Ортодоксальные и неортодоксальные школы

Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.

Ортодоксальные школы

В отличие от не ортодоксальных школ (чарваков, джайнизма, буддизма) в истории древне-индийской философии существовали и ортодоксальные школы, которые неотрицали авторитета Вед, а, напротив, опирались на них. Рассмотрим основные философские идеи этих школ

Веданта (завершение Вед) — наиболее влиятельная система, важнейшая философская основа индуизма. Она признает брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Отдельные души (атманы) через познание или любовь к богу достигают спасения, соединяясь с богом. Выход из круговорота рождений (сансары) и заключается в рассмотрении всего сущего с точки зрения высшей истины; в познании той истины, что внешний мир, окружающий человека, — это иллюзорный мир, а подлинной неизменной реальностью является брахман, с которым отождествляется атман. Главный путь к достижению этого истинного знания — соблюдение нравственных норм и медитация, которая означает интенсивное размышление над проблемами Вед.

Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях). Эта система касается объяснения ритуала Вед. Учение Вед здесь тесно связывается с дхармой — идеей долга, исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприношение. Это выполнение своего долга и ведет к постепенному искуплению от кармы и к освобождению как прекращению перерождений и страданий.

Санкхья (число, перечисление) — в ее основании лежит не непосредственно текст Вед, а независимый опыт и размышление. В этом плане санкхья отличается от веданты и мимансы. Учение этой школы выражает точку зрения, согласно которой первопричиной мира является материя, природа (пракрита). Наряду с природой признается и существование абсолютной души (пуруши). Именно благодаря ее наличию во всех вещах существуют и сами вещи. При соединении пракрити и пуруши возникают исходные принципы мира, как материальные (вода, воздух, земля и т.д.), так и духовные (интеллект, самосознание и т.д.).

Таким образом, санкхья представляет собой дуалистическое направление в философии индуизма.

Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание). Философия этой школы направлена на практическое психологическое обучение. Ее теоретическая основа — санкхья, хотя в йоге признается и личный бог. Большое место в этой системе занимает объяснение правил психической тренировки, последовательными ступенями которой являются: самонаблюдение (яма), овладение дыханием при определенных положениях (позах) тела (асана), изоляция чувств от внешних воздействий (пратьяхара), концентрация мысли (дхарана), медитация (дхьяна), состояние отторжения (самадхи). На последней ступени достигается освобождение души от телесной оболочки, происходит разрыв пут сансары и кармы. Этические нормы йоги связаны с формированием высоконравственной личности.

Вайшешика. На раннем этапе развития эта система содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы — шаровидные атомы. Атомы вечны, никем не созданы и многокачественны (17 качеств атомов). Из них и возникают различные одушевленные и неодушевленные предметы. Мир, хотя и состоит из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом кармы.

Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики. Ньяя исходит из освобождения как конечной цели человеческой жизни. По мнению представителей этой школы, условия и методы истинного познания как средства достижения освобождения могут быть определены с помощью логики и ее законов. Само же освобождение понимается как прекращение воздействия отрицательных факторов страдания.

Неортодоксальные школы. Среди множества приверженцев новых взглядов, восставших против авторитета Вед, следует назвать прежде всего представителей таких систем, как: чарвака (материалисты), джайнизм, буддизм. Все они относятся к неортодоксальным школам индийской философии.

Чарвакаотрицает концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. Онтологической сущности этого учения соответствует и теория познания. Ее основа — чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что познается с помощью непосредственного восприятия. Поэтому для существования другого мира, не воспринимаемого чувствами, нет никаких оснований. Никакого иного мира существовать просто не может. Следовательно, религия — это глупое заблуждение.

Джайнизм. Его основателем считается Махавира Вардха-мана (VI в. до н. э.). Он получил также имя Джина, что означает Победитель (имеется в виду победа над круговоротом перерож­дений). Характерной особенностью философско-этической концепции джайнизма является разработка им правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения. Этическое воспитание личности — решающий фактор в переходе бытия личности из несовершенного состояния в совершенное. И хотя карма решает все, наша настоящая жизнь, которая находится в нашей собственной власти, может изменить воздействие прошлого. А с помощью чрезмерных усилий мы можем избежать и воздействия кармы. Поэтому в учении джайнистов нет абсолютного фатализма, как это может показаться на первый взгляд.

Следует отметить, что философия джайнизма сохраняет и сегодня свое влияние в Индии.

Буддизм так же, как и джайнизм, возник в VI в. до н. э. Его основатель — индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (пробужденный, просветленный), так как после многих лет отшельничества и аскезы достиг пробуждения, т. е. пришел к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности. Характерная особенность этого учения — его этико-практическая направленность, а центральный вопрос, который его интересует, — бытие личности.

Освобождение от страданий как конечная цель бытия личности — это, прежде всего, уничтожение желаний, точнее говоря, угашение их страстности. С этим связана важнейшая концепция буддизма в нравственной сфере — концепция терпимости (толерантности) и относительности.

С этикой буддизма органично связана и его концепция познания. Познание здесь является необходимым способом и средством достижения предельной цели бытия личности.

В буддизме устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика медитации

Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.

Конфуцианство. Это одно из наиболее важных направлений развития китайской философии, охватывает периоды древнего и средневекового китайского общества. Основателем этого направления был Конфуций (551 — 479 до н. э.). В литературе он часто именуется Кун-цзы, что означает учитель Кун. И это не случайно, уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как самый знаменитый педагог Китая. Главный источник его учения — книга «Лунь юй» («Беседы и суждения») — высказывания и беседы с учениками, зафиксированные его последователями.

В центре его учения — человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Обеспокоенный разложением современного ему общества, падением нравов, Конфуций главное внимание уделяет вопросам воспитания идеального, благородного человека (цзюнь-цзы), которое должно осуществляться в духе уважения к окружающим людям и обществу.

Следует обратить внимание и на концепцию «золотой середины» Конфуция. «Путь золотой середины» — один из основных элементов его идеологии и важнейший принцип добродетели, ибо «золотая середина, как добродетельный принцип, является наивысшим принципом».

