Оперативно розыскная психология

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3

1. ПСИХОЛОГИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………….5

1.1 Правовые основы оперативно–розыскной деятельности…………………..5

1.2 Психологический контакт……………………………………………………7

1.3 Использование психологии в получении информации……………………….8

1.4 Психологическое воздействие на личность…………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..16

ВВЕДЕНИЕ

Для того, что бы понять любое поведение, преступное в том числе, необходимы знания психологии личности, психологических механизмов и мотивов, социально-психологических явлений и процессов. А такие знания ни в коем случае не могут быть получены только путем изучения научных работ и уголовных дел, при игнорировании «живого» преступника со всеми его страстями и нуждами, с его сложным и неповторимым жизненным путем, подчас трагической судьбой, спецификой индивидуального облика.

Знание психических закономерностей, применение в процессе оперативно-розыскной деятельности определенных психологических методов облегчает труд сотрудника, помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с заинтересованными людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической оперативно-розыскной и следственной деятельности.

Все больше осознается, что психология — не отвлеченная наука, посвященная решению тонких и сложных теоретических вопросов, а важное и необходимое звено в образовании всякого культурного специалиста. Практически нет вида деятельности человека, где вмешательство психологической науки не привело бы к его облегчению и упорядочению.

Без знания психических закономерностей нельзя руководить людьми. Поэтому среди наук, оказывающих помощь правоохранительной деятельности в стране, немаловажное место занимает и психологическая наука. Она вскрывает закономерности, знание которых необходимо каждому, кто призван воздействовать на людей, направлять их усилия, воспитывать их и т. д.

Психология следственной и оперативно-розыскной деятельности — разделы юридической психологии, в которых изучаются психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений, а также разрабатываются психотехнические средства воздействия на криминальные элементы.

В связи с тем, что профессия следователя и оперативного работника по ведущим характеристикам является профессией типа “человек-человек”, знание психологии людей, ориентация в закономерностях и механизмах преступного поведения, в возможностях реализации психологических методов исследования и психотехнических приемов воздействия может существенно влиять на эффективность профессиональной деятельности данных категорий сотрудников правоохранительных органов.

В преступной деятельности, как известно, нередко используется маскировка противоправных деяний, чтобы умышленно ввести в заблуждение следователей и оперативных работников. А поэтому в начальный период профессиональных действий им действительно сложно определить с каким типом ситуации они столкнулись: то ли с объективно обусловленной следственной задачей, где налицо прямые признаки преступления, то ли с субъективно заданной искусно оформленной “загадкой”, которую можно решить лишь распутав “психологические следы» (или иначе собрав психологические источники доказательств и психологически переиграв преступника).

1. ПСИХОЛОГИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Правовые основы оперативно-розыскной деятельности

Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 года в статье первой определяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности уполномоченных на то органов государства, осуществляемую гласно и негласно в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Закон указывает, что этот специфический вид деятельности в интересах борьбы с преступностью осуществляется в двух взаимодополняющих формах — гласно и негласно.

Все действия оперативного работника должны отвечать требованиям Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и соответствовать положениям морально-этического кодекса оперативного работника. В федеральных законах, подзаконных актах невозможно учесть все нюансы личных взаимоотношений оперативного сотрудника, на первый взгляд не касающихся его служебной деятельности, в частности, связанные с взаимоотношениями оперативного работника с руководством отдела, с прокурором, судьей, следователем, сослуживцами. Также невозможно детально регламентировать взаимоотношения с агентами, резидентами, доверенными лицами. И практически не поддается всеобъемлющему правовому регулированию весь спектр взаимоотношений с гражданами, вовлекаемыми в сферу деятельности оперативного сотрудника.

Общепризнанно, что принципами оперативно-розыскной деятельности являются законность, конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, используемых в оперативно-розыскной деятельности. Поэтому одно из непременных условий оперативно-розыскной тактики производство всех действий, мероприятий, комбинаций, операций и т.п. на основе строжайшего соблюдения требований закона. Принцип законности наряду с другими общеправовыми принципами (уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина) тесно увязывается со специальными принципами (конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств достижения цели).

Согласно ст. 6 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», к оперативно-розыскным мероприятиям относятся:

— опрос граждан;

— наведение справок;

— изъятие образцов для сравнительного исследования;

— проверочная закупка;

— исследование предметов и документов;

— наблюдение;

— отождествление личности;

— обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

— контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

— прослушивание телефонных переговоров;

— съем информации с технических каналов связи;

— оперативное внедрение;

— контролируемая поставка;

— оперативный эксперимент.

