Особенности административно правовых норм

Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.

Структура административно-правовой нормы:

– гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;

– диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;

– санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.

Виды административно-правовых норм:

1) по предмету:

а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений;

б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;

2) по содержанию:

а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;

б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;

в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;

г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;

д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовыхотношений;

3) по юридической силе:

а) законодательные;

б) подзаконные;

4) по территориальному действию:

а) федеральные;

б) субъектов РФ;

в) муниципальные.

Признаки норм административного права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;

2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;

3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;

4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

Реализация административно-правовых норм означает проведение в жизнь содержащихся в административно-правовых нормах волеизъявлений (правил поведения).

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты.

Понятие административно-правовых норм

Механизм административно-правового регулирования общественных отношений во всех четырех областях, составляющих предмет административного права (реализация исполнительной власти — государственное управление, внутриорганизационная деятельность, общегосударственная контрольная деятельность и административно-юстиционная деятельность государства), включает в себя следующие элементы:

— административно-правовые нормы;

— административно-правовые отношения;

— защиту административно-правовых отношений в случаях отклоняющегося поведения субъектов административно-правовых отношений, правовое сознание которых в силу различных причин и обстоятельств деформировано, извращено или вовсе отсутствует.

Как и всякая правовая норма, административно-правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанное на многократное применение.

Общность административно-правовых норм с нормами других отраслей права обусловлена тем, что административное право — одна из фундаментальных базовых отраслей российского права, а составляющие его нормы, естественно, отвечают всем общетеоретическим характеристикам и критериям с точки зрения их социально-политической сущности, роли и общественного предназначения.

Особенности административно-правовых норм

Но наряду с общностью, имеются и определенные особенности административно-правовых норм по сравнению с нормами других отраслей права.

Главная их особенность заключается в их собственном предмете регулирования, в тех общественных отношениях, которые регулируются нормами административного права, о чем говорилось выше.

Особенностью административно-правовых норм является также императивный (повелительный) характер административно-правовых норм, в отличие, скажем, от гражданско-правовых норм, отражающих и закрепляющих равенство и автономию воли участников регулируемых отношений.

Императивный характер административно-правовых норм отнюдь не всегда связан с реализацией государственно-властных полномочий субъектом исполнительной власти.

Императивный (повелительный) характер административно-правовых норм нередко заключается в предоставлении гражданам права требовать от властных государственных структур должного в интересах данного гражданина образа действия и поведения.

Имеются особенности и в структуре административно-правовых норм. Они, как и все другие правовые нормы, всегда имеют гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения. Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

Виды административно-правовых норм

По своему характеру и содержаниюадминистративно-правовые нормы могут быть обязывающими, запрещающими, уполномочивающими и поощрительными.

Большинство административно-правовых норм являются, прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные (обязывающие административно-правовые нормы) организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).

Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешительной системы и т.д.).

К уполномочивающим административно-правовым нормам относятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации (нормы, предусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.).

Особой разновидностью уполномочивающих норм можно считать и поощрительные нормы, уполномочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.

Общими для всей совокупности и видов административно-правовых норм особенностями являются их огромное по сравнению с нормами других отраслей права количество, а также многочисленность и разнообразие форм их группировки, систематизации и кодификации.

Общепринятой формулировкой понятия административно-правовой нормы является то, что административно-правовая норма учеными понимается как установленное государством или лицами, уполномоченными от его имени, правило поведения в целях регулирования общественных отношений в сфере государственного управления. Выделяют следующие две особенности, присущие административно-правовым нормам:

1) предмет их регулирования и специфика регулируемых общественных отношений складываются в сфере государственного управления;

2) они содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного управления, но главным образом это относится к органам управления (органам исполнительной власти и местного самоуправления).

Следует отметить, что действие норм административного права в силу их комплексного характера позволяет оказывать регулирующее воздействие на различные отраслевые правоотношения. Основным критерием классификации административно-правовых норм (как и других норм права) является их юридическое содержание. В соответствии с этим нормы могут быть подразделены следующим образом:

1) обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме;

2) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме;

3) уполномочивающие, т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы, т.е. предоставляют возможность участникам управленческой деятельности совершить определенные действия или воздержаться от них.

