Особенности детей с умственной отсталостью

Особенности поведения детей с умственной отсталостью.

Разнообразие форм расстроенного поведения требует их систематизирования. Международная классификация болезней (МКБ-10, 1992г.) ссылается на то, что «умственно отсталые лица чаще становятся жертвами эксплуатации и физических и сексуальных оскорблений. Адекватное поведение нарушено всегда, но в защищённых социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с лёгкой степенью умственной отсталости может не иметь явного характера».

Поведенческие и эмоциональные расстройства:

В международной классификации болезней раздел поведенческих и эмоциональных расстройств состоит из рубрик: гиперкинетические расстройства; расстройства поведении (ограничивающиеся условиями семьи, несоциализированные социализированные, оппозиционно вызывающие); смешанные расстройства поведения и эмоций; эмоциональные расстройства (тревожное, фобическое,социальное тревожное, расстройство сибменгового соперничества); расстройства социального функционирования (элективный мутизм, расстройство привязанности); тики; другие поведенческие и эмоциональные расстройства (энурез, эннокрез и др.).

Эту систематику можно использовать для оценки качества расстройств поведения у умственно отсталых детей и подростков.

Расстройство поведения, ограничивающиеся семьёй, включает антисоциальное или агрессивное поведение, проявляющееся только дома и во взаимоотношениях с родителями и родственниками.

Несоциализированное расстройство поведения характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержением ими непопулярности, а также в отсутствии друзей. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жёсткость, негодование.

Социализированное расстройство поведения отличается тем, что асоциальное или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. У них длительные взаимоотношения со сверстниками, они входят в группу сверстников со взрослыми представляющими власть, отношения плохие. Сюда включаются групповая делинквентность, прогулы в школе.

Оппозиционно-вызывающее расстройство определяется наличием негативистического, враждебного, вызывающего, непослушного провокационного поведения.

Дети игнорируют правила и просьбы взрослых, намеренно им досаждают. Обычно они раздражены, обидчивы, обвиняют других людей за свои ошибки и трудности.

А.Е Личко признает существование у подростков следующих форм нарушенного поведения:

-побегов из дому и бродяжничества,

-ранней алкоголизации,

-девиации сексуального поведения,

-делинквентного и суицидального поведения

Формы нарушения формирования личности( психопатия).

Перечисленные особенности поведения больных с легкой умственной отсталостью укладываются в клинику психопатий, или психоподобного синдрома, выявление которого имеет значение для признания больного невменяемым.

Психопатия – группа патологических состояний, проявляющихся дисгармонией свойств личности, преимущественно эмоционально – волевой сферы, с более или менее выраженной социальной адаптацией.

Основными причинами возникновения психопатий являются:

1.Наследственная ( конституционно – генетические факторы)

2. Негрубые экзогенные-органические повреждения головного мозга во внутриутробном, перитональном и раннем постнатальном периодах развития( травма, инфекция,интоксикация)

3. Неблагоприятные средовые и ситуационные влияния( О.В. Кербиков).

У легко умственно отсталых Фрейеров О.Е. выделяет 4 формы нарушений формирования личности:

1) возбудимые.

2) истерические

3) неустойчивые.

4) астенические(тормозимые).

1. Возбудимые умственно отсталые подростки характеризуются состояниями аффективного возбуждения, злобно- негативистической установкой в отношении окружающих, конфликтностью, грубо-демагогическим поведением в коллективе. Жестокостью.

2. Истерический характер у умственно отсталых подростков проявляется пониженным фоном настроения, отрицательной установкой в отношении окружающих, истерическими разрядами» ( криком, воем, нанесением себе повреждений), параличами, афонией, агрессией, хвастовством, шутовством, клоунадой, эгоцентризмом.

3. неустойчивый характер умственно отсталых индивидов характеризует особой неустойчивостью интересов, быстрой сменой желаний, частыми , но поверхностными колебаниями (преимущественно повышенного) настроения, неусидчивостью, неспособностью к даже малейшему волевому усилию, с постоянным стремлением к новым впечатлениям, бродяжничеством и тунеядством.

