Основные этапы делопроизводства

История развития делопроизводства в России

Практическое занятие № 2

План занятия

1. Делопроизводство в Древней Руси.

2. Организация приказного делопроизводства, его особенности.

3. Коллежское делопроизводство. Характеристика «Генерального регламента» 1720 г. как основного законодательного акта XVIII в., регламентирующего организацию делопроизводства.

4. Министерское делопроизводство.

5. Становление советского делопроизводства (1917-1920 гг.). Развитие советского делопроизводства (1930-1950 гг.) Государственное делопроизводство в 1960-2000-е гг.

Теоретическая часть

Делопроизводство Древней Руси. На ранних стадиях развития Древнерусского государства и в период феодальной раздробленности (до конца ХV в.) государственных учреждений еще не существовало. Их функции выполняли чаще всего отдельные должностные лица или органы. В этих условиях единая система делопроизводства не была востребована самой системой управления. Тем не менее, документы, дошедшие до нашего времени, показывают, что уже в Х в. в Древнерусском государстве была культура написания документов. В данный период (Х-ХV вв.) в основном документируются правовые отношения, создаются завещания. С развитием законодательных основ государства создаются документы, фиксирующие конкретные частные правоотношения. Это многочисленные разновидности уставных, купчих, жалованных грамот; заемные, закладные кабалы, фиксирующие заем денег, житийные записи и т.д.

Обозначились места для безопасного хранения документов (центральные храмы, хранилища, монастыри, гостиные дворы).

Устанавливаются приемы засвидетельствования документов и их составления. Документы начинают проходить стадии написания: чернописи, редакции и беловика. Устанавливаются такие элементы как скрепы, печати, мосты (подписи на склейках). Практически до конца XIV в. основным материалом для письма на Руси служил пергамент. Самой древней формой документа была грамота – отдельный лист пергамента шириной около 3,5 вершков (15-17 см). Размеры документа могли быть различными за счет подклейки следующих листов.

Древнерусские документы, как и книги, длительное время писались сплошным текстом без разделения на отдельные слова.

Приказное делопроизводство. Система государственного делопроизводства начинает складываться только в середине XV века, с развитием Московского княжества в государство. Высшим государственным учреждением стала Боярская дума. Тогда же были созданы первые приказы – центральные органы государственной власти, ведающие отдельными отраслями княжеского управления, и приказные избы – органы государственного управления на местах. В процессе деятельности этих органов и зародилась работа с документами, получившая название приказное делопроизводство.

Процедура подготовки документов включала следующие этапы: поступление документа на рассмотрение, подготовка дела к «докладу», рассмотрение и решение дела, оформление документа, содержащего решение. При поступлении документа на нем на обороте делалась запись о получении документа с датой.

В московских приказах впервые намечается обособление оконченных дел от «текущих». Наряду с хранением документов в кулях, мешках, сундуках, появляются шкафы для хранения документов, а затем и ряд мер по охране документов, например замки.

В XV в. дорогостоящий пергамент вытеснила бумага. В делопроизводстве приказов продолжала использоваться «столбцовая техника». Документы хранились свернутыми в рулон, иногда для особо важных документов изготавливались футляры. Начала также применяться книжная (тетрадная) форма. Документы, не сформированные ни в столбцы, ни в тетради, собирались в связки. Можно говорить о некоторой стабильности текста для отдельных групп документов.

Коллежское делопроизводство. Взамен устаревшей системы приказов в 1717-1718 гг. Петром I было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью, или сферой управления. В 1720 году Пётр I утвердил «Генеральный регламент», который стал законодательной основой реформы и ввёл систему делопроизводства, получившую название коллежской (по названию типа учреждений). Принятие решений было коллективным в присутствии коллегии.

В период коллежского делопроизводства были заложены основы организации учета и хранения документов, тогда же впервые появилось название «архив». Появилось много новых названий документов и должностных лиц, осуществляющих работу с документами. Вводились сроки исполнения документов. Дела сдавались в архив по описи и под расписку. В 1700 г. была отменена столбцовая форма документов. Существенные изменения претерпевают формы документов, для многих из них разрабатываются «генеральные формуляры».

