Организация самостоятельной работы студентов

Организация самостоятельной работы студентов

ТЕМА 4САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. ПОЛЬЗОВАНИЕ БИБЛИОТЕКОЙ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ

4.1 Организация самостоятельной работы студентов.

4.2 Научно-исследовательская работа студентов.

4.3 Пользование библиотекой и Интернет-ресурсами.

Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов (СР) – это вид учебной деятельности в процессе освоения образовательных программ высшего образования, осуществляемой самостоятельно вне аудитории (в библиотеке, научной лаборатории, в домашних условиях и т.д.) с использованием различных средств обучения и источников информации.

Целями СР являются:

— активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся;

— формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельного приобретения и обобщения знаний;

— формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельного применения знаний на практике;

— саморазвитие и самосовершенствование.

Управляемая самостоятельная работа (УСР) студентов – это самостоятельная работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя и контролируемая на определенном этапе обучения преподавателем.

Целью УСР дополнительно к целям СР является целенаправленное обучение основным навыкам и умениям для выполнениясамостоятельной работы. УСР, как важная составная часть учебного процесса, должна обеспечиваться мотивацией, доступностью и качеством научно- методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, сопровождаться эффективной системой контроля и способствовать усилению практической направленности обучения.

Выполнение УСР предполагает активную роль обучающихся в самостоятельном получении знаний и систематическом применении их на практике. Управление самостоятельной работой осуществляется посредством научно-методического обеспечения СР и контрольных мероприятий.

Принципы планирования и организации СР:

— соответствие объема самостоятельной работы реальному бюджету времени обучающегося, выделяемого на СР и УСР;

— равномерность проведения СР в течение семестра;

— увеличение удельного веса СР от семестра к семестру;

— системность и регулярность проведения контроля СР.

Количество учебных часов, отведенных на СР, определяется типовыми учебными планами по специальностям (направлениям специальностей) и может корректироваться в учебных планах учреждения высшего образования в рамках свобод, установленных образовательными стандартами высшего образования, и в соответствии с Положением о самостоятельной работе.

Количество учебных часов, отведенных на УСР, определяется учебным планом УВО либо приложением к нему.

На освоение учебного материала в рамках УСР для специальностей высшего образования I ступени может отводиться до 40 % аудиторных часов, предусмотренных типовым учебным планом на изучение данной дисциплины. При этом на аудиторные занятия по учебной дисциплине отводится не менее 1/3 от общего количества учебных часов, предусмотренных на ее изучение (без учета часов на подготовку к экзаменам). По наиболее важным специальным дисциплинам для специальностей высшего образования I ступени проведение УСР может также осуществляться за счет часов, отведенных типовым учебным планом на СР. В этом случае на долю аудиторных занятий и УСР в сумме должно отводиться не более 2/3 от общего количества учебных часов, запланированных на изучение учебной дисциплины (без учета часов на подготовку к экзаменам).

На освоение учебного материала в рамках УСР для специальностей высшего образования II ступени (магистратуры) может отводиться до 90% аудиторных часов, предусмотренных типовым учебным планом на изучение данной дисциплины.

Обязательными условиями эффективной организации СР по учебной дисциплине являются:

— наличие научно-методического обеспечения СР по учебной дисциплине;

— использование рейтинговой системы оценки знаний по учебной дисциплине.

Научно-методическое обеспечение СР по учебной дисциплине включает:

— методические материалы (указания, рекомендации, руководства, практикумы и т.п.);

— перечни заданий и контрольных мероприятий УСР по учебной дисциплине;

— информационные ресурсы (учебная, справочная, методическая, иная литература и ее перечень, бланки индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных программ и т.д.);

— учебно-методические комплексы, в том числе электронные;

— наглядные пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы; доступ для каждого обучающегося к библиотечным фондам, электронным средствам обучения, электронным информационным ресурсам (локального доступа, удаленного доступа) по учебной дисциплине;

— материальные ресурсы (компьютеры, сканеры, ксероксы и др.);

— фонды оценочных средств: типовые задания, контрольные работы, тесты, алгоритмы выполнения заданий, примеры решения задач, тестовые задания для самопроверки и самоконтроля, тематика рефератов, методические разработки по инновационным формам обучения и диагностики компетенций;

— другое.

На основе перечней контрольных мероприятий УСР по учебным дисциплинам на каждый семестр составляется план контрольных мероприятий УСР по специальности (направлению специальности, специализации) и доводится до сведения студентов.