4. Астеническим психопатическим характерам у умственно отсталых подростков свойственны робость, страх, невротические жалобы, элементарные фобии, чувства обиды на окружающих людей, комплекс неполноценности, неуверенность мнительность, ипохондрические переживания.

Типы психопатоподобных расстройств.

Д.Н. Исаев и Б.Е. Миниртумов у легко умственно отсталых подростков описывают следующие типы психопатоподобных расстройств:

· Аффективно-возбудимый тип, который характеризуется бурными вспышками гнева на обиды и огорчения, большой нетерпеливостью, колебаниями настроения, склонностью к реакции протеста.

· Астенический тип, отличающийся примитивными депрессивными реакциями, возникающими на собственный дефект и связанные с ними неудачи и разочарования, инфантильными реакциями отказа, во время которых ни с кем не разговаривают, ни на кого не смотрят, не едят, сидят понурив голову или бродят в стороне от всех.

· Неустойчивый тип, проявляющейся легкой подчиняемостью, имитацией негативных образцов поведения, зависимостью от других, нередко оказывается слепым орудием в руках антисоциальных элементов.

· Дисфорический тип, присущий главным образом одноименной форме умственной отсталости, характеризуется злобной напряженностью, мрачной раздражительностью, склонностью к агрессии со способностью наносить тяжкие повреждения, к аутоагрессии, разрушительным действиям.

· Перверзный тип, который проявляется дромоманией, булимией или, чаще, гиперсексуальностью, сексуальными девиациями (развратными действиями, эксгибиционизмом, гомосексуальными контактами, самоудавлением с целью сексуального удовлетворения).

З.Ф.Абушева с сотр. (1989) изучали выпускников вспомогательных школ с нарушениями поведения. Оказалось, что среди них с повышенной аффективной возбудимостью -23% подростков; с психической неустойчивостью – 15%; с уходами и бродяжничеством -16,2%; с агрессивно-садистическими проявлениями – 2,5%; с гипердинамическими нарушениями – 21,3%; с патологическими измененными влечениями- 21,3%.

Психопатоподобное поведение.

Психопатоподобное поведение у умственно отсталых подростков рассматривают нередко как проявление декомпенсации их основного синдрома.

Стойкую патологию поведения у детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью органического происхождения иногда делят на психопатоподобный и экцефалоастенический синдромы.

Под психопатоподобным синдромом понимают повышенную, аффективную возбудимость с раздражительностью, вспыльчивостью, гневливостью, колебаниями настроения преимущественно в форме депрессивно-дистимических состояний, неуживчивость, склонность к уходам и бродяжничеству, воровству, извращение инстинктов, злоупотребление алкоголем.

Энцефалоастеническим синдромом называют состояние, характеризующееся головными болями. Головокружением, тошнотой, плохой переносимостью шума. Смен температуры. физических и умственных перегрузок, расторможенностью, суетливостью, приставучестью.

У легко умственно отсталых детей при резидуальной умственной отсталости психопатоподобное поведение делится на 3 группы.

К первой отнесены дети с психопатическими особенностями личности. Особенности их поведения обнаруживаются уже в преддошкольном возрасте. В подростковом же возрасте грубость, раздражительность. Колебания настроения становятся выраженными. Появилось повышение сексуальных влечений.

Вторая группа детей с психопатоподобным синдромом органического происхождения отличается двигательной расторможенностью, ограниченной способностью к целенаправленной деятельности. Повышенной утомляемостью, истощаемостью, поверхностью эмоциональных проявлений, бурными аффектами, колебаниями настроения, соматоневрологическими симптомами.

Третья группа детей с психопатоподобным поведением, сформировавшимся под влиянием неблагоприятного воспитания, характеризуется двигательным беспокойством, раздражительностью, обидчивостью, недоверчивостью, негативизмом, уклонением от школьных занятий, склонностью бродяжничеству и лжи.

