Основы черчения в школе

Цели и задачи обучения черчению

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 9Следующая ⇒

Курс черчения в средней школе носит общеобразовательный характер и ставит своей целью дать учащимся знания основ теории изображения предметов на плоскости, а также научить навыкам чте­ния и выполнения эскизов, чертежей, схем и наглядных изображе­ний, с использованием условностей, установленных стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Программа ставит следующие учебные задачи:

1. Дать учащимся знания основ метода прямоугольных проек­ций и построения аксонометрических изображений.

2. Ознакомить с важнейшими правилами выполнения чертежей, условными изображениями и обозначениями, установленными го­сударственными стандартами.

3. Способствовать развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в производственной деятельности, на­учить анализировать форму и конструкцию предметов и их графичес­кие изображения, понимать условности чертежа, читать и выполнять эскизы и чертежи деталей, несложные сборочные и строительные чер­тежи, а также простейшие электрические и кинематические схемы.

4. Развивать элементарные навыки культуры труда: уметь пра­вильно организовать рабочее место, применять рациональные при­емы работы чертежными и измерительными инструментами, соблюдать аккуратность и точность в работе и другое.

5. Научить самостоятельно работать с учебными и справочны­ми пособиями по черчению в процессе чтения и выполнения черте­жей и эскизов.

Для осуществления указанных задач программа предусматри­вает изучение теоретических положений, выполнение упражнений, обязательный минимум графических и практических работ.

Указанные в программе графические и практические работы яв­ляются обязательными по количеству и содержанию (при необхо­димом уточнении конкретных заданий для каждой работы). Содержание же тренировочных упражнений и их количество пла­нируются учителем, исходя из материала изучаемой темы, пройденных ранее разделов курса, а также подготовки учащихся.

Познавательная активность учащихся в процессе приобретения знаний носит избирательный характер. Жизненный и трудовой опыт в определенной степени влияет на глубину усвоения, на их отноше­ние к учебе. Современная молодежь склонна критически относить­ся к тем сведениям, которые излагает учитель. Ей свойствен прагматический подход к знаниям: насколько они могут пригодиться в будущей трудовой деятельности.

В этом отношении предмет черчение находится в более выгодных условиях: сообщаемые в нем сведения имеют непосредствен­ное отношение к будущим трудовым профессиям многих технически ориентированных учащихся. Это может вызвать большой интерес учащихся. Поощряя активность учеников, учитель должен посто­янно заботиться об ее развитии, поскольку только при этом усло­вии обучение окажется наиболее плодотворным.

Методике развития активности учащихся в пособии уделено особое внимание.

Изучение предмета должно помочь учащимся облекать в графическую форму свои творческие замыслы, рационализаторские предложения, возникающие в процессе обучения. Поэтому развитие навыков самостоятельной работы, настойчивости в достижении поставленной цели, способности критически оценивать свою работу, ответственно относиться к ее выполнению являются важными задачами при обучении черчению.

Конечной целью являются основные ступени, которые приходится преодолеть учащимся за год обучения черчению:

1. Понять и, следовательно, уметь описать форму несложной модели; знать названия основных геометрических тел, без которых дать описание невозможно. Узнавать геометрическую форму тела не 1ько в целом, но и его части; владеть умением воссоздавать полную рму по ее части на основе знания ее определяющих признаков.

2. Уметь понимать наглядное изображение предмета не толь-) по общему виду, но и путем детального анализа его элементов. Правильно воспринимать форму изображенного предмета. Уметь найти среди группы близких по форме моделей именно ту, которая изображена на данном чертеже (наглядном пособии).

3. Уметь сохранять на основе рассмотрения наглядного чертежа устойчивое представление о форме предмета и найти его среди других изображений, если на одном из них тот же предмет дан в ином ракурсе на остальных даны другие, но близкие по форме предметы.