Даосизм

В центре учения даосов находится категория Дао (буквально — путь, дорога). Дао — это невидимый всеобщий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида. Дао неотделим от материального мира и управляет им. Не случайно дао иногда сравнивают с логосом. древнегреческого философа Гераклита.

В даосизме каждому необходимо соблюдать принцип следования дао в качестве всеобщего закона спонтанного возникновения и исчезновения всей Вселенной. С этим связана и одна из главных категорий даосизма — бездействие, или недеяние. Соблюдая закон дао, человек может бездействовать. Лао-цзы поэтому отрицает любое усилие как индивида, так и общества по отношению к природе, ибо всякое напряжение ведет к дисгармонии и увеличению противоречий между человеком и миром. И тот, кто стремится манипулировать миром, обречен на неудачу и гибель. Главный принцип поведения личности — это сохранение «меры вещей». Поэтому недеяние (у вэй) и является одной из основных и центральных идей даосизма, именно оно приводит к счастью, процветанию и полной свободе.

Легизм.

Становление легизма происходило в острой борьбе с ранним конфуцианством. Хотя и та, и другая школы стремились к созданию мощного, хорошо управляемого государства, однако они по-разному обосновывали принципы и методы его построения. Конфуцианство исходило, как известно, из нравственных качеств людей, делало акцент на роли и значении ритуала, нравственных норм в утверждении порядка в стране и принципов управления. Легисты же, напротив, исходили из законов, утверждая, что политика несовместима с моралью. По их мнению, главное воздействие на массы правителю следует осуществлять при помощи награды и наказания. При этом наказанию принадлежит основная роль. Управление государством и его развитием должно осуществляться не на основе благих пожеланий, а путем развития земледелия, укрепления армии и вместе с тем одурачивания народа.

Концепция государства, созданная легистами, была теорией деспотического государства. Перед законом должны быть равны все, кроме самого правителя, который является единственным творцом законов. Именно легизм сыграл решающую роль в формировании императорско-бюрократической системы управления в Китае, просуществовавшей до начала XX столетия. Вместо традиционного принципа наследования должностей они предложили систематическое обновление государственного аппарата путем назначения на должности чиновников, равные возможности при выдвижении на административные посты, унификацию мышления чиновников, их личную ответственность.

7Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал (философия досократиков).

Источником возникновения греческой философии послужила мифология.

Из мифов первые греческие философы заимствовали представле­ние о первичном хаосе мира, мотив разделения неба и земли, олицет­воряющих мужское и женское начала мироздания, идею эволюции мира в сторону большей упорядоченности, мотив периодической ги­бели и нового рождения космоса. Для философских воззрений гре­ков, в отличие от мифологических, характерна уверенность в том, что космос — гармоничное целое, возникшее из хаоса благодаря логосу (уму. естественному порядку, принципу строения мира), что мир познается разумом, и разум должен быть главным «авторитетом» в решении человеческих проблем. Мифологический рассказ (преда­ние) о порождении мира путем совокупления мужских и женских стихий философия заменяет аргументированным рассуждением о причинах возникновения вещей.

Ранних греческих философов обычно называют «физиками», «физиологами» или натурфилософами. Важнейшим для них был вопрос об «архе» (первоначалах мира).

Милетская школа

Первой философской школой Древней Греции считается ми­летская школа (г. Милет, VI в. до н. э.). Ее основатель Фалес (око­ло 625 — около 547 гг. до н. э.) — один из полулегендарных «семи мудрецов». Космологическая концепция Фалеса сводилась к трем положениям: 1) все произошло из воды, 2) земля плавает на воде, подобно куску дерева, 3) все в мире одушевлено, или «полно богов».

Анаксимандр (около 610 — после 547 гг. до н.э.) — второй вид­ный представитель милетской школы. Свое учение он изложил в книге, которая считается первым в истории греческой мысли на­учным сочинением, написанным прозой. Источником всего суще­го Анаксимандр считал некое вечное и беспредельное начало, ко­торое он называл «божественным», утверждая, что оно «всем уп­равляет». Важнейшее свойство этого первоначала Анаксимандр называл словом апейрон, то есть «беспредельное».

Последний крупный представитель милетской школы Анаксимен (VI в. до н. э.) считал, что все вещи происходят из воздуха либо путем разрежения, связанного с нагреванием, либо же путем охлаждения и сгущения.

Пифагорейская школа.

Пифагор(580 – 500 г.до н.э.). Философской основой пифагореизма является учение о числе., числа у пифагорейцев понимались как принципы строения мира и вещей. В отличие от натурфилософов, пифагорейцы обращали внимание не на вещественность, а на ее математическую структуру.

Философия Гераклита(544 – 483 г.до н.э.)

Обособленно от школ философствовал Гераклит (конец VI -начало V в. до н. э.). В его учении важнейшим понятием является «логос». Логос «существует вечно», и «все происходит согласно это­му логосу». Логос — естественный порядок, закон, незримо правя­щий всем мирозданием. Вместе с тем логос еще и «огонь», живая энергия, приводящая все в движение и изменение.

Логос также и слово, задающее порядок мысли.

Важнейшая идея Гераклита — идея борьбы и единства противо­положностей. Все в мире состоит из противоположностей. Их борьбой определяется сущность любой вещи и процесса.

Вторая важнейшая идея Гераклита, связанная с его учением о логосе-огне, — это идея становления, безостановочной изменчиво­сти вещей, их текучести. В сознание последующих поколений Ге­раклит вошел прежде всего как философ, учивший, что «всё течет». «На входящих в одни и те же речные струи текут все новые и новые воды .

Огонь-логос — первооснова космоса, то есть упорядоченного, организованного мира (в этом значении термин «космос» впервые встречается именно у Гераклита).

Неортодоксальные древнеиндийские философские школы.