Особенности развития умственно отсталых детей дошкольного возраста

В ходе изучения детей раннего возраста специалистами-дефектоло­гами установлено, что их развитие подчиняется основным закономерностям психического развития детей в норме. В то же время отмечается наличие специфичских закономерностей развития психики, обусловленных органическим поражением головного мозга: замедленный темп развития, опережение физического развития, более позднее становление высших психических функций.

А.А. Катаева и Е.А. Стребелева отмечают, что развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У многих детей задерживается развитие прямостояния, т.е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта

задержка у некоторых детей бывает весьма существенной, захватывающей не только весь первый, но и второй год жизни.

У умственно отсталых детей с раннего возраста наблюдается снижение интереса к окружающему, безразличие, общая патологическая инертность, что не исключает, однако, крикливости, раздражительности. У новорожденных малышей позднее в сравнении с нормально развивающимися детьми возникает «комплекс оживления» и потребность в эмоциональном общении со взрослыми. В дальнейшем у них не возникает интереса к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения – жестовая.

Умственно отсталые дети на первом году жизни не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых, у них нет активного хватания, не формируется зрительно-двигательная координация и восприятие свойств предметов, а также выделение одних предметов из ряда других.

Как следствие у данной категории детей не появляются своевременно и предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, общение со взрослыми и, в частности, доречевые средства общения. Недоразвитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха приводит к тому, что у умственно отсталых малышей не возникает своевременно не только лепет, но и гуление. Это процессы физиологические, они появляются в первые месяцы жизни нормально развивающегося ребенка и связаны с развитием ЦНС.


В результате, хотя ситуации для общения у умственно отсталых детей те же, что и у детей с нормальным развитием, содержание этих ситуаций выступает для ребенка по-иному: у него меньше собственных и совместных со взрослым действий, совсем не сформировано подражание. Поэтому речь взрослого «повисает» в воздухе, не соединяется с тем опытом, который служит ей опорой при нормальном развитии. Дети совсем не обращают внимания на многие предметы, а значит, и не запоминают их названий. Речь умственно отсталого ребенка раннего возраста не может еще служить ни средством общения, ни орудием мышления.

В целом умственно отсталый ребенок в раннем возрасте уже имеет существенные вторичные отклонения в психическом и речевом развитии: сензитивный период формирования многих психических процессов упущен; развивающее воздействие взрослого, как правило, не осуществляется, и зона ближайшего развития не расширяется. Отставание в развитии нервной системы и психики от нормальных показателей на 2–3 недели в момент рождения далее нарастает, подобно снежному кому, и к 4 годам уже составляет 1,5–2 года.

Достижениями раннего возраста при нормальном развитии является овладение ходьбой (прямохождением), развитие предметной деятельности и

развитие речи. В начале 2-го года жизни нормально развивающиеся дети начинают самостоятельно ходить. У некоторых умственно отсталых детей развитие прямохождения происходит в те же сроки. Но у многих из них овладение ходьбой задерживается на длительный срок, иногда до конца раннего возраста. Кроме этого, их движения качественно отличаются от движений детей с нормальным развитием. У них наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений.

Подлинного ознакомления с предметным миром, что характерно для нормальных детей, у них не происходит. У многих из них с овладением ходьбой появляется «полевое поведение», которое можно принять за интерес с окружающим предметному миру: дети хватают в руки все, что попадает в их поле зрения, но тотчас же бросают эти предметы, не проявляя интереса ни к их свойствам, ни к назначению. На основе овладения предметными действиями у детей с нормальным развитием на втором году жизни возникает, а на третьем году становится ведущей предметная деятельность. Как и всякая ведущая деятельность, она способствует психическому развитию ребенка в целом – развитию моторики, восприятия, мышления, речи.

