Оплата труда муниципального служащего

Именно в деятельности муниципальных служащих реализуется воплощение задач и функций органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления наделены правом самостоятельного решения широкого круга вопросов, которые именуются в законодательстве «вопросами местного значения». При этом решение вопросов местного значения играет важную роль в обеспечении жизнедеятельности муниципального образования, поскольку они охватывают широкий круг общественных отношений, возникающих на его территории. 9

Основные принципы организации материального стимулирования труда муниципальных служащих вытекают из Федерального закона Российской Федерации от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – «закон о муниципальной службе»). Право муниципального служащего на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом) предусмотрено в пункте 3 части 1 статьи 11 Закона о муниципальной службе. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о муниципальной службе, муниципальному служащему гарантируются право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания. Из нормы статьи Закона о муниципальной службе следует, что федеральный законодатель регулирует лишь общие исходные начала в оплате труда муниципального служащего, в то время как соотносительность основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих предусмотрена в пункте 5 статьи 5 Закона о муниципальной службе и пунктом 5 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (далее – «Закон о государственной гражданской службе») в качестве одного из элементов взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы.

Одним из таких начал, закрепленных в части 1 статьи 22 Закона о муниципальных служащих, является определение оплаты труда муниципального служащего в виде денежного содержания. Следует отметить, что в части 1 статьи 50 Закона о государственной гражданской службе денежное содержание государственного гражданского служащего определено как основное средство его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности государственной гражданской службы. Как представляется, такая формулировка вполне применима по аналогии и к денежному содержанию муниципального служащего.Закон о муниципальных служащих устанавливает, что денежное содержание муниципального служащего состоит из двух частей:

должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (должностной оклад); ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты).

Виды дополнительных выплат подлежат определению законом субъекта РФ.

Закон о муниципальных служащих предоставляет органам местного самоуправления самостоятельность в определении размера и условий оплаты труда муниципальных служащих. Данная норма согласуется с положением части 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»в соответствии, с которым органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.10

Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления согласно части 2 статьи 22 Закона о муниципальных служащих подлежат установлению в муниципальных правовых актах, издаваемых представительным органом муниципального образования.11

Наиболее острой проблемой как государственной, так и муниципальной службы является крайне низкий уровень оплаты система формирования которой, не ориентированна на результаты служебной деятельности. 12

Для муниципальных служащих должна быть установлена особая система оплаты труда, которая должна отвечать специфике труда этой категории работников, называемая денежным содержанием. Действующая система оплаты труда муниципальных служащих нуждается в реформировании, а именно в создании такого механизма стимулирования, чтобы он, с одной стороны, препятствовал реализации негативных качеств муниципальной службы (существующих особенностей и др.), а с другой – создавал условия для полной реализации повышенной социальной ответственности за действия и принимаемые решения.

Построение систем оплаты труда в соответствии с особым порядком должно происходить с включением показателей эффективности и результативности и отражать как эффективность деятельности органа местного самоуправления в целом, так и результативность деятельности отдельных муниципальных служащих.

Глава 2. Оплата труда муниципальных служащих в органах местного самоуправления

2.1. Оплата труда муниципальных служащих в Администрации муниципального образования «Город Орск»

Оплата труда муниципальных служащих в муниципальном образовании «Город Орск» осуществляется на основании Положения о денежном содержании муниципальных служащих в городе Орске утвержденного решением Орского городского Совета депутатов от 06.10.2008г. №41-677 «О денежном содержании муниципальных служащих в городе Орске» (далее – «Положение о денежном содержании»), законодательством Российской Федерации и Оренбургской области, а также муниципальными правовыми актами города Орска.

Денежное содержание муниципальных служащих выплачивается за счет средств бюджета города Орска. Привлечение иных источников не допускается.

Денежное содержание муниципальных служащих состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее – должностной оклад), а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых Положением о денежном содержании. 13

Единая схема должностных окладов муниципальных служащих применительно к должностям муниципальной службы, установленным реестром муниципальных должностей муниципальной службы, устанавливается решением Орского городского Совета депутатов.

Размеры должностных окладов муниципальных служащих ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции. Если городу Орску предоставляются дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и Оренбургской области, то увеличение (индексация) должностных окладов производится в соответствии с законодательством Оренбургской области.

К ежемесячным и иным дополнительным выплатам относятся:

ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;

ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы (в зависимости от замещаемой должности);

ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

ежемесячное денежное поощрение;

единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда;

выплата районного коэффициента.

Размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет устанавливается муниципальным служащим в зависимости от муниципального стажа:

от 1 года до 5 лет в размере 10 процентов;

от 5 лет до 10 лет в размере 15 процентов;

от 10 лет до 15 лет в размере 20 процентов;

свыше 15 лет в размере 30 процентов.

Размер ежемесячной надбавки к должностному за особые условия муниципальной службы муниципальному служащему устанавливается распоряжением работодателя в пределах установленных Положением о денежном содержании в зависимости от замещаемой должности:

лицам, замещающим высшие должности муниципальной службы, от 130 до 180 процентов должностного оклада;

лицам, замещающим главные должности муниципальной службы, от 100 до 130 процентов должностного оклада;

лицам, замещающим ведущие должности муниципальной службы, от 80 до 100 процентов должностного оклада;

лицам, замещающим старшие должности муниципальной службы, от 60 до 80 процентов должностного оклада;

лицам, замещающим младшие должности муниципальной службы, от 30 до 60 процентов должностного оклада.

Порядок и условия выплаты ежемесячного денежного поощрения, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда муниципальным служащим в городе Орске устанавливаются Положением о порядке и условиях выплаты ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий и о порядке выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих утвержденного решением Орского городского Совета депутатов от 06.10.2008г. №41-677 «О денежном содержании муниципальных служащих в городе Орске» (далее – «Положение о денежном поощрении»).14

Ежемесячное денежное поощрение выплачивается муниципальным служащим в размере до 1,2 должностного оклада. Расчет суммы ежемесячного денежного поощрения производится за фактически отработанное время.

Основанием для выплаты ежемесячного денежного поощрения муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы в администрации города, руководителям отраслевых (функциональных), территориальных органов, структурных подразделений администрации города является распоряжение главы города.

Ежемесячное денежное поощрение выплачивается муниципальным служащим при выполнении условий:

своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей, определенных должностной инструкцией;

строгое соблюдение финансовой дисциплины;

качественное выполнение требований нормативно-правовых актов Российской Федерации, Оренбургской области и органов местного самоуправления;

своевременное рассмотрение обращений, заявлений и жалоб граждан;

отсутствие нарушения трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка.

Муниципальным служащим могут быть выплачены премии за выполнение особо важных и сложных заданий не более одного оклада в год.

Основанием для выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий муниципальным служащим города Орска является распоряжение работодателя.

Материальная помощь устанавливается в размере одного должностного оклада в год и может выплачиваться муниципальному служащему в связи:

со смертью близких родственников (супруги, дети, родители);

с рождением ребенка;

с бракосочетанием;

с юбилейными датами.

Основанием для выплаты материальной помощи является распоряжение работодателя.

Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливается в размере двух должностных окладов и выплачивается один раз в календарном году при уходе муниципального служащего в очередной оплачиваемый отпуск.

Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Денежное содержание муниципального служащего является основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности. Можно отметить, что в законодательстве о муниципальной службе используется термин «денежное содержание» вместо близкого по смыслу «заработанная плата», содержащегося в Трудовом кодексе Российской Федерации, что обусловлено как спецификой труда муниципальных служащих, так и особенностями исчисления самого денежного содержания.

Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» выделяет следующие основные элементы денежного содержания муниципальных служащих:

1) должностной оклад;

2) ежемесячные дополнительные выплаты;

3) иные дополнительные выплаты.

Размер и виды ежемесячных и дополнительных выплат определяются законами субъектов Российской Федерации.

Должностной оклад является главным элементом денежного содержания любого служащего. Он представляет собой вознаграждение за его профессиональную квалификацию.

Для расчета должностного оклада муниципальных служащих обычно используется их привязка к какому-нибудь определенному показателю. В региональном законодательстве прослеживается несколько подходов в определении размера должностного оклада, наиболее распространенными из них являются:

— зависимость размера должностного оклада от уровня среднемесячной начисленной заработной платы по области, образующегося по итогам показателей среднемесячной оплаты труда в отраслях экономики;

— зависимость размера должностного оклада от численности населения, проживающего на территории муниципального образования;

— зависимость от замещаемой должности муниципальной службы.

В региональном законодательстве прослеживаются одинаковые подходы в определении таких надбавок, как ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет и надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за выслугу лет определяется исходя из стажа муниципальной службы:

— от 1 года до 5 лет — 10;

— от 5 до 10 лет — 15;


— от 10 до 15 лет — 20;

— свыше 15 лет — 30.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин устанавливается в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Она может иметь фиксированный размер или выплачиваться в виде процентной надбавки.