Министерское делопроизводство. Начало ХIХ в. ознаменовалось новой реформой государственного управления и делопроизводства, которая затронула главным образом верхний уровень управления. В данный период появилась новая система управления – министерская, основанная на принципе единоначалия. Каждому министру предписывалось создать канцелярию и иметь помощника. Законами устанавливались определенные правила составления всех разновидностей документов. В документе выделялись: заглавие, содержание, подпись, скрепа, особенные пометки, бланковые и конвертные надписи. Каждая часть должна была быть соответствующим образом оформлена. Употребление наименования разновидностей документов стало обязательным и также регламентировалось. Документы, возникшие в процессе переписки учреждений (сообщения, отчеты и т.д.) стали изготавливаться на бланках. Законами устанавливалось на какой бумаге какие документы писать.

В министерском делопроизводстве особым этапом объявлялась ревизия дел, т.е. проверка исполнения документов. Устанавливается более четкая организация хранения документов. Основным признаком группировки документов в дела оставался предметно-вопросный. Корреспондентский и географический признаки применялись при формировании дел с перепиской.

Появление пишущих машинок ускорило все письменные работы канцелярии, позволило одновременно изготавливать несколько копий документов, существенно сократив объем рукописных работ. Кроме того, машинописный текст приобрел более компактную форму, за счет чего сократился объем документов в учреждениях. Появление телеграфа вызвало к жизни новый вид переписки – телеграммы, которые очень быстро сделались массовыми документами; изобретение телефона привело к появлению телефонограмм – письменной записи переданного по телефону сообщения.

Советское делопроизводство. В результате Октябрьской революции 1917 г. в России прекратил существование старый государственный аппарат, шло конструирование нового. Для работы в советских учреждениях были привлечены рабочие, солдаты, не имеющие специального образования. Уровень документационного обеспечения управления понизился.

Тем не менее, работы по совершенствованию системы делопроизводства продолжались вестись. При рационализации технологии управления использовался опыт работы предшественников. В период становления советского государственного аппарата много внимания уделялось упрощению и рационализации делопроизводства.

В развитии делопроизводства России в XX веке было три основных периода: перестройка всей системы организации делопроизводства в 20-30-х гг., период почти полного отсутствия разработок в этой области в 40-50-х гг., развитие обширной законодательной базы, норм и правил делопроизводства в 60-90-х гг.

Начиная с 90-х гг.

происходит внедрение новых технологий: использование персональных компьютеров, телекоммуникационных сетей (локальных, глобальных), развитие офисного оборудования (факсы, принтеры, сканеры, МФУ и др.), использование возможностей электронной почты. В условиях кардинальной перестройки экономики России резко возросла роль и значение документационного обеспечения управления.

Практические задания

Задание 1.Используя «Словарь русского языка» С.И. Ожегова и В. Даля дайте определения терминам: циркуляр, заемная кабала, приказ, дело и другим новым словам, которые встретились в данной теме.

Задание 2.Составьте схему структуры приказа.

Задание 3.Опишите порядок работы с документами в период министерского делопроизводства (в виде алгоритма или схемы).

Задание 4. Внимательно изучив теоретический материал, заполните таблицу:

Этап развития Основные характеристики периода Новые виды документов
Делопроизводство Древней Руси
Приказное делопроизводство
Коллежское делопроизводство
Министерское делопроизводство
Советское делопроизводство

Задание 5. Подготовьте презентацию об одном из этапов развития делопроизводства.

üПокажите выполненные задания преподавателю.

Контрольные вопросы:

1. Определите, какие этапы прошло документационное обеспечение управления в России.

2. Дайте подробную характеристику делопроизводства в Древней Руси.

3. Выделите особенности приказного делопроизводства в России XVI-XVII веков.

4. Покажите, в чем заключалась суть реформы документирования управленческой деятельности, проведенной Петром I .

5. Какие новые виды документов появились при коллежском делопроизводстве.

