Основы деятельности предприятия

Лекция 10 Экономические основы деятельности фирмы

Фирма — это самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом.

Фирма — определение широкое, поскольку в ее рамках может существовать несколько предприятий, организующих производство товаров и услуг.

Фирма имеет следующие признаки:

1) представляет собой экономически обособленную хозяйственную единицу;

2) является юридическим лицом, поэтому юридически независима; она имеет устав и собственный бюджет;

3) выполняет особую функцию: она закупает на рынке факторов производства ресурсы и посредством предприятий производит различные блага, которые поставляет на рынок;

4) производственно и финансово свободна, поскольку самостоятельно принимает решения, касающиеся ее функционирования;

5) целями фирмы в классической и неоклассической теории считаются получение прибыли и минимизация издержек.

На современном этапе существуют фирмы, которые ведут неценовую конкуренцию и имеют иные цели:

а) повышение объема продаж и увеличение собственной доли на рынке.

Под этим подразумевается стремление к максимальному контролю ценообразования и потребительского спроса;

б) сохранение штата служащих. Стремясь к этому, руководство фирмы повышает заработную плату, улучшает условия труда и осуществляет трансфертные платежи;

в) выживание в кризисной экономике. Инфляционные ожидания порождают стремление к созданию новых стратегических методов развития и принятию грамотных решений;

г) создание новых видов товаров и их продвижение на рынок.

Использование новых технологий позволяет организовать производство более качественной продукции, что привлекает внимание покупателя и обеспечивает возможность закрепления на рынке.

Фирма как хозяйственная единица выполняет ряд функций.

1. Коммерческая функция подразумевает налаживание связей с поставщиками ресурсов и инвесторами, а также занятие маркетингом.

Самофинансирование, самоокупаемость и самостоятельность — это основные характеристики «сильной» фирмы.

2. Производственная функция включает в себя способность к организации производства продукции.

3. Финансовая функция: привлечение инвестиций, получение прибыли, работа с ценными бумагами, управление рисками и страхование.

4. Счетная функция — это проведение статистического и бухгалтерского учета (очень важно правильно рассчитать соотношение поставок сырья и выпуска готовой продукции).

5. Административная функция характеризуется управлением производительной и коммерческой деятельностью, общим контролем над деятельностью фирмы.


6. Социальная функция. Фирма в целях своего развития оказывает материальную поддержку своим работникам.

Цели и функции фирмы

Предприниматели создают в рыночной экономике сектор предприятий. Предприятия (фирмы), составляющие основу этого сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Целевые установки фирмы

Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли является безусловно определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.

В условиях несовершенной конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как максимизация валовой выручки (продаж) при обеспечении удовлетворительного объема чистой выручки (прибыли); максимизация темпов роста валовой выручки (продаж); выход на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.

Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия.

Цикл жизни предприятия (фирмы) — это определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями (выход на рынок, рост, зрелость, упадок), каждая из которых характеризуется определенным соотношением объема продаж и прибыли. Первая стадия характеризует собственно процесс .создания и становления предприятия, за которым стоят определенные начальные вложения капитала. Целевая установка на этой стадии — выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж. На второй стадии цикла жизни предприятие проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Целевой установкой является расширение производственных мощностей, захват рынков. На третьей стадии в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибылей. Целевая установка — борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На четвертой стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли вплоть до возникновения убытков (результаты коммерческой деятельности предприятия становятся отрицательными). На этой стадии единственной целью предприятия становится либо продолжение его операций в течение определенного периода времени для минимизации убытков, либо выживание на рынке (сохранение его жизнеспособности) с последующим использованием его ресурсной базы для новой рыночной экспансии.


Понятие издержек и прибыли

Для предприятия (фирмы) важно определить не только свои доходы, но и свои расходы по производству продукции (прежде всего расходы на приобретение ресурсов на рынках). Расходы на производство продукции называются издержками производства или просто издержками. Соотнося доходы (совокупный доход) с издержками (часто не только с издержками производства, но и с другими издержками — налогами, рекламой и т.д.), определяют превышение доходов над издержками. Это превышение называется прибылью (чистым доходом).

Данное определение прибыли — в широком значении. В сущности, это совокупность чистых факторных доходов, ведь доходы фирмы от продажи продукции расходуются преимущественно на доплату факторов производства. В том случае, когда у фирмы есть собственные, т.е. принадлежащие ей, экономические ресурсы (например, свое месторождение полезных ископаемых), доход от них, пусть даже неявный, фактически присутствует в прибыли фирмы,

Прибыль в узком значении — это доход от такого фактора производства, как реальный капитал.

Прибыль фирмы

Когда говорят о прибыли фирмы (предприятия), подразумевают прибыль в широком значении. Это комплексный показатель, отражающий результаты хозяйственной деятельности фирмы. Поэтому в рыночной экономике прибыли уделяют огромное внимание.

