Организация и планирование

Данная статья является переводом материала из базы знаний MBA,
опубликованной на сайте http://www.mbaknol.com, и подготовлена для читателей, желающих познакомиться с основными принципами и этапами эффективного планирования производства.
Для более детального знакомства, пожалуйста, перейдите на сайт www.ortems.ru

Процесс планирования и контроля – один из важнейших на производстве. По сути, он является нервной системой производственной организации. Жизненно важно, чтобы производство велось максимально эффективно при минимальных затратах, а товары нужного качества производились в надлежащее время.

Но планы не выполняются сами собой, автоматически выпуская продукцию. Руководитель производства должен предпринимать определенные шаги, такие как распределение производственных заданий, отслеживание хода работ и контроль соответствия фактической производительности плановыми показателями.

Таким образом, производственный контроль является управленческой функцией, которая включает в себя координацию и интеграцию различных производственных процессов с целью повышения эффективности производства.

Она достигается за счет правильного планирования работ, установки точной последовательности операций, корректного расписания, устанавливающего начало и завершение каждой операции, своевременную выдачу нарядов и принятие мер, необходимых для обеспечения бесперебойного функционирования предприятия.

Другими словами, контроль производства включает в себя планирование, маршрутизацию, составление производственного расписания, выдачу заказов на изготовление продукции и контроль исполнения.

Шаги производственного планирования и контроля

1. Планирование

Первый важный шаг в планировании производства и контроле связан с тщательной подготовкой производственных планов. Производственные планы определяют, что будет производиться и где, какого типа, кем и как. Для детального планирования производственных операций, соответствующая информация может быть получена из нескольких источников на предприятии. Информация о количестве и качестве продуктов, которые будут изготовлены, может быть получена из заказов клиентов и бюджета продаж, а информация о производственных мощностях может быть получена от производственного менеджмента и инженерно-технического отдела. Таким образом, функция планирования формулирует производственные планы и переводит их в требования к персоналу, технике и материалам.

Каков бы ни был плановый период, планирование производства помогает избежать случайностей в производстве, обеспечивая непрерывный поток производственной деятельности, максимального использования производственных мощностей для минимизации эксплуатационных расходов и выполнения сроков поставки; координации различных отделов предприятия для поддержания надлежащего баланса деятельности, и, прежде всего, обеспечивая основу для контроля на предприятии.

2. Составление производственного плана (маршрутизация)

Следующей важной функцией планирования и управления производством является составление производственного плана, который включает определение маршрута передвижения сырья по различным видам оборудования и операциям на заводе. Маршрутизация включает планирование, где и кем будет проводиться работа, определение пути, по которому должна производиться работа, и необходимая последовательность операций. Чтобы найти этот путь, акцент делается на определении эксплуатационных данных, которые, как правило, включают в себя планирование того, ГДЕ и КЕМ работа должна быть выполнена, а также требуемую последовательность операций. Эти операционные данные содержатся в стандартной карте технологического процесса, которая помогает в оформлении маршрутной диаграммы, показывающей последовательность операций и перечень станков, которые будут использоваться. Если диаграмма указывает на отсутствие определенных машин, в план может быть включен альтернативный маршрут. Возможно, эффективный маршрут может быть недоступен из-за недоступности определенных станков в определенный момент времени. Другими словами, «маршрутизация устанавливает перечень операций, их последовательность и требуемый класс станков и персонала, необходимого для этих операций».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что маршрутизация является одним из весьма важных элементов контроля производства, так как многие функции управления производством тесно связаны с производственными процессами и зависят от функции маршрутизации. Таким образом, очень важно решить различные проблемы, связанные с: соответствующим персоналом; полным использованием производственных мощностей и определением точного времени, необходимого на каждом этапе производства.

3. Составление расписания

Составление расписания определяет время на каждый этап производства, то есть предварительно определяет «когда должна быть сделана работа». Оно состоит из времени начала и завершения различных операций, которые будут выполнены. Другими словами, функция составления расписания определяет, когда должна быть выполнена каждая операция и вся работа в целом. Оптимальное расписание определяет время, когда каждая операция начинается и заканчивается на указанной машине для исполнения желаемых сроков поставки. Хорошее управление подразумевает указание не только времени, когда должна начаться каждая операция, но и указание прогресса каждой производственной части, объем работы для каждой машины и наличие каждой машины для выполнения новой задачи.

