Основное средство физической культуры

Характеристика средств физического воспитания. Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Понятие о содержании и форме физических упражнений

По­ста­в­лен­ные че­ло­ве­ком це­ли и задачи мо­гут быть ре­а­ли­зо­ва­ны толь­ко в тех слу­ча­ях, ес­ли для это­го име­ют­ся аде­к­ват­ные сред­ст­ва. Их от­сут­ст­вие де­ла­ет их недостижимыми.

Под сред­ст­ва­мипо­ни­ма­ют не­ко­то­рую ре­аль­ную си­лу, не­об­хо­ди­мую для до­с­ти­же­ния по­ста­в­лен­ной це­ли. К при­ме­ру, если необходимо вы­ле­чить кон­крет­ную бо­лезнь, то сред­ст­вом ее ле­че­ния яв­ля­ет­ся со­от­вет­ст­ву­ю­щее ле­кар­ст­во. Когда задача по­ста­в­ле­на в ме­нее оп­ре­де­лен­ной фор­ме, типа – при­быть из Мо­с­к­вы в Но­во­си­бирск, то для это­го мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны уже не­сколь­ко средств: са­мо­лет, по­езд, ав­то­мо­биль, мо­то­цикл, ве­ло­си­пед или пе­ре­дви­же­ние пеш­ком. Ина­че го­во­ря, во мно­гих слу­ча­ях для до­с­ти­же­ния по­ста­в­лен­ной це­ли су­ще­ст­ву­ет не од­но, а не­сколь­ко средств, при­чем, как вид­но из при­ме­ра, да­ле­ко не все­гда рав­но­зна­ч­ных по эф­фе­к­ту и результату, по их воз­мо­ж­но­сти ока­зать ка­кое-то по­бо­ч­ное, по­ми­мо глав­ной за­да­чи, вли­я­ние.

Для до­с­ти­же­ния це­ли и решения задачи фи­зи­че­с­ко­го вос­пи­та­ния на практике при­ме­ня­ются­ сле­ду­ю­щие груп­пы средств: фи­зи­че­с­кие уп­ра­ж­не­ния, фи­зи­че­с­кий труд при оп­ре­де­лен­ных ус­ло­ви­ях, оз­до­ро­ви­тель­ные си­лы при­ро­ды, ги­ги­е­ни­че­с­кие фа­к­то­ры.

При этом ва­ж­но от­ме­тить, что все эти груп­пы средств об­ла­да­ют со­вер­шен­но раз­ны­ми пе­да­го­ги­че­с­ки­ми воз­мо­ж­но­стя­ми для ре­ше­ния той или иной кон­крет­ной за­да­чи фи­зи­че­с­ко­го вос­пи­та­ния. К при­ме­ру, су­ще­ст­вен­но уве­ли­чить си­лу мо­ж­но с по­мо­щью фи­зи­че­с­ких уп­ра­ж­не­ний, в то вре­мя как роль оз­до­ро­ви­тель­ных сил приро­ды при этом бу­дет не столь ве­ли­ка, хо­тя и их зна­че­ние то­же не­ма­ло­ва­ж­но. Ча­с­то бо­ле­ю­щий не­за­ка­лен­ный че­ло­век вы­ну­ж­ден про­пу­с­кать за­ня­тия, что не­из­бе­ж­но при­ве­дет к сни­же­нию ко­не­ч­но­го эф­фе­к­та, в данном случае в приросте силы.

По­э­то­му по­л­но­цен­ный ре­зуль­тат фи­зи­че­с­ко­го вос­пи­та­ния до­с­ти­га­ет­ся толь­ко при обя­за­тель­ном ком­п­лекс­ном ис­поль­зо­ва­нии всех групп средств. В свя­зи с этим боль­шое зна­че­ние име­ет по­иск пра­виль­но­го, оп­ти­маль­но­го их со­от­но­ше­ния в разли­ч­ных обстоятельствах. Вы­бор та­ко­го со­от­но­ше­ния в ко­не­ч­ном сче­те оп­ре­де­ля­ет­ся ма­к­си­маль­ным вкла­дом ка­ж­до­го сред­ст­ва в це­ле­вой ре­зуль­тат.

Фи­зи­че­с­кие уп­ра­ж­не­ния как ос­нов­ное сред­ст­во фи­зи­че­с­ко­го вос­пи­та­ния.Фи­зи­че­с­кие уп­ра­ж­не­ния все­ми спе­ци­а­ли­ста­ми при­зна­ют­ся ос­нов­ным спе­ци­фи­че­с­ким сред­ст­вом фи­зи­че­с­ко­го вос­пи­та­ния. Без ис­поль­зо­ва­ния фи­зи­че­с­ких уп­ра­ж­не­ний не­воз­мо­ж­но ре­шить пра­к­ти­че­с­ки ни од­ну из спе­ци­фи­че­с­ких за­дач фи­зи­че­с­ко­го вос­пи­та­ния.

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной то­ч­кой зре­ния яв­ля­ет­ся оп­ре­де­ле­ние фи­зи­че­с­ко­го уп­ра­ж­не­ния как раз­дра­жи­те­ля пси­хо­би­о­ло­ги­че­с­кой сфе­ры че­ло­ве­ка с це­лью ее раз­ви­тия. В этом оп­ре­де­ле­нии в боль­шей ме­ре ак­цен­ти­ру­ет­ся фи­зи­о­ло­ги­че­с­кая сто­ро­на, в то вре­мя как для пре­по­да­ва­те­ля и тре­не­ра бо­лее аде­к­ва­тен пе­да­го­ги­че­с­кий язык.

И то­г­да фи­зи­че­с­ким уп­ра­ж­не­ни­емкак средством следует счи­тать со­вер­шен­но лю­бое дви­га­тель­ное дей­ст­вие, ко­то­рое сознательно выполняется че­ло­ве­ком по за­ко­но­мер­но­стям фи­зи­че­с­ко­го вос­пи­та­ния с це­лью до­с­ти­же­ния по­ло­жи­тель­но­го эф­фе­к­та.

