Основы специальной педагогики

Специальная педагогика как наука. Объект и предмет специальной педагогики

12345678910Следующая ⇒

Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно

Объект — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен.

Субъектом изучения и педагогической помощи — человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности, а также использование этого знания для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека в целях его социальной адаптации и интеграции в общество и обеспечения ему возможности максимально независимой жизни.

+2. Основные понятия специальной педагогики.

Так как специальная педагогика является составной частью педагогики, то она пользуется большинством общепедагогических терминов.

В то же время специальная педагогика имеет и собственный понятийный аппарат, свою терминологию, которые отражают ее специфику как научной дисциплины. Круг понятий и соответственно терминов специальной педагогики широк. Существует группа понятий, обозначающих тех, кому адресована специальная педагогика; разработан понятийный аппарат ее целей и задач, принципов, методов, средств и организации процесса специального образования, системы специальных образовательных технологий.

Первоначально – мед.термины, затем приходят психологич. Термины («дети с временной задержкой психического развития (ЗПР).Множество понятий специальной педагогики как системы научных знаний, организуя имеющееся знание, представляет собой подвижную, развивающуюся систему. Педагогическая действительность каждого исторического периода, каждой эпохи прибавляла свои понятия, под влиянием развития других наук (медицины, философии, культурологи, психологии, социологии др.) заменяла устаревшие новыми, формируя основу теории специальной педагогики.

В современных российских нормативно-правовых документах в области образования, например в Проекте закона о специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, приводятся следующие определения некоторых основных терминов, используемых в области специального образования.

Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Недостаток — физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.

Физический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток — совокупность физических и (или) психических недостатков.

Тяжелый недостаток — физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки.

Специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) — условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение — образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

+3. Цель и задачи специальной педагогики.

Конечная цель спец. педагогики совпадает с целью общей педагогики — достижение развивающейся личностью социализации и самореализации (точнее: достижение человеком с дефектом максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации). Специальная педагогика имеет и систему целей, без достижения которых невозможна ни социализация, ни самореализация человека с ограниченными возможностями: коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами; абилитация и реабилитация, в первую очередь социальная и личностная. Достижение этих целей специальной педагогики становится возможным тогда, когда достигнуты конкретные цели обучения и воспитания, образования в целом, т.е. когда налицо положительные результаты коррекции и компенсации недостатка.

Для достижения указанных целей специальная педагогика решает целую систему задач: 1)изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; 2) в соответствии со структурой нарушения и социально-личностным условиями его проявления определяет коррекционные и компенсаторные возможности конкретного человека с конкретны нарушением; 3)определяет и обосновывает построение педагогических классификаций лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности; 4) изучает закономерности специального образования, существующие педагогические системы образования лиц с ограниченными возможностями, прогнозирует возникновение и развитие новых педагогических систем; 5)разрабатывает научные основы содержания образования, принципы, методы, технологии, организационные условия специального образования; 6)разрабатывает и реализует образовательные коррекционно-педагогические, компенсационные и реабилитационные программы образования лиц с ограниченными возможностями; 7)изучает и осуществляет процессы социального и средового адаптирования, абилитации и реабилитации, интеграции лиц с ограниченными возможностями на различных ступенях жизненного цикла человека; 8) разрабатывает и реализует программы профориентации, профконсультирования, профессиональной подготовки, социально-трудовой адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью; 9) исследует, разрабатывает и реализует педагогические средства и механизмы профилактики возникновения нарушений развития; 10)совместно с общей педагогикой разрабатывает и реализует концепцию интеграции в образовании и социокультурной сфере, осуществляет психолого-педагогическую подготовку родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-12-18; просмотров: 2511 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики

Материалы / Коррекционная педагогика( специальная педагогика / Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики

Страница 1

Объектом

специальной педагогики является специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как со­циокультурный, педагогический феномен.

Субъектом

изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограничен­ным возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Предмет

специальной педагогики — теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные воз­можности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности, а также использование этого знания для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обес­печат коррекцию физических или психических недостатков, ком­пенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека в целях его социальной адаптации . и интеграции в общество и обеспечения ему возможности макси­мально независимой жизни. «Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефек­том достигают этого иным способом, на ином пути, иными сред­ствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка», писал в связи с этим Л. С. Выготский, «Именно для того, чтобы дефективный ребенок мог достичь того же, что и нормальный, следует приме­нять совершенно особые средства».

Имея с общей педагогикой единую конечную цель

— достиже­ние развивающейся личностью социализации и самореализации, специальная педагогика подчеркивает в этой цели сущностный для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности смысл: достижение им максимально возможной самостоятель­

ности и независимой жизни

как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.