4. Умение находить соответствие между моделью и комплекс­ным чертежом ее, наглядным изображением и чертежом, уверенно показывать на проекциях отдельные элементы, соответствующие аналогичным элементам на модели или на наглядном изображении. Ясно представлять нарушения видимой связи между элементами реального объекта, которые возникают при .переводе его в графи­ческое изображение: загораживание одних элементов другими, рас­положенными впереди, исчезновение некоторых элементов вследствие особенностей их расположения, при котором они про­ецируются в точку или отрезок и т.д.

5. Уметь оперировать одним комплексным чертежом, отчетливо представляя, в каком ракурсе изображен объект на каждой проек­ции; уметь воссоздать по проекциям цельный образ предмета и его форму, прочитать чертеж. При необходимости продемонстрировать понимание чертежа выполнением технического рисунка или моде­ли объекта, либо словесным его описанием.

Приведенные условно пять ступеней можно уточнить, исправить, дополнить. Не следует понимать их как ряд четко и последовательно сменяющих друг друга этапов в графическом развитии учащегося. Между ступенями нет .резко очерченных границ: овладение знаниями и навыками в одно и то же время может затрагивать объем нескольких ступеней. Но все же общий путь формирования знаний и навыков -от понимания формы модели, предмета к пониманию ее наглядного изображения и, далее, комплексного чертежа — будет, как нам пред­ставляется, наиболее доступным и методически обоснованным.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Date: 2016-02-19; view: 1601; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Внеклассное занимательное мероприятие для обучающихся 1-го года обучения объединения дополнительного образования «Основы чертёжной графики».

Интеллектуальный марафон – это соревнование ума, способностей и опыта.

Интеллектуальный марафон – это интеллектуальные соревнования обучающихся, в процессе которого осуществляется учебно-воспитательная работа, направленная на развитие личности каждого участника. Участвуя в интеллектуальном марафоне, обучающиеся проявляют стремление к самореализации. Полученный результат способствует формированию у детей адекватной самооценки и уровня притязаний, а также учит брать на себя ответственность за результаты собственной работы.

Продолжительность: 45 минут.

В игре участвуют 2 команды учащихся по 6 человек.

Форма урока: познавательный урок – игра с мультимедийной поддержкой.

Цель: в форме игры получение новых и обобщение имеющихся знаний в различных областях.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Обобщение предметных компетенций.
  • Привитие интереса к предметам.
  • Демонстрация применимости в жизни знаний, получаемых на различных уроках.

Развивающие:

  • Развитие коммуникативных способностей детей.
  • Развитие умений выступления перед аудиторией.
  • Повышение общеобразовательного уровня.
  • Расширение кругозора обучающихся, повышение их интеллектуального уровня и общей культуры.

Воспитательные:

  • Привитие навыков культурного общения.
  • Развитие творческой активности обучающихся, самостоятельности, коллективизма.
  • Воспитание чувства личной ответственности за общее дело.

Методические приемы: практический, познавательный и обобщающий контроль.

Тип урока: обобщение, закрепление и контроль знаний.

Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: литература, история, черчение.

Вид урока: индивидуально-коллективная работа в группах.

Оборудование:

  • мультимедиа;
  • презентация PowerPoint;
  • карточки с заданиями;

Подготовительный этап.

Педагог разъясняет, как будет проходить игра. Определяются участники игры, представляются члены жюри.

Ход игры:

  • Представление команд.
  • Правила игры.
  • Игра.
  • Подведение итогов игры. Награждение.

Правила игры

  • В нашем интеллектуальном марафоне представлены вопросы и задания из разных областей наук (история, литература, черчение и т.д.)
  • Выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков.
  • Максимальное количество баллов, которое может набрать каждая команда 40

Ход игры:

Сегодня у нас необычный урок. Пройдет он в форме познавательной игры «Интеллектуальный марафон». Интеллектуальный марафон – это соревнование ума, способностей и опыта, и знаний. Наш интеллектуальный марафон будет проходить в четыре этапа:

1-й этап. Вопросы на эрудицию;

2-й этап. Вопросы на изучение кругозора;

3-й этап. Вопросы на знания основ чертёжной грамотности;

4-й этап. Умение логически мыслить и структурировать.