Что­бы луч­ше по­нять это оп­ре­де­ле­ние, вы­яс­ним сло­во­со­че­та­ние за­ко­но­мер­ность фи­зи­че­с­ко­го вос­пи­та­ния.

Как из­ве­ст­но, сущ­но­ст­ная за­ко­но­мер­ность фи­зи­че­с­ко­го вос­пи­та­ния за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы при вы­пол­не­нии дви­га­тель­ных дей­ст­вий (фи­зи­че­с­ких уп­ра­ж­не­ний) до­бить­ся в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка оптимальных пси­хо­фи­зи­о­ло­ги­че­с­ких сдви­гов, бла­го­да­ря ко­то­рым раз­ви­ва­ют­ся фи­зи­че­с­кие ка­че­ст­ва, фор­ми­ру­ют­ся дви­га­тель­ные на­вы­ки, до­с­ти­га­ет­ся ле­чеб­ный эф­фект и т.д.

Во всех этих слу­ча­ях нор­ма пси­хо­фи­зи­о­ло­ги­че­с­ких на­гру­зок бу­дет раз­ли­ч­ной. Так, для вос­пи­та­ния вы­но­с­ли­во­сти не­об­хо­ди­мо до­ве­сти ор­га­низм до зна­чи­тель­ной сте­пе­ни уто­м­ле­ния, в то вре­мя как для уве­ли­че­ния ско­ро­ст­ных спо­соб­но­стей вы­со­кая сте­пень ус­та­ло­сти аб­со­лют­но про­ти­во­по­ка­за­на. На­обо­рот, по­в­то­рять уп­ра­ж­не­ние на быстроту в со­сто­я­нии да­же не­зна­чи­тель­но­го уто­м­ле­ния пред­ста­в­ля­ет­ся не­це­ле­со­об­раз­ным, т.к. ее при­ро­с­та при этом не про­изой­дет.

Следовательно, для фи­зи­че­с­ко­го вос­пи­та­ния мо­ж­но взять лю­бое дви­га­тель­ное дей­ст­вие, но по­в­то­рять его ну­ж­но столь­ко раз, вы­пол­нять с та­кой ин­тен­сив­но­стью, де­лать ин­тер­ва­лы от­ды­ха та­кой про­дол­жи­тель­но­сти, что­бы это обес­пе­чи­ва­ло наи­луч­шие ус­ло­вия как для совершенствования тре­бу­е­мых фи­зи­че­с­ких ка­честв и фор­ми­ро­ва­ния тех­ни­ки дви­же­ний, так и для ре­ше­ния дру­гих пе­да­го­ги­че­с­ких за­дач. И ес­ли все это удо­в­ле­тво­ря­ет­ся, то толь­ко то­г­да вы­пол­ня­е­мое дви­га­тель­ное дей­ст­вие пра­во­мер­но счи­тать фи­зи­че­с­ким уп­ра­ж­не­ни­ем. От­сю­да, к при­ме­ру, ходь­ба и бег, рав­но как и дру­гие дви­же­ния, толь­ко то­г­да ста­но­вят­ся фи­зи­че­с­ки­ми уп­ра­ж­не­ни­я­ми, ко­г­да ис­поль­зу­ют­ся в це­лях фи­зи­че­с­ко­го вос­пи­та­ния. Бег за уходящим автобусом не является физическим упражнением, он не решает никакой задачи физического воспитания. Вместе с тем теория физического воспитания рассматривает физическое упражнение с двух позиций, хотя и взаимосвязанных, но не тождественных:

1. Как двигательные действие – физическое упражнение является средством физического воспитания, о чем речь шла выше.

2. Как отношение взаимодействия между организмом и движением, которое при многократном повторении сопровождается определенными тренировочными эффектами, лежащими в основе физического совершенствования человека – физическое упражнение является методом физического воспитания.

Таким образом, физическое упражнение всегда существует в двух состояниях одновременно – оно есть и средство и метод физического воспитания. Физические упражнения, по мнению известного французского специалиста по физическому воспитанию Г. Демени, выполняют четыре основные функции: гигиеническую, зависящую от количества работы, ее продолжительности и интенсивности; эстетическую, определяемую характером упражнения и распределением усилий на различные части тела; экономическую, обусловленную качеством выполнения упражнения и его практической полезностью; нравственную, зависимую от волевого усилия, требуемого упражнением.

Ис­то­ри­че­с­ки в об­ще­ст­ве сло­жи­лось так, что все мно­го­об­ра­зие фи­зи­че­с­ких уп­ра­ж­не­ний по­сте­пен­но ак­ку­му­ли­ро­ва­лось все­го в че­ты­ре ти­пи­ч­ные груп­пы: гим­на­сти­ку, иг­ры, спорт, ту­ризм.

Крат­ко обо­з­на­чим в свя­зи с этим ме­то­ди­че­с­кую сущ­ность гим­на­сти­ки, иг­ры, спор­та и ту­риз­ма.

Гим­на­сти­ка— это си­с­те­ма фи­зи­че­с­ких уп­ра­ж­не­ний, ме­то­ди­че­с­ки оформ­лен­ная для общей разносторонней фи­зи­че­с­кой под­го­тов­ки человека, до­с­ти­же­ния спор­тив­ных или ле­чеб­но-ги­ги­е­ни­че­с­ких це­лей, а так­же со­вер­шен­ст­во­ва­ния дви­га­тель­ной куль­ту­ры вла­де­ния сво­им те­лом.

Иг­ракак сред­ст­во и ме­тод фи­зи­че­с­ко­го вос­пи­та­ния пред­ста­в­ля­ет со­бой со­во­куп­ность сю­жет­но ор­га­ни­зо­ван­ных дви­га­тель­ных дей­ст­вий, сво­бод­но вы­би­ра­е­мых в рам­ках пра­вил для до­с­ти­же­ния за­ра­нее обу­сло­в­лен­ной це­ли. Поэтому игрой можно считать любую двигательную деятельность при наличии в ней определенного замысла. воплощение которого приносит играющему удовольствие.

