении монолитных, массивных стен, доходящих до 3—4 м толщины. Простое архитектурное оформление стен жилища совпадало с конструктивной сущностью аморфной массы кладки. Не изменило общего характера жилища и появление в постройках Южного Двуречья двора. В отличие от египетской архитектуры того же времени, в Двуречье дворы не имели окружающей их колоннады и были ограничены гладкими массивными стенами. Редкое применение стоечных элементов резко отличает строительство раннего Двуречья с его глухими массивными объемами от пространственных композиций более поздних эпох.

Дворцы. Те же качества характеризуют и монументальные сооружения Двуречья, среди которых главное место занимают дворцы. Тяжелые глиняные кровли и ограниченный размер строительного леса не позволяли перекрывать большие пролеты. Поэтому все помещения имели относительно небольшие размеры или при ограниченной ширине получали удлиненные пропорции, иногда приближаясь по форме к коридору. Максимальный размер помещений дворца в Телло достигал 3,65 м x 12 м.

Рост величины дворцов поэтому связан с увеличением количества помещений.

Повсюду бросается в глаза функциональная четкость плана, разделенного на приемную группу, храмовую группу и жилые покои, связанные с обслуживающими помещениями и кладовыми. Каждая группа состоит из ряда открытых дворов с окружающими их комнатами.

Соединение дворца с храмом наблюдается в Двуречье (Ашнунак, Мари) очень часто. Это резко отличает Двуречье от раннего Египта, где основные заупокойные храмы были изолированны от жилья и размещались особыми группами вне города,

Внешнее оформление дворцов носило крепостной характер. Здания их окружались массивными высокими стенами без окон с башнями, большей частью расчлененными, как в Ашнудаке (табл. 82), а иногда почти совсем гладкими, как в Хафаджи (табл. 80). Помещения, следующие за входом, были обычно невелики и представляли запутанную систему коридоров, расположенных под углом друг к другу. Связь между отдельными группами дворца также состояла из узких, легко преграждаемых проходов.

Планировка дворцов была несимметричной. Двери смежных помещений сбивались с одной оси. Во дворце Мари даже вход в приемный двор смещен с оси приемной тронной ниши. В Ашнунаке в приемном дворце Нарамсина (табл. 82, фиг. 2), несмотря на последовательное расположение помещений, двери их все же были смещеры с одной оси. Везде чувствуется тенденция замкнуть перспективу в пределах одной комнаты; вследствие этого каждое помещение получает самостоятельность, а планировка всего здания становится трудно читаемой.

Храмы. В противовес этому в храмах наблюдается обратная тенденция. Даже при боковом входе в храм, как в Хафаджи (табл. 80, фиг. 3), лестница перед храмом находится на оси входной двери. Еще более четко этот принцип проведен в обоих храмах дворца, в Мари (табл. 86), где основные двери расположены по осям дворов и целлы. Наконец, во дворце Нарамсина в Ашнунаке (табл. 82, фиг. 3) храмы построены целиком по анфиладному принципу, и статуя в целле храма видна издалека, еще от наружной входной двери.

Характерной чертой планировки больших храмов является также почти везде повторяемое равенство ширины всех помещений анфилады (Ашнунак, Ур), причем большой двор вытянут по продольной оси, а все остальные помещения, включая целлу, направлены поперечно. Такое расположение зал и целлы становится потом обычным для всего Востока (в отличие от Египта, где целла всегда имела продольное направление).

Небольшие изолированные храмы имели вход с длинной стороны единственного зала-целлы (Хафаджи), в котором посетитель должен был повернуться вправо к статуе божества. Иногда такие храмы имели небольшую добавочную комнату сбоку (Ашнунак, архаический храм Абу). Большие же храмы обычно имели еще два ряда узких помещений, идущих по сторонам их основной анфилады (Ашнунак, Ур, Мари).

Зиккураты. В Двуречье отсутствовали монументальные погребения — типа пирамид.

Зиккураты, напоминающие египетские пирамиды, имели совсем другое назначение и другую структуру. Являясь базой для жилища бога, они подчеркивали главенство божества, поднятого на высокий искусственный холм. Такое выделение играло в Двуречье особую роль в связи с ежегодными наводнениями при разливах рек; наиболее безопасное и высокое место отводилось для дома бога.

