Организация досуга детей

Проблемы организации досуга детей и подростков

Современное общество зачастую видит в подростках лишь источник своих проблем и выказывает опасения по поводу будущего нации. Однако многие негативные подростковые проявления в социальной среде уходят своими корнями в проблемы самих ребят. Именно неумение справиться со своими личными переживаниями, тревогами и опасениями побуждает подростков решать свои трудности наиболее известными средствами.

Одной из проблем является проблема свободного отдыха и досуга. Эта проблема заключается в нехватке мест для проведения ребятами своего свободного времени. Это приводит к тому, что они не знают, чем занять свой досуг, реализовать себя. Существует несколько причин такого положения вещей. В связи с тяжелым экономическим положением в образовательной системе многие школьные кружки и секции прекратили свое существование. Маленькая заработная плата и большие требования к организаторам школьных кружков не способствуют привлечению специалистов досуговой сферы в школы. Их функции зачастую выполняют учителя-предметники в «догруз­ку» к основным часам. Вследствие этого школа может предло­жить не блещущий разнообразием список кружков и секций, многие из которых существуют лишь формально.

Большое количество разнообразных спортивных секций, студий, кружков, пользующихся спросом у подрастающего поколения, стали платными. Переход многих учреждений, осуще­ствляющих организацию досуга во внешкольное время, на ком­мерческую основу сделало их недоступными для большинства желающих, порой месячная плата за занятия в какой-либо студии соизмерима с месячной зарплатой родителей ребят. Группа подростков, живущих в семьях с низким материальным достатком (а таких с каждым днем становится все больше), оказалась отрезанной от этой сферы досуга.

Еще одна важная проблема досуга — неспособность удовлетворить потребности подростков А первая потребность подросткового возраста — потребность в общении. Научиться петь, вышивать и т.д. — это все второстепенное. Главная причина посещения всевозможных учреждений досуга — ощущение комфорта в их стенах, а также возможность реализовать свои способности, самоутвердиться среди сверстников, особенно если школа и ро­дители не удовлетворяют этих потребностей. Трудности подростков, связанные с досугом и свободным вре­менем, порождают в свою очередь целый спектр общественно-социальных проблем.

Неумение правильно организовать свой досуг приводит современных подростков к долгому сидению перед теле­визором, компьютерной зависимости и т.п. Несмотря на невинность такого времяпрепровождения, это наносит существенный вред их здоровью. Долгое просиживание перед телевизором приводит к потере зрения, нарушению осанки, болезням позвоночника. Малоподвижный образ жизни способствует развитию гиподинамии, наблюдается потеря аппетита, плохой сон. Ребенок становится апатичным, раздражительным, у него часто меняется настроение. Компьютеризация общества также не могла не отразиться на подростках. Кроме вреда, приносимого компьютерами при несоблюдении правил гигиены пользования ЭВМ, присутствует и негативное влияние другого плана. Компьютер используется подростками в основном как возможность поиграть в различные развлекательные игры, хотя существует множество интересных программ различных направлений, способствующих общему развитию. Возможность выхода в сеть Интернет и виртуального общения не способствует развитию навыков общения с реальными сверстниками. Наоборот, некоторая безответственность за свои слова все дальше отталкивает ребят от реального общения. «Домашние» дети до поры до времени не вызывают опасений родителей, проблемы появляются потом в виде различных болезней, конфликтов со сверстниками и т.п.

Вторую крайность представляют так называемые «дворовые» дети, которые предпочитают проводить свободное время не возле телевизоров и компьютеров, а в непосредственном общении со сверстниками, но не на спортивных площадках и стадионах, а в грязных подвалах. Это подростки, стремящиеся к общению, но не умеющие его организовать. В результате из-за скуки, за компанию здесь учатся курить, пить, пробуют наркотики, принимают участие в противоправных деяниях.

Свободное время подростка может быть неорганизованным, стихийным, бесполезно проведенным, а может быть и целенаправленно организованным. Для того, чтобы максимально использовать воспитательный потенциал свободного времени, сле­дует как можно раньше включать подростка в социально-актив­ную деятельность. Деятельность может быть организована в различных структурах. Например:

• по месту действия (школа, внешкольные учреждения, летние центры, детские лагеря);

• по целям деятельности (учеба, отдых, сбор детских орга­низаций);

• в зависимости от ведущего вида деятельности (спорт, иг­ра, труд);

• по коллективному составу (центр, отряд, микрогруппа);

• по половому составу (однополые, разнополые) (по А.Г. Кирпичнику);

• по возрастному составу (одновозрастные, разновозрастные).

Каждая структура выполняет определенный блок задач по отношению к подростку. Выстраивая целенаправленное воздей­ствие для выполнения конкретных задач, определенный вид дея­тельности приобщает подростка к труду, учебе, игре.

Несмотря на загруженность подростка школьными дисципли­нами, у него все же остается масса времени.

В среднем 180 дней составляют каникулы, воскресные дни и праздники и еще около 100 дней остаются свободным за счет часов, находящихся в лич­ном распоряжении подростка. То есть 280 дней у подростков предоставлено в полное личное использование. А вот как они это время проводят?

