Основные мотивы лирики некрасова

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

http://rupoem.ru/nekrasov/all.aspx(Все стихи)

http://briefly.ru/nekrasov/komu_na_rusi/ Кому на руси жить хорошо

Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии — ее патриотизма, гражданственности и гуманности.

1.Тема о назначении поэзии— одна из основных в лирике Некрасова.Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. Каким должен быть поэт? Какова его роль в обществе? Каковы задачи поэзии? В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил взгляды на общественный долг поэта. Он писал о том, что истинный поэт не может быть равнодушен к горю и мукам «не имущих хлеба».

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденность, за любовь…

Иди и гибни безупречно,

Умрешь не даром — дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

В нем — драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством».

Движение чувств у Гражданина: от требования «громить» пороки смело, «обличать зло» к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.

В литературу XIX века вошлаМуза Некрасова — сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа(«Вчерашний день, часу в шестом…»).Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.

2. Тема народа и женской судьбы традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его «человеком с народным сердцем». По словам Достоевского, поэт «любил всех тех, кто страдал от насилья».

Стихотворение «Тройка» написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую «заглядеться не диво». Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: «знать, забило сердечко тревогу». Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: «будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть». Конец стихотворения полон грусти («и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь»). Тройка — образ-символ, часто появляющийся в народных песнях («Вот мчится тройка почтовая»), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье — это только мечта: «не догнать тебе бешеной тройки». Стихотворение «Родина» открывает еще одну сторону личности Некрасова. Вчитаемся в строки о величественной душе терпеливой женщины, матери поэта:

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;

Она была горда, упорна и прекрасна,

И все, что вынести в тебе достало сил,

Предсмертный шепот твой губителю простил!..

Милый сердцу образ матери Николай Алексеевич пронес через всю свою жизнь. Спустя пять лет после ее смерти он скажет о трагической судьбе дорогого человека, созвучной с судьбами многих русских женщин. Некрасов всегда вспоминал свою мать как сильную женщину. Беззаветная любовь к своим детям, милосердие и способность прощать, но в то же время стойкость, мужество, верность, — этими характерными чертами матери поэт наделил многих своих героинь.

3.»Лирическая эпичность» как феномен лирики Некрасова.

Одним из феноменов поэзии Н. А. Некрасова, является феномен «лирической эпичности». Этот феномен напрямую проходит через всё творчество поэта, зарождаясь ещё в раннем сборнике «Мечты и звуки»,где

отразилось постепенное изменение его идейных творческих представлений…

В стихотворении»Размышления у парадного подъезда» преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика «парадного подъезда» и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: «деревенские люди», «армячишко худой на плечах», «крест на шее и кровь на ногах». Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к «владельцу роскошных палат», которое звучит то взволнованно-патетически («Пробудись!..

Вороти их! в тебе их спасенье!»), то скорбно и гневно («Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?»), то зло и иронично («и сойдешь ты в могилу… герой»).

В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение («За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой…»). Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:

Ты проснешься ль, исполненный сил?

Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая»покаянная лирика» — «Умру я скоро», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя…», именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.

Умру я скоро… Жалкое наследство,

О родина, оставлю я тебе…

Особое место в «покаянной лирике» занимаеттема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России («На смерть Шевченко», «Памяти Добролюбова», «Пророк»). Народный заступник — страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся «звездой падучей», но без которых «заглохла б нива жизни». В образе «народных заступников» проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.

Не хуже нас он видит невозможность

Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,

В его душе нет помыслов мирских.

Узкий круг лирической тематики он дополнил новой темой- социальной.Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученных нуждой бедняков — вот источник лирических переживаний во многих стихах Некрасова..

Ярчайшим проявлением новой лирической темы — социальной стало
стихотворение «Еду ли ночью по улице темной»(1847). Это
душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть
ребенка выгнали на панель. «Беззащитная, больная и бездомная»,
женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной
жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие
стихотворения 40-50-х годов: «В дороге». «Перед дождем», «Тройка»,
«Родина», «Псовая охота», маленький цикл «На улице», «Несжатая
полоса». «Маша». «Тяжелый крест достался ей на долю», » В больнице».
Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируется и
обобщается в небольшой поэме «Рыцарь на час» (1862), особенно в
знаменитых строках:
«От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви,» — обращается поэт к матери.

Второй художественный принцип Некрасова-лирика — социальный
аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у
Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного
возраста мы помним стихи «Однажды, в студеную зимнюю пору» — про
мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в
стихотворении «Крестьянские дети», где герой оборачивает «другой
стороною медаль крестьянского детства.

Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения
«Размышления у парадного подъезда» (1858) и «Железная дорога» (1864).
В «Размышлениях…» конкретный единичный факт — приход мужиков с
просьбой или жалобой к министру государственных имуществ —
возводится в ранг типичного явления.

Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике
закономерно выходили на третий принцип — революционность.
Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная,
крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его
стихам агитационно-пропагандистский характер.
Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в
стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по
революционно-демократическому движению, другим вождям этого
движения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву.
» В стихотворении «Памяти Белинского» поэт делится с читателями печальными воспоминаниями о друге, чья «наивная и страстная душа» стремилась «к одной высокой цели». Перед читателем реальный образ человека, который жил, мечтал и боролся, «упорствуя, волнуясь и спеша», а вовсе не каменный памятник, воздвигнутый на могиле друзьями.

Ты нас любил, ты дружеству был верен —

И мы тебя почтили в добрый час!

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 6146 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Основные мотивы лирики Н.А.Некрасова

Основные мотивы лирики Н.А.Некрасова

Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.
Одной из главных тем лирики Некрасова является народ и идея народного служения. Эти мотивы стали для поэта главной очищающей силой, источником нравственного обновления, духовной опорой. В 1845 году его стихотворение «В дороге» стало настоящим потрясением для русской поэзии. Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического произведения, изобразив его как человека с индивидуальной судьбой.
Чтобы понять себя, осветить так или иначе историю своей души, поэт обращается к поре детства. Стихотворение «Родина» — это попытка проанализировать влияние крепостничества на формирование детской души. Деспотизм и рабство не только оставляли в детской душе страшные следы – они рождали ненависть, сопротивление, стремление выбраться из этого мира. Поэтому так отрадно звучат в стихотворении строки:
И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторил звону чаш и гласу ликований
Глухой и вечный гул подавленных страданий,
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил.
С детских лет Некрасов был близок к крестьянам, он рано открыл для себя «незримые, невидимые лиру слезы», стоны и печаль:
Волга! Волга!… Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля…
Понять нужды народа и повести его за собой призваны «народные заступники», «учителя народа», «сеятели» правды:
Сейте разумное, доброе, вечное…
Мотив заступничества за народ звучит во многих стихах Некрасова, посвященных памяти Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Гоголя. Некрасов воспевает их высокие нравственные качества, мудрый ум и волю.
Что же является залогом будущего благополучия? Русский национальный характер, богатырские силы народа, который:
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе…
Вся лирика Некрасова проникнута чувством любви не только к русскому народу, «которому пределы не поставлены», но и к родной земле с ее бескрайними нивами, зелеными лесами, суровыми зимами. Некрасовский мир – это не только «страшный мир», есть в нем и другая сторона.
Мир света и надежды связан у поэта прежде всего с природой. Любовь к полям и лесам своей родины зародилась у Некрасова в ранние детские годы. Он восхищался родной ярославской природой, красотой ее зеленых просторов:
Там зелень ярче изумруда,
Нежнее шелковых ковров,
И, как серебряные блюда,
На ровной скатерти лугов
Стоят озера.
Трепетной любовью и проникновенным чувством наполнено описание весны в стихотворении «Зеленый шум»:
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса…
Ну а как же без стихов, посвященных любимой женщине Авдотье Яковлевне Панаевой («Я не люблю иронии твоей…», «Поражена потерей невозвратной…», «Да, наша жизнь текла мятежно…»)? В них поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания:
Я мучился: я плакал и страдал,
В догадках ум испуганный блуждал,
Я жалок был в отчаянье суровом…
Он не смягчает, не сглаживает собственные противоречия и терзания, анализируя самые сокровенные чувства:
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!…
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья…
В любовной лирике герой берет на себя вину в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживая страдания любимой им женщины:
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки.
Сквозной мотив, раскрытый в творчестве каждого поэта, — предназначение поэта и поэзии — проходит и в стихотворениях Некрасова. Поэт у него – это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали». Его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и облачая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно:
Его преследуют хулы:
Оно ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
Но его позиция – это позиция поэта-гражданина, сына своей Родины:
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной.
Поэтически манифестом Некрасова стало стихотворение «Поэт и гражданин», написанное в форме диалога поэта с читателем, демократом по своим убеждениям. Читатель предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны – эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило

Проснись, громи пороки смело…
Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Муза – «печальная спутница печальных бедняков», «униженно просящая» за судьбу народа, прошла вместе с Некрасовым через всю его жизнь:
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела –
Почувствовать свои страданья научила
И свету возвестить о них благословила…
Да! Лирика Некрасова многоводна, как река. Его поэзия неисчерпаема, как народная мудрость, и прекрасна, как Россия, которой он служил. «Сейте разумное, доброе, вечное, / Сейте!

Спасибо вам скажет сердечное / Русский народ…» – призывает поэт идущих за ним. Это своеобразное завещание великого русского поэта потомкам.

Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Добавить комментарий

Закрыть меню