Расписания могут быть двух типов: главный график (основной производственный план) и детальный график. Задачи, описанные в главном графике, используются для плана загрузки всего завода, в то время как детальные графики используются для планирования производственных и сборочных операции, необходимых для каждого продукта.

4. Выдача заказов (диспетчеризация)

Диспетчеризация является частью производственного контроля, которая переводит запланированные на бумаге работы в реальное производство. Функции диспетчеризации выполняются с учетом всех деталей составленного производственного плана и расписания. Таким образом, диспетчеризация следит за тем, что материал перемещается в нужное место производства, что инструменты находятся в правильном месте, что работа движется по маршрутной карте. Диспетчеризация осуществляет организацию непосредственной работы в соответствии с планом. Таким образом, диспетчеризация подразумевает выдачу нарядов на выполнение работ. Эти заказы на выполнение работ инициируют производство. Наряды содержат следующую информацию:

  • Наименование продукции
  • Наименование производимых частей, сборочных узлов или финальной сборки
  • Номер заказа
  • Количество
  • Описание и количество необходимых операций, их последовательность
  • Подразделения, задействованные в каждом этапе
  • Инструменты, необходимые для каждой операции
  • Станки и машины, задействованные в каждой операции, и даты начала каждой операции

5. Контроль исполнения

Контроль исполнения является последним этапом в процессе управления производством. Эта функция предназначена для отслеживания производственной деятельности. Цель состоит в том, чтобы обеспечить выполнение запланированного. Функция контроля состоит из данных отчетности о производстве и исследовании отклонений от заранее определенных временных графиков. Контроль включает в себя следующие функции:

  • Проверка, что все нужные для производства по текущим нарядам материалы, инструменты, комплектующие и аксессуары доступны на всех рабочих местах, в указанных количествах для запуска и проведения технологических операций.
  • Проверка хода работы и выполнения операций на различных этапах производства. Включает в себя сбор информации, относящейся к начальному и финальному времени выполнения задач и даты завершения работы, статус фактической работы относительно запланированных сроков завершения, позиции движения материалов, комплектующих и узлов в производстве и проверка результатов.
  • Подготовка записей о ходе работ и контроль их актуальности.
  • Отчетность руководителям производства обо всех значимых отклонениях для принятия корректирующих действий. Также включает отчетность для отдела производственного планирования для корректировки будущих планов.

Таким образом, производственное планирование и контроль, проходя все выше рассмотренные фазы, обеспечивает производство продукции надлежащего качества, количества и обеспечивает отгрузку в заявленные сроки. Необходимо иметь в виду, что планирование производства и контроль — процесс непрерывный, а его функции являются взаимозависимыми.

Трудности с управлением заказами и грамотной загрузкой производственных мощностей заставляют предприятия всерьез задуматься о повышении конкурентоспособности.

Один из наших клиентов, Директор департамента ИТ управляющей организации «АЭМ-технологии» Антон Думин рассказал в интервью изданию CNews, как внедрение системы планирования производства помогло одному из крупнейших машиностроительных предприятий Северо-Запада России – «Петрозаводскмашу» соблюдать сроки выпуска продукции и повысить ее качество.

