Ору поточным способом упражнения

Поточное проведение ОРУ. Метод круговой тренировки.

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 15Следующая ⇒

Поточный способ предусматривает непрерывность выполнения комплекса упражнений, т.е. без пауз и остановок, что значительно повышает плотность занятий, активизирует деятельность центральной нервной системы и внимание учащихся. Способ рекомендуется учащимся среднего и старшего возраста (V-IX и X-XI классы). При данном способе проведения ОРУ к комплексу предъявляются определенные требования:

во-первых, упражнения должны быть знакомы учащимся или предварительно разучены и проведены раздельным способом;

во-вторых, переходы от одного упражнения к другому должны быть просты и удобны;

в-третьих, поточный способ требует обязательного музыкального сопровождения.

в-четвертых, в комплекс должны подбираться такие упражнения, выполнение которых не затрудняло бы видение следующих упражнений (либо подобные упражнения могут использоваться в конце комплекса);

в-пятых, все упражнения в комплексе должны выполняться в одном темпе и ритме;

в-шестых, перед проведением комплекса занимающимся следует указать в какую сторону и с какой руки, ноги выполнять упражнение

Три варианта проведения поточным способом:

1. Выполнение упражнений с использованием показа следующего упражнения и одновременным повторением упражнения учениками за преподавателем.

2. При котором на 4-й или 8-ой четверке преподаватель подает команду: «1» — Следующее, «2» — упражнение, «3» — приседы, «4» — можно, на следующей четверке показывает упражнение с одновременным повторением занимающимися этих движений.

3. На первой и второй четверке преподаватель вместе с учениками выполняет 1 (2,3 и т.д.) упражнение; на третьей и четвертой четверке преподаватель делает замечания занимающимся. На пятой четверке преподаватель подает команду: «1» — Смотрим, «2» — следующее, «3» — упра, «4» — жнение; на шестой и седьмой четверке преподаватель показывает следующее упражнение, в это время занимающиеся продолжают выполнять предыдущее упражнение; и на восьмой четверке подается команда: «1» — Последний, «2» — (пауза), «3» — вправо, «4» — можно.

Круговой способ предусматривает последовательное выполнение упражнений с различной целевой направленностью в составе небольшой группы.

На одном рабочем месте (станции) могут выполняться упражнения:

· для развития координации движений,

· на другом — для развития равновесия на уменьшающейся площади опоры,

· на третьем — гибкости,

· на четвертом — мышечной силы,

· на пятом — быстроты двигательных действий,

· на шестом — выносливости к мышечной работе и др.

Акробатические упражнения (характеристика, классификация, методика применения).

Группировка- согнутое положение тела, в котором колени максимально подтянуты к плечам руками (за голени), локти прижаты к телу. Является подводящим упражнением для выполнения перекатов, кувырков, сальто в группировке. Группировку выполняют сидя, в приседе, лежа на спине.
Перекатыэто вращательные движения с последовательным касанием опоры отдельными частями тела без переворачивания через голову. Их используют как подводящие упражнения во время обучения кувыркам.
Кувыроквращательные движения тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову.
Кувырок вперед
Кувырок назад
Кувырок назад согнувшись
Кувырок назад через стойку на руках
Кувырок, назад прогнувшись через плечо
Стойки — положения стоя. В акробатике стойками называют вертикальное положение ногами кверху — с указанием опоры
Стойка на лопатках
Стойка на голове и руках
Стойка на голове силой согнувшись
Стойка на руках
Стойка на руках толчком двух ног
Перевороты — это вращательные движения тела с полным переворачиванием через голову и опорой руками.
Переворот в сторону («Колесо»)

16. Строевые упражнения (характеристика, классификация, методика применения).
1.Строевые упражнения условно делятся на четыре группы:

1. Строевые приемы.2. Построения и перестроения.3. Передвижения (фигурная маршировка)4. Размыкания и смыкания.