Так, экономисты тщательно анализируют уровень прибыли (так называемую норму прибыли) фирмы. Стремясь к ее максимизации (см. 8.2), фирма одновременно оценивает, каков минимально допустимый для нее уровень прибыли в долгосрочном периоде. Если прибыль систематически держится ниже этого уровня, то владельцы фирмы будут стремиться уйти из этого бизнеса и вложить свой капитал в другое дело. Подобный минимально допустимый для фирмы уровень прибыли называется нормальной прибылью. Экономическая теория рассматривает нормальную прибыль как составную часть издержек фирмы, которые она должна покрывать, чтобы выжить. Поэтому фирма включает нормальную прибыль в состав своих издержек.

Та часть прибыли, которую фирма получает сверх нормальной прибыли, называется экономической прибылью. Это любой чистый доход сверх нормальной прибыли.

Минимизация убытков является оборотной стороной максимизации прибыли как одной из целей деятельности предприятия. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Однако следует отметить, что, будучи ориентированной на высокий положительный результат, в краткосрочном плане фирма может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Предпринимательский риск, собственно, и определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится и недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, и возникновение убытков.

То, как фирма будет действовать на рынке, каковы будут ее результаты ее деятельности зависит не только от размеров фирмы (количества используемых ресурсов), но и от того, кто в фирме принимает решения, какие цели преследует и какую ответственность при этом несет. Существуют разные виды фирм. В связи с этим все предприятия в рыночной экономике можно разделить на:

а) частные коммерческие предприятия;
б) частные некоммерческие предприятия;
в) государственные предприятия;
г) смешанные (частно-государственные) предприятия.
Частные коммерческие предприятия (организации) – это фирмы, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Деятельность таких предприятий определяется рынком. Частные некоммерческие (неприбыльные) предприятия (организации) – предприятия, не преследующие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли. Последнее не означает, что такие предприятия вовсе не могут иметь прибыль. Они создаются для удовлетворения каких-либо общественных нужд, а извлечение ими прибыли трактуется законом, не как основная, но как сопутствующая цель. При этом, в отличие от коммерческих фирм, некоммерческие предприятия не имеют права распределять полученную прибыль между своими учредителями. Частными некоммерческими предприятиями являются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и т.п. Зачастую в форме таких предприятий действуют образовательные и лечебные учреждения, базы отдыха и т.д. Государственные предприятия могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. Обычно деятельность таких предприятий определяется политическими решениями, а не рынком.

В рыночной экономике большинство товаров и услуг производится частными коммерческими предприятиями. Частные коммерческие предприятия могут иметь следующие организационно-правовые формы: индивидуальное предприятие, полное товарищество, коммандитное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив. Рассмотрим их особенности.

Индивидуальное предприятие создается гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Такой предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое по закону взыскание не может быть обращено.

Полное товарищество – товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут солидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом.

Коммандитное товарищество (товарищество на вере) – товарищество, в котором наряду участниками, занимающимися предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несущими солидарную ответственность по его обязательством своим имуществом, имеется один или несколько вкладчиков (коммандитистов). Последние не занимаются предпринимательской деятельностью и несут риск убытков только в пределах своих вкладов.

Общество с ограниченной ответственностью – общество, уставный фонд которого разделен на доли. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью – отличается от предыдущего тем, что ответственность участников не ограничивается стоимостью вкладов, но распространяется и на остальное имущество членов общества.

Акционерное общество (АО) – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов.

Производственный кооператив – это объединение граждан на основе членства для совместного ведения какой-либо хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении имущественных паевых взносов.

Повышение экономической эффективности рыночной системы стимулируется существованием конкуренции между различными предприятиями и организациями, а также предпринимателями. Это один из важнейших факторов постоянного возбуждения деятельности экономических субъектов. Желание и упорство обойти соперника, конкурента образовывает мощный толчок экономического прогресса, конкуренцию принято характеризовать цивилизованной формой борьбы за экономическое существование.

Конкуренция представляет собой столкновение интересов, соперничество за наилучшие условия производственной деятельности, покупки и продажи товаров, возникающее между участниками на рынке. Иначе говоря, соперничество за право лучшего использования экономических ресурсов, которые имеются в наличии, за получение эффективного хозяйствования и получения максимального дохода, образуют конкурирующие отношения между теми, кто продает, теми, то приобретает.

Виды конкуренции зависят от следующей классификации критериев.

Экономическое поведение производителя (продавца):

1) олигополистическая конкуренция, т. е. соперничество с несколькими конкурентами одновременно;

2) полиполическая конкуренция, т. е. соперничество между всеми участниками на рынке.

2. Степень свободы нахождения конкуренции в каждой отдельной отрасли:

1) открытая;

2) закрытая конкуренция.

3. Степень дифференциации продукции:

1) без дифференциации продукции: однородная, или гомогенная, конкуренция;

2) с дифференциацией продукции: разнородная, или гетерогенная, конкуренция.