Древнеиндийская философия возникла где-то в 15м веке до н.э.. На формирование философских школ индии существенное влияние оказали Веды – это самые древние философские трактаты, написанные на санскрите. Самая древняя из них – Ригведа. Ригведа состоит из книг – мардалов, которые содержат 128 самхитов. Позднее появились Самаведа, Атхарваведа и Яджурведа, они связаны с Ригведой. Самаведа указывает верную интонацию произношения гимнов. Яджурведа содержит описание ритуалов для гимнов. Атхарваведа – сборник заговоров и заклинаний. Веды включали в себя самхиты – религиозные гимны, брахманы – описание ритуалов, араньяки – книги лесных отшельников и упанишады – диалоги учителей и учеников. В упанишадах содержались философские вопросы и проблемы. Прежде всего – вопрос о происхождении мира, упоминается о начале – Атмане (телесное начало, творец мира) и Брахмане (Бог, вездесущий дух). Целью жизни является слияние с Брахманом-Атманом. В упанишадах появляются сан(м)сара (концепция переселения душ) и карма (возздаяния за прошлые дела). Тело смертно, а душа вечна, после смерти душа переносится в другое тело, и полученное тело зависит от деятельности в жизни. С ведами соотносят все философские школы индии, которые делятся на ортодоксальные, признающие авторитет вед (школы санккья и йога, вайшешика и ньяя, миманса и веданта) и неортодоксальные, не признающие вед (чарвана-локаята, джайнизм).

Вопрос 6. Даосизм и конфуцианство как основные направления древнекитайской философии.

Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы. Источники — философские трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин».

Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ». «Дао» имеет два значения: 1) путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; 2) субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. «Дэ» — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.

Идеи:

• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;

• материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе,то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной, и после смерти то, из чего состоял человек, станет «строительным материалом» иных форм жизни.

• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние («у-вэй»);

• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит «Дэ» — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше «Дэ» перейдет от императора к нему;

• познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с «Дао» — первоначалом, послушании императору и близости к нему;

• путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;

• необходимо во всем уступать друг другу.

Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций, главным источником учения — произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям. Золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Пять характеристик благородного деятеля: 1) человеколюбие, 2) справедливость, 3) нравственность, 4) мудрость, 5) доброе намерение.

Руководитель должен обладать следующими качествами:

• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

• управлять на основе добродетели («бадао»);

• обладать необходимыми знаниями;

• верно служить стране, быть патриотом;

• обладать большими амбициями, ставить высокие цели;

• быть благородным;

• делать только добро государству и окружающим;

• предпочитать убеждение и личный пример принуждению;

• заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.

В свою очередь, подчиненный должен:

• быть лояльным по отношению к руководителю;

• проявлять старание в работе;

• постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Вопрос 7. Причины возникновения философии в Древней Греции и ее периодизация

Причины возникновения философии: Древней Греции — богатая рабовладельческая страна с разнообразной культурой. Рабы выполняли все тяжелые работы, у свободных людей было много досуга и денег. Процветали театральное искусство, скульптура, музыка и физкультура. Образование было направлено на воспитание целостного, гармонически развитого человека, а гармонически развитый человек должен был быть и умным.

Философия начинается с критического анализа достижений культуры, прежде всего различных мифов, чтобы путем рассуждений удостовериться в их истинности.

Но возникновению философии способствовали еще и обстоятельства, специфичные для Древней Греции. Во-первых, это традиция свободных дискуссий, умение спорить, каждый имел право высказывать своё мнение. Тот, кого не хотели слушать, мог переехать в другой город и проповедовать свои взгляды там. Вот этой возможностью и способностью рассуждать, особым, рациональным складом ума, необходимым для философствования, греческий народ и отличался от других.

Особо следует подчеркнуть, что в Древней Греции существовали свободные люди, которые отдавали себя полностью философии и не были жрецами, привязанными к религии, и не обязаны были находиться на государственной службе. Философы были полностью свободны в своих действиях и не подчинялись никому, кроме собственной совести, а это как раз то, что необходимо для развития философии.

Важной причиной также является высокий престиж «любителей мудрости», их высоко ценили и почитали.

Периодизация:

Протофилософия. 7 в до н.э. Формирование знания, отличного от мифологического, которое отражается в литературных произведениях Гомера, Софокла и др.

2. Ранняя философия. 6-5 вв до н.э. Возникает философия в собственном смысле слова, формируются философские проблемы. Предмет – природа, глобальный аспект – натурфилософия. Формируются философские школы, передача знаний. Милетская школа, Гераклит, Пифагор.

3. Классический период. 5-4 вв до н.э. В центре внимания – проблема человека. Антропоцентризм. Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит.

4. Эллинистический период. 3 в до н.э. – 1 в н.э. Проблемы человека и государственного устройства. Школы Эпикура – чувственное познание, наслаждение. Стоицизм – логика, физика, этика. Скептицизм – сомнение.

5. Философия Римской империи. 1-5 вв н. э. Сближение разных школ. Эклектизм – соединение разных частей. Продолжают развиваться проблемы человека и государства.

Сенека, Неоплатонизм. Проблема о едином, о душе.

Вопрос 8.Постановка и решение проблемы первоосновы мира в древнегреческой философии.

Первые философские школы Древней Греции возникли в VII — V вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

• ярко выраженный космоцентризм;

• повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

• поиск первоначала, породившего все сущее;

• гилозоизм (одушевление неживой природы);

• доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

Милетская школа. Основатель – Фалес. Считал, что началом мира является вода («архэ»), представлял Землю в виде плоского диска, лежащего на воде, одушевлял все предметы, допускал наличие многих богов. Анаксимандр, его ученик, считал первоначалом апейрон – вечную неизмеримую субстанцию. Также он вывел закон сохранения материи: всё состоит из мельчайших частиц, которые после гибели организмов переходят в новые формы жизни. Анаксимен считал первоначалом воздух, все вещества на Земле – различные концентрации воздуха. Отождествлял Бога с силами природы.

Пифагорейцы первопричиной всего считали число, всё происходящее можно измерить с помощью числа. Познать мир можно через число. Разделяли людей на акусматиков – непосвященных и математиков – посвященных. Основные числа – 1 и 2. Нечетные числа считались лучшими, чем четные. Числа могли быть с положительной или отрицательной энергией, например, числа 5 и 13 – отрицательные. Правильный образ жизни – мудрость.

Гераклит первоначалом всего считал огонь. Вывел закон единства и борьбы противоположностей. Считал, что мир находится в постоянном изменении («В одну реку нельзя войти дважды»). Признавал относительность мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб»). Главным божеством считал Логос – Мировой Разум. Был сторонником чувственного познания мира.

