Основные идеи славянофилов

Во время правления Николая I в государственном управлении России усилилась роль______
Императора и его личной канцелярии

Формула «самодержавие, православие, народность» лежала в основе…
теории «официальной народности»

Николай I правил в _________ годы.
1825-1855

В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано первое «Философическое письмо», написанное…
П.Я. Чаадаевым

Николай I получил прозвище…

Палкин

Создание «Основных законов Российской империи», Крымская война, начало промышленного переворота — события, связанные с правлением…
Николая I

В период правления Николая I был принят новый свод законов — …
«Основные законы Российской империи»

После событий декабря 1825 года имел(о,и) место…
следствие и суд по делу декабристов

Разработка теории «официальной народности», следствие и суд по делу декабристов — события, связанные с правлением…
Николая I

Крымская война имела место в _______ годах.
1853-1856

Крымская война завершилась…
поражением России

Великие реформы Александра II и контрреформы Александра I

Бывшие крепостные, не переведенные на выкуп после реформы 1861 г. и несшие повинности в пользу помещиков, — это крестьяне…
временнообязанные

Введение мировых судей, органов местного самоуправления (земств) имело место в правлении …
Александра II

Разработка фабричного законодательства, наступление на реформы Александра II были характерны для правления …
Александра III

К основным положениям крестьянской реформы 1861 г. Относится утверждение о том, что
Крестьяне получили свободу от власти помещика

В период правления Александра III был создан военный блок, ставший одной из противостоящих сторон в ходе I мировой войны, — это…
Тройственный союз

Всесословные органы местного самоуправления, созданные по реформе 1864 г., — это…
земства

Восстановление всесилия цензуры, упразднение автономии университетов, перевод крестьян на обязательный выкуп были характерны для правления …
Александра III

Для периода «контрреформ» Александра III было характерно начало …
свертывания реформ Александра II

1. Всеобщая воинская повинность была введена в России в ____ году
1874

С названием «Великие» в историю вошли реформы…
Александра II

«Великие реформы» были осуществлены в правлении …
Александра II

Александр II получил прозвище…
«Освободитель»

Введение суда присяжных заседателей, переход от рекрутской повинности к всеобщей воинской имели место в правлении …
Александра II

Александр II правил в … годы.
1855-1881

Перевод крестьян на обязательный выкуп означал…
продолжение реформы 1861 г.

С крестьянской реформой 1861 г. связано понятие…
«Выкупные платежи»

Судебная реформа была проведена Александром II в ___ году
1864

Издание циркуляра о «кухаркиных детях», перевод крестьян на обязательный выкуп, завершение промышленного переворота были характерны для правления …
Александра III

Александр III взошел на престол в результате…
убийства народовольцами Александра II

Александр II — отмена крепостного права
Александр I — указ о вольных хлебопашцах
Александр III — отмена временнобязанного состояния

Создание бессословного и гласного суда, введение всеобщей воинской повинности имели место в правлении …
Александра II

К реформам Александра II относится:
Отмена крепостного права 1861 г. – отмена крепостного права «Манифест» — «Великая реформа»
Переход от рекрутской повинности к всеобщей воинской повинности
Введение широкой автономии университетов
Создание земств – всесословных органов местного самоуправления – 1864
Создание бессословного и гласного суда — суда присяжных заседателей
Введение адвокатуры и несменяемости судей
Введение мировых судей

Для реформ 1860-1870 гг. характерно понятие…
«выкупные платежи»

Александр III правил в ________ годы.
1881-1894

Внутренняя политика Александра III, направленная на пересмотр реформ 1860-1870-х гг., получила название…
«контрреформы»

Введение адвокатуры и несменяемости судей, создание земств имели место в правлении …
Александра II

Русско-турецкая война (1877-1878 гг.) завершилась подписанием _____ мира
Парижского

Завершение промышленного переворота, разработка фабричного законодательства были характерны для правления …
Николая I

Этапы решения крестьянского вопроса в России

1837-1841 гг. — проведение реформы государственной деревни П.Д. Киселёва

1881 г. — перевод крестьян на обязательный выкуп земли в правлении Александра III

1861 г. — отмена крепостного права

1818 г. — проект А.А.Аракчеева об отмене крепостного права

1803 г. — Указ Александра I о «вольных хлебопашцах»

1842 г. — указ об «обязательных крестьянах» в правлении Николая I

Общественные движения в России в 19 в.

Создателями теории «русского социализма» считаются…
А.Герцен и Н.Чернышевский

Двумя направлениями, существовавшими в организации «Земля и воля» (1876) являлись…
«Народная воля», считавшая единственным средством приближения революции террор
«Черный передел», настаивавший на необходимости продолжения пропагандистский работы

Одним из основных положений славянофилов являлся тезис…
источник развития России — её самобытность

Двумя важнейшими положениями теории революционного народничества в России были тезисы о…
Переходе России к социализму, минуя капитализм
Капитализме в России как чуждом явлении насаждаемом «сверху»

Одним из основных положений марксизма в России являлся тезис …
Россия должна последовательно пройти этап капитализма, а затем перейти к социализму
Россия перейдет к социализму, миновав капитализм

Одним из основных положений теории революционного народничества в России являлся тезис…
капитализм в России — чуждое, насаждаемое сверху явление