М.: Химия, 1986. — 256 с.Излагаются основы экономики, принципы планирования и организации производства с учетом требовании ускорения научно-технического прогресса и повышения эффективности общественного производства. Раскрываются сущность, содержание и особенности организации в планирования химического производства, организация хозяйственного расчета предприятия и его структурных подразделений. Даются практические рекомендации, задачи, примеры, расчеты по вопросам планирования производства, организации труда и заработной платы, учету в анализу хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений.Предназначен для учащихся средних специальных учебных заведений.Предисловие
ВведениеСоциалистическое государственное промышленное предприятие
Социалистическое государственное промышленное предприятие я принципы его организации
Производственная структура предприятия
Производственные фонды и их роль в функционировании предприятияУправление производством на предприятии
Сущность и принципы управления производством
Методы управления производством
Функции и структура управления производствомУправление трудовым коллективом
Социально-психологические особенности трудового коллектива
Роль руководителя в управлении трудовым коллективом
Роль мастера в организации производства и повышении его эффективности
Организация производственного процесса
Структура и основные принципы организации производственного процесса
Типы производств
Производственный цикл и методы расчета его длительностиОрганизация технической подготовки производства
Задачи и содержание технической подготовки производства
Виды технической подготовки
Планирование мероприятий по технической подготовке производства, расчет их эффективности Сетевые методы планирования и управления
Сущность сетевого планирования и управления
Методы расчета параметров сетевого графикаОрганизация технического контроля и управления качеством продукции
Народнохозяйственное значение повышения качества продукции
Пути повышения качества продукции
Организация технического контроля на предприятииОрганизация вспомогательных производств
Значение вспомогательных производств
Ремонтное хозяйство
Энергетическое хозяйство
Транспортное хозяйство
Складское хозяйствоАвтоматизированная система управления предприятием
Сущность АСУП
Задачи АСУП
Подсистемы АСУП Научная организация труда
Сущность, задачи и содержание НОТ
Производительность труда и факторы ее роста
Формы организации труда
Подготовка и повышение квалификации кадров
Укрепление трудовой дисциплины
Организация социалистического соревнования
Основы трудового законодательстваОсновы технического нормирования
Сущность и задачи технического нормирования
Методы нормирования труда
Классификация затрат рабочего времени и состав нормы труда
Порядок разработки и пересмотра норм трудаОрганизация оплаты труда
Принципы организации заработной платы
Тарифная система оплаты труда
Формы и системы оплаты труда рабочих
Оплата труда инженерно-технических работников и служащих
Коллективные формы оплаты труда
Материальное и моральное поощрениеИзобретательство и патентное право в СССР
Основы организации изобретательства и рационализации
Открытия и изобретения
Рационализаторские предложения
Авторское вознаграждение
Планирование изобретательской и рационализаторской деятельностиТехнико-экономическое планирование
Сущность и задачи технико-экономического планирования
Содержание техпромфинплана
Планирование производства и реализации продукции
Планирование технического развития и организации производства
Планирование повышения эффективности производства
Планирование капитальных вложений и капитального строительства
Планирование материально-технического снабжения
Планирование труда и социального развития коллектива
Планирование себестоимости продукции
Планирование прибыли и рентабельности
Планирование фондов экономического стимулирования
Планирование охраны природы и рационального использования природных ресурсов
Финансовый планОперативно-производственное планирование
Задачи и содержание оперативно-производственного планирования
ДиспетчеризацияОрганизация хозяйственного расчета
Сущность и принципы хозрасчета
Организация хозрасчета на предприятии
Организация хозрасчета производственных бригадОсновы учета и анализа хозрасчетной деятельности на предприятии
Содержание, задачи и виды учета
Виды отчетности
Методы и формы анализа производственно-хозяйственной деятельностиКурсовая работа
Приложение
Библиографический список
Предметный указатель

Введение

В условиях рынка, ориентирующего каждого производителя и предпринимателя на получение высоких конечных результатов, планирование приобретает на наших предприятиях новые функции. Оно призвано сейчас не только обеспечивать процесс производства конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полной занятости ресурсов, справедливому распределению доходов и росту качества жизни.

Сущность планирования в свободной рыночной экономике состоит в том, чтобы наилучшим образом обосновать такие виды, объемы, сроки и другие показатели производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, которые при умелом использовании имеющихся ресурсов могут принести предприятию наибольший доход. Из этого экономического положения вытекают два важных в теории планирования метода обоснования и максимизации плановой прибыли на каждом предприятии: сокращение применяемых ресурсов и приращение используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, а второй – на повышение результатов.

Планирование на предприятии в условиях рыночных отношений должно быть ориентировано на потребителя, носить прогнозный характер, поскольку базируется на неполной информации. В процессе планирования определяется глобальная цель развития предприятия, и все частные решения служат условием для достижения поставленной цели.

В качестве объекта исследования выступает ЗАО «Старорайчихинское».

Основными задачами курсовой работы являются следующие:

  1. рассмотрение теоретических основ планирования производства и реализации продукции на предприятии;
  2. раскрытие содержания плана производства и порядок расчета его основных показателей;
  3. произвести анализ производственной деятельности предприятия, оценить реальность выполнения плана;
  4. обосновать показатели плана производства отрасли животноводства на 2009 год.

