Основные налоговые теории

В истории развития научных представлений о налогообложении существовали общие и частные теории.

1) Общие теории:

— Теория обмена (Средние века) – суть теории заключалась в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д. (возмездный характер налогообложения). Формальное отражение существующих отношений.

— Атомистическая теория (Эпоха просвещения XVII-XVIIIвв.) Основными представителями данной теории являются Себастьян Ле Петр де Вобан (1707 ᴦ.); Шарль Луи Монтескье (1748 ᴦ.); Томас Гоббс (1651 ᴦ.); Вольтер; Оноре Мирабо. Οʜᴎ считали, что ʼʼНалог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и другие услуги.

Никто не может отказаться от налогов, так же как и от пользования услугами, представляемыми государствомʼʼ. Так Мирабо трактовал: ʼʼНалог есть предварительная уплата за предоставление защиты общественного порядкаʼʼ. А Вольтер определял крайне важно сть существования налогов: ʼʼУплачивать налог означает отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальноеʼʼ.

— Теория наслаждения (Первая половина ХIХ века.) Основной представитель -Жан Симонд де Сисмонди: ʼʼНалог есть цена, уплачиваемая за получаемое им наслаждениеʼʼ. ʼʼНалог есть жертва; но в тоже время и благо, в случае если услуги государства приносят нам больше наслаждений, чем сколько отнимает у нас жертва, ценой которой мы их получаемʼʼ.

— Теория налога как страховой премии (Первая и вторая половина XIX века). Представители: Джон Рамсей Мак-Куллох; Адольф Тьер; Э. Де Жирарден. Налогоплательщики выступают как члены страхового общества, считали одни. Другие — что плательщики налога похожи на коммерсанта͵ который страхует свой товар от риска, связанного с опасностями мореплавания, и уплачивает страховую премию.

— Классическая теория (Вторая половина XVIII века — первая половина XIX века). Представители: Адам Смит, Давид Рикардо. Налоги один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась.

– Кейнсианская теория (Первая половина ХХ века). Джон Мейнард Кейнс считал: ʼʼЭкономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. При этом полной занятости достичь практически невозможно. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту, поскольку они не вкладываются в производство и представляют из себяпассивный источник дохода.

Чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения следует изымать с помощью налогов. Налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развитияʼʼ.

— Теория экономики предложения (Начало 80-х годов ХХ века). Представители: М.Бернс; Г. Страйн; А. Лаффер.
Суть теории: ʼʼРассматриваются налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых платежей. По этой причине в рамках теории предлагается снизить ставки налогов и предоставить корпорациям всœевозможные льготы. Снижение налогового беремени, приведет к бурному экономическому ростуʼʼ.

2) Частные теории:

— Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения (Конец XIX), которая говорит ʼʼо крайне важно сти поддержания баланса между прямым и косвенным налогообложением.

— Теория единого налога (XVIIIв. Англия). Теория рассматривает скорее социально-политические вопросы, нежели налоговые. Различные сторонники данной теории считали единый налог панацеей от всœех бед. Утверждалось, что после установления этого налога бедность будет ликвидирована, повысится зарплата͵ перепроизводство станет невозможным, во всœех отраслях промышленности произойдет рост производства и т.д.

— Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения (1690) Основной представитель Джон Локк. Согласно его идее о пропорциональном налогообложении, налоговые ставки должны быть установлены в едином проценте к доходу налогоплательщика. Данное положение всœегда находило поддержку среди имущих классов и обосновывалось принципами равенства и справедливости.

Другие же представители-сторонники социалистического переустройства общества (К.Маркс, Ф.Энгельс, Жан Жак Руссо, Жан Батист Сея, П.Леруа-Болье) были за прогрессивное налогообложение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предполагало: налоговые ставки и налоговое бремя увеличивается по мере роста дохода налогоплательщика.

— Теория переложения налогов (с XVIIв.). Представитель Джон Локк, Эдвин Селигмен, которые считали: ʼʼРаспределœение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы юридический налогоплательщик способен переложить налоговое бремя на иное лицо – носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения. Две разновидности переложения налогов — ϶ᴛᴏ переложение его с продавца на покупателя и наоборотʼʼ.

