Основные черты философии возрождения

Этапы развития и характерные черты философии Возрождения.

Философия эпохи возрождения.

1. Социально-исторические и духовные предпосылки формирования философии эпохи Возрождения.

2. Этапы развития и характерные черты философии Возрождения.

3. Философия Н. Кузанского.

4. Зарождение нового естествознания в культуре Возрождения, становление новой картины мира. Проявление гуманистических и натурфилософских тенденций в медицине.

Социально-исторические и духовные предпосылки формирования философии эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения (Ренессанса) – переходный период от Средних веков к Новому времени (XV — XVI вв.).

В социально-экономическом отношении это период кризиса феодализма и зарождения капиталистических отношений. Эта эпоха характеризуется возрастанием социальной и политической роли городов, в которых развивается ремесленное производство, появляются мануфактуры, развивается торговля и банковское дело.

Изменениям в экономике способствовали научно-технические открытия (важнейшие из них: изобретение и усовершенствование прядильного и ткацкого станков, изобретение огнестрельного оружия; Г.Галилей сконструировал телескоп и первый прибор для измерения температуры; огромное количество изобретений принадлежит Л. да Винчи, среди них модели вертолета и аэроплана, велосипеда, экскаватора, он же стал основоположником анатомии как науки).

Конец XV – начало XVI вв. вошли в историю как эпоха великих географических открытий, которые способствовали преодолению национальной обособленности в экономике, культуре, мышлении:

1492 г. — Х.Колумб открывает для европейцев американский континент;

1498 г. – Васко да Гама прошел морским путем из Европы в Индию;

1519 – 1521 гг. – первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана.

В социально-политическом отношении Возрождение – это эпоха формирования национальных государств, утверждения абсолютной монархии, первых буржуазных революций.

Изменяется и духовная ситуация в обществе. Прежде всего, это выразилось в секуляризации, т.е. тенденции к постепенному освобождению общества от диктата религии и Церкви и становлению светской культуры. Начало формироваться новое мировоззрение, основанное на научном знании. Однако религия в этот период все еще сохраняет значительное влияние.

Ядром европейской духовной культуры этого периода стал гуманизм (лат. «человеческий, человечный») – мировоззренческая установка, которая провозгласила высшей ценностью и целью общества человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие творческих способностей. Принципы гуманизма проявились в сфере политики, социальной практики, искусства и др. областях общественной жизни.

Возрождение – это, прежде всего, художественно-эстетическая эпоха, провозгласившая, что высшее призвание человека в мире – быть творцом и созидателем. Вершин своего развития в это время достигло западноевропейское искусство, в котором наиболее ярко выразились принципы гуманизма

Этапы развития и характерные черты философии Возрождения.

В философии эпохи Возрождения можно выделить 3 этапа:

1) гуманистический (сер. XIV – сер. XV вв.) – в этот период человеческий мир, его ценности противопоставляются средневековому теоцентризму. Не отвергая основных положений христианского вероучения, итальянские гуманисты стремятся возродить идеи и дух античной культуры (в этот период еще не появились развернутые философские учения, гуманистические идеи выражаются через литературное творчество Д.Алигьери, Ф.Петрарки, Д.Бокаччо);

2) неоплатонический (сер. XV – 1-я треть XVI вв.) – этап формирования новых онтологических и гносеологических представлений под влиянием неоплатонизма (Н. Кузанский);

3) натурфилософский (2-я пол. XVI – нач. XVII вв.) – этап создания целостной гелиоцентрической картины мира (Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно).

Характерные черты философии Возрождения:

-антропоцентризм (от греч. anthropos – человек) – философский принцип, согласно которому центральной проблемой философского мышления является человек, который воспринимается как центр мироздания, как венец эволюции природы – существо деятельное, разумное, а следовательно, могущественное;

-пантеизм (от греч. pan – все и Teos – Бог, т.е. «Бог во всем») – философский принцип, сближающий понятия «Бог» и «природа», идея растворенности Бога в природе и во всех вещах («Бог внутри природы, а не вне ее»);

-натурфилософский характер связан с переходом от теоцентризма к рационализму, со стремлением к изучению природы с целью усиления власти над ней. Философы Возрождения рассматривают природу как единое, бесконечное, одушевленное целое, как Божественное проявление.