Спорт как вид со­рев­но­ва­тель­ной де­я­тель­ности и спе­ци­аль­ной под­го­тов­ки к ней с це­лью до­с­ти­же­ния все бо­лее вы­со­ких ре­зуль­та­тов является единственной формой физической культуры, предназначенной для максимально возможного развития психофизических и двигательных способностей и навыков человека.

Ту­ризмкак сред­ст­во и метод фи­зи­че­с­ко­го вос­пи­та­ния пред­ста­в­ля­ет со­бой спе­ци­аль­но ор­га­ни­зо­ван­ные пе­ре­дви­же­ния в фор­ме пе­ших и вод­ных по­хо­дов, гор­ных вос­хо­ж­де­ний и ком­п­лекс­ных пу­те­ше­ст­вий для удо­в­ле­тво­ре­ния по­треб­но­стей, свя­зан­ных с ак­тив­ным от­ды­хом, за­ка­ли­ва­ни­ем и ук­ре­п­ле­ни­ем здо­ро­вья, со­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем фи­зи­че­с­ких спо­соб­но­стей, по­з­на­ни­ем ок­ру­жа­ю­щей дей­ст­ви­тель­но­сти. От­сю­да его все воз­рас­та­ю­щая по­пу­ляр­ность как в Рос­сии, так и в дру­гих стра­нах ми­ра.

Рас­смо­т­рим бо­лее де­таль­но сущ­но­ст­ную ха­ра­к­те­ри­сти­ку фи­зи­че­с­ких уп­ра­ж­не­ний, свя­зан­ную с их со­дер­жа­ни­ем и фор­мой.

Со­дер­жа­ние и фор­ма фи­зи­че­с­ких уп­ра­ж­не­ний.Со­дер­жа­ние и фор­ма — это фи­ло­соф­ские ка­те­го­рии, обо­з­на­ча­ю­щие со­во­куп­ность эле­мен­тов лю­бо­го объекта действительности (или яв­ле­ния), из ко­то­рых он со­сто­ит, а так­же его вну­т­рен­нее и внеш­нее по­стро­е­ние.

Со­от­вет­ст­вен­но каждое фи­зи­че­с­кое уп­ра­ж­не­ние име­ет свое со­дер­жа­ние и фор­му.

Со­дер­жа­ние фи­зи­че­с­ко­го уп­ра­ж­не­нияпред­ста­в­ля­ет со­бой со­во­куп­ность про­цес­сов и эле­мен­тов, об­ра­зу­ю­щих кон­крет­ное уп­ра­ж­не­ние.

Раз­ли­ча­ют вну­т­рен­нее и внеш­нее со­дер­жа­ние.

Вну­т­рен­нее со­дер­жа­ние — это со­во­куп­ность психофи­зи­о­ло­ги­че­с­ких, биохимических и био­ме­ха­ни­че­с­ких про­цес­сов, раз­вер­ты­ва­ю­щих­ся в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка при вы­пол­не­нии дан­но­го уп­ра­ж­не­ния.

Ко­г­да че­ло­век под­ни­ма­ет пре­дель­ную по тя­же­сти для се­бя штан­гу, бе­жит на вы­со­кий ре­зуль­тат 5000 м или вы­пол­ня­ет по про­грам­ме ЛФК оп­ре­де­лен­ное уп­ра­ж­не­ние, то во всех этих слу­ча­ях ме­ха­низ­мы энер­го­обе­с­пе­че­ния кон­крет­ной ра­бо­ты, ды­ха­ние, кро­во­об­ра­ще­ние, за­дей­ст­во­ван­ные фи­зи­че­с­кие и пси­хи­че­с­кие ка­че­ст­ва и т.д. бу­дут су­ще­ст­вен­но от­ли­чать­ся друг от дру­га.

Все это сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что ка­ж­дое фи­зи­че­с­кое уп­ра­ж­не­ние для его вы­пол­не­ния тре­бу­ет про­яв­ле­ния кон­крет­ных, спе­ци­фи­че­с­ких для не­го спо­соб­но­стей, свойств ор­га­низ­ма.

В од­них фи­зи­че­с­ких уп­ра­ж­не­ниях задействованы пре­и­му­ще­ст­вен­но си­ло­вые спо­соб­но­сти, в дру­гих — ско­ро­ст­ные, тре­тьи связаны с ком­п­лекс­ным вза­и­мо­дей­ст­вием це­ло­го ря­да ка­честв и т.д. И ока­зы­ва­ет­ся, что те мор­фо­функ­ци­о­наль­ные стру­к­ту­ры ор­га­низ­ма, ко­то­рые активно работают у че­ло­ве­ка при вы­пол­не­нии им тех или иных фи­зи­че­с­ких уп­ра­ж­не­ний, пре­и­му­ще­ст­вен­но со­вер­шен­ст­ву­ют­ся и раз­ви­ва­ют­ся.

Имен­но по­э­то­му пре­по­да­ва­тель фи­зи­че­с­кой куль­ту­ры — это есть пре­ж­де всего спе­ци­а­лист в об­ла­с­ти фи­зи­че­с­ких уп­ра­ж­не­ний. И он дол­жен иметь твер­дое зна­ние (а не смут­ное пред­ста­в­ле­ние) о со­дер­жа­нии воз­мо­ж­но боль­ше­го чи­с­ла фи­зи­че­с­ких уп­ра­ж­не­ний. Толь­ко то­г­да он спо­со­бен пред­ло­жить сво­ему уче­ни­ку та­кие уп­ра­ж­не­ния, ко­то­рые бу­дут для не­го ма­к­си­маль­но по­лез­ны и эф­фе­к­тив­ны для ре­ше­ния кон­крет­ных за­дач.