4. Степень использующихся действий:

1) ценовая конкуренция;

2) неценовая конкуренция;

3) эффективная конкуренция.

Выделяют два вида конкуренции:

1) совершенную;

2) несовершенную.

Совершенная конкуренция осуществляется на рынке, где большое количество предприятий реализует стандартную продукцию. Отдельно каждое предприятие поставляет на рынок совершенной конкуренции небольшую долю предложения продукции из совокупного общего объема, таким способом, оно не имеет возможности воздействовать на уровень стоимости данной продукции. При совершенной конкуренции наблюдается свободный вход для новых предприятий в любую отрасль, а также и свободный выход из нее. Иначе говоря, исключаются законодательные и технологические преграды с целью свободного вращения капитала. Для данной конкуренции не характерно применение методов неценовой конкуренции. На рынке, где действуют конкурентные отношения, товары покупаются многими самостоятельными, независимыми покупателями, данное обстоятельство характеризует то, что объем продукции, который необходим, приобретатель должен покупать по стоимости, утвердившейся на рынке, и тем самым он не может воздействовать на определение уровня стоимости товара.

На рынке, на котором отсутствует соблюдение характерных черт совершенной конкуренции, возникает несовершенная конкуренция.

Одним из видов этой конкуренции является чистая монополия. Существование чистой, или абсолютной, монополии определяется функционированием одного крупнейшего предприятия, которое считается единственным производителем товара, не имеющего аналога, т. е. предприятие полностью представляет какую—либо отрасль производства. Монополист, определяющий стоимость, контролирует ее, у него отсутствуют соперники, т. к. их появлению препятствуют экономические и технические преграды, т.

е. свободный вход в отрасль других предприятий закрыт. Монополист не имеет возможности определить любую цену на свой товар, т. к. с целью большей продажи товара ему необходимо снижать стоимость. Регулируя соотношение стоимость – объем реализации, он получит максимальный доход.

Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство — комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции Все эти меры направлены поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.

В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все сделки по подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону, как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.

Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

1) предупреждение создания монополий;

2) ограничение использования монопольной власти.

Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

Экономические основы функционирования предприятий (организаций) туризма в условиях рынка.

Современный туризм действует в рыночной среде, контролируемой и регулируемой государством и другими финансовыми и экономическими институтами и организациями. Из этого следует, что все туристские фирмы и организации действуют на основе трех исходных экономических принципов:
— во-первых, они предпочитают свободу хозяйствования и соответственно свободу инициативы и ответственности;
— во-вторых, их хозяйственная деятельность объективно подчиняется законам туристского рынка (законам стоимости, спроса и предложения, конкуренции, денежного обращения, ценообразования);
— в-третьих, государственные и общественные институты (в частности, профсоюзы) предпринимают попытку регулировать рыночные процессы в туризме с целью привнести в туризм социальное и нравственное начало по отношению к самому туристу, природе и обществу в целом.

Основной целью деятельности предприятий туризма в условиях рынка является удовлетворение общественных потребностей, получение прибыли и обеспечение своей финансовой устойчивости.

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

-выпускать высококачественную продукцию, обновлять ее в соответствии со спросом;

-рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

-разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с имеющимися обстоятельствами;

-внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;

-заботиться о работниках, росте их квалификации, повышении жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;

-обеспечивать конкурентоспособность предприятия.

Механизм функционирования туристской организации в современных экономических условиях.

Любой индивидуальный предприниматель или предприятие туризма, предполагающий заняться предпринимательской деятельностью, прежде всего, должен определить, в какой сфере он собирается работать, какие товары производить, какие виды услуг оказывать.

Затем предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в туристских услугах он вступает в контакты с потенциальными потребителями (туристами, оптовыми и розничными торговцами). Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущим покупателем товара. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. Следующий этап предпринимательства — приобретение или аренда факторов производства. К факторам производства относятся производственные фонды, рабочая сила и информация.

Производственные фонды образуют имущество туристской организации, которое может принадлежать ей на праве собственности, оперативного управления либо полного хозяйственного ведения.

Источниками имущества туристской организации являются:

-денежные и материальные взносы учредителей

-доходы от реализации туристских услуг

-ценные бумаги и доходы от ценных бумаг

-капитальные вложения и дотации от бюджетов различного уровня

-безвозмездные и благотворительные взносы

-пожертвования физических и юридических лиц

-выкуп имущества государственных туристских организаций путем конкурса, -аукциона, тендера

-иные источники, не запрещенные законодательством.

Рабочую силу туристская организация нанимает путем объявлений, через биржи труда, агентства по трудоустройству, с помощью друзей и знакомых. При подборе сотрудника на определенную должность следует учитывать образование кандидата, уровень его профессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества.

Далее туристская организация приобретает необходимую информацию о возможности привлечения ресурсов: материальных, финансовых, трудовых, о рынке сбыта намечаемых к производству услуг и т.д.