3.Философия Н. Кузанского.

Наиболее ярким представителем философии Возрождения был Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.) – немецкий священник, кардинал католической церкви, и ученый, серьезно занимавшийся математикой, астрономией, географией, медициной. Его творчество явилось ярким примером си нтеза религиозно-догматического и научного мышления. Значение философского творчества Н.Кузанского состоит в том, что в своих работах он изложил и обосновал основы пантеизма как религиозно-философского мировоззрения. Основные произведения Н.Кузанского: «О сокрытом Боге», «О предпосылках», «Об ученом незнании».

Основная тема творчества Н.Кузанского – тема Бога и его отношения к миру. Он впервые ставит проблему Бога как философскую проблему. Н.Кузанский исходил из принципа единства Бога и мира: все бесконечное многообразие природного и человеческого мира представляет собой божественное проявление, Бог пребывает во всем (пантеизм).

Кузанский приходит к мысли о том, что Бог представляет собой единство противоположностей: абсолютного максимума (всего сущего) и минимума (конкретной вещи), причины и следствия (творящего и сотворенного), бесконечного и конечного. Кузанский распространяет принцип единства противоположностей на реальный природный мир, что явилось значительным вкладом в историю развития диалектики. Природный мир является Божественным воплощением и представляет собой живой организм, все части которого находятся в общей взаимосвязи и существуют в постоянном движении, развитии.

Структуру мироздания Кузанский представлял следующим образом:

Бог – это «максимальный мир»;

природа – «большой мир», который является подобием максимального;

человек – «малый мир», микрокосм, который является подобием большого, а следовательно, подобен максимальному миру, т.е. Богу. Человек тоже противоречив: он представляет собой единство телесного и духовного, конечного и бесконечного.

Бог – творец сравнивается Кузанским с великим мастером – скульптором, художником, кузнецом («Бог – чеканщик монет»). Человек также обладает творческими способностями и может с помощью разума и искусных рук создать «вторую природу», или мир культуры.

Познание мира, по мнению Кузанского, осуществляется человеком с помощью чувств, рассудка и разума. Деятельность органов чувств и рассудка направлены на познания природы: чувственное познание накапливает эмпирический материал, а рассудок обладает способностью различать и упорядочивать. Наиболее достоверными в познании мира Кузанский считает математические методы. Разум – высшая познавательная способность человека, он представляет собой умозрительную деятельность и способен познавать всеобщее, бесконечное и абсолютное, т.е. Бога.

Понимание природы как проявления бесконечного Бога приводит Кузанского к идее о бесконечности Вселенной. Он ставит под сомнение геоцентрическую картину мира, сложившуюся в античности, и представление о Земле как о центре космоса. В этом он предвосхитил выводы Н.Коперника и Дж.Бруно.

14-16 век эпоха возрождения и гуманизма. Возрождение сначала возникает как феномен культуры. Гуманисты ,получив светское образование отделяясь от церкви критиковали схоластику. Вдохновителем возрождения является Данте. Петрарка — первый оформитель идеи гуманизма. Возрождение это возрастание интересов к человеку и античному наследию. Социально психологическими предпосылками возрождения явились:

  1. развитие в сфере экономики и техники (появление новых орудий труда и типов производств — ткацкая, военное дело, металлургия, книгопечатание).
  2. рост выпускаемой продукции. Развитие торговли. Контакты с новыми людьми, культурами, обмен знаниями. Появление новой прослойки буржуа. В Италии буржуа приходит к власти, появляется республиканская форма правления.
  3. эпоха географических открытий. Изменение идеологического характера, внутри церкви. Ослабевает идейная, экономическая и политическая власть церкви. Внутри церкви — идеи реформации (реформируются основы церкви, догматы христианства). Протестантизм, кальвинизм, лютеранство. Наряду с реформацией формируются церковные ордена, претенденты на власть. Самый известный орден иезуитов. Суды над ведьмами и еретиками.

Этапы эпохи возрождения:

  1. гуманистический (середина 14 — середина 15 вв.). Основная проблема человек, в его отношение к миру.
  2. неоплатонический (середина 15 — 1 треть 16). Основная проблема — устройство бытия.
  3. натурфилософский. Основная проблема — природа, попытка исследования с помощью научных методов. Основные темы эпохи возрождения, общественное и гос. устройство. Происхождение. Возврат к античной утопии. Появление 1 политический исследований.