С помощью этих упражнений успешно воспитывается чувство ритма и темпа, а также формируются навыки коллективных действий. Особое значение строевых упражнений состоит в том, что они содействуют формированию осанки человека. Повышенная требовательность при проведении строевых упражнений способствует воспитанию дисциплины и организованности. Организация занятий гимнастикой немыслима без строевых упражнений, позволяющих быстро и целесообразно размещать занимающихся в зале или на площадке. Благодаря многообразию различных форм перемещений, в которых могут участвовать большие массы занимающихся, строевые упражнения являются одной из составных частей массовых гимнастических выступлений. Одна часть строевых действий и команд взята из строевого устава Вооруженных Сил РФ, другая создавалась в процессе работы по гимнастике.

Прыжки (характеристика, классификация, методика применения).

Гимнастические прыжки оказывают всестороннее воздействие на организм человека. Они доступны занимающимся различного воз­раста, пола и физической подготовленности. С их помощью развивают силу мышц, быстроту, ловкость и точность движений.

Прыжки имеют прикладное значение. Умение легко и быстро преодолевать различные препятствия — один из показателей хорошей прикладной подготовки занимающихся. Прыжки также при­меняются в гимнастических выступлениях различных масштабов. Умелое их использование повышает зрелищность и эмоциональ­ность выступлений.

Место прыжков в уроке гимнастики определяется его задачами. Обучают прыжкам в основной части занятий. Хорошо изученные несложные прыжки наряду с другими упражнениями часто вклю­чаются в подготовительную часть занятий. Применение прыжков поточным способом в значительной степени повышает плотность занятий.

Все прыжки в гимнастике делятся на. две большие группы: неопорные, или простые, и опорные.

К первой группе относятся прыжки, выполняемые без опоры руками о снаряд. К ним относятся: 1) прыжки в высоту с места или с разбега; 2) прыжки в длину с места или с разбега; 3) прыжки в глубину (с подвесной площадки или с гимнастического снаряда); 4) прыжки с трамплина; 5) прыжки через короткую и длинную скакалки.

Опорные прыжки — исторически сформировавшийся вид физи­ческих упражнений, который заключается в преодолении с разбега специализированного препятствия (гимнастического снаряда) за­ранее заданным способом с использованием промежуточной опоры руками. Выполняются они через снаряд (козел, конь, плинт), по­ставленный в ширину или длину.

По способам выполнения опорные прыжки бывают прямые и боковые.

18. Прикладные упражнения (характеристика, классификация, методика применения).

Прикладные упражнения — это упражнения, помогающие развивать и совершенствовать жизненно необходимые, естественные двигательные навыки ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазаний, преодоления препятствия, переноски грузов, сохранения равновесия.

Благодаря относительно простой двигательной структуре прикладные упражнения доступны любому контингенту занимающихся. Некоторые из этих упражнений являются хорошим корригирующим средством при исправлении целого ряда физических недостатков.

Прикладные упражнения можно выполнять в условиях естественной местности, с использованием различных предметов; оборудование занятий не сложно и не дорого.

Во время активного отдыха прикладные упражнения наряду с другими средствами могут успешно применяться спортсменами самой высокой квалификации.

Прикладные упражнения могут включаться во все части занятия, а обучение основным упражнениям проводится в основной его части.

Классификация прикладных упражнений:

Ходьба;

Бег;

Упражнения в равновесии;

Упражнения в лазании;

Упражнения в перелазании и преодолении препятствий;

Упражнения в метании и ловле;

Упражнения в поднимании и переноске груза;

Упражнения в переползании;

Простые прыжки.

Ходьба — сложное по координации движений упражнение, вовлекающее в работу мышцы ног, туловища, плечевого пояса и рук. Разновидности ходьбы: на носках, пятках, внутренней и внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок, приставные, скрестные, в приседе, полуприседе и др.

Бег — более динамичное упражнение, его влияние на сердечнососудистую и дыхательную системы гораздо значительнее, чем при ходьбе. Разновидности бега: высокий, сгибая ноги назад, с взмахом прямых ног, галопом, скрестный и др.

Упражнения в равновесии подразделяются на упражнения на месте и в движении.

