Организация логопедической работы в ДОУ

1 2 3 4 5 6

Большебратская Э.Э.

Организация логопедической работы в ДОУ общеобразовательного вида. — Петропавловск, 2010. – 40 с.
Пособие предназначено начинающим логопедам массовых детских садов для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми с нарушениями звукопроизношения. Оно также может быть использовано воспитателями и родителями.
Пособие содержит перечень основной документации: речевые карты, индивидуальные и подгрупповые перспективные планы, календарные планы работы с детьми с ФФН, ОНР, а также конспекты занятий по коррекции звукопроизношения и обучению грамоте, совместной работе с родителями. Лексические темы разработаны на базе программы «Балбобек».
Оглавление

Предисловие 2
Специфика работы логопеда в ДОУ общеразвивающего вида 2
Организация обследования 4
Перечень документации 5
Паспорт логопедического кабинета 5
Речевые карты (примерные) 6
Индивидуальная карточка ребенка (вкладывается в речевую карту) 7
Индивидуальный перспективный план (вкладывается в речевую карту) 8
Примерный план работы логопедической службы на год 10
Технологические карты 11
Коррекционная программа работы с детьми старшей группы ФФН (отрывок) на базе программы «Балбобек» 23
Коррекционная программа работы с детьми ОНР подготовительная группа на базе программы «Балбобек» 25
Список использованнойлитературы 26

Предисловие

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико — коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.
Внедрение инноваций — обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения.
Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного возраста служит залогом успешной учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение. Однако изучение характеристик и динамики речевого развития дошкольников выявляет весьма существенные различия между детьми одного и того же возраста, причем чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением.
Дети, недостатки речи, которых не были своевременно выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы.
В недавнем прошлом при анализе состояния логопедической помощи детям дошкольного возраста в качестве основных негативных моментов отмечались отсутствие квалифицированных специалистов – логопедов и недостаточное количество ДОУ (групп) для детей с нарушениями речи. В настоящее время с расширением возможностей ВУЗов в подготовке специалистов в области логопедии ситуация кардинально меняется. В то же время, определенные организационно – методические проблемы продолжают существовать.
До настоящего времени логопеды-практики испытывают значительные трудности в организации логопедической работы. Это объясняется тем, что на сегодняшний день отсутствуют легитимные источники, а рекомендуемые расположены в разных научно – методических разработках

Специфика работы логопеда в ДОУ общеразвивающего вида

В последнее время возросло количество дошкольных логопунктов при ДОУ общеразвивающего вида (массовый д/с). При их создании пользуются инструктивным письмом «Правила о порядке организации деятельности логопедического пункта общеобразовательного учреждения» — приложение 3 к приказу Министра образования и науки РК от 3 сентября 2004 года.. Формулировка названия письма дает возможность полагать, что оно относится и к деятельности логопеда общеразвивающего ДОУ, так как детские сады являются тоже образовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что следует из содержания письма и приложений к нему. К сожалению, этот документ не учитывает специфику дошкольных учреждений. Дошкольные логопеды в сравнении со школьными не имеют правовой поддержки.
Также специфика работы логопеда в ДОУ общеразвивающего вида отличается от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи (речевые и комбинированные д/с).
1. В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения.
Логопед в ДОУ общеразвивающего вида набирает детей в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 20 – 25 человек.
2. В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий.
Логопед в ДОУ общеразвивающего вида одновременно занимается с детьми, имеющими различные речевые заключения (ФФН, ОНР, НВНР, дислалия, СФД, логоневроз)
3. Для логопеда ДОУ общеразвивающего вида основной целью является – исправление дефекта речи.
В логопедической группе основными целями пребывания ребенка является — исправление дефекта речи, развитие всех компонентов речи, интеллектуальное развитие.
При работе логопеда в логопедической группе осуществляется взаимосвязь со специалистами ДОУ, что позволяет создать единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие речевой сферы.
Логопед в ДОУ общеразвивающего вида осуществляет взаимосвязь лишь с воспитателем.
4. Основная организационная форма коррекционной работы логопеда ДОУ общеразвивающего вида — индивидуальные занятия; но если есть дети одного возраста, с идентичным речевым заключением, то эти дети объединяются в подгруппы (от 3 до 6 человек) и с ними проводятся подгрупповые занятия. Основная организационная форма коррекционной работы в логопедической группе – фронтальные занятия.
Все вышесказанное накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу. Поэтому очень часто приходится прибегать к формам, которые редко освещаются в специальной литературе, а именно, групповой постановке звуков.
Поделимся опытом такой работы.
Для успешной постановки звуков в группе ребенок должен хорошо владеть артикуляционной гимнастикой — артикуляторной базой звуков. Поэтому первую неделю мы занимаемся артикуляционной гимнастикой (изучаем основной комплекс), во вторую неделю добавляем игры и упражнения фонетической ритмикой, развивая просодическую сторону речи: темп, ритм, силу голоса, интонационность, его тембральную окраску. Активно используем пальчиковую гимнастику и логоритмику.