Этот перечень — исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Необходимо иметь в виду, что в оперативно-розыскной деятельности практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих изучить интересующий вопрос всесторонне. Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно с прослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка — совместно со сбором образцов для сравнительного исследования и т.п.

1.2 Психологический контакт

Психологический контакт — это процесс установления и поддержания взаимного тяготения общающихся лиц.1 Развитие контакта между людьми, как правило, происходит в три стадии: взаимное оценивание, взаимная заинтересованность, обособление в диаду.

Процесс общения, как правило, начинается со знакомства.

Успешное знакомство обеспечивается тщательным планированием данного процесса. При планировании учитываются индивидуально-психологические особенности объекта, заинтересованность его, психологический и социальный тип, а также мотивация поведения.

Первое впечатление о вступающем в контакт сотруднике играет очень большую роль в установлении и развитии контакта с объектом. Первое впечатление, как показывают исследования, складывается на основе восприятия: а) внешнего вида человека; б) его экспрессивных реакций (мимики, жестов, походки); в) голоса, речи. Психологические особенности интересующего лица, безусловно, накладывает свой отпечаток на этот процесс. Внешний вид: рост, телосложение, пол, цвет кожи — вот те признаки, которые лежат в основе первого впечатления о человеке. В формировании первого впечатления большую роль играет привычный для объекта стереотип внешнего облика. Несмотря на тот факт, что, в конечном счете, в действие вступает аналитико-синтетическая деятельность людей, стереотипы все же дают знать о себе очень сильно. Нужно научиться подходить под эти стереотипы, исходя из особенностей культуры, реальной обстановки и психологии объекта нашего интереса.

Проявление интереса к конкретному человеку связано с явлениями симпатии и антипатии, которые складываются между общающимися обычно на подсознательном уровне. Развитие контакта продолжается только при наличии положительного отношения друг к другу, т. е. когда имеет место взаимная симпатия.

Люди всегда тяготеют к тому, кто рассматривает их как положительную личность, наделенную определенными ценными качествами. Когда один человек искренне хочет понять другого, последний как бы допускает этого человека в мир своих переживаний и симпатизирует ему.

Симпатия объекта к сотруднику возникает на основе действия закона реципроксности2; в частности, действие одного человека порождает ответную реакцию другого. В данном случае ответная реакция выступает в виде сложного, психологического образования. Интенсивность этой реакции во многом зависит от личности того, на кого она направлена, то есть от конкретного сотрудника.

Доверие и доброжелательность со стороны объекта — это самые существенные условия в развитии отношений. В связи с этим формирование доверительности и доброжелательности как фазы общения должно быть предметом особого внимания сотрудника. Практически доверительность начинает формироваться с заведения знакомства и устанавливается при обособлении объекта и данного сотрудника в диаду.

1.3 Использование психологии в получении информации

Общепсихологической основой, на базе которой возможно получение интересующих сведений, является теория бессознательного. Термин «бессознательное» употребляется для обозначения таких явлений, которые протекают в психике человека, но не осознаются им. Смысл получения информации путем выведывания заключается в том, чтобы, опираясь на общие закономерности психической деятельности субъекта нашего интереса, побудить его к передаче информации в той или иной форме сотруднику. Поскольку этот субъект, как правило, сознательно передать эту информацию не хочет, его необходимо побудить к неосознанной ее передаче.

Исходя из общих теоретических положений и практического опыта, выработанного человечеством можно выделить два основных способа получения необходимой информации.

Первый — это побуждение субъекта к непроизвольным высказываниям фактов, представляющих интерес для сотрудников.

Второй — побуждение интересующего лица к непроизвольным физическим и экспрессивным действиям, содержащим соответствующую информацию. Внутри названных способов выделяется ряд конкретных приемов, с помощью которых и осуществляется получение необходимой правоохранительным органам информации.

Демонстрация конкретных предметов, «оживляющих» в памяти заинтересованного лица, соответствующие образы и побуждающих его непроизвольным высказываниям.

Использование смежной темы разговора. Этот прием дает в целом возможность вести целенаправленную беседу, не прибегая к постановке вопросов.

Использование чувства значимости конкретной личности.

Люди, как правило, стараются сохранить и повысить чувство собственного достоинства. Затронув это чувство, можно добиться того, что интересующая личность, защищая свой престиж, выскажется по вопросу, представляющему интерес для сотрудника.

Обращение к чувству собственного достоинства. Этот прием предполагает похвалу, лесть, подчеркнутое выражение уважения, большой заинтересованности и внимания по отношению к собеседнику. Прием особенно эффективен при общении с тщеславными и честолюбивыми людьми.

