ООП это образовательная программа

Статья 12. Образовательные программы

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

Надо разграничивать АОП и АООП

АОП АООП
На конкретных детей в рамках инклюзии АОП опирается на ООП или АООП Школа, «коррекционный класс»

Согласно Приказу от 30 августа 2013г. № 1015 Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» Для каждой категории нарушений детей с ОВЗ должно быть предусмотрено присутствие ассистента, или сопровождающего или тьютора, оказывающего учащемуся необходимую помощь. Такой помощник может быть рекомендован ребенку с ОВЗ по результатам обследования психолого-медико-педагогической комиссии согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. А для образовательного учреждения – обязательный для создания рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания ребенка.

К специальным образовательным программам, методам обучения и воспитания, описанным в вышеуказанных документах, относится Адаптированная образовательная программа (АОП), которая разрабатывается в помощь учащимся, педагогам и родителями.

Что такое адаптированная образовательная программа? — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации);

Зачем нужна адаптированная образовательная программа на ребенка с ОВЗ?

Адаптированная образовательная программа – это основной документ, на основе которого осуществляется образование ребёнка с ОВЗ в образовательной организации.

В ней отражается вся информация относительно того, чему и каким образом реализуется образовательный процесс для ребёнка с ОВЗ: какие условия мы для него создаем, что должны получить на выходе, как ребенок посещает учреждение, как выстраивается система командного сопровождения и т.д. АОП является рабочим инструментом команды ДОУ, которая позволяет выработать единый подход к поддержке детей, видеть общую систему условий, результатов и приоритетов, на которые должен работать каждый член команды.

АОП обязательна к исполнению. Факт наличия и исполнения АОП контролируется внутри учреждения и внешними проверяющими организациями.

Чем адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ отличается от адаптированной основной образовательной программы (АООП) для детей определенной нозологии?

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ создаётся под образовательные потребности конкретного ребёнка, которые не могут быть удовлетворены в рамках реализации образовательной программы образовательной Организации (например, потребности ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеразвивающей группе или группе для детей с тяжёлым нарушением речи ДОУ).

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья – это программа, по которой осуществляется образование детей с ОВЗ определённой нозологии в компенсирующих группах.

Обязательно ли разрабатывать адаптированную образовательную программу для ребенка с ОВЗ?

Да, разработка адаптированной образовательной программы на ребенка с ОВЗ обязательна для учреждения: внутри учреждения и служба по надзору и контролю отслеживает наличие адаптированных образовательных программ и факта их выполнения.

Адаптированные образовательные программы должны быть на каждого ребёнка, который имеет статус ОВЗ и согласие родителей (законных представителей) на обучение ребёнка по адаптированной образовательной программе. Например, если в группе 3 таких детей, то командой специалистов разрабатывается 3 АОП.

Нужно ли согласие родителей на разработку адаптированной образовательной программы?

Да, родители должны оформить письменное заявление на обучение и воспитание ребёнка по адаптированной образовательной программе, без согласия родителей команда не может официально создавать АОП.

Адаптированная программа обязательно согласуется с родителем, который ставит свою подпись на программе, тем самым подтверждая, что он согласен с её содержанием и принимает свою меру ответственности за её выполнение.

Что делать если родители не дают согласие на обучение по АОП и ее разработку?

Если родители не дают согласие, то ребенок получает образование по основной образовательной программе образовательной Организации. В этих условиях Организация выстраивает индивидуальную систему сопровождения, но дополнительное финансирование на создание адаптивной образовательной среды, привлечение необходимых специалистов не выделяется. Поэтому Организация должна вести работу с родителями, чтобы они дали согласие на обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе.

Кто разрабатывает адаптированную образовательную программу?

Адаптированная образовательная программа не может быть написана только психологом, только методистом или только тьютором.

Она всегда разрабатывается, а потом и реализуется междисциплинарной командой специалистов, которая работает с ребенком: психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем, старшим воспитателем, музыкальным работником (в ДОУ), учителем по физкультуре, медицинским работником, тьютором,педагогов доп. образованияи т.д. Если специалист работает в рамках сетевого взаимодействия, то он тоже на равных участвует в проектировании, а не просто работает по своему плану.

От того, как грамотно будет создана программа, зависит то, как легче и понятнее будет работать всем специалистам. Для сопровождения детей с ОВЗ создаются междисциплинарные команды с включением родителей.

Кем утверждается АОП?