Две команды будут соревноваться сегодня на звание лучших интеллектуалов. Итак, начинаем игру.

1-й этап. Вопросы на эрудицию

(За каждый правильный ответ 2б, время обдумывания каждого вопроса – 1 минута):

Вопрос 1. Назовите стену, которая строилось в течении 10 веков и предназначалось для обороны от внешнего врага, он так и не выполнило отведенное ему роли? (слайд 8)

Правильный ответ: Великая Китайская стена. (слайд 9)

Вопрос 2: В Индии говорят: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе…» (слайд 10)

Правильный ответ: Учитель. (слайд 11)

Вопрос 3: Мы сейчас едим картофель с солью и маслом, а чем приправляли картофель на придворных балах в России в XVIII веке? (слайд 12)

Правильный ответ: Сахаром (слайд 13)

Вопрос 4: В ХY веке в Китае появились аплодисменты как новая форма…

Правильный ответ:Аплодисменты

Вопрос 5: Англичане говорят: «Покупая кота в мешке, будьте осторожны, чтобы не купить… в мешке» (слайд 14)

Правильный ответ: Кошку (слайд 15)

Вопрос 6: Что в переводе с французского означает слово «шарада»? (слайд 16)

Правильный ответ: Болтовня. (слайд 17)

2-й этап. Вопросы на изучение кругозора

(За каждый ответ – 1 балл, время обдумывания каждого вопроса – 1 минута)

Выбрать правильный ответ из трёх вариантов:

Вопрос 1.
Корабельная комната.

1. Трюм. 2. Каюта. 3. Камбуз.

Вопрос 2.
Гербовая птица.

1. Голубь. 2. Орел. 3. Пингвин.

Вопрос 3.
Немой собеседник.

1. Собака. 2. Ребенок. 3. Книга.

Вопрос 4.
Что собой представляет челобитная?

1. Прошение. 2. Коврик для молитв. 3. Палка.

Вопрос 5.
Ученый-сказочник в Лукоморье.

1. Пушкин. 2. Кот. 3. Русалка.

3-й этап. Вопросы на знания основ чертёжной грамотности

Вопрос 1. (за правильный ответ – 1 балл, время обдумывания каждого вопроса – 1 минута) (слайд 20) Чертеж, как известно, читают от его основной надписи. Оценить по достоинству это простое, но мудрое правило позволяет шуточный пример на рисунках. Что изображено на чертеже слева, справа и какая цифра проставлена там?

Правильный ответ:

1-я картинка – цифра 86, петух головой вниз,

2-я картинка – цифра 98, петух верхом на палочке.

Вопрос 2. «Устами младенца. Рассуждалки» (за правильный ответ – 1 балл, время обдумывания каждого вопроса – 1 минута)

Рассуждалка № 1: у теннисного шарика такая же форма (сфера)

Рассуждалка № 2: одно из чудес света имеет такую же форму. (пирамида)

Рассуждалка № 3: «это» можно получить, вращая прямоугольный треугольник вокруг оси; оно похоже на колпак. (конус)

Рассуждалка № 4: «это» можно получить, если вращать прямоугольник вокруг оси; оно похоже на бидончик. (цилиндр)

Рассуждалка №5: эта линия располагается между теми линиями, которые ограничивают контур предмета (размерная линия)

Рассуждалка №6 «это» похоже на спичечный коробок. (параллелепипед)

Рассуждалка № 7: «это» есть у всех детей и некоторых спортсменов, я «этим» люблю играть. (мяч, имеет форму шара),

Рассуждалка № 8: «это» похоже на бублик. (тор)

Вопрос 3. Определение геометрических фигур. (за правильный ответ – 2 балла, время обдумывания каждого вопроса -2 мин.) (слайд 21)

Правильный ответ: 1 – треугольная пирамида, 2 – четырёхугольная призма,
3 – четырёхугольная пирамида, 4 – параллелепипед, 5 – цилиндр, 6 – конус, 7 –треугольная призма, 8 – параллелепипед, 9 – усечённая восьмиугольная пирамида, 10 – сфера,11 – цилиндр
12 – куб.