Каждая организация стремится финансировать деятельность за счет собственных источников финансирования. Если собственных средств недостаточно, то туристская организация обращается в коммерческий банк или к другому обладателю свободных денежных средств за получением кредита. Можно избрать и другой путь — получение факторов производства в кредит. Однако в любом случае туристская организация должна будет вернуть кредитору денежную сумму, полученную в кредит или равную стоимости взятых в кредит факторов производства плюс проценты за пользование кредитом.

Денежные субсидии, как правило, на льготных условиях могут быть предоставлены туристской организации, особенно начинающей, государственными структурами. Однако на практике субъектам турбизнеса не выделяют даже тех средств, которые заложены в государственном бюджете на эти цели.

Приобретенные на различных условиях факторы производства позволяют туристской организации приступить к процессу производства услуг. Организация потребляет ресурсы определенного вида, чтобы в результате производственного процесса получить продукт и далее выручку от его реализации.

Разность между выручкой и затратами составляет прибыль туристской организации. Различают валовую (балансовую) и остаточную (чистую) прибыль. Валовая прибыль представляет собой денежную сумму, которая остается в организации после возмещения затрат на производство и реализацию услуг, но до выплаты налогов. Остаточная прибыль определяется вычитанием из валовой прибыли налогов, штрафов и представляет собой конечный итог деятельности туристской организации.

Общую финансовую оценку деятельности туристской организации определяет показатель рентабельности, определяемый как отношение остаточной прибыли к полным издержкам производства. Практика показывает, что для турбизнеса наиболее характерна рентабельность в размере 15%.

Показатели финансово-экономической деятельности турфирмы включают:
— объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма;
— показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и пр.);
— показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств);
— себестоимость услуг туризма;
— прибыль;
— рентабельность;
— финансовые показатели (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).

4. Основные фонды предприятий (организаций) туристской отрасли.

Для того, чтобы осуществлять хозяйственную деятельность, предприятие туризма должно обладать определенными средствам, то есть капиталом. Капитал – это совокупность денежных средств, предназначенных для инвестирования, и средств производства, используемых в процессе создания продуктов и услуг. По источникам происхождения капитал бывает собственным и заемным. Собственный капитал – стомостная оценка имущества предприятия, полностью находящегося в его собственности. Заемный капитал – капитал, который формируется на предприятии из внешних источников в виде различных заемных средств (кредитов). Капитал в материальной форме: здания, сооружения, земля, в нематериальной форме – интеллектуальная собственность, изобретения, ноу-хау, товарные знаки.

Необходимым условием ведения хозяйственной деятельности предприятия является обладание определенным набором экономических ресурсов или факторов производства. Их можно разделить на две группы и соответственно выделить две формы капитала:

— физический, или материально-вещественный, капитал (здания, сооружения, машины, оборудование, материалы)

— человеческий капитал, или трудовые ресурсы (профессиональные знания и практические навыки, общие знания и образовательный уровень персонала).

Материально-вещественный капитал делится на основной и оборотный капиталы.

Основной капитал включает в себя основные средства, нематериальные активы и долгосрочные финансовые вложения. Оборотный капитал – это часть капитала предприятия, вложенная в его текущие активы , друдгими словами, совокупность средств, находящихся в хозяйственном обороте.

Основные производственные фонды – это часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время (более 12 месяцев), сохраняя при этом свою первоначальную форму. Стоимость переносится на готовую продукцию постепенно, по мере использования в форме амортизации. (Амортизация – это денежное возмещение износа основных фондов путем включения части их стоимости в затраты (себестоимость продукции, услуг. Амортизационные отчисления – отчисления, которые предназначаютс для возмещения выбывающих или изнашиваемых основных фондов и предназначены для финансирования затрат, связанных с воспроизводством основных фондов предприятия.) Основные производственные фонды пополняются за счет капитальных вложений, финансовыми источниками которых могут быть амортизационный фонд предприятия, отчисления от чистой прибыли и другие источники.

Оборотные производственные фонды – это часть производственных фондов, целиком используемая за один производственный цикл и полностью переносящая свою стоимость на готовую продукцию. Оборотные фонды возобновляются после каждого производственного цикла.

К основным фондам относятся средства труда, а к оборотным – предметы труда. Основные фонды отличаются от оборотных фондов по следующим параметрам:

-по времени использования (основные фонды имеют длительный (более года) период обращения и многократно участвуют в производственном процесса, а оборотные фонды полностью используются в течение одного производственного цикла)

-по характеру и способу переноса стоимости на готовую продукцию — основные переносят свою стоимость на продукт постепенно- амортизация, а оборотные полностью за один цикл.

-по характеру воспроизводства (основные – за счет капиталовложений по мере из износа, а оборотные возобновляются заново после каждого производственного цикла)

По стоимости: основные и оборотные фонды учитываются согласно принятой учетной политике на предприятии туриндустрии. Согласно Положению по бухгалтерскому учету основных средств ПБУ 6/01 от 30 марта 2001 года при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

-использование активов в производстве продукции, при выполнении работа или оказании услуг либо для управленческих нужд организации,

-использование активов в течение длительного времени продолжительностью свыше 12 месяцев,

-отсутствие намерений организации в последующем перепродать данные активы,

-способность активов приносить организации доход в будущем.