Проявление равнодушия. Этот прием применяется, когда у собеседника наблюдается большое желание обсудить сведения, которыми он располагает, затронуть в разговоре известную лишь только ему новость, которой он придает большое значение. Проявление безразличия к важной с точки зрения собеседника информации, пренебрежение ею задевают его самолюбие и тем самым стимулируют к высказыванию дополнительных данных, подчеркивающих значимость этой информации.

Использование эмоционального стресса. Под эмоциональным стрессом в данном случае понимается состояние психического напряжения.

Постановка неожиданного вопроса. Этот прием имеет две разновидности. Путем постановки неожиданного вопроса можно привести интересующее лицо в замешательство, уличить его в чем-то, например в обмане. В первом случае это лицо может не осознавать намерений собеседника, во втором — эти намерения им осознаются.

Неточное или ложное заявление. Намеренно делая ложное заявление или неверно высказываясь по какому-либо вопросу, мы рассчитываем на то, что собеседник захочет уточнить или дополнить наше высказывание. Особенно эффективен этот прием при общении с эмоциональными и импульсивными натурами, которых искажение фактов легко выводит из равновесия.

Психологическая характеристика оперативно-розыскной деятельности

Понятие оперативно-розыскной деятельности

Федеральный закон № 144-ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» в качестве основных задач данного вида деятельности определяет:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
  • установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших:
  • добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Изданного перечня задач видно, что теория и практика оперативно-розыскной деятельности (ОРД), нацеленные на преодоление сопротивления отдельных лиц и преступных группировок и разрушение их преступных замыслов, самым непосредственным образом связаны с психологической наукой. Необходимость использования психологических знаний в сфере ОРД определяется следующими ее специфическими особенностями.

1. ОРД носит характер постоянного и скрытого конфликтного взаимодействия с преступной средой и лицами, замышляющими, подготавливающими или уже совершившими преступления. Вследствие этого ОРД:

  1. осуществляется конспиративно;
  2. является деятельностью рефлексивной, т.е. характеризуется изучением проверяемых и разрабатываемых лиц, а также воздействием на них;
  3. экстремальна, так как связана с определенным риском из-за физической опасности, недостатка исчерпывающей информации о преступных событиях и причастных к ним лицах, постоянного противодействия криминальных элементов и дефицита времени.

2. ОРД характеризуется:

  1. постоянным анализом и прогнозированием оперативниками результатов своей деятельности и деятельности криминальных элементов;
  2. использованием разнообразных мотивировок и ролевых игр для обеспечения скрытности проводимых мероприятий, эффективности получения и использования оперативно ценной информации о проверяемых и разрабатываемых лицах;
  3. постоянной готовностью к действиям в экстремальных ситуациях;
  4. строгим эмоционально-волевым контролем.

3. ОРД свойственно то, что она:

  1. строится на нормативно-правовой основе, т.е. регламентируется действующими нормами права и морали;
  2. связана с привлечением многообразных сил, средств и методов, т.е. осуществляется как деятельность комплексная и коллективная;
  3. постоянно согласуется с оперативной обстановкой и конкретными оперативно-тактическими ситуациями;
  4. отличается высоким динамизмом из-за постоянного изменения среды функционирования.

В связи с перечисленными особенностями в ОРД первостепенное значение приобретает психологическое обоснование:

  1. закономерностей психики субъектов ОРД (оперативников и лиц, привлекаемых к участию в оперативно-розыскной деятельности);
  2. психологических компонентов преступной деятельности отдельных лиц, организованных преступных групп и организованных преступных сообществ (их мотивации, особенностей преступной субкультуры);
  3. специфических закономерностей психологии борьбы субъектов ОРД с криминальными лицами;
  4. психологических способов и приемов получения субъектами ОРД оперативной информации в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

На современном этапе возрастает также значение социально-психологических аспектов ОРД на ее организационно-управленческом уровне. Речь идет об использовании данных психологических исследований:

  • при изучении и отборе кадров;
  • разработке путей и методов профессиональной подготовки и повышения морально-психологического уровня личного состава оперативно-розыскных органов;
  • повышении качества управления силами и средствами ОРД;
  • организации и совершенствовании информационно-аналитической работы, прогнозирования и планирования;
  • организации координации и взаимодействия, поддержании оперативной готовности сил и средств:
  • стимулировании усилий сотрудников в борьбе с преступностью.

Перечисленные специфические особенности ОРД не являются, конечно, исчерпывающими, но относятся к наиболее существенным. Даже неполный перечень этих особенностей убедительно свидетельствует о том, что оперативно-розыскная деятельность, как и любая другая, включает существенные психологические компоненты.