Для консерваторов были характерны следующие идеи (указать два варианта):
o необходимость укрепления самодержавия
o русский народ глубоко религиозен и предан православию

С позиции теории «малых дел», мирного эволюционного пути развития выступали…
либеральные народники

Двумя основными идеями лидера революционного народничества М.А. Бакунина были
o русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции
o интеллигенции необходимо идти в народ и разжигать бунт

Одним из основных положений теории революционного народничества в России являлся тезис…
Россия перейдет к социализму, опираясь на крестьянскую общину

Установите соответствие между сферами деятельности представителей культуры и их фамилиями
Живопись — Репин
Литература – Толстой
Музыка – Чайковский

Установите соответствие между фамилиями общественных деятелей и их принадлежностью к течениям общественной мысли
К.Д. Кавелин – западник
П.И. Пестель – декабрист
Г.В. Плеханов – марксист

Одним из основных положений западников в России являлся тезис…
идеальная форма правления для России — конституционная монархия

Положение о том, что Европа указывает всему человечеству правильный путь развития, и Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации, было характерно для…
западников

Одним из основных положений славянофилов являлся тезис…
Петр I сыграл отрицательную роль в истории страны

Одним из основных теоретических положений западников являлся тезис о(об)…
приверженности европейскому пути развития
необходимости модернизации

Первая русская марксистская группа была создана в эмиграции…
Г.Плехановым

Одним из основных положений «теории официальной народности» являлся тезис…
триада российских ценностей — православие, самодержавие, народность

Концепция «русского социализма» стала теоретической основой движения…
революционных народников

Одним из основных положений «теории официальной народности» являлся тезис…
идеальная форма правления для России — абсолютная монархия

«Хождение в народ» революционных народников с целью поднять крестьян на революцию имело место в …
1874-1876 гг.

Первая русская марксистская группа, созданная в Женеве в 1883 году, получила название…
«Освобождение труда»

Идейное течение, возникшее в кругах русского либерального дворянства на рубеже 30-х – 40-х гг. XIX в.___
o славянофильство

«Земля и воля», созданная в Петербурге в 1876 году, являлась организацией…
революционных народников

К началу 70-х гг. XIX в. в народничестве определились три течения: бунтарское, ________ и __________
заговорщическое
пропагандистское

Экономическая модернизация России на рубеже веков

Введение золотого рубля в ходе форсированной индустриализации С.Ю. Витте было осуществлено в ____ году.
1897

Для российского капитализма на рубеже XIX-XX вв. было(а, и) характерно(на, ны)…
— огромная роль государства
— высокая концентрация производства
— высокая концентрация рабочей силы
— высокие темпы прироста промышленной продукции
— высокие темпы железнодорожного строительства
— специализация промышленных районов

В конце XIX века в России впервые появились…
монополии

Русско-японская война (1904-1905) началась с нападения японского флота на русскую эскадру на рейде
Порт-Артура

К важным социально-экономическим мероприятиям начала XX века относится
Столыпинская аграрная реформа

Форсированная индустриализация рубежа XIX-XX вв. предусматривала …
— введение винной монополии
— превращение рубля в конвертируемую валюту
— железнодорожное строительство
— активное привлечение иностранных инвестиций
— повышение косвенных налогов
— введение золотого рубля

Одним из направлений аграрной реформы П.А.Столыпина было…
переселение крестьян за Урал

Ускорить процесс индустриализации в России в конце XIX в. позволил (-ло, -ла)…
Введение золотого денежного обращения

Форсированная индустриализация рубежа XIX-XX вв. связана с именем …
С.Ю. Витте

Осуществлявший аграрную реформу в 1906-1911 гг. П.А. Столыпин занимал пост …
Председателя Совета Министров

Целью столыпинской аграрной реформы являлось(ась)…
создание широкого слоя крестьян-собственников

Период рубежа XIX-XX вв. (до 1905 г.) был отмечен осуществлением …
форсированной индустриализации С.Ю. Витте

§ 13. Общественное движение в годы правления Николая I.

Задание 1. Укажите неверный ответ.

Основными особенностями общественного движения в России в 30-50-х гг. были:
а) его развитие в условиях политической реакции;
б) экономический разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством;
в) выработка консервативной идеологии;
г) оформление либерального и социалистического течений общественной мысли;
д) разработка конкретных планов практической реализации идейных тенденций либералов и революционеров.

Задание 2. Укажите неверный ответ.

Крупнейшими теоретиками консервативного движения были:
а) А. И. Герцен;
б) Н. Г. Устрялов;
в) М. П. Погодин;
г) Н. В. Кукольник.

Задание 3. Выберите неверный ответ.

Идеологами западничества были:
а) Т. Н. Грановский;
б) С. М. Соловьев;
в) А. С. Хомяков;
г) К. Д. Кавелин.

Задание 4. Заполните таблицу.

Консерваторы и либералы

Основные вопросы для сторон Позиция консерваторов Позиция либералов
Верховная власть Самодержавие Ограничение самодержавия
Государственная система Усиление государственного аппарата Неприятие всесилия чиновников
Реформы За сохранение старых порядков За коренные преобразования
Крепостное право Необходимость для страны Отмена
Отношение к собственности Частная собственность Частная собственность
Права и свободы граждан Ограничение прав и свобод, приверженность старым общественным и религиозным доктринам. Предоставление широких прав и свобод

Задание 5. Укажите неверный ответ.