Атомисты первоосновой всего считали мельчайшие частицы – атомы. Представитель – Демокрит. Всё состоит из атомов, атомы неделимы, имеют разную величину и форму, между атомами находится пространство, атомы находятся в постоянном движении, происходит круговорот. Атомы невозможно увидеть методом чувственного познания.

Вопрос 9. Проблема человека в философии софистов и Сократа.

Софисты – древнегреческая школа, существовавшая в 5-4 вв до н.э. Софисты («учителя мудрости») выступали в качестве философов-педагогов, обучали граждан философии, ораторскому искусству, знаниям. В учении софистов главное место отводилось искусству красноречия. Общим для софистов является коренная переориентация от натур-философской проблематики к этико-политической и гносиологической проблемам. Софисты впервые поместили человека в центр внимания философии, осуществили анализ его познавательных способностей, содействовали развитию просвещения и освобождению от религиозных предрассудков. Человек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом. Все в мире относительно. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Примером: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь». Данный результат достигается не в результате парадоксальности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

Сократ — принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества,”столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение”. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сомнение (“я знаю, что ничего не знаю”) должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию. Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Сократ первопричиной всего считал дух. Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как “всеобщее”, служащее основной всех частных добродетелей. Тремя основными добродетелями Сократ считал: 1) Умеренность (знание, как обуздывать страсти), 2) Храбрость (знание, как преодолеть опасности), 3) Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческих). Только “благородные люди” могут претендовать на знание. А рабочему, ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу (не говоря уже о рабах), недоступно знание.

Философия Древней Индии. Веды. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 23Следующая ⇒

Зарождение индийской фил относится к 10-9 веку д.н.э. В индии формирование фил пролегало через аппозицию брахманизму религия в древней индии в период становления рабовладения. Она сохранила ведический ритуал. Веды — древнеиндийские памятники религ. Состоят из нескольких книг. Оправдывают сущ. в древней инд. касты: жрецы (брахманы), шатры (высшая аристократия), вайшьи (землевлад, ремесленники, торговцы ), мудры (низшая бесправная каста).

Все фил сис-мы в древней индии разделяют на Ортодоксальные и неортодок­сальные

1-е — Признают авторитет вед (веданта, йога, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья)

2-е -не признают авторитет вед (Джайнизм, Буддизм, Чарвака)

Общие черты инд. фил сис-м

1) Фил рассотр, как руководство к жизни

2) Начальной стадией фил учений выступ пессимизм.

3) Во всех сис-мах кроме чарвака господствует вера в вечный нравствен­ный закон в карму (все что происходит с человеком результат его собственных деяний. Карма влечет за собой сенсору (цель перерождения). Причина зависимости от кармы — незнание, неведение.)

4) Важнейшая задача ч-ка самоконтроль над своим собственным Я.

5) Цель ч-ка нирвана (блаженство, мания, счастье)

Джанизм возникает в 6 в.д.н.э. это этическое учение указывает путь освобожде­ния души, источник мудрости не бог, а святые, достигшие святости своим поведением.

Буддизм возникает в 6-5 в д.н.э Основатель Будда. благородные истины открытые Буддой:

1) жизнь есть страдание;

2) причины страданий — наши желания;

3) чтоб избавиться от страданий надо избавиться от желаний;

Чарвака возникает в середине 1 т. д.н.э. Это материальное учение. Весь мир состоит из первоэлементов. (воды, земли, воздуха и огня). Миманса и веданта опираются на тексты вед. Остальные сис-мы строятся на своей собственной основе, хотя и признают авторитет вед. 9. Древне-Китайская фил. Конфуцианство и Даосизм

Основные школы: конфуцианство и даосизм.

Конфуции : 551 — 479 г.д.н.э. Основа — соц. Этич. Проблемы. Он создает идеал высоко морального ч-ка. Который должен обладать чувством долга и человечностью, став идеологией правящих классов превратилась в жестокую сис-му требований обязательных для исполнения. В 1 в.д.н.э. конфуцианство преврати­лось в религию, где верховной силой считается небо. Большое место отводится ритуалам. В к. отсутствуют жрецы, обряды выполняют чиновники.

Даосизм : 5-6 в. д.н.э. Центральное понятие дао — первопричина мира естест­венный путь по которому должны следовать все и все в мире. Даосизм пропо-

ведует пассивное отношение к миру, идеал гармонии ч-ка и космоса, слияние ч­ка с природой и космосом. Стремление ч-ка ворваться из гос-ва, где он просто винтик. В этом плане Даосизм противоположен конфуцианству.

Основные понятия буддизма.

Буддизм- религиозно -философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Сами последователи этого Учения называли его словом «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке. Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований». После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются их собственные действия и прекратить страдания, достичь нирваны, можно практикой самоограничения и медитацией. Будда утверждал, что его Учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека. За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие — на благие деяния, третьи — на поклонение Будде. Различия в идеях и правилах в разных буддийских школах вынуждают «признать „буддизмом“ любое учение, считавшееся буддийским самой традицией». Но все они базируются на следующих доктринах:

· Четыре Благородные Истины,

· учение о причинно-зависимом происхождении и карме,

· доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»)

· доктрина кшаникавады (учение о мгновенности),

· буддийская космология.

Последователи буддийского учения полагают, что эти принципы были провозглашены самим Буддой, однако трактовки их могут быть весьма различными.

Вся жизнь человека — страдание. Эта истина основана на признании непостоянства и преходимости всех вещей. Все возникает, чтобы быть уничтоженным. Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, поэтому в буддизме оно обозначается в виде пламени. А из пламени можно вынести только скорбь и страдание.

Причина страдания — наше желание. Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования. Поскольку существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать жизни.

Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это возможно только в результате достижениянирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение жажды. Не есть ли это одновременно и прекращение жизни?

Буддизм избегает прямого ответа на этот вопрос. По поводу нирваны высказываются только отрицательные суждения: это не желание и не сознание, не жизнь и не смерть. Это такое состояние, в котором освобождаются от переселения душ. В позднейшем буддизме нирвана понимается как блаженство, состоящее в свободе и одухотворении.

Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения. Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое называютсрединным путем, позволяющим избежать двух крайностей: потакания чувственным удовольствиям и истязания плоти. Это учение называют восьмеричным путем спасения, потому что оно указывает восемь состояний, овладев которыми человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции.

Вот эти состояния:

· правильное понимание: следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий;

· правильные намерения: следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления;

· правильная речь: следует следить за своими словами, чтобы они не вели ко злу, — речь должна быть правдивой и доброжелательной;

· правильные поступки: следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и совершать добрые дела;

· правильный образ жизни: следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому;

· правильные усилия: следует следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться на доброе;

· правильные помыслы: следует уяснить, что зло — от нашей плоти;

· правильная сосредоточенность: следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины.

Первые две ступени означают достижение мудрости илипраджня. Следующие три — нравственное поведение -шила. И наконец, последние три — дисциплина ума илисамадха.

Однако эти состояния нельзя понимать как ступени лестницы, которую человек осваивает постепенно. Здесь все взаимосвязано. Нравственное поведение необходимо для достижения мудрости, а без дисциплины ума мы не сможем развить нравственное поведение. Мудр тот, кто поступает сострадательно; сострадателен тот, кто поступает мудро. Такое поведение невозможно без дисциплины ума.

В целом же можно сказать, что буддизм принес в религиюличностный аспект, которого раннее не было в восточном мировоззрении: утверждение о том, что спасение возможно только благодаря личной решимости и готовности действовать в определенном направлении. Кроме того, в буддизме достаточно четко прослеживаетсяидея о необходимости сострадания ко всем живым существам — идея, наиболее полно воплотившаяся в буддизме Махаяны.

Date: 2016-07-18; view: 212; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Философских школах Древней Индии

Специфика философского миропонимания. Предпосылки возникновения и место появления философии. Плюрализм философских учений.

По преданию, первым слова «философия» и «философ» («любящий мудрость») употребил Пифагор. Он говорил, что мудрость присуща только богам, а все, что может человек, это стремиться к мудрости, любить ее.

Зародилась философия в середине 1 тыс. до н.э.

в трех древних цивилизациях: Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, причем произошло это в данных странах независимо друг от друга. Во всех регионах философия возникла на базе мифологии. Попытки рационального осмысления мира и человека привели к формированию сначала предфилософии, а затем и самой философии.В других регионах философия возникла значительно позднее и развивалась на базе философских учений одной из этих трех стран.

В истории философии принято выделять следующие периоды.

Эпоха Древнего мира: середина 1 тыс. до н.з. — 476 г.

Эпоха Средневековья: 476 г. — середина XIV .

Эпоха Возрождения: середина XIV — начало XVII

Эпоха Нового времени: XVII — XX1: ( Начало Нового времени (XVII в.— 1688 г.),Эпоха Просвещения (1688 -1789 гг.), Немецкая классическая философия (ок. 1770 — 1850 гг.), Современная философия (XIX — XXI вв.)

Возникновение философии это переворот в дух. Развитии об-ва. Переход к пониманию мира таким каким он есть сам по себе не прибегая к сверх естественному. Возникновение философии это возникновение самосознания об-ва, осмысление человечеством своего пути развития.

Основной круг вопросов философии :

1) на протяжении веков философы изучали природу, фил. В начале выступала, как натур. Фил.

2) В сферу ф входят вопросы общественной жизни: идеалы устройства об-ва, основные принципы общ. Жизни.

3) Предметом размышления ф. Выступает человек, его приро­да, ум, чувства, язык, мораль, искусство, религия:

Плюрализм-философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия.

Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д.

Формирование древнеиндийской философии. Представление о мире в неортодоксальных (буддизм,

Джайнизм, чарвака-локаята) и ортодоксальных (санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта)

философских школах Древней Индии.

Философия зародилась в Индии в середине 1 тыс. до н.э. на базе
ведийской мифологии, запечатленной в священных книгах — ведах.
Веды формировались во второй половине П — начале 1 тыс.
до н.э. и существовали сначала только в устной форме. В первой половине 1 тыс. до н.э. возник еще ряд текстов, отнесен-
ных к священным (литература шрути),все эти книги считались «бого-
откровенными», т.е. полученными людьми от богов.

Отдельные философские идеи можно встретить уже в Ригведе, осо-
бенно в ее последней части. Но о формировании
собственно философии можно говорить только в связи с древнейшими
упанишадами.

К числу важнейших философских понятий и идей, присутствующих
в Ригведе, необходимо отнести понятия:

Пуруша —в чисто мифологическом плане выступает как первоче-
ловек, зародившийся из хаоса, принесение его в жертву привело к воз-
никновению мира (из его дыхания возник ветер, из одного глаза —
Солнце, из другого — Луна и т.п.). В философской трактовке пуру-
ша — это безличное духовное начало, пронизывающее весь мир.

Рита —это некий космический порядок, закон или закономерный
ход вещей. Рита предшествовала возникновению чувственного мира,
телесный мир — это всего лишь проявление риты. При этом рита —
это не только физический закон, но и моральный, которому подчиняют-
ся живые существа.

Сансара буквально означает «прохождение через что-нибудь, беспрерывное перерождение». Это понятие базируется на представлении о родстве всего живого, т.е. обладающего душами. Душа бессмертна, и после смерти тела она вселяется в новое тело — человека, животного, растения или даже бога.

Школы индийской философии.Примерно с V! в. до н.э. начина-
ется процесс развития древнеиндийской философии и становления
различных школ и направлений. В качестве основных принято выде-
лять девять; они делятся на ортодоксальные и неортодоксальные.

Ортодоксальными называются те школы индийской философии,
которые признают веды священными книгами и базируются на них.
Среди ортодоксальных выделяют школы, которые базируются только
на ведах — миманса и веданта, а также школы, которые кроме вед при-
знают еще и иные источники знания: ньяя, вайшешика, санкхья и йога.

Необходимо отметить, что веданта как самостоятельная школа
сформировалась значительно позднее других ортодоксальных школ-
к VII — VIII вв. н.э., т.е. в эпоху Средневековья.