6. Какие должностные лица осуществляли работу с документами в период коллежского делопроизводства, опишите их обязанности.

7. Охарактеризуйте суть реформы учреждений и делопроизводства, завершенной Екатериной II.

8. Дайте характеристику министерскому делопроизводству.

9. Опишите процесс регистрации документов в период министерского делопроизводства.

10. Какие обязательные элементы выделялись в документах, как они оформлялись.

11. Каким образом в XIX в. использовались бланки для документов.

12. Что проверялось при ревизии дел.

13.Опишите порядок хранения документов при министерском делопроизводстве.

14. Раскройте особенности делопроизводства в период 1917-1940 гг.

15. Охарактеризуйте делопроизводство в период 1940-1950 гг.

16. Как развивалось делопроизводство с 1950-х гг.

17. Как можно охарактеризовать период 1990-х гг. в становлении ДОУ.

Становление делопроизводства в России.

1234Следующая ⇒

Становление делопроизводства в России.

Делопроизводством называют деятельность человека по разработке и оформлению документов, организации их движения, учета и хранения.

Часть делопроизводства, непосредственно связанная с созданием документов, называется документированием. Вопросы учета и движения документов определяются понятием документооборота. Деятельность по организации хранения документов относят к архивному делу.

Этапы становления делопроизводства в России. В России к началу XVII века первым сложилось приказное делопроизводство. Приказами в то время именовались органы государственной власти. Документы имели форму свитка, составляющего иногда в длину десятки и даже сотни метров.

При Петре I было введено коллежское делопроизводство, более прогрессивное по сравнению с приказным. Коллегиями называли центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В коллегиях были созданы канцелярии, введена должность секретаря, сложились журнальные формы регистрации документов.

В начале XIX века коллегии были заменены министерствами, коллегиальность в руководстве сменилась единоначалием. Сложилось исполнительное делопроизводство. Появились бланки служебных документов, началось внедрение механизации конторского труда.

В годы советской власти было разработано делопроизводство, характерное для централизованного управления народным хозяйством. В практике делопроизводства был установлен единый порядок документирования, внедрены стандартные требования к форме и структуре документов. Установлен типовой состав информационных элементов документов. Была предпринята попытка внедрения Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД). В целях применения средств вычислительной техники в ряде отраслей осуществлялось освоение унифицированных систем документации, позволяющих одновременно использовать их и при традиционных методах обработки документов. В настоящее время сложившаяся система делопроизводства развивается с учетом специфики рыночных отношений. 3. Документ. Важнейшие функции документов.

Документ – это материальный объект с закрепленной на нем информацией для передачи ее во времени и пространстве. Документ выступает одновременно и как предмет труда управления работника, и как его результат. Важнейшими функциями документа являются: 1) информационная – т.к. в документе фиксируются факты, события, явления практической и мыслительной деятельности человека; 2) организационная – т.к. с помощью документа обеспечивается воздействие на группы людей для организации и координации их деятельности; 3) коммуникативная – документ обеспечивает внешние связи предприятий и организаций; 4) юридическая – т.к. содержание документа используется в качестве доказательства при рассмотрении спорных вопросов сторонами отношений, не говоря уже об органах следствия, суда и прокуратуры. Ряд документов изначально наделен юридической функцией (договорная документация, нотариально заверенные документы, правовые акты органов государственного управления и т.д.); 5) воспитательная – документ дисциплинирует исполнителя, требует повышенного уровня образовательной подготовки, а хорошо оформленный документ воспитывает эстетический вкус управленческих кадров, повышает престиж организации.

Классификация документов.

Классификация документов — одна из задач информационного поиска, заключающаяся в отнесении документа к одной из нескольких категорий на основании содержания документа.

Классификация может осуществляться полностью вручную, либо автоматически с помощью созданного вручную набора правил, либо автоматически с применением методов машинного обучения.

Классифицировать документы — значит проводить многоступенчатое, иерархическое и дихотомическое деление их на роды, виды, подвиды, разновидности.