Основными теоретиками славянофилов были:
а) П.

В. Анненков;
б) К. С. Аксаков;
в) И. С. Аксаков;
г) Ю. Ф. Самарин.

Задание 6. Заполните таблицу.

Либералы и революционеры.

Сходства Различия
* Необходимость коренных реформ;
* Отмена крепостного права и освобождение крестьян;
* Предоставление прав и свобод;
* Соблюдение законности и ограничение всевластия чиновников
* Реформы должны проводится «сверху» (либ.) или в результате революционных преобразований общества (рев.);
* Частная собственность (либ.) или общественная (рев.);
* Сохранение самодержавия (либ.) или изменение политического строя (рев.);
* Отрицание революционного насилия (либ.) или признание его необходимостью (рев.).

Задание 7. Заполните таблицу.

Западники и славянофилы.

Сходства Различия
* Отрицательное отношение к крепостному праву и существующей государственной системе;
* Отношение к подавлению прав и свобод;
* Необходимость коренных преобразований;
* Инициатором реформ должна быть верховная власть;
* Реформы должны носить мирный, осторожный и постепенный характер;
* Задача России примкнуть к мировой цивилизации (з.) или идея самобытности (с.);
* Заимствование европейских порядков (з.) или отрицание заимствований у Запада (с.);
* Свободное отношение к религии (л.) или важная роль православия (с.);
* Реформы по европейскому образцу (л.) или возврат к старому самобытному состоянию (слав.)

Задание 8. Продолжите фразу.

Взгляды П. Я. Чаадаева ближе к позиции (консерваторов, западников, славянофилов, революционеров), т.к. Чаадаев говорил об «отлученности» России от всемирной истории («одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его»), о «духовном застое» (о консерваторах) в России и «национальном самодовольстве» (о славянофилах), которые препятствуют историческому развитию страны.

Решебник содержит ответы на вопросы учебного издания и выполнен в удобном для чтения формате PDF.

СКАЧАТЬ РЕШЕБНИК

Вы также можете заказать ответ на любой вопрос домашнего задания и получить готовый ответ на свой e-mail!

ЗАКАЗАТЬ ОТВЕТ

Славянофилы, представители одного из направлений русской общественой и философской мысли 40—50-х гг. 19 в. — славянофильства, выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, по их мнению, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России С. видели в отсутствии, как им казалось, в её истории классовой борьбы, в русской поземельной общинеи артелях, в православии, которое С. представляли себе как единственное истинное христианство. Те же особенности самобытного развития С. усматривали и у зарубежных славян, особенно южных, симпатии к которым были одной из причин названия самого направления (С., т. е. славянолюбы), данного им западниками. Для мировоззрения С. характерны: отрицательное отношение к революции, монархизм и религиозно-философские концепции. Большинство С. по происхождению и социальному положению были средними помещиками из старых служилых родов, частично выходцами из купеческой и разночинной среды.

Идеология С. отражала противоречия русской действительности, процессы разложения и кризиса крепостничества и развития капиталистических отношений в России. Взгляды С. сложились в острых идейных спорах, вызванных «Философическим письмом» П. Я. Чаадаева. Главную роль в выработке взглядов С. сыграли литераторы, поэты и учёные А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Видными С. являлись П. В. Киреевский, А. И. Кошелев, И. С. Аксаков, Д. А. Валуев, Ф. В. Чижов, И. Д. Беляев, А. Ф. Гильфердинг, позднее — В. И. Ламанский, В. А. Черкасский. Близкими к С. по общественно-идейным позициям в 40—50-х гг. были писатели В. И. Даль, С. Т. Аксаков, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев, Н. М. Языков. Большую дань взглядам С. отдали историки, слависты и языковеды Ф. И. Буслаев, О. М. Бодянский, В. И. Григорович, И. И. Срезневский, М. А. Максимович.

Средоточием С. в 40-е гг. была Москва, литературные салоны А. А. и А. П. Елагиных, Д. Н. и Е. А. Свербеевых, Н. Ф. и К. К. Павловых. Здесь С. общались и вели споры с западниками. Многие произведения С. подвергались цензурным притеснениям, некоторые из С. состояли под надзором полиции, подвергались арестам. Постоянного печатного органа С. долгое время не имели, главным образом из-за цензурных препон. Печатались преимущественно в «Москвитянине»; издали несколько сборников статей «Синбирский сборник» (1844), «Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных» (1845), «Московские сборники» (1846, 1847 и 1852). После некоторого смягчения цензурного гнёта С. в конце 50-х гг. издавали журналы «Русская беседа» (1856—60), «Сельское благоустройство» (1858—59) и газеты «Молва» (1857) и «Парус» (1859).