У умственно отсталых детей предметная деятельность не формируется. Некоторые из них не проявляют интерес к предметам, в том числе и к игрушкам. Они вообще не берут игрушки в руки, не манипулируют с ними. У них нет ориентировки не только типа «Что с этим можно делать?», но и «Что это?». В других случаях у детей третьего года жизни появляются манипуляции с предметами, иногда напоминающие специфическое использование предметов, но в действительности ребенок, производя эти действия, совсем не учитывает свойства и назначение предметов. Кроме того, эти манипуляции перемежаются неадекватными действиями – действиями, которые противоречат логике употребления предмета (в маленький гараж сует большую машинку, стучит куклой по столу). Наличие неадекватных действий – характерная черта умственно отсталого ребенка.

Для умственно отсталых детей дошкольный возраст оказывается началом развития перцептивного действия. На основе проснувшегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам возникает и ознакомление с их свойствами и отношениями.

Пятый год жизни оказывается переломным в развитии восприятия умственно отсталого ребенка. Дети уже могут делать выбор игрушки по образцу (по форме, цвету, величине). У отдельных детей имеются продвижения в развитии целостного восприятия. К концу дошкольного возраста более половины умственно отсталых детей достигают уровня развития восприятия, с которым нормальные дети начинают дошкольный возраст. Перцептивная ориентировка возникает у них на основе усвоения сенсорных эталонов, которые способствуют запоминанию слов, обозначающих свойства формы, величины и цвета.

У детей с нормальным развитием второй стороной чувственного познания после восприятия является наглядно-действенное мышление. Оно содержит в себе стороны мыслительной деятельности: определение цели, условий, средств ее достижения. Наглядно-действенное мышление – исходное, на его основе возникает сначала наглядно-образное, а затем и словесно-логическое. У умственно отсталых детей наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Далеко не всем детям к концу дошкольного возраста оказывается доступным выполнение даже таких практических задач, в которых действие, выполненное орудием или рукой, направлено на достижение практического результата.

У детей отсутствует активный поиск решения, они остаются равнодушными к результату.

Умственно отсталый ребенок дошкольного возраста в отличие от нормального не умеет ориентироваться в пространстве, не использует прошлый опыт, не может оценить свойства объектов и отношения между ними.

Таким образом, тогда как к 6 годам нормально развивающийся ребенок достигает огромных успехов в познавательной сфере, ребенок с умственной отсталостью значительно отстает в развитии всех психических функций.

Однако данное явление происходит только в случае, если развитию и коррекции ребенка не уделяется внимание. Будучи помещенными в специальное детское учреждение, в котором проводятся коррекционно-развивающие занятия, эти дети достигают больших успехов в развитии речи и познавательных процессов.

Выводы

· К умственно отсталым относят детей со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций. Это выражается в нарушении познавательных процессов, страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.

· Умственно отсталые дети – разнородная по своему составу группа.

· Олигофрения составляет основную группу заболеваний, приводящих к умственной отсталости.

· Классификация форм умственной отсталости служит целям дифференциальной диагностики, так как при отграничении умственной отсталости от сходных состояний и в первую очередь от задержки психического развития сопоставлять следует именно формы проявления интеллектуального недоразвития.

· Развитие умственно отсталых детей подчиняется основным закономерностям психического развития детей в норме. В то же время отмечается наличие специфических закономерностей развития психики, обусловленных органическим поражением головного мозга: замедленный темп развития, опережение физического развития, более позднее становление высших психических функций.

· Органическое поражение центральной нервной системы приводит к ряду нарушений высшей нервной деятельности, которые, в свою очередь, обусловливают отклонения в развитии познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи и познавательной деятельности умственно отсталых детей.

· В силу значительного недоразвития игровая деятельность умственно отсталых дошкольников без специального обучения не может оказать воздействие на психическое развитие. Привить умственно отсталому дошкольнику интерес к игре, научить его играть и через игру воздействовать на его психическое развитие – важнейшая цель в коррекционно-развивающей работе.

· Развитие речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями.

· Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей приводят к недоразвитию личности и деятельности, которые особенно усугубляются под влиянием негативной социальной ситуации. В условиях же положительного отношения к ребенку, коррекционно-развивающего обучения в специальной школе появляются позитивные тенденции к компенсации дефекта.