Внеш­нее со­дер­жа­ние понимается как со­во­куп­ность эле­мен­тов или фаз, из ко­то­рых образовано конкретное фи­зи­че­с­кое уп­ра­ж­не­ние. К при­ме­ру, пры­жок в дли­ну с раз­бе­га скла­ды­ва­ет­ся из следующих эле­мен­тов: раз­бег, тол­чок, по­лет, при­зе­м­ле­ние. В стрель­бе из пи­с­то­ле­та при­цель­ный вы­с­т­рел со­дер­жит та­кие эле­мен­ты, как при­ня­тие ра­ци­о­наль­ной из­го­тов­ки, на­ве­де­ние ору­жия, соб­ст­вен­но при­це­ли­ва­ние, уп­ра­в­ле­ние спу­с­ком (на­жа­тие на спу­с­ко­вой крю­чок).

Во вну­т­рен­нем и внеш­нем со­дер­жа­нии хо­ро­шо ос­во­ен­но­го фи­зи­че­с­ко­го уп­ра­ж­не­ния все про­цес­сы и эле­мен­ты обы­ч­но стро­го со­г­ла­со­ва­ны. Эта со­г­ла­со­ван­ность обеспечивается по­сред­ст­вом так называемой фор­мы уп­ра­ж­не­ния. В то же время сама фор­ма в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни обу­сло­в­ле­на осо­бен­но­стя­ми со­дер­жа­ния то­го или ино­го фи­зи­че­с­ко­го уп­ра­ж­не­ния.

Фор­ма фи­зи­че­с­ко­го уп­ра­ж­не­ния— это оп­ре­де­лен­ная упо­ря­до­чен­ность как про­цес­сов, происходящих в организме, так и эле­мен­тов со­дер­жа­ния дан­но­го уп­ра­ж­не­ния, придающая физическому упражнению структурную целостность и внешнюю организованность.

Термин «фор­ма фи­зи­че­с­ких уп­ра­ж­не­ний» в среде тренеров и преподавателей обычно заменяется бо­лее рас­про­стра­нен­ным по­ня­ти­ем тех­ни­ка фи­зи­че­с­ких уп­ра­ж­не­ний (тех­ни­ка оп­ре­де­ля­ет­ся и ха­ра­к­те­ри­зу­ет­ся в сле­ду­ю­щем раз­де­ле).

Со­дер­жа­ние и фор­ма фи­зи­че­с­ких уп­ра­ж­не­ний ме­ж­ду со­бой те­с­но вза­и­мо­свя­за­ны, они об­ра­зу­ют ор­га­ни­че­с­кое един­ст­во. Вы­с­шая сте­пень со­г­ла­со­ван­но­сти со­дер­жа­ния и фор­мы вы­ра­жа­ет­ся в тех­ни­ке фи­зи­че­с­ких уп­ра­ж­не­ний, ос­во­ен­ной на уров­не на­вы­ка. И хо­тя в тех­ни­ке дви­же­ния все ее со­ста­в­ля­ю­щие вза­и­мо­обу­сло­в­ле­ны, од­на­ко ре­ша­ю­щая роль в де­ле фи­зи­че­с­ко­го со­вер­шен­ст­во­ва­ния при­на­д­ле­жит со­дер­жа­нию фи­зи­че­с­ко­го уп­ра­ж­не­ния, т.к. оно пред­ста­в­ля­ет со­бой те ре­аль­ные пси­хо­фи­зи­о­ло­ги­че­с­кие ме­ха­низ­мы, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют не­по­сред­ст­вен­ное вы­пол­не­ние фи­зи­че­с­ко­го уп­ра­ж­не­ния. По­э­то­му тре­ни­ро­во­ч­ные за­ня­тия в зна­чи­тель­ной ме­ре на­пра­в­ле­ны на их со­вер­шен­ст­во­ва­ние.

Вме­сте с тем це­ле­вой ре­зуль­тат дви­же­ния за­ви­сит не толь­ко от со­дер­жа­ния, но од­но­вре­мен­но и от тех­ни­ки вы­пол­не­ния фи­зи­че­с­ко­го уп­ра­ж­не­ния. Это за­ста­в­ля­ет ее также улучшать, а ино­гда и ме­нять, ов­ла­де­вать бо­лее ра­ци­о­наль­ной тех­ни­кой. Де­ло в том, что фор­ма по от­но­ше­нию к со­дер­жа­нию бо­лее кон­сер­ва­тив­на, она ме­нее под­ви­ж­на и не мо­жет ме­нять­ся на ка­ж­дом за­ня­тии. Од­на­ко не­ред­ко за­мет­но воз­ро­с­шие в ре­зуль­та­те тре­ни­ро­вок фи­зи­че­с­кие спо­соб­но­сти ре­а­ли­зо­вать­ся в по­л­ной ме­ре не мо­гут, т.к. их про­яв­ле­ние сдер­жи­ва­ет­ся, тор­мо­зит­ся ус­та­рев­шей тех­ни­кой вы­пол­не­ния. К при­ме­ру, лы­ж­ник ве­ли­ко­леп­но ов­ла­дел клас­си­че­с­кой тех­ни­кой бе­га (од­но­ша­ж­ным, двух­ша­ж­ным, по­пе­ре­мен­ным хо­да­ми и т.д.) и су­ще­ст­вен­но уве­ли­чить ско­рость пе­ре­дви­же­ния эти­ми спо­со­ба­ми он уже не в со­сто­я­нии, хо­тя фи­зи­че­с­ких сил у не­го до­с­та­то­ч­но. Но, из­ме­ни­в тех­ни­ку пе­ре­дви­же­ния, на так на­зы­ва­е­мый «сво­бод­ный стиль», ов­ла­де­в им ско­рость за­мет­но воз­рас­тет.

Та­ко­во об­щее пред­ста­в­ле­ние о со­дер­жа­нии и фор­ме фи­зи­че­с­ких уп­ра­ж­не­ний.

Рекомендуемые страницы:

Основные средства физической культуры и их классификация.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6Следующая ⇒

Для решения задач физического воспитания дошкольников используются различные средства: психогигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Комплексное использование всех этих средств разносторонне воздействует на организм, способствует физическому воспитанию.