АОП рассматривается психолого-медико-педагогическим консилиумом Организации и утверждается педагогическим советом. Подписывается каждым членом, ее разрабатывающим, согласуется с родителями и утверждается директором или заведующим.

На какой период времени разрабатывается АОП?

Период, на который разрабатывается АОП — определяется командой учреждения, но не более, чем на год, так как заключение ПМПК действует только один год. В АОП регулярно вносятся изменения на основе данных о динамике ребёнка. Если команда только включается в инклюзивный процесс, есть смысл разрабатывать АОП на более короткий срок, например, 3 месяца, чтобы поставить, реализовать маленькие задачи и научиться действовать в рамках инклюзии.

Разрабатывая АОП и определяя сроки, важно конкретно прописывать реальные задачи, содержание и ожидаемые результаты. Есть риск, разрабатывая АОП на длительный срок, поставить нереализуемые задачи или прописать огромное количество результатов, которые нельзя будет выполнить. Поэтому важно соблюсти меру по срокам.

Часто родителей волнуют вопросы, связанные с обучением и воспитанием ребёнка по АОП. Исходя из своего опыта, мы предлагаем следующие варианты:

Точки напряжения родителей Что делать
Родитель боится, что ребенка выведут из группы, если будет АОП Пояснить, что реализация АОП возможна в той же группе той же Организации, однако для ребёнка будут организованы дополнительные условия (дополнительные занятия, дополнительные специалисты и т.д.)
Родитель боится, что ребенок не попадёт потом в общеобразовательную школу Пояснить, что адаптированная программа разрабатывается на определенный ограниченный срок и что, если будет, как все хорошая динамика освоения АОП, то будет возможен перевод на ООП; пояснить, что все дети могут претендовать на зачисление в школу по месту жительства. АОП направлена на то, чтобы использовать все возможности, чтобы стать успешным в обществе, продолжить обучение, работать(важно привести позитивные примеры)
По АОП учатся только «отстающие» Показать, что по АОП могут получать образование дети самых разных групп, показать для родителей плюсы от обучения по АОП (дополнительное сопровождение, дополнительные бесплатные специалисты, индивидуальный подход, специальные условия и т.д.)
Часто против АОП те родители, которые не приняли диагноз ребенка, не приняли ситуацию Важна постепенная работа с родителями по принятию ситуации, диагноза ребенка, принятию ребенка таким, какой он есть, чтобы родители поняли, диагноз – это не фатально, что ребенок с ОВЗ такой же, как и все другие дети, только ему требуется больше сопровождения и поддержки, что у него будет успешное будущее, если будет выстроена адекватная система сопровождения. И чем раньше начата коррекционно-развивающая работа, тему спешнее результат.

После принятия ситуации обычно они соглашаются на АОП.

Что адаптируется в программе по сравнению с типовой основной образовательной программой?

Сроки и структура

Условия

Методы, приемы, способы, формы, виды деятельности

Режим посещения и график организации образовательного процесса на

протяжении дня.

Адаптация осуществляется:

– в изменении содержания образования (например, как за счет введения в содержание образования специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной сверстникам без ограничений здоровья, так и за счет сокращения объема содержания);

– в необходимости использование специальных методов, приёмов, форм и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), учитывающих особые образовательные потребности(обеспечение «обходных путей» в обучении);

– в индивидуализации обучения (требуется в большей степени, чем для ребенка без ограничений здоровья);

– в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды;

– в максимальном расширении образовательного пространства (выход за пределы образовательного учреждения для расширения сферы жизненной компетенции)

-в изменении структуры и временных рамок;

На основе чего идет адаптация основной образовательной программы?

Адаптация осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), индивидуальной программы реабилитации инвалида

Какие этапы разработки и реализации АОП?

Разработка и реализация АОП осуществляется в следующей логике:

1. Предварительный этап:

предварительная оценка образовательных потребностей ребенка изапроса родителей;

определение воспитателя и группы (классного руководителя и класса), в который поступает обучающийся с ОВЗ;

определение специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия какого-либо специалиста привлечение дополнительных ресурсов (сотрудничество с психолого-педагогическим центром, привлечение волонтеров и т.д.);

заключение договора с родителями и зачисление обучающегося с ОВЗ в образовательное учреждение.

2. Диагностический:

изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования (организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия, обсуждение психолого-медико-педагогического заключения);

описание необходимых обучающемуся с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов.

