Основные концепции правопонимания

Основные теории правопонимания

Просмотренно: 7276 | Добавленно: 05 декабря 2012

Взгляды на право менялись по мере развития общества, государства и науки. Был выработан ряд теорий, объясняющих происхождение права, его сущность, назначение в обществе, место в системе нормативного регулирования общественных отношений и т.д.

1. Позитивистская теория (Р. Йеринг, И. Бентам, Г.Ф. Шершеневич):

а) право и закон тождественны – право не делится на позитивное и естественное, оно существует исключительно в виде позитивного, то есть утвержденного государством, права;
б) правом признается любая по содержанию норма права, закрепленная в нормативно-правовом акте;
в) исследовать законодательство с точки зрения естественной природы человека бессмысленно, т.к. всегда будет влиять субъективизм человека;
г) источник прав человека находится в законодательстве, которое создается государством.

2. Нормативистская теория(«теория чистого права») (Г. Кельзен, А. Фердроссе, К. де Мальберт) идеологически выросла из позитивистской:

а) право является особой социальной сферой, независимой от политических и экономических условий;
б) оно представляет собой иерархическую систему норм;
в) необходимо соподчинение норм права по степени их юридической силы;
г) в основании располагаются индивидуальные нормативно-правовые акты, выше – подзаконных, еще выше законы, а в самой вершине – конституционные нормы.

3. Классовая теория (историко-материалистическая) (К. Маркс, Фр. Энгельс):

а) право, по сути, есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса, содержание которой, в основном, определяется материальными условиями жизни этого класса;
б) содержание, выраженное в праве классовой воли, определяется в итоге характером общественных отношений, носителем которых является класс собственников;
в) право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение;
г) право – это система правовых норм, установленных либо санкционированных государством;
д) право исчезнет с исчезновением классов.

4. Историческая школа права (Г. Гуго, Ф.К. Савиньи):
а) право есть историческое явление, оно представляет собой выражение духа народа и формируется, подобно языку, постепенно и независимо от государства;
б) законодатель не может творить право по своему усмотрению, он лишь фиксирует то, что сложилось в обществе в виде обычаев;
в) законы производны от обычаев, которые произрастают из недр национального духа, из глубин народного сознания.

5. Социологическая теория права (Р. Паунд, С.А. Муромцев):
а) право и закон не тождественны, право воплощается в реализации законов (есть право в книгах и право в жизни);
б) право в действии – «живое право» – сложившиеся в обществе фактические общественные отношения; таким образом, право – это юридическая практика, реальное поведение субъектов правоотношения, а не система норм права;
в) живое право формируется, прежде всего, судьями в процессе правоприменительной деятельности;
г) возможно изменение права судьями в процессе ее применения.

6. Теория естественного права (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д.

Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье) впервые получила нормативное закрепление в «Декларации независимости» в США (1776г.) и «Декларации прав и свобод человека и гражданина» во Франции (1789 г.). В XX в. эти идеи получили закрепление в конституциях большинства развитых государств.
а) кроме позитивного права, создаваемого государством, существует стоящее над ним высшее настоящее право, причем нормы позитивного права должны соответствовать естественному праву;
б) естественным правом являются лишь такие нормы, которые соответствуют естественной природе человека и вытекают из нее: право на жизнь; на свободу; на собственность.
в) источник прав человека находится в самой природе человека, естественные права человек приобретает от рождения, они не могут дароваться государством;
г) государство обязано признавать, соблюдать и защищать естественные права человека;
д) право и закон не тождественны: не всякий закон содержит в себе право, как нормативное закрепление идеи свободы и справедливости, меры свободы личности, содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиции его соответствия праву.

Самое простое определение понятия «право» гласит, что это есть один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения. А между тем право – очень сложное социальное явление. Оно имеет много аспектов, которые характеризуют право с разных сторон. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе регулирования общественных отношений менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

— право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

— право в нормативной форме должно отражать требования общественной справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

— право частной собственности является основой всех прав человека;

— право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.

Исторически сложилось несколько научных направлений и школ, сформировавших свои представления о праве. Коротко познакомимся с основными идеями и представителями некоторых из них, определим слабые стороны и достоинства различных концепций.

Естественно-правовая теория свою завершённую форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв.

Сторонники этой теории права (Т. Гоббс, Д. Локк, А. Радищев и др.) полагали, что кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Это — право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других. Следовательно, естественное право (сумма естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменяемых прав человека) – это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость.