Особенности философского мировоззрения. Новый взгляд на человека:

  • Человек земное существо и в земной жизни должен быть счастлив. При этом человек лучшее из творений бога.
  • Человек существо гармоничное. В нем прекрасны и душа и тело.
  • Человек трудящийся, мастер своего дела. Труд не наказание, а мастерство, предмет гордости. Идеал, талантливый художник, скульптор, писатель.
  • Человек уникален своей неповторимостью. Человек существо общественное и активное. Сам распоряжается своей судьбой. Если Бог творец мира, то человек творец культуры. Человек богоподобен.

Появление пантеистического воззрения. Пантеизм — представление о Боге как о растворенном в мире. «Бог во всем и все в Боге». Природа загадка, тайна, она не познается только при помощи разума. Методы философов становятся магическими, появляется: астрология, алхимия. Интерес к трудам античных философов. Космологическая система Аристотеля.

Конспект лекций по философии

1. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Ев­ропе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеут­верждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:

• совершенствование орудий труда и производственных отно­шений;

• кризис феодализма;

• развитие ремесла и торговли;

• усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

• укрепление, централизация европейских государств, усиле­ние светской власти;

• появление первых парламентов;

• отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (цер­ковной) философии;

• повышение уровня образованности в Европе в целом;

• великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

• научно-технические открытия (изобретение пороха, огне­стрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

2. Основными направлениями философии эпохи Возрождения явля­лись:

• гуманистическое (XIV — XV вв., представители: Данте Алигь­ери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) — в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, ве­личие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

• неоплатоническое (сер. XV — XVI вв.), представители которо­го — Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Пара­цельс и др. — развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

• натурфилософское (XVI — нач. XVIIвв), к которому при­надлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений уче­ния Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мирозда­ния, опираясь на астрономические и научные открытия;

• реформационное (XVI — XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усен­лиф, Эразм Роттердамский и др. — стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотноше­ние между верующими и Церковью;

• политическое (XV — XV] вв., Николо Макиавелли) — изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

• утопическо-социалистическое (XV — XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) — искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеоб­щем уравнении, тотальном регулировании со стороны госу­дарственной власти.

3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

• антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к чело­веку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

• оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделав­шей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);

• перемещение основного интереса от формы идеи к ее со­держанию;

• принципиально новое, научно-материалистическое понима­ние окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бес­конечности Вселенной, новые анатомические знания и т.

д.);

• большой интерес к социальным проблемам, обществу и го­сударству;

• торжество индивидуализма;

• широкое распространение идеи социального равенства

Поиск Лекций

Основные черты философии Возрождения

Эпоха возрождения ( или по франц. «Ренессанс») началась в XIV в. в Северной Италии и завершилась в начале XVII в., охватив всю Западную Европу. Первоначально это было врем возрождения античных традиций как нормативных, определяющих смысл, направления и формы развития культуры. В дальнейшем содержание термина «Возрождение» трансформировалось и стало означать независимость науки и искусства от религии, стремление человека к свободе от ограничений Католической церкви.

Философия эпохи Возрождения представляет собой достаточно пёструю картину. Набор разнообразных философских школ, часто несовместимых друг с другом, и не является чем-то целым, хотя и объединенное общими идеалами. Вся культура Ренессанса стала рассматриваться как отрицание Средневековья, а философия – как антитеза средневековой схоластики.

1.Основной чертой нового философского сознания является специфический возрожденческий антропоцентризм. Главное в Возрождении – это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе автономной индивидуалистической личности, осознающей свою самоценность, всевластной, активно действующей и испытывающей потребность в свободе от каких либо ограничений. В эту эпоху человеческая личность, а не Бог (как в Средневековье) становится исходным моментом для формирования системы восприятия мира. Главную задачу наук и искусств деятели возрождения видели в изучении человека, в постижении человеческой природы. Средневековые схоластики сосредотачивали свое внимание, в основном, на сотериологии, на темах греха и искупления.

Результатом стало перемещение человека в центр материального мира, постепенно разрастающегося и заслоняющего собой мир горний (духовный), а следовательно, выдвижение на первый план и превращение самого человека в активную творческую силу в нем.