В 40—50-х гг. по важнейшему вопросу о пути исторического развития России С. выступали, в противовес западникам, против усвоения Россией форм и приёмов западно-европейской политической жизни и порядков. В борьбе С. против европеизации проявлялся их консерватизм. В то же время, представляя интересы значительной части дворян-землевладельцев, испытывавшей растущее воздействие развивавшихся капиталистических отношений, они считали необходимым развитие торговли и промышленности, акционерного и банковского дела, строительства железных дорог и применения машин в сельском хозяйстве. С. выступали за отмену крепостного права «сверху» с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов за выкуп. Самарин, Кошелев и Черкасский были среди деятелей подготовки и проведения Крестьянской реформы 1861. С. придавали большое значение общественному мнению, под которым понимали мнение просвещённых либерально-буржуазных, имущих слоев, отстаивали идею созыва Земского собора (Думы) из выборных представителей всех общественных слоев, но возражали против конституции и какого-либо формального ограничения самодержавия. С. добивались устранения цензурного гнёта, установления гласного суда с участием в нём выборных представителей населения; отмены телесных наказаний и смертной казни.

Философские воззрения С. разрабатывались главным образом Хомяковым, И. В. Киреевским, а позже Самариным и представляли собой своеобразное религиозно-философское учение. Генетически философская концепция С. восходит к восточной патристике, в то же время во многом связана с «философией откровения» Ф. Шеллинга, западноевропейским иррационализмом и романтизмом 1-й половины 19 в., отчасти воззрениями Г. Гегеля. Односторонней аналитической рассудочности, рационализму как и сенсуализму, которые, по мнению С., привели на Западе к утрате человеком душевной целостности, они противопоставили понятия «водящего разума» и «живознания» (Хомяков). С. утверждали, что полная и высшая истина даётся не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, т. е. духу в его живой цельности. Целостный дух, обеспечивающий истинное и полное познание, неотделим, по мнению С., от веры, от религии. Истинная вера, пришедшая на Русь из его чистейшего источника — восточной церкви (Хомяков), обусловливает, по их мнению, особую историческую миссию русского народа. Начало «соборности» (свободной общности), характеризующее, согласно С., жизнь восточной церкви, усматривалось ими и в русской общине. Русское общинное крестьянское землевладение, считали С., внесёт в науку политической экономии «новое оригинальное экономическое воззрение» (И. С. Аксаков). Православие и община в концепции С. — глубинные основы русской души. В целом философская концепция С. противостояла идеям материализма.

Историческим воззрениям С. была присуща в духе романтической историографии идеализация старой, допетровской Руси, которую С. представляли себе гармоническим обществом, лишённым противоречий, не знавшим внутренних потрясений, являвшим единство народа и царя, «земщины» и «власти». По мнению С., со времён Петра I, произвольно нарушившего органичное развитие России, государство встало над народом, дворянство и интеллигенция, односторонне и внешне усвоив западноевропейскую культуру, оторвались от народной жизни. Идеализируя патриархальность и принципы традиционализма, С. приписывали по сути дела внеисторический характер русскому «народному духу».

С. призывали интеллигенцию к сближению с народом, к изучению его жизни и быта, культуры и языка. Они положили начало изучению истории крестьянства в России и много сделали для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка (собрание народных песен П. В. Киреевского, словарь живого великорусского языка Даля и пр.). Существенный вклад внесли С. в развитие славяноведения в России, в развитие, укрепление и оживление литературных и научных связей русской общественности и зарубежных славян; им принадлежала главная роль в создании и деятельности Славянских комитетов в России в 1858—78.

С. оказали влияние на многих видных деятелей национального возрождения и национально-освободительного движения славянских народов, находившихся под гнётом Австрийской империи и султанской Турции (чехи В. Ганка, Ф. Челаковский, одно время К. Гавличек-Боровский; словаки Л. Штур, А. Сладкович; сербы М. Ненадович, М. Миличевич; болгары Р. Жинзифов, П. Каравелов, Л. Каравелов, отчасти поляки В. Мацеёвский и др.). Частые поездки С. в зарубежные славянские земли (путешествия И. С. Аксакова, Валуева, В. А. Панова, Чижова, А. И. Ригельмана, П. И. Бартенева, Ламанского и др.) содействовали ознакомлению и сближению южных и западных славян с русской культурой и литературой.

Эстетические и литературно-критические взгляды С. наиболее полно выражены в статьях Хомякова, К. С. Аксакова, Самарина. Критикуя суждения В. Г. Белинского и «натуральную школу» в русской художественной литературе (статья Самарина «О мнениях «Современника», исторических и литературных», 1847), С. в то же время выступали против «чистого искусства» и обосновывали необходимость собственного пути развития для русской литературы, искусства и науки (статьи Хомякова «О возможности русской художественной школы», 1847; К. С. Аксакова «О русском воззрении», 1856; Самарина «Два слова о народности в науке», 1856; А. Н. Попова «О современном направлении искусств пластических», 1846). Художественное творчество, по их мнению, должно было отражать определённые стороны действительности, которые отвечали их теоретическим установкам, — общинность, патриархальную упорядоченность народный быта, «смирение» и религиозность русского человека. Художественно-литературные произведения С. — стихотворения, поэмы и драматические сочинения Хомякова, К. С. и И. С. Аксаковых, повести Н. Кохановской — публицистичны, проникнуты живым интересом к этическим проблемам. Некоторые стихотворения Хомякова («России», 1854), К. С. Аксакова («Возврат», 1845; «Петру», 1845; «Свободное слово», 1853), поэма И. С. Аксакова «Бродяга» (1848), исполненные критического отношения к крепостнической действительности, резкого обличения неправедного суда, взяточничества, оторванности дворянской интеллигенции от жизни народа, имели большой общественный резонанс. Недопущенные царской цензурой к печати такие произведения распространялись в списках, многие были напечатаны в изданиях Вольной русской типографии А. И. Герцена, как произведения русской «потаённой литературы».