Вопрос 4.Перечислить все встречающиеся буквы чертёжного шрифта, изображённых на чертеже. (За каждый правильный ответ – 0,5 балла, время обдумывания – 2 минуты) (слайд 22)

Правильный ответ. а, б, в, д, е, и, н, о, п, р, с, у, ц, э, ю

4-й этап. Умение логически мыслить и структурировать

Вставьте общее слово, для которого подходят следующие определения:

Вопрос 1. (Блиц турнир. Кто первый ответит, тому – 1 балл) (слайд 23)

ХВОЙНЫЙ, ЛИСТВЕННЫЙ, СМЕШАННЫЙ… (Лес)

ДИКИЕ, ДОМАШНИЕ, ПЕРЕЛЕТНЫЕ…(Животные)

ПОДЪЕМНЫЙ, СТРОИТЕЛЬНЫЙ, ВОДОПРОВОДНЫЙ… (Кран)

ПАССАЖИРСКИЙ, ВОЕННЫЙ, КОСМИЧЕСКИЙ… (Корабль)

КЕРОСИНОВАЯ, НАСТОЛЬНАЯ, НАКАЛИВАНИЯ… (Лампа)

ДОРОЖНЫЙ, МАТЕМАТИЧЕСКИЙ, ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ… (Знак)

МНОГОЭТАЖНЫЙ, БЛОЧНЫЙ, ОТЧИЙ …(Дом)

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ, НАЧАЛЬНАЯ, ВЕЧЕРНЯЯ … (Школа)

СКОРПИОН, ЛЕВ, РАК… (Знаки зодиака)

ТЕРРАКОТ, ИНДИГО, МАРЕНГО… (Цвет)

Вопрос 2. (Блиц турнир для капитанов. За правильный ответ – 1 балл)

1. Как называется домик бобра? (Хатка.)

2. Подземная железная дорога. (Метро.)

3. Умывальников начальник и мочалок командир. (Мойдодыр.)

4. Отец деревянного мальчика. (Буратино.)

5. Фигура, у которой 5 сторон и 5 углов. (Пятиугольник.)

6. В какую воду кладут макароны при варке – в холодную или в кипящую?

(В кипящую.)

7. Какую планету называют красной? (Марс.)

8. В огне не горит и в воде не тонет. (Лёд.)

9. Продолжи фразу: «Лети, лети, лепесток…» («…через запад на восток».)

10. Как называется то число, из которого вычитают? (Уменьшаемое.)

11. Как называется блюдо из протертых овощей или фруктов? (Пюре.)

12. Продолжи: «Поспешишь-…» («…людей насмешишь»)

13. Первая женщина-космонавт. (Терешкова.)

14. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

Подведение итогов.

Учащиеся дают самооценку своей деятельности.

Награждение лучшей команды и лучшего игрока.

Рефлексия.

Оцените свою работу.

1) Кому на уроке все было понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно, положите свою фишку веселого человечка.

2) Если вы затруднялись при выполнении задания, чувствовали себя неуверенно, положите фишку второго человечка.

3) Кому на уроке ничего не было понятно, трудно было отвечать на вопросы, положите фишку грустного человечка.

Чертеж — конструкторский документ. К конструкторским документам относят графические (чертежи, схемы) и текстовые (спецификация, ведомости, технические условия и т. д.) докумен­ты, которые в отдельности или в совокупности определяют со­став, устройство изделия, содержат необходимые данные для его разработки, изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта.

ГОСТ ЕСКД устанавливает различные виды графической конструкторской документации: чертеж детали, сборочный чертеж, чертеж общего вида, габаритный чертеж, монтаж­ный чертеж, схемы.

Чертеж является основным графическим документом, по­скольку по нему осуществляется разработка (чертеж общего ви­да), изготовление (чертежи рабочие, сборочные, общего вида), сборка (сборочные и монтажные чертежи) и контроль за качест­вом изготовления изделия (используются все виды чертежей).