Древние зиккураты сооружались из глины и потому не могли быть очень высокими (отношение высоты к . сторонам основания в зиккурате Ура было около 1:2:3). Ввиду того, что необходимо было обеспечить доступ молящихся к храму, находившемуся на вершине, в зиккуратах значительную роль играли парадные лестницы, определявшие внешний облик этого искусственного холма.

Зиккураты Двуречья совсем не имели внутренних помещений; их назначение заключалось в возвеличивании идеи божества и в парадном, видимом для всех, оформлении подъемов на вершину этого холма. Ритуальная процессия, поднимавшаяся по лестницам и площадкам ступенчатых зиккуратов, была видна огромному количеству зрителей. Сложный ступенчатый габарит и яркая раскраска ярусов создавали впечатление парадности и монументальности.

Длинные ряды ступеней и расчленение всех поверхностей массивного объема вертикальными лопатками вносили соизмеримый человеку масштаб, который отсутствовал в египетских пирамидах.

Монументальность и декоративные приемы. Архитектура Двуречья в крупных постройках достигала большой монументальности и величия. Огромные объемы зиккуратов и дворцов; парадное симметричное расположение лестниц зиккуратов; толщина стен; их нескончаемая длина, однообразно расчлененная вертикальными выступами; общая спокойная горизонтальность силуэта объемов с их простым габаритом) — все это создавало впечатление силы и мощи. Все эти качества достигались приемами, отличными от приемов архитектуры Египта.

Рано объединившийся в большое государство, Египет обладал большими техническими и материальными возможностями. Огромные сооружения Древнего царства делались из твердого камня. Полированные поверхности его, благодаря красоте самого материала, позволяли достигнуть четкой геометричности формы. Украшения отсутствовали и поверхность стены выявляла качества материала.

Двуречье, состоявшее из ряда борющихся между собой относительно небольших городов-государств, не обладало такими материальными возможностями. Размеры сооружений, Двуречья значительно меньше сооружений Египта. Бедность камнем привела к архитектуре, построенной на глине и кирпиче-сырце. Не представлявший ценности материал заставил декоративно расчленить поверхности сооружений. Все стены зданий покрылись лопатками и нишами. Там, где нужно было повысить технические и художественные качества поверхности, строители стали употреблять штукатурку, мозаику и покраску.

С самого раннего периода декоративная поверхность стены получила свое решение независимо от ее конструктивной толщи. Приемы глиняной кладки оставались в дальнейшем почти неизменными, и все развитие форм архитектуры свелось к развитию декорирующей поверхности.

Различие архитектуры фасадов и интерьеров. В раннем Двуречье трактовка наружных стен была отлична от решения интерьеров.

Внешние формы дворцов решались пластическими средствами, а гладкие стены их интерьеров украшались живописно-декоративными приемами. В обработке наружных стен храмов иногда совмещались оба способа. В этом смысле показательны приемный зал Нарамсина и архаический храм Абу в Ашнунаке (табл 82, фиг. 2 и 1). Наружная поверхность их стен сплошь расчленена лопатками и нишами, в то время как внутренняя поверхность стен была совершенно гладкой. Это общее правило имеет только весьма (редкие исключения.

Пластические способы обработки фасадов. Наиболее ранним приемом обработки фасадов был ряд соприкасающихся полукруглых столбиков, напоминающих стоечную конструкцию из пальмовых стволов или круглые плетеные из тростника хижины. Этот мотив, развитый в «Красном храме» Урука (табл. 74), применялся относительно редко, но впоследствии встречался и в ассирийской архитектуре.

Основной формой членения стены служили выступы-лопатки и узкие вертикальные впадины. Лопатки, отчасти игравшие конструктивную роль контрфорсов, чаще делались очень плоскими. Так, узкая сторона эиккурата в Уре, при ее длине около 43 м, членилась на 6 широких лопаток с толщиной их около 0,8 м (табл. 78, фиг. 1а и фиг. 2). Еще бол!ее плоские лопатки (толщиной в 15 см) членили основание храма в Тель-эль-Обейде (табл. 75, фиг. 2). Иногда эти лопатки были очень широкими, как на боковом фасаде храма Нарамсина (табл. 82, фиг. 4).

Узкие вертикальные впадины, большей частью ступенчатого профиля, обычно играли более подчиненную роль. К ним чаще всего прибегали для добавочного членения основных выступов.

Входы в здания обычно являлись композиционными центрами фасада и выделялись более значительными выступами стены, создавая подобие обрамляющих вход башен, осложненных добавочными вертикалями узких впадин (табл. 82, фиг. 4). Этот прием использовался в дальнейшем! во всей архитектуре Малой Азии.