Далее:IV. Методы регулирования налоговой Вверх:ТЕМА 6. Налоги и Назад:II. Виды налогов и

III. Принципы и концепции налогообложения.

Многовековой опыт налогообложения подсказывает его главный принцип: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца». Как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность плательщиков в хозяйственной деятельности.

Современные принципы установления налогов:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможности плательщика выплатить налог. Так как эти возможности различны, то и налоговые ставки должны быть дифференцированы, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным. На практике этот принцип соблюдается далеко не всегда. Однако сама идея необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным ставкам в течение столетий владеет умами значительной части человечества. Она постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе, отражается в той или иной степени в партийных программах.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократных характер. Примером осуществления этого принципа явилась замена налога с оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Налоговая система не должна оставлять сомнений у плательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств.

4. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными, удобными для плательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно- политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение ВВП и быть эффективным инструментом государственного регулирования экономики.

Существуют и другие формулировки принципов налогообложения. Так, немецкий экономист Х. Халлер считает, что налоговая система достигает рациональности, если соблюдаются следующие условия:

1) налогообложение должно быть построено так, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно (ориентация на так называемый принцип дешевизны обложения);

2) взимание налогов должно предусматривать, чтобы затраты плательщика, связанные с процедурой выплаты, были максимально низки (принцип дешевизны уплаты налогов);

3) уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для плательщика с тем, чтобы не ущемлять его экономическую активность (принцип ограничения бремени налогов);

4) налогообложение не должно быть помехой ни для «внутренней» рациональной организации производства, ни для его ориентации на структуру потребностей, т.е. «внешней» рациональности (принцип рациональности);

5) процесс получения налогов должен быть организован так, чтобы он в наибольшей степени мог способствовать (через накапливаемые финансовые ресурсы) реализации политики конъюнктуры и занятости (конъюнктурная эффективность);

6) данный процесс должен влиять на распределение доходов с целью придания ему большей справедливости (эффективность распределения);

7) в процессе определения « налоговой платежеспособности» частных лиц и уточнения расчетов с ними следует минимально требовать предъявления сведений, затрагивающих личную жизнь граждан (уважение к частной сфере);

8) следует добиваться того, чтобы комбинация налогов образовывала единую систему, в которой каждый налог имеет свою конкретную цель. При этом не следует допускать ни взаимного перехлеста налогов, ни наличия «люков» между ними (внутренняя замкнутость).

На основе этих принципов сложились две основные концепции налогообложения.

1. Субъекты налогов должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды. Например, те, кто хочет пользоваться хорошими дорогами, должны оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

Однако всеобщее применение этой концепции связано с определенными трудностями. Практически невозможно точно определить, какую личную выгоду и в каком размере получает каждый плательщик от расходов государства на национальную оборону, бесплатную медицину, просвещение и т.п. Кроме того, следуя данной логике, необходимо было бы облагать налогом малоимущих, безработных для финансирования выплаты им же пособий. Это само по себе лишено смысла.

2. Согласно другой концепции, юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода. Данная концепция имеет много сторонников, так как отличается большей рациональностью и справедливостью. Естественно, существует разница между налогом, взимаемым с предполагаемых расходов на предметы роскоши, и налогом, удерживаемым из предполагаемых расходов на предметы первой необходимости.

Но при внедрении на практике и этой концепции возникают заметные проблемы. Они связаны с тем, что нет строго научного подхода к измерению возможности того или иного лица платить налоги. Ясно только, что средний потребитель действует всегда рационально. В первую очередь тратит свои доходы на товары и услуги первой необходимости, и лишь затем — на не столь важные блага.

Известно также, что при высокой ставке подоходного налога (выше 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Теоретически и графически это обусловлено известным в экономической теории эффектом, открытым американским экономистом А. Лаффером. Учитывая данное обстоятельство, разработчики современной российской системы налогообложения исходили из следующего: лучше иметь много источников пополнения бюджета со средней ставкой налога, чем один — два — с высокой. По сути, подход правильный. Многие страны стремятся разнообразить пути пополнения казны, а диверсификация источников позволяет снижать ставки налогов.