В годы революционной ситуации 1859—1861 произошло значительное сближение взглядов С. и западников на почве либерализма. В пореформенный период, в условиях капиталистического развития славянофильство как особое направление общественной мысли перестало существовать. Продолжали свою деятельность И. С. Аксаков, издававший журналы «День» (1861—65, с приложением газеты «Акционер»), «Москва» (1867—68), «Москвич» (1867—68), «Русь» (1880—85), Самарин, Кошелев, Черкасский, эволюционировавшие вправо и всё далее расходившиеся во взглядах между собой. Под влиянием С. сложилось почвенничество. Консервативные черты учения С. в гипертрофированном виде развивались в духе национализма и панславизма т. н. поздними С. — Н. Я. Данилевским и К. Н. Леонтьевым. С критикой идеологии С. выступали революционные демократы Белинский, Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский, Н. Л. Добролюбов.

Лит.: Ленин В. И., Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, Полн. собр. соч., 5 изд., Т.1; его же, Еще к вопросу о теории реализации, там же, т. 4; его же, Гонители земства и Аннибалы либерализма, там же, т. 5; Чернышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода русской литературы, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947; его же, Заметки о журналах, там же, т. 4, М., 1948; его же, Народная бестолковость, там же, т. 7, М., 1950; Пыпин А. Н., Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых гг., 3 изд., СПБ, 1906; Линицкий П., Славянофильство и либерализм, К., 1882; Бродский Н. Л., Ранние славянофилы, М., 1910; Плеханов Г. В., Западники и славянофилы. Соч., т. 23, М.

— Л., 1926; Дмитриев С. С., Славянофилы и славянофильство, «Историк-марксист», 1941, №1; его же. Подход должен быть конкретно-исторический, «Вопросы литературы», 1969, № 12; Покровский С. А., Фальсификация истории русской политической мысли в современной реакционной буржуазной литературе, М., 1957; Литературная критика ранних славянофилов, «Вопросы литературы», 1969, № 5, 7,10,12; Янковский Ю. 3., Из истории русской общественно-литературной мысли 40—50-х гг. XIX столетия, К., 1972; Christoff P. К., An introduction to nineteenth-century Russian Slavophilism, v. I, A. S. Xoimjakov’s-Gravenhage, 1961; Walicki A., W krugu konserwatywnej utopii, Warsz., 1964.

С. С. Дмитриев.

Поиск Лекций

Основные идеи славянофильства

Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала всей русской национальной жизни, делали упор на самобытный характер развития России.

Лидеры славянофильства (А. С.Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин) выступили с обоснованием самобытного пути развития России.Они идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер. Славянофилы высоко ценили национальные особенности русской культуры и утверждали, что русская политическая и общественная жизнь развивалась и будет развиваться по своему собственному пути, отличному от пути западных народов. По их мнению, Россия призвана оздоровить Западную Европу духом православия и русских общественных идеалов, а также помочь Европе в разрешении ее внутренних и внешних политических проблем в соответствии с христианскими принципами.

Заслугой славянофилов является то, что они не захотели больше разыгрывать унизительной роли безродных найденышей, которую навязал России Петр. Они много и плодотворно поработали, чтобы понять идейные основы государственного и культурного творчества русского народа до Петра. Славянофилы поняли, что принципы, на которые опирается европейская культура, далеки от идеала. По их мнению, Петр I ошибочно полагал, что подражание Европе — гарантия здорового государственного и культурного строительства. В реформах Петра I они, прежде всего, видели подавление народа государством. Насильственный характер петровских преобразований, насильственный разрыв с предшествующим ходом общественного развития, насильственное подражание Западной Европе подрывали, по мнению славянофилов, возможность особого пути историческогоразвития России. Петр I внес в ход русской истории элемент насилия, разобщил сословия и стал виновником сословной вражды — вот смысл славянофильской оценки петровских реформ.

Особое место в трудах славянофилов уделяется православию. Так, А. С. Хомяков в своих богословских сочинениях поднимает православное богословие на высшую ступень, философски обосновывает идею соборности православной церкви и соборности русского народа. Эти идеи преподносятся славянофилами, как древние русские идеи, забытые после Петровской революции.

Славянофилы полагали, что славянский мир выше всего ценит общность и свободу внутреннюю (свое духовное единство и единение с богом). Поэтому у России свой, особый путь, отличный от «ложных начал исторической жизни Запада». Общие верования и обычаи славян делают лишними насильственные законы. Государство и внешняя свобода – ложь и неизбежное зло; славяне для того и призвали варягов, чтобы избежать государственных забот и сохранить свободу внутреннюю.

Славянофилы считали, что экономические, политические и другие факторы вторичны и сами определяются более глубоким духовным фактором — верою, обусловливающей историческую деятельность народов. Народ и вера соотносятся так, что не только вера создает народ, но и народ создает веру, причем именно такую, которая соответствует творческим возможностям его духа.Самодержавие, по мнению славянофилов, лучше всех других форм, т.к. любое стремление народа к государственной власти отвлекает его от внутреннего, нравственного пути.Русский народ не претендует на государственную власть, он доверяет ее монарху, который подобен отцу в семье, его слово и воля — живой закон, не подлежащий оформлению в виде конституции.