Непроизводственные основные фонды: жилые дома, спортивные сооружения, детские сады и другие объекты, находящиеся на балансе предприятия. Эти фонды непосредственно не участвуют в процессе производства продукции или услуг и не переносят свою стоимость на вновь создаваемую продукцию. Они оказывают косвенное воздействие на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, так как формируют его инфраструктуру и обеспечивают необходимые условия для воспроизводства рабочей силы. Стоимость непроизводственных основных фондов расходуется в процессе их эксплуатации.

По назначению и использованию в производственном процессе основные фонды можно классифицировать следующим образом

1. здания, включая водоснабжение, отопление, электросеть, вентиляцию

2. сооружения – инженерно-технические объекты, выполняющие технические функции (тоннели, мосты, дороги для внутреннего транспорта)

3. передаточные устройства – устройства, с помощью которых передается электрическая, тепловая энергия (электрические сети, линии связи, теплосети) водопровод, газовые сети, которые находятся вне здания и не являются его составной частью

4. машины и оборудование: генераторы, электрические двигатели, измерительные приборы, вычислительная техники, оргтехника, оборудование АТС

5. транспортные средства

6. инструмент

7. производственный инвентарь – столы, стеллажи, емкости, ограждения, вентиляторы

8. хозяйственный инвентарь – мебель, осветительные приборы, посудомоечные машины

Приведенная классификация является общепринятой для любого предприятия.

Экономические основы деятельности фирмы

Но как добывается прибыль и почему одни фирмы богатеют, а другие разоряются?

Деятельность фирмы имеет смысл для ее владельцев лишь в случае получения ими дохода в форме прибыли. А прибыль — это превышение выручки от продажи товара над суммарными затратами (издержками) на его изготовление и организацию продажи.

Однако это определение еще недостаточно конкретно, поскольку величина таких общих затрат может быть рассчитана по-разному.

Это связано с тем, что любая фирма при осуществлении своей деятельности пользуется ресурсами двух видов:

Внешние ресурсы — это все то, что фирма покупает у других коммерческих организаций или граждан. К этой категории относятся: материалы, детали, энергия, рабочая сила и т. д. Они расходуются для производства определенного объема продукции, а для изготовления следующей партии их надо приобретать вновь. Например, заработная плата рассчитывается за месяц, и ею оплачивается тот объем продукции или услуг, который наемный работник изготовил за это время. Наступает новый месяц, и за трудовые услуги надо платить опять.

Внутренние ресурсы — это все то, что принадлежит самой фирме и используется ею для организации своей деятельности. Важнейшие из таких ресурсов — помещения, оборудование, земля, денежные средства владельца фирмы, использованные для ее создания.

Все они остаются ограниченными и потому имеют свою ценность. Эта ценность равна цене выбора, сделанного в пользу направления таких ресурсов на деятельность данной фирмы.

Для примера рассмотрим такие внутренние ресурсы, как собственные денежные средства и предпринимательские услуги владельца фирмы.

На первый взгляд они бесплатны: ведь их не надо ни у кого покупать. Однако денежные сбережения и силы, вложенные в деятельность фирмы, ее владелец мог бы направить на иные цели и на этом что-то заработать. Например, деньги положить в банк, а свои способности продать за заработную плату, нанявшись на работу в другую фирму.

Но он отдал (вложил) эти ресурсы в свою фирму. Естественно, что такой шаг будет экономически рациональным лишь в том случае, если деятельность фирмы принесет ее владельцу доход, по крайней мере, не меньший, чем он получил бы при ином использовании своего предпринимательского таланта и сбережений.

Такой доход принято называть нормальной прибылью, и он составляет тот минимум, который предприниматель должен получить, чтобы:

  • возместить вложенные в дело средства и усилия;
  • сохранить заинтересованность в дальнейшем занятии делами фирмы;
  • вкладывать и дальше в развитие фирмы суммы, достаточные для сохранения ее конкурентоспособности.

Если предприниматель не получает нормальной прибыли, то, скорее всего, либо он сам бросит свое занятие и станет наемным работником, либо фирма в конце концов захиреет и будет вытеснена с рынка конкурентами.

Все это справедливо и для иных видов внутренних (собственных) ресурсов фирмы. Например, здание, которое принадлежит фирме и используется для ее деятельности, можно было сдать в аренду кому-то другому и получить за это арендную плату. Значит, доход от использования здания на собственные нужды желательно получить в размере, не меньшем возможной арендной платы.

Все эти неполученные доходы от альтернативного использования (цены выбора) внешних ресурсов сокращают прибыль фирмы точно так же, как и ее реальные издержки на внешние (покупные) ресурсы. Это означает, что все внутренние ресурсы тоже имеют для фирмы ценность, и потому общая величина ее издержек складывается из:

  • внешних (явных) издержек и
  • внутренних (неявных) издержек (рис.