Кроме обычной комбинации лопаток, валиков и впадин на фасадах, значительную роль играли очень высокие входные проемы дверей, завершавшиеся полукруглыми арками. Являясь в какой-то мере световым проемом, они при незначительной ширине достигали высоты свыше 5 м табл. 82 и 87). Судя по имеющимся данным, стены (кроме выделения цоколя) не имели никаких горизонтальных членений, соответствуя одноэтажному типу сооружений.

Так как при глиняной стене трудно получить выступающий венчающий карниз, вероятно и наблюдается отсутствие в Двуречье горизонтального подчеркивания верхней части стены. Поэтому внешний вид зданий можно представлять в виде вытянутых низких прямоугольников, расчлененных вертикалями лопаток, впадин и низких башен. Невысокое качество строительного материала заставляло прибегать к упрощенным, укрупненным формам без всяких профилей. Для защиты нижней поверхности стены ее иногда обкладывали специально оформленным необожженным кирпичом!. Из такого кирпича в поздний период, при касситской династии, в храме Караиндаша был выполнен фриз со скульптурными изображениями божеств, вставленными в ниши. Этот редкий для раннего Двуречья прием в дальнейшем начинает развиваться и в ассирийской архитектуре, получает преобладающее значение.

Форма колонны Двуречья по существу еще недостаточно ясна.

Свободно стоящие опоры играли в Двуречье совсем незначительную роль или совершенно отсутствовали. В Ашнунаке была найдена крытая галлерея на сырцовых массивных столбах, окружавшая торговую площадь.

Некоторые дома Ура (табл. 77, фиг. 4) и Ашнунака имели крытые деревянные галереи, от которых сохранились только кирпичные основания. Над царским троном или статуей божества в Мари телись легкие деревянные навесы, ню форма их опор не установлена. Также не сохранились базы и капители колонн в храме в Тель-эль-Обейде, где найдена мюзаичная облицовка стволов колонн в одном случае и медная обшивка—в другом. Известны только нижние части кирпичных столбов в Телло и Кише в виде четырех тесно сдвинутых цилиндров из лекального кирпича, поставленных на высокую кирпичную же базу (табл. 76. фиг. 5).

Живописно-декоративные приемы обработки. Гладкие поверхности интерьеров решались, как сказано выше, живописно-декоративными приемами. Стены, покрытые обычно глиняной или известковой штукатуркой, белились известкой. Нередко нижняя их часть покрывалась орнаментом и росписью. Царские комнаты дворца в Мари были украшены на высоту 1,8 м росписью, состоявшей из черного, белого, синего и красного цветов. Геометрические узоры и полосы здесь чередовались с изображениями сцен с людьми. Обрамления дверей внутри храма были обведены красными полосами, а каменная облицовка постамента священной статуи была по краям очерчена орнаментом в виде бело-желтой спирали по светлокрасному фону.

Основным сочетанием цветов для Двуречья можно считать комбинацию черного, белого и красного; так, нижний уступ зиккурата в Уре был обмазан черным битумом, средний ярус облицован красным обожженным кирпичом, а верхний ярус — выбелен. Это же сочетание цветов преобладало в храме в Тель-эль-Обейде.

Характерно, что цветовые полосы и другие декоративные членения всегда проводились по горизонтали и располагались в нижней части стен, близко к уровню глаз. Пластическая трактовка вертикалей основной кладки стен на фасадах храмов иногда дополнялась горизонтальными членениями в виде покраски или декоративных фризов. Так, подпорные стены нижней платформы в Тель-эль-Обейде были обмазаны до половины своей высоты черным битумом, а выше выбелены. Самый храм в Тель-эль-Обейде (табл. 75, фиг. 2) был расчленен по горизонталям внизу — объемно-скульптурными, а выше — декоративными плоско-рельефными лентами изображений священных животных.

Такое сочетание вертикальных пластических и горизонтальных живописно- декоративных средств применялась только в xpaмах.

С декоративной целью использовались также сочетания различных материалов, применявшихся чаще в виде облицовок. Каменные основания имелись в «Красном храме» Урука и в храме в Тель-эль-Обейде. Постамент священной статуи храма в Мари был облицован камнем, а в верхней части покрыт деревянной обшивкой, покрашенной под мрамор. Деревянная обшивка, прикрепленная медными шипами, обнаружена, кроме того, на парапетах лестницы храма в Тель-эль-Обейде.