Далее каждое занятие включает помимо артикуляционной гимнастики, фонетической ритмики, пальчиковой гимнастики упражнения для вызывания звуков, а затем его автоматизации. Конечно, материал, который используется на занятии, зависит от этапа автоматизации звука. Вначале выполняем больше упражнений на изолированное произнесение звука и произнесение слогов, в середине больше игр со словами и предложениями. На заключительном этапе автоматизации звука больше работаем с текстом: пересказ, придумывание окончания рассказа, работаем с восстановленным текстом.
Групповая постановка звуков требует большей концентрации внимания логопеда. Он должен слышать и контролировать каждого, зато дети с первых занятий привыкают следить за своей речью и речью товарищей. Это сокращает время автоматизации звука, большее количество детей успевают посетить занятия логопеда. Когда ребенок на занятии не один, все обучение можно проводить в виде игры, а нескучные занятия меньше утомляют и дают больший коррекционный эффект. Обязательным условием является — все дети находятся на одном этапе автоматизации.
Очень много вопросов возникает у начинающих логопедов относительно перечня документации, планирования коррекционной работы, предлагаем вам примерный перечень документации, примерные календарные и перспективные планы работы с детьми, имеющими речевое заключение ОНР, ФФН, также примерные образцы речевых карт, речевых карточек, индивидуальные планы по коррекционной работе с детьми, имеющими речевое заключение дислалия, СФД. Перечень документации назван примерным, т.к. нет единого требования и каждый практикующий логопед может внести изменения, с использованием научно — методической литературы, с учетом структуры речевого дефекта, возраста ребенка и этапа коррекционной работы.

Работа логопеда на логопункте ДОУ общеразвивающего вида и детского дома, в логопедической группе ДОУ комбинированного вида, ДОУ компенсирующего 5-го вида

1. Логопункт при ДОУ организуется для оказания практической помощи детям дошкольного возраста (3 – 7 лет) с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2. Основными задачами логопункта являются:

— осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

— предупреждение нарушений устной и письменной речи;

— развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

— пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих);

— воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

— совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;

— возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи.

3. Логопункт при ДОУ открывается органом управления образованием или ДОУ в зависимости от количества детей 3–7летнего возраста с речевой патологией.

При достаточном количестве детей с необходимыми дефектами речи в одном ДОУ на основании решения совета коллектива создается логопедический пункт, фиксируется в уставе и приписывается “Положение о логопункте при ДОУ”.

4. Органом управления образованием за логопунктом закрепляется определенное количество групп (открытие логопункта при городском ДОУ осуществляется при обследовании 8-10 групп; при сельском ДОУ должно быть обследовано 6-8 групп). В целях оказания эффективной логопедической помощи воспитанникам сельских ДОУ логопункты открываются:

— при одном из ДОУ районного центра;

-при одном из ДОУ районного центра с обязательным обслуживанием одного или нескольких сельских ДОУ, расположенных на расстоянии 3-5 км.