Неортодоксальными называются те школы индийской философии,
которые не признают веды священными и базируются на иных источ-
никах; это буддизм, джайнизм и чарвака.

Введение

Каждое время живет своими проблемами. Часть их уходит корнями в глубину веков и соединяет различные эпохи в интеллектуальную историю человечества, другая их часть относится к прогнозируемому будущему. Тем самым каждая эпоха связана с прошлым и будущим именно благодаря осмыслению этих проходящих через времена и народы проблем. Несмотря на внешнюю непохожесть многих философских систем, между ними существует глубокая внутренняя связь, поскольку они, каждая по-своему, стараются ответить на одни и те же смысложизненные вопросы. Так, несомненна глубинная концептуально-смысловая преемственность не только между философскими, религиозными и научными идеями иудеев и греков, но и между восточной и европейской мыслью.

Первые попытки человека осмыслить окружающий мир — живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя — следует отнести к тому периоду человеческого существования (предположительно его можно датировать вторым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, вывода и выдвигать идеи об окружающем его мире.

Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона.

Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.

Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно в середине I тысячелетия до нашей эры. Более ранних примеров человечество не знает. В наше время они стали известны благодаря древнеиндийским литературным памятникам под общим названием “Веды”, буквально означающим знание, ведение. “Веды” представляют собой своеобразные гимны, молитвы, песнопения, заклинания и т. п. Написаны они приблизительно во втором тысячелетии до н. э. на санскрите.

О философских учениях Древней Индии можно рассуждать очень много, и поэтому в своей работе мне бы хотелось затронуть только некоторые аспекты древнеиндийской философии.

  1. Ортодоксальные школы.

Ортодоксальными называются те школы индийской философии, которые признают веды священными книгами и базируются на них. Среди ортодоксальных выделяют школы, базирующиеся только на ведах – миманса и веданта, а также школы, которые кроме вед признают еще и иные источники знания: ньяя, вайшешика, санкхья и йога1.

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ

Ортодоксальные

(признающие авторитет вед)

Неортодоксальные

(не признающие авторитет вед и базирующиеся на иных источниках)

Признающие авторитет только вед

Признающие наряду с ведами еще и другие источники

— буддизм

— джайнизм

— чарвака

— миманса

— веданта

-санкхья

-вайшешика

-ньяя

-йога

Рассмотрим основные философские школы Древней Индии.

Санкхья – одно из самых ранних философских учений Древней Индии. Термин «санкхья» может быть переведён как «число», «перечисление», «расчёт». Санкхья – одна из шести ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Философия санкхья строится как перечисление основных элементов бытия в порядке их становления: от первоначал – ко всему многообразию мира. Основателем санкхьи считается мудрец по имени Капила. Но его «Санкхья сутра» не сохранилась. Древнейший из дошедших до нас текстов – «Санкхья — карика». Её автор – Ишвара Кришна.2

Классическая санкхья дуалистична, согласна ей мировоззрение имеет два изначальных источника:

  1. Пракрити (природа, натура, «материя») существует сама по себе, но, существуя сама по себе, она есть непроявленное;
  2. Пуруша – мировой дух, неизменный и самодостаточный. Если он чем и занят, то самосозерцанием. Он не имеет никакой иной причины для своего существования, кроме самого себя.

Классическая санкхья атеистична: «Мир не создавался, следовательно, не было его создателя. Причиной мира был мир…». Чтобы выявиться, пракрити должна подвергнуться выявлению пуруши, который, сам будучи бездеятельным, влияет и пракрити, побуждая её к действию. Когда пракрити не была проявлена, то гунны (качество, свойство) находились в равновесии, в состоянии пралайя (растворение). Влияние пуруши на практики нарушает это равновесие.

Дальнейшее выявление происходит как бы в двух направлениях: физическом и психическом. На первой ступени выявляются в физическом аспекте махас (величие, мощь), а в психическом – буддхи (ум, разум). Но при этом самостоятельность махаса складывается, в классической санхье эта линия не находит развития. Из буддхи выявляется ахамкара, в котором также могут преобладать как саттва, так и тамас.3

Из ахамкары, в котором преобладает гуна тамас, выявляются пять танматр, т.е. тонких, не воспринимаемых чувствами сущностей пяти первоэлементов, из которых далее выявляются пять грубых вещественных сущностей: земля, вода, воздух, огонь и эфир.

Из ахамкары, в котором преобладает саттва, выявляются пять индрий, т.е. пять органов восприятия и еще пять органов действий, а также ум.

В результате получается 25 сущностей: пуруша, пракрита, буддхи, ахамкара, манас, 5 танматр и 5 соответствующих им бхут, а также 5 органов действий и 5 органов восприятия. Итак, в санкхье 25 категорий.

Среди этих категорий особое место занимает пуруша. Он превыше всего. Он и есть наше подлинное «Я».

К санкхье примыкает йога, которая, как и классическая санкхья, дуалистична. Она принимает за первоначала пракрити и пурушу. Термин «йога» переводиться как «соединение», «созерцание», «глубокое размышление». Йога – одно из 6 направлений ортодоксальной индийской философии. Важнейшей особенностью йоги является разработка системы специальных приёмов для достижения особого духовного состояния, в котором достигается освобождение от физического мира и происходит осознание высшего «Я». Этой цели служат как аскетизм, так и медитация. 4

Многие идеи йоги можно обнаружить в древнейших текстах: в ведах говориться о возможности обретения сверхъестественных способностей благодаря аскетической практике, в ранних упанишадах упоминается практика йоги и составные части йоги и т.д.

Основоположником классической йоги считается великий мудрец Патанджали, живущий около II в. до н.э. Значение йоги как метода постижения высшей истины признаётся почти во всех школах индийской философии, как ортодоксальных, так и неортодоксальных. Применение йоги считалось лучшим способом очищения тела и ума, что необходимо для практической реализации философии. Приёмы, выработанные в йоге, используются во всех остальных течениях индийской философии, кроме мимансы и чарваки.

Как философское учение йога во многом смыкается с учением санкхьи, принимая её теорию познания и онтологию. В этом смысле йогу можно считать практическим применением теории санкхьи. Но в отличии от санкхьи йога признает существование Бога как высшего «Я», отличного от всех остальных «я».