Основными источниками информации при выполнении данной работы выступили: годовые бухгалтерские отчетности за 2006, 2007, 2008 г., а также план производственно-финансовой деятельности предприятия на 2008 год. Также для написания курсовой работы служили нормативные данные, действующие в хозяйстве, учебная литература, касающаяся планирования производственной программы.

>Глава 1. Сущность и содержание планирования производства на предприятии

    1. Содержание плана производства предприятия

План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирм и организаций, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством. Планирование производства продукции, товаров и услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разработкой общей стратегии развития фирмы, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.

В современных условиях рынок требует производства адресной продукции потребителям, разнообразия выполняемых работ и услуг, обновления товаров по инициативе покупателей, проведения частых закупок ресурсов, планирования наступательных действий против конкурентов, осуществления гибких бюджетов и непредвиденных расходов.

Гибкая производственная политика предприятий или фирм может при планировании входить в конфликт с целями отдельных подразделений и функциональных служб, стремящихся к массовому производству товаров (производственные службы), ограниченному числу видов продукции (конструкторские отделы), постоянным бизнес-планом (плановые службы), четко определенным бюджетам (финансовые службы), стандартизированным сделкам (маркетинговые службы), пассивным действиям против конкурентов (юридические службы). В этих условиях высшие руководители – менеджеры должны добиваться тесного взаимодействия функциональных подразделений своей организации в выборе конкретной стратегии для каждого из них.

В процессе планирования производства и продажи продукции должен достигаться компромисс между возможностями выпуска и сбыта товаров, способностью новой продукции замещать старую, расходами на хранение и транспортировку ресурсов, инвестициями и доходами, издержками и прибылью, потенциалом развития и капиталовложениями, освоением новых услуг и риском. Поэтому в процессе разработки планов производства необходимо выработать общие цели и стимулировать контакты между отдельными подразделениями, привлекать к планированию специалистов, соединяющих, воедино технические, маркетинговые и экономические цели, создавать межфункциональные рабочие группы плановиков, разрабатывать комплексные программы развития производства с учетом конкретных задач каждого подразделения /6/.

Планирование производства и реализации продукции на отечественных предприятиях представляет собой процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана, включающих предвидение потребностей рынка на ближайшую и отдаленную перспективу. Для этого необходимы выбор и обоснование важнейших направлений производственной и предпринимательской деятельности, установление объемов производства и продажи товаров, расчет потребности всех видов экономических ресурсов. В свою очередь это предполагает обеспечение сбалансированности производственной программы и производственной мощности, конкретизацию объемов и сроков выполнения работ и услуг, оперативное регулирование производственной деятельности и корректировку исходных плановых показателей.

В годовом плане производства каждого предприятия содержится взаимосвязанная система следующих плановых показателей:

  • основная цель производственной деятельности фирмы и ее отдельных подразделений на плановый период;
  • объемы и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;
  • расчет производственной мощности предприятия, цехов, и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесие спроса и предложения;
  • определение потребности ресурсов выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;
  • распределение планируемых работ по основным цехам – исполнителям рыночных заказов, а также сроком изготовления и поставки продукции на рынок;
  • выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;
  • обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг и контроля выполнения планов производства и реализации продукции.

Как видно, планирование производства продукции предусматривает систему взаимодействия комплекса экономических ресурсов и внутрифирменных факторов, направляемых на достижение выработанной стратегии и поставленных задач на основе полного использования технических, организационных и иных имеющихся на предприятии резервов. Планирование служит необходимым условием свободного выбора вида производственной деятельности, своевременной подготовки материальных и трудовых ресурсов, технологического оборудования и конкурирующих изделий для производства требуемых рынком товаров и услуг. Поэтому каждая независимая производственная фирма должна самостоятельно планировать свою производственную деятельность на несколько лет вперед с учетом потребностей рынка и своих возможностей.

План производства продукции является для каждого предприятия в условиях рынка базой комплексного социально-экономического планирования всей внутрифирменной деятельности. На его основе разрабатываются социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансово-инвестиционные и другие разделы долгосрочного и текущего планов. На современных предприятиях количество разделов или частей плана, а также их название и перечень применяемых показателей могут различаться в зависимости от формы собственности, концентрации производства, размера предприятия, численности персонала, корпоративных особенностей и других факторов. Могут изменяться также методика и порядок планирования: на частных фирмах планы разрабатываются самостоятельно по принципу «сверху вниз» или «снизу вверх». На государственных и муниципальных предприятиях годовые планы задаются директивным образом в виде заказов – нарядов. Однако содержание плановой работы в целом мало зависит от существующих форм собственности.