Основным конструкторским документом для изготовления де­талей является чертеж.

Чертеж детали — это графический документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для ее изго­товления и контроля.

Все чертежи выполняются по определенным правилам, уста­новленным стандартом.

Форматы. Чертежи выполняют на листах бумаги определен­ного размера, называемых форматами.

ГОСТ 2.301—68 устанавливает следующие основные форматы: A0(841X1189), A1 (594X841), A2 (420X594), A3 (297X420), A4 (210X297).

На уроках черчения вы используете формат A4, размеры ко­торого равны 210×297.

Форматы оформляются внутренней рамкой чертежа, которая наносится по ГОСТу так, как показано на рисунке 127.

Основная надпись чертежа. В правом нижнем углу распола­гается основная надпись чертежа. ГОСТ 2.104—68 устанавлива­ет форму и размеры основной надписи. На рисунке 128 приво­дится пример выполнения основной надписи, используемой на учебных чертежах.

Рис. 127. Оформление формата

Рис. 128. Основная надпись учебного чертежа

Размеры на чертежах. Для полноты передачи информации на чертежах используют знаковую систему графического языка. Она предназначена для уточнения геометрической формы изо­бражаемого объекта и передачи метрической информации о ней, для указания технических и технологических требований и ха­рактеристик, предъявляемых к изделию. Для каждого вида тех­нической и технологической информации существуют свои, строго определенные носители информации (знаки, буквы, цифры, надпи­си). Знаковая система графического языка закреплена в ГОСТах в виде правил. Рассмотрим группу правил знаковой системы, отно­сящихся к нанесению размеров (ГОСТ 2.307—68).

Размер — величина отрезка, угла, дуги, окружности, выра­женная в каких-либо единицах. Например, в странах с метриче­ской системой измерения на машиностроительных чертежах размеры проставляются в миллиметрах, градусах, радианах, мину­тах, а на строительных — в сантиметрах.

В других странах используется иная система измерений, поэтому размеры на чертежах проставляются в дюймах. Одни дюйм (американский) равен 24,5 мм (Г- 24,5 мм).

Размеры на чертеже — величины, используемые для уточне­ния геометрической формы изображенного объекта, его элемен­тов и позволяющие осуществить изготовление и контроль за со­блюдением геометрических параметров изделия.

Нанесение размеров — процесс нанесения на изображения чертежа выносных и размерных линий, размерных чисел с уче­том формы (в том числе ее конструктивных особенностей) изде­лия и технологии его изготовления.

Для нанесения размеров каждого элемента формы существу­ют определенные правила. Вы знаете, что на видах форма ото­бражается контурами, состоящими из отрезков прямых, дуг ок­ружностей и т. д. Проставляя размеры для каждого элемента изображения на чертеже, мы тем самым задаем размеры пред­мета, которые наносятся по определенным правилам.

Нанесение размеров отрезков прямых. При нанесении раз­меров формы, изображенной на чертеже отрезками прямых, предпочтительно проставлять размеры следующим образом. От концов отрезка проводят две параллельные между собой сплош­ные тонкие линии, которые называются выносными линиями (рис. 129, а). На расстоянии 10 мм от отрезка и параллельно ему проводят сплошную тонкую линию, называемую размерной ли­нией. Размерная линия своими концами упирается в выносные линии и заканчивается стрелками. Начертание стрелок показа­но на рисунке 129, б. Выносные линии выходят за размерные на 1—3 мм. Над размерной линией проставляют размерное число, которое всегда указывает истинный размер элемента формы (ребра, грани и т.д.).

Рис. 129. Нанесение размеров отрезков прямых. Изображение стрелки

В местах нанесения размерного числа осевые, центровые ли­нии и линии штриховки прерывают (рис. 130, а). Стрелки не должны пересекать линию видимого контура (рис. 130, б).

Если для нанесения размерного числа недостаточно места над размерной линией, то размеры проставляются так, как показано на рисунке 130, в.