Высшая цель йоги состоит в достижении освобождения. Партанджали считал, что это возможно только благодаря осознания отличия нашего подленного «я» от физического мира, включая наше тело, ум и эмпирическое «я». Для этого необходимо ограничить или подавить их функции, в результате происходит успокоение читты, и «я» может приобрести опыт и самосознание божественного «Я». Это божественное «Я» стоит выше всякой физической реальности с её пространственно — временным и причинно-следственным устройством, находится вне зла и страданий, смерти и разрушения.5

Йога направлена на то, чтобы освободить нас от господства над нами нашего тела и тем самым от нашей индивидуальности и растворить наш личный страдающий дух в самом безличном пуруше путем специальной деятельности, йогической практики. Сторонники йоги утверждают, что занятие йогой позволяют человеку приобрести сверхъестественные способности: способность ясновидения и телепатии, способность делаться невидимым, появляться одновременно в разных местах и проходить через каменные стены, приручать любых животных и т.д. Но обретение этих способностей ни в коем случае не являются самоцелью.

Разновидностей йоги много:

  1. Джняна-йога утверждает, что душа освобождается благодаря знанию;
  2. Бхакти-йога связывает освобождение с любовью к богу;
  3. Карма-йога говорит об освобождении через отрешенную бескорыстную деятельность;
  4. Раджа-йога – это йога самоуглубления через последовательность во времени нравственных, физических и психических упражнений, цель которых – освобождение нас от нас самих, доведение себя до своего рода самоубийства, если под самоубийством понимать также и отказ от своей неповторимой личности.

Следующее направление индийской философии – вайшешика – означает «своеобразный, особенный», «особенность». Своё название данная система получила потому, что в ней особое внимание уделяется категории «различие». Основоположником вайшишаки считается мудрец Улука.

Главная цель человеческого существования состоит в полном освобождении индивидуального «я» от любой боли и страдания. Причина страдания состоит в незнании, поэтому освобождение может быть достигнуто только благодаря правильному познанию реальности.

Реальность понимается как всё то, что может быть названо, т. е. обозначено словами. Все эти объекты делятся на два класса:

  1. Объекты, которые могут быть обозначены словом «бытие», т.е. все существующие объекты;
  2. Объекты, которые могут быть обозначены словом «небытие», т.е. все несуществующие объекты6.

Небытие понимается как все несуществующие вещи и факты. Так, вещи относятся к небытию до своего рождения и после гибели. Небытие (абхава) так же реально, как и бытие. В абхаве позднейшие вайшешаки различали:

  1. Относительное небытие, отсутствие чего-то в другом (S не есть в P).
  2. Абсолютное небытие, отличие одной вещи от другой (S не есть P).

Выделяют шесть видов бытия, т.е. положительных реальностей: субстанция, качество, действие, общность, особенность, присущность.

Субстанция понимается как нечто материальное, т.е. то, что имеет качество, или то, в чем происходит действие.

Качество и действие не могут существовать без субстанции, а субстанция – это субстрат (носитель) качества и действия.

Общность – наличие у вещей одного класса общей природы, благодаря которой они, соответственно, и относятся к этому классу. Эта природа является вечной сущностью, она отлична от индивидуальных вещей, но пребывает именно в них.7

Особенность – основа различия между вещами. Обычно мы различаем вещи благодаря тому, что у них есть разные свойства.

Присущность – постоянная, вечно существующая связь двух сущностей, одна из которых пребывает в другой. Эта связь объединяет:

  • Целое в частях;
  • Качество и действие с субстанцией
  • Всеобщее с особенным.

Следующая философская школам – ньяя. Термин «ньяя» означает «правило», «рассуждение», «логика». Центральное место в философии ньяя занимают вопросы теории познания и логики.

Логика ньяя применялась и использовалась во всех системах индийской философии, признающих логический вывод в качестве достоверного источника познания. Онтология ньяя близка к онтологии школы вайшешика. Основоположником философского учения ньяя считается великий мудрец Готама (Гаутама), живший не позже I в. н.э.

Ньяя принимает все семь категорий и все десять видов субстанций вайшешики. Физический мир состоит из вечных: 1) прерывных, атомарных земли, воды, воздуха, огня; а также 2) непрерывных эфира, пространства и времени.

Ньяя полностью признает существование бога. Бог – устроитель мироздания, вечное и бесконечное «Я», которое создает, сохраняет и разрушает мир. Цель бога – благо всех существ.

Главное целью человеческого существования является достижение состояния освобождения, т. е. полного избавления от всех страданий. Для этого необходимо освободить человеческое «я» от привязанности к телу и любым вещам. Это возможно только благодаря познанию реальности, в которой пребывает человеческое «я». Но чтобы быть уверенным в том, что мы имеем дело с правильным познанием этой реальности, необходимо исследовать имеющиеся у нас способы и методы познания. Различают два вида познания: достоверное и недостоверное.

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы. Первая группа — это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед (Веданта (IV-II в.в.