Каждое предприятие разрабатывает и взаимоувязывает отдельные планы в единую комплексную систему и обеспечивает сбалансированность плановых показателей, как по видам применяемых ресурсов, так и по срокам выполнения планов. Планы производства должны быть в свою очередь согласованы с планами по труду и инвестициям. Подобным образом достигается полная сбалансированность комплексной социально-экономической деятельности предприятия. Иначе говоря, создается динамичная система взаимосвязи производственных, технических, экономических, организационных, социальных и других факторов, направленных на достижение общей цели предприятия. В комплексном плане производства предприятия предусматриваются, кроме того, общий порядок и очередность выполнения работ, устанавливаются единые сроки постановки продукции, а также ответственные исполнители по всему циклу проектно-конструкторских, производственно-хозяйственных, планово-управленческих работ и другим видам деятельности.

В планах производства при необходимости можно также устанавливать основные источники и размеры финансирования по каждому виду деятельности предприятия, предельно допустимые затраты по этапам и видам работ, конечные результаты по отдельным подразделениям, видам потоков и срокам поступления денежных средств. В ходе внутрифирменного планирования каждое структурное подразделение, цех или отдел разрабатывают свои планы производственной деятельности, которые затем увязывают с общим планом предприятия. По уровням управления производственные планы бывают общефирменными, цеховыми, бригадными и др. На малых предприятиях разрабатывается, как правило, общий план производственно-хозяйственной деятельности.

Полное совмещение планов, а также методов учета и контроля хода их реализации достигается, как правило, только на завершающем этапе производственной деятельности /7/.

1.2.Основные показатели плана производства

Производственная деятельность предприятий характеризуется системой показателей. Важнейшим из них в условиях свободных рыночных отношений являются такие, как спрос на продукцию и объем производства, величина предложения и производственная мощность предприятия, издержки и цены на продукцию, потребность ресурсов и инвестиций, объем продаж и общий доход.

Спрос показывает количество товаров, которые потребители готовы и в состоянии приобрести по действующим рыночным ценам в течение определенного периода времени. А для предприятия или фирмы спрос определяет объем продукции, который они могут продать на рынке в данное время и, следовательно, должны произвести в планируемом периоде. Чтобы величины спроса имели существенное экономическое значение в ходе планирования, они должны относиться к определенному отрезку времени – дню, неделе, месяцу, кварталу, году и т.п. Поэтому следует различать годовые, квартальные, месячные и другие показатели спроса, необходимые для планирования соответствующих объемов производства и продажи продукции. Коренное свойство спроса, как учит рыночная экономика, заключается в том, что при неизменности всех прочих параметров снижение цены на товар ведет к возрастанию величины спроса /3/. Именно поэтому существует обратная, или отрицательная, связь между цепной и величиной спроса, называется экономическим законом спроса, или кривой спроса.

Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене в течение определенного периода времени. Предложение показывает, какие объемы или количества товаров будут предъявлены к продаже на рынке по разным ценам, когда все прочие факторы остаются неизменными. С повышением цен возрастает и размер предложения, а сокращение цен приводит к соответствующему уменьшению предложения. Закон предложения, или кривая предложения, показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара по высокой цене, а меньшее – по низкой. Равновесие между величиной и ценой достигается в точке пересечения кривой спроса с кривой предложения (точка равновесия). В этой точке при равновесной цене совпадают планы производителей и потребителей по изготовлению и покупке продукции.

Равновесие определяет количество товара, которое покупатели хотят приобрести, а производители предложить при соответствующей рыночной цене, действующей в данное время. Когда цены достигают равновесной величины, они определяют такой объем товаров, что все потребители, которые хотят их покупать по рыночной цене, получают к ним свободный доступ. В то же время производителя, которые хотят продать свой продукт или услугу по данной цене, также могут легко найти покупателя для своих товаров /4/. Таким образом, точка равновесия отражает планы производителей товаров и запросы потребителей, которые совпадают при действующих ценах и соответствующих объемах производства и продажи товаров и услуг.