Психогигиенические факторы играют важную роль в физическом воспитании. Они включают в себя режим дня, общий режим занятий, отдыха, сна, питания; гигиену одежды, обуви, физкультурного оборудования,

помещений и площадок. Гигиенические условия повышают эффективность физического воспитания, обеспечивая психофизиологический комфорт ребёнку. Определяются медицинскими рекомендациями.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности и работоспособность организма.

Они имеют огромное значение в закаливании организма, тренировке механизмов терморегуляции. Использование природных факторов в сочетании с физическими упражнениями повышает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма ребёнка.

Физические упражнения – основное средство физического воспитания. Они используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, разностороннего развития личности ребёнка.

Двигательные действия ребёнка разнообразны: труд, лепка, рисование, игровая деятельность и т.д. Совокупность его движений, объединённых в целостные действия, проявляется в активном отношении к

жизни. Двигательные действия способствуют удовлетворению потребности ребёнка в движении и одновременно развивают его.

К физическим упражнениям относятся только те виды действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям. Отличительным признаком физических упражнений является соответствие их формы и содержания сущности физического воспитания, закономерностям, по которым оно происходит.

Например, если в целях физического воспитания используется ходьба, бег, метание, плавание и т.д., то они приобретают значение средства физического воспитания, им придаются рациональные формы, оправданные целью их использования. Они обеспечивают функциональную активность организма и соответствие эффективного воспитания психофизическим качествам.

Физические упражнения не отождествляются и не могут быть подменены определёнными трудовыми, бытовыми действиями.

Понятие и характеристики физической нагрузки

Условия и средства развития ловкости у дошкольников

Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями, быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

В понятии «ловкость» учёные выделяют различные компоненты. Такие, например, как (по Л.П.Матвееву):

1) ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанная со сменой позы, «телесная ловкость»;

2) ловкость, проявляемая в действиях, связанных с предвидением в условиях усложнённой и меняющейся обстановки;

3) ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами, т.е. «ручная» или «предметная» ловкость;

4) ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согласованных усилий нескольких участников;

5) ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требующих тактически согласованных действий, и в играх с тактическим противодействием и взаимодействием участников.

В методической литературе можно увидеть два пути тренировки ловкости:

1) накопление разнообразных двигательных навыков и умений;

2) совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

В качестве конкретных методических приёмов для тренировки ловкости рекомендуются следующие приёмы:

— применение упражнений с необычным исходным положением;

— зеркальное выполнение упражнений;

— изменение скорости и темпа движений;

— варьирование пространственными границами, в которых выполняется упражнение;

— усложнение упражнений дополнительными движениями.

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Характеристика средств физического воспитания. Физические упражнения, как основное средство физического воспитания. Понятие о содержании и форме физического упражнения.

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 19Следующая ⇒

Существуют специфические средства ФВ, которые являются основным средством ФВ, и общепедагогические средства: гигиенические, естественносредовые и др. формы, которые обеспечивают направленное воздействие на физическое состояние, физическое развитие и общее развитие человека. Естественные факторы внешней среды, особенно такие, как солнечная радиация, воздушная и водная среда. Это обеспечивается двумя путями:

— организация занятий ФУ непосредственно в условиях внешней среды,

— организация специальных процедур закаливающего и оздоровительно-восстановительного характера.

Естественно-средовые факторы только тогда приобретают значение средств ФВ, когда их воздействие упорядоченно, дозировано по продолжительности, силе и направленности, иначе это лишь условия среды.

Среди гигиенических факторов одни имеют отношение к общей оптимизации условий жизни с оздоровительных позиций, другие связаны непосредственно с обеспечением оптимальных условий для занятий ФУ. Некоторые гигиенические средства являются средствами повышения работоспособности и оптимизации восстановительных процессов (специфическое питание, витаминизация, искусственная аэронизация, сауна, массаж).

Принципы можно разделить на общие и специальные, выражающие специфические закономерности построения ФВ. К общим, относятся: принцип систематичности, последовательности, преемственности. К специфическим, относятся:

— принцип непрерывности;

— принцип чередования нагрузки и отдыха;

— принцип постепенного напряжения развития тренировочных воздействий;

— принцип сбалансированной динамики нагрузок (ступенчато-восходящая форма и волнообразная);

— принцип цикличности.

Физическое упражнение — это такие виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям.

Содержание физических упражнений составляют входящие в него двигательные акты и те основные процессы, которые развертываются в функциональных системах организма по ходу упражнения, определяя его воздействие. Форма ФУ представляет собой его внутреннюю в внешнюю структуру (построенная организация).

Внутренняя структура ФУ характеризуется тем, как во время его выполнения связаны между собой различные процессы функционирования организма, и как соотносятся, взаимодействуют и согласуются друг с другом.

Внешняя структура ФУ — это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических параметров движения.

БИЛЕТ 9 (вопрос 3)

Совершенствование спортивной техники в ситуациях переключения от одних средств единоборства к другим в вашем виде восточных боевых искусств.

Для успешного завершения каждой схватки обязательны определенные пространственно-временные взаимоотношения между бойцами. Поэтому ошибки одного из спортсменов в продолжительности, быстроте, глубине боевых действий, амплитуде движений и т.д. открывают перед противником перспективу нанести удар или избежать его получения путем переключения на другое действие. Выполнение действий в ситуациях переключения предъявляет высокие требования к технической подготовленности каратистов, способности сохранить качество техники приемов и передвижений при перестройках двигательных структуру по ходу схватки.

Освоение приемов выполнения действий с переключением обычно идет за овладением приемов выполнения действий в ситуациях взаимоисключающего выбора, направленных на решение аналогичных тактических задач. Например, переключение от удара в голову к удару в туловище осваивается лишь после овладения атакой в открывающийся сектор.

