Основные проблемы гносеологии

Гносеология и ее основные проблемы

Гносеология – теория познания – философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможности и условия достоверности.

Центральные проблемы гносеологии:

— познаваемость мира;

— субъект и объект познания;

— структура познавательного процесса;

— истина и ее критерии.

Познание – это творческая деятельность человека и человечества в целом, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности, это процесс приобретение знаний о реальном мире и о человеке как частице этого мира.

Знания – это относительно верные сведения о реальности. Ошибочные сведения считаются заблуждениями, а отсутствие достоверных знаний о чем-либо – незнанием. В этом смысле познание это движение от незнания к знанию, преодоление заблуждений, достижение все более и более верных и полных сведений о мире.

Познание укоренено в самой сущности жизни, присуще в той или иной форме всем живым существам, способствует их выживанию в мире.

Исходными предпосылками познавательной деятельности выступают: наличие устойчивых закономерных связей в природной действительности; существование познающего эти связи человека, наделенного мышлением, благодаря которому он способен воспроизводить сущностные характеристики мира. То есть, познание возможно потому, что и познаваемый мир, и познающий его человек обладают необходимыми для этого свойствами.

Будучи переходом от незнания к знанию, познание начинается с постановки проблемы (осознания незнания), последующего ее анализа с помощью познавательных процедур и методов, завершаясь получением нового знания, которое одновременно очерчивает новый круг проблем (незнания).

Стержнем всех гносеологических проблем является вопрос о познаваемости мира. В истории философии можно найти разные ответы на этот вопрос, но их можно объединить в два основных варианта – оптимистический и пессимистический. Гносеологический оптимизм считает, что границ познания не существует, что человеческому разуму доступны все явления реальности. Такая точка зрения во многом подтверждается созидательной деятельностью человека: успешная практическая переделка мира была бы невозможна, если бы нам не удавалось узнавать законы бытия и функционирования вещей.

Гносеологический пессимизм всегда так или иначе ограничивает познавательные возможности человека. Он проявляется в той или иной мере в разных философских течениях, но основными из них можно считать агностицизм и скептицизм. Агностицизм – концепция, которая отрицает познаваемость всего того, что не может быть представлено в непосредственном опыте человека – Бога, субстанции, закона и т.д. Человек может знать вещь лишь такой, какой она предстает ему в его познавательном опыте, но он принципиально не способен знать ее такой, какой она есть «сама по себе», независимо от нашего познания.

Скептицизм – течение, сторонники которого сомневаются в возможности достоверного познания мира. Один из их аргументов говорит о том, что одинаковые вещи вызывают у разных людей неодинаковые представления – какие из них достоверны?

Субъект и объект познания.

Субъект-объектное отношение выступает в качестве базовой структуры познавательной деятельности.

Под объектом познания обычно в широком смысле понимается то, на что направлено познание — материальный мир (природный и социальный), окружающий человека и включенный в сферу деятельности людей и их отношений. Это фрагмент реальности, который противостоит субъекту в его познавательной деятельности. Принято различать объект и предмет познания, где предмет – понятие более узкое и фиксирует конкретную область реальности или проблему, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Субъект познания — это личность, социальная группа, общество в целом. В процессе познания происходит объективизация субъекта — т.е. гносеологические действия субъекта, направленные на получение знаний, адекватно воспроизводящих объективную реальность и выражающихся прежде всего в языке.

В рамках классической гносеологии существуют два основных подхода к решению объект-субъектных отношений:

— объективно-натуралистический подход (Бэкон, Локк, Дидро) отталкивается от объекта как источника и основания познавательной деятельности. Объективная реальность воздействует на наши органы чувств, при этом познание, если оно не искажено заблуждениями и предрассудками, выступает как зеркальное отражение действительности. Достоверность знаний подтверждается их опытной проверкой. В качестве гаранта всеобщности истины здесь выступает природа, единые законы организации которой обеспечивают и единообразие чувственного опыта как источника познания, и универсальность научных знаний.

— Субъектно-рефлексивный подход (Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) акцентирует творческий статус субъекта, разум которого выступает в качестве наиболее достоверного и безусловного начала познания. Универсальные научные законы не могут быть выведены из ситуативности опыта. Всеобщность рациональных истин обеспечивается единой природой идеальных оснований сознания.

Проверка истины осуществляется посредством рациональной рефлексии над полученными знаниями.

Неклассическая гносеология отличается следующими позициями: 1) объект скоррелирован с познавательными установками субъекта, зависим от точки наблюдения, используемых познавательных средств, 2) субъект всегда интегрирован в определенный социокультурный контекст, 3) творческий статус субъекта по отношению к объекту, где достоверность познания обеспечивается практической эффективностью знаний.

В контексте неклассических интерпретаций субъект-объектных отношений можно выделить социально-практическую (рассматривает объект познания как элемент общественно-исторической практики, которая выступает основой, целью и критерием познавательной деятельности), лингво-семантическую (делает акцент на языке как универсальном познавательном средстве) и гуманитарно-диалогическую (ориентирована на исследование специфики субъект-объектной связи в социально-гуманитарном познании) стратегии.

Постнеклассическая философия во многом развивает герменевтический проект «множественности интерпретаций». Говоря о «смерти субъекта» как носителя унифицированной логики разума, она предпринимает попытку встречной реабилитации объекта. Субъект-объектная оппозиция характеризуется своеобразным челночным переходом субъекта в объект и обратно, изменяя расстановку акцентов в зависимости от конкретной ситуации.