В органах местного самоуправления обычно принимаются локальные правовые акты, регулирующие вопросы премирования муниципальных служащих.

В ряде субъектов Российской Федерации предусматривается выплата муниципальным служащим и иных надбавок. В качестве примера можно привести надбавки за ученую степень, надбавки за почетное звание и за наличие государственных наград Российской Федерации.

Определение конкретных размеров должностных окладов муниципальных служащих отнесено к ведению органов местного самоуправления. Закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» при этом предусматривает, что муниципальные правовые акты, регулирующие данные вопросы, могут издаваться только представительным органом муниципального образования.

Вопросы для самоконтроля:

1. Из каких элементов состоит денежное содержание муниципального служащего?

2. Перечислите ежемесячные и дополнительные выплаты муниципального служащего.

3. Кем устанавливаются размеры надбавок к должностному окладу муниципального служащего Республики Башкортостан за особые условия службы?

4. Каковы размеры единовременных выплат, выплачиваемых к отпуску муниципального служащего?

С.

Введение……………………………………………….……………………..3- 6

Глава1. Особенности оплаты труда муниципальных служащих ……7-13

  1. Правовое регулирование труда муниципальных служащих ……….7- 9
  2. Организация оплаты труда и стимулирование деятельности муниципальных служащих …………………………………………………10-13

Глава 2. Оплата труда муниципальных служащих в органах местного самоуправления ……………………………………………………………..14-21

  1. Оплата труда муниципальных служащих в Администрации муниципального образования «Город Орск» …………………………..…14- 17
  2. Формирование фонда оплаты труда муниципальных служащих в Администрации муниципального образования «Город Орск» …………..18-21

Заключение ………………………………………………………………….21- 22

Список использованных источников и литературы ………………….23-25

Введение

В настоящее время одной из проблем кадровой политики в органах местного самоуправления является необходимость привлечения на муниципальную службу высококвалифицированных специалистов, а это невозможно без повышения привлекательности муниципальной службы, для чего необходима разработка и внедрение системы стимулирования оплаты труда муниципальных служащих.

В органах местного самоуправления в качестве мотивационного воздействия преобладает материальное стимулирование, которое не является действенным по той причине, что не может быть в полной мере обеспечено ограниченными средствами бюджета. Мало кто из высококвалифицированных специалистов сделает выбор в пользу ответственной, но низкооплачиваемой должности. А если учитывать возрастающие требования к уровню образования муниципальных служащих, которые часто выражаются в необходимости переподготовки и получения второго высшего образования, то существующие размеры денежного содержания муниципального служащего требуют значительной корректировки в сторону их увеличения.1

Актуальность исследования обусловлена тем, что система премирования муниципальных служащих, которая существует до настоящего времени в органах местного самоуправления, является неэффективной и требует усовершенствование системы оплаты труда. Главной целью системы оплаты труда является создание условий и возможностей для муниципальных служащих обеспечить достоянный образ жизни. Таким образом, выстраивание целостной системы оплаты труда, применяемой в органах местного самоуправления, является необходимым условием для создания эффективной муниципальной службы, для привлечения молодых и высококвалифицированных специалистов.

Актуальность темы исследования и недостаточность изученности проблемы построения системы оплаты труда подтверждается широким освещением этой проблемы в научной и методической литературе. Проблемы заработной платы и построения новых форм и систем вознаграждения исследуются в работах отечественных и зарубежных ученых и специалистах. Одними из известных российских исследователей были В.В. Травин и В.А. Дятлов, по их мнению, стимулирование труда – это способ вознаграждения работника за участие в производстве, основанное на сопоставлении эффективности труда и требований технологии, стимулирование – это применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией и включения соответственных мотивов.

Особое место в вопросах вознаграждения работников занимали зарубежные исследователи, такие как Анри Файоль, Майкл Армстронг, Стейси Адамс. По мнению Файоля на вознаграждение влияет несколько факторов: обстоятельства, не зависящие от воли хозяина и ценности служащего, дороговизна жизни, избыток и недостаток персонала, общее состояние дел, экономическое положение предприятия и т.д.; ценность служащего; принятая форма заработной платы. Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и, по возможности, удовлетворять персонал и предприятие, нанимателя и служащего.2

Майкл Армстронг исследовал стратегии управления вознаграждением в ведущих организациях. По мнению Армстронга в структуру вознаграждения работников фирмы, компенсирующего их трудовой вклад, могут входить следующие компоненты: базовая оплата по тарифным ставкам и окладам, которая устанавливается на основе тарифных договоров с учетом тяжести, содержания, ответственности условий труда, рыночной конъюнктуры и других факторов; доплаты и компенсации за условия и тяжесть труда; надбавки и премии за результативность труда; социальные выплаты; дивиденды — участие в прибылях фирмы. Основная функция заработной платы — это мотивирование работников к эффективному труду.