Приемы выполнения действий с переключением целесообразнее осваивать после ложных нападений, а лишь затем после атак, ответных атак, контратак. Подобная последовательность позволяет спортсменам легче сохранять внимание в схватках, избегать значительных по продолжительности неожиданных ситуация, а соблюдение технических норм при перестройках двигательных структур будет достигаться с меньшими психическими напряжениями. Наиболее сложно совершенствование приемов выполнения преднамеренно-экспромтных боевых действий с многоцелевой тактической направленностью, в основе выполнения которых заложена вероятность одного из переключений по мере развития схваток.

Наличие технико-тактической общности облегчает выполнение переключения от одного действия к другому. Например, от выполнения удара рукой легче переключиться к удару рукой, чем удару ногой, от удара легче переключиться к удару, чем к защите. Кроме того, совершенствование приемов переключения более просто в сочетании с тренировкой обусловленных действий. Выполнение приемов переключения в сочетании со взаимоисключающим выбором требует от спортсменов больших психических напряжения и хорошей предварительной технической подготовленности.

Для освоения каждого приема переключения должны быть разработаны конкретные методические положения и последовательность прохождения материала. Исключительная важность приемов переключения от одного вида нападения к другому, от нападения к защите, от защиты к нападению, от действий подготовки к нападениям и защитам требует постоянного их использования в тренировочных занятиях (в значительных объемах при непосредственной близости к соревнованиям).

Качество выполнения переключений в боях связано с точностью предвосхищений пространственно-временных параметров схваток, которые позволяют не реагировать на излишне ранние и поздние движения противников, действовать с максимальной боевой целесообразностью. Ведь поводы для перестройки двигательных структур, усложнения движений, увеличения их количества и продолжительности противники могут создавать умышленно в тактических целях.

Боевая значимость различных средств для использования в ситуациях, требующих переключения , неодинакова. Так, приемы переключения от защиты к атаке и от атаки к защите для отражения ответной атаки или контратаки являются важнейшими элементами боя. Но многие приемы переключений используются в боях лишь эпизодически и имеют частное значение.

При использовании спортсменами приемов выполнения действий в ситуациях, требующих переключений, во многом сказываются особенности подбора средств тренировки и индивидуальные склонности каратистов к определенным двигательным реакциям, оказывающие заметное влияние на стиль боя.

БИЛЕТ 10 (вопрос 1)

Основные направления развития спортивного движения в современном мире. Массовый спорт и спорт высших достижений, их разновидности, различия и особенности.

(самостоятельно)

БИЛЕТ 10 (вопрос 2)

Понятия о двигательно-координационных способностях. Характеристика их частных разновидностей (способности поддерживать равновесие, точно выполнять движения, регулировать тоническую напряжённости). Методические приёмы воспитания отдельных двигательно-координационных способностей (по выборы, на примере вашего вида восточных боевых искусств).

Под ловкостью понимают способность быстро овладевать новыми движениями и способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Всякое произвольное движение направлено на решение какой-либо конкретной двигательной задачи (прыгнуть выше, поднять штангу, поймать мяч). Сложность двигательной задачи определяется многими причинами, в частности требованиями к согласованности одновременно и последовательно выполняемых движений — требованиям к координации движений.

Координационная сложность двигательных действий служит первым мерилом ловкости.

Двигательная задача будет выполнена, если движение соответствует ей по своим пространственным, временным и силовым характеристикам, т.е. если оно достаточно точно. Точность движения является вторым мерилом ловкости.

Все движения, с которыми приходится сталкиваться в быту, в физическом воспитании, и в частности при занятиях каратэдо, можно условно разделить на две группы:

1. Относительно стереотипные, например, в ката или кихон-кумитэ.

2. Нестереотипные, например в спортивном кумитэ.

Точность в стереотипных движениях зависит, в частности, от того, как долго занимающийся обучался их выполнению. Если спортсмен начинает «с ходу» выполнять новые для него движения, то он, очевидно, более ловок, чем тот, кто затрачивает на их освоение много времени. Поэтому третьим мерилом ловкости является время, затрачиваемое на освоение движения.

В нестереотипных движениях при внезапной смене обстановки ловкость проявляется в быстроте перестройки движений в соответствии с требованиями изменившихся условий. Четвертым мерилом ловкости является то время, которого достаточно для целесообразного преобразования движения.

Как видно, ловкость — это сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. В каждом отдельном случае, в зависимости от условий, выбирают тот или иной критерий.

Ловкость — специфическое качество. Можно, например, отличаться хорошей ловкостью при проведении боевых действий в кумитэ и недостаточной — при освоение сложных движений ката.

Любое движение, сколь бы новым оно ни казалось, выполняется всегда на основе старых координационных связей. Образно можно представить, что каратэист каждый раз «строит» новое движение из большого числа элементарных координационных «кусочков-кирпичиков», каждый из которых был освоен и закреплен в процессе предшествующего двигательного опыта. Чем больше у каратэиста запас приобретенных двигательных комбинаций, чем большим объемом двигательных навыков он владеет, тем легче он усвоит новые движения, тем выше у него будет уровень развития ловкости.

Ловкость существенно зависит от деятельности анализаторов, в особенности двигательного. Чем выше у каратэиста уровень кинестезии — чувства движения, чем совершеннее способность к точному анализу движений, тем выше и его возможности в быстром овладении движениями и их перестройке. Иначе говоря, чем выше у занимающегося возможности точного ощущения и восприятия собственных движений, тем быстрее он овладеет новыми движениями.

Тесно связана ловкость с быстротой и точностью сложных двигательных реакций.

Способность каратэиста к технико-тактической импровизации в боях с различными противниками свидетельствует об уровне ловкости. Основная задача воспитания ловкости у каратэистов — это совершенствование способности быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющейся ситуацией боя.

Существенное значение при этом имеет избирательное совершенствование способности точно воспринимать свои движения в пространстве и времени — чувство пространства и чувство времени, поддерживать равновесие, рационально чередовать напряжение и расслабление и т.д.