Для многих подростков это не свобода выбора любимого вида деятельности, а пустое времяпрепровождение.

Актуальность проблемы свободного времени подростка яв­ляется для педагога — организатора досуга социально значимой.

Свободное время у подростка предоставляет широкий круг для развития многих способностей (умственных, интеллектуаль­ных, физических и др.). Главное для организатора досуга — вы­строить ряд задач, которые помогут развить эти способности. Перечислим основные задачи по организации свободного време­ни подростка. Это:

• создание условий для развития и саморазвития;

• управление процессами развития (формирования) лично­сти посредством создания необходимых для этого условий;

• целенаправленная деятельность по формированию цен­ностных ориентации;

• восстановление и развитие физических данных (игры на воздухе, забавы, развлечения, соревнования);

• повышение интеллектуальных способностей, развитие па­мяти, мышления, логики (тесты, тренинги, КВНы, брейн-ринги);

• развитие коммуникативных качеств (диспуты, вечеринки, творческие мастерские);

• выявление творческих способностей личности (выставки, конкурсы, смотры).

Следует учитывать, что интересы подростка постоянно ме­няются, происходит их переоценка, изменяется целевая направ­ленность. Поэтому организаторам досуга следует максимально разнообразить формы проведения свободного времени подростков.

Какие же досуговые формы наиболее предпочтительны. Самая доступная форма — игра. Игра — это не просто имитация жизни, это очень серьезная деятельность, направленная на раз­витие познавательных, интересов, формирование нравственных оценок социального закаливания, проектирование собственной деятельности.

Существует большое разнообразие игры для детей и подро­стков среди них: спортивные, подвижные, двигательные, дидак­тические, познавательные, игры-упражнения, игры-развлечения, ролевые, сюжетные, деловые. Роль игры трудно переоценить. Игру рассматривают как «наслаждение» (Шиллер), «радость и забавы» (Бейтендайк). Различают народные и национальные игры, комнатные, и застольные, уличные игры и игры на местно­сти, командные, коллективные.

Развитию творческих способностей подростка способствуют разнообразные студии («Березка», макраме), объединения, кружки (при Дворцах творчества, в Академиях Детства, подростковых клубах), секции туризма, турклубы, секции борьбы. Они помога­ют подростку пережить минуты романтики (турслеты, походы, марш-броски), увидеть мир приблизиться к природе. В походах дети раскрепощаются, преодолевают «зажим» и комплексы, всту­пают в новые отношения друг с другом и особенно с педагогами.

Как видно, проблема досуга, несмотря на внешнюю без­обидность, является одной из причин социальных проблем об­щества, касающихся подросткового возраста.

Методика и технология организации досуговой деятельности

Досуг- это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода необходимых затрат. В рамках досуга выделяют пассивный и активный отдых. Основная функция пассивного отдыха — релаксация (уменьшение напряжения, расслабление). Для релаксации специально выделяют и оформляют места отдыха (комнаты отдыха, зоны отдыха и т.п.). Активный отдых, в отличие от пассивного, предполагает не исключение нагрузок на организм, а их перераспределение между различными системами органов, основанное на смене видов деятельности.

В содержательном плане структура досуга включает: общение; спортивно-оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; развлекательную деятельность (про гулки, про смотр телепередач, слушание музыки, посещение дискотек и т.п.); интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.); художественное, техническое, естественно — научное творчество; любительскую деятельность прикладного характера (шитье, вязание, фотодело и т.п.); общественно активную деятельность и т.д.

Характеристики сферы досуга дают исчерпывающую информацию о культуре использования свободного времени: выступают признаком социального взросления, становления личности, отражают уровень и состояние воспитательно-образовательной деятельности и взаимодействия с ребенком в семье, школе, ближайшем микросоциуме.

Наиболее распространенной формой организации досуга выступает клубная деятельность.

Она активно используется социальными педагогами, как в целях про­филактики, так и социальной реабилитации и коррекции. Клубная деятельность ор­ганизуется на принципах добровольности объединения людей с общими интереса­ми, с учетом их возрастных и социокультурных особенностей. Посещение клуба способствуют включению ребенка в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности, в гуманистически ориентированные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми; формируют опыт социального поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных отношений; выявляют и развивают интеллектуальные, коммуникативные способности.

Технология организации досуга детей и подростков

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 11Следующая ⇒

В системе социального воспитания подрастающего поколения большое место занимает организация досуга детей и подростков. Формирование лич-ностных качеств, установок, взглядов и убеждений особенно важно в период детства и ранней юности. В этом возрасте происходит социализация человека, осознание себя членом определенной культуры. Поиск жизненных ценностей и ориентация на них в своих поступках, выработка в соответствии с ними индивидуальных качеств определяет позицию ребенка в этом обществе.

Среди факторов, определяющих направленность социализации детей и подростков, следует прежде всего выделить влияние родительской семьи, школы, общества сверстников, средств массовой коммуникации и внешколь-ных учреждений досуговой деятельности. Анализ результатов психолого-педагогических исследований выявляет следующие проблемные области ран-ней юности: «Родители», «Будущее», «Сверстники», «Школа», «Свободное время», «Другой пол», «Собственное Я». Характеристика данной социальной группы включает такие черты, как максимализм, негативизм, нетерпимость – качества, которые составляют своеобразный «подростковый синдром». В сегодняшней атмосфере демократических перемен у подростков эти черты проявляются ярче, чем у других возрастных категорий.