На месте: все виды стоек от обычной на двух ногах, до самой необычной на одном колене, повороты, наклоны, приседания с различными положениями рук и головы, с открытыми и закрытыми глазами, переходы из высокого положения в более низкое, в положение лежа и наоборот.

В движении: все разновидности ходьбы и бега, танцевальных шагов с различными движениями руками, головой и туловищем, с остановками, поворотами, наклонами, преодолением препятствий, подбрасыванием и ловлей предметов и т.п.

Упражнения в лазании — это передвижение по гимнастическому снаряду в простых и смешанных висах и упорах. Для лазания можно использовать канат, шест, гимнастическая стенка и скамейка, деревянная и веревочная лестницы.

Упражнения в лазании классифицируются следующим образом:

лазание в смешанных висах или упорах;

лазание в простых висах или упорах;

лазание с остановками (завязывания на канате);

лазание с грузом или партнером на плечах;

перелазания.

Лазание выполняется в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлениях. Упражнения в перелезании и в преодолении препятствий широко применяются со всеми возрастными группами. Преодолевать препятствия можно: прыжками, перелазанием, подлезанием и пролезанием.

Упражнения в метании и ловле способствуют развитию силы, быстроты, ловкости, координации движений. Эти упражнения классифицируются на метание на дальность, метание в цель, подбрасывание и ловля, перебрасывание. Упражнения в поднимании и переноске груза выполняются с различными предметами и с самими занимающимися.

В качестве упражнений применяются:

передача набивных мячей;

переноска набивных мячей;

переноска гимнастических снарядов.

Упражнения с занимающимися могут быть в виде переноски одного партнеры двумя или одним.

Способы переноски двумя:

переноска сидящего на руках (левой одного и правой руке другого);

переноска сидящего на руках с опорой спиной («в кресле»);

переноска с поддержкой под руки и колени;

переноска сидящего на взаимно сцепленных руках (на «решетке»);

переноска с поддержкой под ноги и спину.

Способы переноски одним:

переноска сидящего верхом на спине;

переноска на плечах;

переноска с поддержкой двумя руками (как невесту);

переноска с поддержкой одной рукой;

переноска лежащего на одном плече.

Упражнения в переползании служат хорошим средством для развития быстроты, ловкости, силы и выносливости.

Основные упражнения:

переползание в упоре стоя согнувшись ноги врозь;

переползание в упоре стоя на коленях;

переползание в упоре стоя на коленях с опорой на предплечья;

переползание на боку;

переползание по-пластунски;

переползание с партнером на спине или с грузом.

Простые прыжки.

К ним относятся прыжки на месте, в высоту, длину, в глубину, далеко-высокие, с подкидного мостика, через скакалку. Каждый из них может состоять из разбега, толчка одной или обеими ногами, полета и приземления.

19. Вольные упражнения (характеристика, классификация, методика применения).

Вольные упражнения — это комбинации разнообразных гим­настических и акробатических элементов, логично связанных меж­ду собой по законам композиции.

В содержание вольных упражнений для начинающих включа­ются доступные ОРУ, простые элементы художественной гимнасти­ки. В отличие от комплексов оздоровительной гимнастики, где каждое упражнение выполняется многократно, в вольных упраж­нениях, как правило, упражнения не повторяются.

Вольные упражнения в начальной подготовке гимнастов могут носить спортивный или учебный характер. Вольные упражнения в спортивных видах гимнастики — это твердо установленные комби­нации классификационной программы (обязательные упражнения) и произвольные композиции — комбинации, составляемые инди­видуально в соответствии с требованиями правил соревнований.

В содержание вольных упражнений начальной подготовки входят элементы различных групп. Приведем примеры основных и наиболее распространенных движений и поз (динамических и статических упражнений).

Методика выполнения упражнений разминки поточным способом: выполнение заблаговременно заученных комплексов, выполнение комплексов с элементами импровизации

Выполнение упражнений поточным способом отличается повторным выполнением заданных движений, действий по ходу данного отдельного занятия без сколько-нибудь существенных изменений их структуры и внешних параметров нагрузки (многократное поднимание штанги одного и того же веса одним и тем же способом и т.п.). Такая стандартизация – одно из необ-ходимых условий формирования и закрепления двигательных навыков, а также морфофунк-циональной адаптации организма к определенной деятельности и сохранения достигнутого уровня работоспособности.