В своей теории справедливости Адамс утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Основной вывод теории состоит в том, что пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут уменьшать интенсивность труда.3

Целью данной работы является выявление основных направлений бюджетной обеспеченности и выделение основных проблем и недостатков правового регулирования оплаты труда муниципальных служащих на примере муниципального образования «Город Орск».

Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:

— дать оценку правовому регулированию труда муниципальных служащих;

— определить порядок и условия выплаты ежемесячного денежного поощрения, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих.

Объектом исследованияработы является оплата труда и вознаграждение муниципальных служащих муниципального образования «Город Орск».

Предметом исследования является изучение структуры построения системы оплаты труда муниципальных служащих.

Структура работы представляет собой две главы. В первой главе дается понятие денежного содержания муниципального служащего, а также раскрывается правовое регулирование оплаты труда муниципальных служащих.

Во второй главе рассматривается порядок и условия выплаты ежемесячного денежного поощрения, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, выплаты материальной помощи, а также формирование фонда оплаты труда муниципальных служащих на примере муниципального образования «Город Орск».

Глава 1. Особенности оплаты труда муниципальных служащих

1.1. Правовое регулирование оплаты труда муниципальных служащих

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил, что правовое регулирование муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами. 4

В 2007 году принят Федеральный закон Российской Федерации от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в рамках совершенствования института муниципальной службы в России, который в 6 главе определил общие принципы оплаты труда и гарантии для муниципальных служащих. Так, статья 22 закона установила, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.5

Вопросы регулирования оплаты труда муниципальных служащих на сегодняшний день представляют значительную трудность. Во-первых, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства Российской Федерации, а также акты общего законодательства о труде. Во-вторых, деятельность и оплата труда муниципальных служащих регулируется законодательством о муниципальной службе принятом в субъектах Российской Федерации. Это означает, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными законодательством о муниципальной службе. Данное положение закона позволяет не дублировать в законодательстве о муниципальной службе многочисленные нормы трудового законодательства. В-третьих, немало правовых актов по вопросам муниципальной службы принято органами местного самоуправления. В-четвертых, достаточно мало научных исследований по вопросам регулирования трудовой деятельности именно муниципальных служащих (в отличии их от государственных служащих).

Таким образом, регулирование труда муниципальных служащих, равно как и регулирование вопросов организации местного самоуправления вообще, осуществляется комплексно, нормами ряда отраслей права – прежде всего, трудового права и муниципального права. Таким образом, основой регулирования труда муниципальных служащих является федеральное трудовое законодательство, федеральное законодательство о муниципальной службе, законодательство о муниципальной службе субъектов РФ и непосредственно муниципальных образований.

Муниципальная служба в Оренбургской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Оренбургской области, законами и иными нормативными правовыми актами Оренбургской области, уставами муниципальных образований, решениями, принятыми на сходах граждан, и иными муниципальными правовыми актами.6

Правовое регулирование оплаты труда муниципальных служащих в муниципальном образовании «Город Орск» осуществляется на основании Положения о денежном содержании муниципальных служащих в городе Орске утвержденного решением Орского городского Совета депутатов от 06.10.2008г. №41-677 «О денежном содержании муниципальных служащих в городе Орске», законодательством Российской Федерации и Оренбургской области, а также муниципальными правовыми актами города Орска.

1.2. Организация оплаты труда и стимулирование деятельности муниципальных служащих

В соответствии с Законом Оренбургской области от 10.10.2007 № 1611/339-IV-ОЗ «О муниципальной службе в Оренбургской области» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами Оренбургской области, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. 7

Специфика труда муниципальных служащих состоит в том, что они выполняют работу, которая выражается в обосновании целей и направлений общественного развития; занимают должности в государственных организациях, что позволяет проявлять государственную власть; обеспечивают условия функционирования государственной власти и государства; обладают особым предметом труда – информацией, которая в то же время выступает средством их воздействия на управляемых и одновременно обслуживаемых граждан. Профессиональную деятельность муниципального служащего можно охарактеризовать как сложную многофункциональную деятельность, сочетающую в себе как исполнительскую, так и управленческую составляющую направленность, связанную с необходимостью принимать ответственные решения, которые предъявляют специфические требования к личностно-профессиональным качествам работников. 8

Добавить комментарий

Закрыть меню