Проблемная ситуация, характерная для досуга детей и подростков заключается, во-первых, в отсутствии специально предназначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга, в рамках образовательных институтов. Оказалась в прошлом разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительный отдых детей. Дети, лишенные возможности творческого развития в организованных структурах, пытаются восполнить дефицит условий самореализации деструктивными, разрушающими культуру и личность процессами, асоци-альными и противоправными формами поведения, пополняют отряды бомжей, оказываются в плену алкогольных и никотиновых пристрастий.

Во-вторых, отрицательно на развитии детского досуга сказывается его коммерциализация. Большое количество разнообразных спортивных секций, студий, объединений, пользующихся спросом у подросткового поколения, стали платными. Переход многих учреждений культурного досуга на коммерческую основу сделало их недоступными для большинства желающих. Подростки, относящиеся к семьям с низким прожиточным уровнем, оказались отрезанными от этой сферы досуга.

В-третьих, компьютеризация общества также не могла не отразиться на подростках. Неумение правильно организовать свой досуг приводит совре-менных подростков к компьютерной зависимости. Долгое просиживание перед компьютером приводит к потере зрения, нарушению осанки, болезням позвоночника. Малоподвижный образ жизни способствует развитию гипо-динамии, наблюдается потеря аппетита, плохой сон. Ребенок становится апатичным, раздражительным, у него часто меняется настроение.

В-четвертых, еще одной важной проблемой досуга является неспо-собность удовлетворить потребности подросткового возраста в общении. Дети не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Зачастую не имея возможности полноценного непосредственного общения со сверстниками, подростки пополняют дворовые и уличные компании. Ценности, объединяющие такие сообщества, не всегда оказываются позитивными с точки зрения социальной значимости.

Свободное время подростка может быть неорганизованным, стихийным, бесполезно проведенным, а может быть и целенаправленно организованным.

Основными задачами совместной деятельности семьи, школы и учреждений культуры по организации досуга подростающего поколения всегда являлись:

— формирование гармонически развитой личности;

— нравственное, эстетическое и физическое совершенствование подростков;

— удовлетворение духовных запросов подростков и развитие их творческих способностей.

Но, к сожалению, данные многочисленных исследований свидетельствуют, что многие культурно-досуговые акции, проводимые с подростками, часто носят развлекательный характер и не направлены на решение этих задач.

Для того, чтобы полноценно использовать воспитательный потенциал свободного времени, следует как можно раньше включать подростка в социально активную досуговую деятельность. Эта работа может быть осуществлена в различных структурах:

— по месту действия (школа, детские культурно-досуговые учреждения, лагеря отдыха);

— по целям деятельности (учеба, отдых, общественные инициативы);

— в зависимости от ведущего вида деятельности (спорт, творчество, игра, труд);

— по коллективному составу (центр, отряд, микрогруппа);

— по половому составу (однополые, разнополые);

— по возрастному составу (ровесники, разновозрастные).

Каждая структура выполняет свои воспитательные задачи по отношению к подростку. Участвуя в разнообразных видах деятельности, приобщаясь к учебе, творчеству, игре, подросток реализует свои многочисленные досуговые потребности. Свободное время подростков предоставляет широкий круг для развития многих способностей (умственных, эстетических, физических и др.). Главное для организаторов досуга – выстроить ряд задач, которые помогут развить эти способности.

Исходными мировоззренческими и методологическими положениями, которыми социальные педагоги, организаторы досуга руководствуются в практической деятельности, являются следующие принципы досуговой дея-тельности:

Основной педагогический принцип работы с детьми младшего школьного возраста и подростками – рациональная организация их досуга. Образова-тельные занятия детей в кружках, студиях и т.п. должны быть ориентированы на получение начальных навыков в художественном и техническом творчестве. Игровая досуговая деятельность (конкурсы, викторины, игровые программы, утренники) направлена на расширение кругозора детей в организации свободного времени. Рекреативный досуг (походы, экскурсии, клубы общения по интересам) должен способствовать переключению внимания детей и отдыху их от уроков в школе, общению, ознакомлению с природой и культурными ценностями.

Принцип интереса. Мотивы, побуждающие ребят включиться в досуговую деятельность, существенно отличаются от мотивов, действующих в учебных заведениях. В отличие от регламентированных учебными планами и программами занятий в школе, одинаковых и обязательных для всех, орга-низация досуговой деятельности ведется на основе добровольности и учета интересов детей. Поэтому решающее значение приобретает привлекательность досуговых дел, интерес, вызываемый ими. Воспитательное значение их заклю-чается в том, что они помогают преодолеть трудности познания, облегчают волевое напряжение, делают его более целеустремленным и устойчивым.