тема : Особенности социального развития умственно отсталых детей ( только

теория)

Оглавление 2

Введение 3

1.Понятие умственной отсталости 4

2.Личность умственно отсталых детей 7

3.Социальное развитие умственно отсталых детей 11

Заключение 17

Список литературы 18

Введение

Социальное устройство детей с любыми отклонениями в развитии — серьезная проблема для современного общества. Их адаптация и интеграция в нормальную среду — ведущее направление работы в области развития коррекционной педагогики и специальной психологии.

Приоритетным направлением психокоррекционной работы с детьми, имеющими недостатки умственного развития, становится развитие потенциальных возможностей познания другого человека в социальной ситуации.

Противоречие между низким уровнем усвоения умственно отсталыми детьми социальных форм поведения или даже их отсутствием и невозможностью существенно повысить его в традиционной системе обучения и воспитания порождает ряд проблем, связанных с усвоением учащимися коррекционных школ представлений о социальном мире, часто неадекватных и, в конечном счете, нарушающих процесс социализации умственно отсталых детей в современном обществе.

Поэтому встает вопрос о создании у детей положительного отношения к процессу общения и включении их в процесс коммуникации. Решение подобных вопросов предполагает детальное изучение особенностей социального развития умственно отсталых детей. Что и стало целью представленной работы. Данная цель была конкретизирована в следующих задачах:

  1. Определить понятие «умственная отсталость»

  2. Охарактеризовать личность умственно отсталого ребенка

  3. Определить основные закономерности развития умственно отсталых детей

Результаты работы могут быть полезны специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии: олигофренопедагогам, психологам, психиатрам и т.д.

  1. Понятие умственной отсталости

Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного)1.

Для анализа этого определения необходимы некоторые пояснения.

Во время обсуждений неуспевающего ребенка можно иногда услышать такие высказывания: «Что же он, по-вашему, олигофрен?»-«Нет, он просто органик, он со временем выправится»2. Такие формулировки могут создать у неспециалистов впечатление, будто олигофрения — это нечто отличное от органического поражения головного мозга В действительности при олигофрении имеет место более тяжелое, более тотальное органическое поражение головного мозга (наследуемое или приобретенное). Когда говорят, что «это просто органик», имеют в виду не столь тотальное поражение, которое может быть компенсировано несколько, быстрее.

Могут быть и такие локально обусловленные признаки органического поражения головного мозга, которые не так быстро компенсируются, либо даже остаются не вполне компенсированными на протяжении всей жизни. Таковы, например, недостатки пространственных представлений, а также нерезко выраженные дефекты речи.

При соответствующем разумном выборе профессии человек с недоразвитием пространственных представлений может стать крупным специалистом в какой-либо области.

Однако при этом он может, например, заблудиться в многоэтажном доме или в переулках города.

Речевое недоразвитие, особенно если с ребенком проведена логопедическая работа, может вовсе не отразиться на устной речи подростка и юноши, не помешать ему читать и понимать любой текст. Однако может оказаться, что он всю жизнь будет допускать ошибки в письменной речи.

Второе пояснение относится к тому, что в определении подчеркивается только нарушение познавательной деятельности и ничего не сказано об эмоциональной сфере детей. Но определение умственной отсталости выросло из практики. Основная деятельность детей школьного возраста — учебная, познавательная. Если часть детей этого возраста не в состоянии усвоить обычную учебную и трудовую программу массовой школы, для них должно быть организовано обучение в школах иного типа.

Ребенок, отличающийся даже серьезными отклонениями в эмоционально-волевой сфере, но без труда усваивающий учебную и трудовую программу массовой школы, не рассматривается как умственно отсталый. Поэтому при определении умственной отсталости на первый план выступает нарушение (или очень плохое развитие) именно познавательной деятельности. Из этого не следует, что у умственно отсталых детей недоразвита или нарушена только познавательная деятельность, а эмоционально-волевая сфера такая же, как у здоровых детей.