Основным путем в воспитании ловкости является овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями, включая в упражнения элементы, связанные с определенными координационными трудностями. Это приводит к увеличению запаса двигательных навыков и положительно сказывается на функциональных возможностях двигательного анализатора.

Желательно, чтобы обогащение новыми навыками проходило более или менее непрерывно. Известно, что если занимающийся долго не обучается новым движениям, то его способности к обучению снижаются.

Изменение нагрузок, направленных на развитие ловкости, идет по пути повышения координационных трудностей, с которыми должны справляться занимающиеся. Эти трудности слагаются в основном из требований:

— к точности движений;

— к их взаимной согласованности;

— к внезапности изменения обстановки.

Развитию ловкости могут способствовать любые упражнения, пока их выполнение связано с определенными координационными трудностями. По мере автоматизации навыка воздействие упражнения на развитие ловкости уменьшается. Дальнейшее совершенствование средств каратэдо возможно в новых, ранее не известных, сочетаниях.

Ловкость, как и другие двигательные качества, имеет различные формы проявления, однако совершенствовать ее наиболее важно специализированными средствами.

При этом следует учитывать разнообразие сочетаний движений рук, ног и туловища, максимальные усилия (для достижения высокой скорости) в различных фазах выполнения приемов и действий.

Средствами для развития ловкости в каратэдо в первую очередь являются ката и бои, особенно с незнакомыми противниками, или введение дополнительных условий, увеличивающих координационную сложность выполнения движений. Эти средства подразделяются на средства общего и специализированного характера. К средствам общего характера относятся применение элементов спортивных игр, акробатических упражнений и т.д., например:

— комбинированные эстафеты, включающие бег, прыжки, перелезание,

— ползание, перемещение предметов и т.д.;

— акробатические прыжки (кувырки, перекаты, перевороты) в различных

— группировках и направлениях;

— жонглирование предметами одной и двумя руками;

— игры-соревнования, в которых надо соблюдать равновесие и одновременно выполнять заданные движения или бороться с противником. Специализированными средствами развития ловкости могут быть:

— применение необычных исходных положений перед выполнением

— приемов и действий;

— изменение темпа и ритма движений при выполнении передвижений,

— ведение боя в замедленном темпе и т.д.;

— изменение пространственных границ единоборства (выполнение

— приемов на уменьшенной площади боя, в тесноте и т.д.);

— усложнение упражнений дополнительными движениями;

— выполнение приема без предварительной подготовки;

— изменение привычной формы единоборства (бой с двумя противниками,

— двух против трех и т.д.);

— выполнение приемов и действий на фоне отвлечения (беседа, разговор,

— ответы на вопросы тренера, решение простейших арифметических задач и т.д.).

Упражнения, направленные на развитие ловкости довольно быстро ведут к утомлению. В то же время их выполнение требует большой четкости мышечных ощущений и дает малый эффект при наступившем утомлении. Поэтому при воспитании ловкости используют интервалы отдыха, достаточные для относительно полного восстановления, а сами упражнения стараются выполнять, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки.

Для успешного применения действий в бою необходимо, чтобы ловкость сочеталась со специализированными проявлениями силы, быстроты, выносливости, гибкости, умением расслабляться и т.д.

Понятие «физическое упражнение».

ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ — двигательная активность чело­века, организованная в соответствии с закономерностями физического воспитания (Л.П.Матвеев, 1976).

Поскольку физические упражнения возникли на основе трудовых действий, они имеют много общего с трудом. Эта общность выражается в схожести их биомеханических, физиологических и биохимических механизмов. Однако это не может служить основой для отождествленияются в следующем:

Во-первых, физическими упражнениями решаются педагогические задачи (физическое упражнение направлено на «самого себя», на личное физическое совершенство), а трудовыми действиями решаются произ­водственные задачи (улучшение производительности труда).

Во-вторых, физические упражнения выполняются в соответствии с закономерностям физической культуры, а трудовые – производства.

В-третьих, только система физических упражнений позволяет гармонично развивать органы и системы, физические качества человека. Трудовые же действия имеют специализированный к производству ха­рактер и не оказывают всестороннего воздействия.

Из всего перечня представленных выше средств физической куль­туры, самым специфичным и наиболее широко используемым средст­вом, является физическое упражнение. Обусловлено это следующими причинами:

1. Физические упражнения наиболее полно удовлетворяют потреб-ность человека в двигательной активности.

2. Физические упражнения воздействуют не только на морфофунк-циональное состояние, но и на личность занимающегося.

Физические упражнения как системы движений выражают мыс­ли и эмоции человека, его отношение к окружающей действи­тельности.

4. Физические упражнения – это один из способов передачи обще­ственно-исторического опыта в области физической культуры, его научных и практических достижений.

Факторы, определяющие эффективность воздействия физических упражнений.При выполнении отдельно взятого упражнения практически не­возможно достичь педагогических целей и развивающего эффекта. Не­обходимо многократное повторение упражнения с тем, чтобы усовер­шенствовать движение и развить физические качества. При этом при выполнении физических упражнений в организме занимающегося про­исходят физиологические, психические, биохимические и другие про­цессы, которые вызывают соответствующие изменения как в двигатель­ной, так и в вегетативной сфере. Но необходимо помнить, что выполне­ние физических упражнений может способствовать как положитель­ным перестройкам в работе организма, так и нанести вред, в случае, ес­ли они применяются без учета закономерностей физической культуры. Следовательно, знание факторов, определяющих эффективность воздействия физических упражнений, позволит повысить продуктив­ность их использования.


Все многообразие факторов, может быть сгруппировано следующим образом:

1)Индивидуальные особенности занимающихся(возрастные, половые, уровень умственной, нравственной, физической и моральной подготовленности, уровня заинтересованности в двигательной деятель­ности, сформированности мотивов и др.). Одно и то же физическое уп­ражнение в зависимости от индивидуальных особенностей производит различный эффект на занимающихся.