Возникновение и развитие интереса у подростков к досуговым делам зависит, с одной стороны, от их содержания, а с другой – от способа проведе-ния. Если организатор досуга хочет заинтересовать предстоящей досуговой деятельностью как можно большее количество школьников, он должен стремиться к тому, чтобы все, что предлагается детям, соотносилось с их основными устремлениями и имело для них познавательное значение. Поэтому реализация принципа интереса требует детального изучения запросов и потребностей детской аудитории, что поможет специалистам правильно осуществить прогнозирование процесса воспитания и получить нужный результат.

Принцип занимательности и развлекательности. В развлекательных досуговых мероприятиях детям предоставляются обширные возможности для тренировки и проявления сообразительности, находчивости, изобрета-тельности. Каждое детское мероприятие требует гибкости ума, творческой активности, остроумия. Соревновательная обстановка, присущая многим детским развлечениям, активизирует их, особенно если состязания носят командный характер. Красочность и эмоциональность мероприятий произво-дит неизгладимое впечатление на детей и подростков, способствует форми-рованию нравственных качеств личности, воспитанию культуры чувств.

Принцип развития инициативы и самодеятельности ребят был сформулирован и введен в практику основателем детских клубов в России С.Т.Шацким. В современных условиях социальные педагоги стараются заме-тить первые ростки инициативы, самодеятельности у кружковцев, развивают и закрепляют организаторские умения, навыки у всех групп актива детских досуговых подразделений. Очень важно пробудить у детей и подростков социальную активность, желание приобщиться к общественно полезному труду. Накапливая опыт общественных отношений, ребята быстрее и успешнее приобретают навыки самоуправления. Широкое участие детей и подростков в организации досуговой деятельности делает ее особенно близкой для них, интересной и необходимой.

Важен и другой аспект развития детского самоуправления. Штатный аппарат социально-педагогических центров весьма ограничен. И если его ра-

ботники сумеют организовать вокруг себя актив, их возможности возрастут.

Принцип опоры на положительные эмоции. Этот принцип основан на высказывании: «Ищи в ребенке лучшее – его больше». Увидеть доброе в ребенке и опираться на это – в этом заключается этот принцип.

По мнению ряда педагогов-исследователей в последнее время работать с подростками стало труднее. Сегодняшние проблемы школьников есть спе-цифическое отражение кризиса, в котором оказалось наше общество. Утеряны ориентиры социальной жизни, еще недавно казавшиеся незыблемыми, а новые еще не утвердились. Затруднения в отношениях вызваны и тем, что общество стало сильно меняться уже на протяжении одного поколения. В результате опыт старших как бы теряет свою актуальность для новых поколений. Воспитатель сами должны быть способным к изменениям и не относится к своему сложившемуся опыту как единственно ценному; уметь понять позицию сегодняшних подростков.

В качестве таких целевых установок можно рассматривать формирование у подростков мотивов к творческой деятельности; поддержку молодежных общественных инициатив в сфере нравственности, экологии, истории и др.; создание организационно-правовых условий для социального самовыражения, самоутверждения, самореализации; обеспечение взаимопонимания между поколениями; гуманизация духовного облика подростков, повышение их культурного уровня.

Главная целевая установка культурно-досуговых программ – ориентация на те культурные и нравственные ценности, которые общество хотело бы видеть у подростков.

В городе Орле и городах области успешно реализуются многие культурно-досуговые программы и проекты. Среди них наиболее значимыми являются психолого-педагогические, экономические, правовые и досуговые программы. Так, например, в рамках реализации региональной программы «Молодежь Орловщины» на базе областного молодежного центра «Полет» разработаны программы «Возрождение», «Я для России», «Экология и дети», «Рост» и др.

Одной из интересных инновационных методик по организации досуга подростков является валеологическая программа курса «Тропинкой здоровья» для подростков 12-13 лет. Курс рассчитан на 20 занятий продолжительностью 1-2 учебных часа, который может осуществляться как во внешкольных детских учреждениях, так и в качестве факультатива в школе.

В качестве примера рассмотрим один из наиболее интересных проектов работы с детьми и подростками – «Хобби-Центр» (г. Томск).

Задача центра – компенсация социальных условий самореализации лич-ности подростка; формирование общественно-полезной направленности их деятельности; создание естественных условий для выдвижения ребят в качестве лидера; обеспечение социальной защищенности подростков, уменьшение опасности замкнутости, одиночества; воспитание общечеловеческих идеалов красоты, доброты, милосердия.

Хобби-Центр имеет статус юридического лица (т.е.счет в банке, печать, символику и другие атрибуты).

В отличие от традиционных форм работы с подростками центр предос-тавляет широкий набор видов деятельности; позволяет каждому члену коллектива открыть «свое дело»; предполагает семейное участие в работе центра.

Программы Центра можно условно сгруппировать по 3-м направлениям:

1. Художественная деятельность подростков:

— создание картинной галереи из «малышовых» рисунков в подъездах домов;

— проведение детских конкурсов художественного творчества;

— издание детской газеты и журнала «Хобби-Вестник»;

— участие в работе агитбригады;

— организация групп игрового кино (хобби-комиксы), фото-студии, фото-салона, изостудии, хореографического коллектива и детского театра;

— работа видеоцентра, компьютерного класса (подготовка игровых прог-рамм, уроков информатики).