В рамках данной теории разделяются право и закон, т.е. наряду с позитивным правом (законами, принимаемыми государством), существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Один из идеологов этой теории Э. Кант утверждал, что каждый человек вправе действовать по своему усмотрению. Но его произвол должен совмещаться с произволом другого равноправного с ним индивида.

Положительная черта данной теории заключается в том, что каждый человек должен самоограничивать себя, не допускать нарушения прав других лиц, а в случае нарушения – нести за это ответственность. Недостатком является возможность неограниченного господства сильного человека, подавление им воли и ущемления прав и свобод других, более слабых людей.

Историческая школа права логически завершенную форму получила в конце XVIII – начале XIX в. Представителями данной школы являлись
Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др. Основные идеи исторической школы права состоят в том, что: право представляет собой историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, не сводится к совокупности законов, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно; право идентично с правовыми обычаями, то есть с исторически сложившимися правилами поведения, произрастающими из недр национального духа и глубин народного сознания, влекущими за собой юридические последствия. Законы же производны от обычного права.

Достоинства данной теории: впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учёта в правотворческом процессе; показан объективный характер права, его независимость от произвола законодателя; справедливо отдана дань таким свойствам правовых обычаев, как стабильность и проверенность временем.

К недостатком можно отнести следующее: данная теория отрицала естественные права человека, по сути являлась идеологией феодализма, уже уходящего с исторической сцены; её представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству.

В нормативистской концепции (П.Н. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой, Г. Кельзен и др.) право рассматривается как иерархия норм, в которой каждая верхняя или вышестоящая норма обусловливает существование нижестоящей. Самой верхней нормой является конституция. Далее идут законы и другие нормативные правовые акты. Источником права является государство, которое само есть правовая организация, организованный правопорядок.

Положительными чертами данной концепции являются: выделяется и подчеркивается основное свойство права – его нормативность; отмечается формальная определенность правовых норм, соблюдение которых исключает произвол и беззаконие; чёткая фиксированность государственного принуждения.

Недостаток данной концепции заключается в том, что государство, являясь источником права, само небезупречно. Оно может издавать несправедливые нормы, несоответствующие интересам граждан, использовать устаревшие и т.д.

Социологическая концепция (Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк, Е. Эрлих и др.) возникла во второй половине XIX века, когда в сфере экономики активно развивалось предпринимательство, как свободная и инициативная деятельность людей и стала одним из основных направлений правоведения XX века.

Основной тезис этой концепции звучит так: право нужно искать не в нормах права, а в самой жизни. Законы – всего лишь пожелания вести себя определенным образом. Наполнять законы правом призваны судьи, администраторы – государственные чиновники, сами граждане. Социологическая теория переносит центр тяжести на изучение «живого права», т.е. системы правоотношений, поведения людей в сфере права.

Положительная черта данной концепции состоит в том, что живое, реальное право идёт впереди формального, развивает его, создавая правовые нормы соответствующие жизни.

Недостатками концепции являются: отсутствие или недостаточный учёт юридической нормативной базы, законодательства; опасность некомпетентного решения и даже произвола со стороны лиц, принимающих правовые решения; возможность решения вопросов в пользу сильного и в ущерб слабому.

Психологическая теория основана на психологическом, эмоциональном отношении к имеющему юридическое значение факту, событию.

Один из главных теоретиков этой концепции Л.Н. Петражицкий утверждал, что право – это эмоции, «обязательственно-притязательные переживания», психологическое состояние, вызванное определенным событием, и отношение к нему в этом психологическом состоянии.

Достоинство данной концепции состоит в том, что в правовое регулирование включается и общественная психология, психологическое состояние и отношение общества к социально-правовым явлениям, в том числе и преступного характера, которые имеют значение для оценки этих явлений.

Недостаток данной концепции заключается в том, что возможен произвол, самосуды, использование психологии толпы.

Материалистическая (классовая, марксистская)теория. Самыми известными представителями этой являются К. Маркс, Ф. Энгельс,
В.И. Ленин. Они отмечали, что история человеческого общества всегда была историей классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный находились в резком противостоянии друг другу. Политическая власть есть организованное использование силы одним классом для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс видоизменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создает необходимые для достижения своей цели законы.

При этом основоположники данной теории огромное значение придавали экономической составляющей жизни общества, увязывая возникновение и существование права с необходимость регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. «Ваше право есть лишь возведённая в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса».

Таким образом, право является возведенной в закон волей господствующего класса, его орудием, применяемым для подавления класса угнетенного.

Достоинство этой теории состоит в том, что право связывается с социальными условиями, с реальными жизненными обстоятельствами, которые и обусловливают его появление.