    10-3).


Рис. 10-3. Основные виды издержек, осуществляемых фирмами

Иными словами, с точки зрения экономической науки общие издержки фирмы включают расходы на приобретение ресурсов всех видов, которые фирма собрала воедино и использовала для организации производства, включая и собственность самой фирмы, и предпринимательские способности ее владельца.

Понимаемые таким образом общие издержки называются экономическими из-держками. Прилагательное «экономические» в этом определении связано с различием во взглядах на издержки между экономистами и бухгалтерами, а также налоговыми службами государства.

Ни бухгалтеры, ни налоговые службы не учитывают в составе издержек фирмы ее внутренние (неявные) издержки. Для них реальны только те издержки, которые были

действительно осуществлены. Нормальная прибыль собственника, по мнению бухгалтеров и налоговых инспекторов, является доходом, а доход подлежит обложению налогом. Таким образом, ни нормальная прибыль собственника, ни прочие неявные издержки бухгалтерами и сотрудниками налоговых служб в качестве издержек не признаются, а говоря о затратах фирмы, они имеют в виду только реально осуществленные и отраженные в бухгалтерских документах так называемые бухгалтерские издержки.

Но если существуют две различные трактовки общей суммы издержек фирмы, то неизбежно возникают и два различных взгляда на величину прибыли как разницу между выручкой от продаж и величиной издержек.

Иными словами, если мы вычитаем из выручки от продаж экономические издержки, то полученная величина должна называться экономической прибылью. Если же мы вычтем из выручки от продаж только бухгалтерские издержки, то результат окажется бухгалтерской прибылью.

Если записать это в виде уравнений, то получим:

Экономическая прибыль фирмы = Выручка от продаж — Внешние издержки — Внутренние издержки.

Бухгалтерская прибыль фирмы = Выручка от продаж — Внешние издержки.

Теперь мы можем представить различие точек зрения бухгалтеров и экономистов на структуру выручки фирмы от продажи товаров так, как это показано на рис. 10-4.


Рис. 10-4. Различие в бухгалтерской и экономической трактовке издержек и прибыли фирмы

Чтобы лучше понять, как именно фирмы управляют издержками и какие экономические закономерности им при этом приходится учитывать, стоит разобраться в том, какие у фирм бывают издержки.

Наше знакомство с издержками (или, как их порой называют, затратами) фирмы мы начнем с выяснения, как формируются внешние издержки и чем они отличаются от расходов и платежей.

Представим себе, что фирма решила приобрести станок или вагон металла. Чтобы это сделать, ей надо осуществить расходы, т. е. потратить на приобретение ресурсов определенную сумму денег — ту, по которой она договорилась такой ресурс приобрести.

Иными словами:

Расходы = Количество покупаемых ресурсов производства x Цена покупаемых ресурсов производства.

Но подписание договора о приобретении нужного фирме ресурса еще не значит, что она уже на самом деле осуществила расходы. Расход становится для фирмы реальностью только в тот момент, когда она реально передает продавцу деньги за приобретенный у него вид ресурсов.

Такая реальная передача денег (в форме наличных или безналичных средств) и называется платежом. Заметим, что приобретение ресурсов и платежи за них могут не совпадать во времени. В коммерческой практике дела очень часто ведутся по принципу: «Купи сегодня ~ заплати завтра!» (так легче уговорить покупателя сделать покупку).

Но приобретение ресурсов (и даже факт их реальной оплаты, стирающий грань между расходом и платежом) еще не означает, что эти ресурсы реально использованы на нужды фирмы. Они могут, например, попасть на склад, превратившись в запасы.

И лишь в тот момент, когда ресурсы действительно станут использоваться (затрачиваться) фирмой для производства товаров или оказания услуг, начинается формирование величины издержек. Таким образом, издержки равны произведению цены за единицу ресурса на тот объем этих ресурсов, который уже использован для изготовления товаров или осуществления иной деятельности фирмы.

Наше понимание издержек будет неполным, если мы не обратим внимания на то, что издержки фирмы формируются по-разному в зависимости от вида используемых ресурсов.

Сравним, например, издержки, связанные с использованием материалов, и издержки, связанные с использованием производственных помещений.

И материалы, и помещения — ресурсы, без которых фирма не может организовать производство. Но если материалы в процессе изготовления продукции теряют свой внешний вид, превращаясь в готовые изделия (а часть — в отходы), то производственные цеха остаются на месте и после того, как их покинет очередная партия изделий.

Кроме того, чем больше единиц продукции нам надо изготовить, тем больше материалов придется на это потратить. Если на изготовление автомобиля уходит, скажем, 1,2 т металла, то для изготовления 10 автомобилей потребуется 12 т металла, а 100 автомобилей — 120 т.