5. Выявление воспитанников для зачисления на логопункт проводится с 1 – 15.09 и с 15 – 30.05. Зачисление и выпуск воспитанников на логопункте проводится на основании решения постоянно действующей медико-педагогической комиссии, в состав которой входят: специалист из РОО, заведующий ДОУ, логопеды ДОУ, психолог. На МПК для зачисления ребенка необходимы те же документы, что и для зачисления в логопедическую группу. Дети с речевой патологией регистрируются в журнале движения и учета посещаемости (приложение №1).

6. На каждого воспитанника, зачисленного на логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту.

II. Организация деятельности логопункта при ДОУ.

7. На логопункте при ДОУ предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:

— своевременным обследованием детей;

— рациональным составлением расписаний (“сетки”) занятий;

— планированием подгрупповой и индивидуальной работы;

-оснащением логопункта необходимым оборудованием и наглядными пособиями (приложение № 2);

— совместной работой логопеда с воспитателями и родителями.

На логопункт зачисляются воспитанники ДОУ, имеющие фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (одновременно занимается не более 12 – 15 человек).

В территориях, где нет ДОУ с логопедическими группами, в порядке исключения логопункты комплектуются и с детьми с тяжелыми нарушениями речи (одновременно зачисляется не более 8 – 10 человек, сроком до 2-х лет, в зависимости от диагноза).

Прием детей производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

Комплектование групп и выпуск детей производится медико-педагогической комиссией, созданной при управлении образованием или ДОУ.

В ДОУ, где воспитание и обучение ведется на родном языке, на логопункт зачисляются воспитанники, у которых имеются отклонения речевого развития на родном языке.

Срок коррекционной работы на логопункте при ДОУ – от 3 месяцев до 1 года при ФНР и ФФНР.

8. Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются занятия, которые проводятся по общеразвивающим и коррекционным программам ДОУ.

Занятия с детьми на логопункте проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, но по согласованию с администрацией ДОУ (исключение составляют занятия по развитию речи и ФЭМП).

Занятие на логопункте сельского ДОУ в зависимости от местных условий может быть внесено в “сетку” занятий данного учреждения.

9. Темы групповых, индивидуальных занятий, а так же посещаемость детей фиксируется в журнале (приложение № 1). Продолжительность логопедических занятий в каждой возрастной группе определяется реализуемой программой. Ответственность за обязательное посещение занятий несут учитель-логопед, воспитатель, администрация ДОУ.

10. Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе ДОУ.

11. Наряду с занятиями на логопункте, в группе выделяются в вечернее время специальный логочас для работы воспитателя с детьми по коррекции речи по заданию логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. Преемственность в работе логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради.

III. Участники образовательного процесса:

— Ребенок;- Воспитатель;- Родитель;- Учитель-логопед.

Организация работы учителя-логопеда детского дома.

Деятельность учителя-логопеда детского дома регламентируется следующими нормативными документами:

• Письмом Министерства образования РФ от 14.12.00. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

• Региональным положением о логопункте для детей дошкольного возраста (Приказ начальника Главного управления образования Курганской области № 358 от 05.05.05.);

• Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ №29/2194-6 от 20.06.2002 по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида

Рабочая нагрузка учителя-логопеда детского дома – 20 часов в неделю, из них 18 часов отводится непосредственно на проведение учебных занятий, 2 часа в неделю – для консультативной и методической работы.

В течение первых двух недель сентября учитель-логопед детского дома проводит обследование всех воспитанников детского дома дошкольного и младшего школьного возраста с целью выявления речевых нарушений и углубленное логопедическое обследование детей с выявленными недостатками речи для осуществления планирования индивидуальных и групповых логопедических занятий. В период с 15 по 31 мая специалист проводит диагностические мероприятия по отслеживанию динамики показателей речевых умений детей в результате коррекционно-логопедической работы. По мере поступления новых воспитанников в детский дом, учитель-логопед проводит диагностику их речевых умений и определяет для них необходимость логопедического воздействия.