Недостаток теории выражается в односторонности права, его принадлежности одному классу или слою общества вопреки воле и интересам других классов. Такое понимание права создает основу для социального насилия одной части общества по отношению к другой.

Интегративная теориявключает в себя черты многих других концепций. Она признаёт нормативность права, одновременно допускает создание норм права судьями, когда их прецеденты соответствуют жизни, реальным обстоятельствам. Признаются также природные права человека, например, право на жизнь, на неприкосновенность личности. Одновременно считается, что право имеет общесоциальное значение. Его содержание определяется социально-экономическим и политическим строем, классовым и национальным составом общества, уровнем религиозности населения, другими обстоятельствами.

Достоинство данной теории состоит в том, что она охватывает все основные характеристики права, рассматривает его всесторонне. Недостатком является её эклектизм, некоторая несовместимость черт и свойств права, признаваемых данной концепцией.

Концепции правопонимания

1.1. Естественно-правовая концепция правопонимания: современные направления (указать суть)Сущность теории естественного права в ее современном понимании заключается в том, что идеи (естественного равенства и свободы, справедливости, признание неотчуждаемого характера прав человека) выступают первоначальным, главным компонентом права. В этом смысле нормы или действия способны лишь с той или иной степенью достоверности отразить то, что выражают эти идеи. Пониманию природы (сущности) права способствует различение права позитивного и права естественного.
1.2. Историческая школа права: Представители исторической школы права исходили из консервативного исторического понимания права. Их идеи были своеобразным противопоставлением концепции естественного права, являвшейся идеологическим оружием революционной буржуазии.
Историческая школа права выступала в защиту феодальных порядков, против преобразования существующих отношений с помощью нового законодательства, объясняя это тем, что право должно складываться исторически.
Важнейшим источником права был объявлен обычай, кодификация законов отвергалась, а само право представлялось как система постепенного формирования «народного духа». Развитие права сравнивалось с развитием языка или некоторыми видами игр (такими как шахматы или карты, так как их правила формировались постепенно, по мере необходимости разрешить ту или иную ситуацию).
Ключевое понятие школы — «Народный дух» — это особенности правосознания нации. Главный фактор, влияющий на него — исторические условия, в которых народ возникает и формируется. «Народный дух» дан изначально и неспособен к саморазвитию.
Основные представители
Густав Гуго (1764—1844)
Фридрих Карл Савиньи (1779—1861)
Ф. Ю. Штоль
Георг Фридрих Пухта (1798—1846)
Карл Фридрих Эйхгорн
1.3. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ: Правовой позитивизм, юридический позитивизм состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном обществе, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет.
Исследователи выделяют три основные версии правового позитивизма: этатистскую, социологическую и нормативистскую.
Этатистская версия
По этатистской версии право предстаёт некой автономной дисциплиной, отождествляемой с волей государства, выражением которой такое право и является. В такой ситуации не должно возникать конфликтов между правом и государством, которое выступает его единственным источником, эволюция или мутация которого влекут за собой соответствующие изменения для права. Право редуцируется до уровня государственных атрибутов и часто оборачивается произволом властей или политикой силы.
Позитивистские доктрины нередко происходят из неопределённостей, порождённых разнообразием позитивных прав и представлением, что любая идея справедливого, если к ней применимы эпитеты «неизменная» и «универсальная», оказывается, как следствие, искусственной.
Так, в XVI веке Жан Боден, теоретик идеи абсолютной монархии, а в XVII веке Боссюэ, воспевавший власть королей, стали увязывать право с верховной властью монарха, подчиняя последнюю требованию соблюдать «божественные и естественные законы».
В отличие от них, Макиавелли прежде всего утверждал, что государство и право никоим образом не подчинены естественному праву или морали с того момента, когда встаёт вопрос об интересах государства, правитель не должен колебаться в выборе средств, которые впоследствии будут оправданы успехом.
Т. Гоббс увязывал понятие общественного договора с понятием абсолютной власти: в результате общественного договора, предназначенного для обеспечения порядка, люди признают право законодателя за абсолютным монархом, законы которого везде справедливы, поскольку служат общим интересам, даже если они противоречат божественной воле.
Впоследствии идея государственного позитивизма была поддержана в трудах Гегеля. Пытаясь примирить противоречия истории и единообразие разума и нейтрализовать оппозицию реального мира и (идеальной) мысли при помощи диалектики, Гегель стремился отождествить рациональное и реальное, признавал первенствующую роль за государством и объяснял право через осуществившийся факт и через силу, одним словом, он отождествлял право с государством.
Подобно Гегелю, немецкий юрист Рудольф Иеринг видел в государстве единственный источник права; подчёркивая роль принуждения как неотъемлемого свойства правовой нормы, он признавал только позитивное право, внушить почтение к которому может только государство, путём принудительного воздействия.
Социологическая версия
Социологическая версия исследует право как реальное социальное явление, используя при этом методы позитивистской социологии.
Нормативистская версия
Нормативистская версия принципиально отличается от этатисткой использованием понятия нормы в качестве исходного понятия. Государство при этом рассматривается как производное от правовых норм явление.
1.4. Нормативизм: правовая доктрина, рассматривающая право исключительно как объективную логическую форму, абстрагированную от социального, психологического и исторического содержания, как бы в «чистом виде» (отсюда Н. также называют «чистой теорией права»). Одно из течений современного позитивизма юридического.
Родоначальник Н. — австрийский юрист Ганс Кельзен (Kelsen) (1881- 1973), профессор Венского университета с 1917 г., составитель проекта Конституции Австрии 1920 г., член Конституционного суда Австрии в 1921-1929 гг. Кельзену принадлежит большое число сочинений, включая такие известные работы, как «Общее учение о государстве» (1925), «Чистая теория права» (1934), «Общая теория права и государства» (1945), «Коммунистическая теория права» (1955). В 20-е гг. вокруг Кель-зена сложилась группа последователей, которую в литературе нередко именуют Венской школой права. К ней принадлежали Адольф Меркль (1890-1970), Альфред Фердросс (1890- 1980) и др.
Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Право должно заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлений, какдоказывают приверженцы соответствующих концепций, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права. При обосновании этой позиции Н.опирался на философию неокантианства, сторонники которой разграничили две области теоретических знаний — науки о сущем и науки о должном. К первой группе наук, согласно взглядам Кельзена и других нормативи-стов,относятся естественные науки,история, социология и иные дисциплины, изучающие явления природы и общественной жизни с точки зрения причинно-следственных связей. Вторую группу — науки о должном — образуют этика и юриспруденция, которые исследуют нормативно обусловленные отношения в обществе, механизмы и способы социальной регламентации поведения людей. В соответствии с этим учением Н. призывал освободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимствованных из других областей познания. Как подчеркивал Кельзен, чистая теория права «не отрицает того, что содержание любого позитивного юридического порядка, будьте право международное или национальное, обусловлено историческими, экономическими, моральными и политическими факторами, однако она стремится познать право с внутренней стороны, в его специфически нормативном значении». Чистота теории права предполагает также исключение из нее идеологических оценок. Кельзен одним из первых поставил задачу деидеологи-зации правоведения, создания строго объективной науки о праве и государстве. Согласно его воззрениям,подлинная наука носит релятивистский характер, так как признает возможность существования в обществе множества систем идеологии и отрицает превосходство какой-либо одной из них над другими. «Чистая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и описать право таким,каково оно есть, не занимаясь его оправданием или критикой».
1.5.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ: тип правопонимания, основанный на представлениях о праве как реально сложившемся порядке в общественных отношениях; как нормах, отношениях, воспроизводящихся в социальной практике; как инструмента общественных преобразований. С позиции социологического правопонимания право предстает как социально обусловленный феномен, причины, источники и механизмы действия которого заключены в самом обществе.
Социологическая концепция складывается в первой трети XX в. в Европе, затем получает широкое распространение в США. В отечественной юриспруденции попытки оценить право в его деятельностном плане предпринимались давно. Если коротко, то его суть можно выразить высказанными еще в конце XVIII в. словами профессора Киевского университета Св. Владимира Н. К. Рененкамфа: «что не осуществляется, то не может быть признано правом». В конце XIX — начале XX вв. русский теоретик права С. А. Муромцев оформляет эти взгляды концептуально: «вместо совокупности юридических норм под правом разумеется совокупность юридических отношений (правовой порядок). Нормы — атрибут правопорядка». Для С. А. Муромцева право — порядок человеческих взаимоотношений. При таком подходе (в последующем получившем широкое распространение) право отождествляется с социальным фактом. Сходных позиций придерживались М. М. Кистяковский, опубликовавший ряд фундаментальных работ по социологии права, Н. М. Коркунов — теоретик права и государствовед. Подобные взгляды на право усилиями западных теоретиков права XX в. Эрлиха (Австро-Венгрия) и Паунда (США) были «достроены» в целостную теорию, на основе которой и сформировалась социологическая школа права, имеющая, правда, разные ответвления — школа свободного, «живого» права (Е. Эрлих), правовой реализм, бихевиоризм и др.
Представители социологической школы права не отрицают нормативность в праве, но считают, что нормы права лишь часть права, право в их понимании не сводится к закону и т.п. Действия, решения и отношения, имеющие правовой характер, складывающийся на их основе реальный правопорядок признаются сторонникам рассматриваемого подхода, основными компонентами права или собственно правом.
1.6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОПОНИМАНИЯ: тип правопонимания, основанный на представлениях о праве как психическом явлении. Наиболее основательное развитие она получает в трудах Л. И. Петражицкого, который исходил из того, что право и мораль являются психическими феноменами и различаются между собой по типу эмоций. К эмоциям ученый относил всякие двигательные стимулы и импульсивные побуждения, не сводя их только к чувствам удовольствия и страдания. При этом он выделял два вида эмоций: направленные наконкретного объекта (страх, голод, жажда) и абстрактные, проявляющиеся в качестве стимула различных действий (правовые, моральные, эстетические). Под правом, «в смысле особого класса реальных феноменов», ученый понимал те этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный характер. На этом основании Петражицкий выделял право позитивное, официальное («нормы, веления, запреты, обращенные к лицам, подчиненным праву и правоотношениям») и право интуитивное, определяемое психологическим отношением к праву объективному, официальному. Истоки интуитивного права коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право. Интуитивное право возникает и действует по законам индивидуальной психики без помощи «посторонних авторитетов». Позитивное право, обладает единой структурой правил для всего сообщества, оно выражено в законах, иных решениях государственной власти и, как считал Петражицкий, мало доступно гражданам. С интуитивным же правом человек сталкивается на каждом шагу. Оно соответствует индивидуальным обстоятельствам конкретного человека, более динамично и адаптивно в отличие от позитивного права, которое часто отстает от общественных изменений. Права и обязанности интуитивного права — универсальны, в то время как права и обязанности позитивного права — временные и локальны.
1.7. Социологическая теория права С.А. Муромцев
1.8. Основные направления правопонимания в советской юридической науке для юридического позитивизма, точнее, этатического его направления, представленного такими известными учеными, как Г.Ф. Шершеневич, В.М Хвостов, Е-В. Васьковский, Д.Д. Гримм, М.Н. Капустин, Н.И. Палиенко, СВ. Пахман, Н-К. Ренненкамф, А.А. Рождественский и др. В противоположность этатическому позитивизму социологическая школа права, идеи которой развивали крупные российские правоведы Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев и М.М. Ковалевский, подчеркивала социальную природу, обусловленность права самыми разнообразными факторами, изучала его в динамике, с точки зрения его реализации. Весьма оригинальную концепцию правопонимания-психологическую — отстаивал Л.И. Петражицкий.