Теперь обратим внимание на цех, в котором производятся эти автомобили, и установленное в нем оборудование. Допустим, что они были возведены из расчета на производство 100 автомобилей в сутки. Но если в этом цехе и на этом оборудовании из-за упавшего спроса будет производиться не 100, а, скажем, 90 автомобилей, то от этого не изменятся ни размеры цеха, ни объем установленного в нем оборудования.

Именно подобные различия в масштабах изменения объемов потребления производственных ресурсов при изменении объемов производства заставили экономистов разбить все виды издержек на две категории:

  1. постоянные издержки;
  2. переменные издержки.

К постоянным издержкам относятся, например, арендная плата за помещения, издержки, связанные с обслуживанием оборудования, выплаты в погашение ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные накладные расходы.

Переменные издержки включают издержки фирмы на материалы, энергию, комплектующие изделия, заработную плату. Они изменяются при любом колебании объемов выпуска товаров и в том же направлении (увеличиваются при росте объемов и падают при их сокращении).

Разницу в закономерностях изменения издержек и их общую структуру наглядно иллюстрирует рис. 10-5.


Рис. 10-5. Структура общих затрат и различия в изменении сумм постоянных и переменных издержек при изменении объемов производства

А вот общая сумма переменных издержек растет вслед за увеличением объемов выпуска. Если изготовление 20 единиц продукции потребует переменных издержек в 19 млн р., то 40 единиц — 30 млн р.

Соответственно меняются и общие издержки на производство. Если общие издержки на изготовление 20 единиц продукции составят в данной фирме 34 млн р. (15 млн р. постоянных издержек + 19 млн р. переменных издержек), то изготовление 40 единиц потребует издержек в 45 млн р. (15 млн р. постоянных издержек + 30 млн р. переменных издержек).

Такой детальный анализ изменения издержек фирмы необходим потому, что только на его базе можно понять, как фирмы определяют:

  1. цены, по которым они предлагают свои товары на рынок, и
  2. объемы производства товаров или услуг.

Увеличение масштабов производства всегда требует тщательного обоснования и расчета маржинальных (от англ. margin — «граница») (предельных) издержек. Они помогают проверить, не будут ли предельные издержки на производство дополнительной единицы товара равны или больше цены продажи (маржинального дохода от продаж). Ведь если такое случится, то прибыль фирмы от продажи этой дополнительной единицы товара станет нулевой или отрицательной, а это противоречит самой цели ведения бизнеса.

Отметим, что результаты деятельности любой фирмы сильно зависят не только от ее издержек, но и от типа рынка, на котором ей приходится продавать свои товары. При этом имеются в виду различия между рынками не по характеру продаваемых там товаров, а по сложившимся условиям конкуренции при их продаже.

Фирма, выходящая со своим товаром на рынок, чаще всего сталкивается с конкуренцией со стороны других фирм, которые также стремятся продать свои товары. Все эти фирмы вынуждены соперничать между собой из-за ограниченности ресурсов (прежде всего денежных средств), которыми покупатели располагают для покупки товаров на данном рынке.

Соперничество, однако, может разворачиваться по-разному. И каждая фирма должна учитывать тип конкуренции, с которым она столкнется на рынке, для выработки своей коммерческой политики. Вместе с тем тип конкуренции имеет немалое значение и для покупателей, прямо затрагивая их интересы.

Обычно выделяют следующие типы конкуренции (конкурентных рынков):

  1. рынок совершенной (чистой) конкуренции;
  2. рынок монополистической конкуренции;
  3. олигополистический рынок;
  4. рынок монополии.

Рынок совершенной (чистой) конкуренции. Для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязывать остальным выгодные ему условия сбыта.

Именно так конкурируют между собой, например, мелкие производители сельскохозяйственной продукции или мелкие фирмы в сфере услуг.

При такой конкуренции рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать друг другу свою волю и вынуждены на равных искать компромисс в виде рыночной цены (цены рыночного равновесия).

В такой ситуации достоинства рыночных механизмов (впрочем, как и их недостатки) проявляются наиболее полно. Поэтому наш рассказ в главах 3-4 об устройстве рынка и взаимодействии спроса и предложения наиболее точно описывает именно рынок совершенной конкуренции.

Рынок монополистической конкуренции. Экономисты говорят о возникновении монополистической конкуренции, если:

  1. на рынке имеется много конкурирующих фирм;
  2. для удовлетворения одной и той же потребности эти фирмы предлагают различающиеся между собой товары;
  3. каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой она продает свои товары;
  4. существующие фирмы не могут преградить вход на рынок новым конкурентам.

Характерными примерами таких товарных рынков являются рынки продуктов питания, одежды, мебели и т. д.

Например, все пальто различных швейных фирм удовлетворяют одну и ту же потребность покупателей: обеспечивают защиту от непогоды. Но каждая фирма, изготавливающая пальто, предлагает покупателю товары, отличающиеся друг от друга материалом, покроем, отделкой, цветовой гаммой. При этом определенный тип пальто предлагается на рынок только одной фирмой, обладающей авторскими правами на совокупность свойств своей продукции.