Нанесение размеров дуг окружностей. Проставляя размеры формы дуг окружностей, используют следующие правила.

Размерную линию проводят концентрично дуге, выносные ли­нии — параллельно биссектрисе угла, над размерным числом ставят знак дуги. Размерное число показывает длину дуги (рис. 131, а).

При нанесении радиуса дуги окружности допускается отме­чать положение ее центра пересечением штрихов. Сплошной тон­кой линией проводят прямую, соединяющую центр дуги с одной из ее точек. Эта линия будет являться размерной линией, которую заканчивают стрелкой, упирающейся в дугу. Размерное число, показывающее радиус дуги, проставляют над размерной линией (рис. 131, б) или на полке линии выноски (рис, 131, e) за знаком R. Высоты знака радиуса и размерного числа должны быть одинаковыми.

Рис. 130. Нанесение размерных чисел

Рис. 131. Нанесение размеров дуги

Рис. 132. Простановка малых и больших диаметров окружностей

При проведении нескольких радиусов из одного центра их размерные линии не располагают на одной прямой (рис. 131, г).

Нанесение размеров окружностей. ГОСТ допускает большое разнообразие в простановке размеров цилиндрических, кониче­ских и сферических поверхностей в тех случаях, когда они изо­бражаются окружностями. Нанесение размеров обусловлено диаметром изображаемой окружности (рис. 132).

При нанесении размеров окружностей перед размерным чис­лом ставят знак диаметра — 0 (см. рис. 132). Высота знака диаметра соответствует высоте размерного числа, наклон прямо­линейного элемента знака диаметра составляет угол 60° с гори­зонтальной прямой.

Нанесение размеров углов. При нанесении размера угла размерную линию проводят в виде дуги с центром в его верши­не, а выносные линии радиально, т. е.

на продолжении сторон угла (рис. 133). Угловые размеры указывают в градусах, мину­тах, секундах с обозначением единиц измерения.

Нанесение размеров на изображения некоторых конструк­тивных элементов формы изделий. Одним из конструктивных элементов изделия является фаска — ско­шенная кромка стержня, бруска, отверс­тия (рис. 134, а). Нанесение ее величины осуществляется либо простановкой двух линейных размеров (рис. 134, б), либо линейным и угловым размерами (рис. 134, в, г).

Если на чертеже имеется несколько одинаковых фасок, то размер наносят один раз так, как показано на рисунке 134, г. Эта надпись означает, что снято две фаски размером 2 мм под углом 45*.

Нанесение размеров шлица (рис. 135, а) — паза в виде узкой прорези или канавки на головках винтов и шурупов — пред­ставлено на рисунке 135, б.

Нанесение размеров проточки — кольцевого желоба на стержне (рис. 136, а) или в отверстии — производят с помощью выносного элемента (рис. 136, б).

Нанесение размеров прямоугольного паза (рис. 137, а) — выемки (углубления) прямоугольной формы — показано на ри­сунке 137, б.

Рис. 134. Нанесение размеров фаски

Рис. 135. Нанесение размеров шлица

Рис. 136. Нанесение размеров проточки на стержне

Рис. 137. Нанесение размеров паза

Рис. 138. Нанесение размеров шпоночного паза

Пример нанесения размеров шпоночного паза 2 — углубле­ния на валу 1, втулке 4 или ступице колеса, предназначенного для размещения в них шпонки 3, — приведен на рисунке 138.

Нанесение размеров галтели (рис. 139, а) — криволинейной поверхности плавного перехода одного элемента детали к друго­му — приведено на рисунке 139, б.

Нанесение размеров лыски (рис. 140, а) — плоского среза на цилиндрических, конических или сферических участках деталей, как правило, параллельного оси вращения, — показано на ри­сунке 140, б.

Нанесение размеров на изображениях изделий (рис. 141). Об­щее число размеров, проставленных на чертеже, должно быть минимальным, но достаточным для изготовления и контроля изделия.