В зависимости от субъектов, которым адресованы административно-правовые нормы, последние подразделяются на нормы:

1) регулирующие правовое положение органов исполнительной власти (местного самоуправления), формы и методы их деятельности, организацию работы;

2) закрепляющие административно-правовой статус государственных служащих;

3) закрепляющие административно-правовое положение предприятий и некоммерческих организаций;

1) закрепляющие административную правосубъектность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

По своей служебной роли нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные. Нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон общественных отношений. Нормы процессуального права определяют порядок реализации этих обязанностей и прав (например, процедуру рассмотрения жалобы, заявления).

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Бессрочных норм абсолютное большинство, и они действуют до их отмены. Некоторые авторы выделяют временные административно-правовые нормы.

По кругу лиц, на которых распространяется их действие, административно-правовые нормы делятся на нормы:

· общие, которые относятся ко всем лицам на данной территории;

· специальные, которые действуют лишь в отношении конкретных субъектов (военнослужащих, сотрудников милиции, работников торговли, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности, и других).

По пределу действия в пространстве (классификация проф. А.П. Коренева) административно-правовые нормы делятся на нормы:

1) общероссийские (федеральные);

2) действующие в пределах субъектов Российской Федерации;

3) распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы (например, при объявлении режима чрезвычайной ситуации или особого правового режима чрезвычайного положения);

4) межтерриториальные (или специальные), действующие в пределах нескольких административно-территориальных единиц (районов, округов, краев, областей и др.);

5) локальные.

К последней классификации дополнительно следует добавить: действующие в пределах федеральных округов (всего их семь).

По объему регулирования (классификация проф.

Ю.М.

Козлова) административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. В соответствии с таким критерием административно-правовые нормы могут иметь внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья исполнительной власти) либо общеобязательный характер.

С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма (как и нормы права других отраслей) может состоять из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза представляет собой часть нормы, содержащей указание на фактические условия, при наличии которых необходимо руководствоваться данной нормой, исполнять или применять ее. Фактически указанные в ней условия являются основанием возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений.

Гипотеза административно-правовой нормы может быть:

· абсолютно определенной, т.е. точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой;

· относительно определенной, т.е. дающей лишь общую характеристику фактов, позволяющих руководствоваться данной нормой.

Диспозиция – часть административно-правовой нормы, определяющая само правило должного поведения, предписываемое нормой права (в запрещающей норме – то, что запрещено).

Санкция – это часть административно-правовой нормы, предусматривающая меру государственного воздействия принудительного характера к лицам, нарушающим установленные в диспозиции правила должного поведения.

Наибольшее распространение получили следующие санкции административных норм:

1) меры дисциплинарной ответственности, к которым относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности и др.

2) меры финансового воздействия (различные финансовые (в том числе кредитные) и налоговые санкции – прекращение кредитования (полностью или частично)).

3) меры административного наказания (ст. 3.2 – 3.12 КоАП РФ).

К мерам административного наказания относятся:

· предупреждение;

· административный штраф;

· возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

· конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

· лишение специального права;

· административный арест;

· административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

· дисквалификация;

· административное приостановление деятельности.

Санкциям норм административного права присущ и такой элемент, как поощрение за добросовестное выполнение функциональных или общественных обязанностей.

Нередко структурные элементы административно-правовой нормы находятся в различных статьях или частях акта управления. Например, гипотеза и диспозиция содержатся в одном правовом акте, в то время как санкция предусматривается в другом. Такие нормы в теории права получили название «отсылочные» или «бланкетные».

Реализация норм административного права представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования общественных отношений в сфере государственного управления. Она осуществляется в следующих формах:

· соблюдения – характеризуется добровольным подчинением требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами;

· исполнения – заключается в активных правомерных действиях по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах;

· использования – состоит в добровольном совершении правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере государственного управления;

· применения – состоит в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов.

Основными требованиями правильного применения норм административного права являются:

· законность;

· обоснованность;

· целесообразность;

· научная организация правоприменительной деятельности.

Понятие, особенности и структура административно-правовых норм.

Механизм правового регулирования это единая система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Механизм административно-правового регулирования включает в себя следующие элементы: административно-правовые нормы; применение норм административного права; административно-правовые отношения.