Метод поточного выполнения упражнения широко используют при закреплении сформиро-ванных двигательных навыков и воспитании всех физических качеств, хотя и в неодинаковой мере. Этот метод применяется как в разминке, на отдельном занятии, так и на протяжении серии занятий. В последнем случае стандарт нагрузки сохраняется до тех пор, пока не произойдет адаптация к ней и нагрузка не станет стандартной не только по своим внешним параметрам, но и по ответным реакциям организма. Тогда устанавливается новый стандарт нагрузки, соответствующий повышенным функциональным возможностям организма. Непрерывно-поточный метод заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом для отдыха. Особенность этого метода – постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60% максимума) и увеличение количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15–20 с) и увеличивается продолжительность отдыха (до 30–40 с). Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.

Непрерывно-поточный метод выполнения упражнений предполагает стандартное (одинаковое для занимающихся с различными функциональными возможностями) время отдыха, что нельзя признать целесообразным в практическом аспекте.

Поточно-интервальный метод, который базируется на 20–40-секундном выполнении простых по технике упражнений (50% максимальной мощности) с минимальным отдыхом. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

Отличительная черта методов вариативного упражнения (с элементами импровизации) – направленное изменение воздействующих факторов по ходу упражнения.

Это достигается различ-ными путями: прямым изменением параметров движений (скорости, темпа, длительности и т.д.), сменой способа выполнения действий, варьированием интервалов отдыха и внешних условий, дополнительных отягощений и т.д. Суть дела при этом состоит в предъявлении организму новых, необычных и в конечном счете повышенных требований, с тем чтобы стимулировать увеличение его функциональных возможностей. Одновременно, благодаря варьированию форм и условий действий, предъявляются требования к динамичности усвоенных навыков, что способствует расширению диапазона регулирования движений, образованию тонко отлаженных двигательных координаций, совершенствованию самих навыков.

Конкретная направленность динамики нагрузки в методах вариативного упражнения также может быть различной. Наиболее распространены варианты с нарастанием нагрузки по ходу воспроизведения действий (например, увеличение веса штанги с каждым очередным подходом) и волнообразным изменением ее (увеличение веса штанги в нескольких подходах, чередуемое с уменьшением его в нескольких других подходах).

Приводим примерный комплекс упражнений, выполняемых поточным методом. Комплекс проводится на 16 счетов. Выполняется из исходного положения – пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, сомкнуты. Руки опущены вдоль бедер. Туловище выпрямлено. Голова приподнята.

Раз-два – подняться на носки, руки поднять вперед и затем вверх; ладони внутрь, смотреть вверх, прогнуться.

Три – опуститься на обе ступни, согнуть руки, прижав их к телу смотреть прямо.

Четыре – разогнуть руки вверх, прогнуться, смотреть вверх.

Пять – соединяя носки ног, присесть до отказа на всей ступне, ладони на бедрах, локти в стороны.

Шесть – выпрямиться, поднимая руки вперед и отводя их в стороны до отказа.

Семь» – присесть до отказа на обе ступни, ладони на бедрах, локти в стороны.

Восемь – прыжком встать, ноги врозь на широкий шаг, руки на пояс.

Девять – разгибая левую руку и отводя ее в сторону до отказа назад, одновременно повернуть туловище налево, ноги с места не сдвигать, смотреть на кисть левой руки.

Десять – повернуть туловище прямо, руки на пояс.

Одиннадцать – разгибая правую руку и отводя ее в сторону и назад до отказа, одновременно повернуть туловище направо, ноги с места не сдвигать, смотреть на кисть правой руки.

Двенадцать – повернуть туловище прямо, руки на пояс.

Тринадцать – наклониться вперед до касания земли (пола) руками, ноги прямые.

Четырнадцать – выпрямляясь, поднять руки вперед и, отводя их в стороны и назад, прогнуться.