2. Производственная деятельность Центра:

— детский сад короткого посещения;

— учетная комната интенсивных методов обучения;

— «фабрика» развивающих игр;

— сельскохозяйственные бригады по выращиванию овощей;

— «биржа труда» для родителей;

— детская служба быта;

— столярная мастерская для совместного с родителями труда;

— программа «мы строим дом» — реставрация заброшенных сельских домов.

3. Организация отдыха, спортивной деятельности:

— палаточный лагерь «Солнечная республика»;

— туристские походы и экспедиции по родному краю;

— организация спортивных состязаний.

Центр возглавляет Сенат во главе с Президентом. Сенат формирует постоянные и временные рабочие группы, определяет им задания, утверждает основные направления работы и программы Центра. Любой из «хоббитов» может выдвинуть на общем собрании идею, которая после защиты ложится в основу конкретной программы. Автор идеи формирует рабочую группу, несет ответственность за реализацию программы. Инициатива может исходить не только от ребят, но и от родителей, учителей, «выпускников» Центра.

Основным источником извлечения материальных средств является типография Центра, фотосалон, студия звукозаписи, детский бар, служба быта и столярная мастерская. Остальные программы не ориентируются на извлечение прибыли.

Таким образом, учитывая реальные и потенциальные возможности регио-нальных учреждений социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распространению новых технологий в области досуговой деятельности и создавать условия для их успешной реализации.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие факторы влияют на развитие современных подростков.

2. Как современная общественная обстановка в нашей стране влияет на мировоззрение подростков, формирование их ценностей.

3. Охарактеризуйте основные проблемы современных подростков.

4. Считаете ли Вы необходимым введение валеологического курса в школах, учреждениях досуговой сферы.

Список рекомендуемой литературы:

1. Кондратьев Д.Н. Молодежное вещание на телевидении: проблемы и тревоги // Педагогика, 1998. №4. С. 7-73.

2. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.

3.Молодежь в современном мире: проблемы и суждения. Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1990. С. 5-12.

4. Наш проблемный подросток: Учебн. пособие. СПб.: Союз, 1998.

5. Педагогика: Учебн. пособие /А.Г.Шебуняев и др. 2-е изд., испр. и доп. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 1999.

Новые технологии в организации досуга детей и подростков

Организация досуга детей и молодежи все чаще осознается учеными и практиками как острая необходимость сегодняшнего дня.

Современная социокультурная ситуация, кризис общества породили сложнейшие проблемы в воспитании подрастающего поколения и в становлении отдельно взятой личности.

Многолетнее игнорирование объективных явлений, проис­ходящих в сфере организации свободного времени подростков и молодежи, низкий уровень предлагаемых форм досугового общения, неразвитость материально-технической базы учреждений культуры привели к тому, что с каждым днем растет криминогенность среди подростков; увеличивается количество детей-бродяг, несовершеннолетних проституток, наркоманов. Число подростков, употребляющих наркотические вещества, за послед­ние десять лет увеличилось в 10 раз, причем возраст приобще­ния к наркотикам 14 лет, но встречаются даже 6-8-летние дети.

Отсутствие комплексных педагогических исследований, но­вых технологий в организации свободного времени детей и мо­лодежи приводит к тому, что в этой деятельности часто наблю­даются безразличие руководящих работников, профессиональ­ная некомпетентность и даже профнепригодность организаторов досуга.

При такой ситуации необходима разработка нормативно-методических документов, целостных программ организации и коррекции системы проведения досуга детей и молодежи.

Сегодня в досуге подрастающего поколения мы наблюдаем сложные противоречивые явления.

С одной стороны, подростки часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, ко­торые им предлагают учреждения сферы культуры и досуга. С другой стороны, существующие кружки, любительские объединения и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоян­ное стремление молодежи к самостоятельности и оригинально­сти в выборе форм проведения свободного времени.

Подростки не обладают устойчивостью интересов в плане проведения своего свободного времени и часто охотно перени­мают от взрослых их модели заполнения досуга, которые не все­гда положительные.

Что могут сделать учреждения социально-культурной сферы для улучшения той ситуации, в которой находится наше молодое поколение?

Во-первых, это исследование направленности и структуры .проведения свободного времени детей и молодежи; во-вторых, необходима целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в некоторых регионах России. Это выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи; освоение и внедрение в практику дея­тельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности, так как клубные учре­ждения должны притягивать подростков не меньше, чем уличная компания; информирование, а также обучение молодежи совре­менным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки. В-третьих, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подростков.

В настоящее время в некоторых регионах России накоплен значительный опыт инновационных методик, которые можно успешно применять в любом другом регионе, но для его внедрения необходима оптимизация культурной жизни региона, кото­рая должна базироваться на преемственности, сохранении и соз­дании опыта предшествующих поколений. Анализ деятельности различных учреждений социально-культурной сферы Центрально-Черноземного региона показал, что в последнее время совершен­ствуются методики по организации художественно-эстетического воспитания и образования в школах города Тамбова, Ли­пецка, происходит освоение культурного наследия прошлого, исследуются социально-демографические проблемы бытования художественных традиций в современной городской и сельской среде, а также создаются региональные программы по профилактике вредных привычек в подростково-молодежной среде, методики экологического и семейного воспитания.