3. Разработка адаптированной образовательной программы:

проектирование необходимых структурных составляющих АОП:

титульный лист, пояснительная записка, содержание программы, основные требования к результатам реализации АОП, система контрольно-измерительных материалов;

организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы – реализация АОП;

отслеживание эффективности реализации АОП и внесение корректив в АОП.

Адаптированная образовательная программа помогает учителям обрести чувство уверенности в том, что школьное обучение этих детей будет иметь положительный результат.

Качественно составленная Адаптированная образовательная программа также помогает учителю структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях (целевых направлениях).

Это не означает, что всё, что изучает ребёнок в школе, должно быть обязательно включено в эту программу. Скорее, АОП фокусируется на тех моментах, которые являются приоритетными для обучения этого ребёнка в определённый период времени. При правильном использовании, такие программы могут стать хорошими помощниками в ежедневной учительской практике.

Тьютор

Тьютор — это ресурс, благодаря которому у ребенка с особенностями развития появляется возможность подняться на куда более высокий образовательный и социальный уровень, чем без него.

Тьютор является специалистом, который помогает сделать более эффективным образовательный процесс в инклюзивной образовательной организации.

Основными задачами в работе тьютора являются:

Организация насыщенной образовательной среды.

-у ученика должна быть возможность доступа к разным пособиям, книгам и другой информации, которая ему может понадобиться;

Реализация принципа индивидуализации.

-у ученика должна быть возможность выбора собственного образовательного маршрута.

Опора на интерес ученика.

— учащегося с ограниченными возможностями здоровья ресурсы активности могут быть существенно ограничены, но собственный интерес к чему-либо может иметь высокий потенциал.

Участие в разработке АОП.

— адаптированная образовательная программа позволяет ответить на вопрос «Что делать?». «Как это делать?».

Также согласно Письму Минобрнауки России от 11.03.2016 «О введении ФГОС с ОВЗ» обозначены особенности деятельности тьютора и ассистента.

Направление работы тьютора:

1.Подготовка дидактических материалов к уроку

2. Транслирование заданий учителя

3.Организация занятости ребенка

4.Организация коммуникаций с одноклассниками

5.Организация условий для успешной интеграции ребенка

Варианты включения тьютора в образовательное учреждение

1. Решение образовательного учреждения о введении дополнительных ставок тьютора (1 тьютор на 6 детей с ОВЗ).

2. Рекомендация ПМПК (индивидуальное сопровождение)

Модели сопровождения детей с ОВЗ тьютором

1. Введение должности тьютора в штатное расписание.

2.Расширение, изменение должностных обязанностей педагога, учителя-дефектолога, социального педагога, педагога-психолога.

Финансирование деятельности тьютора, ассистента

1. Из суммы повышающего коэффициента на реализацию услуги для детей с инвалидностью и ОВЗ.

2. Через внесение нагрузки тьюторавовне аудиторную нагрузку педагогов по тарификации в рамках новой системы оплаты труда.

3. Через стимулирующие доплаты работникам ОО.

Направление работы ассистента (помощника)

Оказание технической помощи ребенку во время учебного процесса

Варианты включения ассистента в ОУ

1.Рекомендация ПМПК (индивидуальное сопровождение)

2.Решение образовательного учреждения о введении дополнительных ставок тьютора (1 ассистент на 6 детей с ОВЗ).

Модели сопровождения детей с ОВЗ ассистентом

1. Сопровождающий

2. Введение в штатное расписание помощника воспитателя, младшего воспитателя

3. Использование потенциала сетевого взаимодействия

Наличие разработанной в соответствии с установленными требованиями и утвержденной образовательной программы является одним из основных условий перехода школ на ФГОС.

Деятельность коллектива по разработке основной образовательной программы должна строиться в соответствии с типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы.

Основная образовательная программа конкретного образовательного учреждения является продуктом коллективного труда, а не только администрации школы. Администрация школы обеспечивает общее руководство процессом разработки основной образовательной программы, создает необходимые условия для творческой деятельности педагогического коллектива, обучающихся и их родителей. Участие основных потребителей образовательных услуг, реализуемых школой, может заключаться в следующем˸

-формировании социального заказа, с учетом которого данная программа разрабатывается;

-обсуждении замысла программы (модели организации образовательного процесса, целей, ценностных ориентиров; содержания образования, портрета выпускника);

-осуществлении общественной экспертизы программы.

Не следует забывать и о социальных партнерах образовательного учреждения, которые могут также активно участвовать в разработке основной образовательной программы какой-либо ступени.