В юридической литературе выделяют три основные концепции права: нормативная концепция, социологическая концепция, нравственная (естественно-правовая) концепция.

Согласно нормативной концепцииправо представляет собой система норм, содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов, которые установлены и органами государственной власти и охраняются ими от нарушений.

В соответствии с положениями социологической концепцииправо – это порядок общественных отношений, который представлен в действиях и поведении людей. В данной концепции внимание акцентируется на практике действия юридических правил, а не на их содержании.

Представители нравственной концепции рассматривают право как своеобразную форму общественного сознания. Текст закона остаются лишь на бумаге, если он не осознан и не усвоен человеком. Закон воздействует на общество только через сознание (массовое правосознание). Следовательно, право составляют не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правомочиях, запретах, порядке и способах защиты.

Следует отметить, что каждое правопонимание обладает своими основаниями и выражает определенную реальную сторону права. По этой причине они могут существовать одновременно.

Так, нравственное понимание права необходимо для правового воспитания и развития действующего права.

Нормативное понимание права обеспечивает ясность и устойчивость правовых отношений, законность в деятельности государственных органов и их должностных лиц.

Социологическое понимание наделяет право конкретностью и определенностью, что способствует его практической реализации.

В противном случае, оно выступает лишь декларацией и простым текстом.

При этом каждое правопонимание можно охарактеризовать как необходимый противовес для другого понимания права.

В настоящее время происходит определенная интеграция подходов указанных направлений. Общее признание ключевых принципов правовой государственности способствует их сближению.

Таким образом, в юриспруденции выделяют три основных концепции права, каждая из которых рассматривает право под специфическим углом. Изучение всех концепции и подходов понимания сущности права позволяет сформировать целостное восприятия данной категории.

Добавить комментарий

Закрыть меню