Но на практике получилось так, что по размерам ставок российские налоги приближены к общемировым, а по количеству — «опережают» многие страны. В настоящее время на территории России собирается свыше 50 налогов и сборов. Это далеко не всегда соответствует реальной экономической ситуации. Растут расходы по сбору налогов, появляются условия для уклонения от уплаты. Так как граждане России не являются образцом законопослушности — растут недоимки по платежам в бюджет. Кроме того, исключительно сложен подсчет некоторых налогов (особенно НДС), в законодательную базу постоянно вносятся изменения и дополнения. Все это свидетельствует о необходимости совершенствования налоговой системы страны, упорядочения как количества налогов, так и методов их взимания. Предполагается, что данному обстоятельству будет способствовать принятие Налогового кодекса РФ — общего свода правил по налогообложению, подготовленного Министерством финансов. Его прохождение в Государственной Думе и Совете Федерации встречало весьма серьезные препятствия.

Далее:IV. Методы регулирования налоговой Вверх:ТЕМА 6. Налоги и Назад:II. Виды налогов и
ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения

Основоположником теории налогообложения считается шотландский экономист и финансист А. Смита. В 1776 г. он издал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая оказала определяющее влияние на финансовую и хозяйственную жизнь многих государств. Однако налоговые теории начали зарождаться в более ранний период.

Налоговая теория — система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении в общественной жизни. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения. Существуют общие и частные теории налогов.

Общие теории налогов отражающие назначение налогообложения в целом представлены в табл. 2.1. Ниже дается представление об общих теориях начиная со Средних веков и до настоящего времени.

Таблица 2.1

Общие теории налогов

Название Период Основоположники
Теория обмена Средние века
Атомистическая теория Эпоха просвещения С.де Вобан, Монтескье, Гоббс
Теория наслаждения 1-я половина XIXв. Ж. Симонд де Сисмонди
Теория налога как страховой премии 1-я половина XIXв. Дж.Мак- Куххол, А.Тьер
Классическая теория 2-я половина XVIII-1-я половина XIXв. А.Смит, Д. Рикардо
Теория жертвы XIX-начало XX в. Н.Канар, Б. Мильгаузен, Д.Милль
Теория коллективных потребностей Последняя четверть XIX – начало XX в. Э.Селигман,Р.Стурм Л.Штейн
Кейнсианская теория 1-я половина XXв. Дж. Кейнс
Монетаристская 50-е гг. XX в. М. Фридман
Теория экономики предложения 80-е гг. XX в М.Берис, Г.Стайн

А частные — исследования по отдельным вопросам налогообложения приведены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Частные теории налогов

Название Период Суть теории
Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения Ранее средневековье Налоговые системы строятся на прямом налогообложении, косвенные налоги считаются вредными
Конец средних веков Налоговые системы строятся на косвенном налогообложении
Конец XIXв. Необходима сбалансированность между прямыми и косвенными налогами
Теория единого налога Разные времена Единые налог – это единственный, исключительный налог на определенный объект налогообложения
Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения Разные времена Налоговые ставки устанавливаются в едином проценте или увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика
Теория переложения Середина XVIIв. Распределение налогового бремени возможно лишь в процессе обмена

Теория обмена — характеризуется возмездным характером налогообложения, т. е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по поддержанию правопорядка, здравоохранению и др. Эта теория соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений.

Атомистическая теория (основатели С. де Вобан, Ш.

Монтескье, Вольтер, Мирабо) — разновидность предыдущей теории. Здесь налог — результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги выступают как обязательная плата общества за мир и выгоды гражданам. Происходит обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может считаться справедливой.

Теория наслаждения — налог является одновременно и жертвой, и наслаждением. Основатель этой теории швейцарский экономист Ж. Сисмонд де Сисмонди писал: «При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает ни что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности. Наслаждения доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное просвещение, благодаря которому дети получают воспитание, а у взрослых развивается религиозное чувство, опять-таки наслаждение. В дополнение ко всем другим наслаждением служит национальная защита, обеспечивающая каждому участие в выгодах, доставляемых общественным порядком».