Немалое место в исторических размышлениях славянофилов занимает поземельная община, крестьянский мир. Их отношение к сельской общине исключительно положительное. Они всегда гордились своим правомпервооткрывателей общины в России. Более того, Хомяков связал постановку вопроса об общине с самим возникновением славянофильства. В крестьянской общине они видели проявление соборности, коллективных начал славянского быта, преграду частной собственности.Община в глазах славянофилов являлась заслоном против «пролетарства»,против социалистических и революционных идей. Это был заслон административно-хозяйственный (право каждого общинника на землю и помещичья опека) и нравственно-бытовой (общинное сострадание и взаимопомощь). Поземельная община — гарантия возможности безреволюционного развития России.

Славянофилы также выступали за освобождение крестьян. Но им была противна идея всякой революции или бунта. Особенностью славянофильского либерализма являлось неприятие любого насилия, стремление противостоять насилию вообще — и революции «снизу», и революции «сверху». Неприятие насилия — не просто основа славянофильского либерализма, здесь ядро славянофильского миросозерцания.

5. Западничество и славянофильство как два направления русской общественной мысли первой половины девятнадцатого века:

Сравнительный анализ

Изучая обширный материал, связанный с воззрениями славянофилов и западников, возникает необходимость провести их сравнительный анализ для того, чтобы более четко представить их основные идейные постулаты исутьпринципиальных разногласий. Опираясь на труд современного историка Ю.Е. Спицына,ниже представлена некая сравнительная система основных взглядов двух идеологических течений первой половины XIX века.

1.1. Славянофилы: исходный тезис всей славянофильской доктрины состоял

вдоказательстве самобытногопутиразвития Россиииидеализации таких исконнорусских государственных и общественных институтов, как Русская ПравославнаяЦерковь, ЗемскийСоборикрестьянская поземельнаяобщина,которая являлась надежной преградой на пути проникновения вРоссию губительных язв капитализма.

На первый взгляд учение славянофиловосамобытнойинациональной исключительности русского народа, его мессианской роливистории человеческой цивилизации, неприятие ими западноевропейских моделей общественного развития,защита православия, самодержавия ипатриархальных общественных институтовсближали ихс представителями «официальной народности». Однако их никоимобразом нельзя смешиватьспредставителями этого идейного течения, посколькуславянофильство было оппозиционным направлением русской общественноймысли,ивэтом смысле оно имело гораздо большеточек соприкосновения спротивостоящимемузападничеством, нежелистеоретиками «официальной народности».

1.2. Западники:критиковали своих оппонентов заискусственноепротивопоставлениеисторическихпутейразвития РоссиииЗападаивсячески стремились доказатьобщность историческихсудебвсехевропейскихнародов.Кроме того, западники отрицалиособуюролькрестьянскойобщины,утверждая, что этот патриархальный институтбыл специально сохранен самодержавиемсчисто полицейских и фискальныхцелей. Немаловажное значение имелитот факт, чтовпротивовес славянофилам,которые признавалиприматверы,западникирешающее значение придавалиразуму,противопоставляя своюидеюсвободной личности идее»соборности»славянофилов.

2.1. Славянофилы:отрицательноотносилиськ личностиидеяниямПетра1,особорезко критикуяегоза насаждениекрепостногоправаиликвидациюЗемских Соборов.Вместестем, они никогда не призывали вернуться к прежним допетровским традициям и порядкам, очем не совсем обоснованно до сих пор говорят ряд современныхавторов. Напротив, они призывали идтивперед, но не по тому пути, который избрал Петр I, внедрив чуждый длярусскогонарода западный образ жизни и поведения. Славянофилы обвиняли первого русского императора не зато, что он использовал достижения западноевропейской цивилизации, аза то, чтоон свернул развитие Россиисееистинных национальных начал.

2.2. Западники: всячески возвеличивали личность ПетраI и рассматривали егореформаторскую деятельность как неизбежную фазу обновления страны. Хотя,при этом они осуждали царя-реформатора за варварские методы борьбы противварварства,исчитали, что пора начать новый этап обновления страны. Такой фазойобновления страны должна была стать новая программа широкомасштабных социальных, политических игосударственных реформ, которую должна инициироватьсама верховная власть. Причем, выдающиеся западники, втом числе знаменитыепрофессора истории иправа С.М. Соловьев и Б.Н. Чичерин, придавали исключительно важное значение именно роли монархической власти вмноговековойроссийской истории, став основоположниками знаменитой «государственнойшколы»врусской историографии. Кстати, совершенно очевидно, что во многом ихвзгляды проистекали из идей знаменитого немецкого философа Г.Гегеля, которыйабсолютизировал роль государствавразвитии всей человеческой цивилизации.

3.1. Славянофилы: «силавласти- царю, сила мнения- народу» — так звучало

основное политическоекредославянофилов, означавшее, что русский народ аполитичен по своей сутиидолжен предоставить монарху всю полноту государственнойвласти встране. Но самодержец должен править, опираясь на мнение народа,поэтому главным политическим требованием славянофилов было воссоздание совещательного органаприцаре- Земского Собора. При этом надо подчеркнуть, чтозащита самодержавной формы правления вполне уживаласьуних с резкой критикой николаевской полицейской системы с немецкой бюрократиейвоглаве, которуюславянофилы считали логическим следствием отрицательных сторон петровскихпреобразований встране.