Рис. 139. Нанесение размеров галтели

Рис. 140, Нанесеиие размеров лыски

Габаритными размерами определяются предельные величины внешних очертаний изделий. За габаритные размеры принимают длину, ширину, высоту изделия. Эти размеры всегда больше других, поэтому на чертеже их располагают дальше от изобра­жения, чем остальные.

При нанесении нескольких параллельных или концентриче­ских размерных линий расстояние между ними должно быть не менее 7 мм. Размерные числа располагают в шахматном поряд­ке (см. рис. 141).

Необходимо избегать пересечения размерных и выносных линий.

Размеры нескольких одинаковых элементов изделия нано­сят один раз с указанием их числа на полке линии выноски (см. рис. 141).

На чертежах иногда наносят справочные размеры, т. е. не подвергающиеся контролю. Они отмечаются знаком * (рис. 142). На месте расположения технических требований (над основной надписью) делают запись: * — размеры для справок.

Размеры на чертежах проставляют с учетом возможного тех­нологического процесса изготовления детали и удобства контро­ля ее геометрических параметров. Размеры наносят, начиная от базовых поверхностей или осей симметрии. В процессе изготов­ления и контроля детали именно от них производится обмер формы. Размеры наносят таким образом, чтобы обеспечить дос­таточную точность и удобство изготовления, измерения и контро­ля детали без каких-либо дополнительных подсчетов размеров. Существует несколько способов нанесения размеров детали, ко­торые показаны на рисунке 143.

Масштабы. На чертеже все изображения выполняются в со­ответствии с масштабом — отношением размеров изображения к действительным размерам изображаемого предмета (рис. 144). ГОСТ 2.302—68 устанавливает следующие масштабы: масштаб натуральной величины (1:1), при котором размеры изображения соответствуют действительным размерам детали в натуре;

масштабы уменьшения (1:2; 2:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100 и т. д.), при которых размеры изображения меньше по сравнению с действительными размерами детали в натуре;

Рис. 141. Нанесение размеров

Рис. 142. Простановка справочных размеров

Рис. 143. Способы простановки размеров: а — обычный; б — цепочкой; в — от одной базовой поверхности; г — от двух базовых поверхностей

Общие сведения о технических чертежах

Главным элементом в решении графических задач в инженерной графике является чертеж. Под чертежом подразумевают графическое изображение предметов или их частей. Чертежи выполняются в строгом соответствии с правилами проецирования с соблюдением установленных требований и условностей. Причем правила изображения предметов или их составных элементов на чертежах остаются одинаковыми вб всех отраслях промышленности и строительства.

Изображение предмета на чертеже должно быть таким, чтобы по нему можно было установить форму его в целом, форму отдельных его поверхностей, сочетание и взаимное расположение отдельных его поверхностей. Иными словами, изображение предмета должно давать полное представление о его форме, устройстве, размерах, а также о материале, из которого изготовлен предмет, а в ряде случаев включать сведения о способах изготовления предмета. Характеристикой величины предмета на чертеже и его частей являются их размеры, которые наносятся на чертеже. Изображение предметов на чертежах выполняют, как правило», в заданном масштабе.

Изображения предметов на чертеже должны быть размещены так, чтобы поле его было равномерно заполнено. Число изображений на чертеже должно быть достаточным для получения полного и однозначного представления о нем. В то же время на чертеже должно быть только необходимое количество изображений, оно должно быть минимальным, т. е. чертеж должен быть лаконичным и содержать минимальный объем графических изображений и текста, достаточных для свободного чтения чертежа, а также его изготовления и контроля.

Видимые контуры предметов и их граней на чертежах выполняются сплошной толстой основной линией. Необходимые невидимые части предмета выполняют при помощи штриховых линий. В случае, если изображаемый предмет имеет постоянные или закономерно изменяющиеся поперечные сечения, выполняется в требуемом масштабе и не помещается на поле чертежа заданного формата, его можно показать с разрывами.

Правила построения изображений на чертежах и оформления чертежей приведены и регламентируются комплексом стандартов «Единой системы конструкторской документации» (ЕСКД).