В городе Тамбове и городах области успешно реализуются многие социально-культурные программы и проекты. Среди них наиболее значимыми являются психолого-педагогические, эко­номические, правовые и досуговые программы. Так, например, в рамках реализации федеральной программы «Молодежь России» на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Ко­митета по делам детей и молодежи мэрии г. Тамбова разработа­ны программы: «Возрождение», «Я для Россию), «Экология и дети», «Рост».

Одной из интересных инновационных методик по организа­ции досуга подростков является авторская валеологическая программа курса «Тропинкой здоровья» О. Андреевой для подростков 12-13 лет. Курс рассчитан на 20 занятий продолжительно­стью 1-2 учебных часа, который может осуществляться как во внешкольных детских учреждениях, так и в качестве факульта­тива в школе.

Это интегрированный курс, направленный на формирование основ валеологической культуры у подростков, включающий в себя половое, нравственное, физическое и эстетическое воспитание.

Основными целями курса являются:

1) формирование у подростков потребности в сохранении и укреплении своего физического, психического и нравственного здоровья, обеспечение их необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками;

2) овладение подростками элементами нравственной куль­туры в сфере взаимоотношений с родными, друзьями, противо­положным полом, воспитание стремления руководствоваться в этих отношениях нормами общественной морали.

Курс «Тропинка здоровья» разбит на несколько больших блоков, которые условно называются: «Свет мой, зеркальце, скажи», «Делу — время», «Отдых и досуг», «Мама, папа, я», «Маша + Витя».

Каждый блок включает в себя теоретическую и практиче­скую части. Теоретическая часть представляет собой необходи­мый минимум знаний из области медицины, психологии, физио­логии, знания норм и правил поведения общественной морали. Подача теоретического материала ведется в форме эвристиче­ской беседы с использованием элементов проблемного метода обучения. При этом функция воспитателя заключается в пра­вильной постановке наводящих вопросов и создании проблем­ных ситуаций на основе противоречия между знаниями ребят и их реальным поведением. В ходе такой беседы, во-первых, ис­следуется глубина знаний воспитанников, во-вторых, воспита­тель не сообщает известные факты, а лишь корректирует и до­полняет ответы.

Практическая часть представляет собой систему методов по закреплению теоретических знаний. Она включает в себя физические упражнения, ролевые игры и игры-тренинги, различные творческие упражнения и задания, психологические тесты.

Физические упражнения применяются для профилактики за­болеваний костно-мышечной системы, утомляемости органов зрения, слуха, психической утомляемости. Ролевые игры помогают понять мотивы поведения других людей, например, родителей, учителей. Психологические тесты оказывают огромную помощь как воспитателю в познании мира подростков, их направленности, жизненной позиции, отношения с окружающими, так и воспитуемым в познании себя, своих действий. На занятиях применяются краткосрочные и долгосрочные творческие домашние задания.

Основным этапом занятий любого блока является формиро­вание мотивации подростков в получении знаний, умений и навыков. Несмотря на то, что курс охватывает не абстрактные, а реальные, жизненно необходимые вопросы, формирование мо­тивации не может рассматриваться как нечто само собой разу­меющееся. Без потребности в знаниях и умениях, личной заинтере­сованности каждого воспитанника не удастся достигнуть нужного воспитательного эффекта.

В подростковом возрасте дети остро переживают недостатки своей внешности. Занятия, объединенные в блок «Свет мой, зер­кальце, скажи», призваны помочь подросткам преодолеть этот комплекс. В этом блоке рассматриваются вопросы гигиены тела и одежды, рационального питания, правильной походки и осанки. Задуматься о составляющих внешней красоты, поверить, что все в собственных руках. — первая ступенька к здоровому образу жизни.

Многие проблемы подростков связаны с желанием повысить свою успеваемость. К сожалению, очень часто отношение к ре­бенку со стороны учителей и родителей складываются на основе получаемых ребенком отметок. Поэтому желание учиться лучше продиктовано подчас не только стремлением обеспечить себя в будущем хорошей профессией, но, главным образом, заставить изменить о себе мнение взрослых, добиться их расположения. На занятиях раздела «Делу — время» ребята знакомятся с различны­ми приемами быстрого запоминания, исследуют виды памяти, мышления, знакомятся с упражнениями, способными помочь увеличить скорость мыслительных процессов. Большое внима­ние уделяется профилактике школьной утомляемости, режиму труда и отдыха. На занятиях этого блока подростки учатся разрешать конфликты с учителями, отстаивать свое мнение. Боль­шую помощь при подготовке к контрольным работам, экзаменам могут оказать различные психологические приемы, позволяю­щие спокойнее перенести эти стрессовые ситуации.

Непростые взаимоотношения подростков с родителями приве­ли к необходимости выделения блока занятий под названием «Мама, папа, я». На этих занятиях определяются и уточняются ролевые функции в семье, обязанности каждого члена семьи по отношению друг к другу. Ребята учатся выходить из конфликтных ситуаций в семье. Блок включает также вопросы распределения семейного бюджета, исходя из потребностей каждого члена семьи.