2)Научные факторы. Чем больше научных исследований и внедрений их в практику, тем эффективней можно использовать физи­ческие упражнения.

3)Методические факторы. Среди них особого внимания за­служивают такие как оптимальная дозировка и учет явлений последст­вия. Оптимальная дозировка предполагает строгую избирательность ха­рактеристик нагрузки, таких как: продолжительность, интенсивность, количество и частота повторений, характера отдыха и др. в зависимости от конкретных задач и условий занятий, а также индивидуальных осо­бенностей занимающихся. Учет явлений последствия предполагает умение фиксировать, правильно понимать и оценивать те функцио­нальные изменения, которые произошли под воздействием от предыду­щего упражнения или занятия. Эффект от выполнения упражнений мо­жет быть срочным, который возникает после одного или серии упраж­нений в одном занятии; отставленным, появляющийся после нескольких занятий; кумулятивный (суммарный), который проявляется после серии занятий.

4)Гигиенические факторыявляются решающими в реализации принципа оздоровительной направленности. Нарушение режима дня, питания не приводит к положительному результату от использования физических упражнений.

5)Метеорологические факторы. В зависимости от условий ок­ружающей среды (температура, осадки, атмосферное давление и др.) должны изменяться состав используемых упражнений и параметры ис­пользования нагрузок.

6)Материальные факторы. Использование более качественно­го оборудования, инвентаря, специальной одежды, обуви способствует повышению эффективности воздействия физических упражнений.

Содержание и форма физических упражнений.

Физические упражнения имеют свои содержание и форму.

СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это совокуп­ность процессов (психологических, биологических, биохимических, и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих измене­ния в организме занимающегося.

Результатом этих процессов является способность человека к дви­гательной деятельности, выражающихся в физических и психических качествах. Эффект физических упражнений определяется прежде всего его содержанием.

ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение.

К внутренней форме относится взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении данного упражнения. Например, взаимосвязь процессов (нервно-мышечной координации, биологических, психических и др.) при беге будет иной, нежели при плавании.

Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двигательного действия, совокупностью его частей, соотно­шением пространственных, временных и динамических характеристик (техникой).

Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содержание при этом играет ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты, разными бу­дут и компоненты техники (темп, длина шага и др.). На проявление фи­зического качества влияет техника двигательного действия, поэтому, например, выносливость в разных видах спорта имеет специфический характер. Нецелесообразная техника ведет к нерациональному расходо­ванию энергии и ухудшает проявление физических качеств.

Педагогическое содержание физических упражнений составляет решаемая педагогическая задача и то педагогическое влияние, которое они оказывают на занимающихся. В качестве внутренней формы высту­пает взаимосвязь, согласованность двигательных умений и навыков, входящих в данное двигательное действие. В качестве внешней формы выступает результат решения поставленной задачи («освоение», «не ос­воение» и др.). «Представителем» содержания являются физические ка­чества, а формы – техника упражнений. Но поскольку содержание все­гда развивается быстрее, чем форма, постоянно накапливающаяся «ста­рая» техника физических упражнений сдерживает проявление физиче­ских качеств. Учет этого обстоятельства имеет важное педагогическое значение. Нахождение оптимального соотношения содержания и формы физических упражнений в каждый конкретный момент является одной из важных проблем теории и практики физического воспитания.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

1. Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, сердечно-сосудистых заболеваниях и т. п.

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают избыточный вес тела.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что естественно улучшает его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только повышается способность длительно выполнять какую-либо работу умеренной мощности, но одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

2. Образовательная роль. Через выполнение физических упражнений познаются законы движения в окружающей среде, а также собственного тела и его частей.

Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками.

Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движения в спорте.

В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретённые.

3. Воспитательная роль. Выполнение физических упражнений зачастую требует проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.). Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти единственно правильное решение, и не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.

Содержание любого физического упражнения сопряжено с комплексом воздействий на человека. Профессионально весьма важно для учителя физической культуры, тренера по спорту умение всесторонне оценить содержание используемого упражнения и реально определить возможность использования его различных сторон в образовательно-воспитательных целях.

Содержание физического упражнения — составляют входящие в него двигательные акты (фазы движения) и те процессы, которые развертываются в функциональных системах организма по ходу выполнения упражнения, определяя его воздействие.

При выполнении физического упражнения всегда предполагается сознательная установка на достижение конкретного результата.

Реализация этой связана с предвидением результата и оценкой условий его достижения, разработкой программы действия и выбором способа выполнения, управления движениями, волевыми и другими психомоторными процессами.

Выполнение упражнения означает переход на тот или иной уровень его функциональной активности. Функциональные сдвиги, происходящие во время выполнения упражнения, стимулируют последующие процессы адаптации и восстановления, благодаря чему, выполнение физических упражнений служит фактором повышения функциональных возможностей организма и совершенствования его структурных свойств.

Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой.

Форма физического упражнения — это определённая упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения.

В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру.

Внутренняя структура физического упражнения характеризуется тем, как во время его выполнения связаны между собой различные процессы функционирования организма, как они взаимодействуют и согласуются друг с другом.

Внешняя структура физического упражнения – это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.

Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Они образуют органическое единство, причём содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить соответствующее изменение его содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Так повышение скоростно-силовых качеств, сказывается на соотношении опорных и безопорных фаз, на амплитуде и других признаков формы движений в спринтерском беге.

Со своей стороны и форма влияет на содержание. Несовершенная форма физического упражнения препятствует максимальному проявлению функциональных возможностей, как бы сковывая их. Совершенная же форма способствует наиболее эффективному использованию физических способностей. Так, при одной и той же скорости передвижения на лыжах человек, в совершенстве владеющий техникой бега на лыжах тратит на 10-20% энергии меньше, чем тот у кого форма движений не совершенна.

Таким образом, хотя содержание и форма физического упражнения неотделимы друг от друга, между ними существуют определённые противоречия. Их преодолевают, обеспечивая развитие физических качеств в единстве с соответствующим изменением формы движений.

Добавить комментарий

Закрыть меню