Западники:выступалипротивсамодержавнойформыправленияи ратовализаконституционнуюмонархию,идеалом которой считали парламентаризм французскогокороляЛуиФилиппа Орлеанскогоиегопремьер-министра ФрансуаГизо.Причем,какиславянофилы, западники крайне отрицательно относились к николаевскомуполицейскому режиму, однако, не считали его порождением петровских реформ.

4.1.2. Славянофилы изападники считали крепостное право безусловным зломиугрозойнациональнойбезопасности России, поэтомуите, и другие ратовали за егоскорейшую отмену, поскольку, как писал К.С. Аксаков»изцепей нашего рабствакуются беспощадные ножи народного бунта». Однако, будучивбольшинстве своемкрупными землевладельцами, они говорили отом, что крепостное право нужноотменять постепенно, и только «сверху», по инициативе правительства ирукамисамих помещиков.

Аналогичных взглядов славянофилы и западники придерживались ивотношении других вопросов,вчастности проблем установления гражданскихиполитических свобод, реформы судоустройстваисудопроизводства, развития отечественнойпромышленности и торговлиит.д.

Таким образом, мы видим, что те, кого мы сегодня называем «западниками» и «славянофилами», были объединены чувством недовольства существующим режимом, что все их помыслы были направлены на поиск путей, которые могли бы привести к исправлению ненормального положения вещей в России. В этом смысле и те и другие были в оппозиции к русской самодержавной политике. Что же касается их теоретических взглядов, то при внимательном их рассмотрении можно прийти к выводу, что между ними было достаточно много сходных моментов. И те и другие признали факт своеобразия русской истории, ее неадекватности истории западноевропейской. И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей Родины.В отношении к прошлому и в восприятии настоящего они были солидарны. Что же касается будущего, то здесь их пути расходились.

Заключение

Споры западников и славянофилов стали частью истории, но актуальность их просвечивает сквозь века.

Подводя итог работе, можно сделать следующий вывод, что западники и славянофилы, по сути, были утопистами. Западники идеализировали заграничный путь развития, европейские технологии, зачастую забывая об особенностях русского менталитета и извечных отличиях в психологии западного и русского человека. Славянофилы же, в свою очередь, превозносили образ русского человека, склонны были идеализировать государство, образ монарха и православие. И те, и другие не замечали угрозы революции и до последнего надеялись на решение проблем методом реформ, мирным способом.

Но также удалось выяснить, что при всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма.

Стоит также отметить, что споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы.Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня.

Победителя в этой идеологической войне выделить невозможно, ведь споры о правильности выбранного пути развития России не прекращаются и по сей день, правда, под другими названиями и в других формах.

Список литературы

1. Вишленкова Е.А., Ибнеева Г.В., Иванов Ю.И. и др. История России: учебное пособие. Часть 4.- КазГУ, 2007

2. Лосский Н.О. История русской философии. – М. «Советский писатель», 1991

3. Олейников Д. И. Славянофилы и западники. — М. «Механик», 1966

4. Спицын Е.Ю. Российская империя XVIII- начала ХХвв.: Полный курс истории для учителей, преподавателей и студентов. Книга 2.- М.: Концептуал, 2015

5. Философия: Учебник. Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. — М.: Гардарики, 2002

6. Чаадаев П.Я. Философические письма. — Соч. М., 1989

7. Западники и Славянофилы.

Проблема «Россия-Запад». Евразийство., — https://www.kazedu.kz/referat/155836

8. Исторический спор западников и славянофилов. , — http://mirznanii.com/a/230664/istoricheskiy-spor-zapadnikov-i-slavyanofilov

9. Славянофилы и западники: спор о судьбе России. , — http://dodiplom.ru/ready/115082