Теория налога как страховой премии (основатели А. Тьер, Э. де Жирарден, Дж. Мак-Куллох) — рассматривает налоги в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска. В таком аспекте налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т. д. Или, согласно иному подходу к этой теории, налогоплательщик выступает как член страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу.

Классическая теория (основатели А. Смит, Д. Рикардо) — налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти». При этом какая-либо другая роль (например, регулирования экономики) налогам не отводится, а пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.

Учение о правовом государстве приводит к появлению новых теорий, а именно теории жертвы (основатели Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль) и теории коллективных потребностей (основатели Э. Селигман, Р. Струм, Л. Штейн¸ А. Шеффле, Ф. Нити). Обе теории содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества. Теория жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX — начала XX в., обусловленные необходимостью обоснования роста государственных расходов и увеличения налогового гнета.

Кейнсиансая теориия (основатель Дж. Кейнс) — заключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики и подлежат изъятию с помощью налогов. Рассмотрение налогов как инструмента макроэкономической стабилизации позволила связать налоги с рядом макроэкономических показателей: национальный доход, фонды накопления и потребления и т. д.

Теория монетаризма (основатель М. Фридман) — основана на количественной оценке денежного обращения. Согласно этой теории налоги, наряду с иными компонентами, воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.

Теория экономики предложения (основатели М. Бернс, Г. Стайн, А. Лаффер) — в большей степени, чем две предыдущие, рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках этой теории американский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.

К частным теориям налогов относятся:

· теория соотношения прямого и косвенного обложения. Финансовая наука достаточно долго искала ответ на вопрос, каково влияние прямого и косвенного налогообложения на создание сбалансированной налоговой системы. Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить сбалансированную налоговую систему можно, лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм;

· теория единого налога, в основе которой лежит мысль, что налоги уплачиваются из единого источника — доходов. Поэтому единый налог видится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала несостоятельность и неосуществимость данного подхода;

· теория пропорционального налогообложения базируются на ослаблении налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые суммы). Защитниками этой теории всегда выступают наиболее имущие классы.

· теории прогрессивного налогообложения основаны на усилении налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что с богатого гражданина необходимо взимать больше не только абсолютно, но и относительно. С точки зрения бедняка, налог должен быть не пропорциональным, а прогрессивным;

· теория переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения. Исследование ведется по источникам доходов и по категориям плательщиков. Существует много разновидностей этой теории: абсолютная, оптимистическая, пессимистическая и др.

Налоговая теория –это система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении для экономики и социально-политического развития общества. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государств и классифицируются как общие и частные теории налогов. Общие налоговые теории – это учения, характеризующие назначение налогообложения в целом, дающие обоснование налога и аргументирующие его экономическую суть.

К общим теориям относят:

Теория обмена — теория, обосновывающая договорные отношения между правительством и гражданами по поводу покупки последними военной, юридической защиты у государства. Эта теория опиралась на невмешательство государства в экономику, а также непроизводительного характера оказываемых государством услуг.

Атомистическая теория – разновидность теории обмена. Ее суть – в обмен на уплату налогов гражданин получает от государства услуги по охране его личной безопасности, своей собственности как от внешних, так и от внутренних врагов. Данный договор является принудительным и не всегда справедливым, но все же это некий обмен, в конечном итоге, выгодный обеим сторонам сделки.

Теория наслаждения. Под наслаждением понимается порядок в обществе, обладание собственностью, наличие правосудия, хороших дорог. Эти наслаждения могут быть куплены у государства с помощью налогов. Таким образом, налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получением им от государства наслаждения.

Теория налога как страховой премии. Суть ее состоит в том, что налог приравнивается к страховому платежу. Налогоплательщик страхует свою собственность от различного рода чрезвычайных обстоятельств пропорционально своему доходу и имуществу. Поскольку издержки охраны и защиты должны распределяться по величине охраняемой собственности, общество образует специфическую страховую компанию, которая занимается не возмещением ущербы при наступлении страхового случая, а предотвращением его наступления.