Значительную роль играла декоративная мозаика. Ковер из мозаичных шляпок обожженных глиняных «гвоздей» сплошь покрывал цилиндрические объемы стен «Красного храма» в Уруке, создавая разнообразные узоры. Инкрустированные красно-бело-черными камешками в форме лепестков цветов, головки «гвоздей» в храме в Тель-эль-Обейде создают на цоколе впечатление цветущего луга. Такая же красно-черно-белая мозаика из камешков по слою битума скрыла деревянную опору навеса» в этом храме.

Цветная мозаика иногда становилась изобразительной. В том же храме в Тель-эль-Обейде ряды фризов из черного шифера и белого перламутра изображали священных птиц, животных и людей. Условные распластанные на плоскости изображения подчеркивали поверхность стены.

Употребление с декоративной целью металлов очень часто увязывалось со скульптурой. Деревянные изображения бычков на цоколе храма в Тель-эль-Обейде были обиты коваными медными листами. Медный горельеф украшал входную дверь в храм, а деревянные колонны храма были обиты медными листами.

Некоторое развитие в храмах Двуречья получила круглая скульптура. Прием оформления входов скульптурой, примененный в Тель-эль-Обейде, был впоследствии развит в Ассирии.

Орнаментальные декоративные мотивы сводились к простым формам. Это были сочетания треугольников, зигзагообразных ломаных линий, ромбов и спиралей.

Художественная культура Междуречья

В IV – I тыс. до н. э. в низовьях больших рек Тигра и Евфрата жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основам математических знаний и делением часового циферблата на 12 частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. В Междуречье умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовали кирпич, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо, гончарный круг и строили корабли, умели прясть и ткать, изготавливали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью священной книги Библии.

В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь благодаря изобретению письменности, которая возникла здесь примерно на 200-300 лет раньше, чем в Египте. Первоначально это было пиктографическое письмо. Писали на «дощечках» по мягкой глине, с этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Затем таблички обжигали. Вначале писали справ налево, но это было неудобно, так как правая рука закрывала написанное. Постепенно перешли к более рациональному письму – слева направо.

«Дощечки» из мягкой глигы и тросниковые палочки для письма

Пример клинописи

Громадную роль в общественной жизни играла религия. В Месопотамии не существовало развитого заупокойного культа, не было идеи воскресения и бессмертия. Смерть представлялась неизбежной и закономерной, реальной была лишь земная жизнь. В этой борьбе за жизнь на помощь человеку могут прийти боги, их надо умилостивить, им надо служить. В Месопотамии обожествлялись небесные светила, вода и другие природные силы.

Бог Энлиль (владыка ветра и воды) — один из величайших божеств, который был сыном бога неба Ану и богини земли Ки. Энлиль — бог плодородия. Согласно мифологии древних шумеров Энлиль разделил небо и землю, подарил людям сельскохозяйственные орудия и помог развить скотоводство, земледелие, приобщил к кульутре. Но не только хорошее приписываюит ему. Энлиль, с целью проучить людей за их глупость, насылал на них стихийные бедствия, а в эпосе о Гильгамеше, упоминается о том, что Энлиль был инициатором всемирного потопа, для того чтобы уничтожить все человечество.

Энлиль часто изображается божеством коварным злобным, жестоким. Его жена Нинлиль, была богиней с необычной красотой и умом. Были у него и сыновья — бог луны Нанну, бог подземной стихии Норгал, воин Нинурта и посол богов Намтар.

По сравнению с Египтом до нас дошло мало памятников искусства народов Междуречья. В долине Тигра и Евфрата не было камня, и как строительный материал использовали недолговечный кирпич-сырец. Из глины создавались храмы, дома и крепостные стены. До наших дней дошли только горы глины и мусора, бывшие ранее прекрасными городами. Однако и по найденным остаткам можно сделать вывод о том, что здесь так же, как и в Египте, ведущую роль играла монументальная архитектура.