Пятнадцать – наклониться вперед до касания земли (пола) руками, ноги прямые.

Шестнадцать – выпрямляясь, прыжком соединить ноги и принять исходное положение.

ОРУ проходным способом

I. Ходьба, ходьба с заданием: на носках руки вверх; на пятках, руки за голову; рывками, со сменой положения рук на каждый шаг; наклоном на каждый шаг.

· 1–4 – 4 приставных шага левой;

5–8 – 4 шага правой;

9–10 – приставной шаг левой;

11–12 – приставной шаг правой;

13–16 – 4 шага вперед.

· 1 – руки перед грудью;

2 – руки в стороны;

3 – хлопок руки вверх;

4 – руки вниз.

· 1–4 – 3 шага вперед, приставить ногу;

5–6 – поворот туловища вправо, правая рука вправо, левая за голову;

7–8 – то же в другую сторону.

· 1–4 – 3 шага вперед, приставить ногу;

5–8 – 3 наклона вперед, выпрямиться;

· 1–4 – 3 шага вперед, приставить ногу;

5–7 – равновесие на левой, правой;

8 – встать.

· И.п.: упор стоя согнувшись.

1 – выпад левой, руки вверх;

2 – и.п.;

3–4 – тоже другой ногой.

· 1 – левая рука на пояс;

2 – левая рука к плечу, правая рука на пояс;

3 – левая рука вверх, правая к плечу;

4 – руки вверх;

5 – левая к плечу;

6 – левая рука на пояс, правая к плечу;

7 – левая рука вниз, правая на пояс;

8 – правая рука вниз.

· 1–4 – 4 прыжка на правой, левая согнута вперед;

5–8 – 4 прыжка на левой, правая согнута назад;

9–16 – то же другой ногой.

Бег. Бег с заданием: высоко поднимая бедро, руки на пояс; сгибая ноги назад, руки вперед; прямыми ногами вперед, руки в стороны; то же назад.

ОРУ без предметов

ОРУ способствуют совершенствованию двигательного аппарата, с их помощью укрепляются мышечно-связочный аппарат и весь организм в целом.

I. И.п.: стойка руки в стороны.

1–2 – круговое движение головой влево;

3–4– то же вправо.

II. И.п.: стойки ноги врозь, руки к плечам.

1–4 – четыре круговых движения руками вперед;

5–8 – четыре круговых движения руками назад.

III. И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – наклон влево, руки вверх;

2 – и.п.;

3–4 – то же вправо.

IV. И.п.: сед, руки вверх.

1 – наклон к левой;

2 – и.п.;

3 – наклон к правой;

4 – и.п.

V. И.п.: упор сидя сзади.

1 – упор углом;

2 – и.п.;

3–4 – то же.

VI. И.п.: стойка руки в стороны.

1 – мах левой;

2 – и.п.;

3 – мах правой;

4 – и.п.

VII. И.п.: широкая стойка, руки вперед.

1 – присед на левой, руки вверх;

2 – и.п.;

3 – присед на правой, руки в стороны;

4 – и.п.

VIII. И.п.: о.с.

1 – левая вперед, руки в стороны;

2 – выпад левой вперед, руки вверх;

3 – стойка ноги врозь с поворотом направо, наклон вперед прогнувшись, руки в стороны;

4 – стойка ноги врозь;

5 – наклон назад;

6 – стойка ноги врозь;

7 – с поворотом влево согнуть левую, руки в стороны;

8 – и.п.;

9–16 – то же в др. сторону.

IX. И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – прыжок в стойке скрестно левой;

2 – и.п.;

3 – прыжок в стойку скрестно правой;

4 – и.п.

ОРУ в кругу

Эти упражнения решают не только физиологические задачи, но и воспитательные, такие как воспитание чувства ответственности за группу, команду, класс при выполнении любых заданий педагога.

I. И.п.: о.с. руки на плечах впереди стоящего.

1–2 – круг левой рукой книзу;

3–4 – то же правой;

5–8 – 2 круга двумя руками книзу;

9–16 – то же по кругу руками кверху.