Форма организации ОПП зависит от … производства (*ответ*) типа Формирование имиджа

Форма организации ОПП зависит от … производства
(*ответ*) типа
Формирование имиджа предприятия является частью … политики предприятия
(*ответ*) коммуникационной
продуктовой
распределительной
ценовой
Характеристиками внешней среды предприятия являются
(*ответ*) число конкурентов
состояние окружающей среды на производственной площадке предприятия
численность персонала предприятия
Характерной особенностью экономической реформы 70-х годов в России является
(*ответ*) замена многоуровневой системы управления промышленностью на позвенную систему
сократилось количество централизованно планируемых показателей производственным коллективам
установлен контроль за вводом в действие основных фондов
установлен контроль за использованием капитальных вложений в отраслях народного хозяйства на предприятиях
Хозяйственную деятельность коллектива в рыночных условиях мотивирует
(*ответ*) возможность заниматься любым видом производственной деятельности не запрещенной законом
(*ответ*) возможность получения неограниченных доходов, заработанных легальным путем
(*ответ*) возможность свободного выбора партнеров по бизнесу
(*ответ*) ответственность за результаты своей работы
контроль со стороны государства за хозяйственной деятельностью предприятий
Целостная научно-производственная структура, созданная на базе отдельного города, — это
(*ответ*) технополис
инкубатор
регион науки и техники
технологический парк
Цель оперативно производственного планирования — обеспечить выполнение плана … продукции в установленные сроки
(*ответ*) производства
Цель природоохранной деятельности — рациональное использование … ресурсов и переработка отходов
(*ответ*) природных
Цель природоохранной деятельности — рациональное использование природных ресурсов и … отходов
(*ответ*) переработки
Целью организации производственного процесса является … сочетание основных, вспомогательных и обслуживающих процессов
(*ответ*) рациональное
Целью управления производственной мощностью предприятия является
(*ответ*) «подстройка» к изменению спросу
максимизация прибыли предприятия
максимизация продаж
увеличение доли рынка
Ценовая политика предприятия — это … на рынке
(*ответ*) совокупность мер и средство для достижения своих целей
модель ценового поведения
Цены и ценообразование для менеджмента на предприятии являются
(*ответ*) инструментом для достижения целей предприятия
второстепенным фактором менеджмента
одной из главных целей
Четыре основных вида экономических ресурсов: земля, …, капитал и предпринимательские способности
(*ответ*) труд
Эволюционная волна, в которой происходило развитие энергетики, базирующейся на использовании нефти, нефтепродуктов и газа, средств связи, новых синтетических материалов, соответствует временному отрезку
(*ответ*) 1930 — 1990
1880 — 1940
1830 — 1890
с 1990 по сегодняшнее время
Экологический аудит предприятия проводят, используя услуги (у) … фирм
(*ответ*) платежи за загрязнение
залоговую систему
метод ускоренной амортизации природоохранного оборудования
экологических
экологический лизинг
Экологический паспорт содержит сведения о (об)
(*ответ*) отходах
(*ответ*) продукции
(*ответ*) сырье
прибыли
рентабельности
Ответов: 1 | Категория вопроса: Экономические дисциплины

Основным субъектом, формулирующим при посредстве норм права процедуры реализации, обеспечения и

1. Важнейшие направления работы Счетной палаты информационная деятельность (*ответ к тесту*)

Прочитай предложения Выпиши слова, которые называют то, о ком или о

Групповая дискуссия – способ организации _ участников группы, который позволяет сопоставить

Стихотворение из восьми стихов четырехстопного ямба, в котором развитие лирической темы,

Закрась карточку, на которой записано: 1) вычитаемое, если уменьшаемое равно 87,

1 Персидский залив находится к северу (1) или к югу (2)

Электрическое поле окружает каждое заряженное тело.

Докажите, что оно обладает энергией

Раздел экономической теории, в котором изучаются действия хозяйствующих субъектов, отдельных домашних

Одной из действующих в РФ общенациональных общественных организаций, участвующих в маркетинговых

Основной чертой какого синдрома личности с предрассудками является слепая ненависть к

Высота вершины Монблан равна 4807 м. Выразите эту высоту в километрах

Какой картой в атласе необходимо воспользоваться, чтобы выяснить, какие народы проживают

Газонепроницаемая оболочка воздушного шара имеет массу 400 кг. Шар заполнен гелием.

Для природы Западной Сибири характерно

Какова роль клапанов сердца?

Добавить комментарий

Закрыть меню