Профессор А.П. Коренев под механизмом административно-правового регулирования понимает систему административно-правовых средств, которые, воздействуя на общественные отношения, организуют их в соответствии с задачами управления. Структурно этот механизм составляют следующие пять элементов:

1. Система государственных (и муниципальных) органов как управляющих звеньев, создаваемая с учетом административно-территориального устройства государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Нормы административного права и его принципы.

3.Акты толкования норм административного права, под которыми понимаются акты компетентных государственных органов, посредством которых осуществляется официальное разъяснение действительного содержания норм административного права.

4. Акты применения норм административного права, которые представляют официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится в результате разрешения конкретного юридического дела.

5. Административно-правовые отношения.

С позиции теории права правовая норма это общее правило поведения, установленное государством, содержащееся в нормативно-правовом акте, рассчитанное на многократное применение персонально не определенным кругом лиц, формально-определенное, структурно-организованное, содержащее меры должного, запрещаемого, рекомендуемого или поощряемого поведения и охраняемое мерами государственного принуждения.

Административно-правовая норма имеет общие свойства, характерные для всех норм российского права (например, норма права исходит от государства; отличается от других социальных норм формальной определенностью; являются результатом отражения объективного мира; являются мерой, эталоном поведения и т.д.), однако имеет и особенности, что характеризует административное право как самостоятельную отрасль права.

Административно-правовая норма это установленное государством правило поведения, регулирующее общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления по поводу организации и функционирования органов исполнительной власти федерального и регионального уровней и участия граждан в управлении делами государства.

Нормы административного права регулируют общественные отношения, связанные с определением правового статуса граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Кроме того нормы административного права регулируют отношения, связанные с государственной и муниципальной службой, порядком организации и деятельности органов исполнительной власти и реализацией ими форм и методов государственного управления, порядком применения мер государственного принуждения. В частности, нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях и аналогичных законов субъектов Российской Федерации определяют порядок привлечения виновных лиц к административной ответственности. Также административно-правовые нормы определяют порядок введения административно-правовых режимов и их содержание, контрольно-надзорную деятельность. И, наконец, нормы административного права регулируют отношения в экономической, политической, социально-культурной и межотраслевой сферах.

Нормы административного права имеют свои особенности, обусловленные предметом их регулирования:

— нормы административного права регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере организации и деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Они устанавливают структуру и закрепляют административно-правовой статус органов государственного управления, регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти, определяют порядок взаимодействия между субъектами управления;

— посредством указанных норм закрепляется административно-правовой статус граждан, их права, обязанности в сфере государственного управления, определяются гарантии правовой защиты физических и юридических лиц от неправомерных действий и решений органов государственного управления и их должностных лиц;

— нормы административного права регулируют правовые основы государственной службы в аппаратах, обеспечивающих деятельность законодательных (представительных) органов, высших судебных органов, Президента РФ, Совета безопасности РФ, Правительства РФ (подбор кадров, перемещение их по службе, поощрение и др.);

— административно-правовые нормы имеют юридические средства защиты от посягательств на них: административную и дисциплинарную ответственность;

— нормы административного права, учитывая предмет регулирования, имеют преимущественно императивный характер;

— нормативно-правовые акты органов исполнительной власти имеют подзаконный характер. Это означает, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ и федерального законодательства.

-административно – правовые нормы содержаться как в законах (например, федеральные законы » О системе государственной службы», «О государственной гражданской службе» и др.), так и в подзаконных правовых актах (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств).

— в правоприменительной практике нормы административного права применяются многочисленными субъектами исполнительной власти, их должностными лицами и судьями. Перечень органов административной юрисдикции приведен в главах 22 и 23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

— нормы административного права предоставляют более широкие возможности для обжалования неправомерных действий (бездействий) физических и юридических лиц, восстановления нарушенных прав и свобод не только в административном, но и в судебном порядке.

Нормы административного права, как и право в целом, имеет свои задачи:

1. закрепление и упорядочение наиболее целесообразных общественных отношений в сфере государственного управления.

2. охрана управленческих отношений от неправомерного на них посягательства мерами государственного принуждения ( административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, меры административных и дисциплинарных наказаний.).