Группы для логопедических занятий комплектуются из детей, имеющих однородные нарушения речи с учетом уровня их общего развития и возраста. Занятие с группами дошкольного возраста и первоклассниками, имеющими общее недоразвитие речи и недоразвитие речи при задержке психического развития или умственной отсталости, проводятся не менее 3-х раз в неделю; с группами для детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи — не менее 2-х раз в неделю. Для школьников с нарушениями письма и чтения при задержке психического развития или умственной отсталости, а также с различными видами дисграфии и дислексии групповые и подгрупповые занятия проводятся не менее 3-х раз в неделю.

Работа по коррекции звукопроизношения в подгруппах и индивидуально проводится по усмотрению учителя-логопеда детского дома 1-3 раза в неделю в каждой подгруппе или с каждым ребенком в зависимости от тяжести речевого дефекта.

Устанавливается следующая продолжительность логопедических занятий:

групповых

• со старшими дошкольниками – 20 – 25 минут;• с первоклассниками – 35 минут;• с обучающимися во 2-х – 4-х классах – 40 минут;

подгрупповых

• со старшими дошкольниками – 10 – 15 минут;• со школьниками – 20 минут;индивидуальных:• с дошкольниками – 10 – 15 минут;

• со школьниками – 15 – 20 минут.

Между групповыми занятиями допускаются перерывы 10 – 15 минут, между подгрупповыми и индивидуальными занятиями – 5 – 10 минут.

Логопедические занятия с детьми проводятся в соответствии с режимом дня детского дома и с учетом школьной нагрузки детей.

Для проведения групповых, подгрупповых, индивидуальных занятий учитель-логопед детского дома составляет перспективное планирование на каждую группу (подгруппу) детей и перспективный план индивидуальной работы с каждым ребенком (при речевой карте) (см. приложение № 3).

Воспитанники детского дома, имеющие общее недоразвитие речи, недоразвитие речи при задержке психического развития или умственной отсталости могут получать логопедическую помощь одновременно при детском доме и в образовательном учреждении (на логопункте ОУ, при специальных (коррекционных) классах (школах) VII – VIII вида). В этом случае логопед детского дома организует занятия с данной категорией детей не более 1 – 2 раз в неделю, в те дни, когда нет логопедических занятий в учебном заведении. В функции учителя-логопеда детского дома входит периодическое (1 раз в четверть) посещение специалиста аналогичного профиля ОУ с целью согласования плана, рационального распределения направлений и содержания коррекционной работы, а также учета показателей динамики логопедического воздействия.

Эта деятельность планируется в рамках рабочего времени, отведенного на консультативную и методическую работу.

При планировании консультативной работы учитель-логопед детского дома в качестве приоритетного направления определяет развитие коммуникативной функции речи у воспитанников детского дома. В соответствии с этим направлением учитель-логопед разрабатывает консультации и методические рекомендации для воспитателей и специалистов детского дома. В рамках консультативно-методической работы учитель-логопед детского дома оказывает методическую помощь воспитателям при подготовке домашних заданий (вечерних занятий) с детьми среднего и старшего школьного возраста, имеющих нескорригированные нарушения речи.

В каникулярное время учитель-логопед детского дома участвует в подготовке и проведении праздников и других мероприятий с участием воспитанников детского дома.

Помимо этого, он пополняет оборудование логопедического кабинета, ведет активную консультативную работу и повышает свой профессиональный уровень.

Учитель-логопед детского дома ведет профилактическую работу с детьми младшего возраста, направленную на предупреждение нарушений в развитии связной речи: выявлении неговорящих детей, рекомендации воспитателям по проблемам активизации и формирования речевой функции.

Учет этой работы ведется учителем-логопедом в журнале консультаций.

Работа логопеда в логопедических группах ДОУ комбинированного вида

2.1. Логопедические группы в дошкольном образовательном учреждении открываются на основании приказа департамента образования и науки администрации города____ и комплектуются в соответствии с Типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении

2.2. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:

— общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии, афазии.

— фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН);

— фонетическое недоразвитие (ФН);

— заикание.

2.3. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и осуществляется на основе обследования речи воспитанников, которое проводится с 15 по 30 мая и с 1 по 15 сентября ежегодно. Обследованные воспитанники, имеющие нарушения речи, регистрируются в журнале регистрации детей, имеющих речевые недостатки.

2.4. В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.