Время, отведенное на СР, может использоваться обучающимися на:

— проработку тем (вопросов), не выносимых на лекции и семинарские занятия;

— выполнение исследовательских и творческих заданий по теме;

— реферирование статей, отдельных разделов монографий по теме;

— выполнение типовых расчетов;

— решение задач;

— составление алгоритмов, схем;

— выполнение чертежей, расчетно-графических работ;

— выполнение исследовательских и творческих заданий;

— подготовку сообщений, тематических докладов, рефератов, презентаций, эссе;

— выполнение практических заданий;

— изучение и конспектирование хрестоматий, сборников документов, учебной литературы;

— подготовку отчетов;

— составление обзора научной (научно-технической) литературы по заданной теме;

— выполнение патентно-информационного поиска;

— аналитическую обработку текста (аннотирование, реферирование, рецензирование, составление резюме);

— подготовку докладов;

— подготовку презентаций;

— оформление рекламных, информационных и демонстрационных материалов (стенды, газеты и пр.);

— участие в составлении тестов;

— изготовление макетов, лабораторно-учебных пособий;

— составление тематической подборки литературных источников, интернет-источников;

— оформление и сопровождение интернет-страниц, сайтов, блогов;

— другое.

Задания УСР по учебной дисциплине должны быть разной степени сложности: от заданий, формирующих достаточные знания по изученному учебному материалу на уровне узнавания, до заданий, формирующих компетенции на уровне воспроизведения, и далее к заданиям, формирующим компетенции на уровне применения полученных знаний.

Таким образом, задания УСР по учебной дисциплине рекомендуется делить на три модуля:

— задания, формирующие достаточные знания по изученному учебному материалу на уровне узнавания;

— задания, формирующие компетенции на уровне воспроизведения;

— задания, формирующие компетенции на уровне применения полученных знаний.

Каждый модуль заданий УСР включает в обязательном порядке задачи профессионально-направленного содержания. Содержание СР (в т.ч. УСР) и ее научно-методическое обеспечение отражается в учебной программе учреждения высшего образования по учебной дисциплине.

Виды и формы контроля УСР определяются учебной программой в соответствии с требованиями образовательного стандарта с учетом поставленных целей, задач, научно-методической, организационной, материально-технической обеспеченности учебной дисциплины, ее специфики, уровня сложности и логики изучения. Самостоятельная работа может быть эффективной только при систематическом её контроле. Конкретные формы и методы контроля должны быть гибкими, обстоятельно продуманными, повышающими познавательную активность студентов.

Контроль УСР осуществляется преподавателем, как правило, во время аудиторных занятий.

Контроль УСР может осуществляться в следующих формах:

— тематическое сообщение;

— контрольная работа;

— тестирование;

— коллоквиум;

— конспекты статей, монографий;

— проверка рефератов и докладов;

— обсуждение рефератов;

— аналитический отчёт;

— защита учебных заданий;

— защита творческих работ;

— дискуссия;

— экспресс-опрос на аудиторных занятиях;

— промежуточный зачет;

— участие в конференции;

— другие.

Для методической поддержки УСР могут проводиться консультации в соответствии с утвержденным графиком. Количественные результаты УСР учитываются как составная часть отметки по дисциплине в рамках рейтинговой системы. Студент обязан выполнить все установленные учебной программой задания УСР. Невыполнение заданий УСР расценивается как невыполнение учебной программы.

Обязательным условием, обеспечивающим эффективность УСР, является соблюдение зтапности в её организации и проведении. Можно выделить следующие этапы управляемой самостоятельной работы студентов:

Первый этап – подготовительный. Включает в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий для УСР; сквозное планирование УСР на семестр; подготовку учебно-методических материалов; диагностику уровня подготовленности студентов.

Второй этап – организационный.

На этом этапе преподавателем определяются цели индивидуальной и групповой работы студентов; проводятся групповые и индивидуальные консультации, во время которых разъясняются формы УСР и её контроля; устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов.

Третий этап – мотивационно-деятельностный. Преподаватель на этом этапе должен обеспечить положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности, проверку промежуточных результатов; организацию самоконтроля.

Четвёртый этап – контрольно-оценочный. Он включает индивидуальные и групповые отчёты и их оценку. Полученные баллы формируют оценку по УСР студента и учитываются при итоговой аттестации по дисциплине.

В данной статье рассматривается роль самостоятельной работы студента в образовательном процессе, которая является основой образовательного процесса и ориентирована на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов с учетом потребностей и возможностей личности. Описаны результаты исследования методом инернет — опроса и анкетирования среди студентов педагогического института, исторического и горного факультетов СВФУ.