Изображение на чертежах может быть выполнено различными способами.

Например, с помощью прямоугольного (ортогонального) проецирования, аксонометрических проекций, линейной перспективы. При выполнении машиностроительных чертежей в инженерной графике чертежи выполняют по методу прямоугольного проецирования. Правила изображения предметов, в данном случае изделий, сооружений или соответствующих составных элементов на чертежах установлены ГОСТ 2.305—68.


При построении изображений предметов методом прямоугольного проецирования предмет располагают между наблюдателем и соответствующей плоскостью проекции. За основные плоскости проекций принимают шесть граней куба, внутри которого располагается изображаемый предмет (рисунок 165, а). Грани 1,2 и 3 соответствуют фронтальной, горизонтальной и профильной плоскостям проекций. Грани куба с полученными на них изображениями совмещают с плоскостью чертежа (рисунок 165, б). При этом грань 6 можно расположить и рядом с гранью 4.

Изображение на фронтальной плоскости проекций (на грани 1) считается главным. Предмет располагают относительно фронтальной плоскости проекций так, чтобы изображение давало наиболее полное представление о форме и размерах предмета, несло наибольшую информацию о нем. Это изображение называют главным.

В зависимости от своего содержания изображения предметов разделяют на виды, разрезы, сечения.

Рисунок 165 — Метод прямоугольного проецирования

Построение видов на чертеже

Изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета называют видом.

По содержанию и характеру выполнения виды разделяются на основные, дополнительные и местные.

ГОСТ 2.305—68 устанавливает следующее название основныхвидов, получаемых на основных плоскостях проекций (см рисунок 165): 7 — вид спереди (главный вид); 2 — вид сверху; 3 — вид слева; 4 — вид справа; 5 — вид снизу; б — вид сзади. В практике более широко применяются три вида: вид спереди, вид сверху и вид слева.

Основные виды обычно располагаются в проекционной связи между собой. В этом случае название видов на чертеже надписывать не нужно.


Если какой-либо вид смещен относительно главного изображения, проекционная связь его с главным видом нарушена, то над этим видом выполняют надпись по типу «А» (рисунок 166).

Рисунок 166 — Надпись по типу «А»

Направление взгляда должно быть указано стрелкой, обозначенной той же прописной буквой русского алфавита, что и в надписи над видом. Соотношение размеров стрелок, указывающих направление взгляда, должно соответствовать приведенным на рисунке 167.

Рисунок 167 — Соотношение размеров стрелок

Если виды находятся в проекционной связи между собой, но разделены какими-либо изображениями или расположены не на одном листе, то над ними также выполняют надпись по типу «А».

Дополнительный вид получается путем проецирования предмета или части его на дополнительную плоскость проекций, не параллельную основным плоскостям (рисунок 168). Такое изображение необходимо выполнять в том случае, когда какая-либо часть предмета не изображена без искажения формы или размеров на основных плоскостях проекций. Дополнительная плоскость проекций в этом случае может быть расположена перпендикулярно одной из основных плоскостей проекций.

Когда дополнительный вид расположен в непосредственной проекционной связи с соответствующим основным видом, обозначать его не нужно (рисунок 168, а). В остальных случаях дополнительный вид должен быть отмечен на чертеже надписью типа «А» (рисрисунок 168, б), а у связанного с дополнительным видом изображения нужно поставить стрелку, указывающую направление взгляда, с соответствующим буквенным обозначением.

Дополнительный вид можно повернуть, сохраняя при этом положение, принятое для данного предмета на главном изображении. При этом к надписи нужно добавить знак (рисунок 168, в).

Рисунок 168 – Расположение видов

Местным видом называется изображение отдельного, ограниченного места поверхности предмета (рисунок 169).

Если местный вид расположен в непосредственной проекционной связи с соответствующими изображениями, то его не обозначают. В остальных случаях местные виды обозначаются подобно видам дополнительным, местный вид может быть ограничен линией обрыва («Б» на рисунке 169).

Добавить комментарий

Закрыть меню