На таком рынке монополистическая власть каждой фирмы состоит лишь в праве на изготовление особой разновидности товара и на предложение ее на рынок по самостоятельно назначенной цене, но не в контроле над рынком всех товаров однотипного назначения и возможности диктовать рыночную цену.

Такой тип конкуренции наиболее распространен. Он возникает в тех отраслях, где:

  1. для организации производства не нужно создавать особенно крупные предприятия и потому вкладывать особо крупный капитал;
  2. возможно создание многих разновидностей товара, удовлетворяющего определенную потребность;
  3. права отдельной фирмы на исключительное изготовление созданной ею разновидности товара можно защитить с помощью авторских прав и прав на товарный знак, т. е. патентов. Именно в силу такой защиты законом прав изготовителя другие фирмы не могут выпускать свою продукцию под тем же именем и с точно такими же свойствами, как продукция, защищенная патентом.

Рынок олигополии. Для этого рынка характерно производство одинаковых или сходных товаров небольшим числом крупных фирм, которые и конкурируют между собой. При этом каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются ее товары.

Ситуация олигополии возникает обычно в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств. Экономически рациональный масштаб этих производств оказывается таким, что все нужды рынка могут быть удовлетворены несколькими фирмами.

Например, как ни велик автомобильный рынок США, но десятилетиями его потребности практически полностью обеспечивались «большой тройкой» фирм: «Форд», «Дженерал моторе» и «Крайслер». Олигопольными обычно являются рынки производства тяжелого оборудования, нефтехимической продукции, осуществления международных авиаперевозок и т. п.

Интересна структура российского рынка легковых автомобилей. Плановые органы СССР сформировали эту отрасль таким образом, что в ней были лишь четыре основных производителя: «ВАЗ» (изготовитель «Жигулей»), «АЗЛК» (изготовитель «Москвича»), «ГАЗ» (изготовитель «Волги») и «ЗАЗ» (изготовитель «Запорожца»). Автомобили зарубежных фирм государство для продажи на внутреннем рынке не закупало, частных фирм по торговле автомобилями не существовало, рынок был полностью поделен между упомянутыми производителями. Каждый из них практически диктовал цены на свои автомобили.

Аналогичная ситуация существовала на отечественных рынках холодильников и телевизоров.

Рынок монополии. На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия (напомним, что слово «монополия» образовано на основе двух греческих слов: «монос» — «один» и «полео» — «продаю» — и означает, следовательно, ситуацию, когда на рынке есть только один продавец).

При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует. Поэтому обычная коммерческая стратегия монополиста — навязывание покупателям завышенных уровней цен.

На рынке монополии такая возможность завышения цен становится наибольшей, т. е. возникает ценовой диктат продавца. Более того, монополисту не нужно ни совершенствовать свою продукцию, ни искать наиболее рациональные способы ее производства и сбыта. Поэтому рост степени монополизации рынков всегда рождает очень серьезные проблемы.

Понять и запомнить различия между рынками разных типов помогает табл. 10-2, а меру влияния продавцов и покупателей на формирование цен на рынках с различными типами конкуренции иллюстрирует рис. 10-6.

Таблица 10-2

Тип рынка Характеристики конкурентной ситуации
Число фирм в отрасли Тип товаров Барьеры для входа на рынок Возможность фирмы влиять на цены своих товаров Примеры отраслей, действующих на таких рынках
Совершенная конкуренция Большое Одинаковые изделия Не существуют Отсутствует полностью Сельское хозяйство, бытовые услуги
Монополистическая конкуренция Большое Разные изделия сходного назначения Существуют, но их можно преодолеть Существует некоторая Пищевая и легкая промышленность, производство мебели
Олигополия Небольшое Одинаковые или различные изделия Существуют, и преодолеть их трудно Большая Автомобильная промышленность, авиаперевозки
Монополия Одна Товар, не имеющий заменителей Существуют, и преодолеть их очень трудно или даже невозможно Максимальная Электроэнергетика, железнодорожные перевозки


Рис. 10-6. Возможности покупателей и продавцов влиять на цены при различных типах организации рынка

Он показывает, что возможности покупателей и продавцов равны только на рынке чистой (совершенной) конкуренции. На всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая максимума при чистой монополии.

В большинстве развитых стран мира государство ведет борьбу с проявлениями монополизма на рынке. Сердцевиной государственного антимонопольного регулирования в РФ является ограничение фирм-монополистов в навязывании покупателям своих уровней цен и защита конкуренции. Особенно это важно по отношению к естественным монополиям.

Дело в том, что в некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам.

Скажем, экономически невыгодно создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм.

Наиболее крупномасштабными естественными монополиями обычно являются энергетические и транспортные. Создание в этих отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста нескольких меньшего размера может привести к увеличению издержек на производство и в итоге не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, разумеется, не заинтересовано.

Добавить комментарий

Закрыть меню