В связи с этим в первой половине XV века было остро поставлена проблема достоинства человека, утверждающегося именно в материальном плане. Произошла реабилитация экономической деятельности, оправдание, в отличие от средневековой морали, корыстолюбия, и денег как движущей силы развития общества.

Одной из основных возрожденческих ценностей стало понятие «славы» как цели, к которой должен двигаться человек.

В итоге утверждения творческого, деятельного материального начала постепенно стал вырисовываться новый образ человека, новый его тип – «человек-созидатель», «человек-творец», «человек-производитель». Предельная форма развития антропоцентризма – атеизм, возникает в Новое время.

2. Модификация Средневековой христианской традиции.

Не последнюю роль в возникновении возрождения играет та специфическая форма христианства, которая бытовала в Западной Европе (католицизм). Внешняя сторона католической жизни послужила немалым толчком для возникновения свободомыслия ренессансных философов (например, папы спорили за власть и этот спорт происходил не только с нарушением норм христианской морали, но и границ юрисдикции ).

Именно в католицизме философия развивалась в большей степени, чем в византийском или российском православии. Поэтому миросозерцание западного католика было более рассудочным, более направленным на решение философских вопросов. При таком подходе часто понятие Бога отделялось от человека и Бог становился не центром мира, не центром и смыслом жизни, а объектом чисто теоретического познания, допускавшим разного рода сомнения, а также свободной интерпретации христианских догматов. Всё это не могло не вызвать и изменение образа Бога в философском мировоззрении.

В эту эпоху появляются религиозно-философские направления такие, как деизм (признание Бога лишь в качестве первотолчка, после которого Он самоустраняется из мира, представляя его дела естественному течению) и пантеизм (растворяющему Божественную личность в мире).

Образ Бога в возрожденческом христианстве принципиально меняется. Человек, ощущая себя индивидуальностью, стремится максимально сблизиться с Ним, сделать Его более понятным себе, в связи с этим принимает образ Бога до собственного понимания, уподобляет Его себе. И в результате – постепенно создается все более плотский очеловеченный образ Бога, а образ человека всё более обожествляется и возвышается.

Однако это обожествление человека имеет и свою отрицательную сторону. Человеческая личность обожествляется вся целиком со всеми ее хорошими и дурными сторонами. Возникает культ человеческой личности, культ наслаждения жизнью в самых разнообразных формах, вплоть до открытого оправдания и даже превознесения разврата и аморальности.

3. Расцвет астрологии в XV-XVI вв., увлечение многих магией, мистическими, экзотерическими, оккультными учениями, которые проникали в Европу под маской научного знания. Некоторые ренессансные гуманисты ощущали себя избранными через приобщения к тайному знанию.

В эпоху Возрождения человек мыслился как часть живой природы – хотя и как часть, стремящаяся все более обособиться и выделиться из нее. В ренессансе заметно огромное стремление к трактовке человека, как целостности, выраженной, прежде всего в телесной целостности. Наряду с этими представлениями о человеке сохраняются христиански представления о составности человека – деление его на душу и тело. Но уже начинает выдвигаться на первое место и теснить душу с позиций – ум (разум, интеллект).

Вера в могущество человека и одновременно ощущение им себя частью огромного живого организма мира породили представления о возможности ставить этот живой мир себе на службу, определять и предугадывать в связи с этим свою судьбу.

Астрология в большей степени отразила пассивную сторону этого взаимодействия человека с живым миром, в связи с чем сам человек выступает прежде всего как результат постоянно меняющихся влияний звёзд и планет, подчиняющихся определенным законам, в которых от человека уже ничего не зависит.

А следовательно широкого распространения магии и астрологии. Астрология в большей степени отразила пассивную сторону этого взаимодействия в человеке с живым миром, в связи с чем, сам человек выступает прежде всего как результат постоянно меняющегося, влияний звезд и планет, подчиняющихся определенным законам, в которых от человека уже ничего не зависит.

4.Гуманизм.

Происхождение термина «гуманизм» связано с понятием studio humanitatis- буквально, «гуманитарные студии». Так начиная с 14 века обозначали комплекс дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, этика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами.

Возрождение было связано с занятиями именно этими дисциплинами. Кроме того, деятели Возрождения увидели в «гуманитарных студиях» не просто дисциплины, изучающие человека, а главное – средство его развития и возвышения, так как гуманитарные науки заняты воспитанием образованием человека, формирование человеческого в человеке.