Классическая теория налогов – налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание государства, причем не все, а только расходы на общественную оборону и поддержание достоинства верховной власти. Все остальные расходы должны финансироваться за счет специальных пошлин, имеющих возмездный характер и уплачиваемых заинтересованными в них лицами. Эта теория уже исключает государственные услуги из числа производительных услуг.

Теория жертвы. Граждане при уплате налога приносят жертву. Государство, являясь принудительным органом, предопределяет сущность налога как необходимого пожертвования. Налог – это форма дохода государства, представляющая собой жертву граждан для удовлетворения потребностей общества.

Теория общественных потребностей. Согласно этой теории государство должно выполнять экономические функции. Покрытием такого рода расходов служат налоги. Налоги не являются убытком общества, а носят характер платы за общественные значимые и неделимые услуги. Представители этой теории впервые ясно выразили реальное, хозяйственное воззрение на государство, признали производительный характер государственных услуг.

Кейнсианская теория. Налоги – главный рычаг регулирования экономики. Существует 2 макроэкономических регулятора: 1) прогрессивные ставки налогообложения; 2) налог как аналог ставки банковского кредита. Налоги тесно связаны с показателем спроса: чем больше вводится налогов, тем ниже спрос, и наоборот. Большие сбережения в реальных условиях неполной занятости как пассивный источник дохода мешают росту экономики, поэтому их следует изымать с помощью налогов. В целом идея эффективного спроса позволила связать налоги с рядом макроэкономических показателей, таких как, национальный доход, фонды накопления, потребления и др.

Теория монетаризма. – наряду с иными компонентами налоги воздействуют на обращение через налоги изымается лишнее количество денег, тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы экономики.

Теория экономики предложения. – здесь в большей степени чем при кейнсианстве рассматриваются налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Она исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых платежей. Поэтому в рамках этой теории предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Снижение налогового бремени приводит к бурному экономическому росту.

Частные налоговые теории – учения, в которых исследуются отдельные проблемы в сфере налогообложения.

Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения. Прямые налоги в большей степени соотносятся с доходами населения, точнее и яснее определяют податную обязанность каждого налогоплательщика, чем косвенные налоги.

Косвенные налоги лучше соотносятся с объемом потребления. Через косвенные налоги устанавливается более справедливое налогообложение, поскольку они устанавливаются не на доходы, а на расходы, соответственно кто больше потребляет, тот больше и платит.

Теория единого налога. Единый налог панацея от всех проблем, т.к. после его установления будет ликвидирована бедность, произойдет рост производства. Единый налог – это налог на один объект налогообложения – землю, расходы, недвижимость, капитал. Теоретически взимание единого налога более просто и рационально, однако, практика налогообложения в разных странах доказала идеалистичность этого подхода, т.к. при едином налоге нарушаются принципы эластичности налоговой системы, отсутствует возможность перераспределения налогового бремени. В чистом виде эта теория утопична, однако. В сочетании с иными системами налогообложения может сыграть определенную положительную роль.

Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения – налоговые ставки должны устанавливаться как единый процент от доходов налогоплательщика независимо от его величины. Это положение всегда находило поддержку у высокообеспеченных слоев населения. Согласно идее прогрессивного налогообложения ставки увеличиваются по мере роста доходов налогоплательщика. За ее реализацию всегда ратовали наименее обеспеченная часть населения и сторонники социалистического переустройства общества. Все они склонялись к тому, что прогрессивное налогообложение более справедливо в социальном аспекте, т.к. смягчает неравенство и позволяет через налоги распределять доходы.

Теория переложения налогов. – распределение налоговой нагрузки между экономическими агентами возможно только в процессе обмена. Результатом обмена является формирование цены товара, в которой уже заложена сумма налогов. Таим образом, лицо, юридически являющееся налогоплательщиком, может переложить бремя данного налога на другое лицо – носителя налога, который и будет нести всю тяжесть обложения налогом. Существует две разновидности переложения налога – переложение с продавца на покупателя (при косвенном налогообложении товаров с низкой ценовой эластичностью), переложение с покупателя на продавца (при косвенном налогообложении товаров с высокой ценовой эластичностью). Проблема переложения налогов до сих пор не решена.

Добавить комментарий

Закрыть меню