2.5. В логопедическую группу детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с трех-пяти лет. Срок коррекционно-развивающей работы 2-3 года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.

2.6. В логопедическую группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-летнего возраста с ринолалией, дизартрией, дислалией. Срок коррекционно-развивающей работы один — два года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 15 человек.

2.7. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:

— недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;

— деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;

— грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;

— нарушения общения в форме раннего детского аутизма;

— задержку психического развития;

— фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждений;

— заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.

2.8. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту.

2.9. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

2.10. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.

2.11. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий, предусмотренных сеткой занятий муниципального дошкольного образовательного учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

2.12. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.

2.13. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю:

— с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;

— с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.

2.14. Подгрупповые занятия проводятся:

— с детьми, имеющими общее недоразвитие речи — не менее трех раз в неделю;

— с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в неделю;

2.15. Продолжительность группового логопедического занятия:

— в старшей группе — 20-25 минут;

— в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.

2.16. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.

2.17. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями — 5-10 минут.

2.18. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда

2.19. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.

2.20. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию города___.

2.21. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий муниципальным дошкольным образовательным учреждением.

Принципы, методы и приемы проведения индивидуальных логопедических занятий.

В проведения индивидуальных логопедических занятий логопеду необходимо учитывать в первую очередь принципы анализа речевых нарушений(развития, системного подхода, рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка) которые помогают установить’ закономерную взаимосвязь между различными речевыми и неречевыми процессами: нарушениями слухового восприятия и отклонениями в речедвигательной сфере, между дефектами произносительной деятельности и фонемообразованием, между активной и пассивной речью; раскрывают системное взаимодействие и взаимообусловленность нарушенных компонентов речи в процессе патологического развития устной и письменной речи детей.

В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающий характер обучения, научности, система­тичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

Логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы: этиопатогенетический(учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использования обходного пути, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение, (внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы).

Так, при дислалии неправильный прикус предрасполагает к искажению артикуляции звуков, недоразвитию артикуляционной моторики. В этом случае логопедическое воздействие сочетается с ортодонтическим вмешательством по нормализации прикуса. Дислалия может быть вызвана и недостаточным вниманием окружающих к речи ребенка, т.е. социальным фактором. В этом случае логопедическая работа направлена на нормализацию речевых контактов ребенка с социальным окружением, на развитие речевой моторики, фонематического восприятия. Содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения. При одинаковой симптоматике нарушений речи возможны различные механизмы. Например, замены звуков при дислалии могут быть обусловлены неточностью слухового различения, неразличением звуков на слух или заменой этих звуков вследствие недоразвития тонких артикуляторных движений. При устранении дислалии основным является воздействие на ведущее нарушение — несформированность слуховой дифференциации или недоразвитие артикуляционной моторики.

Принцип системного подхода предполагает необходимость учета структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичного и вторичного. Сложность структурно-функциональной организации речевой системы может вызвать расстройство речевой деятельности в целом даже при нарушении ее отдельных звеньев, что определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств. Расстройства речи в большинстве случаев представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Это определяет необходимость комплексного (медико-психолого-педагогического) воздействия, т. е. воздействия на весь синдром в целом. Особо значимо комплексное воздействие при устранении дизартрии, заикания, алалии, афазии.

Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетического принципа с учетом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи, от простых к сложным, от конкретных к более абстрактным, от ситуативной речи к контекстной и т.д.

Большое значение в реализации логопедической работы имеет коррекция ивоспитание личности в целом, где учитываются особенности формирования личности у детей с различными нарушениями речи, а также возрастные особенности. Логопедическое воздействие на ребенка с речевыми нарушениями связывается с нормализацией социальных контактов с окружающими людьми.

Особенно важен учет личностных особенностей при коррекции расстройств речи, связанных с органическими поражениями центральной нервной системы (алалия, афазия, дизартрия и др.)- В этом случае в симптоматике нарушения отмечаются выраженные особенности формирования личности как первичного характера, обусловленного органическим поражением мозга, так и характера вторичных наслоений.

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У дошкольников она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами.