3. создание и развитие новых управленческих отношений, адекватных современным реалиям.

4. Устранение из сферы управления отношений, не отвечающих требованиям современного развития государства и общества.

Административно-правовая норма, также как и норма других отраслей права имеет свою структуру, под которой понимается внутренние строение нормы, определенный порядок взаимосвязи ее составных частей.

Следует отметить, что не все нормы права имеют трехзвенную структуру, а только те, которые устанавливают правила поведения. В частности, нормы Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, по методу регулирования являющиеся запрещающими, имеют классическую трехзвенную структуру.

Административно-правовая норма, устанавливающая правило поведения, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, жизненные обстоятельства, при наступлении которых необходимо руководствоваться данной нормой. Например, в гипотезе норм Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях указывается само событие правонарушения (противоправные действия (бездействия), противоправные последствия, причинно-следственная связь, место, время, способ, орудия, обстановка, продолжительность). Таким образом, гипотеза (гипотетически) подразумевает область действия нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц.

С позиции теории права элементы нормы подразделяются на виды. Так, в зависимости от строения гипотезы подразделяются на простые и сложные. Разновидность сложной гипотезы – альтернативная (достаточно одно условие из нескольких).

По форме выражения гипотеза бывает абстрактной и казуистической. Абстрактная гипотеза указывает на общие условия вступления нормы в силу. Казуистическая гипотеза указывает на частные случаи, условия.

Диспозиция – часть правовой нормы, устанавливающая правило поведения, которое предписывается нормой и определяющее меры должного и возможного поведения субъектов, их права и обязанности. При анализе нормы права диспозиция определяется логическим путем. Как правило, диспозиция нормы подразумевается и реализуется путем соблюдения запрета совершать те или иные противоправные действия (бездействия).

Диспозиции в зависимости от формы выражения делятся на управомочивающие, запрещающие и обязывающие.

Санкция – часть правовой нормы, содержащая предусмотренные законом меры ответственности за нарушение правил, установленных диспозицией нормы (административную, дисциплинарную).

По характеру неблагоприятных для правонарушителя последствий санкции делятся на: правовосстановительные (санкции гражданского, финансового, трудового, процессуального права); штрафные (уголовного и административного права). В зависимости от степени определенности санкции делятся на: абсолютно-определенные (содержат конкретную меру наказания); относительно-определенные (содержат нижний и верхний пределы наказания); альтернативные (содержат два основных наказания, одно из которых может быть применено). Также в санкции могут содержаться основное и дополнительное наказания.

Административно-правовая норма — норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

Нормы административного права:

v устанавливают правовые положения и компетенцию органов исполнительной власти;

v регулируют деятельность органов исполнительной власти;

v регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти;

v определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления.

Особенности административно-правовых норм:

§ цели административно-правовых норм — обеспечение организации и упорядочение функционирования всей системы исполнительной власти;

§ административно-правовые нормы определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;

§ посредством административно-правовых норм устанавливается и обеспечивается режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

§ административная ответственность — юридическое средство защиты от посягательств на административно-правовые нормы;

§ Административно-правовые нормы способствуют урегулированию таких общественных отношений, как финансовые, земельные, трудовые и др.;

§ Административно-правовые нормы устанавливаются зачастую в процессе реализации исполнительной власти.

Особенности структуры административно-правовых норм:

• не во всех случаях четко выражена гипотеза.

В некоторых случаях она излагается в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершения административного правонарушения и т. п.);

• структура многих административно-правовых норм не содержит санкций, в этих случаях санкции предусматриваются другими актами. Например, административно-правовые нормы, регулирующие управленческую деятельность, исходят из того, что отношения между вышестоящими и нижестоящими административно-управленческими работниками строятся на началах дисциплинарной власти. В данном случае санкции содержатся в нормах общего характера, которые относятся к институту государственной службы. В нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений, закреплены конкретные административные санкции;

Для административно-правовых санкций характерно многообразие: административные санкции, дисциплинарные, административно-материальные, административно-процессуальные;

санкции в административном праве разделяют на абсолютно — определенные и относительно — определенные.

Добавить комментарий

Закрыть меню