до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.)). Вторая группа — неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед (Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята). Веды – совокупность канонических текстов с комплексом религиозно-философских представлений о мире и человеке, его месте в мире, смысле бытия и предназначении. Ортодоксальные школы:Миманса»Миманса» — буквально «проникновение», «исследование», «рассуждение», «дискуссия».Миманса обосновывала авторитет Вед, необходимость выполнения предписаний и ритуалов. Также эта школа занималась проблемами теории познания. Миманса отстаивала реальность внешнего мира, а также других объектов (души, бога и проч.), о которых человек узнает на основании чувственного восприятия (которому в мимансе уделяется особое внимание). Кроме восприятия источниками познания считаются логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых невоспринимаемых истин постулатами. Эта школа знаменовала сравнительно высокую ступень развития логики. ВедантаСлово «веданта» означает «последнюю цель вед», «завершение вед».Веданта так же как и Миманса целиком и полностью признает авторитет Вед. Веданта провозглашает материальный мир видимостью, иллюзией, проистекающей из незнания подлинной природы вещей. Веданта подробно анализирует индивидуальную душу, человеческое Я. Согласно веданте, душа, связанная со своим телом, несвободна — она жаждет чувственных удовольствий, испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты. Веданта продолжает учение Вед о Брахмане и Атмане. Брахман – высшая, объективная реальность, безличное, абсолютное духовное начало, из которого возникает мир и все сущее. Атман – субъективное духовное начало, «Я» (сознание человека), душа. Атман противопоставляется брахману и в то же время совпадает с ним в силу способности человека приобщиться к абсолюту путем его мистического познания. В процессе познания атман и брахман сливаются. Душа освобождается. Веданта требовала, чтобы ученик покорно следовал за учителем, посвященным в ее мудрость, упражнялся в постоянном размышлении над ее выводами до тех пор, пока не достигнет непосредственного и постоянного созерцания истины. Логика этой школы вела сознание к мистике, к созерцательности, к отказу от активной деятельности и к подчинению философской мысли релгии. СанкхьяУчение Санкхья также признает авторитет Вед. Санкхья предполагает, что в мире существует две силы – пракрити (материя) и пуруша (дух).Пракрити – активная творческая сила, первопричина существования всего. Пуруша – пассивная сила. При их соприкосновении нарушается равновесие в мире и возникает все множество предметов, наполняющих Вселенную. ЙогаПредполагаемое значение слова «йога» — «сосредоточение». Корни йоги очень древни; уже в Ведах говорится о достижении сверхъестественных способностей путем особой аскетической практики; в эпических произведениях описывается обращение аскетов к йоге с целью получения магических способностей. Основателем йоги считается мудрец Патанджали, живший около II в. до н. э. Главное содержание йоги – разработка практического пути к освобождению от страданий через тренировку тела и духа. Для этого используются практика аскетизма, особая этика, основанная на сочувствии всем формам и видам жизни. В рекомендациях йоги немало рациональных и в известной мере проверенных на опыте предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания, физическим упражнениям и т. д. Неортодоксальные школы Джайнизм Основателем джайнизма считается странствующий проповедник Вардхамана, которому впоследствии присвоили эпитеты: Махавира (санскритское «великий герой») и Джина («победитель»), В дальнейшем их стали употреблять как имена проповедника, а по последнему получило свое название религиозно-философское движение в целом. В джайнизме отрицались святость Вед, жертвоприношения, жречество, религиозное освящение индийской кастовой системы варн, решающее влияние богов на судьбы людей и т. д.В центре учения — бытие личности. Спасение достигается только благодаря личным качествам и усилиям людей, а не происхождением или божественным вмешательством. Для джайнизма характерно учение о карме. Карма – закон воздаяния за все совершенные человеком поступки в земной жизни, как положительные, так и отрицательные. Карма определяет не только благополучие или неблагополучие существования (здоровье — болезнь, богатство — бедность, счастье — несчастье, а также пол, срок жизни, социальный статус индивида и т. д.), но в конечном счете прогресс или регресс человека по отношению к его главной цели — достижению нирваны, то есть высшего, не отягощенного материей блаженства в соединении с божеством. Душа человека (атман) совершает действия — хорошие и дурные.

Общая сумма их и их последствий — проявление кармы в широком смысле слова. На накопленную карму оседает новая и новая… Остановить этот процесс, разрушить и счистить налет, оградить себя впредь от него непросто. Этого можно достичь лишь большими нравственными и физическими усилиями в течение продолжительного времени: длительным постом, умерщвлением плоти, изучением священных текстов, строгой дисциплиной поведения. Другими словами, монашеским образом жизни. Джайнские монахи принимают пять обетов, запрещающих убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние и владение собственностью. В джайнизме предельно выражен принцип ахимсы — ненанесения ущерба живым существам. Поэтому употребление в пищу мяса абсолютно запрещено исповедующим джайнизм. Даже жизнь насекомых считается неприкосновенной — джайнские монахи носят марлевую повязку, покрывающую рот, дабы при ходьбе не проглотить случайно какую-либо еле заметную букашку. С той же целью они фильтруют питьевую воду. Всегда с собой носят специальную метелку, чтобы сметать с дороги муравьев и червяков, боясь их раздавить. Монаху было запрещено разжигать огонь — ведь он уничтожает жизнь как в топливе, так и в окружающем воздухе. Но и тушить его он не имел права, ведь тем самым уничтожал бы жизнь самого огня. Джайнам-мирянам запрещалось заниматься земледелием, ибо оно сопряжено не только с уничтожением растений, но и убийством мелких тварей, обитающих в почве. БуддизмВремя жизни Будды относится к VI в. до н. э. Принц Сиддхарти из рода Гаутамы оставил семью, царский образ жизни, став нищенствующим учителем. Будда в переводе с санскрита значит «просветленный», «пробужденный». Стержнем буддизма является проповедь Будды о «четырех благородные истинах». 1) Жизнь полна страданий.2) Существует причина возникновения страданий – желание. Жизнь человека переполнена желаниями: стремлением к наслаждению и утехам, успеху, богатству, власти.3) Освобождение от страданий – притушение страстности желаний, избегание крайностей. Такое прекращение страданий – достижение нирваны (на санскрите значение этого слова «затухание» «остывание»), т.е. состояния полной невозмутимости, освобождения от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей. 4) Существует путь, идя по которому можно избавиться от страданий. Этот путь состоит в следовании восьми «добродетелям». Добродетели состоят в правильном поведении, образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, сосредоточении или успокоении и невозмутимости. Локаята (Чарвака)Древнейшее материалистическое философское течение. Локаята отрицала существование какого-либо другого мира, кроме материального. Согласно учению локаята о бытии, весь мир состоит из материальных первоэлементов. Вещи природы состоят из воздуха, огня, воды и земли. После смерти организмы вновь разлагаются на первоначальные элементы. Кроме этих первоэлементов и законов их сочетаний, нет никакой другой реальности. Последователи локаяты считали веру в существование бога, души, рая, загробного мира ложной, а предметы этой веры недоступными для восприятия. По учению локаяты полностью устранить страдания невозможно, но можно свести их к минимуму, а наслаждения сделать максимальными. Что касается обычных этических понятий о добродетели и о пороке, то они выдумка авторов священных книг. Такая же выдумка ад, рай и весь ритуал жертвоприношений.

Добавить комментарий

Закрыть меню