Ключевые термины: деятельность, самостоятельность, самостоятельная работа студента, мотивация, исследование, активность, эффективность, целепологание,

Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии . Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирование навыков, умений и знаний, и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать учебные и научные задачи .

Целью СРС является — сформировать у студентов умение самостоятельно решать задачи по дисциплине. цель самостоятельной работы студента- это развитие такой черты личности, как самостоятельность, т.е. способности организовывать и реализовывать свою деятельность без постороннего руководства и помощи.

Основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.

Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор — подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы: полезность выполняемой работы; участие студентов в творческой деятельности; внедрение интенсивной педагогики, которая предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры; участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.; использование видов контроля знаний, как накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры.

Для реализации этих целей преподаватель Жиркова Зоя Семеновна кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, разработала учебно-методический комплекс «Основы педагогического проектирования». В данном учебном пособии особое внимание уделено самостоятельному усвоению знаний о проектировании, моделировании, инновационных механизмах развития образования и основных факторах, которые позволяют организовать эффективный проектировочный процесс.

Этот учебник нам очень понравился. В нем есть все, что нужно будущему преподавателю: рассматриваются теоретические основы, идеи, подходы, факторы, способы и формы проектирования системы образования. Организация образовательного процесса по предмету связана с применением различных форм организации СРС, представляющих собой опережающие задания, выполняемые студентами в течение семестра.

Нами был проведен опрос среди студентов педагогического института, исторического и горного факультетов СВФУ.

Исследование показало, что 30% опрошенных студентов предпочитают выполнять СРС в форме презентации, конспект-50%, в любой форме-10 %, вообще не нравиться-10%. На вопрос «Как вам лучше работать, самостоятельно или с преподавателем?» 30% ответили, что самостоятельно, а 70% с преподавателем; «Какая система оценивания лучше?» Большинство ответили, что лучше рейтинговая, то есть балловая система. Рейтинговая система используется многими преподавателями, эта система поощряет активность студентов, стимулирует их учебную деятельность. 70% опрошенных учащихся считают, что рейтинговая система необходима, так как позволяет преподавателю объективно оценивать знания студентов. 30% высказались за то, что рейтинговая система не нужна, так как не позволяет преподавателю объективно оценивать знания студентов. Тем не менее, контроль над выполнением самостоятельных работ необходим.

Также нами был проведен по этим же вопросам интернет-опрос, для охвата большего количества студентов. В интернет-опросе приняли участие более 100 студентов. В результате обработки опроса выявили, что 75% студентов считают, что самостоятельная работа студентов — это работа, выполняемая самостоятельно, а 25% считают — самостоятельная работа студента — это работа, выполняемая во внеурочное время.

На вопрос: «В какой форме вам удобно выполнять СРС?» — 50% студентов ответили, что им удобно выполнять в форме конспекта, 25% — в форме презентации, 15% — в форме реферата и 10% — анализа статей. 72% студента предпочитают работать самостоятельно, 28% совместно с преподавателем. 65% студентов за выполнение самостоятельной работы предпочитают оценку, 22% рейтинговую систему оценивания СРС и 13%- отметки.

Таким образом, проведенный опрос показал, что заинтересованность, самостоятельность, сознательность и активность обучающихся в значительной степени зависят от характера и организованности их деятельности, от форм и методов контроля, самоконтроля, а порой и взаимоконтроля, от их отношения к своим результатам. И чем лучше сконструирована и систематизирована совокупность знаний, подлежащих усвоению, тем в большей степени обучаемым ясны цели изучения, тем лучше и прочнее эти знания усваиваются. Самостоятельная работа студентов, играет важную роль в организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Продуктом проекта является рекомендации студентам, которые можно использовать как источник конкретной информации о роли самостоятельной работы студентов в образовательном процессе. Самостоятельная работа студентов должна строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у обучающихся способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Литература

1.Гарунов М.Г. Самостоятельная работа студентов. М.: Знание, 1998г.

2.Жиркова З.С. Основы педагогического проектирования. Учебно-методический комплекс Тип ЭВМ:Pentium IV; тип и версия ОС: Windows XP / ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова».- Якутск: сайт http: //moodle.ysu.ru. Номер государственной регистрации: 50200801257, 03 июля 2008 года

3. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие /. — Ростов н/Д: МарТ, 2002. — 217 с.

4. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с

Добавить комментарий

Закрыть меню