Конечно же, каждое образовательное учреждение будет реализовывать свою модель деятельности по разработке основной образовательной программы. Вне зависимости от формы организации субъектов разработки основной образовательной программы, следует отметить, что первым шагом является принятие педагогическим коллективом идей, заложенных в Стандарте и механизмов их реализации, представляемых в образовательной программе.

Основная образовательная программа должна быть рассмотрена как нормативная модель деятельности субъектов образовательного процесса или как описание алгоритма решения поставленных задач. В соответствии с этим можно условно выделить три ключевых вопроса, на которые она должна дать ответ˸

-К чему мы стремимся и что мы хотим получить (т.е. какова цель и каков планируемый результат её реализации)?

-Как мы это будем делать (то есть какие средства использовать˸ содержание, формы и методы, при каких условиях и т.п.)?

-Как мы узнаем о том, что цель достигнута (то есть какие процедуры и инструменты оценивания позволят нам узнать об этом)?

В деятельности по разработке основной образовательной программы можно выделить следующие этапы (табл. 23).

Таблица 23

Этапы разработки основной образовательной программы (ООП)

Этап Содержание деятельности Ответственные Результат
Подготовительный Изучение основных положений ФГОС и формирование у членов педагогического коллектива нового понимания образовательной программы˸ -задает новый формат жизни участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов и родителей) и новый формат управления школой; -определенным образом упакованная и оформленная образовательная услуга; -не является набором отдельных программ, а программа совместных действий участников образовательного процесса, направленных на достижение всеми обучающимися интегрированного результата соответствующей ступени общего образования Администрация школы Принятие коллективом ФГОС и понимание предназначения и важности ООП.

Установка на её разработку

Определение формата включенности коллектива, партнеров в процесс разработки основной образовательной программы. Формирование рабочих групп Администрация школы
Выбор примерной основной образовательной программы Педагогический коллектив Исходные данные для разработки программы
Изучение социального заказа и анализ возможностей ᴇᴦο реализации образовательным учреждением Рабочая группа
Целеполагания Определение принципов и подходов к формированию основной образовательной программы Рабочая группа Проект пояснительной записки к программе
Конкретизация целей и задач основного общего образования (на соответствующей ступени) в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы и с учетом социального заказа Рабочая группа
Определение планируемых результатов реализации основной образовательной программы основного общего образования (как системы ведущих целевых установок и ожидаемых результатов) в соответствии с требованиями ФГОС и социальным заказом Рабочая группа Проект компонента программы ʼʼПланируемые результаты освоения ООПʼʼ
Построение модели оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы Рабочая группа Проект системы оценки достижения планируемых результатов
Предварительная экспертиза целевого раздела программы Педагогический коллектив Принятие или направление на доработку целевого раздела программы
Разработки содержательного раздела программы Разработка комплексных программ. Например˸ -программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования; -программа воспитания и социализации обучающихся на ступени общего образования; -программа коррекционной работы. Рабочие группы Программы
Предварительная экспертиза программ Педагогический коллектив Принятие или направление на доработку
Разработка рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов с учетом требований ФГОС к структуре и содержанию˸ -пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; -общая характеристика учебного предмета, курса; -описание места учебного предмета, курса в учебном плане; -описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; -личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; -содержание учебного предмета, курса; -тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; -описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Педагоги-предметники Рабочие программы по отдельным учебным предметам, курсам
Предварительная экспертиза рабочих программ Методическое объединение педагогов- предметников Принятие или направление на доработку
Определение условий реализации программы Разработка учебного плана и плана внеурочной деятельности, ориентированных на достижение в совокупности трех групп результатов, зафиксированных в целевом разделе ООП Администрация школы и рабочая группа Учебный план, план внеурочной деятельности
Предварительная оценка учебного плана Администрация Принятие или направление на доработку
-Изучение и описание имеющихся условий (кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических и информационно-методических); -выявление и обоснование необходимости их изменений; -проработка механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий; -выработка сетевого графика по формированию системы условий и контролю за их состоянием Администрация и рабочая группа Система условий реализации ООП
Предварительная оценка системы условий Администрация Принятие или направление на доработку
Экспертизы программы Внутренняя экспертиза (на уровне педагогического коллектива) Рабочая группа Утверждение (или направление на доработку)
Внешняя экспертиза (на уровне родительской общественности, партнеров). Администрация
Согласование с учредителем

Добавить комментарий

Закрыть меню