ИСТОРИЯ МОДУЛЬ №3 (от 04.2015г.)
Укажите годы правления императора Павла I
1796-1801гг.
Первая железная дорога в России была построена в:
1837г.
Вслед за эпохой Петра I в истории России наступает время:
дворцовых переворотов
На каких принципах основывалась теория официальной народности?
самодержавие.православие.народность
Первой в России женщиной,возглавившей Академию наук,стала:
Екатерина Дашкова
Итоги наполеоновских войн и послевоенное устройство Европы были определены:
Венским конгрессом
Какой документ,изданный Павлом I в 1797 г.,отменял указ о престолонаследии?
<<Учреждение об императорской фамилии>>
Денис Иванович Фонвизин известен как:
Писатель
Секуляризация церковных земель в России XVIII в. предпологала:
переход этих земель в собственность государства
Бородинское сражение произошло в ходе:
Отечественной войны 1812 года
К мирным договорам России с Турцией не относится:
Ништадтский мирный договор
Под каким названием вошло историю время правления императрицы Анны Иоанновны?
Бироновщина
Согласно <<Табели о рангах>>все должности(и гражданские, и военные) подразделялись на:
14 рангов
Кто был лидером Российской социал-демократической рабочей партии?
В.И.Ленин
К событиям Первой русской революции не относится:
Штурм Зимнего дворца
С 1 января 1700г.в России было введено новое летоисчисление по:
Юлианскому календарю
В основе судебной реформы в 1864г. Лежал принцип:
(независимости…бессословности…равенства…)- все ответы верны
Когда произошла Октябрьская революция?
25 октября 1917г.
Главными идейными оппонентами славянофилов были:
Западники
Из российских императриц в XVIII в. законным путём получила власть только:
Анна Ивановна
В ходе Февральской революции государственная власть в России перешла в руки:
Временного правительства
Как назывался документ,подготовленный Екатериной II для Уложенной Комиссии?
<<Наказ>>
К российским реформаторам начала XXв. относится:
С.Ю.Витте
К направлениям российского народничества XIXв. не относится:
Меньшевизм
Приобретению Россией выхода к Чёрному морю долгое время препятствовала:
Турция
Титул графа Рымникского за свои выдающиеся военные победы удостоился:
А.В.Суворов
В первой половине XIX в.Россия была:
Самодержавной монархией
Всеобщая воинская повинность была введена в России в:
1874г.
Лидером какой партии выступал В.М.Чернов?
Партии эсеров
Как назывался нормативный правовой акт 1715г.,регулировавший военно-уголовное право и процесс?
Артикул воинский
Какой государственный орган пришёл на смену Боярской думе в 1711г.?
Сенат
Какое название в отечественной исторической науке получил период царствования Александра I c 1816 по 1825г.?
Аракчеевщина
На какие органы власти были заменены коллегии в правление Александра I?
Министерства
К началу XXв. Россия была:
Аграрно-индустриальной страной
М.Т.Лорис-Меликов был министром внутренних дел во время правления императора:
Александра II
До отмены крепостного права в России наиболее значимые преобразования в крестьянском вопросе были связаны с именем:
П.Д.Киселева
<<Табель о рангах>> был издан в :
1722г.
Цусимское сражение произошло в ходе:
Русско-японской войны 1904-1905гг.
Ходынская трагедия произошла во время:
Торжеств по случаю коронации императора Николая II
Ф.Лефорт,П.Гордон,Я.Брюс,А.Меньшиков известны как:
Сподвижники Петра I
Какими полномочиями наделялась Государственная Дума по акту от 17 октября 1905г.?
Законодательными полномочиями
Правление императора Павла I закончилось:
Гибелью этого императора в результате дворцового переворота
В сельском хозяйстве России в XIX в. было занято примерно:
90% населения страны
В каком году Пётр I был провозглашён императором?
В 1721г.
Одним из следствий Гражданской войны в России стало:
преобладание тяжёлой промышленности над лёгкой
И. Каляев и М. Спиридонова известны как:
организаторы крупных террористических актов
Одной из причин Великих реформ 60-70-х гг. XIX в. в России было:
стремление российского дворянства к обновлению страны
Генеральный регламент 1720 г.:
ввел единую для всей России систему делопроизводства в государственном аппарате
Земство – это:
выборный орган российского местного самоуправления в губерниях и уездах
Реформы Петра I ознаменовали оформление в России:
абсолютной монархии
Как называлась внешнеполитическая концепция, сформулированная министром иностранных дел А. М. Горчаковым
«собирание сил»
Что характерно для такой формы монополии как картель?
Участники сохраняют производственную самостоятельность, но при этом совместно решают вопросы объема производства, сбыта продукции; прибыль распределяется согласно доле участия
В феврале 1829 г. произошло нападение на Российское посольство в Тегеране, в результате которого погиб:
А. С. Грибоедов
Важнейшим направлением преобразований Петра I стали:
Военные реформы
Контрреформаторский курс в истории России связывается с именем императора:
Александра III
Кто возглавил Временное правительство 7 июля 1917 г.?
А. Ф. Керенский
С. М. Буденный, Г. И. Котовский, В. И. Чапаев, Н. А. Щорс известны как:
руководители Красной Армии
Представителей крайне левого крыла дворянской оппозиции самодержавию первой четверти XIX в., объединявшего часть дворянской (главным образом военной) молодежи, принято называть:
декабристами
В разделах Польши XVIII в. участвовали:
Австрия, Пруссия и Россия
В годы правления Петра I Россия вела:
Северную войну
В феврале 1829 г. произошло нападение на Российское посольство в Тегеране, в результате которого погиб:
А. С. Грибоедов
До отмены крепостного права в России наиболее значимые преобразования в крестьянском вопросе были связаны с именем:
А. Жуко вского
Период правления какой императрицы ознаменовался расцветом фаворитизма?
Елизаветы Петровны
В начале ХХ в. в России наблюдался переход
от традиционного общества к индустриальному
Как назывался изданный 17 октября 1905 г.

документ, провозглашавший права и свободы и учреждавший Государственную Думу?
Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»
Какая русская императрица фактически первой в Европе отменила смертную казнь?
Елизавета Петровна
В каком году Александр II вступил на престол?
в 1855 г.
В каком году Петр III взошел на престол?
в 1761 г.
Одной из причин Великих реформ 60-70-х гг. XIX в. в России было:
стремление российского дворянства к обновлению страны
Что характерно для такой формы монополии, как картель?
участники сохраняют производственную самостоятельность, но при этом совместно решают вопросы объема производства, сбыта продукции; прибыль распределяется согласно доле участия
Когда произошел корниловский мятеж в России?
с 25 августа по 1 сентября 1917 г.

Добавить комментарий

Закрыть меню