II. И.п.: о.с. руки на плечах впередистоящего.

1 – правую вперед;

2 – выпад правой вперед;

3 – толчком правой, стойка на левой, правая вперед;

4 – и.п.;

5–8 – тоже другой ногой.

III. И.п.: о.с. руки на плечах партнера.

1–2 – присед на правой, левая вперед-влево;

3–4 – и.п.;

5– 8 – то же другой ногой.

IV. И.п.: о.с. руки на поясе впередистоящего.

1 – левая на носок;

2 – мах левой влево;

3 – левая на носок;

4 – и.п.;

5–7 – 3 маха левой;

8 – и.п.;

9–16 – то же другой ногой.

V. И.п.: о.с.

лицом в круг.

1–4 – наклон вперед, 3 шага руками в упор лежа;

5 – упор присев;

6 – встать;

7–8 – поворот кругом.

VI. И.п.: о.с. лицом в круг.

1 – упор присев;

2 – упор лежа на согнутых руках;

3 – упор лежа;

4 – согнуть руки;

5 – разгибая руки упор присев;

6 – встать;

7–8 – поворот кругом.

VII. И.п.: сед, руки на плечах партнеров.

1–3 – 3 пружинистых наклона вперед;

4 – и.п.

VIII. И.п.: то же.

1–2 – лечь на спину;

3–4 – и.п.

IX. И.п.: о.с. руки на плечах партнеров.

1–4 – 4 прыжка на двух вправо;

5–8 – 4 прыжка на месте прямыми ногами вперед поочередно;

9–16 – то же в другую сторону.

X. И.п.: стойка ноги врозь, руки на плечах впередистоящего.

1 – правую руку вверх с поворотом туловища вправо, положить ее за голову сзади стоящего;

2–3 – 2 пружинистых наклона к правой;

4 – и.п.;

5–8 – то же в другую сторону.

ОРУ в парах

Эти упражнения способствуют приучению коллективным действиям и взаимовыручки.

I. И.п.: стойка спиной к партнеру, взявшись за руки.

1–2 – встать на носки, руки через стороны вверх;

3–4 – и.п.

II. И.п.: стойка боком к друг другу, взявшись за руки.

1–3 – три круговых движения свободной рукой назад;

4 – поворот на 180º;

5–8 – тоже другой рукой.

III. И.п.: стойка левым боком друг к другу, взявшись за руки.

1 – выпад правой вправо, правая рука вверх-в сторону;

2 – и.п.;

3–4 – то же.

IV. И.п.: стойка ноги врозь, спиной друг к другу, взявшись под руки.

1–3 – три пружинистых наклона вправо;

4 – и.п.;

5–8 – в другую сторону.

V. И.п.: взявшись за руки в стороны.

1–4 – одновременный поворот на 360º вправо;

5–8 – то же влево.

И.п.: о.с. спиной друг к другу, на расстоянии шага.

1 – поворот туловища влево, взяться за руки;

2 – и.п.;

3 – поворот туловища вправо, взяться за руки;

4 – и.п.

VII. И.п.: сед спиной друг к другу, взявшись под руки.

1–2 – 1-й – наклон вперед, преодолевая вес второго,

2-й – наклон назад, опираясь на спину первого;

3–4 – и.п.;

5–8 – тоже, наклон вперед выполняет второй.

VIII. И.п.: 1-й – упор лежа,

2-й – стойка держа за ноги 1-го;

1 – 1-й – согнуть руки,

2-й – отставляя правую назад, присед на левой;

2 – и.п.;

3–4 – то же;

5–8 – партнеры меняются и.п.

IX. И.п.: лежа на спине, взявшись за руки вверху.

1–3 – стойка на лопатках;

4 – и.п.

X. И.п.: сед ноги врозь, опираясь стопами, взявшись за руки.

1 – 1-й – наклон назад,

2-й – наклон вперед;

2 – и.п.;

3 – 2-й – наклон назад,

1-й – наклон вперед;

4 – и.п.

XI. И.п.: стойка на правой лицом друг к другу, левая в руке партнера.

1–4 – 4 прыжка на правой вправо;

5–8 – 4 прыжка на правой влево;

9–16 – на другой ноге.

Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 902;

Далее:Глава II. Методика проведения Вверх:Учебно-методическое пособие Назад:Введение
Подраздел

1.1. Непрерывно-поточный метод

Преимущественная направленность данного метода — на воспитание выносливости. Круговая тренировка по методу непрерывно-поточной работы заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, без перерывов или с небольшим интервалом отдыха и состоит из нескольких повторений прохождения круга в зависимости от количества станций. Особенность этого метода — постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60% максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах.

Непрерывно-поточный метод имеет три варианта выполнения.

1 Вариант

Упражнения проводятся без пауз в момент выполнения их в комплексе и между кругами. После того, как разучены упражнения и проведено испытание, определившее максимальное число повторений (максимальный тест — МТ), каждый из занимающихся получает стандартную физическую нагрузку, составляющую МТ/4 или МТ/2. Упражнения на каждой станции и переход между ними осуществляются в свободном темпе, без учета времени.

Последующее повышение нагрузки идет за счет увеличения повторений на одно или два на каждой станции (МТ/2+1) или за счет замены комплекса на более трудный.

2 Вариант

Упражнения проводятся без пауз, но с целевым временем. После того, как разучены упражнения и на каждой станции проведен МТ (30 сек — упражнения и 30 сек — отдых) засекается тренировочное время для однократного прохождения круга с дозировкой МТ/2 или МТ/4. Время прохождения одного круга умножается на количество кругов (в зависимости от количества станций), получается целевое время. При стандартном объеме упражнений учащимся на уроке необходимо стремиться к сокращению времени прохождения круга до целевого. Повышение нагрузки осуществляется за счет определения нового МТ или перехода к более сложному комплексу. Заводится карточка достижений с занесением в неё результатов.

3 Вариант

Упражнения проводятся без перерывов со стандартизированным временем и стандартным числом повторений, но с различным количеством прохождения кругов. После того как разучены упражнения и определен МТ на каждой станции по принципу 30 сек работы и 30 сек отдыха, проводится тренировка со стандартным тренировочным временем. Дозировка и время прохождения каждого круга остаются стандартными, а количество кругов увеличивается.

Данный вариант особенно важен для второй половины основной части урока физической культуры, так как время стандартизировано. Минимальное время, необходимое для проведения этого варианта, позволяет вводить круговую тренировку практически в каждый урок, а простота фиксации времени позволяет преподавателю постоянно следить за ходом выполнения упражнений и значительно облегчает учет. После окончания круговой тренировки ученики заносят в карточку достижений только число пройденных кругов и станций.

При использовании непрерывно-поточного метода, можно применять от 10 до 15 станций в зависимости от обеспечения занимающихся спортивным инвентарем на каждом конкретном уроке.

Метод непрерывно-поточного способа выполнения можно применять на всех учебно-тренировочных уроках.

1.2. Поточно-интервальный метод

Прохождение двух-трех кругов, применяя поточно-интервальный метод в основной части урока, позволяет комплексно развивать у учащихся физические качества: преимущественно общую и силовую выносливость, скоростную силу, а также совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

Круговая тренировка, организованная по методу поточно-интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха, проводится с краткими перерывами, «действенными» паузами как между упражнений, так и между кругами. Данный метод имеет три варианта выполнения.

Первый и второй варианты основываются на принципе выполнения упражнений учениками по 15 сек. на каждой станции и перерывом в 30-45 сек. При применении данных вариантов проводится тренировка с индивидуальной дозировкой МТ/2 за 15 сек. с интервалом отдыха 30-45 сек.

Продолжительность отдыха полностью соответствует величине и интенсивности упражнений, а также уровню двигательной подготовленности учащихся. Чем выше интенсивность упражнений, тем успешнее будет идти процесс развития максимальной и скоростной силы, а также силовой выносливости.

При применении данных вариантов, необходимо строго следить за четким выполнением упражнений учащимися в среднем темпе, не допускать увеличения темпа упражнений за счет некачественного их выполнения.