Специальная педагогика имеет и систему целей; без достиже­ния которых невозможна ни социализация, ни самореализация человека с ограниченными возможностями. К числу целей более общего уровня относятся: коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами; абилитация (применительно к мла­денческому и раннему возрасту) и реабилитация, в первую оче­редь социальная и личностная.

Достижение этих целей специальной педагогики становится возможным тогда, когда достигнуты конкретные цели обучения и вос­питания, образования в целом, т.е.

когда налицо положительные результаты коррекции и компенсации недостатка. Например, для лиц с нарушениями зрения — это овладение специальными средствами чтения и письма, ориентировки в пространстве; для неслышащих — овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха и др.

К специфическим конкретным целям можно отнести и компо­ненты личностной реабилитации — воспитание чувства собствен­ного достоинства, преодоление чувства малоценности, маргинальности или завышенной самооценки, формирование адекват­ных форм социального поведения и некоторые другие.

Для достижения указанных целей специальная педагогика решает целую систему задач:

изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;

в соответствии со структурой нарушения и социально-личностными условиями его проявления определяет коррекционные и компенсаторные возможности конкретного человека с конкрет­ным нарушением;

определяет и обосновывает построение педагогических клас­сификаций лиц с ограниченными возможностями здоровья и жиз­недеятельности;

изучает закономерности специального образования, существующие педагогические системы образования лиц с ограничен­ными возможностями, прогнозирует возникновение и развитие новых педагогических систем;

разрабатывает научные основы содержания образования, принципы, методы, технологии, организационные условия специально­го образования;

разрабатывает и реализует образовательные коррекционно-педагогические, компенсационные и реабилитационные програм­мы образования лиц с ограниченными возможностями;

изучает и осуществляет процессы социального и средового адаптирования, абилитации и реабилитации, интеграции ниц с ограниченными возможностями на различных ступенях жизнен­ного цикла человека;

разрабатывает и реализует программы профориентации, профконсультирования, профессиональной подготовки, социально тру­довой адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью;

взаимодействует с социальной педагогикой по всем пробле­мам, относящимся к людям, имеющим ограниченные возможно­сти жизнедеятельности и выходящим за рамки общепринятого социокультурного стандарта;

исследует, разрабатывает и реализует педагогические средства и механизмы профилактики возникновения нарушений развития;

Страницы: 1 2

Предметные области современной специальной педагогики

Предметная дифференциация специальной педагогики при определенном немалом сходстве с предметной дифференциацией общей педагогики тем не менее обладает специфическими осо­бенностями и отличиями.

Свойственные современной специальной педагогике предмет­ные области исторически сформировались в связи с традиционно развивающейся системой специальных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями. Если в начале XX в. они только оформлялись, сегодня это уже относительно самосто­ятельные, развитые и тонко дифференцированные сферы науч­ного и практического педагогического знания применительно к основным категориям людей с особыми образовательными по­требностями. К их числу относятся:

тифлопедагогика — незрячие и слабовидящие люди;

сурдопедагогика — глухие (неслышащие), слабослышащие и позднооглохшие;

тифлосурдопедагогика — слепоглухие; ,

логопедия — люди с расстройствами речевого развития;

олигофренопедагогика — люди с нарушениями интеллекта и с образовательными затруднениями;

отрасль специальной педагогики, занимающаяся с людьми, име­ющими нарушения опорно-двигательного аппарата;

отрасль специальной педагогики, связанная с людьми, имею­щими нарушения эмоционально-волевой сферы;

отрасль специальной педагогики, ориентированная на людей с тяжелыми и множественными нарушениями.

В стадии становления находятся области, специализирующие­ся на помощи хронически больным и детям с аутистическими про­явлениями.

Каждая из названных предметных областей структурно органи­зована, так же как и общая педагогика, т. е. собственно педагоги­ка данной предметной области (например, сурдопедагогика, оли-

и>френопедагогика и т.п.) — ее история, дидактика, теория и практика воспитания, специальные методики обучения. Они диф­ференцированы по возрастным периодам, причем достаточно хо­рошо разработаны дошкольный и школьный периоды. В то же вре­мя научные и практические разработки, связанные с проблемами ранней комплексной помощи детям с нарушениями в развитии, и также вопросы специального образования молодежи с ограни­ченными возможностями, образования взрослых с ограниченной трудоспособностью, социально-педагогической помощи людям (релого возраста находятся на стадии научных исследований и ин-1СПСИВНОГО качественного и количественного роста.