Метод обучения произношению, выделенный М.А. Поваляевой, характеризуется как аналитико-синтетический, полисенсорный, концентрический.

Аналитико-синтетический метод предполагает такое построение обучения, когда при формировании произноситель­ных навыков работа над целым словом сочетается с отра­боткой его элементов. Если урок или занятие проходит только на материале слов, тогда даже в заведомо трудных для произношения словах не выделяются отдельные его элемен­ты (слог, звук) для отработки с последующим восстановлени­ем целого слова, — это неправильно. Ошибкой является и такое положение, когда основное время урока отводится на слоговые упражнения, в результате чего игнорируется рабо­та над осмыслением, семантическим значением слов.

Метод обучения произношению определяется как концен­трический. На индивидуальных занятиях концентрический метод предусматривает использование базовых звуков для постановки других.

Полисенсорный метод предполагает возможность макси­мально использовать слух, зрение, тактильно-вибрационные ощущения ребенка. Широкое применение находит визуаль­ная аппаратура, преобразующая звуковые сигналы в види­мые. На индивидуальных занятиях также с большой пользой используется зеркало, благодаря которому ребенок видит ар­тикуляционный уклад. Важную роль при обучении произно­шению играют тактильно-вибрационные ощущения. С по­мощью двойного контроля (одна рука приложена к шее в об­ласти гортани для ощущения вибрации гортани, другая поднесена ко рту, чтобы ощущать струю выдыхаемого возду­ха) открытая гнусавость устраняется быстрее и успешнее.

В логопедической работе используются различные общепедагогические методы: практические, наглядные и словесные.Выбор и использование методов определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается оптимально удачным подбором соответствующей группы методов.

Например, при устранении заикания в дошкольном возрасте эффективность логопедической работы достигается практическими и наглядными методами. В школьном возрасте преимущественно используются словесные методы, сочетающиеся с наглядными.

К практическим методамлогопедического воздействия относятся: упражнения, игры и моделирование.

Упражнение — это многократное повторение ребенком действий при выполнении практических и умственных заданий. В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств.

Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские (дыхательные, голосовые, артикуляторные; развивающие общую, ручную моторику); конструктивные (конструирование букв из элементов, реконструирование букв); творческие, предполагающие использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

В логопедической работе используются широко речевые упражнения (повторение слов с

поставленным звуком и др.), игровые упражнения (имитация действия, повадок животных), которые снимают у детей напряжение, создают эмоционально-положительный настрой.

При выполнении упражнений необходимо соблюдение следующих условий:

— осознание ребенком цели упражнения;

— систематичность, которая реализуется в многократном повторении;

— постепенное усложнение условий1 с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;

— осознанное выполнение практических и речевых действий;

— самостоятельное выполнение, особенно на заключительном этапе коррекции;

— дифференцированный подход к анализу и оценке выполнения.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует деятельность детей.

Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, отношениях и связях между их элементами (графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова).

Наглядные методы— это формы усвоения знании, умений и навыков в зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, демонстрация диа- и кинофильмов, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца выполнения задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов. Наглядные средства должны соответствовать следующим требованиям: быть хорошо видны всем детям; подбираться с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка; отвечать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции; сопровождаться точной и конкретной речью.

Пособия могут использоваться с различными целями: для коррекции нарушений сенсорной сферы; для развития фонематического восприятия; развития звукового анализа и синтеза; для закрепления правильного произношения звука, для развития лексико-грамматического строя речи; со­вершенствования связной речи.

Использование словесных методов определяется возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

Рассказ -форма обучения, при которой словесное изложение носит описательный характер. Рассказ предполагает воздействие на мышление ребенка, воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. Используется также пересказ сказок, литературных произведений.

Беседа — форма обучениявзависимости от дидактических задач может быть предварительной и итоговой, обобщающей. Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:

— опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в «зоне ближайшего развития» ребенка;

— учитывать особенности мышления ребенка;

— вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;

— необходимо активизировать мыслительную деятельность детей разнообразными приемами;

— характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.

В процессе логопедического воздействия используются также разнообразные словесные приемы:пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы.

Педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения способствует повышению эффективности процесса коррекции, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки. При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические особенности.

Таким образом, профессионализм логопеда, выбор адекватных средств и методов логопедического воздействия определяет перспективу процесса устранения дефектов произношения.

Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 1991;

Тема 6: Организация логопедической работы в группе детей с ОНР

Эффективность логопедической работы в группе для детей с ОНР обеспечивается правильным распределением коррекционных и воспи­тательных мероприятий, проводимых логопедом, воспитателями, другими специалистами (психолог, музыкальный руководитель, специалист по ЛФК), а также активным участием родителей в коррекционно-педагогическом процессе.

Логопед проводит фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия, консультации для родителей и педагогов, выступает на родительских собраниях, педагогических советах, планирует целостную комплексную работу логопедической группы, организует коррекционную деятельность воспитателей на каждую неделю, разрабатывает домашние задания родителям.

Воспитатель проводит занятия в соответствии с общеобразовательной программой, принятой в данной учреждении (к примеру, программа Васильевой), занятия с подгруппами детей по заданию логопеда, логопедические пятиминутки, насыщает все режимные моменты коррекционно-развивающими задачами, проводит родительские собрания.

1) Типология фронтальных занятий логопеда

Логопедические (фронтальные) занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы.

1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:

Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи; уточнение и расширение словарного запаса; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространённые предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

2. Занятия по формированию звуковой стороны речи = фонетические

Основными задачами этих занятий являются: формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Занятия по развитию связной речи.

Основной задачей этих занятий является обучение детей самостоятельному высказыванию.

На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.

Старшая группа – на занятиях по произношению проводится работа по подготовке к обучению грамоте (наи­более эффективной формой является проведение фронтально­го логопедических занятий с подгруппами по 6—7 человек).

1 период – по произношению – 0

— по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 2

2 период – по произношению – 2

— по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 3

3 период – по произношению – 2

— по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 3

Подготовительная группа

1 период – по произношению – 2

— по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 3

— по обучению грамоте — 0

2 период – по произношению – 2

— по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 2

— по обучению грамоте – 1

3 период – по произношению – 1

— по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 2

— по обучению грамоте — 2

2) Составление конспекта по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.

Логопеду следует:

1. четко определить тему и цель занятий;

2. выделить номинативный, предикативный, атрибутивный словарь, который дети должны усвоить в активной речи;

3. отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);

обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

5. подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;

6. обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;

7. включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

8. при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

9. предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;

10. включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.

3) Документация логопеда

Для успешной результативной работы логопеду помимо профессионализма и целого ряда личностных качеств необходимо владеть умением правильно и грамотно вести документацию. Это позволит эффективно и рационально планировать ход коррекционного обучения с учетом речевых нарушений детей, их физиологических и психологических особенностей, четко фиксировать этапы логопедического обследования. Ведение документации позволяет специалисту отражать содержание логопедических занятий, как индивидуальных, так и фронтальных, подгрупповых, планировать совместную работу логопеда, воспитателей и родителей, а также подводить итоги проведенной логопедической работы.

Умение правильно оформлять документацию поможет логопеду реально, с максимальной точностью оценивать результативность коррекционно-педагогического процесса обучения и, судя по итогам, намечать в дальнейшем наиболее эффективные приемы работы с детьми.

Документация логопеда должна включать медицинские заключения, с которыми ребенок поступает в группу: заключение МППК, логопедическую характеристику от логопеда поликлиники; заключения психо-невролога, оториноларинголога, офтальмолога, ортодонта.

На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед оформляет пять видов документации:

— речевую карту на каждого ребенка;

— перспективный и календарный план работы;

— индивидуальные тетради на каждого ребенка;

— тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда;

— годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

4) Планирование

С целью повышения эффективности коррекционно-педагогического процесса, его организованности логопеду необходимо планировать свою деятельность. Различают два вида планирования: перспективное и календарное.

Перспективное планирование предполагает составление плана логокоррекционной работы на учебный год.