Третий вариант поточно-интервального метода базируется на уже более длительном выполнении упражнений — 30 сек.

с перерывом отдыха в 30 сек.

При работе с данным методом нужно обратить внимание на особенность подбора упражнений. Комплексы нужно составлять из упражнений, которые учащиеся могли бы выполнять без суеты и с предельной точностью на протяжении 30 сек. Повышение индивидуальной нагрузки идет за счет увеличения количества повторений на станциях МТ+1/2, МТ+2/2, а общей — за счет увеличения прохождения количества кругов всей группой.

1.3. Интенсивно-интервальный метод

Данный метод используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Мощность его заданий составляет 75% от максимальной, с полными паузами отдыха и является разновидностью интервальной тренировки, которая направлена на развитие скоростной и силовой выносливости. Имеет два варианта выполнения.

1 Вариант

Длительность выполнения упражнения на каждой станции составляет 10-15 сек. с 30-90 сек. паузами отдыха. Повышение нагрузки идет за счет уменьшения времени с 15 до 10 сек. при условии сохранения прежнего количества повторений, только за более короткое время.

2 Вариант

Работа на станциях выполняется без ограничения времени и каждое упражнение повторяется максимум 8-10 раз в среднем темпе, а пауза отдыха колеблется от 30 до 180 сек. в зависимости от тренировочного эффекта нагрузки. Повышение нагрузки идет за счет увеличения темпа выполняемого упражнения при постоянном интервале отдыха. Во время отдыха необходимо применять упражнения на восстановление дыхания, расслабление для лучшего восстановления сил и подготовки организма к предстоящей работе.

Организационной особенностью интенсивно-интервального метода является тот факт, что количество занимающихся на станциях подбиралось так, чтобы пока один-два учащихся выполняли упражнения, остальные отдыхали и выполняли упражнения на расслабление, не нарушая полный цикл работы и отдыха. На одной станции может находиться сразу до 4 учащихся, что помимо прочего формирует и развивает у учащихся навыки взаимопомощи и контроля хода выполняемых упражнений. Отличие данного метода от других заключается и в определении МТ.

Учащиеся на каждой станции занимаются не все одновременно, так как размещены по 2-4, а выполняют задание поочередно. Организация процесса круговой тренировки при этом может быть обычной, включающей прохождение одного или более кругов, или специфической, когда каждое упражнение на станции выполняется сериями до трех раз, а затем следует переход к следующей станции.

Резюме

Рассмотренные выше варианты к реализации круговой тренировки в условиях школьного урока физической культуры дают возможность сосредоточить все внимание учащихся на выполнении упражнений на станциях, ознакомиться и изучить очередное упражнение во время перехода к очередной станции, отдыхать на них, не отвлекаясь на запись результатов в индивидуальные или групповые карточки, и дифференцировать нагрузку за счет различных вариантов выполнения упражнений.

В это время преподаватель имеет возможность сосредоточить свое внимание на организации и контроле хода проведения круговой тренировки, оказывать помощь отдельным учащимся в исправлении ошибок при выполнении отдельных упражнений, что особенно важно, когда учащиеся еще только на стадии знакомства с основами круговой тренировки.

Основные преимущества данных вариантов проведения круговой тренировки состоят в следующем:

  • облегчают внедрение круговой тренировки на уроках физической культуры в школе, являясь простой и удобной промежуточной формой;
  • преподаватель имеет большую возможность сконцентрировать свое внимание на решение основных задач урока;
  • внимание занимающихся сосредоточено на осознанном и технически верном выполнении упражнений на станциях;
  • занятия упрощаются ввиду отсутствия учета и становятся доступными для всех, кто не был ранее ознакомлен с методом круговой тренировки;
  • облегчаются организация учебно-тренировочного процесса и контроль;
  • у занимающихся воспитываются сознательность и повышается чувство ответственности, прививаются навыки самостоятельной работы, инициативность и интерес в выполнении упражнений.

Далее:Глава II. Методика проведения Вверх:Учебно-методическое пособие Назад:Введение
ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий

Добавить комментарий

Закрыть меню