Объединяющим теоретике-методологическим началом всех предметных областей является собственно специальная педагоги­ка. На протяжении XX в. она постепенно оформилась как самосто­ятельная теоретически обоснованная и практически апробирован­ная отрасль науки. Ее предметом является теория и методология научного познания в рассматриваемой области педагогики, ее научным багажом и инструментарием — научно-философские, эти­ческие, исторические, социологические и социокультурные, жономические, правовые, клинические, лингвистические, пси­холингвистические и психологические знания, понятийный ап­парат, систематика и статистика, общедидактические и общеме­тодические решения проблем образования людей с ограниченны­ми возможностями, сравнительная педагогика.

Специальная педагогика и ее предметные области тесно связа­ны со смежными научными областями. Полученные в них матери­алы и новации творчески используются специальной педагогикой и ее предметными областями в исследованиях и в практической деятельности, в процессах разработки и применения специаль­ных образовательных технологий, технических средств обучения, коррекции и компенсации, социальной адаптации людей с огра­ниченными возможностями. К числу этих наук относятся: фило­софия, история, педагогика, психология, клиническая, соци­альная и специальная психология, физиология, нейропсихоло­гия, ряд отраслей медицины, социология, лингвистика, психо­лингвистика, социальная педагогика, физика, информатика, а также гуманитарные и естественные науки, соответствующие учеб­ным предметам школьного образования, и др.

Все более тонкая дифференциация научного и практического знания в сфере специальной педагогики ведет к возникновению и развитию новых областей педагогического знания. Предметом на­учного исследования в них становятся проблемы воспитания и образования таких категорий людей с ограниченными возможно­стями жизнедеятельности, которые сегодня либо находятся вне образовательного пространства, либо научное и практическое зна­ние о них пока еще недостаточно для выделения в самостоятель-

ноенаправление. Благодаря усилению педагогического и обще­ственного внимания к детям с комплексными нарушениями в раз­витии происходит также развитие междисциплинарной интегра­ции внутри системы специальной педагогики.

Контрольные вопросы и задания

1. Как строились отношения между общей и специальной педагогика-ми на разных этапах развития педагогической науки и практики?

2. Каковы закономерности формирования и развития понятийного аппарата специальной педагогики? Расскажите о «синонимах» термина «специальная педагогика».

3. Что такое параллельная терминология? Приведите примеры.

4. Употребление каких терминов нецелесообразно в условиях совре­менной гуманистической парадигмы специальной педагогики?

5. Сформулируйте цель и задачи специальной педагогики.

6. Назовите современные задачи, единые в области образования для педагогики общей и специальной.

7. Каковы современные классификации ограничений (возможностей) человека? Выделите наиболее распространенные основания этих клас­сификаций.

8. Какие сведения положены в основу педагогической классификации ограничений возможностей человека с отклонениями в развитии?

9. Постройте диаграмму, иллюстрирующую соотношение разных ка­тегорий детей с особыми образовательными потребностями в системе специального образования.

10. Охарактеризуйте современную структурную организацию специ­
альной педагогики, укажите основные пути ее развития.

Литература для самостоятельной работы

Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методоло­гические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М., 1995.

Выготский Л. С. Основы дефектологии // Собр. соч.: в 6 т. — М., 1983. — Т. 5.

Дефектология: словарь-справочник / под ред. Б. П. Пузанова. — М., 1996.

Коркунов В. В., Лернер Д. Основные понятия и термины в специальном образовании // Понятийный аппарат педагогики и образования. — Вып. 1 / под ред. Е. В.Ткаченко.

— Екатеринбург, 1995.

Краевский В. В. Общие основы педагогики. — М., 2003.

Кумарина Г. Ф., Назарова Н. М. Коррекционная педагогика и специаль­ная педагогика: концептуальные основания дескрипторов // Понятий­ный аппарат педагогики и образования. — Вып. 3 / под ред. М. А. Галагу-зовой. — Екатеринбург, 1997.

Назарова Н.М. Об изменениях в понятийном аппарате специальной Педагогики и ее современных лингвосемаптических проблемах // Поня-шппый аппарат педагогики и образования. — Вып. 1 / под ред. Е. В.Тка-Ченко. — Екатеринбург, 1995.

Назарова Н.М., Ленин Г.Н. Специальная педагогика: в 3 т. — Т. 1: Ис-ГОрия специальной педагогики. — М., 2007.

Петленко В. П. Основные методологические проблемы медицины. — Ц„ 1982.

Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. — М., 2006.

Шилов Д. С. Законодательное совершенствование понятийного аппа­рата специальной педагогики и специального образования // Понятий­ным аппарат педагогики и образования. — Вып 4. — Екатеринбург, 2001.

Глава 2 ФИЛОСОФИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 900 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Добавить комментарий

Закрыть меню