Планирование работы в логопедических группах различного профиля представлено в коррекционных программах, рекомендованных Министерством просвещения СССР, Министерством образования РФ, большинство из которых были составлены более 25 лет назад. За это время в организации и содержании образовательного процесса в дошкольных учреждениях произошли значительные изменения. В настоящее время принят ряд документов, в которых закрепляется право ДОУ самостоятельно выбирать программы, рекомендованные государственными органами управления образования, вносить в них различные коррективы, в частности изменять формы, содержание и количество фронтальных занятий.

В современной логопедической практике имеет место уменьшение общего числа фронтальных занятий, что предполагает увеличение количества и улучшение качества индивидуальных и подгрупповых занятий.

Планирование логокоррекционной работы осуществляется на основе определенной специальной программы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей, а также с учетом современных подходов к планированию коррекционно-педагогического процесса.

Разделы плана охватывают все стороны речевой деятельности: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связное высказывание. Содержание разделов плана распределяется по периодам обучения, месяцам, неделям. Это позволяет рационально распределять во времени многообразные коррекционные задачи, регулировать объем речевого материала на групповых и подгрупповых занятиях и обеспечивать эффективность и высокую результативность коррекционно-педагогического процесса.

Тематическое планирование лексического материала представлено с учетом требований общеобразовательных программ дошкольных учреждений и специальных (коррекционных) программ для логопедических групп. Обогащение словарного запаса по конкретной лексической теме осуществляется на занятиях и вне занятий логопедом, воспитателями, родителями и профильными специалистами, работающими в логопедической группе.

В соответствии с перспективным планом логопед обязан вести календарный план, в котором отражается ежедневная работа – фронтальная, подгрупповая, индивидуальная. К фронтальным занятиям при календарном планировании обязательно должен прилагаться конспект или развернутый план с указанием темы, цели, основных этапов занятия.

Индивидуальные занятия с детьми (не менее семи человек) также планируются каждый день. В календарном плане в разделе «Индивидуальная работа с детьми» должны указываться:

· фамилия и имя ребенка;

· тема индивидуального занятия;

· содержание занятия (вписывается в индивидуальную тетрадь ребенка).

Примерно один раз в две недели логопед должен планировать консультации для родителей, подготовить и провести четыре родительских собрания, приурочивая их к началу учебного года и к каждому периоду обучения.

5) Методические пособия (в том числе и программы)

В настоящее время существует ряд методических рекомендаций по организации логопедической работы в группах для детей с ОНР:

· Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1993.

· Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с ОНР. – СПб., 2001.

— Н.В. Серебрякова Перспективное планирование работы логопеда в старшей (подготовительной) группе ДОУ (ФФНР, ОНР) / Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. – СПб., 2001.

· Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – М., 1999.

· Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

· Миронова С.А Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

6) Оборудование логопедического кабинета

Оборудование логопедического кабинета

1. Настенное зеркало (70 на 100 см) со шторкой и подсветкой (для индивидуальной и групповой работы по постановке звуков)

2. Индивидуальные зеркала (9 на 12 см) для каждого ребенка.

3. Детские столы (не менее четырех) и стулья (6-10), мебель должна отвечать санитарно-гигиеническим нормам.

4. Рабочий стол для логопеда.

5. Шкафы для пособий и литературы.

6. Навесная доска (часть доски должна быть разлинована, другая – приспособлена для размещения на ней иллюстраций, картинок).

7. Фланелеграф.

8. Магнитофон для записи речи детей.

9. Дидактические пособия:

· пособия для обследования: слуха, интеллекта;

· пособия для обследования и формирования: фонематических процессов, звукопроизношения, словарного запаса, грамматическогостроя, связной речи, дыхания и голоса, мелкой моторики, неречевых процессов (внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций);

· пособия для обучения грамоте.

7) Взаимосвязь с другими специалистами

Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни.

Педагоги группы – логопед, психолог, воспитатели – должны работать в тесном содружестве, стремиться к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе.

Этому способствует:

· совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы. Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей;

· обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни;

· совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);

· разработка общих рекомендаций для родителей.

Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, проводит медико-педагогические консилиумы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребенка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

Добавить комментарий

Закрыть меню