Следовательно, можно было бы в определение понятия «умственно отсталый ребенок» внести суждение о нарушении либо недоразвитии всей психической деятельности. Однако это могло бы привести к неоправданному расширению состава учащихся вспомогательных школ за счет эмоционально-неустойчивых, эмоционально-неадекватных детей. Поэтому, хотя у умственно отсталых детей нарушена не только познавательная деятельность, но и многие иные стороны психического развития, вернемся все же к данному выше определению, т.е. к указанию на то, что главной особенностью детей, для которых нужны вспомогательные школы, является нарушение их познавательной деятельности.

И наконец, третье пояснение. Даже наиболее больные неполноценные дети развиваются. О каждом ребенке можно сказать, что он пока недоразвит, что не исключено его дальнейшее развитие. Однако термин «недоразвитие» многозначен. Так можно обозначить задержку темпа психического развития, при которой можно предполагать, что в ближайшем будущем за два-три года ребенок догонит сверстников. Когда же используется термин «нарушение», предполагается значительная тяжесть недоразвития. Речь идет о дефекте, при котором без вспомогательной школы школьнику в будущем едва ли удастся стать в ряды трудящихся.

Однако, несмотря на тяжесть дефекта, не может быть уверенности в его необратимости. Прогресс медицины и компенсаторные силы детского организма могут многое изменить. Важно лишь подчеркнуть, что при определении понятия «умственная отсталость» речь идет не о кратковременной задержке темпа психического развития, а о довольно длительном его нарушении.

Поэтому можно заключить что понятие умственная отсталость связано с органическими нарушениями мозга, нарушена познавательная деятельность и имеются различные нарушения эмоционально-волевой сферы.

Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта. Дети с легкими степенями умственной отсталости (дебильность) составляют 75 — 80%. После обучения в специальных школах или классах, находящихся при массовых школах, или после воспитания и обучения в домашних условиях многие из них социально адаптируются и трудоустраиваются.

Дети со средней выраженностью отсталости (имбецильность) составляют примерно 15 % случаев. Некоторые из них (с умеренной умственной отсталостью) посещают специальную школу для имбецилов или учатся в специальных классах школы для умственно отсталых или воспитываются и обучаются в домашних условиях родителями или приглашенными педагогами. Они обычно живут в семьях. Их трудоустройство затруднено. При более выраженной умственной отсталости, дети овладевают лишь навыками самообслуживания и простейшими трудовыми операциями, эти дети часто направляются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты населения.

Глубоко умственно отсталые дети (идиотия) в большинстве своем пожизненно находятся в интернатах Министерства социальной зашиты населения. Некоторые, по желанию родителей, живут в семьях. Их общее количество — примерно 5 % от всех умственно отсталых детей. Мышление таких детей практически полностью неразвито, возможна избирательная эмоциональная привязанность таких детей к близким взрослым. Обычно они не овладевают даже элементарными навыками самообслуживания.

Разделение умственно отсталых детей по степени выраженности умственной отсталости практически целесообразно и находит отражение в современных международных классификациях болезней. Поскольку в большей степенью социальной адаптации обладают дети с легкими и умеренными степенями дефекта, то в литературе в первую очередь описаны возможности обучения и развития именно этой категории детей. Этот факт объясняется и тем, что большее число умственно отсталых детей относится именно к данной категории.

  1. Личность умственно отсталых детей

Вопросы социального развития тесно связаны с процессом социализации ребенка, под которой понимается усвоение ребенком общественно принятых норм поведения, через усвоение собственной роли в обществе. Поэтому далее будут рассмотрены основные особенности формирования личности умственно отсталых детей.

Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому и случается, что умственно отсталые дети по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

Психиатр Т. И Гольдовская3 с сотрудниками предприняла катамнестическое исследование группы людей, проживающих в одном из районов Москвы, которые направлялись во вспомогательные школы 20—30 лет тому назад. Оказалось, что почти все эти люди трудоустроены, обеспечивают свои семьи, живут нормальной жизнью. Профессии, которыми они овладели, дают им возможность быть полезными членами общества и семьи. Тщательное психиатрическое исследование выявило наличие у них ряда различных недостатков и особенностей психической деятельности, однако никакой моральной личностной дефективности при этом констатировано не было. Эти данные типичны. Учащиеся, воспитывавшиеся в наших вспомогательных школах, после их окончания оказываются в основном в моральном отношении положительно развитыми людьми Не следует, однако, думать, что это происходит само собой только потому, что дети становятся старше и разумнее.

Правильное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым.

Недоразвитие или неправильное развитие характера, воли и других высших психических функций, как указывал Л С Выготский, довольно частое, но не обязательное вторичное осложнение при умственной отсталости. Следовательно, для того чтобы по возможности избежать этого осложнения, нужно осуществлять специальные мероприятия, вести специальную кропотливую работу. Воспитывать этих детей, формировать их личность в правильном направлении довольно трудно. Адекватное развитие личности учащихся во вспомогательных школах является результатом напряженного и вдумчивого педагогического труда учителей этих школ.

Одна из трудных, но важных задач — развитие у умственно отсталых детей высших культурных потребностей. Надо сказать, что эта задача встает и при воспитании психически полноценных детей. Для того чтобы прививаемые взрослыми моральные нормы и нравственные представления стали прочными убеждениями, необходимо, чтобы эти нормы и представления нашли опору в личных духовных потребностях школьника.

При формировании личности нормальных школьников многое (но далеко не все) может быть достигнуто за счет словесных объяснений, ознакомления с эмоционально воздействующими произведениями искусства и т.п. Такие пути менее продуктивны, когда речь идет об умственно отсталых детях Воспитывать, формировать личность умственно отсталого ребенка значительно труднее. Здесь требуется затрата большего времени и труда. Трудности их воспитания обусловлены не только недоразвитием мышления, но и дисгармоническим ростом потребностей.

Вопросы и задания к теме:

1.Дайте определение коррекционной педагогики. В чем её отличие от дошкольной коррекционной педагогики?

2.Предмет, объект, задачи и методы дошкольной коррекционной педагогики.

3.Подготовьте рефераты по темам: «История вопроса помощи умственно отсталым детям» (По кн. Х.С.Замского «Умственно отсталые дети».-М., 1995), «Современные тенденции помощи умственно отсталым за рубежом» (По материалам Межд. конгрессов, конференций, опубл. в ж/ле «Дефектология»).

ТЕМА II. Особенности психофизического развития детей с умственной отсталостью дошкольного возраста

ПЛАН

Характеристика физического (соматического) статуса детей.

2. Характеристика психоэмоционального статуса детей.

3. Особенности социокультурного развития УО детей.

В развитии ребенка педагогика выделяет периоды количественных накоплений и заметных качественных перестроек. Развитие человека осуществляется скачкообразно, от одного рубежа к другому. Рассмотрим традиционную периодизацию развития детей и юношества (СНОСКА: Из книги: Педагогика / Под общ. ред. Ю.К.Бабанского. -М., 1985):

1. Младенческий возраст — от рождения до 1 года;

2. Период преддошкольного детства — от 1 до 3 лет;

3. Период дошкольного детства — от 3 до 7 лет;

4. Период младшего школьного возраста — от 7 до 11 лет;

5. Период среднего школьного возраста (подростковый) — от 12 до 15 лет;

6. Период старшего школьного возраста (юношеский) — от 15 до 18 лет.

Характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности принято называть возрастными особенностями (но, в целом, это и особенности социокультурного окружения ребенка). В тесной связи с возрастными находятся индивидуальные особенности — это существенные и устойчивые особенности направленности личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному человеку и отличающие его от других людей. Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни существенно отличается от развития обычных детей, хотя тенденции развития у них одинаковые.

Добавить комментарий

Закрыть меню