Центром города в Двуречье являлся храм бога-покровителя, рядом с которым возвышалась многоступенчатая башня, так называемый зиккурат . Зиккурат мог насчитывать от трех до семи террас, соединенных широкими поло­гими пандусами. На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха. Туда допускались только посвященные жрецы. Облицовка зиккурата делалась из обожженного кирпича и раскрашивалась, причем каждый ярус окрашивался в свой цвет, черный, красный или белый. Площади террас занимали сады с искусственным орошением. Во время торжественных богослужений по пандусам храма поднимались к святилищу процессии богов. Зиккурат был не только культовым сооружением, но и своеобразной обсерваторией древности. С вершины зиккуратов жрецы вели наблюдения за планетами и звездами. Храмы являлись средоточием знаний. Наглядное представление об архитектуре Двуречья дает на две трети сохранившийся зиккурат бога луны Нанну, построенный в 2200-2000 гг. до н.э. в древнем Уре. Три его громадные сужающиеся кверху террасы с тремя маршами лестниц и сейчас производят величественное впечатление.

Зиккурат – ступенчатый храм. Реконструкция

Зиккурат бога Луны Нанны в Уре
2200-2000 гг. до н. э.

В отличие от архитектуры
изобразительное искусство Междуречья выглядит сравнительно бедно и примитивно. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Весьма распространенным типом скульптуры был так называемый адорант — статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего или стоящего. Ноги персонажа очень крепкие и изображаются параллельно на круглом основании. Телу уделяется не слишком много внимания, оно служит лишь пьедесталом для головы. Лицо обычно выполнялось тщательнее, чем туловище, хотя и должно было соответствовать определённым условностям, что лишало скульптуры индивидуальных черт: подчеркивались нос, глаза, уши. Большие уши (для шумеров – вместилища мудрости), широко раскрытые глаза, в которых просительное выражение сочетается с удивлением магического прозрения, руки, сложенные в молитвенном жесте. Это создавало образ всеслышащей и всевидящей фигуры человека. На плече адоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой.

В период возвышения Ассирии города представляли собой мощные крепости, обнесенные высокими стенами с многочисленными башнями. Над всем городом господствовала грозная цитадель — дворец царя.

Представление о нем может дать дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине (VIII в. до н.э.). При общей площади города в 18 га дворец занимал 10 га. Он возвышался на искусст­венно воздвигнутой платформе высотой 14 м, к ней вели широкие пандусы, по которым могли проезжать колесницы. Во дворце насчитывалось более 200 помещений: жилые и подсобные комнаты, парадные залы и культовые здания. По сторонам входов во дворец стояли пятиметровые статуи крылатых быков » шеду » с головами людей и крыльями орлов. Это были гении-хранители царя и его дома. Интересно, что эти статуи имели пять ног — таким образом достигалась иллюзия движения навстречу зрителю. Из­любленные сюжеты — это войны и победные пиры, охота на диких зверей и торжественные шествия царей и вельмож.

Дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине Шеду

В период нового возвышения Вавилона столица государства превращается в цветущий город-крепость. По свидетельству Геродота, на вавилонских стенах могли свободно разъезжаться две колесницы. От ворот Иштар к центру города вела широкая дорога, сложенная из плиток белого и красного цвета. Сами двойные ворота представляли собой выдающееся произведение зодчества. Высокие зубчатые башни с арочным проходом были украшены мозаикой из разноцветных изразцовых плит. На великолепных фризах было изображено шествие фантастических львов и грифонов — хранителей города. В Вавилоне насчитывалось 53 храма, самым величественным из которых был храм покровителя города бога Мардука Зиккурат Мардука поднимался в высоту на 90 м. Святилище было покрыто листовым золотом, и в нем находилась золотая статуя Мардука весом около 2,5 т. В историю это величественное сооружение вошло под названием Вавилонской башни.

Вавилон. Реконструкция

Одним из чудес света греки считали знаменитые «Висячие сады» царицы Семирамиды. В архитектурном плане они представляли собой пирамиду, состоявшую из 4 ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников и деревьев. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами постоянно подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов.

Висячие сады Семирамиды

Культура Междуречья, одна из древнейших культур на земле, поражает сво­ей самобытностью всех знакомящихся с ней. Оригинальная система письменности, высокий уровень развития права, эпическая традиция Месопотамии оказали существенное влияние на последующее развитие мировой культуры.

Вопросы для повторения:

1. Каковы архитектурные особенности Древнего Междуречья? Расскажите о важнейших достижениях храмового и градостроительного зодчества?
2. Определите ведущие темы изобразительного искусства Месопотамии. Какими обстоятельствами и причинами они обусловлены?
3.Каковы выдающиеся достижения культуры наров Древней Азии?

Добавить комментарий

Закрыть меню