38. Формы чувственного и рационального познания

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него характерны: — непосредственность (прямое воспроизведение объекта); — наглядность и предметность возникающих образов; — воспроизведение объектов на уровне явления, т.е. их внешних сторон и свойств. Основные формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения отражают отдельные свойства и стороны объекта (цвет, запах и т.д.) и сами по себе не дают цельной картины объекта познания. Восприятия – синтез ощущений, при котором формируется целостный образ предмета в единстве его сторон и свойств. И, наконец, наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения рождает такую форму образа, как представление. По сравнению с восприятием оно является более обобщенным образом действительности, служит ступенькой, позволяющей перейти к рациональному отражению действительности.

Рациональное познание — более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления. Мышление может быть представлено тремя основными уровнями, которые соответствуют в общем истории его развития: сенсорно-перцептивным; уровнем представлений; вербально-логическим уровнем (уровнем понятийного мышления). Для него характерны: — опора на результаты чувственного отражения, опосредованность чувствами; — абстрактность и обобщенность возникающих образов; — воспроизведение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений. К основным формам рационального познания можно отнести: понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории. Понятие – логический образ, воспроизводящий существенные свойства и отношения вещей. С него начинается и им завершается любой цикл осмысления действительности. Возникновение понятия – это всегда скачок от единичного к всеобщему, от конкретного к абстрактному, от явления к сущности. Суждение – это мысль, связывающая несколько понятий и благодаря этому отражающая отношения между различными вещами и их свойствами. С помощью суждений строятся определения науки, все ее утверждения и отрицания. Умозаключение представляет собой вывод из нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки. С помощью понятий, суждений и умозаключений выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории – наиболее развитые и глубокие логические образы действительности.

Основные проблемы гносеологии

Стр 1 из 3Следующая ⇒

Тема 9. ПОЗНАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

План

1. Основные проблемы гносеологии.

2. Структура познавательного процесса.

3. Философская концепция истины.

Основные понятия:гносеология, субъект познания, объект познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, истина.

Основные проблемы гносеологии

Гносеология (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение, наука) – это фундаментальный раздел философии, который называют еще философской теорией познания. В истории философии этот раздел всегда занимал важное место, а на некоторых этапах развития философского знания даже лидировал. Связано это с общей установкой европейской культуры на познание и преобразование мира. Потребность в объективных знаниях постоянно нарастала, поэтому теории познавательного процесса уделяли много внимания Платон и Аристотель, средневековые логики, Н. Коперник и Г. Галилей, Р. Декарт и Ф. Бэкон, И. Кант и Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и Ф. Энгельс. Не теряет своей актуальности философия познания и в нашу эпоху научно-технического прогресса и динамичного развития информационного общества. Гносеологические концепции указанных мыслителей и достижения в области теории познания на конкретных этапах развития философии подробно изложены в первой части данного курса лекциий.

Изучая различные аспекты познавательной деятельности человека, гносеология концентрирует внимание на следующих основополагающих проблемах:

– проблема познаваемости мира и границ познавательных возможностей человека. Анализ этой проблемы связан с диалогом представителей различных точек зрения: гносеологического оптимизма, скептицизма, агностицизма (Данное пособие.

Темы 6, 7);

– проблема субъекта и объекта познания, их взаимосвязи и специфики в конкретных видах познания. Субъект и объект – исходные элементы познания. Субъект – это социально-организованный индивид, источник активности, направленной на объект. Объект – это фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта. Связи между ними сложны и разнообразны. Они определяются целями и мотивами познания, уровнем его развития. Философы Нового времени показали, что субъект познания, человек, активен в выборе объектов. Он может формулировать такие познавательные задачи, которые опережают развитие практики. Способностью к развитию обладает и объект познания, сам мир. Эти вопросы проанализированы в классической немецкой философии, марксизме;

– проблема многообразия видов познавательной деятельности человека и их своеобразия с точки зрения субъекта, объекта, характера и функций получаемых знаний. Познавательным потенциалом обладают магия, мифология, религия, наука, философия, художественное творчество, утилитарно-бытовая и производственная деятельность человека. Все эти виды познания мира преследуют различные цели, вырабатывают свои методы получения и оценки знаний, но в них прослеживается общая структура самого познавательного процесса;

– проблема структуры познавательного процесса, в котором выделяются чувственный и рационально-логический уровни;

– проблема истины и ее критериев.

Что такое гносеология?

Чтобы получить общее представление об этом разделе, можно разобраться в происхождении самого термина. Образован он из двух греческих понятий: гносео – «знаю» и логос – «слово, речь».

Получается, что гносеология – это наука о познании, то есть ее интересуют способы получения человеком информации, путь от незнания к просвещенности, истоки чистых знаний и в приложении к исследуемым моментам.

Гносеология в философии

Изначально изучение получения данных как явления было частью философских изысканий, позднее превратившись в отдельный блок. Гносеология в философии – это отдел, который изучает границы личностного познания. Он сопутствует основной ветви с самого момента ее возникновения. Как только люди открыли для себя новый вид духовной работы, сразу возникли сомнения относительно подтверждения подлинности получаемых знаний, началось противопоставление поверхностных данных и глубинного смысла.

Теория гносеологии сформировалась не сразу, проследить ее четкие очертания можно в античной философии. Тогда появились формы и виды познания, был проведен анализ доказательности знания и рассмотрены вопросы обретения истинного знания, которые стали началом скептицизма – отдельного течения дисциплины. В Средние века в связи с приобретением мировоззрением религиозного оттенка гносеология стала противопоставлять способности разума божественным откровениям. Благодаря сложности задачи в этот период дисциплина ощутимо продвинулась.

На заложенном фундаменте в Новое время происходят заметные изменения в философии, выдвинувшей на передний план проблему познания. Создается классический тип науки, которую в 1832 году назовут гносеологией. Такой рывок стал возможен из-за переосмысления человеком своего места в мире, он перестает быть игрушкой в руках высших сил, приобретает свою волю и ответственность.

Добавить комментарий

Закрыть меню