Род (класс) — это совокупность (множество) документов, имеющих определенный общий признак, отличающий эту совокупность от других объектов. В качестве классификационного деления можно принять различные признаки, зависящие от цели классификации. В основу класса всегда кладут наиболее важный признак документа, отвечающий цели классификации. Класс, включающий в себя другие, будет по отношению к ним родом, а классы, входящие в него, по отношению к нему — видами. Один и тот же класс может быть родом по отношению к низшему классу и видом по отношению к высшему. Так, класс «кинофотофонодокументы» является видом по отношению к классу «документы» и родом по отношению к классу «кинодокументы», «фотодокументы» и «фонодокументы». Род (класс) — это первый уровень деления, который раскрывается с помощью видовых делений документа.

Вид — второй уровень деления. При этом родовое понятие «документ» делится на видовые понятия, т.е. на виды документов. Каждое звено видовой классификации можно назвать видом документа по тому или иному признаку (по характеру знаковых средств, предназначенности для восприятия человеком, способу документирования, материальному носителю и т.д.).

Третий уровень деления — подвид. За ним следует разновидность и т.д., пока не определится окончательное место конкретного документа (индивида) в этой классификации.

Иерархия — расположение документов в порядке от высшего к низшему. Соответственно иерархическое расположение документов выглядит следующим образом: документ издание непериодическое издание книга.

Дихотомия — последовательное деление документов одного класса на два противоположных вида, подвида, разновидности и т.д. Например: опубликованный и неопубликованный документ, периодический и непериодический документ и т.д.

Унификация и стандартизация управленческих документов

Стандартизация документов — это форма юридического закрепления проведенной унификации и уровня ее обязательности. Унификация документов проводится в целях сокращения количества применяемых документов, типизации их форм, повышения качества, снижения трудоемкости их обработки, достижения информационной совместимости различных систем документации по одноименным и смежным функциям управления, более эффективного использования вычислительной техники.

Суть унификации сводится к сокращению неоправданного многообразия документов, приведение к единообразию их форм, структуры, языковых конструкций и операций по обработке, учету и хранению.

Суть стандартизации заключается в возведении в норму, обязательную для применения, оптимальных правил и требований по разработке и оформлению документов, принятых в установленном порядке для всеобщего и многократного их применения в делопроизводстве.

Результаты разработки при этом оформляются в виде межгосударственных (ГОСТ), государственных (ГОСТ Р), отраслевых (ОСТ) стандартов и стандартов предприятий, учреждений и организаций (СТП).

В разработке унифицированных систем документации накоплен большой опыт. Длительное время в стране действовал ГОСТ 6.38-72 на требования по оформлению организационно-распорядительной документации. В 1990 году стандарт подвергся определенной переработке с учетом двадцатилетней практики его использования (ГОСТ 6.38-90).

Унифицированные системы документации.

Унификация — это сокращение неоправданного многообразия разновидностей документов, приведение их к единообразию форм, структуры, языковых конструкций, операций по их составлению, обработке, учету, хранению. Унификация — это установление максимально единообразного набора реквизитов, формата бумаги и фиксации реквизитов на бумаге.

УСД — это совокупность взаимоувязанных унифицированных форм документов, обеспечивающих документированное представление данных в определенных видах хозяйственной деятельности, средств их ведения, нормативных и методических материалов по их разработке и применению.

Левое поле предназначено для подшивки документов, правое и нижнее оставляют для износа краев бумаги, верхнее – для указания страниц в многостраничных документах. При использовании обратной стороны листа левое поле должно составлять не менее 8 мм, а правое – 20 мм, то есть наоборот по сравнению с лицевой стороной.

Научные отчеты, рефераты, курсовые и дипломные работы, диссертации тоже следует оформлять, соблюдая следующие размеры полей согласно ГОСТ 7.32-91 “Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления”:

· левое поле – не менее 30 мм;

· правое поле – не менее 10 мм;

· верхнее поле – не менее 15 мм;

· нижнее поле – не менее 20 мм.

Аналогичные размеры полей должна иметь текстовая часть документов, подготавливаемых для типографских изданий.

Добавить комментарий

Закрыть меню