Осознав особое значение гуманитарных занятий, Возрождение особо акцентировало и значение античного наследия для воспитания человечности. Начиная с Франческа Петрарки (14в), обнаружилась отчетливая тенденция считать классическую, латинскую и греческую литературу единственным образцом для всего, что касается духовной деятельности.

Латинские и греческие авторы стали рассматриваться в качестве истинных учений человечества.

Под «человеческим» гуманисты понимали совокупность качеств, требующих специальной тренировки для их формирования. К этим качествам относятся изысканность вкуса, правильно построенная, красивая речь, утонченное отношение к жизни, способность нравиться, вызывать симпатию.

Здесь следует отметить яркую эстетическую направленность понимания человеческого. Возрожденческий гуманизм есть в первую очередь, эстетический феномен. Этим он отличается от гуманизма, существующего в русской традиции. Русскому гуманизму присуща нравственно-этическая направленность (милосердие и сострадание к людям, защита слабых и т.д.)

Европейский гуманизм 14-15вв. имел несколько иной смысл чем тот, который мы вкладываем в него сегодня. Помимо чисто профессионального значения (то есть связанных с изучением тех дисциплин, которые раскрывали традиции античной культуры), гуманизм как понятие включая и мировоззренческое содержание. В контексте эпохи Возрождения, гуманизм не сводится к любви к человеку. Самое существенное в гуманизме- это направленность человека на самого себя. Человек объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. В этом плане термин «гуманизм» является синонимом к слову «антропоцентризм» и противостоит термину «теоцентризм». В противовес религиозной философии гуманистическая, ставит своей задачей изучение человека и связанных с ним вопросы.

Средние века для гуманистов представляются неким «темным царством», наступившим после античной культуры. По мнению гуманистов, человек обладает свободой воли изменять мир и самого себя по – своему усмотрению и быть тем, кем он хочет. Самое драгоценное приобретение человека с точки зрения гуманистов – свобода от средневековых регламентов.

Идея о величии человека, о его свободе – это идея христианская, которая была заложена в трудах святых отцов и религиозных философов Средневековья.

Идея свободы человека была интерпретирована в эпоху Возрождения в идею возможности воздействия человека на мир, которые не ограничены почти ничем, даже волей творца. Человек Возрождения не смог усмотреть границы между пониманием свободы и вседозволенности.

Свобода, данная Возрождением человеку, не всегда оборачивалась для него добром. Освобождение от средневековых религиозных регламентов было воспринято как свобода от нравственности. Гуманисты полагали, что освободившись от религиозных регламентов, личность обязательно предпочтет добро злу, свободу зависимости.

Но это оказалось утопией. Свобода личности обернулась произволом. Гуманистам чуждо понятие о греховной природе человека. Гуманизм объявил человека свободным от государства и церкви, подлинным властителем своей судьбы, вершиной природного и творческого развития.

5.Развитие антропоцентризма и гуманизма породило постепенный процесс секуляризации, т.е. обмирщения, расцерковления общественной жизни. Появился культ светской (т.е. не церковной) жизни с явным стремлением к чувственным удовольствиям.

6.Социальные взгляды гуманистов отличались от феодальных; они считали равными все слои населения.

7.Важной особенностью эпохи Возрождения было заметное возрастание роли секуляризованного умственного труда. Появляется принципиально новый слой – творческая интеллигенция, т.е. художники, скульпторы, свободные философы – гуманисты

Несмотря на все вышеперечисленные черты эпохи Возрождения: антропоцентризм, модификация средневековой христианской традиции, гуманизм, секуляризация – это эпоха не была безрелигиозной. Были очень сильны позиции средневекового христианского мировоззрения. Поэтому случаи отказа от христианства в Возрождении (при самой острой критике католической церкви) очень редки и выливаются в основном не в форму атеизма, а в форму возвращения к язычеству под влиянием античных текстов.

Гуманисты не столько противопоставляли себя церкви, сколько схоластическому философствованию, и некоторые считали, что возрождают истинную церковь, истинную веру в Бога. В том, что эта вера может быть сочетаема с античной философией, гуманисты не видели ничего предосудительного и странного.

Рекомендуемые страницы:


Добавить комментарий

Закрыть меню