Одним из самых интересных разделов, пользующихся наи­большей популярностью у подростков, является блок «Маша + Витя». В ходе этих занятий ребята знакомятся с различиями в физиологическом и психическом развитии мужчин и женщин, культурой взаимоотношений между полами. Особенно много вопросов вызывает тема зарождения и развития ребенка. При рассмотрении вопросов о профилактике ранней беременности, методах контрацепции, венерических заболеваниях, абортах тре­буется особая деликатность учителя. При рассмотрении любого вопроса этой темы основной упор делается на нравственность, культуру отношений.

Раздел «Отдых и досуг» включает работу педагога по иссле­дованию свободного времени и досуга подростка. Исследуется, сколько времени ребенок проводит на улице, перед телевизором, компьютером, какие передачи, фильмы смотрит, какие книги читает. Педагог знакомит ребят с правилами гигиены при работе с компьютером, просмотре телевизора, а также с интересными передачами, фильмами, книгами для подростков. Цель этой ра­боты — увести подростков из сферы только «развлекательного» в сферу «познавательного, духовного и развивающего». Предла­гаются передачи, книги, фильмы, рассчитанные не на простое «заглатывание», а предоставляющие возможность для нравст­венных и интеллектуальных исканий.

Педагог также проводит опрос о том, какие кружки, секции, студии и т.д. посещают подростки или хотели бы посещать. На основе полученных данных составляется список действующих в школе (районе, городе) учреждений досуговой сферы, способных удовлетворить стремления подростков.

Воспитатель в ходе занятий рассматривает возможные вари­анты поведения подростков в той или иной ситуации, дает уча­щимся необходимые знания для более правильного выбора, ко­торый предоставляется самим подросткам.

В блок «Досуг» входят также вопросы профилактики табакокурения, алкогольной зависимости и наркомании, подробно объясняется действие этих веществ на внешний вид, внутренние ор­ганы, психику. Немаловажен опор на нравственный аспект этих вопросов. В практической части этих занятий ребятам предлага­ется решить различные жизненные ситуации, например: «Если мне предложили закурить..», «Мой знакомый — алкоголик» и т.п.

С целью повышения культуры общения подростков им предлагаются различные игры самых разнообразных направле­ний (от психологических тестов до детских игр), темы для обсу­ждений с друзьями, самостоятельные мини-исследования. Кроме этого, преподаватель может периодически осведомлять ребят о культурной жизни города, (открытие выставок, экспозиций), ко­торые могут их заинтересовать.

Апробация курса «Тропинка здоровья» осуществляется нами в 7-8-х классах лингвистической гимназии г. Тамбова.

Таким образом, учитывая реальные и потенциальные воз­можности региональных учреждений социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распространению новых технологий в сфере досуга и создавать условия для их ус­пешной реализации.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие факторы влияют на развитие современных подростков.

2. Как современная общественная обстановка в нашей стране влияет на мировоззрение подростков, формирование их ценностей.

3. Какие требования предъявляются к профессиональным и личностным качествам современного педагога

4. Охарактеризуйте основные проблемные области современных подро­стков.

5. Считаете ли Вы необходимым введение валеологич’еского курса в школах, учреждениях досуговой сферы.

Технологии организации досуга.

Одно из направлений деятельности социального педагога заключается в организации досуговой деятельности воспитанников. Существует несколько интерпретаций понятия «досуг»:
► время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;

► свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений;

► часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления физического и психического здоровья.
В содержательном плане структура досуга включает: общение; спортивно-оздоровительную деятельность; игры; отдых на природе; прогулки; интеллектуально-познавательную деятельность активного (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.) и пассивного характера (просмотр телевизора, слушание музыки); любительскую деятельность прикладного характера (шитье, фотодело и т.п.); общественно активную деятельность.
Специфические особенности досуговой деятельности:

► действительный ее мотив — потребность личности в самом процессе этой деятельности;

► цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня;

► досуговая деятельность может носить социально полезный характер, социально нейтральный характер, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный.
Педагогика досуга как практическая воспитательная деятельность государства и общества начала складываться в эпоху античности. Фукидид писал, что греки ввели много разнообразных форм проведения досуга для отдыха души от труда, доставляющих наслаждение и помогающих рассеять заботы повседневной жизни.

Принципы педагогики досуга:
► принцип интереса (досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней);
► принцип совместной деятельности (совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал).