В этой связи в рамках общей теории ОРД формируется и получает свое обоснование оперативно-розыскная психология. Не предметом следует считать закономерности и механизмы психики людей, выступающих в качестве субъектов ОРД, и противостоящих им криминальных элементов, т.е. лиц, занимающихся противоправной деятельностью, и их окружения. При этом к предмету оперативно- розыскной психологии следует отнести не только закономерности психики отдельного индивида, но и психологию оперативно-розыскных коллективов, психологию преступных групп и преступных сообществ, а также психологию их конфликтного взаимодействия между собой в соответствующих социальных условиях.

Поскольку оперативно-розыскная деятельность — это разновидность социально-психологической деятельности, она состоит из поисковых, коммуникативных, реконструктивных, удостоверительных и воспитательных компонентов, эффективность которых напрямую зависит от профессиональных качеств сотрудника.

Психологический профессионализм оперативного сотрудника

По мнению специалистов (Б.Г. Бовин, Н.И.

Мягких, А.Д. Сафронов), выполнение оперуполномоченным его функциональных обязанностей требует наличия определенных психологических качеств, свойств, умений. Среди них:

  1. коммуникативные качества:
    • способность располагать к себе людей, вызывать у них чувство доверия, быстро устанавливать контакты с новыми людьми, разумно сочетать деловые и личные контакты с окружающими;
    • умение быстро найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника, дать объективную оценку действиям других людей;
    • умение согласовывать свои действия с действиями других лиц, отстаивать свою точку зрения;
  2. интеллектуальные качества:
    • умение выбрать из большого количества информации ту, которая необходима для решения данной задачи;
    • способность видеть несколько возможных путей решения задачи и мысленно выбирать наиболее эффективный, находить новые необычные решения;
    • способность схватить суть основных взаимосвязей, присущих проблеме, принять правильное решение при недостатке необходимой информации, ее противоречивости и отсутствии времени на ее осмысление;
    • умение рассмотреть проблему с нескольких различных точек зрения, оперативно выдвинуть и отработать версию, четко распределить обязанности между субъектами (профессиональное мышление);
    • чутье к наличию проблемы там, где кажется, что уже все решено;
    • способность к узнаванию факта по малому количеству признаков (интуиция);
    • способность точно воспроизводить внешность и поведение человека, иную информацию в нужный момент, легко запоминать словесно-логический материал, тут же точно передать раз услышанное (профессиональная намять);
    • умение подмечать незначительные (малозаметные) изменения в исследуемом объекте, быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой, длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители, подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредоточивая сознательно на них внимание (профессиональная наблюдательность);
  3. волевые качества:
    • стойкость, упорство в преодолении возникающих трудностей;
    • способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности, брать на себя ответственность в сложных ситуациях.

Сама профессия обязывает сыщика проявлять максимальную самостоятельность. Указания сверху могут быть самыми общими и сугубо формальными. Успех его деятельности во многом зависит от его собственного решения, ответственность за которое целиком и полностью ложится на его плечи;

  1. эмоциональные качества:
    • уравновешенность и самообладание в конфликтных ситуациях;
    • эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений.

Оперативному работнику необходимо немалое мужество, чтобы изо дня в день иметь дело с отбросами общества, видеть кровь и слезы потерпевших, таить бессильную ненависть к преступному миру (именно таить — сыщик, в отличие, скажем, от судьи или следователя, действует только тайно);

  1. моторные качества:
    • способность к быстродействию в условиях дефицита времени;
    • быстрая реакция на внезапное зрительное впечатление посредством определенных движений (высокая моторная реактивность).

Ряд экспертов по психологии ОРД отмечают необходимость наличия у сотрудника выраженной склонности к разумному риску, так как воздержание от риска в ходе ОРД, как правило, способствует утрате уже достигнутого результата. Кроме того, в процессе решения служебных задач оперуполномоченному необходимо умение оказывать специфическое психологическое воздействие на различные категории граждан, в частности для получения оперативной информации в процессе опроса свидетелей, экспертов, потерпевших, подозреваемых на основе разнообразных творческих способов и приемов выхода из проблемной ситуации.

В то же время профессиональная деятельность сотрудника жестко регламентирована существующим законодательством и воинской дисциплиной.

Из перечисленных выше профессионально значимых качеств можно заключить, что ОРД предъявляет очень высокие и разносторонние требования к личности сотрудника оперативных подразделений, которые качественно влияют на успешность борьбы с преступностью в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Добавить комментарий

Закрыть меню