В педагогике досуга три понятия: свободное время, отдых, досуг — тесно взаимосвязаны.
Свободное время — та часть жизни ребенка, что остается от учебы, выполнения домашних учебных заданий, работы, бытовых отправлений (сон, питание, самообслуживание, дорога и т.п.), от общественных или домашних поручений и обязанностей. В структуре свободного времени школьника можно выделить следующие компоненты: дополнительная учеба по личной инициативе, самообразование, общественная деятельность; потребление ценностей культуры; научно-техническое творчество; труд по желанию и оплачиваемая работа, прикладной труд; художественное самодеятельное творчество; спорт, туризм и физическая культура; общение с природой и экологические занятия; общение по интересам; любительские занятия, игры, отдых как «ничегонеделание» и, к сожалению, антикультурное и криминальное времяпрепровождение.
Несмотря на все сетования по поводу учебных перегрузок и нехватки времени, у современных детей довольно много времени, свободного от учения, выполнения домашних заданий, общественных и бытовых обязанностей. В среднем 180 дней каникул, воскресений праздников и еще примерно 100 дней за счет часов, остающихся в личном распоряжении школьников после учебных занятий. 280 дней,представленных в полное личное пользование!
Как ни печально признаться, для многих ребят эти дни — «мертвый сезон». Возникает парадокс: все то, что так усиленно культивирует школа, растворяется в никем не управляемом свободном пространстве. А может быть, им и не надо управлять? Пусть наслаждаются ребята дарованным им временем? Как говорится, «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Посмотрим, чем дети «тешатся». Из 100% внеурочной деятельности, организованной школой, примерно 70% — это зрительско-слушательские мероприятия. Безусловно, полезные. Кто будет возражать против бесед о нравственности, встреч с интересными людьми, конференций по книгам, просмотров фильмов, спектаклей и т.п.? Только вот пропорция уж очень странная, да и режим этих полезных акций не выдерживает критики. Подавляющее количество воспитательных дел названного типа идут сразу после уроков, когда хочется есть и вообще надоело «смирно сидеть». На то, чтобы поработать активно руками, ногами, головой, побыть на воздухе, окунуться в деятельность, принципиально (хотя бы по форме) отличную от учебной, остается всего 30% этого подготовленного и занятого школой времени.
Отдых— состояние покоя. Отстранение от всех забот, род деятельности, которая снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению «формы», работоспособности. Это перерыв в занятиях, переключение на иную деятельность, смена событий. Отдых может быть в форме сна, купания, принятия оздоровительных процедур и т.п. Школьная перемена — форма отдыха учащихся.
Досуг — развлечение (раз + влечение). Влечение — корневое понятие. Это сильная склонность к чему-либо. Досуг есть влечение к разному.
До сих пор в школе можно встретить представление о досуге, как о чем-то «несерьезном», «второстепенном», «неважном» — в противоположность учению, общественной работе, труду. Такое отношение педагогов к досугу идет, скорее всего, от неспособности его понять, принять и организовать.
Досуг ребенка — мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Он пронизан, переполнен образами жизни. Суть досуга — поддержать ребенка как человека и деятеля. Досуговая деятельность отличается абсолютной добровольностью. Заставить детей заниматься досугом невозможно. Возможно приохотить к нему. Досуг опирается на принцип удовольствия, на чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей, он удовлетворяет личные интересы и притязания детей. Закон досуговой деятельности — сублимация,т.е. процесс преобразования и переключения энергии эффективных (душевных, страстных, эмоциональных) влечений, волнений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Необходимо спокойно и терпеливо относиться к «первичным» страстям детей и постепенно переводить их в русло социально значимых. Детям свойственно все опробовать: собирательство, коллекционирование, спорт, мир музыки, чтение книг, туризм, техническое творчество.
Досуг для детей — всегда самореализация и самореабилитация. Это его очень важные функции. Грамотно организованный досуг ребят — школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности, а не только профилактики правонарушений. Досуг — школа поддержки, ободрения любого ребенка, а тем более слабого, «трудного».
Основные социально-педагогические потенциалы детского досуга:
► в досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;
► досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе, независимости;
► досуг предоставляет учащимся «пределы самостоятельности и трудности», они их преодолевают, значит — растут;
► досуг удовлетворяет многие социально-психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признании собственной личности;
► досуг есть «зона» удовлетворения притязаний общения, субординации отношений с теми, кто старше или младше, причем эти отношения разумно снисходительны.
Содержание досуга детей можно условно подразделить на ряд принципиальных групп.
Первая связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.).
Вторая — с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п.).
Третья — с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).
Четвертая реализует потребность в общении (клубная, кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки т.д.).
Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива т. п.).
Следует помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяются иерархия и целевая направленность интересов ребят. От этого зависит выбор досуговой деятельности ребенка.
Досуг детей может быть пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностным), организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным, подражательным и творческим; опережающим (перспективная изыскательная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга).

Досуг воспламеняет детей озарением, нетерпеливым предвосхищением своих личных открытий, догадок или, как определяет Ш.А. Амонашвили, «личной эврикой», «царством мысли, подталкивающим детей к вечному творчеству». Умный досуг формирует творческий и свободный стиль жизни, ибо он практически всегда опирается на собственную активность ребенка, на самостоятельность.
Одной из распространенных форм организации досуга детей является клубная деятельность. По мнению С.Т. Шацкого (1878— 1934), одного из первых организаторов клубных объединений, чтобы соперничать с улицей, клуб должен создавать среду, в которой детям было бы интересно; работники клуба должны обладать фантазией, уметь разнообразить формы работы.

Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 1015 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Добавить комментарий

Закрыть меню